Главная
страница 1


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 373

Московского района Санкт-Петербурга

«Экономический лицей»



Принято

на заседании

Педагогического совета лицея № 373

протокол № от « » 20 г.


Утверждаю

Директор ГБОУ лицей № 373

«Экономический лицей»

________________ И. В. Афанасьева

«______» _________________ 20 г.



«ЛИЦЕЙ – территория здоровья»
Программа сохранения

и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья обучающихся

НА 2012 – 2015 ГОДЫ

Санкт – Петербург

2012

Содержание


  1. Обоснование необходимости реализации программы

    1. Актуальность проблемы

    2. Описание социально-экономической ситуации в окружении лицея

    3. Описание опыта решения проблемы здоровья участников образовательного процесса в окружной системе образования

    4. SWOT-анализ факторов развития лицея в сфере здоровья

    5. Характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа

2. Ресурсы лицея, используемые для эффективного решения выявленных проблем

2.1. Финансовые ресурсы

2.2. Кадровые ресурсы

2.3. Методические ресурсы

2.4. Материально-технические ресурсы

2.5. Информационные ресурсы



3.Стратегические цели и задачи лицея по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья

    1. Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы

    2. Стратегические цели программы

    3. Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей

4. Основные направления реализации программы

5. Условия (организационные механизмы) реализации программы

5.1. Организационно-функциональная модель реализации Программы

5.2. Финансово-экономическое обоснование реализации Программы

5.2. План мероприятий Программы



6. Этапы и сроки реализации программы

7. Ожидаемые результаты реализации программы

8. Методика оценки эффективности реализации программы

9. SWOT-анализ Программы

10. Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы

11.Основные термины и понятия программы.

12. Используемые сокращения

Приложение (план мероприятий)

Паспорт программы


Наименование

Программы

«Лицей – территория здоровья»

Целевая программа сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здоровья обучающихся на 2012 – 2015 гг. (далее – Программа)


Основание для разработки Программы

Решение Педагогического Совета лицея


Заказчик Программы 

Администрация лицея

Координатор Программы

Заместитель директора лицея

Разработчик программы

Рабочая группа лицея

Нормативная база:




  1. Концептуальные документы, целевые, межведомственные программы


II. Акты, в которых охрана здоровья детей зафиксирована как самостоятель-ное направление государственной политики

III. Акты, регулирующие государственную политику в интересах детей, в которой охрана здоровья детей представлена как ее компонент


  • Конвенция о правах ребенка. (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года). Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.);

  • Хартия здоровья народов (Бангладеш, декабрь 2000 года, единогласно принята участниками Ассамблеи здоровья народов из 93 стран мира);

  • Национальная доктрина образования в РФ (до 2025 г.) Постановление Правительства РФ от 04.10. 2000 г. № 751;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г., Пр-271);

  • Приоритетный национальный проект «Образование». (Принят Советом при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов от 16.03.2006 г.);

  • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»;

  • Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года;

  • Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»

  • Модель «Российское образование – 2020», принятая 13.09. 2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде.

  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года;

  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О плане мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2010 – 2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге» от 8.06.2010 г. № 750

  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020 гг. «Петербургская школа 2020».

  • Приоритетные задачи развития системы образования Московского района

  • Устав, образовательная программа лицея, локальные акты.




  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук от 24 октября 2003 г. N 506/92 «Об утверждении Программы «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004 - 2010 гг.» (по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 г.)»;

  • Решение Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2005 г., протокол N 1, «О проекте Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 года и Плане мероприятий по ее реализации»;

  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.2.1178-02).




  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон «Об образовании» с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года и от 21.07.2007 N 194-Ф3, вступивших в силу с 1 сентября 2007 года, с изменениями на 18 июля 2011 г.

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"




Основные цели Программы

Создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников, обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья школьников лицея (всех ее позразделений) формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, ответственности за свое здоровье в условиях эффективного межведомственного взаимодействия и информационного пространства лицея.

Основные задачи Программы

Создать условия для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение психосоматического здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса во всех подразделениях.

  • Создание системы взаимодействия по охране жизни и здоровья детей для решения следующих задач:

    • выполнение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательных учреждениях;

    • проведение дополнительной иммунизации;

    • охват школьников горячим питанием;

    • организация профилактики инфекционных заболеваний;

    • мониторинг результатов профилактических осмотров учащихся.

  • обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей;

  • создание комфортной и безопасной здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении (включение элементов доступной среды);

  • внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий;

  • укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в сфере здоровьесбережения и здоровьесозидания;

  • создание условий для полноценного питания школьников;

  • разработка и обновление комплексных методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций в сфере здоровьесбережения и здоровьесозидания;

  • разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни;

  • реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;

  • развитие инновационной деятельности с целью отработки модели технологий здоровьесбережения;

  • создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни;

  • разработка, апробирование и внедрение учебных программ по физической культуре с оздоровительной направленностью, увеличение количества учебных часов по физической культуре и повышение эффективности занятий;

  • совершенствование содержания подготовки и переподготовки педагогических и административных кадров по проблемам охраны жизни детей и здоровьесбережения;

  • усиление внимания к здоровью работников лицея и реализация системы мероприятий, направленных на сохранение и улучшение их здоровья.




Основные целевые подпрограммы

(проекты)

  1. «Профилактика и убеждение»;

  2. «Физкультура и спорт»

  3. «Правильное питание»

  4. «Инфраструктура здоровья»

  5. «Особый ребенок»

  6. «Летний отдых»

  7. «Здоровье учителя»

Исполнители Программы

Структурные подразделения лицея


Финансирование Программы

За счет бюджетного финансирования.


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 По сравнению с 2012 г. к концу срока реализации Программы в 2015 г. планируется:

- добиться реального повышения уровня здоровья школьников за весь период действия Программы

- осуществить профилактику алкоголизма, курения и наркомании;

- улучшить питание школьников;

- привести в соответствие с санитарными правилами гигиенические аспекты организации учебно-воспитательного процесса;

- добиться полного соблюдения санитарно-гигиенических, санитарно-медицинских, противопожарных норм;

- реализовать государственные стандарты общего образования, обеспечивающие разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья учащихся;

- укрепить материально-техническую базу лицея;

- повысить эффективность и качество оказания медицинской помощи школьникам;

- формировать в педагогическом коллективе понимание приоритетности проблем состояния и укрепления здоровья детей и подростков;


- активизировать деятельность лицея по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни;

- создать и внедрить в лицее уже имеющиеся и новые программы сохранения здоровья школьников;




Сроки и этапы реализации программы

 Программа реализуется в 2012-2015 гг. в три этапа (2011 год – подготовительный, проводится только диагностическая работа и подготовка проекта Программы).

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация лицея в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

Администрация несет ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, рациональное использование выделяемых на её выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы в целом. По итогам каждого года реализации программы представляет публичный отчет об итогах выполнения программы.



Период, основание и порядок корректировки Программы

  1. Ежегодно, с учетом выделяемых на реализацию Программы средств, администрацией уточняются: перечень мероприятий, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации мероприятий, состав исполнителей.

1.Обоснование необходимости реализации программы


    1. Актуальность проблемы

Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и каждого человека. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков» (Устав ВОЗ 1948 г.).

Поэтому решать проблемы здоровья необходимо при объединении усилий всех заинтересованных сторон для реализации государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья нации, определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации и др. в процесс формирования у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса является одним из ведущих направлений государственной политики в области образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения сохранение и укрепление здоровья рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности школы. В Послании Президента РФ Федеральному собранию «состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов» названо «общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения». Актуальность данной задачи подчеркнута и в инициативе «Наша новая школа», в рамках которых ставятся задачи обеспечения комфортных условий обучения, создания мотиваций и условий для здорового образа жизни (медицинского обслуживания, спортивных занятий, профилактических программ, здорового образа жизни). Это возможно только при создании комплексной системы здоровьесбережения в лицее на основе межведомственного сетевого взаимодействия и информационного пространства.
1.2. Описание социально-экономической ситуации в окружении лицея

      1. Лицей находится в Московском районе рядом со станцией метрополитена «Московские ворота» на пересечении трех автомобильных магистралей: Московского проспекта, Лиговского проспекта и Черниговской улицы. Все пешеходные переходы на перекрестках оборудованы светофорами.


Лицеем обеспечивается безопасность обучающихся на дороге через систему постоянной работы классных руководителей, воспитательной службы, администрации лицея. Разработан и был реализован план мероприятий по безопасности дорожного движения.

