Главная
страница 1страница 2страница 3



Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ №337 от 30.08.2001 г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» врачебно-физкультурный диспансер - это самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, организационно-методического руководства постановкой врачебного контроля, использования лечебной физкультуры и других немедикаментозных средств и методов восстановительного лечения во взрослых и детских лечебно - профилактических учреждениях.

Руководство врачебно-физкультурными диспансерами и контроль за их деятельностью осуществляется вышестоящим органом управления здравоохранением. Врачебно-физкультурный диспансер возглавляется главным врачом, назначаемым органом управления здравоохранения территории.

Структура врачебно-физкультурного диспансера


  • отделение спортивной медицины;

  • отделение лечебной физкультуры;

  • консультативное отделение;

  • диагностическое отделение;

  • физиотерапевтическое отделение;

  • организационно - методический отдел;

  • иные медицинские и административно - хозяйственные подразделения.

Отделение (Кабинет) спортивной медицины осуществляет углубленное медицинское обследование лиц, занимающихся физической культурой и спортом, проводит текущее этапное обследование, определяет допуск к тренировочным сборам и соревнованиям. Организовывает и проводит лечебно-профилактические мероприятия по восстановлению и повышению спортивной работоспособности после перенесенных травм и заболеваний, осуществляет медицинское обеспечение спортивно-массовых мероприятий, учебно-тренировочных сборов и соревнований.

Отделение (Кабинет) лечебной физкультуры осуществляет лечебно-консультативные приемы по вопросам применения методик лечебной физкультуры с целью восстановления или компенсации утраченных функций и осуществления контроля за их проведением и эффективностью.


Функции врачебно-физкультурного диспансера


  • организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью врачебно-физкультурной службы области, края, республики по медицинскому обеспечению занятий массовыми формами физической культуры, врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом, применением лечебной физкультуры

  • использование лечебной физкультуры и других немедикаментозных методов в реабилитации лиц, перенесших травмы и заболевания;

  • диспансерное наблюдение и лечение спортсменов, прикрепленных к диспансеру, в соответствии с "Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом", обращая особое внимание на спортсменов сборных команд Российской Федерации, учащихся образовательных учреждений спортивной направленности;

  • анализ причин спортивного травматизма и отклонений в состоянии здоровья спортсменов и разработку мероприятий по их профилактике и лечению;

  • организация медицинского обслуживания учебно-тренировочных занятий, сборов, спортивных соревнований и оздоровительно-массовых физкультурных мероприятий с привлечением других лечебно - профилактических учреждений;

  • проведение консультативного приема населения с целью выдачи рекомендаций по оздоровительным двигательным режимам, закаливанию, по применению средств и методов физической культуры и спорта в целях формирования здоровья у различных возрастных групп населения;

  • проведение экспертизы спортивной трудоспособности;

  • изучение влияния физического воспитания на состояние здоровья и физическое развитие детей дошкольных и образовательных учреждений, оказание методической помощи в организации врачебного контроля за физическим воспитанием, обращая особое внимание на учащихся, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, а также занимающихся спортом;

  • контроль над организацией широкого внедрения лечебной физкультуры в систему медико-социальной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов, инвалидов труда, ВОВ, воинов - интернационалистов, лиц, пострадавших от последствий экологических катастроф и военных действий;

  • обобщение опыта работы по различным разделам деятельности врачебно-физкультурной службы, проведение семинаров, конференций, совещаний в различных регионах Российской Федерации;

  • повышение квалификации медицинских работников общей лечебной сети, воспитателей детских дошкольных учреждений, преподавателей образовательных учреждений по вопросам оздоровления средствами физической культуры и спорта;

  • проведение пропаганды здорового образа жизни среди занимающихся физической культурой и спортом, а также среди различных слоев населения, обращая особое внимание на влияние двигательных режимов в формировании здоровья.

Необходимо подробнее остановиться на деятельности кабинета врачебного контроля за детьми, занимающимися физкультурой и спортом.

Основные задачи кабинета:

- организационно-методическое руководство и контроль за медицинским обеспечением детей, занимающихся физкультурой и спортом;
 - осуществление диспансеризации и динамического наблюдения за учащимися образовательных учреждений спортивной направленности, спортивных секций, клубов;    
 - организация и осуществление медицинского обеспечения спортивно-массовых мероприятий, учебно-тренировочных занятий, сборов, соревнований;     
- организация и проведение мероприятий по восстановлению спортивной работоспобности и реабилитации после перенесенных травм и заболеваний;

- организация и обучение медицинского персонала, воспитателей, учителей физической культуры образовательных учреждений, тренеров-преподавателей детских образовательных учреждений спортивной направленности по вопросам медицинского контроля за детьми, занимающимися физической культурой и спортом, закаливанием;

- изучение эффективности форм медицинского контроля за детьми, занимающимися физической культурой, туризмом и спортом, с последующим их анализом;

- контроль за использованием средств и методов физической культуры, туризма и спорта, закаливания в целях профилактики заболеваний детей, уделяя особое внимание детям с отклонениями в состоянии здоровья, детям-инвалидам;

- проведение экспертных осмотров детей в дошкольных и образовательных учреждениях с целью выявления нарушений опорно-двигательного аппарата, оценки физического развития и функционального состояния детей;

- проведение активной пропаганды средств и методов физической культуры и спорта, закаливания в целях формирования здоровья у детей в сфере своей основной деятельности.



