Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4![]() Утверждаю Дисциплина: История отечественной литературы. (От начала до 2 пол. XIX века). Проректор по УР Журналисты, актеры 1курс, 1 семестр Гончарова Ю.С . Преподаватель: Гогина Любовь Петровна УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (ОТ НАЧАЛА ИСТОРИИ ДО 2 ПОЛ. XIX века) Для специальностей: Для всех специальностей формы обучения: Заочная форма обучения Москва 2011/12 учебный год СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель: Раскрыть своеобразие и эстетическую значимость литературы от истоков её возникновения до периода эпического романа (2 половины XIXвека, Гоголевского периода истории русской литературы); выявить главные художественные тенденции на примере творчества конкретных художников с учетом контекста как русской, так и мировой литературы. Задачи. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление (понимать и уметь объяснить): - о начальном периоде русской классической литературы как о периоде общего становления русской культуры, вошедшем в сокровищницу мирового художественно-эстетического и философского мышления;
знать:
уметь:
иметь опыт (навыки):
Требования к уровню освоения дисциплины Студент, освоивший дисциплину, должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации журналиста, актера или режиссера. В процессе освоения дисциплины студенты должны овладеть базовыми, профессиональными и специальными (предметными) компетенциями:
- научиться социальному взаимодействию с культурой первой половины 19 века; - сформировать ценностно-смысловую ориентацию в литературе первой половины 19 века; - расширить возможности познавательной деятельности с опорой на культуру первой половины 19 века. в области профессиональных компетентностей творческого деятеля, работника СМИ: - овладеть способностью к аналитической оценке, осознанному выбору и реализации образовательной программы в рамках истории русской литературы первой половины 19 века; - уметь развить интерес у широкой публики к истории русской литературы первой половины 19 века;
- овладеть знанием концептуальных научных основ истории русской литературы первой половины 19 века; - понимать место русской литературы первой половины 19 века в общей системе знаний и ценностей и в базисном учебном плане; - уметь читать, понимать и интерпретировать тексты данной эпохи. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Организационно-методические данные по изучению дисциплины Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Методические материалы Методические указания для студента К зачету студенты должны: 1. знать характеристику литературных направлений I пол. XIX века; 2. знать содержание текстов, изучаемых в лекционном курсе; 3. уметь анализировать творчество конкретного автора в отношении к тому или иному литературному направлению. При изучении материала студентам необходимо обращать внимание на эволюцию творческих идей в процессе развития русской литературы, на преемственность эстетических представлений отдельных авторов, используя при подготовке к зачету не только рекомендуемые учебные пособия, но и научные исследования, указанные в списке.
Учебный курс «История русской литературы I пол. XIX века» имеет целью изучение наиболее значительных литературных явлений указанного исторического периода. Основные задачи курса: 1. дать представление об историко-литературной ситуации второй половины XIX в.; 2. охарактеризовать литературные направления, в контексте которых развивалось поэтическое и прозаическое творчество; 3. рассмотреть творчество отдельных авторов с точки зрения проблематики, художественной специфики, принадлежности к тому или иному литературному направлению, эволюции идей. Говоря о творчестве конкретного автора, необходимо соотносить содержание его произведений с историко-литературным процессом в целом. Имеет смысл сравнивать творческие методы разных авторов и разные художественные системы, учитывая значимость нескольких литературных направлений в первой половине XIX в. (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Во многих случаях актуален и продуктивен анализ жанров в контексте творчества отдельного автора и в более широком литературном контексте. Контрольную работу следует рассматривать как способ проверки и закрепления полученных знаний. Обязательно подведение итогов контрольной работы и выделение основных недочетов, допущенных студентами. Из лекций исключен материал по творчеству Н. В. Гоголя, так как студентам читается специальный семестровый курс, посвященный поэтике произведений данного автора. Но обращение к текстам Н. В. Гоголя возможно при разговоре о значении «гоголевской традиции» в русской литературе, особенно в лекциях о В. Ф. Одоевском и о натуральной школе. Содержание дисциплины имеет значение при изучении курсов истории русской и зарубежной литературы. Инструкции и методические указания по проведению занятий
Наглядные средства обучения:
5.3 Технические средства обучения:
5.4 Цифровые образовательные ресурсы:
2.3. Научно-методической базой является основная литература Основная литература:
