Главная
страница 1
Пустовалова Г.И., учитель русского языка и литературы

Филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в селе Новоюрьево

Внеклассное мероприятие по литературе для старшеклассников
Тема. «Я была тогда с моим народом…»

Данное мероприятие может быть проведено в старших классах на юбилейных вечерах, днях памяти поэтессы Анны Ахматовой, а также может быть включено в план проведения Недели русского языка и литературы. Мероприятие помогает по-новому взглянуть на гражданскую лирику Ахматовой. Наряду с раскрытием художественной манеры Ахматовой, учащиеся на данном мероприятии приобретают опыт интерпретации художественных деталей, совершенствуют читательские умения, коммуникативные навыки. Мероприятие сопровождается электронной презентацией, позволяющей ввести учеников в мир поэзии Ахматовой. Данная работа призвана воспитывать чувства гражданственности, национального самосознания, интернациональной толерантности.



Слайды 1, 2.

Цели:

- развить представление о поэзии Ахматовой, выражающей христианские мысли и чувства;

- показать, как исполнена поэзией гражданская миссия Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве;

- развивать навыки анализа лирического текста, исследовательские умения и навыки учащихся, навыки выразительного чтения;

-способствовать воспитанию чувства гражданственности, национального самосознания учащихся.

Оформление: портреты А.Ахматовой, выставка её книг, тексты стихотворений.

Техническое обеспечение: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация.
Предварительная работа.

Учащимся даются групповые и индивидуальные задания:

1 группе - выучить наизусть указанные учителем стихотворения А. Ахматовой,

2 группе - подготовить сообщения о восприятии поэтессой исторических событий и отражение их в лирике;

3 группе - подготовить мультимедийную презентацию.

Ход мероприятия:


  1. Вступительное слово учителя.


Слайд 3.
Ахматова и Россия…. Каждый русский поэт имеет свой образ России. Пушкин был певцом «империи и свободы»; для Блока Россия была последним воплощением Прекрасной Дамы, обещанием, надеждами, что не сбылись в его жизни. Ничего этого нет в поэзии Ахматовой, обращенной к России. Ахматовское отношение к России воплощено в чувстве какой - то почти утробной от неё неотделимости. Стихи Ахматовой о России лишены «идеологии», у неё совсем нет стихотворений «патриотических». Родина всегда является ей в образе матери, притом почти всегда «страдающей». Родина – это «пречистое тело земли»; родина – это родное русское слово. И потому связь Ахматовой с Россией – это не вера в её миссию, не вдохновение её славой, это всегда – биение сердца, жизнь вместе. Сегодня мы рассмотрим с вами некоторые стихотворения, в которых ощущается кровная связь поэтессы с Россией.
Начать разговор о гражданской лирике хочу с вопроса: каки­ми историческими событиями было вызвано появление граждан­ских мотивов в лирике Ахматовой?
- Это события Пер­вой мировой войны, революции 1917 года, Великой Отечественной войны.
Слайд 4.
Ведущий 1. Можем ли мы найти нравственную оценку того, что происхо­дило в общественной жизни России, в стихотворениях, написан­ных до 1914 года? Предлагаю обратиться к стихотворению из сборника «Четки», написанному в первый день 1913 года, — «Все мы бражники здесь, блудницы...». Это стихотворение было напечатано под заг­лавием на французском языке «СаЬагеt Artistiguez» («Художе­ственное кабаре»), в черновом автографе стоит: «В «Бродячей собаке», подзаголовок «Посвящается друзьям» зачеркнут. Ар­тистический кабачок «Бродячая собака», расположенный в подвале на Михайловской площади в Петербурге, был местом встре­чи поэтов, художников-модернистов и артистической богемы. Стены кабачка были расписаны художником Судейкиным.

Почему настроение лирической героини стихотворения, находящейся в кругу друзей в праздничный новогодний день, столь мрачно?


