Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

РАЗДЕЛ 2. Конструктивное содержание модели эффективной профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов, основанной на использовании современных технологий сетевого взаимодействия

При построении модели мы исходили из следующих посылок:



  • профессиональная социализации молодых специалистов – выпускников педагогического вуза – сложный, многоаспектный и длительный процесс, который должен начинаться с первых дней профессиональной подготовки будущих учителей в высшем учебном заведении;

  • молодые специалисты – это выпускники педагогического вуза в течение первых трех лет работы по специальности;

  • весь процесс профессиональной социализации, который подлежит моделированию, охватывает 4 или 5 лет обучения в педагогическом вузе и три года послевузовской профессиональной деятельности.

Итак, комплексная модель эффективной профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов, основанной на использовании современных технологий сетевого взаимодействия состоит из следующих моделей:

  1. модель внутривузовской профессиональной социализации студентов:

  • организационно-содержательная модель;

  • процессно-деятельностная модель;

  • организационно-управленческая модель;

  • модель мониторинга;

  • модель выпускника педагогического вуза, обладающего потенциалом для профессиональной социализации;

  1. модель послевузовской профессиональной социализации молодых специалистов:

  • организационно-управленческая модель;

  • организационно-содержательная модель;

  • процессно-деятельностная модель;

  • модель мониторинга;

  • модель профессионально социализированного молодого специалиста;

  1. модель сетевого взаимодействия.

Раскроем содержание указанных моделей, входящих в состав комплексной модели профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов.



2.1. Модель внутривузовской профессиональной социализации студентов



Организационно-управленческая модель внутривузовской профессиональной социализации студентов.

В условиях педагогического вуза профессиональная социализация будущих учителей осуществляется в соответствии со сложившейся организационной структурой. Прежде чем ее охарактеризовать, отметим, что столь сложный процесс профессиональной социализации, направленный на формирование у студентов к окончанию вуза устойчивой и осознанной профессиональной направленности требует усилий всего вуза: каждого субъекта и подразделения.

Координация взаимодействия на уровне всего вуза должна, по нашему мнению, осуществляться проректором и специально созданным для этого отделом, определяющим стратегические направления внутривузовской профессиональной социализации. В нашем исследовании эти функции возложены на проректора по воспитательной работе и профессиональной социализации, и отдел воспитания и профессиональной социализации.

Состав субъектов внутривузовского управления, участвующих в процессе профессиональной социализации будущих учителей приведен нами в Таблице 1.

Таблица 1

Состав субъектов управления, осуществляющих профессиональную социализацию будущих учителей1

Субъекты управления

со штатным функционалом



Субъекты общественного управления

  • Ректор вуза

  • Проректор по воспитательной работе и профессиональной социализации

  • Отдел воспитания и профессиональной социализации

  • Учебно-методический отдел

  • Отдел организации учебных и производственных практик студентов

  • Отдел организации научно-исследовательской деятельности студентов

  • Институты, факультеты, кафедры, библиотека, музей

  • Ученый совет университета

  • Советы институтов

  • Советы факультетов

  • Ассоциация выпускников вуза

  • Совет работодателей

  • Ассоциация тьюторов

  • Орган студенческого самоуправления вуза

  • Научное общество студентов

  • Профсоюз студентов

На рис. 3 отражено влияние субъектов общественного управления на студента в процессе его внутривузовской профессиональной социализации.


Ученый совет университета

Студент

Совет работодателей



Научное общество студентов

Студенческое самоуправление

Советы факультетов

Советы институтов

Ассоциация тьюторов



Ассоциация выпускников

Профсоюз студентов



Рис. 3. Влияние субъектов общественного управления на студента в процессе его внутривузовской профессиональной социализации
На рис. 4 отражена организационная структура педагогического вуза1, обеспечивающая внутривузовскую профессиональную социализацию будущих учителей.

