Главная
страница 1
О ходе выполнения решений заседаний Совета МКПЖ по вопросам социальной защиты железнодорожников, повышения эффективности работы и взаимодействия профсоюзов.
За период после 29 Совета МКПЖ продолжается углубление процессов реформирования железнодорожного транспорта в странах СНГ и Балтии, что безусловно влияло на направления и приоритеты деятельности профсоюзов, их организационное строение, членскую базу.

Прослеживается положительная тенденция увеличения объемов перевозочной работы на сети железных дорог. За 6 месяцев 2006 г. погрузка составила 103,7% , грузооборот 104,8% к 2005 г. Наибольшее увеличение объемов погрузки достигнуто на железных дорогах Азербайджана (122,1%), Грузии (119,9%), Молдавии (112.1%), в Белоруссии (103,4%), России (102,9%), Казахстане (109,2%), Украине (102,6%). Сократилась погрузка по сравнению с прошлым годом на железных дорогах в Армении (79,5%), Киргизии (99,2%), Латвии (98,4%), Эстонии (86,1%),

В прошедшее время профсоюзами МКПЖ был проведен ряд важных мероприятий.

Состоялся визит делегации МКПЖ в Китай, что позволило закрепить отношения с Китайским профсоюзом железнодорожников. Профсоюзы Китая за годы рыночных реформ сумели стать частью политической системы страны, добиться принятия целого ряда законов благоприятных для создания профсоюзной среды в частных и совместных предприятиях. Поэтому начатое взаимодействие, обмен опытом будет полезен нашим профсоюзам. Следует отметить, что визит делегации МФТ в Китай на 42 конгрессе был особо одобрен специальной резолюцией.

Делегации профсоюзов Грузии, Латвии, России, Украины, генеральный секретарь МКПЖ приняли участие в 42 Конгрессе МФТ, выступили на секции железнодорожников.

МКПЖ было проведено совместное совещание представителей профсоюзов и железнодорожных администраций по вопросам охраны труда. Расширяются двухсторонние контакты между профсоюзами МКПЖ, так делегации Роспрофжела изучали работу коллег и обменивались опытом в Белоруссии, Казахстане и Латвии. Заслуживает самого серьезного внимания развивающаяся практика производственного соревнования между приграничными железными дорогами Белоруссии, России и Украины – Белорусской и Московской, Северо-Кавказской и Донецкой.

Профсоюзы Армении и Украины завершают отчеты и выборы, их съезды должны пройти в декабре.

К основным событиям в профсоюзах после нашей последней встречи можно отнести проведение конференции по принятию нового Устава профсоюза в Белоруссии. В Казахстане по сути завершается процесс реформирования отрасли и профсоюзом формируется его новая структура и система организации коллективно - договорной работы, важная роль в которой отводится филиалам профсоюза в вертикально - интегрированных компаниях. В Киргизии принято решение об акционировании железной дороги. В Латвии железная дорога преобразована в холдинг, включающий 8 основных и ряд вспомогательных компаний. В России начат 3 этап реформирования ж.д. транспорта, связанный с созданием дочерних обществ и филиалов ОАО “РЖД” с последующим преобразованием их в самостоятельные компании. Профсоюзом принято принципиальной решение при сохранении территориальных структур профсоюза создавать первичные организации в вертикально - интегрированных компаниях для заключения ими коллективных договоров.

Профсоюз Украины вступил в коллективный трудовой спор с правительством страны по поводу принятого финансового плана Укрзализныци, лишающего дорог прибыли для выполнения соглашения и коллективных договоров. Были организованы акции протеста и 16 июня состоялось пикетирование здания Кабинета Министров. В июле вышел первый номер газеты профсоюза с подписным тиражом почти 90 тыс. экземпляров.

В Эстонии собственник объявил о продаже принадлежащего ему пакета акций АО “Эстонская ж.д.” и рассматривается возможность национализации предприятия. Профсоюзы Латвии и Эстонии ведут работу по усилению профсоюзного влияния на работу компаний-операторов.

