Главная
страница 1
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
Иващенко Н.Е., Курина Г.К.

КГКП «Детская музыкальная школа №1»

«Фортепианный ансамбль» - ключевое звено

в системе музыкального образования

Образование признано одним из важнейшим приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была так же поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.

В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования является возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования.

Изменения, происходящие в педагогической сфере, не могут оставить равнодушными педагогов-музыкантов. Непосредственно, воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творчески мыслящей духовно богатой личности, в условиях дополнительного образования.

Дополнительное образование в Республике Казахстан, является важным фактором личностного роста ребенка, развития его гуманистических ценностных отношений к семье, Отечеству, природе, миру, труду, культуре, знаниям, другим людям и себе.

Благодаря особенностям развития дополнительного образования, в Детских музыкальных школах раскрывается возможность развития учащихся его индивидуальных и творческих способностей.

Современная система дополнительного образования способна предложить свое содержание деятельности, направленное на расширение возможностей самоактуализации личности учащегося.

Музыка – форма несловесного общения людей. Коллективное инструментальное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки.

В комплексе учебных дисциплин «Фортепианный ансамбль» является составной частью профессионального образования учащихся в Детской музыкальной школе. Значение этого предмета в учебном процессе переоценить невозможно. Данная рабочая программа по фортепианному ансамблю является адаптированной к условиям Детской музыкальной школы. Предназначена для работы с обучающимися младших, средних и старших классов, направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Она отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.

Цель данной программы: формирование творчески активной всесторонне развитой гармоничной личности.

Задачи:


- обучение приемам и навыкам исполнительского мастерства в классе фортепианного ансамбля;

- развитие интеллектуального, творческого потенциала учащихся и эмоциональной сферы музыкального восприятия;

- воспитание музыкального и художественного вкуса, расширение кругозора;

Педагоги-практики знают, что игра в ансамбле, как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой, с точки зрения, выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального, слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания исполняемого произведения.

Еще важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению, это искусство вести диалог с партнером, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Участников ансамбля объединяет стремление к общей цели. Творческое переживание трансформируется при игре в ансамбле в сопереживание, подразумевающее полную эмоциональную солидарность партнеров. Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию и других специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, ритмического чувства памяти, двигательно-моторных («технических») навыков. Развитие этих способностей может иметь место при различных видах музыкальной деятельности - прослушивании музыки, изучении музыкально-теоретических дисциплин, но особо эффективно, когда учащийся собственноручно оперирует с материалом.

Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. При этом каждый ученик становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе.

Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм.

Программа по фортепианному ансамблю – это дополнение к основному курсу по специальному фортепиано.

Практику ансамблевого музицирования возможно начинать уже с первого-второго года обучения, при наличии репертуара, позволяющего составлять ансамбли из ровесников-одноклассников. Такие ансамбли успешно выступают уже в 1-м классе на концертах для родителей, академических и отчетных концертах. Уже первые шаги начинающего пианиста, когда он исполняет самые простые ансамбли, сопутствует выработка ряда игровых приемов и навыков, которые относятся к процессам развития чувства ритма, выступает в качестве ее «подпорки». Важнейший из этих навыков - воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. «Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой» - писал Н А Римский-Корсаков в работе «О музыкальном образовании», имея в виду ритмически дисциплинирующее, свободно корректирующее воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнеров.

Раннее начало обучения связано с важной психологической обстановкой на воспитание пианиста, готового не только к сольному исполнительству, но получающего радость от совместной профессиональной работы с инструменталистами, вокалистами и в фортепианном дуэте. Когда учащиеся впервые получают удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Необходимо также отметить, что участие в «малых» ансамблях открывает перед ребятами большие возможности активного участия в концертной практике. Чувствуя контакт с партнерами-ровесниками, они ведут себя на сцене увереннее, раскованнее, испытывают удовольствие от общения со слушателями.

Навыки ансамблевого музицирования усваиваются малышами более естественно, иногда почти инстинктивно. Маленький пианист органично переходит от игры к исполнению пьес для фортепианного дуэта, к аккомпанементу инструменталисту или хору.

Учащиеся постигают особенности взаимодействия фортепиано с различными инструментами, что не только развивает их как будущих концертмейстеров и ансамблистов, но и обогащает их собственный исполнительский арсенал.

Наиболее популярный вид ансамблевого музицирования в Детской музыкальной школе – игра в фортепианном дуэте, что объясняется более обширном и богатым репертуаром. Пьесы, адресованные начинающим пианистам-ансамблистам, можно найти практически в каждой «школе» или хрестоматии.