Каковы критерии оценки состояния здоровья детей?

I. Показатели здоровья в детском коллективе

1. Общая заболеваемость (уровень и структура).     

2. Острая заболеваемость (уровень и структура).    
  3.Заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка.

4. Процент часто болеющих детей (ЧБД).     


  5. Процент детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.     
   6. Процент детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная).     
   7. Процент детей, функционально незрелых к обучению.     
   8. Процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванных адаптацией к дошкольному учреждению, школе.
    9. Процент детей, нуждавшихся в оздоровительных мероприятиях.
  10. Распределение детей по группам здоровья.    

II. Показатели физического развития

     
     А. Обязательные:


     1. Антропометрия: длина и масса тела, обхват грудной клетки (вдох, выдох, экскурсия), динамометрия, спирометрия.

2. Форма грудной клетки - деформации - "куриная", "воронкообразная", "грудь сапожника", и др.   


     3. Форма ног - нормальные, Х-образные, О-образные.    
     4. Стопа - нормальная, уплощенная, полая.     
     5. Осанка - нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз.     
     Б. Дополнительные:     
     1. Толщина жировой складки в 4-х точках. Определение процента жировой массы.     
     2. Форма живота (нормальный, впалый, выпуклый, отвислый). Оценка гармоничности развития по индексам или местным стандартам (или центильная оценка).       

III. Показатели физической подготовленности
по физическим тестам

     
     А. Обязательные:     


     1. Подтягивание или отжимание (сила) (раз).     
     2. Быстрота бега на 10, 30 метров (мин.).     
     3. Метание (теннисного мяча) на дальность (м).     
     4. Прыжки в длину, высоту с места (м).     
     5. Бег на выносливость в течение 1,5 минут.     
     Б. Дополнительные:     
     1. На статистическую выносливость (упражнения "рыбка" или "угол") на время в секундах.     
     2. Статистическое равновесие, стоя на одной ноге или "ласточка" с закрытыми глазами, в секундах.     
     3. Гибкость - наклоны вперед, стоя на скамейке в см от нулевой линии.
     4. Координация движений - бросание мяча о стену попеременно руками в течение 30 секунд с 1 метра.     
     5. Силовая выносливость - количество приседаний из положения лежа на спине.    


Критерии оценки биологической зрелости функционального состояния     
I. Степень биологической зрелости (в баллах):
     
     1. У дошкольников и младших школьников по количеству постоянных зубов.     
     2. У средних и старших школьников - по вторичным половым признакам (по Властовскому В.Г.)    

II. Уровень функционального состояния:      

 1. Время задержки дыхания (пробы Штанге и Генчи).     


     2. Ортостатическая проба.     
     3. Нагрузочная проба (20 приседаний или 30 подскоков за 30 секунд).     
     4. Двойное произведение (ЧСС х АД сист.) / 100.     
     5. Общая работоспособность (с помощью степ-теста или велоэргометрии PWC 150-170 по Абросимовой Л.И.). 
Врачебно-физкультурный диспансер может являться клинической учебной базой медицинских училищ, медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей по врачебному контролю, лечебной физкультуре и другим немедикаментозным средствам и методам восстановительного лечения.

Диспансер координирует свою работу с органами государственного управления физической культурой и спортом, образования, лечебно - профилактическими учреждениями и общественными организациями по спортивной медицине и реабилитации.



Во врачебно-физкультурном диспансере важнейшим методом решения задачи повышения уровня санитарной культуры населения, основной частью которой является двигательная активность, является гигиеническое воспитание. Этот термин употребляется вместо термина «санитарное просвещение», который в течение длительного периода был ведущим.

Гигиеническое воспитание - это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Оно формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья. Гигиеническое воспитание дает положительные результаты, когда созданы объективные (материальные) предпосылки для реализации рекомендуемых медицинской наукой гигиенических норм и правил, когда выработана положительная мотивация человеке на здоровье и стремление к укреплению здоровья становится своеобразной «модой».

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования: информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания); репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков); проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни)

Каждый из методов может быть реализован во врачебно-физкультурном диспансере с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания. Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация - очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации.

Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио- и телепередачи, публикации в прессе) используются, прежде всего, с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки, кинодекадники и др. Наибольшую значимость в последние годы приобрели народные университеты медико-гигиенических знаний, предполагающие наличие постоянного состава слушателей (не менее 100 чел.), педагогического коллектива, учебных планов и программ (объемом не менее 32 ч), учебной и материально-технической базы.

В ходе гигиенического воспитания разъясняется, что существует необходимый и достаточный уровень физической ак­тивности человека, характеризуемый общими показателями рацио­нального содержания, структуры и использования активного двига­тельного режима. Этот уровень определяется анаболическим восста­новлением после активной трудовой деятельности, при котором происходит увеличение и накопление пластических и энергетиче­ских ресурсов организма, повышающих его потенциал и работоспо­собность.

Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный режим у людей разного возраста способствуют повышению функцио­нальных возможностей организма, улучшению здоровья Особенно это про­является у лиц, профессиональная деятельность которых имеет мало­подвижный характер, не требует физических напряжений, а также у немолодых людей.

Рациональная форма двигательной активности — такая двига­тельная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточ­ные показатели физического развития и физической подготовленно­сти, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устой­чивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта. Важным компонентом рациональной двигательной деятельности является физкультурно-спортивная двигательная деятельность чело­века, которая характеризуется ее объемом — количеством времени, затраченного на занятия физической культурой и спортом за опреде­ленный календарный цикл — сутки, неделю, месяц, год; интенсивно­стью занятий, измеряемой показателями физической нагрузки на организм, потреблением кислорода на килограмм веса человека; рас­пределением физкультурно-оздоровительных занятий в календар­ном цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и спосо­бом их применения.

Рациональный, удовлетворяющий биологичес­кие потребности организма двигательный режим повышает устойчи­вость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различ­ных неблагоприятных и критических факторов, способствует повы­шению общей и специфической работоспособности. К сожалению, в государственных учебных программах по ФК для учащейся молодежи все замыкается на уровне физической подго­товки. Отсутствует указание на необходимость формирования ЗОЖ, т. с. умение правильно питаться, соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретно­го случая правильный комплекс упражнений, определять рациональ­ную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты ФК.

В реальном осуществлении ЗОЖ возрастающую роль играет орга­низующая и регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая стандартизация уклада быта и включение в него актив­ных занятий ФК. Прогрессивная стандартизация бытового уклада — рациональное добровольное и сознательное ограничение бытовой де­ятельности и наполнение ее наиболее полезными и общественно цен­ными занятиями с целью наилучшей реализации творческого потен­циала людей для их всестороннего развития и совершенствования, всемерного развития способностей человека и на этой основе дости­жения наивысшей эффективности полезного труда. Стандартизация бытового уклада предусматривает необходимость рационализации; упорядочения двигательного и гигиенического режима средствами ФК, исключения бесцельного время провождения, обязательного включения активных занятий ФК в структуру бюджета времени.

Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15—20 лет во многих странах «спортом для всех».

Принцип здравостроительства был выдвинут еще в 20-х годах и что в наше время теория здоровья должна получить новое содержание и обеспечить деятельность в небывалой по остроте эколого-технологической ситу­ации, где речь идет не столько об укреплении здоровья, сколько о проблеме выживания. Физическая культура — стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление ЗОЖ. Важно, что процесс формирования физической культуры тесно связан с таки­ми объективными факторами образа жизни, как экономика и нали­чие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий.

"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Гиппократ.


В современном мире сформировались предпосылки для возобновления активной санитарно-просветительской работы среди населения, которая в настоящее время трактуется как гигиеническое воспитание и включает пропаганду физической культуры и спорта.

Основные предпосылки для реализации программы гигиенического воспитания населения:

1. Общая заболеваемость с 2004 по 2008 годы возросла в России по большинству классов болезней: новообразования на 4,5 %, болезни крови на 11%, врожденные аномалии на 25%, нервные болезни на 6,3% (Официальная статистика Минздрава РФ за 2008 год)

2. Средняя продолжительность жизни в России составляет 67, 4 лет. Основные причины такой нерадостной статистики заключаются в низком социально-экономическом положении жизни части населения, росте алкоголизма, слабой пропаганде здорового образа жизни и отсутствию обоснованной научной концепции по укреплению здоровья. (Доклад комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни, май 2006 г.)

3. Здоровый образ жизни в России культивировался слабо. В 2007 году Россиян стало меньше на 330 тысяч человек, в 2008 году еще на 250 000 (Социально экономические показатели РФ, январь 2010 года.)

4. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в последние годы возрастала примерно на 2-3% в год, что связывается с ведением не здорового образа жизни и предоставлением некачественной медицинской помощи. (Материалы счетной палаты РФ, декабрь 2005 г.)

5. За годы реформ в стране практически не велась пропаганда здорового образа жизни. Не был сформирован идеал физического здоровья как важнейшей составляющей здорового образа жизни и общественного престижа страны. Здоровый образ жизни не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики. (Выступление Президента РФ на заседании Госсовета, 30.01.2002).

6. С точки зрения Президента РФ: "Всё больше людей делают выбор в пользу здорового образа жизни, стремятся обрести гармонию между духом и телом" (Выступление на церемонии вручения премий Мировой академии спорта «Лауреус», 18.02.2008).

8. Президент РФ подписал Указ «О Всероссийском спортивном форуме «Россия – спортивная держава». Указ имеет цель способствовать развитию физкультуры и спорта, международному спортивному сотрудничеству, а также пропаганде здорового образа жизни (28 июля 2009 года).