Продолжением системы социального диалога профсоюзов с железнодорожными администрациями является сотрудничество Конфедерации с Советом по ж.д. транспорту. Велась работа по продлению действия соглашения о льготном проезде железнодорожников по личным надобностям. В итоге до 2008 г. сохранен действующий порядок проезда по служебным и разовым билетам. Начата подготовительная работа по введению взаиморасчетов между железнодорожными администрациями за проезд по служебным и разовым билетам для выполнения требований налоговых органов. В этой связи важно участие профсоюзов, их позиция в подготовке предложений железнодорожной администрацией, чтобы введение взаиморасчетов не сказалось на условиях льготного проезда железнодорожников.

Социальное взаимодействие профсоюзов и администраций, рост объемов перевозок позволили добиться определенных положительных тенденций в области оплаты труда железнодорожников.

За последние полтора года наблюдается рост среднемесячной заработной платы на железнодорожном транспорте. В Азербайджане, Армении, Таджикистане она выросла на 48%, Белоруссии - 67%, Грузии - 40%, Украине – 44%, Латвии – 39%, Казахстане – 38%, России – 29%, Эстонии – 20%, Молдавии – 8%.

В большинстве государств Содружества среднемесячная заработная плата железнодорожников превышает номинальную заработную плату в стране на 32 – 48%, в Молдавии на 7%, и только в Азербайджане и Армении она меньше и составляет соответственно 82% и 89% от номинальной заработной платы.

На 28 заседании Совета МКПЖ в Ереване членскими организациями принято решение об участии в солидарной компании профсоюзов СНГ “Минимальную заработную плату – не ниже прожиточного минимума”.

Следует отметить, что профсоюзы железнодорожников и транспортных строителей уже не один год добиваются повышения минимальной заработной платы. В отраслевые соглашения и коллективные договоры Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Узбекистана, Украины включены обязательства работодателей о поэтапном сближении размеров минимальной заработной платы и прожиточного минимума (минимального потребительного бюджета).

Однако, по данным членских организаций минимальная заработная плата (тарифная ставка 1 разряда) превышает прожиточный минимум трудоспособного населения только в Армении, Казахстане, Украине, в других странах пока не удалось решить эту проблему. Выросла минимальная заработная плата в Азербайджане, есть положительные тенденции по уменьшению разрыва в Таджикистане, Грузии, составляя от 64 до 87% от прожиточного минимума,

Повышение минимальной заработной платы (тарифной ставки 1 разряда) до прожиточного минимума - важная и ответственная задача для всего профсоюзного движения и эту работу необходимо продолжать.

В апреле этого года на 29 заседании нашего Совета в Таллинне было принято решение о разработке методики учета стоимости социального пакета отраслевого соглашения (коллективного договора). Социальный пакет мы определили как комплекс льгот и гарантий установленный на предприятии совместно работодателем и профсоюзом дополнительно к принятым законодательно нормам. Цель этого нововведения - очистить расходы на коллективный договор от затрат по выполнению законодательных норм, получить возможность выполнения количественного сравнительного анализа коллективных договоров в отрасли, проводить оценку стоимости отдельных гарантий. Важным на наш взгляд является возможность сравнительного анализа и на межгосударственном уровне, что даст дополнительные аргументы профсоюзам при переговорах. В принципе возможна постановка вопроса об утверждении социального пакета совместным решением Совета по ж.д. транспорту и Совета Конфедерации.

Доработанные после заседания методика учета стоимости и состав социального пакета были направлены членским организациям. По нашей просьбе ВКП была проведена экспертиза данных документов. Профсоюзы Азербайджана, Казахстана, Киргизии, России, Украины в целом одобрили предложения. Но профсоюз Казахстана предложил проводить сравнение пакета по средней зарплате железнодорожника в стране, что на наш взгляд будет не информативно. ВКП внесло редакционные замечания и в целом поддержало нашу работу. Поэтому предлагаем принять эти документы (приложения 4-6 к первому вопросу).

Среди всего многообразия направлений деятельности профсоюзов на нынешнем заседании хочу остановиться на вопросах охраны труда, правовой защиты и информационной деятельности.
27-28 июня в Москве прошло совместное совещание представителей профсоюзов и железнодорожных администраций по вопросам охраны труда, в котором приняли участие делегации из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Украины, всего 29 человек. Обсуждены четыре темы, главными из которых были управление охраной труда в условиях реформирования ж.д. комплекса и особенности организации и условий труда работников, участвующих в межгосударственных перевозках грузов и пассажиров (поездные, рефрижераторные, локомотивные бригады). С докладами и сообщениями выступили все делегации, всего 18 человек.