Дополнительная литература: (Классические и репринтные фундаментальные труды). Хрестоматии и сборники текстов Хрестоматия по русской литературе XVIII в. / Сост. А.В. Кокорев. 4-е изд. М., 2005. Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 2000. Русская литература XVIII века. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. За-падов. М., 2009. Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 2005. Пьесы школьных театров Москвы. М., 1974. (Сер. «Ранняя русская драма-тургия»). [См. тексты пьес «Слава Российская» и «Слава печальная»]. Русские повести первой трети XVIII в. / Исслед. и подгот. текста Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 2005. Русская комедия и комическая опера XVIII / Ред. текста и вступ. ст. П.Н. Беркова. М.; Л., 2000. Сатирические журналы Н.И. Новикова / Ред., вступ. ст. и коммент. П.Н. Беркова. М.; Л., 2007. Русская сатирическая проза XVIII века / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю.В. Стенника. Л., 2006. Русская литература. Век XVIII. Лирика / Сост., вступ. ст. и примеч. Н.Д. Кочетковой. М., 2000. Русская литературная критика XVIII века: Сб. текстов / Сост. В.И. Кулешов. М., 2008. Литературная критика 1800 - 1820-х годов / Сост. Л.Г. Фризман. М., 2000.
Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1939 (Новое издание: М., 2009). Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. 4-е изд. М., 1960. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 2009. Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. М., 2000. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 2001. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. ***
История русской литературы XIX века. 1800 – 1830-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. М., 2001. Манн Ю.В. Русская литература первой половины XIX в. (Эпоха романтиз-ма). М., 2001. Тексты классиков русской критики (для конспектирования) Белинский В.Г. - по любому изданию: Кантемир; Сочинения Державина (статьи первая и вторая); И.А. Крылов; Сочинения Александра Пушкина (статьи первая, вторая и третья). Пушкин А.С. и Гончаров И.А. о «Горе от ума»> см.: А.С. Грибоедов в рус-ской критике. М., 1958.
История русской литературы: В 4 т. Л., 1980-1981. Т. 1, 2. История русской драматургии. XVII - первая половина XIX века. Л., 1982. История русской поэзии: В 2 т. Л., 1969. Т. 1. ***
Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 2005. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 2001. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 2007. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 2007. Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В.Ломоносов. Г.Р.Державин. М., 2009. Западов А.В. Поэты VIII века: А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков. М. Херасков. М., 2004. Лебедев Е. Огонь - его родитель. М., 2006 (о Ломоносове). Пигарёв К.В. Творчество Фонвизина. М., 2004. Рассадин Ст. Фонвизин. М., 2000. Ходасевич В.Ф. Державин. М., 2000. Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М., 2009. Скафтымов А.П. О стиле «Путешествия из Петербурга в Москву» // Скаф-тымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов, 2008. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дво-рянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 2004. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 2007. ***
Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 2006. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Главы 1-4. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. Л., 1974. Глава «Школа гармонической точности». Зайцев Б. Жуковский // Зайцев Борис. Далёкое. М., 1991.
История русской литературы XVIII века: Библиографический указатель / Сост. В.П. Степанов, Ю.В. Стенник; Под ред. П.Н. Беркова. Л., 1968. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. М.; Л., 1962. Словарь русских писателей XVIII века. Л., 1988. Вып. 1, 2. Русские писатели. 1800 – 1917: Библиогр. словарь: В 4 т. М., 1989-1996. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-017.htm#i1634 Кулешов 2.4. Распределение часов дисциплины по темам
3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3.1 Тематический план лекций Смотрите также: Учебно-методический комплекс по дисциплине история отечественной литературы. От начала истории до 2 пол
556.79kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг»
277.27kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг»
367.77kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 5 Учебно-методический план 7 Содержание курса 7 Планы семинарских занятий 20
534.25kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»/ Ижевск: УдГУ. 2010. с Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»
598.32kb.
3 стр.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс
709.33kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс историография зарубежной истории для специальности: 050401. 65 история с дополнительной специальностью юриспруденция
699.59kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история русской литературы ХХ начала XXI века (после 1917 года) для специальности
541.31kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» для специальности «Связи с общественностью»
349.89kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура» 358.4kb.
1 стр.
|