Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 А.В. СУМАРОКОВ (ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва», Королёв)
ОБ УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ МНОГОЦЕЛЕВОГО ЛАБОРАТОРНОГО МОДУЛЯ С ПОМОЩЬЮ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА АВТОНОМНОМ УЧАСТКЕ ПОЛЕТА1Рассматривается управление движением перспективного Многоцелевого лабораторного модуля Международной космической станции на участке автономного полета. Предлагается алгоритм управления, обеспечивающий одновременное управление перемещениями центра масс и стабилизацией с помощью реактивных двигателей. Работоспособность разработанного алгоритма подтверждается результатами математического моделирования. Введение. В настоящее время в РКК «Энергия» идет работа над созданием системы управления перспективного Многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) Международной космической станции (МКС). Этот модуль должен стать центром научных исследований, проводимых на российском сегменте МКС. В список задач, которые возлагаются на этот модуль входят автономный полет и автоматическая стыковка с МКС. В работе рассматривается алгоритм управления движением МЛМ на участке автономного полета с помощью реактивных двигателей установки. Этот алгоритм должен обеспечивать одновременное управление движением как центра масс МЛМ, так и вокруг центра масс на участке автономного полета. Двигательная установка МЛМ для управления его движением на участке автономного полета состоит из 42 двигателей трех типов: 16 двигателей точной стабилизации (ДТС), тягой ~13 Н – используются только для управления движением вокруг центра масс.; 24 двигателя причаливания и стабилизации (ДПС), тягой ~392 Н – используются для управления движением и центра масс и вокруг центра масс; 2 двигателя коррекции и сближения (ДКС), тягой 4090 Н – используются для управления движением только центра масс. Рассматриваемый в работе алгоритм управления не затрагивает использование ДКС. Данный доклад посвящен решению задачи управления движением МЛМ с помощью двигателей. Эта задача состоит из трех основных частей: определение потребного изменения скорости космического аппарата (КА) на каждом такте управления бортовой центральной вычислительной машины (БЦВМ); реализация потребного изменения угловой скорости с помощью двигательной установки путем выбора оптимальной схемы включения двигателей; прогнозирование изменения параметров движения КА. Задача определения потребного изменения скорости КА Принцип решения задачи формирования управляющей скорости для управления движением вокруг центра масс можно проиллюстрировать с помощью фазовой плоскости. На этой плоскости, по оси ординат отложена разность между проекцией на оси управления текущей, оценки угловой скорости
![]() Каналы управления располагаются по осям чувствительности датчика угловой скорости. Для каждого канала управления потребное приращение угловой скорости (управляющий сигнал ![]() ![]() где ![]() При управлении угловым движением КА наряду с управляющими моментами побочно создаются также силы, изменяющие орбиту КА, для борьбы с этими возмущающими силами был предусмотрен режим компенсации орбитальных возмущений. При управлении движением центра масс КА в этом режиме происходит постоянное интегрирование линейных ускорений, создаваемых двигателями. При нахождении интегрального приращения скорости в интервале [-1 см/с, 1 см/с], управляющее воздействие не формируется, а при превышении интегрального приращения скорости границ разрешенного интервала, управляющая скорость формируется по формуле: ![]() где Реализация потребного изменения угловой скорости с помощью двигательной установки. Конструктивные особенности расположения двигателей МЛМ осложняют возможность комбинирования совместного включения двигателей для создания управляющих воздействий в том или ином канале управления.. В связи с этим при решении задачи реализации потребного изменения угловой скорости было предложено использовать для выбора оптимальной схемы включения двигателей алгоритм, основанный на методах линейного программирования [3]. В общем случае для Поэтому, требуется минимизировать функционал: ![]() где, ![]() здесь Таким образом, задача выбора времен оптимального включения двигателей сводится к задаче линейного программирования (3), (4). Решение этой задачи в бортовом алгоритме производиться с помощью модифицированного симплекс-метода [3]. Аналогично угловому движению в первых версиях алгоритма выбора оптимального набора двигателей были учтены и условия для линейных перемещений и ЗЛП решалась для 12 ограничений, однако в дальнейшем от такого подхода пришлось отказаться ввиду чрезвычайной вычислительной сложности а также для того чтобы максимизировать линейные ускорения, создаваемые при управлении центром масс. Таким образом, был создан гибридный алгоритм, в котором расчет длительностей включения для управления центром масс рассчитывается с помощью заранее определенных комбинаций двигателей, а длительности включения двигателей незадействованных в управлении центром масс и управляющих движением вокруг центра масс рассчитываются с помощью решения задачи (3), (4). Следует отметить, что такой подход к решению задачи выбора оптимальной схемы включения двигателей повышает отказоустойчивость системы, т.к. при поиске решения ЗЛП можно запретить использование конкретного двигателя при его отказе. В случае же расчета длительностей по заранее заданным таблицам аналогичная ситуация приводит либо к корректировке таблицы, либо к полной ее замене на другую таблицу. Выбор набора разрешенных на текущем такте БЦВМ двигателей для управления движением вокруг центра масс производится путем анализа текущей угловой скорости и углового рассогласования. В случае если нет требований на перемещение центра масс и угловая скорость в течение некоторого времени находиться в пределах 0.1 º/с, а угловое рассогласование в пределах 1.2º, то используется набор двигателей ДТС, в противном случае используются ДПС.