Ректор


Студент

Тьютор


Сотрудник библиотеки

Сотрудник музея

Отдел заочного и очно-заочного образования

Отдел воспитания и профессиональной социализации

Отдел научных исследований

Отделения Института

Специалист

отдела

Руководитель специальностей



Специалист отдела

Специалист отдела

Специалист отдела



Отдел разработки программного обеспечения

Общеуниверситетские кафедры

Преподаватель-предметник

Куратор


Факультеты

Факультетские кафедры

Деканаты

Отдел учебных и педагогических практик



Специалист отдела

Индивидуальная образовательная траектория

Проректор по учебной работе

Проректор по заочному обучению

Проректор по воспитательной работе и профессиональной социализации

Институт дополнительных творческих педагогических профессий

Проректор по научной работе

Управление по информационным технологиям




Рис. 4. Модель организационной структуры педагогического вуза, обеспечивающей внутривузовскую профессиональную социализацию студентов
Процессно-деятельностная модель внутривузовской профессиональной социализации студентов.

Прежде чем давать характеристику подмоделей, составляющих процессно-деятельностную модель внутривузовской профессиональной социализации, раскроем наше обобщенное представление данной модели.


Социализирующаяся личность будущего учителя

Самосознание

Общение

Деятельность

Результат внутривузовской профессиональной социализации

Поведенческая

социализированность

критерии:

эмоционально-волевой

мотивационно-ценностный
Операциональная

социализированность

критерии:

коммуникативный;

креативно-деятельностный
Мировоззренческая

социализированность

критерии:

когнитивный


Этапы внутривузовской профессиональной социализации

Профессиональная адаптация

Профессиональная идентификация

Рис. 5. Модель внутривузовской профессиональной социализации будущих учителей
Поскольку каждый из указанных этапов внутривузовской профессиональной социализации (адаптация, идентификация) – не одномоментные акты, а длительные процессы со своей уникальной логикой развития, возникла необходимость исследовать каждый из них и выявить внутреннее строение и содержание. Представим наше видение наполнения этапов профессиональной адаптации и идентификации через соответствующие модели.
1. Модель профессиональной адаптации студентов педагогического вуза

Профессиональная адаптация представляет собой процесс постепенного вхождения в профессию, знакомство с содержанием и особенностями педагогической деятельности, приспособление к требованиям и условиям работы учителя, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется профессиональная деятельность. Ее без сомнения можно отнести к механизмам, обеспечивающим дальнейшее включение в профессиональную среду.

Период профессиональной адаптации объективно включает в себя и принятие новых социальных ролей, функций профессионального характера и включение в структуру межличностных отношений при решении профессиональных педагогических задач. В результате профессиональной адаптации достигается оптимальное соотношение между требованиями, предъявляемыми обществом к профессии учителя в целом, традициями и нормами профессионального сообщества и их реализацией в выполняемой педагогической деятельности.

Уникальность данного этапа профессиональной социализации состоит в том, что процесс профессиональной адаптации совпадает по времени с процессом адаптации студента к вузу. На протяжении первого года обучения происходит еще и постепенное вхождение студента в образовательную среду педагогического вуза, приспособление к требованиям и условиям его работы, содержанию, особенностям учебной деятельности. При этом адаптация как сложный и многогранный процесс, предполагает серьезную перестройку системы ценностно-познавательных ориентаций личности, установление межличностных связей и отношений, мобилизацию сил и способностей вчерашнего школьника, который теперь должен осваивать содержательно новую информацию с помощью новых способов познавательной деятельности.

Вузу, заинтересованному в скорейшей адаптации первокурсников, необходимо создать такие условия, при которых адаптационный процесс стал бы целенаправленным и интенсивным, поскольку стихийность адаптации существенно затягивает вхождение студента в жизнь университета и приводит к неопределенным, не всегда педагогически значимым результатам и существенно затягивает процесс адаптации профессиональной.

Обобщая выводы современных отечественных ученых (В.С. Аршавский, Ф.Б. Березин, Г.М. Зараковский, Л.А. Китаева-Смык, Е.Ю. Коржова, В.И. Медведев, В.В. Ротенберг и др.), изложенные в современной научной литературе, мы пришли к заключению, что профессиональная адаптация является:



  • целостным, системным процессом;

  • важнейшей стадией профессиональной социализации, оказывающей прямое влияние на психологический комфорт, устойчивость и сознательность мотивации, адекватную направленность деятельности;

  • активной формой самореализации личности и условием ее профессиональной успешности.

