1.
|
Введение (2часа).
|
|
|
|
|
1. Вводное занятие. Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка.
|
1
|
|
|
|
2. Правила поведения учащихся в кабинете биологии и химии. Техника безопасности при проведении лабораторных работ и химического эксперимента.
Раздел 1.
«Основные вопросы экологии» (12 часов).
|
|
1
|
|
2.
|
Тема 1. «Экология и общие вопросы охраны природы» (12часов).
|
|
|
|
|
1.Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии.
2.Методы экологических исследований.
Структура современной экологии.
3.Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации.
4.Экологические кризисы, катастрофы, бедствия.
|
1
1
1
1
|
|
|
|
5.Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке.
|
1
|
|
|
|
6.Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды.
|
1
|
|
|
|
7.Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития.
|
1
|
|
|
|
8.Экологическая обстановка в Москве и Московской области.
9.Влияние энергетики и промышленности на экологию Москвы и Подмосковья.
10.Воздействие различных видов транспорта на экологию Москвы и Подмосковья.
11.Проблема твёрдых и бытовых отходов в Москве и Подмосковье.
|
1
1
1
1
|
|
|
|
12.Экскурсия в Дарвиновский музей « Экология Москвы и Московской области».
|
|
|
1
|
|
Раздел 2.
«Природа Москвы» (73часа).
|
|
|
|
3.
|
Тема 1. « Общие представления о природных ресурсах Москвы» (1 час).
|
|
|
|
|
1.Особенности географического положения Москвы, её природные условия и природные ресурсы.
|
1
|
|
|
4.
|
Тема 2. «Водные ресурсы Москвы» (19часов).
|
|
|
|
|
1.Вода – самое удивительное и необходимое вещество на Земле. Вода: её свойства и значение.
2.Водные ресурсы Московского региона.
3.Охрана водных ресурсов.
4.Водоснабжение города Москвы.
5.Питьевая вода. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Очистка воды. Очистные сооружения.
|
1
1
1
1
1
|
|
|
|
6.Экскурсия к водоёму (пруду, расположенному рядом со школой). План описания водоёма. Условия необходимые для жизнедеятельности обитателей водоёма. Взятие проб воды из пруда для исследования в школьной лаборатории.
7.Лабораторная работа № 1. « Исследование физических и органолептических показателей воды из пруда (прозрачность воды, температура, запах, цвет)». Нормы физических показателей воды.
8. Лабораторная работа № 2. « Определение pH воды взятой пробы с помощью универсального бумажного индикатора и с помощью прибора pH-метра».
9. Лабораторная работа № 3. « Определение минерального состава природных вод (сухого остатка в воде)».
10. Лабораторная работа № 4. « Исследование химических показателей воды из пруда (наличие в воде ионов железа, меди, хлоридов, сульфатов)». Зависимость вкуса воды от её химического состава.
11. Лабораторная работа № 5. « Живой мир в капле воды». Исследования с помощью микроскопа микроорганизмов, находящихся в воде, взятой из близлежащего пруда. Выявление индикаторов состояния водоёма.
|
|
1
1
1
1
1
|
1
|
|
12. Лабораторная работа № 6. « Жёсткость воды. Способы определения и устранения жёсткости воды».
|
|
1
|
|
|
13. Лабораторная работа № 7. « Способы очистки воды от загрязнений. Очистка воды от твёрдых веществ фильтрованием».
14. Лабораторная работа №8. «Нейтрализация кислотных остатков содой. Очистка воды от ионов меди(2+) железными опилками. Очистка окрашенных стоков активированным углем».
15. Экскурсия (зимняя) «Исследование территории, близко прилегающей к пруду, на использование солей против обледенения».
16.Деловая ролевая игра «Моделируем экологическую ситуацию».
«Описание возможной чрезвычайной экологической ситуации и прогноз её развития на основе информации о загрязнении пруда и прилегающих к нему территорий»
17.Подготовка к презентации проекта.
|
|
1
1
1
2
|
1
|
|
18. Презентация проекта экологического кружка « Мы за чистый город!»
|
|
1
|
|
5.
|
Тема 3. «Воздушные ресурсы Москвы» (15часов).
|
|
|
|
|
1.Воздух: его состав и значение.
2.Основные источники загрязнения воздуха в Москве и Московской области.
3.Влияние климата и погоды на состояние атмосферы Москвы и Московской области.
4. Охрана воздушных ресурсов.
|
1
1
1
1
|
|
|
|
5.Методика изучения загрязнённости воздуха по состоянию снежного покрова на улицах Москвы.
|
1
|
|
|
|
6.Практикум «Взятие проб снега из разных мест (с территории школьного двора, с территории, прилегающей к школе, с территории, расположенной вдоль автомагистралей города)».
|
|
1
|
|
|
7. Лабораторная работа № 9 « Определение физических свойств талого снега (прозрачности талой воды, интенсивности запаха, цветности).
|
|
1
|
|
|
8. Лабораторная работа № 10 « Определение взвешенных частиц в талой воде».
|
|
1
|
|
|
9. Лабораторная работа № 11 « Определение кислотности талого снега универсальным индикатором. Обнаружение органических веществ в талой воде».
|
|
1
|
|
|
10. Лабораторная работа № 12 « Определение катионов ( ионов железа Fe(3+), ионов свинца Pb(2+), ионов меди Cu(2+) в талой воде».
|
|
1
|
|
|
11. Лабораторная работа № 13 « Определение анионов (сульфатов, хлоридов) в талой воде».
