Главная
страница 1страница 2 ... страница 13страница 14



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

О ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В 2009-2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

Методическое пособие


Москва

МИОО

ОАО «Московские учебники»

2009

О преподавании обществознания в 2009/2010 учебном году. Методическое по­собие. /Под ред. Буряковой В.В. и Козленко С.И. – М.: МИИО, 2009 – с.

Сведения об авторах-составителях:
Бурякова В.В. - методист методической лаборатории истории и обществознания МИОО, заслуженный учитель РФ;

Захарова Е.Н. - доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, почетный работник высшей школы РФ;

Козленко И.В. - зав. лабораторией правового образования, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, кандидат исторических наук;

Козленко С.И. - зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, директор Центра исторического образования, профессор МИОО, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ;

Кржевов В.С. - доцент кафедры социальной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат философских наук;

Мельникова О.Н. - методист Центра исторического образования МИОО;

Старобинская Г.И. - доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, заслуженный учитель РФ;

Тороп В.В. - доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, кандидат исторических наук.

СОДЕРЖАНИЕ
С.И. Козленко. Вступление………………………………………….с.

Школьные учебники обществознания в 2009-2010 уч. г…………….с.



В.С. Кржевов. Духовная жизнь общества………………………….. с.

В.В. Бурякова. О духовной сфере общества (в помощь

учителю обществознания)…………………………с.



Е.Н. Захарова. Тенденции развития духовной культуры

современной России. Наука, образование…………с.



Г.И. Старобинская. Изучение духовной сферы общественной

жизни (московский региональный компонент)……………с.



В.В. Тороп. Использование Интернет-ресурсов в преподавании

обществознания…………………………………………с.



И.В. Козленко, С.И. Козленко. ЕГЭ по обществознанию……… с.

Приложение (подготовлено В.В. Буряковой). Примерное

поурочное планирование курса обществознания в старшей

школе на основе учебников издательства «Просвещение»

под ред. Л.Н. Боголюбова и др. ………………………………………..с.



О.Н. Мельникова. О некоторых результатах выполнения

учащимися олимпиадных заданий по духовно сфере общества

в рамках всероссийской олимпиады школьников 2008/2009 уч. года….с.

С.И. Козленко
Вступление
Усиление внимания к обществознанию в школьном образовании очевидно. Оно проявляется во многом и в том числе в значительном расширении числа вузов, объявивших профильным вступительным испытанием экзамен по обществознанию. В ответ на это множество выпускников 2009 г. выбрали этот предмет для сдачи ЕГЭ. Среди предметов по выбору ЕГЭ по обществознанию прочно занял первое место. В Москве о своем желании (или необходимости?) пройти это испытание объявило более 30 тысяч человек.

При этом и сам предмет «обществознание», и соответственно ЕГЭ по нему, вызывает особенно много дискуссий, приводит к формулированию порой диаметрально противоположных позиций от: необходимости количественно и качественно усилить присутствие обществознания в средней школе до предложения о некоем прощании с этой дисциплиной БУПа.

В ближайшее время общественности, профессионалам будет предложен для обсуждения школьный стандарт обществоведческого стандарта нового поколения, программы преподавания предмета, но методическое пособие готовится в сроки, которые не позволяют отразить в нем перечисленные материалы. Тем не менее, учитывая, что будут предложены проекты названных документов, а в 2009-2010 уч. г. школам предстоит работать по ныне действующим нормативам, написанным учебникам, в предлагаемом методическом пособии содержатся, как надеются авторы, полезные для учителя-обществоведа материалы.
О содержании методического пособия
Готовить методическое пособие по обществознанию в серии «Августовский педсовет» перед началом каждого нового учебного года стало традицией кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО. Последние три года значительная часть пособия была посвящена вопросам содержания и методики преподавания одной из сфер жизни общества: экономической, социальной, политической.

В этом году большинство материалов книги посвящены вопросам изучения в курсе духовной сферы. Авторы, справедливо полагая, что в небольшом пособии невозможно осветить все, или даже большинство, важных вопросов, остановились на некоторых ключевых проблемам темы, вызывающей чуть ли не самые большие затруднения в преподавании у значительной части учителей обществознания.

Обратим внимание на то, что кафедра продолжает публиковать разработки Г.И. Старобинской по проблеме изучения московского регионального компонента курса обществознания. На этот раз речь идет о вопросах и заданиях главной темы выпуска – духовной сфере жизни общества.

В книгу включено планирование курса обществознания в профильной и базовой школе на основе учебников, созданных под руководством Л.Н. Боголюбова, и являющихся самыми распространенными среди учебных книг по обществознанию в образовательных учреждениях Москвы.

В методическом пособии нашел отражение факт введения ЕГЭ по обществознанию в штатном режиме после нескольких лет эксперимента. В него включены материалы, которые, по мнению составителей, помогут педагогам в организации практики подготовки учащихся к ЕГЭ.
О месте обществознания в Базисном учебном плане Москвы на 2009-2010 уч. г.
В 2009/2010 учебном году образовательные учреждения Мо­сквы будут продолжать работу на основе разработанного на базе Федерального базисного учебного плана (утвержден приказом Минобразования и науки России от 09.03.2004 г. № 1312) и дей­ствующего Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, Московского регионального БУПа.

Московский БУП включает перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени общего образо­вания, по которым проводится итоговая аттестация выпускни­ков этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года.