Таким образом, вопросы укрепления физического и духовного здоровья нации, утверждения ценностей здорового образа жизни являются приоритетом для нашего государства, что и прозвучало на V Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России» (2010 г.).



Особое значение приобретает пропаганда здорового образа жизни. На реализацию проекта формирования здорового образа жизни граждан РФ выделено 350 млн. руб., в том числе средства будут направлены на проведение рекламных кампаний. Еще 470 млн. руб. будет выделено субъектам РФ для софинансирования закупок медицинского оборудования в 2010г. Стоит отметить, что в 2010г. правительство утвердило антиалкогольную программу, в соответствии с которой уже к 2020 году потребление спиртных напитков населением предполагается сократить на 55%, а нелегальный рынок алкоголя ликвидировать. При этом по данным Минздравсоцразвития, потребление алкоголя среди основных факторов риска (вклад в общую смертность) занимает четвертое место. Впереди в этой печальной статистике находятся потребление табака (17,1%), несбалансированное питание и недостаток фруктов и овощей (12,9%), а также избыточный вес (12,5%).

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ, включая пропаганду физической культуры и спорта, является обязанностью каждого медицинского работника.



Пропаганда - различные формы распространения и разъяснения идей, учений, взглядов, теорий, воздействующие на сознание и настроение широкого круга людей. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Современная физкультурно-спортивная отрасль может успешно функционировать и развиваться при наличии качественной, достаточно эффективной пропаганды структурированной в таких основополагающих иформационно-технологических и методических направлениях, как спортивная печать, радио и телевидение, устная пропаганда, пропаганда средствами кино, наглядная пропаганда.

Различные формы и средства пропаганды по-своему отражают те или иные объективные процессы, происходящие в физической культуре, спорте.

Следует, прежде всего, рассматривать наглядную пропаганду, а именно плакаты и спортивную атрибутику (флаги, значки, эмблемы, медали, кубки и др.). Данный вид пропаганды актуален, так как плакаты, столь распространенные в середине XX столетия и предметы спортивной атрибутики по настоящее время находят самое широкое и практическое применение в различных сферах физкультуры и спорта.

Пропаганда достижений в спорте - медали, кубки и значки - одна из форм поощрения за трудовые и спортивные успехи в развитии физкультуры и спорта; это яркое проявление художественно-прикладного искусства в разнообразных предметах спортивной атрибутики; это приобщение к активным занятиям спортом, физкультурой; это, наконец, важный показатель здоровья нации, эталон ее физического и духовного совершенства.

Наглядная пропаганда оставила заметный исторический след своего положительного влияния на развитие физической культуры и спорта на территории бывшего СССР в ХХ веке.

В СССР государственная политика, направленная на укрепление здоровья и физического развития и организация молодежного досуга дало свои плоды - на долгие годы Советский Союз оставался сильнейшей спортивной державой мира, а имена выдающихся спортсменов знали все - от мала до велика. В плакате и открытке велась качественная пропаганда физкультуры и спорта. На слайдах представлены открытки, посвященные советскому спорту - достижения, пропаганда, анонсы крупных турниров и соревнований.

Пропаганда физкультуры и спорта велась на протяжении многих десятилетий. В 20-е годы широко развернулось массовое физкультурное движение (всем по фильмам хорошо знакомы пирамиды активистов-физкультурников– делай раз, делай два), широко внедрялись физкультурные паузы на производстве, многие помнят раннее утреннее радиовещание, которое неизменно начиналось с утренней зарядки, тем, кому посчастливилось отдыхать в пионерских лагерях в прошлом веке хорошо помнят утренние физкультурные зарядки, на которые активно «приглашались» все от мала до велика.



Краткий исторический экскурс в развитие пропагандистского движения физкультуры и спорта в стране.

Немаловажен тот факт, что сразу же после Великой Отечественной войны уже 28 сентября 1945 г., выходит постановление СНК СССР "Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта, и улучшении их работы", где предусматривалось создание благоприятных условий для дальнейшего развития физической культуры и спорта, подготовки специалистов, освобождения всех спортивных сооружений, занятых под военные нужды, учреждение должности государственного тренера. Это послевоенное правительственное постановление показало мировому обществу, что страна, пережившая трудные испытания затяжной войны, способна не только к восстановлению разрушенной экономики, но и прилагает большие усилия к возрождению физкультурно-спортивного движения. (Слайд 32) Весьма символично, но одним из первых зарегистрированных на государственном уровне предметов спортивной атрибутики послевоенного времени был почетный значок "Отличник физической культуры и спорта". Он введен в октябре 1946 г. постановлением Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР. Этим наградным значком поощряли отличившихся физкультурных работников, преподавателей, тренеров и общественных деятелей. Только через 23 года было принято в новой редакции положение о значке "Отличник физической культуры и спорта", утвержденное Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР 30 июля 1969 г. Год спустя, в 1947 г., опубликовано постановление Совета Министров СССР "Об учреждении медалей и жетонов для награждения советских спортсменов за спортивно-технические достижения".

