Главная
|
страница 1
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад
Моршанский район
РЕКОМЕНДОВАТЬ К УТВЕРЖДЕНО
УТВЕРЖДЕНИЮ приказ от __№ ____
Совет МОУ директор
Протокол №4 от 25.08.2010 ______Е.В.Шпякина
Рабочая программа
по предмету «Музыка»
для ____3_ ___класса
на 2010 -2011 учебный год
Составил: учитель музыки Макарова Татьяна Борисовна
Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи уроков музыки развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); · совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Данная рабочая программа составлена на основе типовой программы по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений.
Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане в 1-4 классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 136 часов). В 3 классе на изучение предмета отводится 34 часа.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; Метод эмоциональной драматургии; · Метод создания «композиций»; Метод игры; Метод художественного контекста; · Метод концентричности организации музыкального материала. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором, устный опрос.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- практическая работа;
- тест.
Содержание программы
№
п/п
|
Раздел
|
Содержание
|
Требования к уровню подготовки
|
Перечень контрольных мероприятий
|
1
|
Песня, танец, марш перерастают в песенность танцевальность, маршевость.
|
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.
Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К.Щедрина; В.-А.Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др.
|
Характерные черты песенности, танцевальности и маршевости, уметь слышать и определять их в произведениях.
|
Устный опрос, взаимоопрос, тесты, практическая работа
|
2
|
Интонация .
|
интонационная природа музыки, многообразии её видов, жанров, форм; выразительные и изобразительные интонации в различных видах
|
Подбирать и исполнять интонации различного характера на звуковысотных инструментах, создавать выразительные и изобразительные интонации в различных видах музыкально – художественной деятельности;
Придумывать интонационный ответ в музыкальном диалоге;
|
Устный опрос, практическая работа, тесты контрольная работа
|
3
|
Виды и развитие музыки
|
Средства музыкальной выразительности и их развитие специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).
|
Прослеживать тембровые, динамические, регистровые, темповые, ладовые изменения в музыкальном произведении;
Самостоятельно отбирать средства музыкальной выразительности и составлять исполнительский план произведения;
|
Устный опрос, взаимоопрос, тесты
|
4
|
Построение формы музыки.
|
Выразительные возможности и особенности музыкальных форм: двух- и трехчастной, вариации, рондо. Повтор и контраст как основные средства создания этих музыкальных форм.
|
Определять форму музыкального произведения. Отображать различными способами строение музыкального произведения
|
Устный опрос, взаимоопрос, тесты, практическая работа
|
Учебно- тематический план
№
п/п
|
Тема / Раздел
|
Кол-во часов
|
Количество контрольных мероприятий
|
1
|
Песня, танец, марш перерастают в песенность танцевальность, маршевость.
|
9
|
тесты
|
2
|
Интонация .
|
7
|
тесты
|
3
|
Виды и развитие музыки
|
10
|
1контрольная работа
|
4
|
Построение формы музыки.
|
8
|
тесты
|
К концу 3 класса должны знать/уметь:
-
Выразительно петь и музицировать на музыкальных инструментах;
-
Подбирать и исполнять интонации различного характера на звуковысотных инструментах, создавать выразительные и изобразительные интонации в различных видах музыкально – художественной деятельности;
-
Придумывать интонационный ответ в музыкальном диалоге;
-
Прослеживать тембровые, динамические, регистровые, темповые, ладовые изменения в музыкальном произведении;
-
Самостоятельно отбирать средства музыкальной выразительности и составлять исполнительский план произведения;
-
Отображать различными способами строение музыкального произведения.
У учащихся формируются представления:
-
О выразительных средствах песенной, танцевальной и маршевой речи;
-
Об интонации как выразительности слова, звука, движения, цвета;
-
Об интонации как «зерне», из которого вырастает музыкальное произведение;
-
О способах развития музыки;
-
Об элементах музыкальной речи;
-
О музыкальных формах (двухчастная контрастная, трёхчастная репризная, рондо, варияции).
Литература и средства обучения
-
Алеев Ю.Б. Пение на уроках музыки.-М: Просвещение,1978
-
Алеев В.В., Наумова Т.И. Музыка 1 класс: учебник.
-
Андреева М., Конорова С. Первые шаги в музыке.-М: Советский композитор, 1991
-
Апетян З. Воспоминания о Рахманинове. Т.1.М., 1974.
-
Афанасьева А.Н. Древо жизни. М.: Современник,1982.
