Главная
страница 1

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56»


пр. Ульяновский 34 А г. Красноярск, 660111 ,тел.: (391) 224-35-86

е-mail: school56@krsnet.ru ОГРН 1022402484433 , ИНН/КПП 2465040810/246501001





УТВЕРЖДАЮ
Директор школы

___________ /Волкова Л.Р./

Приказ № 01-05-242

от «01»сентября 2012 г.



ПРОГРАММА

«ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С ДЕТЬМИ»


Красноярск-2012
Пояснительная записка.

За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучие – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в

психическом и физическом развитие ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от

жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье. Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.



Данная программа на основе Международной Конвенции о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Закона ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ,   Письма Министерство образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6 - 15 лет, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях» от 21.03.2002г. № 419/28-5, Закона Красноярского края «О системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 26.12.2006 №21-5667, Закона Красноярского края о Краевой целевой программе «Профилактика правонарушений в Красноярском крае» от 26.12.2006 № 21-5561, Приказа главного управления образования администрации города от 30.09.2008 №589/п «О защите детей от жёсткого обращения», Постановления администрации г. Красноярска от 4.10.2006 №820 «О введении в городе Красноярске учета несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении», Постановления администрации города Красноярска об утверждении Положения «О взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Красноярска и организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении» от 09.02.20011, Постановлениякомиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Красноярска №4 от 11.04.2012 об утверждении «Порядка взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Красноярска по раннему выявлению случаев «социального неблагополучия» семей и детей, а также детей, находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни и здоровью, чрезвычайных происшествий с участием детей», Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав администрации города Красноярска №11 от 27.11.2012 утверждены изменения в «Порядок взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Красноярска по раннему выявлению случаев «социального неблагополучия» семей и детей, а также детей, находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни и здоровью, чрезвычайных происшествий с участием детей», Положения о Карте индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, и его семьей на территории Красноярского края, Положения «О механизме выявления и учета детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательном учреждении», Механизма выявления и сопровождения учащихся «группы риска», Механизма выявления, учета и сопровождения семей, требующих особого внимания (СОП, неблагополучные), Механизма действий в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком, чрезвычайных происшествий с участием детей в МБОУ СОШ №56

Подчеркивая актуальность изучения педагогического насилия и ненасилия, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Страшно, если они впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет. Так, на территории России с 1991 по 1998 г, только подростковая преступность возросла на 17 %, число несовершеннолетних преступников возросло почти на 20 %. Особенно важной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 % жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с резким падением уровня жизни подавляющей части населения и неуверенности в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других, и, главное педагогические – когда общество, государство не несут ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

По мнению специалистов, выделяются три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера макросоциальных отношений. Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др.

Первым вопросом, связанным с оценкой социально-медицинских последствий жестокого обращения с детьми, является определение понятий, используемых в исследования по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются следующие термины:

- пренебрежение, плохое обращение;

- жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;

- сексуальное злоупотребление.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению в нашей социально-психологической литературе является термин «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.

Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных страданий, например, нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция малолетних. Определение сексуального насилия акцентирует внимание на отношении жертвы насилия к совершаемым действиям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают табу социальных (семейных) ролей. Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к детям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально - медицинских последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов жестокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обращения должна включать:

- оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);

- продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся:

- алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

- незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

- низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные

проблемы.

Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение «элитарных» форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия. Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.
Цели программы:

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.
Задачи программы:

1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

3) создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

4) осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

5) осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей.


Содержание программы.

Программа содержит 4 блока:

• организационная работа,

• диагностическая работа,

• профилактическая работа с обучающимися,

• профилактическая работа с родителями.


Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, деятельность клуба «Общения», индивидуальных профилактических бесед, инструктажей с учащимися.

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, родительских суббот, семинара «Родительская компетентность» общешкольных мероприятий с детьми и родителями, деятельность организационно-правовой комиссии управляющего совета школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.



Ожидаемые результаты:

  • Отсутствие случаев жестокого обращения с детьми

  • Создание банка данных детей «группы риска», неблагополучных семей

  • Адресная помощь неблагополучным семьям

  • Снижение поведенческих рисков учащихся

  • Снижение преступности, правонарушений учащимися

  • Снижение конфликтных ситуаций между детьми, родителями-детьми, учителями-детьми

Реализация программы даст возможность:

• ученикам и педагогам лучше адаптироваться к социальным условиям;

• повысить свою самооценку;

• улучшить качество жизни и отношения с окружающими;

• воспитать у детей целеустремленность, чувство ответственности, умение устоять перед употреблением вредных веществ и другими асоциальными проявлениями;

• способствовать процессу развития и формирования индивидуальности детей



Ключевые виды деятельности по каждому блоку работы.

Организационная работа:

1) проведение тематических Советов классных руководителей, Советов профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетними;

2) планирование работы по профилактике жестокого обращения с детьми;

3) составление социального паспорта класса, школы;

4) ведение индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних,и их семьи, находящихся в социально опасном положении (семьи, состоящие в краевой базе социально опасных семей), индивидуальных программ мер психолого-педагогического взаимодействия по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и его семьи (учащиеся состоящие на учете ПДН и ВШУ)

5) посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу;

6) выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в структуры дополнительного образования.
Диагностическая работа:

1) анкетирование учащихся с целью выявления жестокого обращения с детьми;

1) проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика;

2) анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;

3) заполнение личной карточки учащегося;

4) посещение семей;

5) работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором;

6) работа со специалистами Городской детской поликлиники №3.