В целях поощрения роста мастерства спортсменов была учреждена золотая медаль I ступени, серебряная позолоченная медаль II ступени, серебряный и бронзовый жетоны. Внешний вид наградных медалей и жетонов менялся несколько раз. 27 декабря 1948 г. ЦК ВКП(б) принял очень важное постановление "О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов". В этом документе, в частности, отмечалось, что необходимо улучшить пропаганду физической культуры и спорта, используя для этой цели различные ее формы и средства.

В марте 1956 г. Всесоюзный Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР утвердил положение о звании "Заслуженный тренер СССР". Лицам, которым было присвоено это звание, выдавались установленного образца нагрудный значок и удостоверение. По истечению 13 лет, 27 августа 1969 г., утверждено Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в новой редакции положение о звании "Заслуженный тренер СССР". Необходимо особо подчеркнуть, что звание и нагрудный значок "Заслуженный тренер СССР" являлись почетными и присваивались тренерам- преподавателям по спорту - гражданам СССР за успешную, многолетнюю и плодотворную деятельность по подготовке выдающихся спортсменов, разработку и внедрение в практику передовых современных методов обучения и тренировки.

В августе 1956 г. на спортивных сооружениях Москвы и Подмосковья были проведены финальные соревнования I Спартакиады народов СССР. В предшествующих ей состязаниях официально участвовало около 20млн. физкультурников. За период проведения Спартакиады 1млн. 400тыс. юношей и девушек получили право носить разрядные значки, а 2тыс. человек стали мастерами спорта. I Спартакиада имела прекрасную, художественно-оформленную эмблему, символом которой была молодость, красота, духовная устремленность в будущее. Были выпущены также специальные любительские значки.

В 1958 г. вместо многочисленных спортивных обществ при центральных комитетах профсоюзов создаются единые общества по территориальному признаку в союзных республиках, например, "Авангард" (УССР), "Труд" (РСФСР) и др. Однако в связи со специфическими условиями труда остались "Локомотив" и "Водник". Годом раньше, в 1957г. организуется общество "Буревестник", которое в 1959г. вошло в Международную федерацию университетского спорта. Вновь созданные ДСО имели присущие им предметы спортивной атрибутики - флаги, эмблемы, значки, вымпелы, кубки и др.

9 января 1959г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление ''О руководстве физической культурой и спортом в стране'' Было решено, что на базе тогда существовавших секций при центральном Союзе спортивных обществ и организаций СССР надо создать спортивные федерации СССР. Необходимо особо подчеркнуть, что организованные федерации по видам спорта имели в своем составе комиссии по пропаганде, которые играли исключительную роль в деле популяризации спорта среди различных слоев населения. Каждая спортивная федерация имела только ей присущие спортивные атрибуты (эмблемы, значки и др.).

В том же 1959 г. в Москве проходили финальные соревнования II Спартакиады народов СССР, в которых участвовало 8452 спортсмена из 235 городов СССР. Состязания проходили по 22 видам спорта. За период проведения II Спартакиады в ряды физкультурников влилось более чем 3,5 млн. человек. Спартакиада имела и свои прекрасно выполненные в художественном отношении предметы спортивной атрибутики - значки и др.

1960г. положил начало организации спортивных клубов в СССР. Это была высшая форма первичной организации самодеятельного физкультурного движения. В числе первых коллективов, удостоенных этого наименования в те годы, были: спортклубы "Уралмаш" (Свердловск), "Металлург" (Запорожье), ГОМЗ (Ленинград), "Яхрома" (Московская обл.). Спортклубы с целью пропаганды своей деятельности также использовали самые разнообразные предметы спортивной атрибутики (флаги, значки и др.)

1962г. был знаменателем тем, что в марте была открыта I зимняя Спартакиада народов СССР. В Свердловске и Бакуриани проходили финальные встречи, в которых участвовало 953 спортсмена. Финальные соревнованиям предшествовали массовые старты, где участвовало около 10 млн. человек. 400 спортсменов выполнили норму мастера спорта по зимним видам. Зимняя спартакиада активно пропагандировалась через различные предметы спортивной атрибутики (значки и др.).

В 1963 г. проводится III Спартакиада народов СССР, в которой по тогдашним официальным отчетам участвовало 66 млн. человек. На финальных соревнованиях в Москве состязалось 7518 спортсменов, было установлено 35 всесоюзных рекордов, 6 мировых и 5 европейских. Как и предыдущие Спартакиады народов СССР, эта также имела яркие и неповторимые в художественном выполнении предметы спортивной атрибутики (медали и др.).

1965г. отмечен введением в физкультурно-спортивную жизнь советского общества спортивного комплекса и значка "Готов к защите Родины" (ГЗР), рассчитанного на повышение уровня общефизической и военно-технической подготовки молодежи допризывного возраста. В том же 1965г. Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР введено звание и значок "Мастер СССР международного класса", которое присваивается по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, а также другим видам спорта, по которым проводятся крупные международные соревнования. Первыми это звание и значки получили хоккеисты сборной СССР, следующими шли фамилии конькобежцев В. Каплана, И.Егоровой.