-
БейдерТ. Музыка для общеобразовательной школы, 3 класс
-
Белза И. С. А. Рахманинов. М., 1946
-
Вендрова Т.С., Писарева И. В. Воспитание музыкой. Из опыта работы.-М: Просвещение,1991
-
Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
-
Детский игровой фольклор Волгоградской области: Сб./Сост. Н.Ч. Атанова, Е.В. Шишкина
-
Дмитровская К. Русская советская хоровая музыка. М., 1904.
-
Ершова А.П., ЗахароваС.А., ШколярЛ.В. Искусство в жизни детей. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1991.
-
Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, оюряды, предания, суеверия. М., 1980.
-
Из истории музыкального воспитания: Хрестаматия/ Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990
-
Израилев Ар. Свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884.
-
Ильинский А. Биографии композиторов 4-20 век. М., 1904.
-
Искусство в школе. №№2/99; 3/99; 4/99; 3/00; 5/01
-
Кабалевский Д. Б. Сила искусства. Молодая гвардия, 1984
-
Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989.
-
Келдыш Ю. История русской музыки Ч. 3.М., 1954.
-
Критская С.Д. и др. Музыка 1 класс: учебник –М.: Просвещение, 2001
-
Латынин Л.А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.: Знание,1983.
-
Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., Просвещение, 1989
-
Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дерижёры. М., 1963.
-
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор,1988
-
Морозов И.А., Слепцова И.С. Забавы вокруг печки. Роман – газета, 1994.
-
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М.: Художественная литература Вып1. Младенчество. Детство.1991 Вып 2. Девичество. 1994.
-
Музыкальное воспитание в школе.Выпуск7.-М.: Музыка,1971
-
Музыкальное воспитание в школе.Выпуск16./ Сост о, А. Апраксина. М.: Музыка,1985.
-
Музыкальная литература зарубежных стран/Под ред. С. Царёвой. Выпуск3. –М.: Музыка,1983.
-
Музыкальная литература зарубежных стран/Под ред. Б. Левина. Выпуск5. –М.: Музыка,1972
-
Мамин - Сибиряк Д.Н. Серая шейка
-
Некрылова А. Ф. Круглый год. М.: Правда, 1991.
-
Некрылова А.Ф., Головин В.в Уроки воспитания сквозь призму истории. Спб., 1992.
-
Преображенский А. Очерк истории церковного пения в России СПб.
-
Прибенина Г.А. Чайковский П.И. – М.: Музыка,1986.
-
Программа «Музыка» 1-8 класс/Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2004
-
Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград: Перемена, 1993.
-
Рогов А. Музыкальная эстетика в России 11-18 веков. М., 1973.
-
Русский дом. Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Самара, 1995.
-
Русское народное творчество «Экспериментальная программа» Ширеева Н.С
-
Сахаров И. П. Сказания русского народа. М.: Художественная литература, 1990.
-
Советский энциклопедический словарь.
-
Ткачёв Д. Александр Андреевич Архангельский. Л., 1974.
-
Успенский Н. Лады русского севера. М., 1973.
-
Усачёв В.О., Школяр Л. В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2002.
Чудесная дудка: Сказки разных народов мира. М.: Композитор
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе грамзапись «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь горох» муз. Р. Щедрина. «Ночь» муз. Щедрина, Симфония №4 П.И. Чайковского, Картины «Рожь» Соврасова, «Россия» К. Мирошника. «Жаворонок» М.И. Глинки «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко«Утро» муз. Э. Грига Грамзапись арии Ивана Сусанина, Кантата «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева, «Херувимская №7» Бортнянского, иконы Богоматери, «Аве Мария» Ф. Шуберт, «Золотые рыбки» Р. Щедрина, Позабудем всё, что было» Б. Савельева «Арагонская хота» М.И. Глинки, «Золотые рыбки» Р. Щедрина, «полонез» Шопена « Мазурка» Ф. Шопена, «Гавот» С. Прокофьева, «Мелодия» П.И. Чайковского «Симфония№5» Л. Бетховена, «Царь Горох» Р. Щедрина, «неоконченная симфония» Ф. Шуберта «Ужасно интересно» В. Шаинского Прелюдия №7, Прелюдия №20 Ф. Шопена, молитва «Богородице, Дева радуйся», Песня Баяна, «Пляска скоморохов», «Шествие Царя Берендея» муз. Римского-Корсакова «Шествие гномов» муз. Э. Грига «Болтунья» муз. С. Прокофьева «Аве Мария» Ф. Шуберта, Симфония №5 Л. В. Бетховена, «Три подружки» Л. Бетховена «Кузнец» И. Арсеева, «Доброе утро». Муз. Д.Б. Кабалевского, «Ослы» К. Сен-Санс Нотный стан. «Почему медведь зимой спит?» муз. Л. Книппера, Ф. Шуберт Марш
