Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13


Управление образования и науки

Липецкой области

Г(О)ОУ ДОД Детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма)


МОЯ РОДИНА

ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ

Исследовательские краеведческие работы воспитанников учреждений дополнительного образования детей



Липецк – 2008


ББК 63.3 (2Р – 4 Ли)

М 87


МОЯ РОДИНА – ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ. Выпуск 4. Сборник исследовательских краеведческих работ воспитанников учреждений дополнительного образования детей Липецкой области. 2008 г. – 185 с.

Редактор-составитель: Беззубцева Н.В.
Научный редактор: Бессуднов А.Н.
Ответственный за выпуск: Кащеев А.С.

В сборник вошли исследовательские краеведческие работы победителей Всероссийских конкурсов обучающихся - участников туристско-краеведческого движения «Отечество» 2006-2008 гг.




  • ДООЦ (спорта и туризма), 2008 г.


К ЧИТАТЕЛЮ
Уже стало доброй традицией публиковать сборники материалов, полученных учащимися школ области в ходе кропотливых изысканий. Подобного рода творчество, вне всякого сомнения, являет собой пример эффективного сочетания образовательного и воспитательного процессов.

Участие школьников в историко-краеведческих исследованиях особенно актуально в наше время, когда очень остро стоит вопрос формирования национального самосознания. Практика показывает, что самой оптимальной формой работы с детьми является разработка проблематики, связанной с сохранением историко-культурного наследия, с решением конкретных проблем региона, с изучением и возрождением традиций, обрядов и верований своей малой родины.

В ходе подготовки и написания работ юные исследователи, с одной стороны, имеют возможность ощутить определенную степень творческой свободы, а, с другой, - приложить максимум усилий для раскрытия своего творческого потенциала.

При обработке разного рода архивных и музейных материалов учащиеся не только приобретают навыки научной работы, но и имеют реальную возможность получать ценную информацию; им открываются перспективы для контактов и эффективного сотрудничества с профессорско-преподавательским составом высшей школы, представителями административных структур.

Примечательно, что становится устойчивой тенденция увеличения числа работ, связанных с Великой Отечественной войной, с теми земляками, благодаря смелости и мужеству которых была одержана Великая Победа.

Читая данный сборник исследований, приходится сожалеть о том, что такого рода деятельность почему-то не получает должной поддержки в «министерствах и ведомствах», но, в то же время, радует то, что, несмотря ни на что, с каждым годом она становится все более ощутимой благодаря подвижничеству педагогов дополнительного образования, учителей, сотрудников Детского оздоровительно-образовательного Центра (спорта и туризма).


А.Н. Бессуднов, декан исторического факультета ЛГПУ, кандидат исторических наук, доцент.

Наталья Попко,


МОУ СОШ с. Октябрьское

Усманского района.

Руководитель: Л.В. Попко.

ОТ СТРАНИЦ БИОГРАФИИ –

К СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ



Биографии моих родственников тесно переплетаются с историей нашей страны.

Цель исследования: изучение влияния общественно-политических процессов в России на судьбы моих близких.

Задачи:

  • выявление источников информации о родственниках;

  • анализ источников, в том числе материалов семейного архива, документов школьного краеведческого музея; воспоминаний родственников;

  • составление родословной;

  • разработка и составление таблицы об участии родственников в важных исторических событиях нашей страны.

Объект исследования - история родословия по линии отца и матери.

Предмет исследования: биографии отдельных родственников и их связь с историей Отечества.

В процессе работы были использованы различные методы исследования: поиск и изучение источников и литературы, работа с архивными документами, интервьюирование родственников, анализ источников, уточнение выводов, обобщение полученных материалов, составление родословных схем и таблицы.



Источники, на основе которых написана работа: письменные, изобразительные и вещественные (из семейного архива), копии документов из Центрального музея Советской Армии, из Волгоградского государственного музея обороны, материалы школьного краеведческого музея села Кривка Усманского района Липецкой области, документальная повесть И.В. Лебедева «Тридцать три богатыря», воспоминания родственников.

У нас в семье многое из культуры казахов: чай пьем только с молоком и только из пиал, бабушка и мама готовят бешбармак, манты, мое любимое лакомство - баурсаки. В семейной библиотеке много книг казахских писателей Абая Кунанбаева, Олжаса Сулейменова, есть энциклопедии, словари, открытки, фотографии о Казахстане. А главное - рассказы моих близких. Надо мной с детства подшучивали: ты – коренная кривская, деревенская…, а мы - «приезжие казахстанцы». Действительно, наша семья приехала в Кривку Усманского района в 1986 году из Казахстана, где родились мой папа Попко Алексей Владимирович (1960 г.) и моя мама Попко (Глушакова) Ольга Анатольевна (1965 г.), и где до сей поры живет моя бабушка по маминой линии Глушакова (Рудых) Валентина Андреевна (1936 г.).



Казахстанская ветвь моей родословной.


Мои предки по линии мамы – из семиреченских казаков
На основании наградного листа моего погибшего прадеда по маминой линии Рудых Андрея Григорьевича (1910–1943 гг.) было установлено место его рождения – село Ново–Андреевка Урджарского района Семипалатинской области (Казахстан) [4]. Там же родился и его отец Григорий Емельянович (не ранее 1870 г.) Каким же образом оказался мой прапрапрадед с истинно русским именем Емельян и фамилией Рудых в глухом казахском селе, вблизи китайской границы?

Изучив материалы из истории присоединения Казахстана к России, мы узнали, что с целью закрепления на новых территориях русскими строились крепости, которые потом объединялись дополнительными сооружениями в линии обороны. Одним из острогов линии обороны Семипалатинск–Верный было село Ново–Андреевка, основанное в 1870 году. Емельян Рудых, по всей видимости, был служилым и, если не вернулся назад после службы в Россию, значит, состоял на службе в Семиреченском казачьем войске. Принадлежность предка к казачеству подтверждают и детские воспоминания моей мамы: ее бабушка Рудых (Щербакова) Александра Герасимовна рассказывала, как после установления советской власти в их селе запретили мужикам носить галифе с лампасами: казак – враг новой власти. Но мой прапрадед Григорий Емельянович был на стороне советской власти. Это подтверждается и документальной повестью Ильи Васильевича Лебедева «Тридцать три богатыря», где говорится, что Рудых Григорий Емельянович в годы гражданской войны, «вступив в партию большевиков, геройски сражался с врагами советской власти. Белогвардейцы, изловив его, избили шомполами до смерти. Своих товарищей он так и не выдал» [22].