Август 1966г. был судьбоносным для такой отрасли, как физическая культура и спорт. Вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта", которая стала программным документом для деятельности партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций по конкретному претворению в жизнь указанных в Программе КПСС пунктов по массовой физической культуре II зимней Спартакиады народов СССР. И практическим результатом этого постановления явилось проведение II Зимней Спартакиады народов СССР (1966г.) и IV Спартакиады народов СССР в1967г., которая стала самой массовой по количеству участников - 85 млн. физкультурников. Финальные соревнования проводили среди сборных команд союзных республик по 23 видам спорта в Москве и Ленинграде. В финале состязались 8287 спортсменов, было установлено20 рекордов мира, 12 рекордов Европы и 46 рекордов СССР. Пропаганда IV Спартакиады активно осуществлялась и через предметы спортивной атрибутики (эмблемы, медали и др.), выполненные высокопрофессиональными художниками. В этих символах звучала основная спортивная идея - величие и мощь советского государства, духовная и физическая красота человека, интернационализм и дружба советских республик, нарастающая мощь и массовость физкультурного и спортивного движения. В том же 1967г. было организовано ДСО "Зенит", которое имело свой спортивный атрибут.

В 1968г. введен почетный знак ЦК ВЛКСМ "Спортивная доблесть", которым награждали выдающихся спортсменов, а также тренеров, воспитавших плеяду спортсменов мирового класса.

15 августа 1969г. утверждено положение о Комитете по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, был создан Союзно-республиканский комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров вместо существовавшей с 1959г общественной организации - Союза спортивных обществ и организаций СССР. Комитет как государственное учреждение наделялся всеми необходимыми правами для успешного руководства физкультурной и спортивной работой в стране. Его постановления и инструкции являлись обязательными для министерств, ведомств и общественных организаций. В составе Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР имелся отдел пропаганды, который в соответствии с утвержденным положением осуществлял в масштабе страны руководство по дальнейшему совершенствованию форм и методов пропаганды физической культуры и спорта, координировал деятельность государственных и общественных организаций в этой области. В 1970г. постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР были введены следующие наградные медали: "За подготовку спортсменов международного класса" (награждались тренеры, подготовившие спортсменов высокого класса - чемпионов мира, Европы и Советского Союза), "За лучшие научно-исследовательские работы в области физической культуры и спорта", "Тренер чемпиона СССР" (медалью награждаются один раз тренеры, подготовившие чемпионов СССР. Вместе с медалью вручается диплом), "Рекордсмен СССР" (награждаются спортсмены за установление европейских и всесоюзных рекордов на чемпионате СССР, первенствах СССР и всесоюзных соревнованиях. Вместе с медалью вручается диплом рекордсмена). Знак заслуженного тренера РСФСР

В июне 1971г. введены постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР значки спортивных судей - республиканской и всесоюзной категории, а также "Почетный судья по спорту". В том же году, в июле, состоялась V Спартакиада народов СССР, в которой участвовало более 44 млн. человек. В финале состязались 7382 спортсмена. Было установлено 20 рекордов мира, 19 рекордов Европы, 35 рекордов СССР и 242 рекорда союзных республик. Пропаганда этой спартакиады осуществлялась и через предметы спортивной атрибутики, выполненные на достаточно высоком художественно-прикладном уровне лучшими тренерами прикладного и изобразительного искусства.

17 января 1972 г. выходит важное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО). В нем, в частности, говорилось: "Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО, являясь программной и нормативной основой советской системы физического воспитания, имеет своей целью способствовать формированию морального и духовного облика советских людей, их всестороннему гармоническому развитию, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, подготовка населения к высокопроизводительному труду и защите Родины". Новый комплекс ГТО вступил в действие с 1 марта 1972г. Лицам, полностью выполнившим требования и нормы комплекса ГТО, вручались значки и удостоверения установленного образца, утвержденные Комитетом по физической культуре и спорту при совете СССР. Значок носится на правой стороне груди.

В июне 1973г. учрежден постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР "Почетный знак ГТО". Этим значком поощряли наиболее отличившихся физкультурных работников и активистов в работе по внедрению в жизнь комплекса ГТО.

1974 год вошел в спортивную летопись III зимней спартакиады народов СССР, которая оказалась самой массовой по количеству участников - 19млн. 600тыс. человек. Около 7млн. физкультурников выполнили нормы ГТО по лыжному спорту и более 4млн. сдали разрядные нормативы. Финалы проходили в Свердловске и Бакуриани, где участвовало 1421 спортсмена из 12 союзных республик, Москвы и Ленинграда. Пропаганда активно велась и через предметы спортивной атрибутики.

1975 год в истории спорта был отмечен VI спартакиадой народов СССР, посвященной 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Участвовало свыше 80млн. человек. В ходе соревнований свыше 19млн. физкультурников сдали нормы ГТО. В финале состязались 10709 спортсменов. Эта спартакиада отличалась от предыдущих тем, что впервые ее финалы проводились не только в Москве, но и в столицах союзных республик, Ленинграде и Каунасе. Было установлено 6 мировых рекордов, 21 рекорд СССР, 105 рекордов спартакиад народов СССР и 344 рекорда союзных республик. Профессиональными художниками были выполнены прекрасные предметы спортивной атрибутики ( значки, флаги и др.), которые пропагандировали основные спортивные идеи этой спартакиады: величие советского народа, духовно стойкого и физически крепкого; от массовой сдачи норм ГТО к активным занятиям различными видами спорта; через занятия спортом - к дружбе между братскими республиками СССР.