На железных дорогах принимаются меры по сохранению ведомственного и общественного надзора и контроля за состоянием охраны труда, в отраслевые соглашения и колдоговора включены обязательства по повышению безопасности труда, аттестации рабочих мест и др. В результате общий уровень производственного травматизма на железнодорожном транспорте в странах нашего региона ежегодно несколько сокращается.

В профсоюзах России и Украины действуют технические инспекции (105 и 28 чел. соответственно), ведется целенаправленная работа по улучшению содержания, строительства и реконструкции санитарно-бытовых помещений, пунктов обогрева, бытовых вагонов.

Вместе с тем вызывает озабоченность положение дел на железных дорогах большинства государств со смертельным травматизмом, рост средней тяжести несчастных случаев, снижение в ряде профсоюзов численности технической инспекции труда. Технические инспекторы остались в профсоюзах Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдова, Таджикистана – по 1 чел., Белоруссии - 3 чел. В Грузии с апреля 2006 года не стало технических инспекторов, так как в государстве ликвидирован этот общественный институт.

На совещании шла речь о сохранении вертикали управления охраной труда в условиях фрагментации транспорта, выделения самостоятельных компаний, расширения практики привлечения аутсорсинговых структур. В ряде стран для сохранения взаимодействия в области охраны труда принимается общеотраслевой регламент.

Профсоюзами МКПЖ было проведено обследование организации и условий труда, производственного быта работников поездных бригад, обеспечивающих межгосударственные перевозки пассажиров и грузов, ее итоги обсуждены Советом Конфедерации. Подготовлены рекомендации по дополнительным социальным гарантиям для включения в соглашения и коллективные договора различных уровней.

Однако, как показало совещание, многие профсоюзы не довели информацию до профкомов, не разобрался с этими проблемами и профактив, в результате до настоящего времени не решены многие вопросы, в том числе дополнительного страхования работников.

Есть претензии к членским организациям по проведению совещания. Данное совещание было включено в план работы МКПЖ, согласие участвовать в нем дали большее число представителей профсоюзных организаций и администрации, однако, в последний момент по разным причинам последовали отказы.

Правомерно поставить вопрос целесообразности проведения тематических совещаний-семинаров. Если они нужны, значит, работаем вместе, если нет, тогда строим работу по - другому.

В условиях проведения структурных преобразований железнодорожного транспорта важнейшей задачей профсоюзов является правовая защита членов профсоюза, их законных интересов.

В настоящее время в отраслевых профсоюзах Беларуси, Российской Федерации и Украины имеются правовые инспекции. В профсоюзах Латвии и Молдовы эта работа возложена на специалистов отделов. В профсоюзе Казахстана правовую работу возглавляет главный правовой инспектор труда, в двух территориальных филиалах (Алмаатинском и Западном) - инспекторы. В профсоюзах Азербайджана и Таджикистана эту работу ведут правовые инспектора труда, а в Грузии и Узбекистане специалисты – юристы. В профсоюзах Армении и Киргизии правовые вопросы возложены на технических инспекторов труда. В Эстонии правовую защиту членов профсоюза по мере необходимости осуществляет юридическая фирма, с которой профсоюзом заключен договор.

Ф


По профсоюзам Армении, Латвии, Таджикистана, Туркмении, Эстонии данных нет.

ормы правовой работы многообразны и отличаются своей спецификой.

Правовые инспекции Роспрофжела всех уровней регулярно проводят проверки предприятий ж.д. транспорта совместно с органами прокуратуры и федеральной инспекцией труда. В трехсторонних комиссиях на федеральном и региональных уровнях осуществляется экспертиза законопроектов. Ведется методическая работа.

Профсоюз Украины 2005 год объявил годом трудового права в отрасли. Был проведен конкурс на лучшего правового инспектора.

В профсоюзных организациях всех уровней постоянно рассматриваются правовые вопросы. Например, на заседаниях организаций профсоюза Украины в 2004 году их было рассмотрено 270, а в 2005 году – 382.