Состояние здоровья жителей напрямую связано с экологической ситуацией. Экологическая обстановка характеризуется значительной нагрузкой на все компоненты окружающей среды, учитывая наличие в районе крупных предприятий. Некоторые предприятия обладают «ореолом вредности» - санитарно-защитными зонами шириной до трехсот метров.

В настоящее время основным источником загрязнения воздуха округа является автотранспорт, и, в первую очередь, - за счет автомагистралей (Московский проспект, Лиговский проспект) с оживленным движением.

Положительным фактором является наличие сквера.

Среди школьников основную группу здоровья имеют только 75% школьников. Проблемы здоровья воспитанников и учащихся соответствуют аналогичным проблемам в Санкт-Петербурге и России. Данные мониторинга здоровья учащихся свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей болезни органов дыхания; патология костно-мышечной системы; патология пищеварительного тракта; болезни нервной системы и органов чувств; психические расстройства. Это повторяет общую картину по Санкт-Петербургу.
Состояние здоровья детей связано с социальной ситуацией. Есть в городе проявления болезней, связанных с социальным неблагополучием (туберкулез и др.). Высокие нагрузки и эмоциональное неблагополучие подрывают психическое здоровье детей. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие их правовой, моральной, экономической незащищенности. Неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера отрицательно влияют на воспитание детей, на их нравственное и физическое здоровье.

Увеличилась доступность информации, распространяемой через СМИ, компьютерные сети, в том числе и той, которая наносит вред нравственному и психическому здоровью детей.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно.

Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Нарастает проблема школьной дезадаптации: от 15 до 40% младших школьников испытывают трудности привыкания к школе.

Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс и далее в 10 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок (увеличивающийся объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей), и возможностями школьника этого периода развития.

По данным мониторинговых исследований, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы переходят в хроническую форму: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Более 50% обучающихся лицея заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, тогда как в общеобразовательной школе эти цифры составляют 20—30%.

Удельный вес негативных факторов внутришкольной среды составляет в начальной школе 12,5%, а к окончанию школы их доля возрастает до 21%. Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм др.), не обходят стороной и старшеклассников.

Серьезной проблемой являются дети приезжих. Попадая в новую социальную среду, ребенок испытывает психологический стресс, в результате которого часто появляются психическая неуравновешенность, чувство подавленности, испуга и страха, резко снижается его эмоциональный фон, что отрицательно влияет на общее состояние здоровья ребенка и на психологический климат в группе и в классе.

Необходимо отметить проблему профессионального здоровья и образа жизни педагогических кадров лицея. Решению этой проблемы посвящена отдельная подпрограмма.


1.3. Описание опыта решения проблемы здоровья участников образовательного процесса

С целью преодоления негативных социальных тенденций лицей участвует в реализации целевых программ по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Координатором и организатором работы по данному направлению является администрация лицея.

Разработана программа профилактики правонарушений, девиантного поведения, наркозависимости и приобретения школьниками вредных привычек, разрушающих здоровье. Контролируется физическое развитие и уровень заболеваемости детей и подростков, ежегодно проводятся профилактические осмотры. Серьезной проблемой остается пропаганда мер личной гигиены и здорового образа жизни школьников, важно грамотно планировать и осуществлять совместно с медицинским персоналом программы профилактики наркомании, алкоголизма и курения.

Создание системы межведомственного взаимодействия по охране жизни и здоровья детей уже реализовано для решения следующих задач (в основном, в сфере здоровьесбережения):



    • выполнение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательных учреждениях;

    • проведение дополнительной иммунизации;

    • охват школьников горячим питанием;

    • организация профилактики инфекционных заболеваний;

    • мониторинг результатов профилактических осмотров учащихся.


1.4. SWOT-анализ факторов развития лицея в сфере здоровья

Внешние факторы развития

Возможности

Угрозы

  1. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  2. Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  3. Развитая сеть учреждений Санкт-Петербурга и Московского района, занимающихся научной деятельностью, подготовкой и повышением квалификации кадров в области здоровьесозидающей деятельности.

  4. Наличие городского мониторинга здоровья школьников, позволяющего проводить анализ существующей в районе ситуации в области сохранения и укрепления здоровья школьников и выявлять проблемы.