12. Подготовка к презентации проекта.
13.Презентация проекта « Состояние воздуха над территорией родного микрорайона».
|
|
1
2
1
|
|
6.
|
14.Театрализованное представление. Сказка «Карлсон на крыше школы».
Тема 4. «Почвы Москвы и Московской области» (11 часов).
1.Экология почв – как раздел почвоведения. Понятие «экология почв». Работы В.В.Докучаева, В.И. Вернадского, В.Р.Волобуева, И.А.Соколова. Взаимоотношения почвы с окружающей средой.
2.Факторы почвообразования : растения, животные, микроорганизмы, климат, водный режим, рельеф, время.
3.Состав почвы. Лёгкие и тяжёлые почвы. Структурность почвы. Кислотность почвы. Типы почв.
4.Особенности почв Москвы и Московской области. Городские почвы.
5.Эрозия почвы, её виды и борьба с ней. Деградация земель - острейшая экологическая проблема в России. Самоочищение почвы. Охрана и использование почв и земельных ресурсов.
6.Практикум «Оценка засолённости почв города Москвы по состоянию липы».
7.Почва и здоровье человека. Патогенные бактерии почвы, вызывающие инфекционные заболевания (сибирская язва, газовая гангрена, столбняк, ботулизм и др.) Гельминты.
8. Лабораторная работа №14 «Взятие почвенных образцов и их обработка (подготовка)».
9. Лабораторная работа №15 « Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности. Приготовление почвенных вытяжек и их анализ (определение кислотности почвы)».
10.Лабораторная работа №16 «Химический анализ почвы. Качественное определение химических элементов в почве (карбонатов, сульфатов, ионов железа(2+,3+) и ионов алюминия)».
11.Экскурсия в Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.
|
1
1
1
1
1
1
|
1
1
1
1
1
|
1
|
|
|
|
|
|
7.
|
Тема 5. «Флора и фауна Москвы» (10часов).
|
|
|
|
|
1.Растительный мир Москвы и Московской области.
2.Экскурсия в Ботанический сад МГУ им. М.В.Ломоносова
( Аптекарский огород).
|
1
|
|
1
|
|
3.Экскурсия в музей Землеведения МГУ им. М.В.Ломоносова.
|
|
|
1
|
|
4.Растения Московской области, занесённые в Красную книгу.
5.Животный мир Москвы и Московской области.
|
1
1
|
|
|
|
6..Животные Московской области, занесённые в Красную книгу.
7.Экскурсия в Биологический музей им. К.А.Тимирязева.
|
1
|
|
1
|
|
8.Практикум «Исследование видового многообразия растений, произрастающих на территории школьного двора».
9. Экскурсия « Сезонные явления в природе города».
|
|
1
|
1
|
|
10.Практикум «Методика составления гербариев».
|
|
1
|
|
8.
|
Тема 6. «Особо охраняемые природные территории Москвы и Московской области» (17 часов).
|
|
|
|
| -
Статус ООПТ (Особо охраняемые природные территории). Значение ООПТ в сохранении мирового многообразия биологических видов растений и животных. Государственные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
|
1
|
|
|
|
2.Приокско-Террасный биосферный заповедник. Центральный зубровый питомник Российской Федерации.
|
1
|
|
|
|
3.Экскурсия «Музей – заповедник «КОЛОМЕНСКОЕ» с посещением усадьбы и парка.
|
|
|
3
|
|
4.Национальный парк «Лосиный остров» - первый национальный парк в России.
|
1
|
|
|
|
5.Природно-исторический парк «БИТЦЕВСКИЙ ЛЕС».
|
1
|
|
|
|
6.Экскурсия. Зона отдыха «Узкое». Посещение усадьбы Трубецких и памятника природы- родника в усадьбе « Узкое» (Айвазовского 2).
|
|
|
3
|
|
7.Экскурсия « Ландшафтный заказник « Тёплый Стан».
Практический мониторинг состояния окружающей среды в парковой зоне по имеющимся индикаторным видам.
|
|
|
3
|
|
8.Природный заказник « Воробьёвы горы».
|
1
|
|
|
|
9.«Серебряный бор» - памятник природы регионального значения.
|
1
|
|
|
|
10.Конфернция « Уникальные природные достопримечательности Москвы и Московской области».
Раздел 3.