После гибели Григория Емельяновича на руках его жены Анны Тимофеевны осталось пятеро детей. Старшим был мой прадед Андрей. Семья жила в нужде. Чтобы заработать на кусок хлеба, он пошел в батраки (период НЭПа). Когда началась коллективизация, Андрей первым вступил в колхоз, стал трактористом, был принят в партию большевиков. Потом ему доверили полеводческую бригаду, и много лет перед войной он работал в этой должности, сделав свою бригаду самой передовой в колхозе. На фронт Андрея Рудых провожали всем селом. Остались его ждать жена Александра Герасимовна и трое детей: дочь Валя (1936 г.), моя бабушка Тоня (1938 г.), сын Александр (1940 г.).
Прадед и прабабушка по линии отца –

поселенцы степного края периода Столыпинской реформы
Предки моего папы в Казахстан приехали в начале ХХ века, в период Столыпинской реформы. Прадед Попко Алексей Ефимович (1898-1976 гг.), уроженец Таврической губернии, и прабабушка Попко (Трофименко) Федора Марковна (1896-1978 гг.), уроженка Николаевской губернии, были вывезены в Казахстан в 1906 г.

Родители их были малоимущими, земли своей не имели, поэтому семьи были вынуждены вместе с сотнями своих земляков покинуть родные края и поехать туда, где им выделили земельные наделы – отруба. Так они оказались в суровом крае на севере нынешней республики Казахстан.

Украинцев-переселенцев из Малороссии было много, они основали поселения на свободной территории. Семья прабабушки Федоры поселилась отдельным хутором, который был назван Новоукраинка. Семья прадедушки со своими близкими родственниками обосновалась в селе Пешковка (название села произошло от слов «пеший, пешком» – пешком прошли от казачьего села Федоровка). Население в этих селах было, в основном, украинское, поэтому прабабушка и прадедушка разговаривали на украинском языке.

В нашей семье сохранились рассказы о трудной, а порой невыносимой жизни переселенцев. Во-первых, приехали с юга Украины, где достаточно тепло, и многие, не выдержав первой суровой зимы, умерли от холода, так как не сумели построить себе теплое жилье. Умер и отец моего прадеда, оставив жену с 9 детьми и старую мать, которая жила в их семье. Мать моего прадеда Алексея Ефимовича, Екатерина Алексеевна, чтобы как-то выжить, вышла вторично замуж за вдовца с 5 детьми. В семье стало 17 человек. Но мой прадед, в то время мальчик Алеша, фактически не жил с матерью. С 10 лет он «в людях», т.е. батрачил, помогал зажиточным родственникам по хозяйству и там же обитал.

Октябрьскую революцию он встретил в армии: готовили к отправке на фронт (шла первая мировая война), но распустили по домам. Началась гражданская война. Алексей Попко был в отряде красноармейцев, где его приняли в партию большевиков, воевал с колчаковцами. Вернувшись в родную Пешковку, Алексей Ефимович в 1921 году женился на Трофименко Федоре Марковне. У них родилось 12 детей: восемь детей умерли в возрасте от одного до трех лет, и только четверо осталось в живых: Григорий (1922 г.), Анатолий (1924–1988 гг.), Сима (1931-2000 гг.) и Владимир (1935 г.) – мой дедушка.

Семья бедствовала. И Алексей Ефимович, чтобы «как-то выйти из бедности, более-менее содержать свою семью, чтобы жить не хуже людей» – как он рассказывал своим внукам, - в период НЭПа решил заняться торговлей. За сотни километров, в уральский город Троицк, вместе со своим дядей он возил продавать муку и зерно.

Появились деньги, и молодая семья построила хороший дом, обзавелась хозяйством. Но в 1937 году семья лишилась всего нажитого (их раскулачили), а моего прадеда осудили как врага народа на 10 лет.

Мой дедушка Владимир Алексеевич рассказал мне, как это было: приехал в Пешковку из райцентра на автомобиле уполномоченный ОГПУ, с ним - конвой. Приезжие остановились на постой в доме Попко Алексея Ефимовича (так часто бывало – дом новый, большой). По приказу уполномоченного собрали сельчан в школе и объявили открытый суд над одним из крестьян-середняков. А мой прадед Алексей Ефимович, горячий человек по натуре, не сдержался и начал его защищать: мол, мы вместе с Иваном батрачили. Но его слушать никто не пожелал. Разгорячившись, Алексей Ефимович поспешил домой и выбросил саквояж постояльца в окно. Прадеда тут же схватили конвоиры, затолкали в машину и, уже как осужденного, отправили в город Кустанай, а дальше по лагерям ГУЛАГа.

В семье не сохранилось никаких документов, подтверждающих, что А.Е. Попко был репрессирован, так как семья после его освобождения вынуждена была переехать из Казахстана в Киргизию, по дороге родственников обворовали, многие документы пропали. Да и раньше, при жизни Алексея Ефимовича (он умер в 1976 году в возрасте 78 лет) о репрессиях публично не говорили, и необходимости иметь такие документы не было.

Но мой дедушка Владимир Алексеевич часто пересказывает воспоминания своего отца. После объявления ему статьи 58 Алексей Ефимович поседел за одну ночь (его сокамерник утром сказал ему, что голова у него в снегу – такая стала белая), на нервной почве стал задыхаться, а позже у него развилась астма. Алексея Ефимовича переправляли из одного лагеря в другой: строил и метро в Москве, Беломорско-Балтийский канал, туннель под рекой Амур... . В годы Великой Отечественной войны мой прадед был в Забайкалье, строил железную дорогу.

Сейчас общеизвестно о тяжелых нечеловеческих условиях в сталинских лагерях. Но слушать об этом из уст моего дедушки о его отце просто жутко, ком стоит в горле. Алексей Ефимович выжил в лагерях только благодаря тому, что хорошо умел готовить еду и работал на кухне. На фронт его не взяли из-за астмы, хотя он все время просился. Освободился А.Е. Попко в 1946 году, последнее место заключения - г. Нижний Тагил.