Правовыми инспекторами помимо проверок на предприятиях соблюдения норм трудового законодательства и условий коллективных договоров, даются юридические консультации, ведется рассмотрение и учет жалоб членов профсоюза. Основные причины жалоб: незаконное увольнение; неправильное исчисление стажа работы; нарушения в оплате труда, в том числе в оплате за работу в выходные и праздничные дни, сверхурочных работ; нарушение администрацией режима труда и отдыха; перевод на нижеоплачиваемую работу. Большинство жалоб и обращений решается в пользу работников.

Правовой инспекцией Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в 2004 году осуществлено 46 проверок предприятий, сделано 26 представлений по 49 нарушениям, исполнено 100%, а в 2005 году осуществлено 166 проверок, сделано 38 представлений по 85 нарушениям, все представления исполнены. (В соответствии с законодательством страны представления правовых инспекций обязательны к исполнению).

Правовыми инспекторами труда Роспрофжела проведено в 2004 году 2876 проверок предприятий, направлено 14306 представлений, из них исполнено 13007; в 2005 году проведено 2958 проверок, направлено представлений 14508, исполнено 13102.

Правовыми инспекторами труда Совета профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины в 2004 году проведено 919 проверок предприятий, направлено 757 представлений, дано 6569 консультаций. В 2005 году проведено 1125 проверок, выявлено 5814 нарушений, направлено 945 представлений, дано 7429 консультаций.

На предприятиях железнодорожного транспорта Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, России, Украины и Эстонии существуют комиссии по трудовым спорам, на которых в досудебном порядке решаются спорные вопросы. Так, например, в 2005 году в Киргизии в КТС рассмотрено 4 жалобы, 2 из которых решены в пользу работников. В России в 2004 году в КТС рассмотрено 68 жалоб, в 2005 году – 55 жалоб.

В случае если трудовые споры не удается решить в досудебном порядке, профсоюзы защищают работников в судебных инстанциях: Беларусь - в 2005 году в суде рассматривалось 2 жалобы; Россия - в 2004 году в суде рассмотрено 104 жалобы и в 2005 году – 32 жалобы, в 99% случаев суд принял решения в пользу работников; Таджикистан – в 2004 году в суде было рассмотрено 18 жалоб, по решению суда 7 работников были восстановлены на работе; Украина – в 2005 году –в судах рассматривались дела по 8 жалобам и по всем делам суд принял решение в пользу работников.

По результатам работы правовых инспекторов труда в пользу работников также взыскиваются и денежные средства. Например, правовая инспекция Роспрофжела в 2004 году добилась возврата работникам свыше 900 тыс. долл., в 2005 году – свыше 2 млн. долл.; а на Украине в 2004 году было возвращено свыше 145 тыс. долл., в 2005 году – 1 млн. долл.

В условиях реформирования отрасли, когда происходит приватизация предприятий ж.д. транспорта, появляются дочерние компании, возникают новые виды трудовых отношений, правовая защита социально-трудовых интересов работников железнодорожной отрасли становится приоритетным видом деятельности профсоюзов.


Совет МКПЖ, профсоюзы уделяют информационной работе особое внимание. Профсоюзами России и Украины приняты концепции информационного обеспечения своей деятельности. В Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии, России, Таджикистане, Украине, Эстонии профсоюзы имеют свои печатные издания.

В Грузии 1 раз в квартал издается профсоюзный “Справочный листок” тиражом 3000 экземпляров. Профсоюзом Казахстана ежеквартально выпускается Информационный пресс-бюллетень тиражом 1100 экземпляров, свои бюллетени издаются Западным и Костанайском филиалах. В Киргизии с участием профсоюза выходит газета “Железнодорожник Кыргызстана” тиражом 300 экземпляров с периодичностью 1 раз в квартал. Профсоюз железнодорожников Латвии издает профсоюзную газету (в переводе “Мысли железнодорожников”), которая выходит 1 раз в квартал на 2-х языках, ее тираж составляет около 6 тыс. экземпляров. Кроме того, профсоюз размещает свою информацию в отраслевой газете ж.д. администрации “Железнодорожник Латвии”.