  5. Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности в районе

  6. Наличие городских и районных программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как «Толерантность», «Здоровье школьника».

  7. Наличие городской и районной системы профилактики беспризорности и правонарушений.

  1. Отсутствие единой государственной программы обеспечения здоровья населения.

  2. Низкий уровень культуры здоровья в обществе.

  3. Ухудшение общей экологической обстановки в Санкт-Петербурге.

  4. Низкий уровень межведомственной координации, сетевого взаимодействия учреждений различной институциональной принадлежности.

  5. Увеличение количества мигрантов, в т.ч., скрытое.

  6. Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности лицея.




Внутренние факторы развития

Преимущества

Недостатки

  1. Наличие высококвалифицированной психолого-медико-социальной службы в районе.

  2. Наличие инновационных учреждений различных уровней, занимающихся проблемами в области сохранения и укрепления духовного, нравственного, физического здоровья.

  3. Наличие опыта работы Службы здоровья

  4. Наличие опыта повышения квалификации педагогов разных специальностей в области здоровьесозидания.

  5. Наличие научно-практических разработок в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  6. Наличие и развитие сети спортивных сооружений, системы дополнительного образования.




  1. Отсутствие системы эффективного взаимодействия между ответственными, занимающимися различными аспектами здоровьесбережения.

  2. Низкий уровень координации здоровьесозидающей деятельности.

  3. Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

  4. Недостаточное программно-методическое обеспечение работы отдельных специалистов Службы здоровья в лицея.

  5. Недостаточное распространение высокотехнологичных способов здоровьесбережения в лицее (БОС, ТИСС-тренажеры и т.д.).

  6. Сосредоточение основных мероприятий в сфере здоровьесбережения, а не здоровьесозидания.


1.5. Характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа.

В лицее создается реалистичная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

1. Необходимо пересмотреть содержание образования, соотнести его с психологическими возможностями детей, оценить, какое содержание знаний неактуально для школьников данного возраста, снять имеющуюся перегрузку.

2. Особое внимание необходимо уделить внедрению в массовую школу эффективных здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий, продумать условия организации современной здоровьесберегающей среды, как микро- (в классе, в школе, в семье), так и макросреды (ближайшее окружение школы, дворы жилых домов и пр.). Кроме того, важнейшим направлением деятельности школы должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

3. На сегодняшний день личностно-ориентированный подход к растущему человеку — это основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в условиях школьной жизни. Реализация такого подхода позволит достичь принципиально нового уровня культуры человека, гармонии в нем физического, интеллектуального и духовного. В условиях проводимого эксперимента проверяются разные подходы к индивидуализации обучения (как в рамках уровневой, так и профильной дифференциации), что должно положительно отразиться на здоровье разных контингентов детей.

4. Необходимо решить проблемы оснащения школьной здоровьесберегающей среды соответствующим оборудованием. С учетом состояния здоровья школьников нужно пересмотреть требования к школьному зданию, классным помещениям, оборудованию, техническим средствам. Необходимо создать новые требования к оснащению кабинетов, физкультурных залов, обеспечить функционирование в каждом школьном дворе спортивной площадки, по возможности организовывать кабинеты релаксации, отдыха, психологической разгрузки.

5. Важно осуществлять разные формы проведения здоровьеукрепляющих мероприятий в лицее: музыкально-ритмических перемен, дней здоровья, динамических пауз. Пересмотреть отношение к школьным рекреациям — они, как правило, не создают условий для отдыха во время перемены. Особое значение имеют уроки физической культуры, в каждом образовательном учреждении должно быть в расписании три урока физической культуры в неделю, они должны проходить интенсивно и с пользой для здоровья ребенка, но без насилия и перегрузок, в соответствии с возможностями детей и уровнем их здоровья.

6. Организация детского досуга. Значительную часть времени дети проводят перед телевизором, компьютером. Недоступность для многих семей стадионов, плавательных бассейнов, спортивных секций и пр. снижает возможности компенсировать утомляемость детей и недостаточность двигательной активности. Нужно продумать возможные варианты включения школьника и его семьи в спортивную жизнь микрорайона, города, региона. Важно обратить внимание на развитие туризма, организацию походов, физкультурных соревнований, встреч на природе и пр., то есть обеспечивать полноценный отдых детей и семей вне школы. Важна координация деятельности образовательных учреждений и системы дополнительного образования.