После ареста мужа Федора Марковна осталась одна с детьми. Семью раскулачили. Из дома забрали буквального все – оставили голые стены, увели корову. Но одно было хорошо - не выслали из села, и крыша была над головой. Федора Марковна вступила в колхоз и пошла работать дояркой на ферму. Трудилась моя прабабушка на совесть, и ее, в числе других передовиков, направили в 1939 году на ВДНХ в Москву, где наградили Грамотой. Жизнь семьи более-менее налаживалась, но началась Великая Отечественная война …


Казахстан – вторая родина моей бабушки Валентины Егоровны Попко (Щетининой), уроженки села Кривки
Еще один близкий мне человек связан с Казахстаном. Это моя бабушка - папина мама Попко (Щетинина) Валентина Егоровна – уроженка села Кривка Молотовского района Воронежской области (ныне Усманский район Липецкой области). Бабушка Валя, закончив в 1953 году Кривскую семилетнюю школу, поступила в Воронежское медицинское училище, год окончания которого (1955) пришелся на время освоения целинных земель на востоке страны. Тогда многих молодых специалистов направляли на работу в Казахстан, в том числе и молоденькую медсестру Валю Щетинину. Там в 1956 году она вышла замуж за Попко Владимира Алексеевича. Из Казахстана Попко Валентина Егоровна со своей семьей вернулась к себе на родину в Кривку только через 30 лет - в 1986 году.
Борис Ролдугин –

основатель кривской ветви моей родословной
С начальных классов, занимаясь изучением истории родного села, я участвовала в сборе материалов о распространенных фамилиях в Кривке, установлении степени родства между ними. Это мне помогло составить генеалогическое древо Ролдугина Бориса, основоположника кривской ветви моей родословной [6]. Согласно рукописной летописи села Кривка (автор Д.Н. Ролдугин) Борис Ролдугин переселился в Кривку вместе со своими братьями примерно в 1700 году из Лебедянского уезда. Ролдугиных в селе Кривка было много, потомков Бориса стали звать «Борищевы», эта уличная фамилия (прозвище) сохранилась до сей поры [5].
Мои родственники –

участники Великой Отечественной войны
Работая над проблемой исследования, я выделила историческое событие, в котором участвовали все мои родственники, как со стороны мамы, так и со стороны папы, - Великая Отечественная война. В моей родословной есть фронтовики, в том числе и погибшие. А детство бабушек-дедушек, совпавшее с тяжелым временем, было опалено войной, и они часто об этом вспоминают.

Ролдугин Дмитрий Петрович

Дмитрий Петрович Ролдугин (1919–1941 гг.), родной дядя моей бабушки Валентины Егоровны, перед началом войны был призван в ряды Красной Армии и поэтому на фронт попал в июне сорок первого. Прислал Митя всего несколько весточек-треугольничков, а потом почтальонка принесла конверт – пропал без вести. Дмитрия ждали долгие годы. Только в 1968 году его старшая сестра Зверева (Ролдугина) Екатерина Петровна обратилась в Центральный архив Вооруженных Сил и получила ответ: «Ролдугин Дмитрий Петрович пал смертью храбрых в 1941 году (точно дата не указана) под Смоленском».


Рудых Андрей Григорьевич

В шкафу, среди документов, моя мама хранит небольшую книгу. На одной из страниц я прочла: «В южной части Волгограда, в Красноармейском районе, одна из улиц названа именем 33-х героев, славных защитников Сталинграда, воинов 1379-го Краснознаменного стрелкового полка 87-й Перекопской Краснознаменной дивизии легендарной 62-й армии».

Далее автор документальной повести Лебедев Илья Васильевич называет всех тридцати трех героев поименно, в том числе и командира отделения младшего сержанта Рудых Андрея Григорьевича – моего прадеда [22, с. 149, 150]. Такой чести они заслужили за беззаветную отвагу, проявленную 24 августа 1942 года в ожесточенных боях у хутора Малая Россошка, на высоте 76,3. Они отразили атаку 70 фашистских танков, подбив 29 из них, уничтожив более 150 гитлеровцев, не пропустив на своем участке врага к Сталинграду [22, с. 151].

В те дни Сталинград защищала вся страна. На берега Волги прибывали вновь сформированные соединения с Урала, из Сибири, Казахстана. В конце июля из Приморья прибыла 87-я стрелковая дивизия, в которой и служил 32-летний Андрей Рудых, уроженец Семипалатинской области Урджарского района села Ново-Андреевка.

Вражеская авиация встретила двенадцать эшелонов 87-ой стрелковой дивизии на дальних подступах к Сталинграду усиленной бомбежкой. Поэтому командир дивизии решил выдвигать полки к фронту пешим порядком. Более трехсот километров прошагал Андрей Рудых вместе со своими однополчанами по приволжской степи.

Лето сорок второго выдалось на редкость жарким. Воины шли по земле, покрытой глубокими трещинами. Огромные клубы пыли вздымались над колоннами. Она набивалась в горло, в уши, под взмокшие от пота гимнастерки. Дышать было тяжело, мучила жажда.

К пяти часам утра 23 августа полки дивизии достигли хутора Малая Россошка, куда противник нацеливал основной удар.

И почти сразу началась массированная бомбардировка вражеской авиации, которая продолжалась беспрерывно до самого вечера.

По приказу подполковника Г.А. Петрова подразделения рассредоточились по балкам, солдаты залегли в воронках, ямах. К концу дня вражеские летчики, видимо, пришли к выводу, что смели все с лица земли. Налеты стали редеть. Солдаты начали собираться вместе и получили новые приказы.

Так взвод пеших разведчиков, где был командиром отделения младший сержант Рудых Андрей Григорьевич, был выдвинут на высоту 76,3 в качестве боевого охранения.

На следующий день, 24 августа, рубежи обороны дивизии вновь подверглись сильным ударам авиации. Появились танки, колонны автомашин с пехотой.

В районе высоты 76,3 начали рваться снаряды и мины. Свистя и визжа, в окопы летели осколки снарядов, людей поливал огонь. Поредели ряды защитников высоты. После этого вражеского огневого налета и бомбежки на высоте осталось тридцать три человека: шестнадцать разведчиков, двенадцать автоматчиков и пятеро связистов.

В арсенале защитников были гранаты, бутылки с зажигательной смесью, противотанковое ружье, винтовки и автоматы. Когда появились первые танки, среди защитников возникло некоторое замешательство. Они ожидали машин с пехотой, мотоциклистов, ну, несколько танков. А тут … Первые танки достигли окопов - в них полетели гранаты и бутылки.

В 1968 году, во время приезда к моей прабабушке А.Г. Рудых, Лебедев Илья Васильевич рассказывал, а позднее описал в повести момент боя, непосредственно связанный с моим прадедом: «… К высоте шла новая группа танков, за танками - пехота, вооруженная несколькими огнеметами. Защитники, в том числе и Андрей Рудых, получили ожоги от огнеметов, но свои позиции не оставили.

Каждый сражался, как мог, добиваясь победы. Около двенадцати часов ночи бой закончился. Вражеским танкистам не удалось ни окружить защитников высоты, ни прорваться на дорогу к Сталинграду. С большими потерями они откатились назад.

