Главная
страница 1
Современные социологические теории

XX век бурно развивается социология как наука. Социология охватывает практически все страны, а также все новые и новые области познания, в том числе и те, которые уже разработаны другими отраслями человеческого знания (инфраструктура, общение, катастрофы и т. д.), охватывает многие пограничные темы (город, здоровье, демография).

Современные социологические теории:

1) Структурный функционализм и примыкающие к нему теории.



Структурный функционализм рассматривает общество, его явления и процессы как социальные системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия соответствующих структурных элементов, каждый из которых выполняет своеобразную роль, функцию.

Наиболее полно основы этой концепции изложены выдающимся американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902-1979), который опирался на идеи Спенсера и Дюркгейма. Базовая идея его социологии – установление социального порядка, поддерживающего равновесие системы, связывающего между собой структурные элементы системы, добивающегося согласия между ними. Социальная система состоит из взаимодействий индивидов, которые одновременно и действующие лица (акторы) с определенными целями, установками, стремлениями, и объекты ориентации как для других действующих лиц, так и для себя самого. Соц. система функционирует как «открытая», взаимодействующая с окружающей средой. Изменения в соц. системе связаны с социальными действиями людей. Следовательно, соц. система – это система, образуемая состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами.

Соц. действия по Парсонсу включают два компонента:

а) действующее лицо (актор) - субъект действия со стремлением действовать с определенными целями и способного описать способы их достижения, осуществить их;

б) ситуационное окружение - изменяемые и неизменяемые факторы, т. е. соц. действие – система «субъект действия - ситуация». Ситуация включает отношения друг к другу, определяется и опосредуется системой норм и ценностей, принятых в данном обществе, являющихся основой культуры. Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из факторов: 1) биолог организм;

2) личностная подсистема;

3) культурная подсистема;

4) социальная подсистема.

Личность, взаимодействуя с другими личностями ожидает от них определенных действий в определенных ситуациях на основе норм и ценностей этого общества. Именно идеалы, ценности и нормативные образцы культуры упорядочивают и организовывают совместную деятельность людей.

Переход от одного состояния в другое обусловлен возникновением и усиливающимся действием новых норм, соц. статусов и ролей.

Структурный функционализм был подвергнут критике (ее признавал и Парсонс), потому что с. ф. практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы и согласованию интересов различных подсистем. Парсонс сделал такой вывод на основе анализа общественного и государственного устройства США, считая его эталоном. Т. Парсонс в совместной с Э. Шиллом работе «К общей теории действия» осуществил заметный сдвиг от анализа структур к анализу функций. Он пытался улучшить с. ф. идеей эволюции, но попытки свелись к усложнению системы.

Крупнейший американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910 г. р.) выразил суть структурного функционализма в следующем: одно явление может иметь различные функции, а одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Он пытался преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода, создав теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция» (возможность отклонения системы от принятой нормативной модели). Если Парсонс занимался поиском функциональных механизмов обеспечения стабильности социальных систем, то Мертон изучал дисфункциональные явления, ослабляющих саморегуляцию данной социальной системы и возникающих из-за них напряжений и противоречий в социальной жизни.



2) Теории социального конфликта создавались на основе критики структурного функционализма. По утверждению американского социолога Чарльза Райта Миллса (1916-1962), в основе развития лежит конфликт, а не конформность (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений), согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, так как в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением конфликта является борьба за власть.

Немецкий социолог и политолог Ральф Дарендорф (1929 г. р.) — крупнейший современный представитель конфликтологического направления считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. В основе конфликтов лежит не экономические, а политические причины. Источник конфликтов — это так называемый политический человек. Он выделяет 15 типов конфликтов, раскрывает возможности их регулирования.

Американский социолог Льюис Козер (1913 г. р.) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п.

Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликта как источника развития и совершенствования общества, но отвергая при этом их стихийность и ратуя за возможность и необходимость их регулирования.



3) Бихевиоризм. Эта теория выдвигает на первое место сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия. Бихевиоризм существует в двух крупных теориях:

А) Теория социального обмена. Наиболее яркие ее представители американские социологи Джордж Хоманс (1910 г. р.) и Питер Блау (1918 г. р.) исходят из примата человека, а не системы. Они провозгласили огромную значимость психических качеств человека, так как для объяснения поведения людей необходимо знать душевные состояния индивидов. По Блау, люди могут получить желаемые вознаграждения (одобрение, уважение, статус, практическую помощь), только вступая во взаимодействие с другими людьми, хотя это взаимодействие не всегда удовлетворяет его участников.

Б) Символический интеракционизм. Представители данной теории пытались найти выход из противоречий бихевиоризма, рассматривая поведение с точки зрения того значения, которое придает личность или группа тем или иным аспектам ситуации. Джордж Мид (1863-1931) как создатель теории символического интеракционизма утверждал, что становление самости происходит в процессе социального взаимодействия с другими. Социально обусловленные реакции людей включают жесты и принятие ролей, что составляют основу социальной жизни. Жесты и разговор являются важнейшими чертами социального взаимодействия. Особенность этого взаимодействия: каждый индивид может представить себе эффект воздействия символической коммуникации на других участников. Участники как бы ведут «внутренний разговор» с собой и предвосхищают реакцию других. В своем воображении мы принимаем другие социальные роли и интернализуем (внутренне усваиваем) установки социальной группы.

Представители символического интеракционизма пренебрегали исследованиям биологических, генетических факторов, мало уделяли внимания проблемам бессознательного, что затрудняло познание «движущих сил» человеческого поведения (мотивов, ценностей, установок).



4) Феноменологическая социология считает основной своей задачей анализ и описание повседневной жизни — жизненного мира и связанных с ним состояний сознания. Хотя люди в целом полагают мир повседневности как нечто само собой разумеющееся, феноменологический анализ должен показывать, каким образом этот мир конструируется. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации и состоит из объяснения и приписывания мотивов поведения участниками коммуникативного акта. Социальные события лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Именно мнения образуют социальный мир.

Базируясь на философской концепции Эдмунда Гуссерля, феноменология в социологии появилась благодаря трудам австрийского философа А. Шюца (1899-1959) и его теории «социология обыденного сознания».



Таким образом, несмотря на существование множества концепций, лицо социологии конца XX века определяют теории, которые восходят к человеку, его роли и активности в современном мире.





Смотрите также:
Современные социологические теории 5-е издание Серия «Мастера психологии»
11055.64kb.
49 стр.
Классические и современные социологические теории
154.86kb.
1 стр.
Современные социологические теории
55.02kb.
1 стр.
Теории восприятия
30.48kb.
1 стр.
Современные теории личности
44.69kb.
1 стр.
Инновационное планирование на предприятии Основы теории и методологии инноватики. История развития теории инноватики и ее современные концепции
180.65kb.
1 стр.
Современные политические теории. Опыт запада
4763.11kb.
19 стр.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности 1-25 80 01 «Экономическая теория»
130.08kb.
1 стр.
Современные теории и методы обучения иностранным языкам. М.: Издательство «Экзамен», 2006. 163 172
115.48kb.
1 стр.
Алексеева т. А. Современные политические теории
19.27kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Избранные главы теории вероятностей По направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
180.17kb.
1 стр.
1. Современные концепции теории коммуникации, как способ разрешения конфликта
39.11kb.
1 стр.