7. Необходимо подготавливать педагогические кадры. Сегодня учитель не готов к решению задач, связанных с охраной и укреплением здоровья, не осознает важность здоровьесберегающих методик, плохо знает возрастные психо-физиологические особенности школьника, проявляет беспокойство лишь тогда, когда ребенок из-за частых пропусков уроков по болезни начинает снижать свои учебные результаты. Необходима разработка комплексных программ сотрудничества психологов и педагогов, сотрудников социальной службы, участвующих в разработке и реализации развивающих образовательных сред. Работник системы образования должен быть сам здоров, вести здоровый образ жизни.

8. Необходимо создание целостной системы медико-психолого-педагогического обеспечения образования как здоровьесберегающего ресурса. В качестве основных составляющих такая система должна включать: разработку концепции современной здоровьесберегающей школы.

9. Самой важной является проблема эффективного взаимодействия: межведомственного, сетевого, информационного на основе развития лицея.


  1. Ресурсы лицея, используемые для эффективного решения выявленных проблем


2.1. Финансовые ресурсы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета. Возможное дополнительное финансирование в целях содействия в реализации мероприятий программы может осуществляться из иных незапрещенных законодательством источников (внебюджетных средств).



2.2. Кадровые ресурсы

Управленческие ресурсы администрации лицея и соответствующих организаций.

Педагогические кадры, прошедшие подготовку в рамках здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий.

2.3. Методические ресурсы

Сайт лицея, сайты партнерских организаций и др.

Программа методического сопровождения педагогических кадров.

Программы повышения квалификации педагогических кадров по проблемам здоровьесбережения.

Разработка методических рекомендации.

Тематические разработки уроков здоровья для школьников, дней здоровья для воспитанников, спортивных праздников, внеклассных мероприятий.

Программы научно-практических конференций по проблемам здоровьесбережения.

Программы оценки состояния здоровья воспитанников, обучающихся.

Программы мониторинговых исследований.

Программы сопровождения родителей воспитанников и учащихся, семинары-тренинги для родителей.



2.4. Материально-технические ресурсы

Спортивный зал, спортивная площадка, (оборудованные стадионы, бассейны, тренажерные залы, тренажеры и оборудование для реализации здоровьесберегающих технологий в учреждениях - партнерах), учебные и методические кабинеты, медицинский кабинет, столовая, актовый зал лицея.



2.5. Информационные ресурсы

Информационное пространство лицея имеет модульную структуру и может быть наполнено любым содержанием, использовано для целей реализации настоящей Программы.


3. Стратегические цели и задачи лицея по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья


    1. Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы


Концептуальная основа программы: концепции здоровьесберегающей педагогики и здоровьесозидающей образовательной среды, концепция создания службы здоровья в лицея http://szou.webmerit.ru/, концепция социального партнерства как 1) координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединять усилия, материальные возможности и инфраструктуру; 2) добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя и более сторонами, в котором участники договариваются работать вместе для достижения общей цели и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыли (http://id.atiso.ru/node/93).

Теоретико-методологическая основа программы: системный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы, концепции педагогического управления и менеджмента в образовании, основы сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, кластерной стратегии в сфере образования.

Принципы, определяющие реализацию программы:

1. Не причинения вреда, отказа от насилия и принятия свободы выбора.

2. Признания жизни и здоровья человека высшими ценностями.

3. Единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

4. Непрерывности, преемственности и взаимодействия.

5. Субъект-субъектных отношений в сфере образования.

6. Работы в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому)

7. Единства здоровьесбережения и здоровьесозидания.




    1. Стратегические цели программы

Создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников, обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья воспитанников и школьников, формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, ответственности за свое здоровье в условиях эффективного межведомственного взаимодействия и информационного пространства лицея.


    1. Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей

Перечень задач указан в Паспорте Программы.


  1. Основные направления реализации программы

Настоящая Программа будет реализована через 7 подпрограмм (проектов):



    1. «Профилактика и убеждение»

    2. «Физкультура и спорт»

3) «Правильное питание»

4) «Инфраструктура здоровья»

5) «Особый ребенок»

6) «Летний отдых»

7) «Здоровье учителя»
5. Условия (организационные механизмы) реализации программы
1. После утверждения настоящей Программы и начала ее реализации заказчик контролирует ход выполнения мероприятий исполнителями программы.

