Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Учебно-методическое пособие

по подготовке, оформлению и защите

выпускных квалификационных работ

(для студентов специальности 050720 «Физическая культура»)

МУРМАНСК

2011

УДК 378.091.313:796

ББК 75.1р30

Д 46
Печатается по решению Совета по научно-исследовательской работе и

редакционно-издательской деятельности Мурманского государственного

гуманитарного университета


Рекомендовано учебно-методическим советом МГГУ к использованию

в учебном процессе (протокол № 3 от 23.12.2010 г.)



Ответственный редактор: С.А. Чайников, к.п.н., доцент, зав. кафедрой ТиМФВиС МГГУ
Составители: Н.В. Алябьева, к.п.н., доцент кафедры ТиМФВиС МГГУ;

Е.И. Голишникова, к.п.н., доцент кафедры СПИП МГГУ
Рецензенты: В.В. Страхов, к.п.н., доцент кафедры ТиМФВиС МГГУ;

Н.В. Ваганова, зам. директора Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова


Дипломные работы: учебно-методическое пособие по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ / отв.ред. С.А. Чайников. – Мурманск: МГГУ, 2011. – 102 с.
В пособии рассматриваются требования к выпускным квалификационным работам студентов по специальности 050720 «Физическая культура».

В нем даны рекомендации по выбору темы, планированию исследования, раскрываются основные методы научно-педагогических исследований в области физической культуры и спорта, приводятся наиболее распространенные методы математико-статистической обработки результатов, описывается методика написания и оформления рукописи дипломной работы, рассматривается порядок её защиты.

Адресовано студентам и руководителям дипломных работ.
Печатается в авторской редакции

© Оформление. ФГБОУ ВПО

«Мурманский государственный

гуманитарный университет «, 2011


ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья и всестороннее физическое развитие учащихся образовательных учреждений в огромной мере зависят от научной и методической квалификации педагогов по физической культуре, от их творчества и способности решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Многолетний опыт передовых вузов России показал, что наряду с совершенствованием учебного процесса весьма эффективным средством улучшения качества и повышения уровня подготовки специалистов стало широкое привлечение студентов к организации научно-исследовательской работы.

Одним из этапов самостоятельной научно-исследовательской работы студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности является выполнение выпускных квалификационных (дипломных) работ.

Выполнение дипломной работы направлено не только формирование творческих способностей студентов, расширение их кругозора, получение прочных и глубоких знаний по психолого-педагогическим и биологическим дисциплинам, но и развитие у будущих педагогов склонности к научно-исследовательской деятельности, овладение логикой и методами педагогического исследования.

Студенты, приступающие к подготовке дипломной работы, обычно сталкиваются с рядом проблем, связанных с методикой ее написания, правилами оформления и процедурой защиты. Решению этих проблем и посвящается данное пособие, под­готовленное на основе анализа большого объема научно-методи­ческой литературы, личного опыта авторов по руководству учебной и научно-исследовательской деятель­ностью студентов.

В пособии содержатся методические рекомендации, дополняющие и развивающие сложившийся на факультете естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности МГГУ порядок подготовки и защиты дипломных работ.

В них сформулированы основные требования, цели, задачи и формы выполнения дипломной работы, приведены рекомендации по выбору темы, этапам выполнения, объему, структуре, оформлению, статистической обработке результатов исследования, а также рецензированию и процедуре защиты выпускной квалификационной работы педагога по физической культуре с учетом положений Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Пособие может оказаться полезным студентам, работающим над дипломным исследованием, их научным руководителям, преподавателям и аспирантам.


РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы в Мурманском государственном гуманитарном университете наряду с междисциплинарным государственным экзаменом является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускника, позволяющей установить соответствие уровня и качества подготовки специали­ста Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

Цель выполнения дипломной работы - формирование у студентов научного мировоззрения, овладение методикой иссле­дования, углубление теоретических знаний и практических умений в области физической культуры и спорта.

Выпускные квалификационные работы выполняются на базе различных учреждений и организаций, спортивных сооружений, с различным контингентом занимающихся как в естественных, так и в лабораторных условиях.

В дипломной работе должны быть отражены следующие требования:



1. Актуальность темы, соответствие её современному состоянию и перспективам развития физической культуры и спорта.

Выпускные квалификационные работы по специальности «физическая культура» должны носить экспериментальный характер и решать актуальную задачу в области физического воспитания различных групп населения. Тематика дипломных работ формируется кафедрой теории и методики физического воспитания и спорта, рассматривается и утверждается Советом факультета естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности МГГУ. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы. В тоже время он может предложить свою тему, обосновав целесообразность её разработки.



