Главная
страница 1
«Финансовое право».-2010.-№1.-С.30-33.
Развитие налогового законодательства

Великобритании в конце XX — начале XXI в.*
Шередеко Е.В.,

преподаватель кафедры налогового права

ВГНА Минфина России
Научная статья Е.В. Шередеко «Развитие налогового законодательства Великобритании в конце XX - на­чале XXI в.» содержит анализ основных изменений статутного права Великобритании как основного источни­ка регулирования налогообложения. Рассматриваются вопросы законодательного закрепления прав нало­гоплательщиков, появления новой разновидности источников статутного права, регулирующих налогообло­жение - резолюций парламента Шотландии, а также особенности проекта, реализуемого правительством Великобритании «О переиздании налогового законодательства».
Ключевые слова: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Великобритания, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. Англия, налоговое право зарубежных стран, налоговое право Великобритании, статутное право, общее право, источники налогового права Великобритании, парламент­ские акты, резолюции парламента Шотландии, переиздание налогового законодательства Великобритании.
The article contains analysis of basic changes of the statute law of Great Britain as a fundamental source of regulation of taxation. The author considers the issues of legislative consolidation of the rights of taxpayers, appearance of new type of sources of statute law, regulating taxation - resolutions of the Parliament of Scotland and also peculiarities of the project realized by the Government of the GB "On Re-edition of Tax Legislation".
Key words: United Kingdom of Great Britain and Norther № Ireland, Scotland, Wales, Northern Ireland, England, tax law of foreign countries, tax law of Great Britain, statute law, general law., sources of tax law of Great Britain, Parliamentary acts, resolutions of the Parliament of Scotland, re-edition of tax legislation of Great Britain.
Для Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии конец XX — первое десяти­летие XXI в. ознаменовались проведением круп­номасштабных реформ, затронувших конституционные основы государства, его территориальное устройство, структуру и функции органов пред­ставительной и исполнительной власти. Так, в со­ответствии с Актом о конституционной реформе 2005 г. палата лордов и Тайный совет передали все су­дебные полномочия Верховному суду Соединенного Королевства, который стал «высшим судом пись­менного производства»1. Проведенная в период 1998-2000 г. революция в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии преобразовала Великобританию в регионализированное унитарное государс­тво, отдельные территории которого стали обладать неодинаковыми полномочиями. И наконец, измене­ния в структуре Правительства Великобритании пов­лекли реформирование многих государственных уп­равлений и служб, в том числе Управления налого­вых сборов и Королевской службы таможен и акциз, которые в соответствии с Актом об уполномоченных по государственным доходам и таможням 2005 г2 были объединены в Управление государственными доходами и таможнями (НМ Revenue and Customs)3.

Реформы государственного устройства, новые реалии национальной и мировой экономики и кризисных явлений в них потребовали серьезных изме­нений и в законодательном регулировании налого­обложения. Проведенные исследования Всемирного банка совместно с группой Pricewaterhouse Coopers (PwC) определили налоговое законодательство Великобритании как одно из самых сложных и запу­танных в мире. Оно насчитывает более 10 тыс. стра­ниц и продолжает увеличиваться. Можно констати­ровать целый ряд причин, в совокупности приведших к сложившейся ситуации. Среди них необходимо на­звать развитие международного и интеграционно­го налогового права в рамках Европейского Союза, особенности системы правовых источников регулиро­вания налогообложения в Великобритании, основные направления национальной фискальной и налоговой политики на современном этапе развития государства в условиях мирового экономического кризиса и т.д.

Но в настоящей статье мы преследуем цель — вы­явить изменения в статутном праве Великобритании как основного источника регулирования налогооб­ложения.

Общеизвестно, что в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии никогда не было писаной конституции в виде единого документа. Основной закон государства состоит из четырех час­тей (статутное право; правовые обычаи; общее пра­во, выраженное через судебные решения (судебные прецеденты); правовая доктрина), которые, находясь в определенной иерархической подчиненности, по-разному регулируют вопросы налогообложения.