В БУПе даются рекомендации по распределению:


  • минимального учебного времени между образователь­ными областями и учебными предметами;

  • учебного времени между Федеральным, Региональным компонентом и компонентом образовательного учреж­дения.

БУП предусматривает, что часы компонента образователь­ного учреждения в учебном плане по решению самого образова­тельного учреждения могут быть использованы:

  • на увеличение количества часов, отводимых на отдель­ные предметы, курсы, указанные в Федеральном и Ре­гиональном компонентах учебного плана;

  • организацию факультативных, индивидуальных, группо­вых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов;

  • на деление на подгруппы по отдельным предметам;

  • на занятия проектной, исследовательской, экскурсион­ной и другими видами и формами учебной деятельности.

Среди особенностей Московского регионального БУПа от­метим поддержку:

  • уровня вариативности системы московского образования путем фиксации минимального объема изучения укреп­ленных образовательных областей, а не отдельных пред­метов;

  • практики интегративного изучения отдельных дисцип­лин.

В основной школе образовательная область «Социальные науки» предполагает изучение учебных предметов «История», «Обществознание», «География» и может включать в себя со­держательные разделы «Москвоведение», «Экономика», «Пра­во», «ОБЖ».

При таком распределении минимальный объем изучения предмета «Обществознание» составляет 136 часов в основной школе по годам обучения:



  • 6 класс - 1 час в неделю;

  • 7 класс - 1 час в неделю;

  • 8 класс - 1 час в неделю;

  • 9 класс - 1 час в неделю.

В старшей школе Московский базисный учебный план для 10-11 классов реализует модель профильного обучения Феде­рального базисного учебного плана. Эта модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания основных учебных предметов: базисного и профильного, и включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов (элективов), которые учащийся может выбрать в соответствии с индивиду­альным профилем образования.

Интеграция является одной из основных особенностей Московского базисного учебного плана, усиливающей интегративные принципы Федерального базисного учебного плана. Тем не менее, Московский учебный план предполагает возможность (в соответствии с решением образовательного учреждения) пре­подавания и аттестации ряда школьных предметов не только интегративно, но и раздельно.

Предметы «Обществознание», «Экономика», «Право» мо­гут изучаться в различных формах интеграции. При этом атте­стация обязательно проходит по предмету «Обществознание». Дополнительно может проходить аттестация по предметам «Экономика» и «Право».

Количество часов, которые предлагаются для преподавания «Обществознания», в старшей школе следующее.

Обществознание:

кол-во часов за 2 года: 68 - базовый уровень (2 ч. в неделю);

272 ч. - профильный уровень (8 ч. в неделю).

Экономика:

кол-во часов за два года: 34 ч. - базовый уровень (1 ч. в не­делю);

136 ч. - профильный уровень (4 ч. в неделю).

Право:


кол-во часов за два года: 34 ч. - базовый уровень (1 ч. в не­делю);

136 ч. - профильный уровень (4 ч. в неделю).

То есть при том, что общее количество часов на изучение обществознания в обычном режиме (базовый уровень) – 2 часа в неделю в течение 10-11 класса, базисный учебный план предла­гает возможность разделения курса на обществознание без эко­номического и правового модуля и отдельных предметов «пра­во» и «экономика».

При определении готовности педагога работать в режиме преподавания самостоятельных предметов «право» или «экономика» целесообразно тщательно рассмотреть отличия содержания соответствующих модулей интегративного курса обществознания и отдельных предметов.



Школьные учебники обществознания в 2009-2010 уч. г.
Федеральный перечень учебников утвержден приказом Министерства образования и и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с норматив­ными документами учащимся должна быть обеспечена возмож­ность работать только с учебниками, входящими в Федеральный перечень на соответствующий учебный год.



Федеральные перечень включает учебники, «рекомендован­ные» и «допущенные», что не является результатом сравнительной характеристики их качества, а показывает завершенность линии издательства в выпуске учебников для преподавания предмета на стадии общего образования (учебники рекомендованные) или незавершенность этой линии (учебники допущенные).
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧЕНЯ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД


п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Обществознание (включая экономику и право)

558

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание

6

Просвещение

559

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание

7

Просвещение

560

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание

8-9

Просвещение

561

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание

6

Русское слово

562

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание

7

Русское слово

563

Кравченко А.И. Обществознание

8

Русское слово

564

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание

9

Русское слово

565

Никитин А.Ф. Обществознание

6

Дрофа

566

Никитин А.Ф. Обществознание

7

Дрофа

567

Никитин А.Ф. Обществознание

8

Дрофа

568

Никитин А.Ф. Обществознание

9

Дрофа

следующая страница >>
Смотрите также:
О преподавании обществознания в 2009-2010 учебном году
2829.69kb.
14 стр.
О преподавании истории в 2009-2010 учебном году
2834.98kb.
10 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 7 класс
188.86kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 11 класс
301.18kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
О преподавании «Географии»в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
225.94kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Дата Мероприятие Ответственный Август Педагогический совет «Анализ работы в2008-2009 учебном году. Задачи на 2009-2010 учебный год»
48.71kb.
1 стр.
О преподавании «Музыки» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
684.67kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
95.67kb.
1 стр.
О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2012-2013 учебном году
453.17kb.
5 стр.