Тридцать три богатыря обрели в этом бою на россошкинской высоте бессмертную славу. Слыхано ли где, чтобы пехотинцы, имевшие лишь стрелковое оружие, вступив в единоборство с броней, вышли победителями в этой неравной схватке? И главное – сами остались живы» [2].

После этого боя о подвиге тридцати трех писали все газеты, выпускали боевые листки [22, 3]. Всех участников представили к наградам, Рудых Андрея Григорьевича – к ордену «Красная Звезда» [4], а на его родину, в далекое казахстанское село, командование прислало благодарственное письмо (хранится у младшей дочери А.Г. Рудых - Антонины Андреевны в г. Аягузе).

Бои за Сталинград продолжались. В одном из них мой прадед Андрей был ранен, лечился в госпитале и вышел оттуда в начале февраля, когда над Сталинградом уже развивался алый стяг. А.Г. Рудых было присвоено звание младшего лейтенанта, и его назначили командиром взвода. 8 августа 1943 года младший лейтенант Андрей Рудых погиб в бою за освобождение Украины.

Материалы о подвиге тридцати трех пехотинцев собирались Лебедевым Ильей Васильевичем в течение двадцати лет. Он побывал на родине каждого защитника, в том числе дважды приезжал к моей прабабушке Рудых Александре Герасимовне в город Аягуз Семипалатинской области.

Дочери Андрея Рудых, моя бабушка Валентина Андреевна со своей сестрой Антониной Андреевной, по приглашению Волгоградского государственного музея обороны ездили на экскурсию в город-герой. В музее они многое узнали о своем отце Андрее Григорьевиче. Копии документов из музея – ценная реликвия в нашей семье.


Попков Анатолий Алексеевич
Не менее важная семейная реликвия – фотография из альбома моего дедушки по папиной линии Попко Владимира Алексеевича.

На снимке молодой красивый солдат, на груди которого - боевые награды. Это средний брат моего деда Анатолий Алексеевич Попков. Фотографировался он в Германии, в самом Берлине, о чем свидетельствует фотобумага с названием немецкой фирмы.

Анатолий был на фронте с августа 1942 года, дошел до Берлина. Служил в артиллерии: сначала заряжающим, а потом командиром орудия. Боевой орден Красной Звезды, а также медали говорят о смелости и отваге двадцатилетнего солдата.

Анатолия Алексеевича, к сожалению, уже нет в живых (он умер 18 декабря 1988 года), и я не слышала рассказов о войне из его уст. Но его воспоминания, скупые рассказы в - памяти его младшего брата, моего дедушки Володи, и он часто их пересказывает мне. У нас в семье все знают, почему в конце фамилии Анатолия Алексеевича стоит буква «в».

В боях за освобождение Киева, при форсировании Днепра, его орудие оказалось под водой. Солдаты подразделения Анатолия Попко не только вытащили пушку из воды, но и выполнили боевую задачу. За это командира представили к награде и приняли в коммунистическую партию большевиков. В партийном билете фамилия написана была не «Попко», а «Попков».

После окончания Великой Отечественной дедушка Анатолий еще два года оставался в Германии как солдат срочной службы.


Попко Григорий Алексеевич
Несколько лет назад в гости к моему деду Владимиру Алексеевичу приезжал старший брат Григорий Алексеевич из Нижнего Тагила. Ему было уже под восемьдесят, но память у него – великолепная.

Они с дедушкой очень много вспоминали о предвоенных и военных годах. Семья в то время жила в селе Пешковка Кустанайской области. Четверо детей на руках матери, отец в заключении. Семья жила с ярлыком «семья врага народа». Очень трудное было время, но когда 22 июня 1941 года объявили о начале войны, то всем показалось, что до этого жили счастливо и безоблачно.

В то время старшему сыну Григорию - девятнадцать лет, второй - на два года младше. Повестки из военкомата ждали с самых первых дней. Григория призвали 31 декабря, в канун Нового 1942 года. На фронте Григорий был около года: получил ранение в ногу, и его после госпиталя направили работать на танковый завод в город Нижний Тагил.

Среднего сына Анатолия взяли на фронт в конце лета 1942 г. Осталась мать с двумя детьми. Работала дояркой в колхозе, и двое малолетних детей ей во всем помогали.

Мой дедушка рассказывал, как он, семи лет отроду, наравне со взрослыми, управляя волами, запряженными в телегу, работал на ферме.

Дедушкино село находилось далеко от передовой. Не слышали они ни воя самолетов, ни грохота танков, но жизнь была тревожной. Запах войны, казалось, витал в воздухе. В нескольких километрах от села проходила железная дорога, по которой день и ночь ехали составы с военными, с зачехленным оружием. Сельские мальчишки бегали к железной дороге и бросали букеты полевых цветов проезжающим солдатам. Кричали, чтоб быстрее возвращались с победой.


Заключение
Работая над составлением своей родословной, я услышала от моих родственников много интересного из прошлого нашей семьи. Старые пожелтевшие фотографии «заговорили». Многие данные подлежат еще осмыслению и проверке.

В ходе изучения родословной было установлено, что судьбы всех моих родственников складывались под влиянием важнейших событий нашей страны.

Примером этого можно привести также и смену места жительства моих родственников. До начала ХХ века никто из «Борищевых» (Род Бориса Ролдугина в селе Кривка) из села не выезжал (только девушки выходили замуж в соседние села). Жизнь моей бабушки Попко Валентины Егоровны была определена в 1955 году распределением на работу в Казахстан. Она тридцать лет прожила вдали от своего родного края. В конце прошлого века во внешней политике государства появилась «открытость миру», и мамина сестра Зоммер Елена Анатольевна уехала с мужем на его историческую родину в Германию.

В родословии не выявлено ни одного знаменитого человека - корни уходят в крестьянское сословие, но историю Отечества создавали не только выдающиеся личности, но и такие простые солдаты, как мой прадед Рудых Андрей Григорьевич.


Архивные источники:
Копии документов Центрального музея Советской Армии:

  1. Копия фотографии А.Г. Рудых, снимок сделан 26 авг.1942 г.

  2. Копия группового снимка «Группа истребителей танков из числа тридцати трех героев, отбивших атаку 70 фашистских танков на подступах к Сталинграду (копии документов реквизитов не имеют, так как были переданы моей прабабушке Рудых Александре Герасимовне писателем И.В. Лебедевым в 1968 – 1972 гг.).

Копии документов из Волгоградского государственного музея обороны:

  1. Копия боевого листка «Вперед на врага» №58 от 2 сентября 1942 г.

  2. Копия наградного листа Рудых Андрея Григорьевича. (копии документов реквизитов не имеют, так как были переданы моей прабабушке Рудых Александре Герасимовне писателем И.В. Лебедевым в 1968 – 1972 гг.)