Основным источником налогообложения в Великобритании и первой частью Конституции является статутное право. Оно состоит из нескольких частей:

1) правовые акты, принятые до XX в., но сохра­няющие значение как действующее право: Великая хартия вольностей 1215 г., «Хабеас корпус акт» 1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт о престолонас­ледии 1701 г., и др.4. Эти акты всегда публикуются в сборниках конституционных материалов и пред­ставляются как действующее право. Невозможно отрицать их огромное историческое значение. Именно в этих актах впервые нашел отражение при­нцип установления и взимания налогов и сборов только с согласия парламента страны, выраженно­го через акт (закон). Но большинство норм этих до­кументов, имеющих практическое, а не декларатив­ное значение, отменено более поздними актами парламента, таким образом приспособившими их к реально изменившимся условиям. Например, правовые нормы Билля о правах 1689 г. отменялись с 1867 по 1948 г., «Хабеас корпус акта» — ст. 3 — в 1863 г., ст. 1 — в 1966 г., ст. 2 — с 1863 по 1976 г. Также нор­мы названных актов в модифицированном виде были инкорпорированы в более поздние законы, напри­мер, в Акт о судах 1974 г. В итоге рассматриваемая разновидность статутного права как источника нало­гового права является формально действующей (пар­ламент не отменял эти акты, не признавал их недейс­твующими), но практического значения не имеющей;

2) парламентские акты, принятые с XX в. по на­стоящее время. Например, Акт о парламенте 1911 г. и 1949 г., Акт о народном представительстве 1949 г., 1969 и 1974 г., Акты о местном самоуправлении 1990 гг., Акт о палате лордов 1999 г., Акт о консти­туционной реформе 2005 г. и т.д.5.

В области регулирования налоговых правоотно­шений можно выделить акт общего характера, за­крепляющий принципы налоговой системы, элемен­ты налога и налоговые правоотношения, — Акт об управлении налогами 1 970 г.6, и специальные ак­ты, учреждающие отдельные виды налогов, порядок их функционирования. Таковыми являются: Акт о по­доходном и корпоративном налогах 1988г. (Income and Corporation Tax Act), Акт о подоходном нало­ге 2005 г. (Income Tax Act), Акт о подоходном нало­ге с корпораций 2009 г. (Corporation Tax Act), Акт о налоге на прирост капитала 1992 г. (Taxation of Chargeable Gains Act), Акт об основных налоговых скидках 2001 г. (Capital Allowances Act), Акт о налоге на наследство 1984 г. (Inheritance Tax Act), Акт о гер­бовом сборе 1981 г. (Stamp Act) и т.д.7.

В конце XX в. и в первое десятилетие XXI в. парла­ментом страны были приняты акты, изменившие ус­тоявшиеся в веках некоторые элементы налогового права и налоговой системы. Так, длительное время в Великобритании не существовало официально ут­вержденного государством перечня прав и свобод, предоставляемых гражданам на территории госу­дарства. Но принятый в 1998 г. Акт о правах челове­ка в корне изменил эту практику. Его нормами в на­циональное законодательство были введены «в си­лу права и свободы, гарантированные Европейской конвенцией прав человека». К числу таковых, со­гласно ст. 1 Акта, относятся права и основные сво­боды, закрепленные в ст. со 2 по 12 и 14 Конвенции, ст. с 1 по 3 Первого протокола и ст. 1 и 2 Шестого протокола, понимаемых в сочетании со ст. 1 6 и 18 Конвенции8. Таким образом, впервые в налоговом законодательстве Великобритании была закреп­лена отсылка на ст. 1 Протокола 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных сво­бод, в которой закреплено, что «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение сво­ей частной собственности. Никто не может быть ли­шен своего права, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не умаляют права государства обеспе­чивать выполнение законов, какие ему представля­ются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с об­щими интересами или для обеспечения уплаты нало­гов или других сборов или штрафов»9.