19 июля 1980г. состоялось грандиозное событие мирового спорта - это открытие и проведение 22-х Олимпийских игр в Москве. Это было крупнейшее культурно-спортивное и театрально-зрелищное мероприятие ушедшего столетия, занявшее значительное место в жизни молодого поколения тех лет, которое способствовало укреплению сотрудничества и сплоченности молодежи во имя мира, прогресса и демократии, дальнейшему подъему спортивного движения, развитию культурных и экономических связей между народами. На этой Олимпиаде широко были представлены различные предметы спортивной атрибутики- флаги, медали и др. Так 80-тая сессия МОК в Афинах утвердила эскизы наградных и памятных медалей Олимпийских игр 1980г. Автором наградной медали являлся советский скульптор И.Постол. Cкульптор на медали изобразил стилизованные беговые дорожки, чашу с олимпийским огнем и эмблему Олимпиады-80. Наградная медаль соответствовала всем условиям, записанным в Олимпийской хартии: 60мм. в диаметре и 3мм. толщиной, на ребре медали был выгравирован вид спорта. Все участники, а также официальные лица игр XXII Олимпиады получили памятную медаль, автором которой был известный московский скульптор Ангелина Леонова. На лицевой стороне почетной медали была изображена Красная площадь. На обратной - стилизованная чаша стадиона, эмблема и текст: "XXII Олимпиада, Москва, 1980". Медаль отлита из бронзы золотистого цвета. Размеры - такие же, как у наградной медали. Были выпущены в денежное обращение олимпийские монеты разного достоинства, которые хранятся у многочисленного отряда коллекционеров по спортивной нумизматике.


Автором широко известного талисмана XXII Олимпийских игр - симпатичного и приветливого медвежонка - был московский художник Виктор. Чижиков, из мастерской которого Мишка отправился в большую жизнь. Вместе с эмблемой Олимпиады-80 он стал символом всемирного праздника спорта.

Не менее популярно движение филателистов. Олимпиада -80 нашла свое отражение в марках, которые сегодня являются раритетом, и в настоящее время это движение набирает обороты.



Широко распространена атрибутика сборных команд и клубов. Спортивная символика может быть нанесена на различные предметы одежды и акссесуары, которые становятся спортивной атрибутикой: спортивная форма, обувь, перчатки, насосы, костюмы, рюкзак, сумки, брюки, куртки клубная, футбольная, ветровки, шарфы сборных, гетры, капитанская повязка, мячи, напульсники, шапки и др. Также активно в целях пропаганды спорта используются значки, часы, ручки, блокноты, литература – специальная и художественная.

Например, наборы значков (в данном случае 33 значка (32 команды + 1 значок Чемпионата мира). Формы сборных команд (форма Клуба «Барселона»), шарф «Россия» (хоккейный), шарф Английской команды, шапка для бани «Зенит».

Предметы спортивной атрибутики были заметным символом истории советского спорта. Они системно и целенаправленно использовались государственными органами для пропаганды физической культуры и спорта среди населения. Эта пропаганда способствовала популяризации спорта, привлечению различных возрастных категорий населения и особенно учащийся молодежи к систематическим занятиям физической культурой и различными видами спорта. Активно развивался спортивный жанр в изобразительном и прикладном искусстве, что способствовало культурно-эстетическому воспитанию людей. В предметах спортивной атрибутики на просторах отечества послевоенного времени сконцентрировалась в сжатом виде историческая летопись грандиозных свершений в физкультурно-спортивном движении второй половины XX века, а также культурно-эстетические ценности и духовные ценности народа.

Особенно значимой является пропаганда в СМИ. Неоднократно в Государственной Думе проходили парламентские слушания, посвященные совершенствованию законодательства РФ по вопросу освещения СМИ вопросов физической культуры и здорового образа жизни. На одном из них было принято решение поручить государственным телеканалам разработать концепцию пропаганды физической культуры и спорта, а также здорового образа жизни в стране. На слушаниях подчеркивалось, что необходимо предусмотреть увеличение доли спорта в сетке вещания до 10%, «согласно общепринятой мировой практике для телеканалов общенационального характера». Кроме того, говорилось о необходимости поручить госканалам провести ряд мероприятий по подготовке спортивных цикловых передач, видеопрограмм, рассказывающих о выдающихся российских спортсменах и тренерах. По мнению депутатов, «ситуация в сфере нормативно-правового обеспечения освещения СМИ вопросов физкультуры и спорта остается не совсем благополучной». Они отмечали и отсутствие государственной информационной политики в этой области.

Количество печатных СМИ спортивной тематики в 2001 г. составило 524, из них 257 газет (общероссийских 101), 249 журналов (общероссийских 204) и еще 24 общероссийских издания спортивной тематики - альманахи, сборники, бюллетени.