2. Самостоятельность выполнения исследования.

Выпускная квалификационная работа является самостоятельной работой студентов. Её выполнение и защита демонстрируют практическую готовность студентов к решению конкретных задач в сфере будущей профессиональной деятельности. Выпускник не должен ограничиваться при написании дипломной ра­боты реферированием литературных источников или описанием опыта работы. Он создаёт творческую работу на основе глубокого и всестороннего изучения теории и методики физического воспитания, практики, личного опыта, проведённых им наблюдений и экспериментов. Студент – автор дипломной работы несет ответственность за принятые в работе решения и достоверность представленных данных.



  1. Оформление работы, соответствие её требованиям ГОСТа.

Привлечение всех студентов к написанию дипломного проекта на выпускном курсе - существенное достижение в плане совершенствования их профессиональной подготовки. По сравнению с курсовой работой, дипломная работа представляет следующую ступень в овладении студентом навыками и умениями проведения исследования. В ней совершенствуется аппарат исследования, выделяется проблема, решение которой существенно для тео­рии и практики, углубляется цель и задачи, повышается в целом уровень разработки педагогического эксперимента. Студент-исследователь стре­мится к получению существенных результатов в развитии выбранной темы исследования.

Дипломная работа должна быть отредактирована и тщательно вычитана. Оформление дипломной работы должно отвечать соответствующим требованиям ГОСТа к изложению текстов.

Основные параметры дипломной работы:

1. Объем – не менее 50 страниц выровненного «по ширине» текста компьютерного набора (через 1,5 интервал). Приложения в общий объем не входят.

2. Оглавление – сложное, с выделением и формулировкой всех глав и параграфов.

3. Структура дипломной работы содержит:


  • введение;

  • теоретическую часть;

  • экспериментальную часть;

  • заключение;

  • практические рекомендации;

  • список литературы;

  • приложения.


Не рекомендуется при выполнении выпускной квалификационной работы использовать многочисленные методические пособия других вузов, встречающиеся на современном рынке учебной литературы. Несмотря на то, что подобные разработки учитывают требования действующих стандартов, правил и иных условий, регламентирующих порядок написания и оформления дипломной работы, и существенно облегчают труд студента, многие из них имеют либо общий характер, либо, наоборот, жестко привязаны к образовательным технологиям, используемым в этих образовательных учреждениях.

РАЗДЕЛ 2. ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


    1. Выбор и формулировка темы дипломной работы

Являясь заключительным этапом подготовки специалистов, выпускная квалификационная работа призвана подтвердить готовность студента видеть проблемы в области физической культуры и спорта, самостоятельно решать конкретные профессиональные практические и научные задачи с использованием современных методов исследования. В этой связи важная роль принадлежит правильному выбору темы выпускной квалификационной работы.

В рамках избранной темы дипломная работа должна быть посвящена решению одного актуального, но сравнительно узкого теоретического или практического аспекта в области физической культуры и спорта.

В ней должны отражаться основные сферы и направления будущей деятельности выпускников. Судить об актуаль­ности темы можно по ее практическому применению.

Признаками актуальности темы дипломной работы мо­гут быть:



  • общий интерес к проблеме со стороны общества, ученых, педагогов и тренеров;

  • наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе;

  • учет географических, природно-климатических и социальных условий региона.

Тема выпускной квалификационной работы выбирается студентом из предлагаемого примерного перечня выпускных квалификационных работ (приложение 5). Однако это не исключает возможности утверждения инициативных тем, предлагаемых самими студентами (по согласованию с кафедрой ТиМФВиС МГГУ), если такие темы в большей мере соответствуют их профессиональным интересам. В этом случае студент должен обосновать целесообразность разработки предлагаемой темы и утвердить ее в установленном порядке, согласовав с научным руководителем и написав заявление.

При выборе темы студент должен:



  • убедиться в наличии научных и прикладных исследований по данной теме и ознакомиться с ними;

  • выявить наличие неисследованных или мало исследованных проблем теоретического и практического характера в данной области;

  • определить для себя, позволит ли собственный потенциал (теоретические знания, практические умения и знание методологической базы) провести полноценное исследование в данной области с теоретическими выводами и практическими предложениями по совершенствованию процесса физического воспитания различных категорий населения.

