Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5Это первое отделение государства от церкви в Европе характеризуется политикой, направленной на ограничение свободы веры исключительно до сферы личной жизни человека и реализуется под лозунгом нейтральности мировоззрения государства; этот лозунг становится популярным на Европейском континенте и часто употребляется в языке политических доктрин70. Иначе говоря, в этой модели отделения выражается стремление к исключению религии из публичной жизни, и этот принцип был декларирован, и ему была придана законная сила. Обобщая, можно сказать, что либеральное светское государство, для которого доктринальной основой является философская и политическая мысль эпохи Просвещения и политическую и законодательную модель которого создала революционная Французская Республика, характеризуется тем, что основой для мировоззрительно-религиозных отношений является принцип свободы совести и вероисповедания. С тех пор вопросы религии стали личным делом каждого человека и гражданина. Государство не имеет права принимать решения, касающиеся религии и внутренних принципов функционирования церкви, но, с другой стороны, не разрешает церкви участвовать в публичной жизни.Свобода совести и вероисповедания имеет характер субъективного публичного права, т.е. государство обязывается хранить эти свободы, создавая соответствующие правовые гарантии. Кроме того, все религии в данной стране становятся равноправными, и у никакой из них нет статуса государственной религии или более существенной, чем другие. Рассматривая содержание конституционных правил, касающихся вопросов вероисповедания в европейских государствах в XIX в. вплоть до половины XX века, можно заметить, что формируется канон (сегодня мы бы сказали – европейский стандарт) генеральных принципов либеральной родословной, определяющих общую модель светского характера государства, особенно принципов, относящихся к свободе совести и вероисповедания, с применением гарантии защиты прав человека в области этих свобод. Этот канон, можно полагать, с началом XX века явнее и характернее был отражен в Конституции Третьего Рейха (так называемой Веймарской конституции 1919 года). Основные принципы отношений между государством, церковью и религией, имеющие формальный конституционный характер, были приняты всеми государствами, которые после Второй мировой войны сформировали блок социалистических государств. В основных законах (конституциях) помещались все формулы, определяющие светский характер государства: прежде всего разделение государства и церкви, а также школы и церкви (например, статья 70 конституции Польской Народной Республики, статья 30 основного закона Румынии, статья 53 конституции Болгарии). Светский характер этих государств отождествлялся с атеизацией общества (в ПНР употреблялась нейтральная терминология, которая не имела такого уж сильного антиклерикального либо антицерковного оттенка, поэтому применялось понятие «лаицизация»). Власть отвергла также принцип регуляции отношений между государством и католической церковью при помощи международного договора (Конкордат), а все Конкордаты, заключенные в междувоенный период со Святым Престолом, были расторгнуты (Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Югославия), прекратились также дипломатические отношения. Только Конституция Германской Демократической Республики 1974 года (статья 39.2) предусматривала возможность регулирования отношений между государством и церковью путем соглашения. Не подлежит сомнению, что Конституция Польши 1997 года устанавливает строевую модель польского государства, опираясь на наиболее классических принципах демократического светского правового государства. Но конституционная преамбула заключает в себе не только содержание исторического и морального характера, но и прямо религиозного, когда подчеркивается роль христианства (западного) в польской истории. Более того – вопреки генеральной директиве, следующей из Конституции, которая устанавливает принцип равенства всех граждан, преамбула делит польское общество на верующих и неверующих и, кроме того, ещё дифференцирует верующих, выделяя среди них «христиан». В свою очередь, проф. М. Петшак пишет: «Трудно понять, какими предпосылками руководствовались авторы конституции, подчёркивая факт общественных мировоззренческих различий, и какое им придавали значение. Должен ли был этот раздел обуславливать дифференцирование гражданских прав, принимая во внимание критерии мировоззрения?»71. В диссертации специально рассматривается идея «нейтральности» – это прежде всего беспристрастность государства, которое должно соблюдать «равное расстояние» по отношению ко всем присутствующим в обществе видам мировоззрения. В заключении диссертации формулируются основные выводы и обобщения, представляющие, по мнению автора, наибольший интерес, предлагаются теоретические и практические рекомендации, а также определяются некоторые актуальные направления последующих исследований данной проблемы. Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах: Монографии, учебники, учебные пособия
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки РФ
Иные публикации
Смотрите также: Чеславович общая теория становления и эволюции механизма конституционной государственности в польше
1037.53kb.
5 стр.
Л. Е. Гринин политические процессы в османском египте XVI-XVIII вв. И теория развитого государства введение Настоящая статья
610.87kb.
4 стр.
Л. Е. Гринин политические процессы в османском египте XVI-XVIII вв. И теория развитого государства введение Настоящая статья
607.83kb.
4 стр.
Л. Е. Гринин политические процессы в османском египте XVI-XVIII вв. И теория развитого государства введение Настоящая статья
606.59kb.
4 стр.
1 Основы ит в дизайне
45.74kb.
1 стр.
Геоисторические факторы становления российской государственности и проблема формирования гражданского общества
43.85kb.
1 стр.
Е. С. Пожидаева общая теория статистики учебное пособие
1459.57kb.
7 стр.
Основные разделы программы Тема Общая психология
135.63kb.
1 стр.
Политическое устройство Канады является в некоторой степени комбинацией английской и американской систем, однако обладает и собственными, присущими только ему особенностями
318.32kb.
1 стр.
В годы как становления, так и развития чувашской государственности роль законодательного органа республики всегда была определяющей
67.9kb.
1 стр.
Урок в 10 классе "Пути становления государственности в Московской Руси"
43.76kb.
1 стр.
Темы контрольных работ часть 2 (Новое и Новейшее время) 31.31kb.
1 стр.
|