Главная
страница 1
Основы православной культуры

Методическая разработка урока №4

учителя МОУ СОШ№1 г.Немана Меренковой С.П.

Тема: Православная молитва. Что она даёт человеку?

Цель урока: Знакомство с православным отношением христиан к Богу

Задачи: познакомить учащихся со значением слов «православие», «молитва», «благодать», «святые»;показать их взаимосвязь; выявить разницу между словами «молить», «требовать» и «приказывать»; формировать умение отличать материальные блага от духовных радостей.

Оборудование урока: таблица; раздаточный материал; мультфильм»Отче наш».

Вопросы для повторения:

Почему верующие люди называют природу Божиим творением?

Если ли и какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»?

Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?

Как вы считаете, проявляется ли любовь Бога в жизни отдельного человека? В чем?
Ход урока:

Вопрос учителя, пробуждающий интерес к теме:

Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?



Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами: «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д., можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик», можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.

Учитель:

А теперь посмотрите, что у нас получилось. /Рассматривают таблицу / /см приложение/

Учитель:

Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитва./запись в тетрадь/



Работа с учебником: Определение трёх видов молитв./Запись в тетрадь/

Учитель:

Обратите внимание, что к Богу мы обращаемся именно с просьбой. Мы молим Его, и должны понимать разницу между требовать и молить. Послушайте отрывки из разных стихотворений и попробуйте уловить эту разницу. /см. приложение/



Работа с карточкой №1./см. приложение/ - карточки собрать.

Учитель:

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья ,успеха, избавления от проблем. Мы с вами тоже написали много таких просьб.

Но со временем человек начинает просить у Бога иных, духовных благ, дающих благодать. Примеры (из учебника) просьб духовных благ.

Пояснение молитвы благодарения и «славословия».

Связь молитвы «славословия» с радостью. Эта радость немного сродни той, которая возникает от того, что ты ощущаещь, что у тебя есть верный Друг. Слово друг образовано от слова другой. Есть друг, значит ты не одинок, значит есть кто-то еще рядом. Такая радость возникает, когда, например, ты кому-то очень помог. Ты вдруг ощутил боль другого человека, забыл о себе, и в сердце появилась радость. Когда же человек ощущает, что он не один, а есть рядом Бог, то это величайшая радость: Бог никогда не предаст, Бог сильнее всех, Бог тебя любит.

Одна из самых главных молитв в православии – это молитва «Отче наш».Каждое её слово имеет особый смысл. Более подробно мы поговорим об этом на следующем уроке. А сейчас вы посмотрите мультфильм/см. приложение/ и попробуете понять, что изменила молитва в жизни людей.



Ученики:

Молитва осветила мир радостью.

Дети перестали драться.

Появилось солнышко.

Девочка стала улыбаться.

На душе стало светлее.
На дом:

1.Нарисовать то, что даёт молитва.

2.Ответить на вопросы карточки №2 /см. приложение/

Приложение 1


Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку.

Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание.

Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону.

Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски.

Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения

Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет.

Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники, что-нибудь отломать от него или нарисовать граффити.

Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек.

Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку.

Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно

Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви.

Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным.

Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения.


Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений.

За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога.

Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими людьми и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих


Приложение 2

Задание 1. Прочитай стихотворения. Определи и подпиши стиль обращения для каждого отрывка.
1. - Царь! - ответствует мудрец, -

Разочтёмся наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...



А.С. Пушкин
2. Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?— Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.



К. Симонов
3. Не смейте забывать учителей.

Ведь лучшее всё в нас —

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.



А. Дементьев
4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

- Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский
5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

Завтра утром в кровавую битву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…



Федор Сологуб
_____________________________
Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.

Карточка №1

Задание 1. Проведи линии соответствия.




благодарственные

молитвы




просительные покаянные

молитвы молитвы


«Аллилуия!» «Подай, Господи!»





«Господи, помилуй!»

«Слава Богу!»


Задание 2.

Напиши свои просьбы, благодарения или покаяния..

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Карточка №2
Молитва «Отче наш»

Задание 1.

Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов.


Отче наш, Иже еси на небесех!

да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.


Иже еси на небесех ___________________________________________________________

святится _____________________________________________________________________

яко __________________________________________________________________________

даждь _______________________________________________________________________

якоже ________________________________________________________________________

искушение ___________________________________________________________________

от лукаваго ___________________________________________________________________
Задание 2.

Подумай, что означает фраза «и остави нам долги наша...».

О каких долгах идет речь? ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Как ты думаешь, есть ли у тебя долги перед другими людьми?

Перед Богом?

Если да, то какие? _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Что ты сам(а) готов(а) простить своим друзьям и близким? ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Для тех, кто хочет знать больше.

Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:





Попробуй прочитать текст.


Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?


Смотрите также:
Методическая разработка урока №4 учителя моу сош№1 г. Немана Меренковой С. П. Тема: Православная молитва. Что она даёт человеку? Цель урока: Знакомство с православным отношением христиан к Богу
70.9kb.
1 стр.
Тип урока : открытие нового знания Тема урока : «Имя существительное как часть речи»
71.39kb.
1 стр.
Методическая разработка урока истории в 5 классе учителя гбоу сош №852 г. Москвы Карлиной В. А. Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции
87.7kb.
1 стр.
Методическая разработка урока по геометрии и английскому языку для учащихся 7 класса учителя математики Засыпкиной Е. В. Тема урока: Начальные сведения из планиметрии
46.02kb.
1 стр.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока: Древнейшая песнь материнства. Цель урока : Развитие творческих способностей учащихся. Задачи
121.95kb.
1 стр.
Конспект урока биологии в 7 классе учителя моу «Вещевская сош» Родиной Ольги Фёдоровны. Тема урока:
38.94kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.8kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 3 классе Тема: «Жанр сюита» Учитель музыки Дмитриева Талия Габбасовна Канаш
48.11kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «сош №42» г. Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык план-конспект урока тема: Текст. Тип урока : развитие речи
58.33kb.
1 стр.
Методическая разработка открытого урока. Тема урока: «Сварочное пламя, состав и виды сварочного пламени» Директор пу 81: А. И. Лазарев
30.16kb.
1 стр.
Урок «Православная молитва»
108.51kb.
1 стр.