- Ахматова ощущает неестественность, искусственность той жизни, которую ведет узкий богемный круг людей искусства.
- Какое средство языковой выразительности помогает это подчеркнуть? Найдите его в тексте.
- Подчеркнуть это помогает метафора-олицетворение:
На стенах цветы и птицы

Томятся по облакам.
- Лирическая героиня осознает себя частью этого изолиро­ванного от живой, настоящей жизни мирка, где кипят мелкие страсти:
Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней.
Но, в отличие от других, героиня стихотворения имеет осо­бую точку отсчета, помогающую ей видеть бессмысленность и греховность такого образа жизни. Эта точка отсчета — память Божия, память о Страшном Суде, о том, что за всякий прожи­тый день нужно будет дать ответ.
Слайд 5.
Ведущий 2. В сборнике «Белая стая» (сентябрь 1917 года) много стихо­творений, являющихся откликами на грозные события Первой мировой войны. Начать разговор о том, как воспринимала это событие Ахма­това, лучше всего с разбора стихотворения «Памяти 19 июля 1914». В этот день (1 августа по нов. ст.) Германия объявила войну России. Стихотворение написано в 1916 году. В нем Ах­матова вспоминает свое тогдашнее восприятие. Какой же была первая реакция Ахматовой на происходящее? К какой оценке этого события она пришла впоследствии?
Ведущий 3. Начало Первой мировой войны Ахматова приняла со смятением и ужасом, предчувствуя, что в этот день открылась еще одна страшная страница мировой истории:
Закрыв лицо, я умоляла Бога

До первой битвы умертвить меня.
События действительно надвигались такие, что казалось: лучшая доля — умереть до их начала. Но лирическая героиня переходит от душевного состояния растерянно­сти и смятения к мужественной готовности стать свидетелем и участником происходящего. Зачем? Чтобы в памяти своей за­печатлеть подлинную историю, свободную от лжи и иллюзий:
Из памяти, как груз отныне лишний,

Исчезли тени песен и страстей.

Ей — опустевшей — приказал Всевышний

Стать страшной книгой грозовых вестей
Ведущий 1. В пору Первой мировой войны, в 1915 году, написана и знаменитая «Молитва» Ахматовой.
Слайд 6.
Чтец:
Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар.

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.
- О чем просит Анна Андреевна в стихотворении? К кому обращено ее моление?

- Ахматова просит Бога принять в жертву всю ее жизнь, ее дар, чтобы избавить от мук и страданий Родину:
Ведущий 2. Подлинное чувство патриотизма всегда выражается в готов­ности добровольно взять на себя часть страданий, уготованных стране, любовь к народу — в желании разделить с ним его муки и тяготы. На второй день после объявления войны Ахматова создает небольшой цикл из двух стихотворений «Июль 1914». (Чтение стихотворений учениками).
Слайды 7, 8.
Учитель. Как воспринимает начавшиеся события Ахматова? Сравните последние строки двух стихотворений этого цикла. Не противо­речат ли они друг другу?
- Стихотворение пронизано восприятием начавшейся войны как страшного события:
Ждите глада, и труса, и мора,

И затменъя небесных светил.
Учитель: Эти слова не принадлежат лирической геро­ине, их произносит некий пророчествовавший одноногий про­хожий. Но ахматовское восприятие происходящего такое же. С началом Пер­вой мировой войны Россия вступила на свой крестный путь, полный горя, страданий, искушений и унижений. Найдите в стихотворении строки, которые говорят об этом.
- Низко, низко небо пустое,

И голос молящего тих:

«Ранят тело Твое Пресвятое,

Мечут жребий о ризах Твоих»
Учитель: Но всякий православный человек понимает и верит, что за страданиями и смертью на Кресте следует воскресение. И хотя Россию ожидают горестные муки, заступничеством Пресвятой Богородицы она спасется:
Только нашей земли не разделит

На потеху себе супостат:

Богородица белый расстелет

Над скорбями великими плат.
Слайды 9, 10.
Ведущий 3. Отношение к событиям Октябрьской революции 1917 года выражено в стихотворении, которое до 1991 года печаталось без первых восьми строчек:
Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал

И дух суровый византийства

От Русской Церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие свое,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берет ее, —