Материалы школьного краеведческого музея ООШ с. Кривка:

  1. Рукописная летопись села Кривка, автор Д.Н. Ролдугин, инв. №51.

  2. Генеалогическая таблица Ролдугиных, составитель Попко Наталья, инв. № . 379.

Материалы семейного архива:

  1. Фото Попко (Трофименко) Федоры Марковны.

  2. Фото Попко Алексея Ефимовича.

  3. Фото Рудых Андрея Григорьевича.

  4. Фото Рудых (Щербаковой) Александры Григорьевны.

  5. Фото Рудых (Щербаковой) Александры Григорьевны и ее дочерей Валентины Андреевны и Антонины Андреевны.

  6. Фото Ролдугина Дмитрия Петровича.

  7. Фото Попко Григория Алексеевича.

  8. Фото Попко Владимира Алексеевича.

  9. Фото Попко Алексея Ефимовича.

  10. Фото Попкова Анатолия Алексеевича.

  11. Фото Попко (Щетининой) Валентины Егоровны.

  12. Фото Попко Владимира Алексеевича и Попко (Щетининой) Валентины Егоровны.

  13. Фото Глушакова Анатолия Николаевича и Глушаковой (Рудых) Валентины Андреевны.

  14. Фото Глушаковой Валентины Андреевны и Попко Натальи.

  15. Фото Попко Натальи.

  16. Фото фрагментов школьного краеведческого музея ООШ с. Кривка.


Литература:


  1. Княжинский Б.П. Очерки по истории Усманского края, Липецк, 1995.

  2. Лебедев И.В. Тридцать три богатыря. // Крепче брони. – Волгоград, 1980.

  3. Липецкая энциклопедия, Липецк, 1999.

  4. Энциклопедия. История России. М., 2003.

Воспоминания:

  1. Воспоминания прабабушки Рудых Александры Герасимовны.

  2. Воспоминания дедушки Попко Григория Алексеевича.

  3. Воспоминания бабушки Попко Валентины Егоровны.

  4. Воспоминания дедушки Попко Владимира Алексеевича.

  5. Воспоминания бабушки Глушаковой Валентины Андреевны.

  6. Воспоминания отца Попко Алексея Владимировича.

  7. Воспоминания матери Попко (Глушаковой) Ольги Анатольевны.

Ливенцева Лилия,

МОУ СОШ с.Боринское Липецкого района.

Руководитель: Т.Л. Кожевникова

ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РОССИИ

ДМИТРИЕВА МАРИЯ ФИЛИППОВНА
Мария Филипповна Дмитриева – моя учительница, она учила моих родителей, дедушку и его братьев.

Мария Филипповна – человек, проживший большую и трудную жизнь. События, которые мы изучаем по учебникам истории, были и в жизни нашей учительницы: коллективизация, Великая Отечественная война, тяжелые послевоенные годы, годы перестройки. Она прошла через множество испытаний, но удивляет своей искренностью, чистотой, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходит вокруг.

С 1985 года М.Ф. Дмитриева на пенсии, но из школы не ушла даже тогда, когда пенсию работающим учителям не платили.

Профессия учителя - потомственная в семье Дмитриевых–Тенихиных: 20 человек стали учителями, среди них - словесники, математики, географы, биологи, физруки, преподаватели английского, немецкого, испанского языков.

В своей работе я старалась осветить жизненный путь М.Ф. Дмитриевой, ее профессиональное мастерство, интересы и увлечения. В результате изучения литературы, газетных публикаций, личных документов и фотографий, посещения малой родины, а также во время бесед с учителями и учениками (бывшими и нынешними), друзьями и родственниками, самой Марией Филипповной мне открылась удивительная личность: высокообразованный, разносторонний, тактичный, великодушный человек, положивший много труда в дело образования и воспитания.
Семья Тенихиных
Дмитриева (Тенихина) Мария Филипповна родилась в марте 1925 г. в селе Архангельские Борки.

Прапрадед Климентий Розовайкин, родом из села Хмелинца Задонского района, служил в войсках самого А.В. Суворова. За освобождение города Измаила был удостоен наград и ему было пожаловано поместье с домом в Измаиле.

Дедушка Павел Егорович Бурдачев служил в Измаиле, там женился на бабушке Екатерине Климентьевне, там же родилась мама Марии Филипповны Мария Павловна и два ее брата. По окончании службы Павел Егорович с семьей переехал в Воронеж, ближе к родным местам (его родина село Черниговка Задонского уезда Воронежской губернии). Это было в 1915 году. Здесь он служил стражником, а жена работала кухаркой у пристава. В 1917 году дедушка умер, а бабушка переехала к сестре мужа Анне в деревню Лозы Липецкого района. Вернуться в Измаил она не смогла, так как Бессарабия отошла в то время к Румынии.

Героическая семья у Марии Филипповны. Ее дядя Бурдачев Егор Павлович сражался с белофиннами, был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны (с июня 1941 г.) встал на защиту Родины, храбро сражался, погиб в Венгрии. Младший брат матери Николай Павлович был арестован в 1937 г. без права переписки. Судьба его неизвестна.

В многочисленной семье деда Трофима Тенихина (по отцу) все старшие дети занимались сельским хозяйством. Дедушка Трофим и его брат Степан умели хорошо расписывать церкви, «обновляли» храмы. Дедушка каждое лето выезжал на заработки в Донбасс (Макеевку), в Воронеж и другие города.

Когда умер Степан, его две дочери воспитывались в семье Тенихиных Трофима и Аксиньи. Третья дочь Анастасия Степановна участвовала в революционных событиях 1917 года, была секретарем Задонского укома. Ее именем (имени Анастасии Тенихиной) названа одна из улиц города Задонска.

В годы Великой Отечественной войны отец Марии Филипповны Филипп Трофимович и пятеро его братьев сражались на фронте. Филипп пропал без вести в декабре 1941года, погиб в Елецкой операции самый младший Иван (было ему 18 лет). При освобождении Киева был смертельно ранен Сергей. Митрофан попал в плен и умер в одном из концлагерей. Возвратились в родное село Степан, раненый под Ельцом, и Никита, переживший Ленинградскую блокаду.

Сестры отца Валентина и Анастасия были в эвакуации в Свердловске. Имели правительственные награды. Полина Трофимовна из Москвы переехала вместе с сыном Николаем в Арх-Борки, где жила до окончания войны.

Анна Трофимовна более сорока лет проработала учителем в школах Задонского и Липецкого районов.

