Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Это первое отделение государства от церкви в Европе характеризуется политикой, направленной на ограничение свободы веры исключительно до сферы личной жизни человека и реализуется под лозунгом нейтральности мировоззрения государства; этот лозунг становится популярным на Европейском континенте и часто употребляется в языке политических доктрин70. Иначе говоря, в этой модели отделения выражается стремление к исключению религии из публичной жизни, и этот принцип был декларирован, и ему была придана законная сила. Обобщая, можно сказать, что либеральное светское государство, для которого доктринальной основой является философская и политическая мысль эпохи Просвещения и политическую и законодательную модель которого создала революционная Французская Республика, характеризуется тем, что основой для мировоззрительно-религиозных отношений является принцип свободы совести и вероисповедания. С тех пор вопросы религии стали личным делом каждого человека и гражданина. Государство не имеет права принимать решения, касающиеся религии и внутренних принципов функционирования церкви, но, с другой стороны, не разрешает церкви участвовать в публичной жизни.


Свобода совести и вероисповедания имеет характер субъективного публичного права, т.е. государство обязывается хранить эти свободы, создавая соответствующие правовые гарантии. Кроме того, все религии в данной стране становятся равноправными, и у никакой из них нет статуса государственной религии или более существенной, чем другие.

Рассматривая содержание конституционных правил, касающихся вопросов вероисповедания в европейских государствах в XIX в. вплоть до половины XX века, можно заметить, что формируется канон (сегодня мы бы сказали – европейский стандарт) генеральных принципов либеральной родословной, определяющих общую модель светского характера государства, особенно принципов, относящихся к свободе совести и вероисповедания, с применением гарантии защиты прав человека в области этих свобод. Этот канон, можно полагать, с началом XX века явнее и характернее был отражен в Конституции Третьего Рейха (так называемой Веймарской конституции 1919 года).

Основные принципы отношений между государством, церковью и религией, имеющие формальный конституционный характер, были приняты всеми государствами, которые после Второй мировой войны сформировали блок социалистических государств. В основных законах (конституциях) помещались все формулы, определяющие светский характер государства: прежде всего разделение государства и церкви, а также школы и церкви (например, статья 70 конституции Польской Народной Республики, статья 30 основного закона Румынии, статья 53 конституции Болгарии).

Светский характер этих государств отождествлялся с атеизацией общества (в ПНР употреблялась нейтральная терминология, которая не имела такого уж сильного антиклерикального либо антицерковного оттенка, поэтому применялось понятие «лаицизация»). Власть отвергла также принцип регуляции отношений между государством и католической церковью при помощи международного договора (Конкордат), а все Конкордаты, заключенные в междувоенный период со Святым Престолом, были расторгнуты (Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Югославия), прекратились также дипломатические отношения. Только Конституция Германской Демократической Республики 1974 года (статья 39.2) предусматривала возможность регулирования отношений между государством и церковью путем соглашения.

Не подлежит сомнению, что Конституция Польши 1997 года устанавливает строевую модель польского государства, опираясь на наиболее классических принципах демократического светского правового государства. Но конституционная преамбула заключает в себе не только содержание исторического и морального характера, но и прямо религиозного, когда подчеркивается роль христианства (западного) в польской истории. Более того – вопреки генеральной директиве, следующей из Конституции, которая устанавливает принцип равенства всех граждан, преамбула делит польское общество на верующих и неверующих и, кроме того, ещё дифференцирует верующих, выделяя среди них «христиан». В свою очередь, проф. М. Петшак пишет: «Трудно понять, какими предпосылками руководствовались авторы конституции, подчёркивая факт общественных мировоззренческих различий, и какое им придавали значение. Должен ли был этот раздел обуславливать дифференцирование гражданских прав, принимая во внимание критерии мировоззрения?»71.

В диссертации специально рассматривается идея «нейтральности» – это прежде всего беспристрастность государства, которое должно соблюдать «равное расстояние» по отношению ко всем присутствующим в обществе видам мировоззрения.



В заключении диссертации формулируются основные выводы и обобщения, представляющие, по мнению автора, наибольший интерес, предлагаются теоретические и практические рекомендации, а также определяются некоторые актуальные направления последующих исследований данной проблемы.
Основные положения диссертации опубликованы

в следующих работах:
Монографии, учебники, учебные пособия


  1. Ковальски Е. Становление и развитие конституционной государственности в Западной Европе (на примере Германии и Польши): Монография [Текст] /Баев В.Г., Ковальски Е. /Под ред. С.А.Комарова. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2011. – 15,5 п.л.

  2. Ковальски Е. Становление и развитие конституционной государственности в Польше (историко-правовое исследование): Монография /Под ред. С.А.Комарова. – СПб.: Издательство Юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2009. – 264 с.

  3. Ковальски Е. Конституция Российской Федерации в контексте российской и европейской конституционной традиции: Монография [Текст] – Варшава-Познань: Издательство «Юрис-Познань», 2009. – 35,1 п.л.

  4. Ковальски Е. Антология государства и права [Текст] – Варшава: Издательство Высшей школы торговли и права в Варшаве, 2008. – 220 с.

  5. Ковальски Е. Хозяйственное публичное право: Учебник [Текст] – Варшава, 2006. – 12,0 п.л.

  6. Ковальски Е. Европейское хозяйственное (предпринимательское) право: Учебник [Текст] – Варшава, 2006. – 15,0 п.л.

  7. Ковальски Е. Европейский Союз – европейский интеграционный процесс: организационные и правовые проблемы [Текст] – Варшава: Издательство «Юрист- Познань», 2006. – 12,0 п.л.