«Петя и волк» муз. С. Прокофьева, «Песенка Деда Мороза» муз. Е. Крылатова «Петя и волк» С. Прокофьева, «Песня о пограничнике» муз. С. Богуславского, «Океан – Море синее» Н. Римского – Корсакова, «Купание в котлах», «Царь горох» Р. Щедрина, «Веснянка» П.И. Чайковского« Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу» р.н.п. Симфония №4 П.И. Чайковского Прелюдии №7 и №20 Ф. Шопена, «Мама с тобой» муз. Л. Компанейца «Вальс», «Пьеса», «Марш» Ф. Шуберта «Любитель – Рыбалов» муз. Старокодымского «Песня Сольвейг» Э. Грига, «Пастушья песня» франц. нар пес. Симфония №6 (3ч) П. И. Чайковского «Песня Сольвейг» Э. Грига, Ария Сусанина, «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского, «Спящая княжна» А. Бородина, «Рондо в турецком стиле» В. Моцарт, «Турецкий марш» В. Моцарта, «Камаринская» Л. Бетховена, «Со вьюном я хожу» р.н.п., Танец Анитры» песня «Крокодил и Чебурашка» И. Арсеева «Марш» И. Дунаевского
Календарно- тематическое планирование
№
п/п
|
Тема урока
|
Цели и задачи урока
|
Дата
|
Формы контроля
|
|
|
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. 9 часов
|
1
|
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.
|
Познакомиться с тремя китами (основными жанрами)
|
|
|
Беседа
|
2
|
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.
|
Познакомить подробно с жанром «марш». Учить детей определять вид марша.
|
|
|
Практическая работа. Умение определять жанры музыки на слух.Игра «Узнай китов», исполнение различных ритмов.
|
3
|
Песенность в вокально- инструментальной музыке.
|
Учить детей определять вид марша, воспитывать любовь к музыке развивать ритмический слух
|
|
|
Определение видов марша через прослушивание. Игра «Композиторы»
|
4
|
Песенность в вокально- инструментальной музыке.
|
Познакомить с жанром танец, обстоятельствами при которых звучит танцевальная музыка, разучить песню-вальс «Осень»
|
|
|
Текущий Игра соревнование «Кто лучше изобразит вальс» Хоровое пение
|
5
|
Песенность в вокально- инструментальной музыке..
|
Научить
детейотличать танец среди разной музыки, расширить знания о жанре «танец», знакомство с народными танцами
|
|
|
Практическая работа Определение танца в музыке
|
6
|
Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения.
|
Закрепление знаний о «танце» и народном фольклоре
|
|
|
Устный опрос.
|
7
|
Танцевальность
|
Знакомить с жанром «песня», разучить песню «Сурок»,
|
|
|
Хоровое пение.
|
8
|
Танцевальность
|
совершенствовать навыки хорового пения, знакомить с дерижёрскими жестами.
|
|
|
Устный опрос
|
9
|
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.
|
Обобщение темы. Повтрение.
|
|
|
Тесты
|
Интонация 7 часов
|
10
|
Маршевость в музыке
|
Учить детей слышать маршевость в классической музыке, прививать детям любовь к классической музыке, формировать музыкальный вкус детей.
|
|
|
|
11
|
Песенно – танцевальная музыка.
|
Познакомить детей с жанровыми истоками сочиненгий композиторов –классиков, народной, духовной музыки.
|
|
|
Устный опрос.
|
12
|
Интонация
|
Научиться определять настроение и характер музыки.
|
|
|
|
13
|
Интонация. Зерно-интонация.
|
Формировать культуру слушания, понимать настроение музыки и замысел композитора.
|
|
|
Устный опрос. Анализ музыкальных произведений.
|
14
|
Интонация. Зерно-интонация.
|
Научиться слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера.
|
|
|
Практическая работа. Определение характера героев через прослушивание произведения
|
15
|
Выразительность и изобразительность.
|
Закрепление темы, повторение изученного.
|
|
|
Устный опрос. Наблюдения за различным характером музыки, анализ произведения и рисунков
|
16
|
Знакомство с нотной записью.
|
Научиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать её в своём воображении.
|
|
|
Взаимоопрос. Анализ эмоциональных откликов детей, рисунков, беседа, устный опрос.
|
«Виды и развитие музыки» 10 часов
|
17
|
Развитие музыки. Виды музыкального развития.