Длительность процесса адаптации индивидуальна и определяется, прежде всего, психологическими особенностями первокурсника, его личностными и деловыми качествами, ценностными ориентациями, состоянием здоровья и др. Однако традиционно адаптационным периодом считается первый год обучения в вузе. За это время студенты проходят полный цикл учебной деятельности, приобретают опыт работы практически во всех формах академического взаимодействия, знакомство с особенностями работы реального образовательного учреждения в период первых производственных практик.

Как показало наше исследование, адаптация реализуется, в мировоззренческом, операциональном и поведенческом направлениях и является трех-стадийным процессом, включающим



  • вводно-ознакомительную стадию,

  • действенно-операциональную стадию,

  • функционально-ассимиляционную стадию.

При этом первая стадия охватывает период первого месяца учебного года (до праздника «Посвящение в студенты»), вторая – с октября до окончания каникул после зимней сессии, третья – второй семестр и летняя сессия.

Как показало проведенное нами исследование, профессиональная адаптированность будущих учителей проявляется на трех основных уровнях: ознакомительном, уровнях ситуативного или устойчивого проявления, а основными критериями ее эффективности являются:



  • когнитивный критерий, характеризующий интерес к профессии педагога, открытость для приобретения знаний, умений, опыта педагогической деятельности;

  • коммуникативный критерий, отражающий особенности взаимодействия с социальным окружением в условиях личностной свободы;

  • креативно-деятельностный критерий, ориентирующий на применение творческого подхода к педагогической деятельности, формирует способность осознанного выбора комплекса методов и технологий;

  • эмоционально-волевой критерий, отражающий личное отношение будущего педагога к профессиональной социализации, его чувства, эмоции, личностные качества;

  • мотивационно-ценностный, характеризующий готовность к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности, профессиональной социализации.

Сложность и многоаспектность процесса адаптации студентов предполагает привлечения большого количества представителей педагогического коллектива:

  • ректор и проректоры, специалисты учебно-методического управления, осуществляющие опосредованное адаптационное воздействие на студента;

  • деканы факультетов, преподаватели, кураторы академических групп, руководители специальностей (дополнительных педагогических профессий), оказывающие на студента (первокурсника) прямое, непосредственное воздействие.

Схематично наполнение процесса профессиональной адаптации будущих учителей в педагогическом вузе приведено нами на рис. 6.


Цель адаптации: приспособление к условиям обучения в вузе, понимание студенческого статуса, знакомство с профессиональными ценностями и нормами, особенностями работы учителя

Факторы адаптации

содержание учебной деятельности; организация образовательного процесса; нормы и ценности; инфраструктура вуза; возможности для самореализации и др.

самоконтроль и самокоррекция

Вводно-ознакомительный этап

усвоение норм и ценностей вуза, особенностей организации его функционирования



Действенно-ориентационный этап

признание и принятие основных элементов системы ценностей вуза, участие в основном функциональном образовательном цикле с поддержкой выполняемых действий



Функционально-ассимиляционный этап

полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды, свободное и активное участие в функционировании среды



Уровень опосредованного воздействия

Ректор


Проректоры

Специалисты учебно-методического управления



Субъекты адаптации
Уровень прямого воздействия

Деканы факультетов

Кураторы академических групп

Преподаватели

Руководители специальностей института дополнительных педагогических профессий


  • работа с адаптационной папкой

  • экскурсия в музей вуза

  • знакомство с преподавателями факультета

  • «Посвящение в студенты» и др.

  • пропедевтические курсы

  • экзаменационная сессия

  • мероприятия вуза

  • родительское собрание

  • освоение доп. профессии и др.

  • учебные практики

  • взаимодействие с учителями школ

  • исследовательская деятельность

  • внеучебная творческая деятельность

  • студенческий коллектив

  • студенческое самоуправление и др.