Многие общественно-политические и молодежные газеты имеют спортивные странички, рубрики или периодически выходят со спортивными вкладышами.

В стране выходят также специализированные издания, ориентированные на конкретный вид спорта, есть издания, рассчитанные на спортсменов-инвалидов и ветеранов спорта.

Трансляция спортивных мероприятий и подготовка спортивных передач требуют больших финансовых затрат, а такими возможностями телевидение, в первую очередь государственное, не располагает. Сегодня на федеральных телеканалах время показа спортивных программ составляет около 1 ч в сутки. Это, безусловно, очень мало.

На примере плана телетрансляции европейских и мировых чемпионатов, Олимпийских игр и других крупных спортивных событий государственным каналом РТР можно оценить, насколько это высокозатратные проекты: на 2002 г. было запланировано 420 ч. вещания общей стоимостью 31,5 млн долл. Из этой суммы 90% составляют затраты на лицензии.

Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР России) поддерживает проекты, пропагандирующие здоровый образ жизни, в сфере телерадиовещания, выделяя на их производство финансовые средства. В 2000-2001 гг. было профинансировано 10 проектов, популяризирующих физическую культуру и спорт, формирующих у населения потребность вести здоровый образ жизни, на общую сумму 45,7 млн руб. Среди них - освещение Олимпийских и Параолимпийских игр, телепрограмма о семейных спортивных соревнованиях "Папа, мама, я - спортивная семья" на канале РТР и другие проекты. МПТР России совместно с Госкомспортом России в настоящее время ведут работу по производству роликов социальной спортивной рекламы.

Наблюдается положительная тенденция к увеличению издания литературы по физической культуре и спорту. Так, если в 1999 г. российские издательства выпустили 321 спортивное издание общим тиражом 1178,2 тыс. экземпляров, то в 2000 г. - 481 издание общим тиражом около 2 млн экземпляров.

К сожалению, спортивная литература из-за недостатка финансовых средств не поступает в массовые, школьные, вузовские библиотеки. Необходимо принять программу целевого обеспечения литературой по физической культуре и спорту массовых библиотек страны.

За последние несколько лет каналы телерадиовещания значительно увеличили количество времени, отведенного на трансляцию спортивных состязаний и передач, выделены специальные спортивные каналы, что значительно расширяет возможности пропаганды физической культуры и спорта.

Тем не менее, одними из главных направлений компании по пропаганде физкультуры и спорта в Российской Федерации являются:

1. Массовое занятие физической культурой, поддержание здорового образа жизни.

2. Массовое занятие спортом (профессиональным и полупрофессиональным).

3. Спорт высоких достижений.

Данная пропаганда подразумевает целенаправленную деятельность по распространению знаний в области физической культуры и спорта.

Медицинские работники должны в первую очередь знакомить пациентов с основами методики самостоятельных занятий физкультурой. Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разное время и включать задания преподавателя или проводиться по самостоятельно составленной программе. Эта форма занятий с каждым годом получает все большее распространение.

Основная цель самостоятельных занятий - сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.


Формы и организация самостоятельных занятий

Конкретная направленность и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся. Выделяют следующие формы направленности самостоятельных занятий:

- гигиеническая - предполагает использование средств физической

культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья;

- оздоровительно-рекреативная - предусматривает использование

средств физической культуры в свободное время после рабочего в целях восстановления организма и профилактики переутомления;

- лечебная - заключается в использовании физических упражнений, гигиенических мероприятий и закаливающих процедур в общей системе лечебных мер по восстановлению здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний;

- общефизическая - обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение длительного периода;

- спортивная - имеет цель повышения спортивного мастерства, участие в спортивных соревнованиях и подготовки к ним со стремлением достижения максимального результата;

- профессионально-прикладная - предусматривает использование

средств физической культуры в системе научной организации труда и для подготовки к профессиональной деятельности.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и

спортом определяются их целью и задачами. Существуют три основные формы самостоятельных занятий:


  1. утренняя гигиеническая гимнастика,

  2. упражнения в течение учебного дня,

  3. самостоятельные тренировочные занятия.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Лекция «организация работы по гигиеническому воспитанию, пропаганде формирования здорового образа жизни во врачебно-физкультурных диспансерах»
433.44kb.
3 стр.
Программа деятельности по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни красноярск 2010
310.03kb.
1 стр.
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни
180.31kb.
1 стр.
По профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни
41.06kb.
1 стр.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
160.75kb.
1 стр.
Формирование здорового образа жизни
60.68kb.
1 стр.
Ственная медицинская академия последипломного образования методологии профилактической медицины и формирования здорового образа жизни сборник научных статей десятой межрегиональной научно-практической конференции
1414.79kb.
5 стр.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
130.64kb.
1 стр.
Приложение 24 Наличие Программы деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни в учреждении впо
73.79kb.
1 стр.
День открытых дверей
146.82kb.
1 стр.
1. Основные задачи и направления работы в 2012 году
718.91kb.
2 стр.
Конкурс «вуз здорового образа жизни»
184.47kb.
1 стр.