Таким образом, в законодательстве Великобри­тании закреплена не обязанность физического или юридического лица платить налоги, а наличие у го­сударства права ограничивать право частной собственности этих лиц для уплаты налогов в интересах общества или осуществления контроля для обеспе­чения уплаты налогов, сборов или штрафов.

Традиционно к рассматриваемой нами части статутного права исследователи относят акты, принятые парламентом Великобритании. Но итоги ре­формы территориального устройства государства позволяют предположить наличие еще одной раз­новидности правовых «парламентских» актов.

С 1998 по 2000 г. парламент Великобритании передал часть своих законодательных и исполнительных полномочий региональным органам Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса10. В насто­ящее время в управлении этими территориями об­наруживаются значительные элементы автономии: наличие представительных (парламент Шотландии, Национальное собрание Уэльса и Северо-ирландское собрание) и исполнительных органов, собс­твенная судебная система (Шотландия) и т.д.

Однако наиболее широкие полномочия предо­ставлены Шотландии. В соответствии со ст. 28 Акта о Шотландии 1998 г. законодательный орган мо­жет принимать законы в качестве актов шотландского парламента по вопросам, отнесенным к его компетенции11. Законодательная процедура их при­нятия такова: билль (законопроект) шотландского парламента, принятый им, становится актом пос­ле получения королевского одобрения. Акт полу­чает юридическую силу в день, когда письмо-патент с приложением печати Шотландии, подписанное собственноручно Ее Величеством, будет зарегистрирован в регистре с приложением большой печа­ти. Кроме этого, каждый акт Шотландии должен быть в судебном порядке объявлен как имеющий юриди­ческую силу (shall be judicially noticed).

Но основное отличие проявляется в том, что толь­ко парламенту Шотландии предоставлено полномо­чие в сфере налогообложения, а именно право на установление базисной ставки для шотландских налогоплательщиков (ч. IV, ст. 73-74 Акта о Шотландии 1998 г.). Для этого парламент может принять резо­люцию, предусматривающую определенное (не бо­лее чем в тройном размере) процентное отношение для базисной ставки одного, нескольких или всех на­логов в названном году, которое должно быть увели­чено или сокращено в Шотландии12. Резолюция дейс­твует наравне с Актами о взимании налогов парла­мента Великобритании и может быть отменена только изданием последующей резолюции.

В июне 2009 г. состоялось заседание Комитета Кальмана по вопросам расширения полномочий Шотландии в области налогообложения. Предпо­лагается в ближайшее время полностью передать Шотландии право установления ставок любых на­логов и зачисления их в собственный бюджет, но при этом Шотландия отказывается от государс­твенного бюджетного гранта, который по статисти­ке на душу населения на 15% выше среднебританских13.

Таким образом, Шотландия наделена ограни­ченным правом в сфере налогообложения территории путем принятия резолюции парламента, а сле­довательно, является налогооблагающим органом.

Сложная структура и большой объем статут­ного права являются одной из главных проблем Правительства Великобритании. В 2001 г. началось реформирование национальных налоговых актов в двух направлениях:

1) уменьшение объема налогового законода­тельства;

2) упрощение налогового законодательства для понимания каждым налогоплательщиком.

Разработка основных предложений по этим на­правлениям была возложена на Казначейство Великобритании и действовавшее в то время Управление внутренними доходами и Королевскую службу акцизов и таможенных пошлин. Из соста­ва их руководства были сформированы консульта­тивный и руководящий комитеты, функции которых сводились к разработке специальных актов об ос­новных прямых налогах Великобритании без ради­кального изменения действующего статутного пра­ва. Проект получил название «О переиздании нало­гового законодательства» (tax law rewrite project) и должен быть реализован в период 2001-2010 гг14. С 2001 г. в его рамках были разработаны семь биллей (законопроектов), из которых только седьмой билль не вступил в настоящее время в законную силу:

1) Акт об амортизационных вычетах 2001 г. (The Capital Allowances Act 2001);