|
Обучать детей внимательно слушать музыку, замечать её развитие
|
|
|
Рисунок к песне, беседа.
|
18
|
Развитие музыки на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»
|
Учить детей слышать и замечать виды развития музыки
|
|
|
Слуховое определение видов музыкального развития в прослушанных произведениях.
|
19
|
Ладовое и динамическое развитие музыки.
|
Познакомить детей с особенностями ладового и динамического развития, учить замечать их в музыке, развивать ладовый и динамический слух детей.
|
|
|
Опрос по признакам ладового и динамического развития.
|
20
|
Развитие музыки в классике.
|
Уметь определять виды музыкального развития в классической музыке
|
|
|
Слуховое определение видов музыкального развития в прослушанных произведениях.
|
21
|
Поворот, контраст, вариационность – основные принципы развития народной музыки
|
Основные принципы развития в народной музыке
|
|
|
Устный опрос
|
22
|
Мелодическое и динамическое развитие на примере произведений Ф.Шопена.
|
Познакомить детей с творчеством Шопена, учить детей замечать развитие мелодии и динамики в музыке.
|
|
|
Практическая работа по выявлению развития в музыке на примере произведений Шопена
|
23
|
Выразительное и изобразительное развитие.
|
Изучить развитие музыки в произведениях Ф. Шуберта
|
|
|
Анализ рисунков детей к музыке.
|
24
|
Ладовое развитие на примере произведений Ф.Шуберта.
|
Познакомится с развитием чувств в музыке
|
|
|
Анализ пьес и произведений искусств
|
25
|
Темповое развитие в музыке.
|
Знать понятие темпа, и его развития
|
|
|
Практическая работа по определению темпа в музыкальных произведениях.
|
26
|
Виды развития. Обобщение темы четверти
|
Закрепление, обобщение темы. Усвоить важность музыкального развития, для создания симфонической сказки, как отображения частицы жизни.
|
|
|
Тестирование
|
Построение формы музыки 8 часов
|
27
|
Построение музыкального произведения.
|
Усвоение простейших музыкальных форм:
I - частная
II – частная
III - частная
|
|
|
Определение формы музыки в музыкальных произведениях, их построение на планшете.
|
28
|
Двухчастная музыкальная форма
|
Учить детей анализировать произведение, определять его жанр и форму.
|
|
|
Практическая работа по определению и сравниванию характера и частей музыкального произведения.
|
29
|
Знакомство с формой рондо.
|
Освоение формы рондо.
|
|
|
Слуховое определение формы рондо
|
30
|
Вариационная форма произведения.
|
Освоение вариативной формы.
|
|
|
Слуховое определение вариаций
|
31
|
Закрепление темы «Формы музыкального произведения»
|
Проверить и закрепить знания по теме «Формы музыкального произведения.
|
|
|
Цифровой диктант
|
32
|
Обобщение темы четверти «Формы музыки». Знакомство с творчеством И. Дунаевского
|
Закрепление и обобщение темы. Знакомство с творчеством И. Дунаевского
|
|
|
Хоровое и сольное пение. Определение формы музыкального произведения.
|
33
|
Обобщение изученного за год.
|
Проверка и закрепление ранее изученных знаний.
|
|
|
Тесты. Контрольные задания.
|
34
|
Обобщение изученного за год.
|
Проверка и закрепление ранее изученных знаний.
|
|
|
Беседа.
|
Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3 класса на 2010 -2011 учебный год
195.56kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Всеобщая история и история России XX- начало XXI века» на 2010/2011 учебный год для 11 класса
142.28kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса
369.45kb.
3 стр.
Учебная программа по музыке для 1 класса 1 час в неделю (всего 33 часа) 2010 2011 учебный год
621.4kb.
2 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса
524.5kb.
3 стр.
Рабочая программа по русскому языку 2 класса на 2010 2011 учебный год
1483.13kb.
7 стр.
Рабочая программа по предмету «История» для 9 класса на 2012-2013 учебный год. Ступень основного (общего) образования
892.26kb.
7 стр.
Рабочая программа по предмету «История» для 11 класса на 2012-2013 учебный год. Ступень среднего (полного) общего образования
712.95kb.
5 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса
426.15kb.
3 стр.
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса на 2009-2010 учебный год
372.74kb.
1 стр.
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса на 2011-2012 учебный год
300.44kb.
1 стр.
Программа по английскому языку, 5 класс мбоу «Гимназия №2» имени Баки Урманче
729.31kb.
3 стр.
|
|