ЦК Роспрофжела издает собственную газету “Сигнал” тиражом 96 тыс. экземпляров. Газета выходит еженедельно (48 номеров в год). Кроме того 2 дорпрофсожа (на Московской и Дальневосточной ж.д.) имеют собственные профсоюзные газеты, многие выпускают газеты-вкладыши в дорожные газеты. Ряд теркомов совместно с хозяйственниками также выпускают газеты. В первичных профорганизациях выпускаются информационные листки.

Профсоюз железнодорожников Таджикистана 1 раз в месяц выпускает профсоюзную газету “Хамрай” тиражом 1000 экземпляров. С июля 2006 года выходит собственная газета отраслевого профсоюза Украины. Тираж газеты – около 90 тыс. экземпляров, на первом этапе ее периодичность – 1 раз в месяц, в дальнейшем 2 раза в месяц. Во всех дорпрофсожах и теркомах имеются собственные печатные издания. Профсоюз железнодорожников Эстонии 2 раза в месяц издает информационный листок на 2-х языках.

Профсоюзы Азербайджана, Беларуси, Молдовы публикуют свои материалы в отраслевых газетах.

Большинство председателей профсоюзов, дорожных комитетов профсоюзов ежемесячно проводят селекторные совещания с профсоюзным активом.

Широко применяются современные информационные технологии.

Средства электронной почты используются в профсоюзах Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Латвии, России, Украины, Эстонии. Ряд профорганизаций различных уровней Казахстана, России, Украины и Эстонии перешли на безбумажный обмен информацией с использованием корпоративных сетей и сети Интернет.

Профсоюзы Латвии, России, Украины, Эстонии, многие дорпрофсожи России имеют свои веб-сайты с регулярно обновляемой информацией. Профсоюз железнодорожников Эстонии на своем сайте организует форумы при проведении акций протеста.

Ежегодно членскими организациями МКПЖ выпускаются большие объемы печатной продукции: брошюры по основным направлениям работы, тексты коллективных договоров и соглашений в форме плакатов и брошюр, информационные вестники с нормативными документами отрасли и профсоюзов.

Совершенствовалось информационное обеспечение деятельности Конфедерации. Создан сайт МКПЖ с большим разделом информационной базы, справочных материалов, в котором также размещены материалы членских организаций, в том числе и отраслевые соглашения и договоры.

Итоги совместной деятельности показывают, что решения Советов Конфедерации в целом выполняются, а МКПЖ несет консолидирующую роль в единении профсоюзов железнодорожной отрасли для выполнения ими главной задачи – защиты интересов трудящихся.






Смотрите также:
О ходе выполнения решений заседаний Совета мкпж по вопросам социальной защиты железнодорожников, повышения эффективности работы и взаимодействия профсоюзов
126kb.
1 стр.
Перечень и условия получения услуг, которые предоставляются Департаментом труда и социальной политики Харьковского городского совета в рамках выполнения «Программы содействия безопасной жизнедеятельности в сфере социальной защиты населения
100.81kb.
1 стр.
Информация о ходе выполнения Комплексной городской Программы социальной защиты ветеранов войны, труда, воинской службы, воинов-интернационалистов, пенсионеров и граждан преклонного возраста на 2008-2011 годы
92.82kb.
1 стр.
Информация за 2012 год о ходе выполнения решений Совета
212.49kb.
1 стр.
Информация по вопросам развития и повышения эффективности социального партнёрства в Республике Бурятия в 2012 году
341.41kb.
1 стр.
Законотворческая практика профсоюзов на региональном уровне
338.68kb.
1 стр.
Экспертная комиссия по проведению публичной независимой экспертизы проектов решений Красноярского городского Совета депутатов по бюджетным и налоговым вопросам Заключение на проект решения Красноярского городского Совета депутатов
106.67kb.
1 стр.
Руководящие принципы международной защиты
259.96kb.
1 стр.
Агентство риа новости (rian ru), Москва, "Голодец поручила Минздраву создать федеральный центр муковисцидоза" 3
1237.84kb.
16 стр.
Фнпр белгородская региональная общественная организация «белгородское областное объединение организаций профсоюзов» исполко м постановление
52.65kb.
1 стр.
Депутаты Совета депутатов муниципального округа Южное Тушино в городе Москве
41.02kb.
1 стр.
Предложения доэо «Голос Природы» относительно повышения эффективности выполнения «Государственной программы приведения опасных объектов производственного объединения
56.5kb.
1 стр.