Мне голос был...
Стихотворение печатали со слов: «Мне голос был...».
В стихотворении поэтесса прямо заявляет:
Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.
Для Ахматовой утрата чувства сопричастности страданиям Родины, стремление уйти от них, забота о сохранении лично­го благополучия — настоящее предательство.
Учитель: Какие чувства вызывают у Ахматовой те, кто оставил Ро­дину?
- Жалость. Говоря о предательстве, Ахматова не осуж­дает, а жалеет людей, совершивших его:
Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.
Слайд 11.
Ведущий 1. Что совершалось на глазах оставшихся в России, Ахматова выразила в стихотворении 1921 года:
Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано...
Очевидно, что происходящее в стране — процесс разруши­тельный, губительный для физического и духовного бытия народа.
Учитель. Какие чувства, ощущения должны, по-вашему, возникнуть у того, кто является свидетелем этого страшного процесса?
- На­верное, мрачное чувство подавленности, тоска, боль.
- Но стихотворение Ахматовой передает совсем иное, просветлен­ное настроение! Какие эпитеты помогают его выразить?
- «Вишневые», «не­бывалый», «новые», «прозрачные», «чудесное», «никому не известное», «желанное»...
- Почему лес «небывалый», а созвездья «новые»?
- Лирическая героиня Ахматовой сохранила свежесть восприятия красоты и великолепия природы, ей дано острое ощущение счастья, того счастья, которого так неутомимо ищет в продол­жение жизни всякая человеческая душа:
И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам...

Никому, никому не известное,

Но от века желанное нам.
Ведущий 2. Не случайно Ахматова в этом стихотворении говорит не только от своего лица, а использует местоимение множествен­ного числа — «нам».

Чем можно объяснить столь контрастное несоответствие между происходящими катастрофическими историческими событиями и душевным миром людей, чье просветленное со­стояние описала Ахматова? Ту же радость, просветленность переживали, к удивлению многих, некоторые узники концла­герей, некоторые жители блокадного Ленинграда. Думается, что источник такой радостной просветленности — один и тот же...

Попробуйте ответить на этот вопрос, прослушав следующее стихотворение «Привольем пахнет дикий мед...», написанное в 1933 году (до начала 1990-х годов оно не печаталось в нашей стране).


Слайд 12.

Ведущий 3. В этом тексте содержится точная оценка тех кровавых злодеяний, которые происходили в нашей стране в 20—30-е годы. Зло названо здесь своим именем: «кровью пах­нет только кровь».
Учитель. Кто такой «наместник Рима», что «напрас­но» «мыл руки пред всем народом», и «шотландская королева, ко­торая «напрасно с узких ладоней стирала красные брызги»?
- Понтий Пилат и героиня пьесы Шекспира «Макбет». Упоминание этих персонажей помогает автору выразить мысль о том, что происхо­дящее в России относится к числу величайших преступлений мировой истории, ответственность за которые никак не может быть снята с тех, кто их совершил.
- Чем это стихотворение похоже на предыдущее?
- Тем, что ужас проис­ходящего не притупляет острого и точного ощущения богат­ства впечатлений от красоты и совершенства Божьего мира:
Привольем пахнет дикий мед,

Пыль — солнечным лучом,

Фиалкою — девичий рот,

А золото ничем.

Водою пахнет резеда

И яблоком — любовь,

Но мы узнали навсегда,

Что кровью пахнет только кровь...


  1. Заключительное слово учителя.

Слайд 13.

Поэзия Ахматовой, да и сама Ахматова в годы, когда так страшно был искажен лик родины, когда для одних она была вся - страх, вся - страданье, а для других – боль разлуки, все больше и больше становилась именно самим образом настоящей России, её голосом, её правдой, её светом.


Смотрите также:
Внеклассное мероприятие по литературе для старшеклассников Тема. «Я была тогда с моим народом…»
110.42kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по физике: «Физика и преступления»
77.53kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для старшеклассников. Цель
101.97kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс Тема: «Повести Белкина» А. С. Пушкина Цели: расширить представление о творчестве А. С. Пушкина
93.58kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе Путешествие по пушкинским местам «Времена года в Михайловском»
75.01kb.
1 стр.
1 кв категории внеклассное мероприятие по литературе с использованием интерактивных Методов обучения: swat-анализа, дискуссии Тема мероприятия: не в деньгах счастье ? Цели: обучающие: 1 совершенствовать навыки swat-анализа
64.81kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для старшеклассников Хмелькова М. И
297.36kb.
1 стр.
«А подать сюда…» (Образ городничего в комедии.)
84.04kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по лирике Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…»
96.54kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
128.97kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по английскому языку и литературе Леденева Татьяна Григорьевна
89.09kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе для 7 классов. Виртуальное путешествие. «Пушкинские места России»
137.38kb.
1 стр.