2. Ход и результаты выполнения мероприятий программы рассматриваются на заседаниях администрации лицея и педагогических советах, родительских конференциях и семинарах, в различных видах государственно-общественного управления.

3. Организация управления здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельностью осуществляется, в т.ч. за счет использования потенциальных возможностей парнерских учреждений, в условиях и взаимообмена опытом и организации тьюторства.

4. Создание системы эффективного социального партнерства учреждений образования округа с учреждениями культуры, здравоохранения др.

Кадровое обеспечение деятельности учреждений образования осуществляется за счет подготовки и повышения квалификации специалистов и педагогов на базе соответствующих организаций.

5. Проведение мониторинговых исследований.



6. Обновление материально-технической базы лицея (спортивная, социальная, медицинская инфраструктура всех структурных подразделений).
5.1. Организационно-функциональная модель реализации Программы


6. Этапы и сроки реализации программы
 Программа реализуется в 2012-2015 годы в три этапа (2011 год – подготовительный, проводится только диагностическая работа и подготовка проекта Программы):
I этап - диагностический (2012 год):

  • анализ тенденций в состоянии здоровья и образа жизни обучающихся, воспитанников;

  • выявление проблем, определение целей и задач лицея по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;

  • описание опыта решения проблем здоровья участников образовательного процесса в лицея;

  • подготовка проекта Программы.


II этап - основной (2012 - 2014 годы):

  • реализация основных мероприятий Программы в рамках комплексной модернизации и развития лицея;

  • мониторинговые исследования.


III этап – оценочный (2015 год):

  • оценка эффективности Программы;

  • утверждение нормативных и методических материалов, разработанных в ходе реализации Программы;

  • издание основных научно-методических материалов, обобщающих опыт участников Программы;

  • разработка проекта перевода результатов Программы в режим функционирования в лицея.

  • прогнозирование дальнейшего развития лицея в сфере здоровьесбережения.




  1. Ожидаемые результаты реализации Программы







Предполагаемый результат реализации Программы

Индикаторы достижения результатов реализации Программы



Наличие системы межведомственного сетевого взаимодействия в сфере здоровьесбережения и здоровьесозидания

1. Количество ведомств и организаций, включенных в систему взаимодействия.






Наличие востребованного электронного банка ресурсов лицея и методических разработок, в области здоровьесберегающей деятельности (на основе информационного пространства лицея)

1. Количество единиц информации в банке

2. Количество единиц информации банка, использованных для разработки образовательной программы лицея

3. Количество обращений в банк



Наличие сети ОУ Московского района, решающих проблемы здоровья обучающихся, на основе единого организационно-методического сопровождения их деятельности

1. Наличие нормативной базы, регламентирующей сетевое взаимодействие учреждений

2. Количество участников образовательного процесса, вовлеченных во взаимодействие



Функционирование гибкой системы организационно-методического сопровождения здоровьесбережения в лицея

1. Количество обучающих мероприятий за год

2. Количество видов мероприятий для различных категорий педагогических кадров

3. Удовлетворенность качеством проводимых мероприятий



Функционирование в лицее Службы здоровья

1. Доля учителей, родителей учащихся, использующих действующую Службу здоровья

2. Доля учащихся, вовлеченных в сферу деятельности Службы здоровья и позитивные результаты в здоровье обучающихся (по сравнению со среднегородскими) по результатам городского мониторинга



Наличие системы мероприятий для школьников, обеспечивающих формирование и развитие культуры здоровья

1. Количество мероприятий

3. Удовлетворенность качеством проводимых мероприятий


8. Методика оценки эффективности реализации программы
Мониторинг здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности лицея. Основу мониторинга составляет модель психофизиологического мониторинга. Участие в мониторинге дает возможность соотнести работу конкретного образовательного учреждения: с общегородскими данными; с данными образовательных учреждений, участвующих в реализации программы по обеспечению здоровья участников образовательного процесса; с гигиеническими нормативами (частично).

Решаемые задачи: сбор и анализ первичной информации, выявляющей результативность деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья; повышение культуры здоровья участников образовательного процесса.