После задания управляющих воздействий на двигатели необходимо спрогнозировать изменение угловой и линейной скорости от срабатывания двигателей. Реальный профиль импульса двигателя не является прямоугольным, а приблизительно является функцией вида: ![]() здесь ![]() где ![]() ![]() здесь После расчета эффективных длительностей работы каждого двигателя рассчитывается прогнозируемое приращение за такт управления угловой где, Результаты численного моделирования. На рисунке 3 изображены поведение угловых скоростей, угловых рассогласований и линейных скоростей в каналах крена, рысканья и тангажа на наиболее динамически насыщенном участке полета – ближнем сближении с МКС (относительная дальность < 1000 м.) вплоть до стыковки с международной космической станцией. Данные были получены в результате моделирования на наземном комплексе отработки программного обеспечения. В состав стенда входит: реальная бортовая БЦВМ с прошитым бортовым программным обеспечением; наземная модель динамики и бортовых систем; модели аппаратуры системы управления движением и внешней среды; модель упругих колебаний конструкции КА; сервисное программное обеспечение. Для управления использовался полный набор из 42 двигателей. Моделировались профили импульсов согласно (5), задержки измерений и исполнения команд, ошибки установки и тяг двигателей. На графике поведения угловой скорости, на рисунке 3 черной линией показана оценка угловой скорости
Отдельно хотелось бы остановиться на обсуждении вычислительных ресурсов, требующихся для работы алгоритма. БЦВМ МЛМ состоит из 3 независимых вычислительных каналов. Прикладной Уровень каждого из этих вычислительных каналов, в который загружается программное обеспечение системы управления МЛМ, использует специально разработанный Европейским космическим агентством 32-битный процессор ERC32, являющийся модификацией процессора SPARC ver.6.0. Тактовая частота процессора – 14МГц. Частота работы системы управления движением и навигации МЛМ составляет 5 Гц. Таким образом, все рассмотренные в работе задачи необходимо решать на каждом 200 мс такте. Ввиду вычислительной сложности алгоритма для данного процессора было принято решение ограничить время его работы на каждом такте БЦВМ путем ограничения количества итераций симплекс-метода рассчитываемых в течение одного такта управления (не более 8 итераций). При этом расчет оставшихся итераций будет произведен на следующем такте. На тех тактах управления, где расчет не был закончен, управляющее воздействие на двигатели не формируется. Таким образом, удалось добиться того, что длительность работы алгоритма не на каждом такте управления не превышает 10 мс, а загрузка процессора на наиболее сложном с вычислительной точки зрения ближнем участке сближения не превышала 65%.
Заключение. В работе рассмотрен алгоритм управления движением МЛМ с помощью двигательной установки на автономном участке полета. Алгоритм обеспечивает одновременное управление как движением центра масс МЛМ, так и движением вокруг центра масс. В работе рассматривался только основной вариант управления движением МЛМ с использованием всего набора двигателей и не рассматривались нештатные ситуации. Представленные результаты моделирования движения КА на наземном комплексе обработки бортового программного обеспечения доказывают работоспособность предложенного алгоритма. ЛИТЕРАТУРА
1 Научный руководитель Платонов В.Н., научный консультатнт Борисенко А.Я. Смотрите также: Об управлении движением многоцелевого лабораторного модуля с помощью реактивных двигателей на автономном участке полета
110.03kb.
1 стр.
Курсовой проект по проектированию на тему Определение силы тяги основных марок воздушно-реактивных двигателей
214.69kb.
1 стр.
Школьный праздник, посвященный правилам
253.06kb.
1 стр.
Лабораторная работа №1 " Устройство и программирование логического модуля logo! с помощью встроенного редактора"
501.61kb.
5 стр.
Лабораторная работа №3 (29. 09. 2009) Упражнение 1 Запустите приложение WordPad и наберите нижеприведенный текст
29.32kb.
1 стр.
Математический конструктор. Корни. Преобразование иррационального выражения с помощью формул сокращённого умножения, формулы,, правила «раскрытия модуля»
95.54kb.
1 стр.
Основы техники прыжков
155.25kb.
1 стр.
11. Установившееся движение самолёта. Установившимся движением называется такое движение, при котором величина скорости постоянна и направление скорости постоянно
467.82kb.
3 стр.
Космический эксперимент
29.23kb.
1 стр.
29. 1 Производство механического оборудования 29. 11 Производство двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей
280.43kb.
1 стр.
Общая характеристика основной образовательной программы (ооп) Подготовка специалистов по направлению «Проектирование авиационных и ракетных двигателей»
153.76kb.
1 стр.
Дипломная работа студента Коробкина А. А 588.33kb.
4 стр.
|