Направления адаптации

Мировоззренческое Операциональное Поведенческое



Этапы адаптационного воздействия

Диагностический Мотивационно-целевой Информационный Формирующий Корректирующий



Результат

Уровни адаптированности:

Ознакомительный → Ситуативного проявления → Устойчивого проявления

Мировоззренческая адаптированность

принятие норм и требований вуза, устойчивый мотив к учению, понимание своего статуса и социальной роли, знание о специфике работы учителя



Операциональная адаптированность

академическая успешность, активность, творческая самореализация в вузе



Поведенческая адаптированность

эмоциональная комфортность, удовлетворенность учебными занятиями, включенность в минигруппу (неформальное объединение), в коллектив

Рис. 6. Модель профессиональной адаптации студентов в педагогическом вузе
2. Модель профессиональной идентификации студентов педагогического вуза.

Под профессиональной идентификацией мы понимаем процесс установления тождественности собственного «Профессионального Я» с образом идеального педагога, оптимально выполняющего свою профессиональную деятельность, усвоение норм и ценностей профессионального сообщества. Она выражается в идейном единстве с профессиональной группой, делом, отдельным человеком из профессионального сообщества. Профессиональная идентификация позволяет расширить возможности и создать условия для роста объема и повышения качества социокультурного капитала будущего педагога, является важнейшей предпосылкой сплоченности и солидарности педагогического сообщества, стартовой площадкой для продвижения к вершинам профессионального мастерства.

Как показали исследования современных ученых (С.А. Дружилов, Е.Г. Ефремов, Ж.П. Павлова, Н.Г. Рукавишникова, Д.В. Шляков, Л.Б. Шнейдер и др.) профессиональная идентификация у студентов педагогического вуза формируется постепенно и не всегда стабильно: по мере овладения профессией, апробирования новых видов педагогической деятельности, обогащения опыта решения профессиональных задач. Профессиональная идентификация студентов может усиливаться или ослабевать. Она становится более объективной при получении истинной информации об особенностях профессиональной деятельности учителя, о его социальной роли и требованиях к нему со стороны профессии.

Профессиональная идентификация опирается на следующие знания: принадлежности к профессиональному сообществу; степени своего соответствия профессиональным эталонам; своего места в системе профессиональных «ролей»; степени признания в профессиональной группе; своих сильных и слабых сторон; путей самосовершенствования; индивидуальных способов успешного действия; себя и своей работы в будущем.

Профессиональная идентификация, включающая в себя личностно приемлемые профессиональные традиции, ценности и смыслы творческой деятельности и переживания и сопереживания в коллективном труде. К основным профессиональным ценностям, присваиваемым будущими учителями, мы относим знание, личность ребенка, истина, творчество, коллектив, Родина, справедливость и др.

Данная стадия профессиональной социализации осуществляется через этапы

1) принятия себя как субъекта профессиональной деятельности,

2) сопоставления себя с профессиональным идеалом,

3) профессиональной персонификации.

Схематично наполнение процесса профессиональной идентификации студентов в педагогическом вузе приведено нами на рис. 7.



Цель идентификации: формирование осознания принадлежности к профессии, в соответствии с требованиями к выполнению обязанностей, профессиональным нормам, образцам и идеалам
Направления профессиональной идентификации

Мировоззренческое Операциональное Поведенческое

лекции, дискуссии, наблюдение за работой профессионалов, самостоятельная работа с научной литературой, подготовка докладов, просмотр видеозаписей

моделирование профессиональных ситуаций, деловые и ролевые игры, тренинги, составление жизненных и профессиональных планов и перспектив, стратегий личностного и профессионального развития

тренинги, написание сочинений, эссе, само- и взаимооценки, дискуссии, круглые столы с участием специалистов-практиков, экскурсии в учебные заведения, профессиональные практикумы

Этап принятия себя как субъекта профессиональной деятельности

принятие целей, ценностей, установок, идеалов, формирование основ профессионального мышления и поведения



Этап сопоставления себя с профессиональным идеалом

сравнение личностных характеристик с характеристиками идеальной модели, выстраивание программы профессионального самосовершенствования



Этап профессиональной персонификации

позиционирование себя как профессионала, осознанная принадлежность к профессиональному сообществу

самоконтроль и самокоррекция

Результат

Уровни: Ознакомительный → Ситуативного проявления → Устойчивого проявления


Поведенческая идентифицированность:

осознание, принятие и демонстрация в поведении норм и правил, принятых в профессиональной среде, способность соотносить свои действия с требованиями инструментальных ценностей профессии, идеальной «Я-концепцией»



Мировоззренческая идентифицированность:

сформированность системы профессиональных и личностных ценностей, их соответствие требованиям современного общества, ценностное отношение к себе как личности и профессионалу, к своей жизни, к профессии, профессиональной деятельности, сформированность системы знаний и представлений о возможностях самореализации в профессиональной среде, об особенностях профессиональной деятельности, ее терминальных и инструментальных ценностях



Операциональная идентифицированность:

стремление реализовать свой образовательный потенциал, стремление к высоким результатам квазипрофессиональной деятельности, активная позиция в освоении профессионально значимых компетенций, стремление к самосовершенствованию в соответствии с требованиями профессиональной этики



Рис. 7. Модель профессиональной идентификации студентов
Организационно-содержательная модель внутривузовской профессиональной социализации студентов.

Взаимодействие указанных выше субъектов, непосредственно участвующих в процессе внутривузовской профессиональной социализации будущих учителей, должно осуществляться целенаправленно в соответствии со специально созданной для этого программой в следующих направлениях: учебно-познавательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, воспитательная работа, практика, индивидуальная работа.

Разработанная нами программа внутривузовской профессиональной социализации будущих учителей включает на три основные стадии:


  • мотивационно-ценностная стадия (1 курс);

  • содержательно-деятельностная стадия (2-3 курс);

  • профессионально-исследовательская стадия (4-5 курс).

На рис. 8 приведено обобщенное представление организационно-содержательной модели внутривузовской профессиональной социализации студентов.

Научно-исследовательская деятельность


анализ научной литературы, участие в научном студенческом обществе

выполнение и защита курсовой работы, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, написание научных статей, участие в научном студенческом обществе

выполнение и защита квалификационной работы

Воспитательная работа

праздники «Посвящение в студенты», Первой сессии, встречи первокурсниками в спортивно-оздоровительном лагере, знакомство с библиотекой, получение доп. профессии, встречи с лучшими педагогами области, России, работа в музее

получение доп. профессии, творческие отчеты студентов, встречи с лучшими педагогами, шефство над детскими домами, интернатами, школами, работа в факультетской газете, праздник ЛИМПОПО, мастер-классы лучших педагогов, участие в конкурсах «Педдебют», «Лучшая студенческая группа

«День карьеры» - встречи с работодателями

Индивидуальная работа

составление порфолио,

разработка индивидуального образовательного маршрута

пополнение порфолио, корректировка и реализация индивидуального образовательного маршрута

корректировка и реализация индивидуального образовательного маршрута

Практика

ознакомление с разными типами образовательных учреждений

выполнение коллективных и индивидуальных заданий

выполнение коллективных и индивидуальных заданий

Учебно-познавательная деятельность

цикл дисциплин психолого-педагогического направления, мини-сочинение «Почему я пошел в педагогический»

цикл дисциплин по избранной педагогической специальности, курсы по выбору студентов, участие в проектах

дисциплина по выбору «Новой школе – новый учитель!»



Программа внутривузовской профессиональной социализации будущих учителей

Мотивационно-ценностная стадия

1 курс
Содержательно-деятельностная стадия

2-3 курс
Профессионально-исследовательская стадия

4-5 курс
Профессиональная адаптация
Профессиональная идентификация

Рис. 8. Организационно-содержательная модель внутривузовской профессиональной социализации студентов
Модель мониторинга внутривузовской профессиональной социализации.

Как уже отмечалось ранее, период обучения в высшем учебном заведении представляет собой относительно управляемую и социально контролируемую социализацию, от которой во многом будет зависеть дальнейшее самоизменение человека. Поэтому продуктивность профессиональной социализации студентов в вузе зависит от непрерывности ее контроля, который обеспечивается средствами педагогического мониторинга.

Мониторинг представляет собой процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. Педагогическим мониторингом назовем планомерное отслеживание состояния педагогического явления, включающее диагностику, прогнозирование и коррекцию его развития. Действия в ходе педагогического мониторинга предполагают выполнение следующих процедур:

1) организация мониторинга,

2) получение данных,

3) интерпретация данных.