  8. Ковальски Е. Подготовка законов в Федеративной Республике Германии [Текст] – Варшава: Издательство Юридического факультета Варшавского университета, 1979. – 4,0 п.л.


Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых

научных журналах, указанных в перечне ВАК

Министерства образования и науки РФ


  1. Ковальски Е. Нормативные основы динамики интеграционного процесса на пространстве общего европейского рынка [Текст] //Государство и право, 2008, № 8. – 1,0 п.л.

  2. Ковальски Е. Конституционализм: история и теория вопроса // В.Г.Баев, Е.Ковальски [Текст] /Представительная власть – XXI век, 2008, № 8. – 0,35 п.л. (авторство не разделено).

  3. Ковальски Е. Парламентаризм и глобализация: истоки и параллели [Текст] // Е.Ковальски, А.С.Косопкин /Право и государство: теория и практика, 2008, № 12. – 0,75 п.л. (авторство не разделено).

  4. Ковальски Е. Конституционные основания проведения судебного контроля в Российской Федерации и Республике Польша [Текст] //Вороненков Д.Н., Ковальски Е. /Право и государство, 2009, № 2. – 0,5 п.л. (авторство не разделено).

  5. Ковальски Е. Контрольная функция суда в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности [Текст] //Вороненков Д.Н., Ковальски Е. /Законы России: опыт, анализ, практика. М., 2009, № 1. – 0,5/0,3 п.л.

  6. Ковальски Е. Судебная власть как особая форма деятельности государства [Текст] //Вороненков Д.Н., Ковальски Е. /Право и государство, 2009, № 1. – 0,5/0,3 п.л.

  7. Ковальски Е. Конституционализм в Польше: идея и её реализация [Текст] //Современное право, 2009, № 1. – 0,75 п.л.

  8. Ковальски Е. Формирование парламентской демократии в Польше в 1918-1926 гг. [Текст] //Юридическая мысль, 2011, № 2. – 1,0 п.л.

  9. Ковальски Е. Конституционные изменения парламентской системы 1926-1935 гг. [Текст] //Юридическая мысль, 2011, № 3. – 1,0 п.л.


Иные публикации

  1. Ковальски Е. Аксиология конституций европейских правовых государств [Текст] //Юридическая мысль, 2009, № 6. – 1,0 п.л.

  2. Ковальски Е. Этапы изменения государственного устройства во II Речи Посполитой (1918-1939) [Текст] //Humanum: Международный журнал общественно-гуманитарных исследований, 2008, № 1. С. 183-197.

  3. Ковальски Е. Институт президентства в Республике Польша: традиции и современность [Текст] //Humanum: Международный журнал общественно-гуманитарных исследований, 2008, № 2. С. 123-137.

  4. Ковальски Е. Клаузула светского государства в Конституциях СССР и Российской Федерации и светское государство в европейской конституционной традиции. Часть 2 [Текст] //Научные тетради «IUS Novum», 2008. – 1,0 п.л.

  5. Ковальски Е. Зарождение европейского и польского конституционализма в XVIII веке [Текст] //Юридическая мысль, 2008, № 6. – 1,0 п.л.

  6. Ковальски Е. Конституционализм в Польше: постановка проблемы [Текст] //Юридическая мысль, 2008, № 4. – 0,25 п.л.

  7. Ковальски Е. Российская модель светского государства и французская либеральная конституционная традиция [Текст] //Юридическая мысль, 2008, № 2. – 0,5 п.л.

  8. Ковальски Е. Государственное регулирование экономических отношений в странах Европейского союза [Текст] //В сб.: Материалы Международной научно-практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире». – Калуга, 2008. – 0, 35 п.л.

  9. Ковальски Е. Польша – Россия, поляки – русские: в кругу культурных и политических контрастов [Текст] /В сб.: Материалы международной научно-практической конференции «Польша – Россия – Европейский союз». – Белосток, 14-15 июня 2008 г. – 1,0 п.л.

  10. Ковальски Е. Первая в Польше и в Европе Конституция 3 мая: начало народной конституционной традиции [Текст] //Вестник Орловского государственного университета, 2008, № 2 (2). С. 71-78.

  11. Ковальски Е. Динамика институциональных изменений на пространстве общего европейского рынка [Текст] //Юридическая мысль, 2007, № 5. – 0,5 п.л.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Чеславович общая теория становления и эволюции механизма конституционной государственности в польше
1037.53kb.
5 стр.
Л. Е. Гринин политические процессы в османском египте XVI-XVIII вв. И теория развитого государства введение Настоящая статья
610.87kb.
4 стр.
Л. Е. Гринин политические процессы в османском египте XVI-XVIII вв. И теория развитого государства введение Настоящая статья
607.83kb.
4 стр.
Л. Е. Гринин политические процессы в османском египте XVI-XVIII вв. И теория развитого государства введение Настоящая статья
606.59kb.
4 стр.
1 Основы ит в дизайне
45.74kb.
1 стр.
Геоисторические факторы становления российской государственности и проблема формирования гражданского общества
43.85kb.
1 стр.
Е. С. Пожидаева общая теория статистики учебное пособие
1459.57kb.
7 стр.
Основные разделы программы Тема Общая психология
135.63kb.
1 стр.
Политическое устройство Канады является в некоторой степени комбинацией английской и американской систем, однако обладает и собственными, присущими только ему особенностями
318.32kb.
1 стр.
В годы как становления, так и развития чувашской государственности роль законодательного органа республики всегда была определяющей
67.9kb.
1 стр.
Урок в 10 классе "Пути становления государственности в Московской Руси"
43.76kb.
1 стр.
Темы контрольных работ часть 2 (Новое и Новейшее время)
31.31kb.
1 стр.