Объекты мониторинга: внутришкольная образовательная среда (инфраструктура и кадровый потенциал лицея, организация учебного процесса, организация медицинских, физкультурных и педагогических мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся); деятельность педагогов лицея по сохранению и укреплению здоровья учащихся, повышению культуры здоровья; образ жизни учащихся (социальные условия, режим дня, питание, досуговая деятельность, социальные риски); функциональное состояние учащихся и состояние их здоровья.

Субъекты мониторинга: воспитанники и учащиеся всех возрастных групп, классы (группы), педагогические кадры лицея.
9. SWOT-анализ Программы


Внешние факторы, влияющие на реализацию Программы

Возможности

Угрозы

1. Создание условий в городе, районе и в лицее для реализации Программы

2. Использование современной нормативной базы и общих тенденций здоровьесбережения и здоровьесозидания в образовательной политике страны, города, района.

3. Актуальность проблемного поля Программы.

4. Использование ресурсов сайта «Служба здоровья образовательного учреждения»



http://szou.webmerit.ru/


1. Отсутствие финансирования.

2. Проблемы координации и взаимодействия.

3. Ухудшение экологической ситуации в районе.

4. Усложнение демографической ситуации в районе.




Внутренние факторы, влияющие на реализацию Программы

Преимущества

Недостатки

1. Наличие Программы развития лицея, целевой программой которой является настоящая Программа.

2. Наличие высококвалифицированной психолого-медико-социальной службы.



  1. Наличие информационного пространства

лицея.

5. Наличие опыта продуктивных управленческих решений и межведомственной координации у администрации лицея.



  1. Недостаточное распространение

высокотехнологичных способов здоровьесбережения в лицея (БОС, ТИСС и т.д).

2. Разные возможности в организации здоровьесбережения и здоровьесозидания у разных структурных подразделений лицея.




10. Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы


  • Распоряжение об утверждении настоящей Программы «Школа – территория здоровья»

  • Распоряжение о создании координационного совета по реализации Программы, Положение о координационном совете по реализации целевой программы, план работы координационного совета.

  • Годовой план организационных мероприятий в рамках Программы

  • Программа научно-методического и информационного сопровождения с учетом межведомственного взаимодействия и участия сетевых партнеров.

  • Включение соответствующего раздела в годовой план работы лицея.

  • Нормативно-правовые документы, указанные в паспорте Программы.

  • Методические рекомендации по сопровождению здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности.


11. Основные термины и понятия Программы
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Здоровый образ жизни - благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим (культура движений), закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ), положительные эмоции.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).

Здоровьесберегающая педагогика - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Здоровьесозидающая образовательная среда – совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

Культура здоровья сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.

Межведомственное взаимодействие – организация совместной работы различных структур, имеющих разную ведомственную принадлежность, для решения актульных комплексных проблем, например, здоровьесбережения и здоровьесозидания.



Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Психическое здоровье - высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети.

Служба здоровья образовательного учреждения организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей.

Физическое здоровье - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
12. Используемые сокращения
ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ОУ – образовательное учреждение





Смотрите также:
Лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»
334.72kb.
1 стр.
Лицей №445 Курортного района Санкт-Петербурга
88.99kb.
1 стр.
Прогнозные значения нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг государственными бюджетными образовательными учреждениями в сфере культуры Санкт-Петербурга
39.57kb.
1 стр.
Прогнозные значения нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг государственными бюджетными образовательными учреждениями в сфере культуры Санкт-Петербурга
56.42kb.
1 стр.
Прогнозные значения нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг государственными бюджетными образовательными учреждениями в сфере культуры Санкт-Петербурга
39.41kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга о кадровом резерве на государственной гражданской службе Санкт-Петербурга Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 1 апреля 2009 года
90.97kb.
1 стр.
Архив новостей за 2011-2012 учебный год 1 декабря в Санкт-Петербурге на базе гбоу лицей №226 состоялась региональная конференция «Учимся предпринимательству»
120.21kb.
1 стр.
За 2012 год проведены 37 заседаний Административной комиссии Невского района Санкт-Петербурга (+6 к аппг). Рассмотрено 1954
83.15kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга социальный кодекс санкт-петербурга принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
1645.9kb.
7 стр.
Основные проблемы и основы работы с видеоконтентом, подготовка к видеомонтажу
59.57kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга об общем образовании в санкт-петербурге принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
241.8kb.
1 стр.
Форма публикации итогов конкурса в газете Основное Учредители
146.39kb.
1 стр.