Как показывает анализ литературы, реализация педагогического мониторинга должна осуществляться с учетом требований непрерывности, планомерности, всесторонности, оптимальности и непротиворечивости. Мониторинговые мероприятия, как правило, инициируются лицами, ответственными за реализацию процесса профессиональной социализации (преподаватели вуза, кураторы, деканы, руководители дополнительных специальностей и т.д.) или самими студентами.

В структуре педагогического мониторинга мы выделяем организационный и процессуальный компоненты. Первый представляет иерархические связи реализации процедур сбора, хранения и переработки необходимой педагогической информации, которые в зависимости от решаемой задачи могут задействовать те или иные управленческие уровни педагогической системы: конкретного преподавателя или куратора, декана или его заместителей и т.д. Процессуальный компонент в структуре педагогического мониторинга определяет содержание и последовательность выполнения его этапов, каждый из которых имеет свое назначение, цели и методы реализации.

Отслеживание эффективности внутривузовской профессиональной социализации студентов потребовало определения критериев и показателей. В соответствии с мировоззренческим, операциональным и поведенческим направлениями был определен следующий комплекс критериев и показателей.

Таблица 2



Критерии и показатели эффективности внутривузовской профессиональной социализации студентов




Критерии

Показатели

Диагностика степени адаптированности

Мировоззренческая адаптированность

Когнитивный

  • элементарные знания о профессии педагога

  • гибкость, мобильность, осознанность мышления

  • элементарные знания о единстве человека и природы

Операциональная адаптированность

Коммуникативный

  • развитость коммуникативных умений

Креативно-деятельностный

  • способность к педагогической деятельности

  • творческие способности

  • здоровый стиль поведения

Поведенческая адаптированность

Эмоционально-волевой

  • эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию

  • реакция на успех и неудачу

  • волевые устремления, самостоятельность и принципиальность

Мотивационно-ценностный

  • направленность, характер, способности

  • мотивационная готовность к учению

  • ориентация на общечеловеческие ценности

  • навыки физического самосовершенствования

  • устойчивость психосоматического состояния

Диагностика степени идентифицированности

Мировоззренческая идентифицированность

Когнитивный

  • познавательные способности к восприятию учебного материала,

  • наличие определенного багажа знаний

  • способность к переработке и фиксации необходимой педагогической и методической информации

Операциональная идентифицированность

Коммуникативный

  • умения и навыки планирования коммуникативного взаимодействия с субъектами образования

  • организация взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе

  • установление контактов с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

Креативно-деятельностный

  • творческая самостоятельность в решении учебно-педагогических задач

  • творческий подход к организации воспитательной работы

  • творческое использование информационных технологий

  • способность к созданию здоровьесберегающей образовательной среды

Поведенческая адаптированность

Эмоционально-волевой

  • способность к адекватной самооценке

  • волевые качества личности

  • способность к саморегуляции поведения

  • стремление к профессиональному успеху

  • удовлетворенность условиями обучения

Мотивационно-ценностный

  • система личностных и профессиональных ценностей

  • ценностные представления о здоровьесберегающей функции педагогической деятельности

Программные мероприятия по мониторингу представлены нами в таблицах 3, 4 и 5. Содержание предварительной диагностики, реализуемой в рамках педагогического мониторинга, отражено в табл. 3.

Таблица 3

Программа предварительной диагностики

Сроки

Цель

Показатели

Первая неделя сентября


Оценить способность ориентироваться в мире жизненных ценностей (мотивационно-ценностный компонент)

Ориентация на общечеловеческие ценности; психосоматическое состояние; навыки физического совершенствования; представление об оздоровительной деятельности; стрессонапряженность

Октябрь


Изучение педагогических способностей (когнитивный компонент)

Знания о профессии педагога; педагогические способности

Ноябрь


Изучение профессионально значимых качеств личности (эмоционально-волевой компонент)

Черты характера, важные для профессии педагога; реакция на успех и неудач; волевые устремления, самостоятельность и принципиальность

Февраль


Изучение творческих способностей, мотивов поведения и стиля деятельности (креативно-деятельностный компонент)

Творческий подход к профессиональной деятельности; мотивы поведения; эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, установлению отношений с субъектами образования; стиль деятельности

Апрель


Оценить адаптацию студентов к образовательной среде вуза

Адаптивность к образовательной среде

Содержание промежуточной диагностики, реализуемой в рамках педагогического мониторинга, отражено в табл. 4.