При определении темы дипломных работ студенту может помочь:



  • преемственность курсовых и дипломных работ;

  • ознакомление с монографиями, публикациями в научных журналах и других изданиях, включая справочные электронные системы;

  • консультации с научными руководителями, специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить вопросы, наиболее актуальные для разработки в теоретическом и практическом плане;

  • научно-исследовательская работа студентов во время прохождения всех видов педагогической практики;

  • наличие соответствующей материально-технической и экспериментальной базы для проведения исследований. Основу такой базы составляют, прежде всего, необходимая литература по теме, научно-исследовательская аппаратура, компьютеры, место проведения и соответствующий контингент испы­туемых.

После выбора темы дипломной работы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой ТиМФВиС с просьбой разрешить ее написание (приложение 1). Формулировка темы с указанием научного руководителя, консультанта и рецензента утверждается Советом факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности и приказом ректора МГГУ не позднее 10 октября текущего года. Приказы о корректировке и уточнении тем дипломных работ представляются деканатами не позднее, чем за месяц до защиты.
2.2. Этапы выполнения дипломной работы

Процесс выполнения дипломной работы включает ряд взаимосвязанных этапов:



  • выбор темы исследования, ее согласование с научным руководителем и утверждение в установленном порядке;

  • встреча с научным руководителем для согласования структуры работы;

  • составление дипломного задания по выполнению ВКР (календарного графика);

  • анализ научно-методической литературы;

  • обоснование актуальности выбранной темы;

  • определение цели и задач исследования;

  • определение объекта и предмета исследования;

  • разработка рабочей гипотезы;

  • выбор методов исследования;

  • подготовка и проведение исследования (констатирующий, формирующий и кон­трольный эксперимент);

  • описание процесса исследования;

  • математико-статистическая обработка результатов исследования;

  • обсуждение результатов исследования с научным руководителем;

  • обобщение и интерпретация полученных данных;

  • формулировка выводов и оценка полученных результатов;

  • написание главы «Обзор литературы»;

  • формулировка практических рекомендаций;

  • доработка первого варианта выпускной квалификационной работы с учетом замечаний руководителя;

  • предзащита дипломной работы;

  • составление библиографического списка литературы;

  • окончательное оформление работы, списка литературы, приложений;

  • подготовка доклада (мультимедийной презентации) для защиты выпускной квалификационной работы на заседании аттестационной комиссии;

  • подготовка демонстрационных плакатов или так называемого раздаточного материала, включающего в себя в сброшюрованном виде компьютерные распечатки схем, графиков, диаграмм, таблиц, рисунков и т.п. (формата А 4);

  • сдача дипломной работы в установ­ленное время на кафедру;

  • направление выпускной квалификационной работы на отзыв научному руководителю и рецензенту;

  • ознакомление с отзывом научного руководителя, рецензента и подго­товка ответа на их замечания;

  • получение допуска к защите выпускной квалификационной работы;

  • защита дипломной работы.


2.3. Определение объекта и предмета исследований

Объектом педагогической науки, к которой относится и сфера физической культуры и спорта, являются учебно-вос­питательный, учебно-организационный, управленческий и тренировочный процессы, деятельность. Основным объектом научно-педа­гогического исследования могут быть процессы, развиваю­щиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Однако объект исследования следует формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя в качестве важнейшего элемента предмет, который характеризуется в непосредственной взаи­мосвязи с другими составными частями данного объекта и мо­жет быть однозначно понят лишь при сопоставлении его с дру­гими сторонами этого объекта.

Предметом педагогического исследования могут выступать прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-вос­питательного процесса и управления общеобразовательной, средне специальной и высшей школой; содержание образова­ния; формы и методы педагогической деятельности; диагно­стика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факто­ры совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педагогических требований и взаимодей­ствий между педагогами и учащимися, тренерами и спортсменами; особенности и тенденции развития спортивно-педагогической науки и практики; педагогические взаимоотношения. Таким образом, как следует из сказанного, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет его тему.
2.4. Цель и задачи исследования

Исходя из названия дипломной работы, ее объек­та и предмета, можно приступить к определению цели и задач исследования.

Цель исследования - это представление о результате, то есть о том, что должно быть достигнуто в итоге работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать автор, к како­му конечному результату он стремится. Целью исследований в рамках дипломных работ студентов специальности 050720 «Физическая культура» может быть: совершенствование (апробация) методик и средств обучения и тренировки, форм и методов физического воспитания в различных образовательных учреждениях и возрастных группах; воспитание качеств личности; развитие физических качеств, разработка содержания обучения, путей и средств управления учебно-тренировочным и воспитательным процессом и т.д.