«Экология и человек» (51 час).
|
|
2
|
|
9.
|
Тема 1. «Экология и здоровье человека» (25часов).
|
|
|
|
|
1.Что такое здоровье? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Заболевания, связанные с экологической обстановкой сложившейся в Москве и Московской области.
|
1
|
|
|
|
2.Воспитание культуры здоровья. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека.
|
1
|
|
|
|
3.Гиподинамия – серьёзная опасность 21 века. Заболевания, связанные с гиподинамией.
|
1
|
|
|
|
4.Практикум « Исследование состояния здоровья учащихся школы на основе анализа медицинских карт».
|
|
1
|
|
|
5. Практикум « Санитарно – гигиеническая оценка рабочего места школьников и классной комнаты». Работа с люксметром. Измерение освещённости в кабинетах школы у окна, у классной доски и на рабочих местах учащихся в условиях естественного и искусственного освещения.
6. Практикум « Исследование электромагнитного излучения в школе. Определение переменного магнитного поля в школе с помощью магнитометра. Влияние его на здоровье школьников».
|
|
1
1
|
|
|
7. Практикум « Методика выявление среди школьников нарушений осанки и развития плоскостопия».
|
|
1
|
|
|
8. Иммунитет и экология. Простудные заболевания и их предупреждение. Учитесь быть здоровыми! Закаливание организма и его роль в укреплении здоровья.
|
1
|
|
|
|
9. Лекарственные растения. Растения лечат и калечат. Как сделать так, чтобы растения стали твоими друзьями.
10.Практикум «Правила сбора и хранения лекарственных растений».
11.Практикум «Комнатные растения в нашей жизни. Уход за комнатными растениями».
|
1
|
1
1
|
|
|
12.Практикум « Лекарства в жизни человека: проблема соотношения пользы и вреда. Правила хранения лекарств и обращения с ними».
|
|
1
|
|
|
13.Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни шума. Нормативы. Методы борьбы с шумом и вибрациями.
14.Практикум « Оценка шума в классе во время урока, на перемене, на территории школьного двора, на территории прилежащей к автомагистрали».
|
1
|
1
|
|
|
15.Практикум « Первая помощь при кровотечениях».
16.Практикум « Первая помощь при ушибах, растяжениях и переломах».
17.Практикум « Первая помощь при ожогах (термических и химических), обморожениях. Солнечные и тепловые удары».
18.Практикум « Первая помощь при поражении электрическим током, утоплении и удушении. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца».
19.Практикум « Первая помощь при укусах ядовитых змей, насекомых, бешенных и бродячих собак, а также при нападении клещей».
20.Стресс. Что это такое? Как его избежать и как с ним бороться?
21.Знай свои гены! Болезни наследственные и врождённые.
22. Болезни поведения. Болезни, передающиеся половым путём: сифилис, гонорея и др.
23.СПИД.
24. Погода и здоровье человека.
25.Биологические ритмы. Режим дня. Работоспособность. Сон.
|
1
1
1
1
1
1
|
1
1
1
1
1
|
|
10.
|
Тема 2. « Экология питания» (15 часов).
|
|
|
|
|
1.Гигиена питания. Режим и правила питания. Значение пищи для человека.
2. Нормы питания. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Ожирение и анорексия.
3. Практикум «Расчёт норм питания».
4. Практикум «Антропометрия. Измерение роста ростомером в положении сидя и стоя. Измерение массы тела на школьных весах. Идеальный вес. Определение индекса массы тела».
|
1
1
|
1
1
|
|
|
5.Продукты питания. Влияние удобрений, гербицидов, пестицидов, биологических кормовых добавок на качество сельскохозяйственной продукции. Нитраты. Пищевые отравления и первая помощь при отравлениях продуктами питания.
6.Практикум «Контроль содержания нитратов в продуктах питания с помощью визуально-колориметрических тестов».
7.Практикум «Пищевые красители, пищевые биологические добавки. Пищевые аллергии. Исследование этикеток продуктов питания на наличие пищевых добавок Е».
8.Витамины в жизни человека. Авитаминозы: гиповитаминозы и гипервитаминозы.
9.Вегетарианство: все за и против.
|
1
1
1
|
1
1
|
|
|
10.Лабораторная работа № 17 « Что мы едим? Анализ картофеля фри, купленного в «МАКДОНАЛЬДСЕ».
|
|
1
|
|
|
11.Лабораторная работа № 18 « Анализ соков, напитков и минеральной воды, купленной в магазине».
|
|
1
|
|
11.
|
12.Генномодифицированные продукты: в чём их опасность?
13. Экскурсия на одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, поставляющих продукты питания для жителей Москвы и Московской области.
14.Особенности питания в подростковом возрасте.
Тема 3. «Экология души» (11часов)
1.Экология души. Основные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности. Этика и мораль.
2. Единство тела, души и духа. Наши мысли и поступки.
3.Внутренний мир человека. Охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
4.Диспут «Как жить в гармонии с собой?»
5.Посещение театра.
6.Посещение Третьяковской галереи.
7.Посещение Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
|
1
1
1
1
1
|
1
|
2
3
2
2
|
12.
|
Заключение (2часа).
|
|
|
|
|
1.Семинар « Моя роль в решении экологических проблем и охране окружающей среды».
2.Выпуск листовок и плакатов, посвящённых охране природы и направленных на воспитание экологической культуры среди населения и на пропаганду экологических знаний.
|
|
1
1
|
|
|
|
|
|
|