Таблица 4

Программа промежуточной диагностики

Сроки

Цель

Показатели

1–2 неделя

сентября



Изучение психоэмоционального состояния и самочувствия как показателей адаптированности студентов к образовательной среде вуза (эмоционально-волевой компонент)

Самооценка, самоконтроль; саморегуляция поведения

Ноябрь


Оценить эффективность развития коммуникативных способностей студентов (коммуникативный компонент)

Умения и навыки планирования коммуникативного взаимодействия с субъектами образования

Февраль


Оценить уровень профессиональной ориентации в мире ценностей, эффективность развития мотивации к успеху в деятельности (мотивационно-ценностный компонент)

Система личностных и профессиональных ценностей; ценностные представления о здоровьесберегающей функции педагога; стремление к профессиональному успеху

Март


Изучение выраженности умения самостоятельно принимать педагогически правильные решения (креативно-деятельностный компонент)

Творческая самостоятельность в решении педагогических задач


Апрель – май


Изучение уровня развития познавательных способностей (когнитивный компонент)

Познавательные способности к восприятию учебного материала; способность к переработке и фиксации необходимой педагогической и методической информации

Содержание итоговой диагностики, реализуемой в рамках педагогического мониторинга, отражено в табл. 5.

Таблица 5

Программа итоговой диагностики

Сроки

Цель

Показатели

Февраль


Изучение уровня сформированности профессиональной компетентности (когнитивный критерий)

Способность к оцениванию достигаемых педагогических и методических результатов

Март


Оценить уровень подготовки студентов к реализации здоровьесберегающего образования (мотивационно-ценностный компонент)

Владение оздоровительными технологиями. Способность студентов к созданию здоровьесберегающей образовательной среды

Апрель


Исследование готовности к профессиональной деятельности (креативно-деятельностный компонент)

Проектирование перспектив развития и результатов профессиональной деятельности

Схематично содержание педагогического мониторинга в виде модели приведено нами на рис. 9.



Педагогический мониторинг

Этапы мониторинговой деятельности Компоненты мониторинга

Организационный

Процессуальный

Программа мониторинга

Предварительная

диагностика

Промежуточная

диагностика

Итоговая


диагностика

Организационный этап

Этап получения данных

Этап интерпретации данных



Критерии:

когнитивный

коммуникативный

креативно-деятельностный

эмоционально-волевой

мотивационно-ценностный



Показатели:

знания, умения и навыки

личностные качества

способности

ценностные ориентации

опыт


Уровни:
низкий

средний


высокий

Диагностические методики:

анализ документов

опросники

тестирование

наблюдение

анкетирование и др.



Рис. 9. Модель мониторинга эффективности внутривузовской профессиональной социализации будущих учителей
Полное содержание материалов по мониторингу эффективности внутривузовской профессиональной социализации будущих учителей приведено нами в Приложении 4.
Модель выпускника педагогического вуза, обладающего потенциалом для профессиональной социализации.

Данная модель построена на основе компетентностного подхода, с учетом этапов профессиональной социализации студента педагогического вуза и рассматриваются как результат процесса его внутривузовской профессиональной социализации.

Нормативно-правовой базой, положенной в основу разработки данной модели, являются государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения и требования к результатам освоения основных образовательных программ, выраженные в аспектах знания, умения, владения и профессионально значимых личностных качеств. Исходя из этих требований и содержания стандартов, выделены общепрофессиональные, специальные, общекультурные компетенции. Феномен профессиональной социализации и ее сущность продиктовали необходимость выделения социально-психологической и личностной компетенции. В результате модель выпускника педагогического вуза, обладающего потенциалом для профессиональной социализации, представлена в единстве общепрофессиональных, специальных, общекультурных, социально-психологических и личностных компетенций, охарактеризованных как комплекс личностных характеристик, среди которых знания, умения, владение, качества.