Определив цель дипломной работы, формулируются задачи, которые необходимо решить в ходе исследова­тельской работы. Таких задач может быть 3-4. Так, напри­мер, одна из них может быть связана с изучением состояния вопроса, другая - с совершенствованием (апробацией) экспериментальной методи­ки обучения или тренировки и третья - с выявлением эффективности применения ее на практике. Задачи следует форму­лировать четко и лаконично, используя глаголы («Изучить...», «Разрабо­тать...», «Выявить...», «Установить...», «Обосновать...», «Определить...» и т. п.).

Ниже приводятся формулировки цели и задач исследования в дипломном исследовании по теме: «Пляжный волейбол как средство повышения физической подготовленности юношей старшего школьного возраста».



Цель исследования: выявление эффективности влияния средств пляжного волейбола на повышение физической подготовленности юношей старшего школьного возраста, занимающихся классическим волейболом.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретико-методические аспекты развития физических способностей юных волейболистов.

  2. Раскрыть сущность и содержание пляжного волейбола как средства физического воспитания юных волейболистов.

  3. Разработать программу общеподготовительного периода подготовки, с использованием средств пляжного волейбола, направленную на повышение уровня физической подготовленности юношей старшего школьного возраста, занимающихся классическим волейболом.

  4. Определить эффективность влияния средств пляжного волейбола в общеподготовительном периоде подготовки на повышение уровня физической подготовленности юношей старшего школьного возраста, занимающихся классическим волейболом.


2.5. Выдвижение гипотезы дипломной работы

Знание предмета исследования позволяет выдвинуть рабо­чую гипотезу. Гипотеза (от греч. hipothesis — основание, предположение) - научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Гипотеза как метод развития научного знания заключается в выдвижении предположе­ния, экспериментальной проверке, которая или подтверждает ги­потезу и она становится фактом, теорией, или опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т. д. [4]. То, что всем очевидно и не требует доказательств, - не является гипотезой. Гипотеза и оценивается по тому, надо или не надо ее доказывать. В процессе проведения исследования гипотеза уточняется и дополняется.

Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение педагогического опыта, анализ существующих научных фак­тов и дальнейшее развитие научных теорий.

Например, из проведенных отдельными авторами исследо­ваний и практического опыта известно, что младший школь­ный возраст (6-7 лет) благоприятен для развития координацион­ных способностей. Педагогические воздействия, направлен­ные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте. Такое предположение может служить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способностей, однако этого будет недостаточно для определения рабочей гипотезы, так как не всегда существует необходимость в ее выделении вооб­ще. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положе­ния, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказа­тельстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном слу­чае может выглядеть следующим образом: «Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, осно­ванной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способно­стей детей 7 лет» - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики.
Гипотеза может быть индук­тивной или дедуктивной. Индуктивная гипотеза исходит из са­мих фактов и наблюдений, накопленных ранее, определения связей и зависимостей между ними. Дедуктивная же гипотеза в своей основе уже должна иметь определенные теоретические по­ложения и закономерности и ставить своей целью подтвержде­ние их новыми фактами и наблюдениями.

В теории и методике физического воспитания на этом этапе развития преобладают исследования с разработкой индуктив­ных гипотез. Объясняется это, во-первых, многолетним суще­ствованием в педагогической практике положений, которые себя оправдывают, но не имеют экспериментального обоснова­ния; во-вторых, отсутствием количественных характеристик подобных общеизвестных положений (например, всем извест­но, что обучение гимнастическим упражнениям требует предъ­явления определенной наглядной информации, но какая ин­формация и на каком этапе является наиболее эффективной - остается задачей исследования); в-третьих, большим разнообразием контингента исследуемых (возраст, пол, квалифика­ция) и двигательных действий как предмета обучения, что тре­бует уточнения тех или иных педагогических положений при обучении конкретных людей конкретным двигательным дей­ствиям и т. п.
РАЗДЕЛ 3. ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ для студентов специальности 050720 «Физическая культура»
1576.45kb.
7 стр.
Учебно-методическое пособие по легкой атлетике предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура»
1345.83kb.
4 стр.
Методическое пособие по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ направления 030500. 62 «юриспруденция»
224.21kb.
1 стр.
Методическое пособие по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ по направлению 080500. 62
473.67kb.
1 стр.
Методическое пособие по выполнению и защите выпускных квалификационных работ г. Ростов на д ону 2009 г
337.22kb.
1 стр.
Методическое пособие Специальность 050141 «Физическая культура»
859.84kb.
6 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Стрельба» Специальности: 050720 «Физическая культура»
277.59kb.
1 стр.
Методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов
785.75kb.
2 стр.
Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура
1442.31kb.
8 стр.
Методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
482.09kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура»
358.4kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по подготовке к государственной аттестации для студентов специальности 080109. 65 всех форм обучения
1295.84kb.
6 стр.