В селе Архангельские Борки сохранился небольшой старенький домик, где родилась Мария Филипповна. Он сияет чистотой и порядком. Здесь сохранилось много из тех вещей и обстановки, которыми пользовались раньше, на стенах висят старые фотографии, сохранилась русская печка. До сих пор съезжаются сюда родственники, вспоминают свои годы детства и юности, проведенные в родном селе.


Детские и юношеские годы
Село Архангельские Борки небольшое, но для М.Ф. Дмитриевой это самое дорогое место на земле. Ей нравилась и небольшая речка Репец, впадающая потом в Дон, и пруды за селом, и ближняя липовая роща, и дальний смешанный лес, где росли дубы, берёзы, сосны, осины и тополи, дикие яблоки и груши, рябина и калина, орешник и тёрн. А сколько было ягод, грибов!

«С ранней весны до поздней осени, как только выдастся свободная минута, в лес – на подножный корм: то барашки (примула весенняя), то берёзовый сок, то щавель, то дикий чеснок, а там - и земляника поспела, лесная малина, вот уж - яблоки и груши, им на смену - тёрн и шиповник.

Только в лес не всегда уходили надолго: надо было дома помогать по хозяйству. С раннего детства приучались к труду: пасли скот, заготавливали сено на зиму, помогали полоть и поливать огородные культуры, следили за младшими сестрами и братьями.

Достаточно было времени и для отдыха: купались в речке, загорали, играли в лапту, в прятки, в горелки» [4].

С осени в школу. Очень уж хотелось Марии поступить в школу. Не сразу приняли её, годков не хватало. И лишь когда сменился учитель, после третьей попытки, стала она ученицей Арх-Борковской школы. С радостью вспоминает Мария Филипповна годы детства.

Училась Мария Тенихина легко, семилетнюю школу окончила с Похвальной грамотой (только двое из класса). Очень любила спорт, всегда с мальчишками на горе на лыжах, выбирая самые крутые спуски, или на коньках на речке, обгоняя друг друга.

Самое увлекательное занятие – чтение. Дома книг, конечно, не было, но выписывали «Крестьянскую газету», для детей – «Будь готов!», а потом «Пионерскую правду». В школе была небольшая библиотека, все книги из нее перечитала Мария, а потом учителя давали свои.

В селе было две школы: начальная (около церкви) и земская (в центре села), в которой всего было три классных комнаты. Учились дети из трех сел: Лозы, Круглое и Арх-Борки. В классах было от тридцати до сорока учащихся. Сидели за партами, в них были отверстия, в которые вставлялись чернильницы, и каждое утро учителя подливали туда чернила. Писали стальными перышками, вставленными в деревянные ручки. На уроках арифметики пользовались грифельными досками, учебников и тетрадей было очень мало.

В 1939 г. Тенихина Мария Филипповна окончила семилетнюю школу. Вопроса «Куда поступать?» не возникало: с детства мечтала стать учительницей. Большую роль в этом сыграл любимый преподаватель Минин Иван Дмитриевич. В Задонске (за восемнадцать километров от села) открылось к тому времени педагогическое училище.

И мечта юной девочки сбылась. Мария Филипповна так вспоминает первые шаги к заветной цели: «Это было летом 1939года. Вместе со своими подругами, зажав в руке трубку с документами, вошла я в здание Задонского педучилища и, очарованная, смотрела по сторонам.

Завуч педучилища Дацунов Евгений Семенович, приветливо обратившись к моим соклассникам, спросил:


    • Вы по какому вопросу, товарищи? А ты, девочка, зачем?

    • Поступать…

    • Поступать? – улыбнулся он, - Рановато, надо подрасти.

До сих пор помню, как хлынули ручьем слезы из глаз, когда услышала отказ: принимали с пятнадцати лет, а мне было четырнадцать. А тут еще и рост подвел – ведь на уроках физкультуры всегда была замыкающей, с «карандашами». Выручила Похвальная грамота. Приняли с пожеланием «подрасти» [5].

До 1941 года учеба в педучилище шла успешно, хотя Мария страшно скучала по дому.

Годы студенчества остались в памяти как светлые, радостные, дорогие сердцу. Учиться было интересно, хотя и нелегко. Активно участвовала во внеклассной работе. Член хорового и драматического кружков, участвовала в оборонно-массовой работе: кружки ПВХО, ГТО, ГСО, «Юный ворошиловский стрелок», спортивные соревнования и походы, олимпиады и конкурсы - все нравилось, везде хотелось участвовать.

В летнее время, во время каникул, всегда работала в колхозе: на прополке бахчевых культур, сенокосе, сортировке зерна на колхозном току, на комбайне и молотилке. В работе находила тоже радость. Трудиться привыкла с раннего детства: умела косить и молотить, вязать и складывать снопы; умела запрячь лошадь и управлять ею.

Всё шло отлично, мечтала учиться в институте: отличников принимали без экзаменов и можно было поступить в институт, не отрабатывая положенные три года учителем.

Но, как говорят «думы за горами». Страшная беда обрушилась на всю страну: началась Великая Отечественная война.


Великая Отечественная война

в жизни Дмитриевой Марии Филипповны
Когда началась Великая Отечественная война, Марии Филипповне было 16 лет. Вспоминая юность горькую, она говорит: «Те страшные военные годы никогда не забудутся, не уйдут из памяти. Сама удивляюсь: часто забываю то, что было совсем недавно, а вот из той жизни помню все.

…Воскресенье 22 июня. Полдень. Со всех концов села бежали люди к избе–читальне, где висел черный лопух радиорепродуктора. Выступал Молотов, известивший о начале войны. Детям не понятно было, почему вдруг закричали, заголосили женщины. Война ворвалась в село, в каждый дом, в каждую семью. И вот уже конный нарочный с повестками…

Каждый день провожали мобилизованных. В голос рыдали матери и жены, нередко отливали водой пожилых, нельзя было без слез видеть цепляющихся за отцов мальчишек…

А потом… Страшные вести с фронта об оставлении населенных пунктов и сдаче городов, эвакуация промышленных объектов, нескончаемые толпы, обозы беженцев, колхозные и совхозные стада, которые гнали на восток, первые извещения – похоронки» [6].

Новый 1941-1942 учебный год студенты Задонского педучилища начали в здании культпросветшколы: в педучилище разместилась школа командиров, а позже - госпиталь.

Ушли на фронт преподаватели - мужчины, все студенты 1922-1923 гг. рождения. «В нашем классе, - говорит Мария Филипповна, - остался только Володя Фаустов (он был 1925 г. рождения), позже он погиб в одном из сражений.