2) Акт о подоходном налоге (доходы от заработ­ной платы и пенсии) 2003 г. (The Income Tax (Earnings and Pensions) Act 2003);

3) Инструкция по подоходному налогу (система «плати, как зарабатываешь») 2003 (The Income Tax (Pay as You Earn) Regulations 2003);

4) Акт о подоходном налоге (торговые и иные доходы) 2005 г. (The Income Tax (Trading and Other Income) Act 2005);

5) Акт о подоходном налоге 2007 г. (The Income Tax Act 2007);

6) Акт о корпоративном налоге 2009 (The Corpo­ration Tax Act 2009);

7) Билль о налогообложении нерезидентов (Responses to draft Taxation (International and other Provisions) Bill) — проходит в настоящее время ста­дию общественного обсуждения; вводит ряд мер, ограничивающих возможности использования на­логовых схем, в частности с договорами о прода­же земельных участков и получением их обратно в аренду, с договорами займа и т.д. В законопроекте обобщены и упорядочены положения об основаниях и порядке применения правил трансфертных цен, о порядке заключения договоров о регулировании за­вышенных цен, о налоговых агентах нерезидентных компаний и некоторые другие15.

Английские исследователи называют этот про­ект «еще одной масштабной попыткой кодификации»16, но не возлагают на нее больших надежд. С одной стороны, несомненными преимуществами новых актов является единообразие и четкость изло­жения, простота юридических конструкций. Но ос­новной цели — уменьшить объем налогового законо­дательства — достичь не удалось. Специальные акты не заменили собой предыдущие, а только обобщили или исключили некоторые их нормы, представили их в ином виде. Например, Акт о корпоративном нало­ге 2009 г. внес существенные изменения практичес­ки во все акты о налогообложении, но ни один акт целиком отменен не был17.

Подводя итог, необходимо отметить, что нало­говое законодательство Великобритании активно развивается и совершенствуется. На основе анали­за статутного права мы выявили следующие изменения:

1) статутное право Великобритании отличает­ся формализмом. Он проявляется в действии ак­тов, имеющих большое историческое значение, но не включающих в структуре ни одной практически действующей нормы;

2) статутным правом Великобритании предусмат­риваются права и свободы человека (в том числе в области налогообложения) путем закрепления отсы­лочных норм к положениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;

3) резолюции парламента Шотландии, устанав­ливающие ставки налогов, являются правовыми ак­тами, регулирующими налогообложение на терри­тории Шотландии, и составной частью статутного права Великобритании;

4) парламентские акты о прямых налогах в Великобритании подверглись процедуре переиздания, что позволило придать им большее единообра­зие, упорядоченность, современность изложения, удалить накопившиеся атавизмы.


109456, г. Москва, 4-й Вешняковский пр., д. 4

*SHEREDEKO E.V. DEVELOPMENT OF TAX LEGISLATION IN THE GREAT BRITAIN IN THE END OF THE 20TH - BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

1Ст. 40 Акта о Конституционной реформе 2005 г. // Consti­tutional Reform Act 2005 . http://opsi.gov.uk: Office of pub­lic Sector Information (Part of National Archives), 2009. URL: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2005 (дата обращения: 15.09.2006).

2Commissioners for Revenue and Customs Act 2005 — London: The Stationery Office. 2005.

3Дословный перевод — «Управление доходами и таможня­ми», но в печатных изданиях, а также в Интернете имеет место различная трактовка названия: Управление внутрен­них доходов и таможен, Управление налоговыми и тамо­женными сборами, Управление налоговыми сборами и та­можнями, Налоговое и таможенное управление. В статье употребляется название «Управление государственными доходами и таможнями», так как, по мнению автора, оно наиболее точно отражает сущность и назначение этого органа.

4URL: http://www.opsi.gov.uk/.