Первая проблема, с которой сталкиваются начинающие ансамблисты, - синхронность исполнения. Для малышей в это понятие включается умение дать ауфтакт или подчиниться ауфтакту партнера, представление темпа и пульсация в нем, одновременность и схожесть пианистических движений, отражающих штрихи и фразировку. При игре в 4 руки на одном инструменте задача облегчается за счет зрительного контроля за единством движений.

На следующем этапе работы можно перейти от ритмо-двигательных задач к задачам слуховым – распределению звучности между аккомпанементом и мелодией, выстраиванию динамической линии, единой для двух партий ансамбля, простейшим тембровым и регистровым задачам.

Особое значение имеет работа в фортепианном дуэте на 2-х фортепиано. Получив в свое владение полную клавиатуру, а не часть ее, исполнители, с одной стороны, обретают большую двигательную свободу, с другой стороны – каждая из партий ансамбля становится более самостоятельной и разнообразной. При этом чисто ансамблевые задачи усложняются. Партнеры должны полностью перейти к слуховому контролю за выполнением ансамблевых задач, не надеясь на помощь зрительного контроля. Сложнее становится распределить фактуры – например, аккомпанемента (разделение аккомпанирующей фактуры между обоими исполнителями) или мелодии, исполняющейся в терцовый или секстовый унисон. Обогащается полифоническая ткань, усложняются задачи «оркестровки» партий – чаще всего один из инструментов играет за духовую группу оркестра, второй – за струнную.

Инструменты становятся равнозначными, исчезает закрепленное за данным инструментом понятие «первой и второй партии», т.к. они равны по сложности и по значимости.

Музыкальный материал подбирается из лучших образцов детской музыкальной литературы.

Начало практики ансамблевой игры проводится только после того, как обучающиеся практически овладеют основными способами звукоизвлечения, необходимыми элементами и приёмами исполнительской техники и приобретут начальные навыки сольной игры на фортепиано.

Этот период обучения фортепианному ансамблю приходится на III, I V год обучения по специализации «Специальное фортепиано»/5-и и 7-и летнее обучение/.

Формы занятий – индивидуальные /преподаватель+ученик/ и мелкогрупповые /ученик+ученик/- совместная игра, а также концертные выступления / на конкурсах, фестивалях и т.д./

Режим занятий – по 0,5 академического часа в неделю /при индивидуальной форме обучения/, 1 академический час на двоих /при совместной форме – в ансамбле/.

Исходя из вышесказанного, нами определены ряд основных рекомендаций для преподавателей по игре в классе фортепианного ансамбля:

1. Создавать творческую атмосферу на данных занятиях.

2. Использовать разнообразные приемы ансамблевой игры: учитель-ученик, ученик-учитель.

3. Повышать интерес учащихся через доступный музыкальный репертуар.

4. Работать над «совместным» воображением при исполнении.

5. Научить внимательно слушать партнера и себя при исполнении ансамбля.

Данная программа может быть рекомендована для Учреждений дополнительного образования, Школ искусств, Центров развития и Детских музыкальных школ

ЛИТЕРАТУРА



  1. Алексеев А.Д. Творчество музыканта – исполнителя. – М., 1991.

  2. Бажанов Н.С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста. Новосибирск, 1994. 

  3. Катонова Н.Ю. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02.- Москва, 2002.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-17/45-X

  4. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964.

  5. 2011 год, Научно-методический журнал. Наука и практика воспитания и дополнительного образования. Москва №5.

  6. Педагогика и искусство. Основан в 2006 году 4(30) 2011 г.

  7. Искусство и образование 3(71) 11.

  8. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 год, Астана, 2010 г.


Смотрите также:
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
78.23kb.
1 стр.
Нравственное воспитание субъектов образовательного процесса на уроках литературы и русского языка
73.65kb.
1 стр.
Изучение мотивации субьектов образовательного процесса на уроках физической культуры
97.16kb.
1 стр.
Из опыта работы моу сош №10 г. Вязьмы Смоленской области Системные изменения в сфере российского образования определяются национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»
122.68kb.
1 стр.
I. Характеристика школы и ее образовательной политики
1280.44kb.
11 стр.
Программа развития гуманистической воспитательной системы
208.08kb.
1 стр.
Условия осуществления образовательного процесса
36.01kb.
1 стр.
Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников. «Концепция модернизации российского образования»
86.28kb.
1 стр.
Исследование «Эколого эстетическое направление образовательной среды школы»
97.79kb.
1 стр.
«Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного гимназиста» Шемякина Л. В
93.11kb.
1 стр.
«Только в физике соль…» Разработчики: мбоу «Вилюйская гимназия»
131.71kb.
1 стр.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №34»
1411.56kb.
6 стр.