Профилактическая работа со школьниками:

1) правовая просвещенность несовершеннолетних;

2) индивидуальные профилактические беседы с обучающимися, выявляющие причины отклонений в поведении (социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, школьная медсестра, администрация школы);

3) использование интерактивных методов воспитания;

4) тренинговые занятия для школьников;

5) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников;

6) вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность:

-вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки;

-охват организационным отдыхом в каникулярное время и в течение всего года;

-оказание помощи в трудоустройстве в летний период;

- деятельность клуба «Общения»

7) организация консультаций специалистами;

9) оказание психологической помощи.
Профилактическая работа с родителями:

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление неблагополучных семей;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;

4) проведение родительского всеобуча:

Тема

Содержание


Профилактика жестокого обращения в семье

Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего. Создание эмоционального поля во взаимоотношениях. Причина детских суицидов.


Права и обязанности родителей и несовершеннолетних


Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ. Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних.

Профилактика

правонарушений и

преступлений


Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ. Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних.

Профилактика неблагоприятных взаимоотношений в семье и обществе

Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи. Пропаганда здорового образа жизни. Духовно- ценностные ориентации.

5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;

6) организация тематических встреч родителей с работниками образования,

правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Планпо противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуациина 2012-2013 годы





мероприятия

срок

ответственные

1

Организация комплексной систематической информационно-профилактической работы с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических служб в отношении родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации

В течение года

Социально- психологическая служба

2

«Родительский всеобуч»:

- противодействие жестокому обращению с детьми;

- предотвращение конфликтных ситуаций в

образовательной среде (деятельность службы урегулирования конфликтов);

-профилактика суицидального поведения среди

несовершеннолетних;

- оказание помощи и защита прав детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации;



В течение года

Социально- психологическая служба

3

Организация мониторинга адаптации уровня обучающихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения

Октябрь- декабрь

Педагог-психолог

4

Обучение учащихся навыкам психологической адаптации

Октябрь- декабрь

Педагог-психолог

5

Организация и проведение диагностик «Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду

Сентябрь, в течение года

Педагог-психолог

6

Осуществление по итогам диагностик соответствующей коррекционно-развивающей и консультативной работы с родителями, педагогами, обучающимися

В течение года

Социально- психологическая служба


7

Проведение работы с семьями, относящимися к группе риска по жестокому обращению с детьми

В течение года

Социально- психологическая служба

8

Проведение индивидуальных и групповых консультаций, занятий, семинаров с родительской и профессиональной общественностью по вопросу изучения проблем семьи, подростковой и молодёжной среды, межличностных отношений, оказание социально-педагогической и психологической помощи семье

В течение года

Социально- психологическая служба

9

Разработка информационных, методических материалов для родителей и педагогических работников (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т.д.) о выстраивании взаимоотношений с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействию жестокому обращению, защите прав, профилактике суицида, оказании помощи в трудной жизненной ситуации

В течение года

Социально- психологическая служба

10

Размещение информации для обучающихся о работе телефонов доверия и контактных телефонах других региональных служб на стендах школы


В течение года

Социальный педагог


Список литературы:

1. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. М., ВАКО, 2005-2008 с. (Педагогика. Психология. Управление).

2. Возрастная психология. Курс лекций под редакцией профессора Н.Ф. Добрынина.

3. Социальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва 2002.

4. Социальная психология. Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского.

5. Психология старшеклассника. И.С. Кон.

6. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждений. Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006.

7. Международная Конвенция о правах ребенка (от 05.12.1989г.)

8. Конституция РФ.

9. Семейный кодекс РФ.



10. ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

11. Приказ главного управления образования администрации города Красноярска от 30.09.2008 №589/п «О защите детей от жёсткого обращения»


Смотрите также:
Программа «профилактика насилия и жестокого обращения с детьми» Красноярск-2012
175.91kb.
1 стр.
Жестокое обращение с детьми Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
76.68kb.
1 стр.
Анализ социологического опроса «Выявление фактов жестокого обращения и насилия в отношении ребенка» 4 марта 2011г был проведен социологический опрос «Выявление фактов жестокого обращения и насилия в отношении ребенка»
27.77kb.
1 стр.
Информация об опыте работы служб Новосибирской области по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения и профилактических мерах, направленных на недопущение насилия и жестокого обращения по отношению к ребенку
100.24kb.
1 стр.
Правительство камчатского края докла д «О положении детей и семей, имеющих детей, в Камчатском крае»
2490.29kb.
12 стр.
Методические рекомендации по предупреждению жестокого обращения с детьми и оказанию помощи несовершеннолетним в случаях жестокого обращения с ними
205.8kb.
1 стр.
Семейное насилие и дети
185.8kb.
1 стр.
Реабилитационная работа с родителями
343.9kb.
1 стр.
Жестокое обращение с детьми
4198.03kb.
21 стр.
Проблемные семинары Проблема насилия в семье Цель: проанализировать причины и последствия жестокого обращения с ребенком в семье. Оборудование: таблица «Формы насилия»
249.49kb.
1 стр.
Формы жестокого обращения
8.71kb.
1 стр.
Закон «о защите животных от жестокого обращения»
72.47kb.
1 стр.