5 URL: http://www.legislation.hmso.gov.uk

6Taxes Management Act 1970. URL: general commissioners. gov.uk: The UK general commissioners, 2008. Системные требования: Foxit Reader 2.3. URL: http://www.generalcommissioners.gov.uk / Documents/Rules Legislation ДMA l 970ConsolidatedJan08.pdf (дата обращения: 12.12.2008).

7URL: http://www.legislation.hmso.gov.uk

8Human Rights Act 1998 / The Public General Acts and Gener­al Synod Measures. 1998. Part III. L, 1999. P. 2109.

9Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим,4ноября 1950г.)(с изменениями от21 сентября 1970г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) ETS № 005 и протоколы к ней. URL: http://echr.ru/ documents/doc/2440800/2440800-ОО l.htm (дата обраще­ния: 04.10.2009).

10Scotland Act 1998, Norther No Ireland Act 2000, The Gov­ernment of Wales Act 1998. URL: http://opsi.gov.uk: Office of public Sector Information (Part of National Archives), 2009. URL: http://www.opsi.gov.uk/acts/actsl998/ (дата обраще­ния: 20.01.2007).

11Scotland Act 1998. URL: http: // opsi.gov.uk: Office of pub­lic Sector Information (Part of National Archives), 2009; URL: http://www.opsi.gov.uk/acts/actsl998/ukpga_19980046_ en_l (дата обращения: 20.01.2007).

12Scotland Act 1998 // opsi.gov.uk : Office of public Sector In­formation (Part of National Archives), 2009; URL: http://www. opsi.gov.uk/acts/actsl998/ukpga_19980046_en_l (дата обращения: 20.01.2007)

13URL:http://www.telegraph.co.uk/news/newstopics/politics/scotland/5543136/Scotland-toset-own-income-tax-under-Calman-mmission-plans.html

14Tax Law Rewrite Project 2001. URL: www.hmrc.gov.uk: Офици­альный сайт Управления государственными доходами и таможнями, 2009. URL: http://www.hmrc.gov.uk/rewrite/index htm (дата обращения: 15.09.2006).

15Переиздание налогового законодательства Великобрита­нии. URL: http:www.roche-duffay.ru: официальный сайт консалтинговой компании Roche&Duffay, 2009; URL: http:// www.roche-duffay.ru/articles/tax_law_rewrite.htm (дата об­ращения: 03.03.2009).

16Джог Бейтс. Британский опыт. URL: http://www.duma.gov.ru; Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=pravupr/ ocenka_zak/l 5.htmi (дата обращения: 09.1 0.2009).

17Section 1326, Schedule 3 Repeals and Revocation Corporation Tax Act 2009- L, The Stationery Office. 2009. P. 782-797.


Смотрите также:
Статья Е. В. Шередеко «Развитие налогового законодательства Великобритании в конце XX на­чале XXI в.»
114.55kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «Финансовая политика и денежное обращение России в конце XVIII xxi вв.»
102.22kb.
1 стр.
О несоответствии норм уголовного и уголовно процессуального законодательства, определяющих основания и порядок освобождения
38.78kb.
1 стр.
Было Стало
128.64kb.
1 стр.
Теоретические аспекты налогового регулирования 5 1 Место и роль налогового регулирования в системе управления экономикой 5
1258.63kb.
8 стр.
Реферат по дисциплине: «Политология» Европа: формирование новой геополитической обстановки в конце ХХ начале XXI века
249.46kb.
1 стр.
Статья Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе Статья Основы брачно-семейного законодательства Республики Казахстан
2408.94kb.
10 стр.
«Вопросы-ответы» по разъяснению налогового законодательства
547.87kb.
4 стр.
Статья Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
242.3kb.
1 стр.
Статья Цели и задачи трудового законодательства Статья Основные принципы правового регулирования трудовых
3810.69kb.
19 стр.
Празднование Рождества в Великобритании и США стр. 3-6 Празднование Рождества и Нового года в Австралии стр. 7-8
173.88kb.
1 стр.
Статья 207 Налогового кодекса РФ определяет, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются
25.13kb.
1 стр.