Война гуляла по России не только на фронте, но и в тылу. Основную тяжесть несли на своих плечах не только женщины и пожилые мужчины, но и мои ровесники и более юные, помогали фронту изо всех сил. Начало учебного года студенты встретили на полях: убирали картошку, свеклу, овощи. Работать приходилось вручную, все были плохо одеты и обуты, холода донимали, но никто не ныл, не жаловался. Заготавливали и подвозили дрова (за 5-6 км.) для училища, для общежития, дежурили в госпитале, помогали ухаживать за ранеными, писали письма, готовили концерты.

А в конце 1941 г. педучилище закрыли, т.к. фронт приближался к Ельцу, нас посылали на рытье окопов, траншей, ям для орудий»[7].

Не забыть Марии Филипповне и первую бомбежку. Это случилось 6 июля 1942 г.

«Выпускной вечер было решено провести 8 июля. Не могло быть речи ни об оркестре или бальных платьях, готовились принести полевых цветов в подарок учителям, отпечатали «временные аттестаты». Но не пришлось нам встретиться в последний раз в стенах родного педучилища: 5 июля немецкие самолеты бомбили Задонск, а на следующий день я вместе со своими подругами пошла за аттестатом. Получив документы, мы отправились домой. И вдруг мы услышали вой сирены. Тревога… Гул самолетов, которые, кажется, закрыли солнце. Мы залегли в рожь. Может, обойдется… Но нет. Рвутся бомбы почти совсем рядом. Все смешалось: земля, пламя, дым, огонь. Нет, это не в кино, здесь ты не застрахован. Всем нам повезло, все мы остались живы, а в тот день много погибло. Погибла студентка 2–го курса Валя Антонова, лучшая юннатка» [8].

Именно после этой бомбежки Мария Филипповна стала бояться грозы: гром ей напоминает тот страшный день.

Летом 1942 г. Мария Филипповна и её подруги работали на строительстве аэродрома, она была штурвальным на комбайне (специальность получила в училище), убирала хлеб (и косила, и вязала снопы, и скирдовала), возила зерно на элеватор в город Задонск, ремонтировала дорогу Липецк-Елец.

Если бы не война, Мария Филипповна поехала бы работать учительницей начальных классов в Становлянский район. Туда она получила направление на работу. Но этот район в то время был занят немцами. Куда ехать? Домой. Работа нашлась в 30-ти километрах от Арх-Борок, в селе Вербилово.

И только с ноября 1942 г. стала преподавать русский язык и литературу в Вербиловской 8-летней школе. Вот почему педагогический стаж М.Ф. Дмитриевой с 11 ноября, а не с 1 сентября, когда начинается учебный год, или с 15 августа, как сейчас записано у многих учителей в Трудовой книжке.

Время не стёрло из памяти ничего из той трудной жизни, которая прошла в несколько военных лет. Не было учебников, тетрадей, школьных принадлежностей. В 5-м классе был один учебник на 19 учащихся, в год на ученика выдавали одну тетрадь, писали на старых газетах, даже на бересте.

Топливо для школы заготавливали сами учащиеся и учителя. Плохо было с освещением: одна лампа на класс. Нет соли, керосина, мыла, спичек. Так и берегли в печи угли, чтобы не погасли, а утром переносили из одной избы в другую, чтобы разжечь дрова.

Но самое тяжёлое – это гибель людей. Ежедневные похоронки, страшные вести с фронта, возвращение покалеченных…

Мария Филипповна рассказывала о танкисте Полозове Василии Яковлевиче 1923 г. рождения, вернувшегося с войны без обеих ног, без руки, вторая рука тоже обгорела. Он сумел преодолеть трагедию и стал учителем географии, а потом работал заведующим клубом.

Погиб на фронте отец и три его брата, два брата вернулись ранеными, один умер в немецком концлагере. До сих пор помнит Мария Филипповна, как лишилась чувств бабушка, получив похоронку на младшего из шести сыновей. Ехал на каникулы из Москвы, а пришлось сложить голову, защищая Родину в Елецкой операции. И так было во многих семьях.

В 1944 году М.Ф. Тенихина (Дмитриева) поступила в Воронежский пединститут, на литфак, на заочное отделение. Уже было ясно, что войне скоро конец, учителя будут нужны стране.



  • Трудно ли было Вам жить? - спросила я.

  • Иногда трудно, даже очень, но надо было жить, как подсказывали обстоятельства. Я никогда не думала только о себе. Мама, оставшись вдовой в 35 лет, с 6-ю детьми, не пала духом, дала нам всем образование. И это потому, что она научила нас трудиться, помогать друг другу, не завидовать, не кичиться заслугами, уметь преодолевать трудности. В нашей семье очень хорошо помнят пословицу: «По течению плывет только дохлая рыба»…[9]

И вот наконец-то Победа. Долгожданная, желанная. Радость и слёзы на глазах.
Педагогическая деятельность в мирные дни
Через год Мария Филипповна вышла замуж за бывшего моряка–подводника Павла Антоновича Дмитриева, который тоже стал работать в школе преподавателем физкультуры. В Вербилове у супругов родились дети: дочь Валентина и сын Александр.

В 1953 г. Павла Антоновича пригласили работать в село Боринское. Посоветовавшись, Дмитриевы переехали на новое место. И до сегодняшнего дня она по-прежнему работает в Боринской средней школе, ведёт свои любимые предметы – русский язык и литературу.

Её знают многие учителя Липецкой области: одни проходили у неё стажёрскую практику, другие начинали работать под её руководством, третьи учились в её классах, а сейчас преподают сами этот предмет в школе, четвёртые приходили и приезжали из других школ перенять её опыт, посоветоваться, пятые и сейчас приходят к ней за консультациями, не стесняясь рассказать о своих неудачах, сомнениях.

Вместе с передовыми учителями школ Липецка и Липецкой области М.Ф. Дмитриева начала работать «по-липецки», применяя новые методы преподавания. Липецкий опыт вписал яркую страницу в новую дидактическую систему, которая пришла в школы Липецкой области в 60-е годы. Новаторская деятельность Константина Александровича Москаленко направлена на активные методы работы учащихся на уроке, развитие мышления у учащихся, стремление сделать обучение интересным, плодотворным и гуманным.

Боринская средняя школа в то время была базовой сельской школой Липецкого педагогического института. В школе побывали многие зачинатели Липецкого опыта: Г.И. Горская, М.Д. Кочерина, А.А. Козлова и другие. На базе школы проводились семинары директоров и завучей школ, заведующих РОНО Липецкой области, заведующих методкабинетами сельских школ, учителей – предметников, побывали у нас гости из других областей, даже с Камчатки и из Чехословакии.