Таблица 6



Модель выпускника педагогического вуза, обладающего потенциалом для профессиональной социализации

Вид компетенции

Знания

Умения

Владение

Личностные качества

Общепрофес-сиональные

предметно-профессиональные (конкретная сфера научного знания, педагогика, психология, нормативно-правовая база образования, основ здоровьесбережения)

о терминальных и инструментальных ценностей педагогической профессии и профессионального сообщества



проектировать и планировать профессиональную деятельность;

работать с профессиональной информацией (отбирать, анализировать, представлять);

использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности


навыками профессиональной работы с информацией, в том числе на профессиональных интернет-порталах;

навыками организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития



трудолюбие, добросовестность, ответственность, деловитость, инициативность, самообладание, последовательность, разумная требовательность

Специальные

научно-методические знания в сфере обучения и воспитания ребенка (методика преподавания, воспитания);

методов и технологий, позволяющих решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи



проектировать и планировать учебную и воспитательную работу;

организовывать учебный процесс, в том числе и самостоятельную работу учащихся



эффективными методами и технологиями обучения и воспитания ребенка

трудолюбие, добросовестность, ответственность, деловитость, инициативность, самообладание, последовательность, разумная требовательность,

Общекультурные

об общечеловеческих ценностях;

о моральных нормах и основах нравственного поведения;

литературного русского языка;

этнокультурных и конфессиональных различий участников образовательного процесса



применять исторический метод к оценке социокультурных явлений;

последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

выстраивать взаимодействие с учетом этнокультурных и конфессиональных различий участников образовательного процесса


моральными нормами и основами нравственного поведения;

устной и письменной речью в соответствии с нормами русского языка;

навыками толерантного поведения


порядочность, честность,

искренность, толерантность, вежливость, тактичность, чувство собственного достоинства, скромность



Социально-психологическая

этических норм и правил поведения в профессиональном сообществе, основ корпоративной культуры;

основ педагогической конфликтологии;

основ психологии общения детского коллектива;

основ социально-адаптационных процессов



выстраивать деловые отношения в профессиональной среде;

выстраивать процесс общения с детьми и родителями;

руководить адаптационными процессами в детском коллективе


методами и технологиями эффективного взаимодействия с коллегами, родителями, детьми;

навыками проявления профессионально-этических норм, норм корпоративной культуры




общительность, толерантность, открытость, отзывчивость, гибкость, внимательность, терпеливость

Личностная

профессиональных ценностей;

в сфере профессионального самопознания, самоорганизации, саморазвития, самореализации;

методик и технологий профилактики профессионального выгорания


самоорганизации, самоуправления, самореализации в квазипрофессиональной деятельности

навыками осознанной деятельности по саморазвитию профессионально-значимых личностных качеств

эмпатия, альтруизм, мобильность, рефлексивность, оптимизм, доброжелательность, гибкость, аттракция

Таким образом, внутривузовская профессиональная социализация будущих учителей, являясь важнейшим фактором их профессиональной успешности, требует активизации усилий всех субъектов процесса профессиональной подготовки, проходит в своем развитии две основные стадии (профессиональная адаптация и профессиональная идентификация) и реализуется через взаимодействие по формированию у студентов профессиональной направленности, осознанного стремления трудоустроиться по профилю подготовки и успешно продвигаться к вершинам профессионального мастерства.



следующая страница >>
Смотрите также:
Модель внутривузовской профессиональной социализации студентов
1092.43kb.
4 стр.
Концепция управления профессиональной ориентацией в условиях рыночных отношений и модернизации образования в Самгму
117.25kb.
1 стр.
Оценка готовности студентов экологических специальностей к профессиональной деятельности
157.96kb.
1 стр.
Модель профориентационной работы отдела образования молодечненского райисполкома
143.29kb.
1 стр.
Приложение 29
427.17kb.
3 стр.
Концептуальные позиции разработки модели эффективной профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов, основанной на использовании современных технологий сетевого взаимодействия
94.54kb.
1 стр.
Модель и критерии эффективности внутривузовской системы менеджмента качества
155.16kb.
1 стр.
Представителям органов управления образованием
414.97kb.
4 стр.
В. П. Астафьева Проблемы социализации подростков в современной России
413.8kb.
3 стр.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов основные понятия и определения
1849.04kb.
9 стр.
Программа обучения и социализации
348.96kb.
1 стр.
Интегративный подход к формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов правовых специальностей
994.82kb.
5 стр.