Мария Филипповна вместе с другими учителями школы проводила открытые уроки. Липецким ИУУ изучался и обобщался опыт М.Ф. Дмитриевой по комментированному письму, выразительному чтению, организации творческих работ на уроках.

В 1964 г. Мария Филипповна в составе делегации от Липецкой области участвовал в работе Московской областной конференции учителей, выступала с докладом о липецком опыте, в Болшевской средней школе Московской области проводила урок русского языка «по-липецки», практические занятия с учителями.

Высоко оценен труд рядовой сельской учительницы. Она награждена Почётными грамотами Министерства Просвещения РСФСР, грамотами Липецкого обкома КПСС, Липецкого РОНО, Департамента образования Липецкой области, а в 1966 г. ей было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

За 62 года педагогического труда у Марии Филипповны накопилось много интересных фактов из ее жизни и работы. Однажды ей пришлось опровергать саму себя. Заменяя отсутствующего математика, она учила детей складыванию дробей. По неопытности она начала объяснять, что надо сначала складывать цифры числителя, потом знаменателя, что было уже неверно. И дедушка одного обучающегося внука увидел ошибку и сказал, что решать надо по–другому. И Марии Филипповне пришлось спасать положение следующей фразой: «Так, как мы складывали дроби на прошлом уроке, складывали в царское время, а теперь я вам расскажу, как надо решать эти примеры при советской власти» [10].
Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей
Какие ученики у Марии Филипповны! «…Каждый выпускник – новая звезда, рожденная однажды и открытая учителем…» - считает М.Ф. Дмитриева и с гордостью произносит имена выпускников Боринской школы, которые приносят славу Родине.

Это заведующая отделом образования г. Липецка Нина Фёдорова и врач Александр Малецкий; агроном Анатолий Слукин и кандидат физико-математических наук, работающий сейчас в США, Александр Власов; главный врач Воронежской больницы, профессор Владимир Эктов и водитель Вадим Смородин; директор Боринского детского дома Андрей Морхов и глава администрации Липецкого района Александр Киселёв; Сергей Донских, четырежды побывавший в Чечне, и журналист Александр Гусев; выпускник Военной Академии тыла и фронта, полковник в отставке Евгений Слукин и председатель Липецкого районного Совета депутатов Анатолий Егоров.

На вопрос: «Есть ли среди учеников любимчики?» отвечала: «Любимчиков нет, а любимые ученики есть. Не обязательно отличники. Жора Пивоваров – умница, мастер на все руки, целеустремлённый, напористый, я с ним могла любые препятствия преодолеть (окончил Качинское военное училище, подполковник, командир эскадрильи сверхскоростных самолетов). Ваня Кадочников - воспитанник детского дома, должен был обучаться во вспомогательной школе. Программу усваивал с «великим трудом». Но какое сердце!

У меня умер муж. Привезли уголь. Я его прибирала. Снежок с ветерком. Все проходят, сочувствуют, дают советы: «Подожди хорошей погоды», «Приедут дети», «Вы бы в выходной».

А Ваня, возвращаясь из школы, положил портфель на лавочку, выхватил из рук лопату и, несмотря на моё сопротивление, не ушёл, пока не подобрал всё [11].

И таких примеров у Марии Филипповны много. Часами она может говорить о своих учениках.


Увлечения и интересы
М.Ф. Дмитриева – разносторонний, интересный человек. Она не ограничивается только знаниями своего предмета – русского языка и литературы. К ней можно обратиться по любому вопросу. У неё большая библиотека, в которой собраны произведения русских и зарубежных классиков, краеведческая литература, книги из серии «ЖЗЛ», энциклопедии, практически все виды словарей, богатейшая литература по Великой Отечественной войне и многое другое.

Мария Филипповна – краевед. Никто лучше нее не знает историю нашей школы, села, своих односельчанах. Она любит свой край и может долго рассказывать о Задонске, Вербилове, школе, коллегах и т.д.

Любовь к родному краю - это любовь к истории, окружающим людям. Мария Филипповна встречалась с такими знаменитыми людьми, как П.А. Горчаков – Герой Советского Союза, поэт Владимир Фёдоров, писатель Владимир Архангельский, написавший книгу о нашем земляке Петре Ивановиче Смородине, журналист Константин Тихонович Огрызков.

Не упустит возможности Мария Филипповна, чтобы не посетить театры, музеи и другие достопримечательности тех мест, где она была: Бородинская панорама, МХАТ, театр Советской Армии, Кремлёвский дворец Съездов в Москве, Курский планетарий, музеи и театры Воронежа, Липецка и многое другое.

Она любит музыку (и классическую, и народную, и эстрадную), любит петь, может и сплясать. Это человек, который умеет радоваться успехам других и сопереживать чужое горе.

В конце нашей встречи мы попросили Марию Филипповну ответить на вопросы наших учеников. И вот какие ответы мы получили.



  • Ваши любимые писатели?

  • Я же учитель литературы. Люблю всех, но особенно Льва Толстого и Михаила Шолохова.

  • Ваши любимые поэты?

  • Всегда перед сном читаю лирические стихи. У меня много сборников поэзии. Любимые поэты - Пушкин, Лермонтов, Твардовский, Андрей Дементьев, Борис Шальнев.

  • Ваши любимые изречения из народной мудрости, поэзии?

  • «Иногда в дороге нам темно,

Иногда она непроходима,

Но идти по ней необходимо:

Ничего другого не дано».
«Бывают ночи без просвета,


следующая страница >>
Смотрите также:
Г(О)оу дод детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма) моя родина
2634.36kb.
13 стр.
Г(О)оу дод детский оздоровительно-образовательный центр
353.98kb.
1 стр.
1. цели и задачи олимпиады популяризация шахмат среди детей в общеобразовательных учреждениях
81.45kb.
1 стр.
Отчет о работе объединений кгбоу дод «Детский оздоровительно-образовательный центр «Алтай» в период летних каникул 2012 года
59.47kb.
1 стр.
Конкурс проводился по 9 номинациям. Оценка и анализ присланных материалов показали проявление у учащихся гражданственности, патриотизма, любви к малой родине умение применять современные информационные технологии
70.44kb.
1 стр.
Сочинение. Моя Родина Салехард
18.28kb.
1 стр.
Информация о дооц. Полное наименование
33.87kb.
1 стр.
Нигматуллина Нурия Варисовна мбоу дод «Детский эколого-биологический центр»
59.76kb.
1 стр.
Главное управление образования и молодежной политики алтайского края
306.34kb.
4 стр.
Наша совесть
1654.65kb.
8 стр.
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
724.65kb.
4 стр.
Детский летний оздоровительно образовательный лагерь
79.93kb.
1 стр.