Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА Руководителям территориальных

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ управлений государственного

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА авиационного надзора ФСНСТ

ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА и авиапредприятий гражданской авиации РФ

Ленинградский проспект, 37, Москва

А- 167, ГСП-3, 125993,

Телетайп: 111495, Факс: 155-55-35


15.09.2005г. № 6.1.14-1449
Методические рекомендации по подготовке экипажей

воздушных судов и выполнению полетов в осенне-зимний период 2005 - 2006 года»

Для обеспечения высокого уровня безопасности полетов, своевременной и качественной подготовки авиационного персонала авиакомпаний гражданской авиации к работе в осенне-зимний период (ОЗП), подготовку авиационного персонала к полетам в ОЗП необходимо организовать в соответствии с требованиями "Инструкции по подготовке управлений, объединений, предприятий вузов гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период", от 11 марта 2004 г. № НА-111-р, Распоряжения ФСНСТ и ФАВТ от 08.08.2005 г. № АН-177-р (ФС)/АЮ-205-р "О мерах по обеспечению безопасности полетов в осенне-зимний период 2005-2006г", программ подготовки летного состава инструкций по отдельным видам авиационных работ.

Приведенные ниже методические рекомендации разработаны с учетом мнения участников совещания, проходившего в Ространснадзоре 15 августа 2005 года.

Эксплуатантам предлагается самостоятельно разработать программу подготовки экипажей воздушных судов к выполнению полетов в осенне-зимний период 2005 - 2006 года в зависимости от типа эксплуатируемой авиационной техники, характера и географии полетов с учетом предлагаемых рекомендаций.


Рекомендуемая тематика теоретической подготовки

летного состава предприятий к полетам в осенне-зимний период 2005 года.
1. Метеорологические особенности осенне-зимнего периода и их

влияние на полеты.


  • характерные авиационные происшествия и инциденты, связанные с выполнением полетов в СМУ;

  • метеорологические условия, ухудшающие видимость (туманы, снежные заряды, вихри);

  • особенности анализа метеорологической обстановки при принятии решения;

  • требования руководящих документов;

  • условия и виды обледенения. Рекомендации по пилотированию воздушных судов в условиях обледенения применительно к эксплуатируемым /типам ВС.


2. Практическая аэродинамика.


  • влияние обледенения на аэродинамические характеристики ВС;

  • изменение взлетно-посадочных характеристик ВС в условиях низких температур и заснеженных ВПП;

  • анализ причин выкатывания воздушных судов за пределы ВПП в процессе производства посадок в осенне-зимний период.

Для лётного состава самолетов с ТВД:

  • особенности аэродинамики самолетов с ТВД при заходе на посадку и посадке в условиях обледенения.

Для летного состава вертолетов и самолетов 4-го класса:


  • действия экипажа при попадании в условия, исключающие видимость естественного горизонта.

  • методика расчета максимально допустимой взлетной и посадочной массы, выбор вида взлета вертолета в зависимости от метеоусловий, размеров площадок, наличия препятствий в зоне воздушных подходов.

  • выбор метода взлета и посадки в условиях образования локального тумана.

  • методика выполнения посадок на подобранные с воздуха площадки со снежным покровом.


3. Воздушная навигация.


  • особенности эксплуатации пилотажно-навигационного оборудования и характерные отказы в ОЗП;

  • особенности самолетовождение над безориентирной местностью;

  • действия экипажа при потере ориентировки;

  • особенности ведения визуальной ориентировки при полетах в ОЗП;

  • учет температурных поправок при полетах в условиях низких температур.


4. Особенности эксплуатации авиационной техники в осеннее - зимний период.


  • характерные отказы авиационной техники в осенне-зимний период, причины и методы их предупреждения.

  • эксплуатация противообледенительных систем воздушных судов в условиях обледенения.

  • особенности эксплуатации силовых установок в осенне-зимний период.

  • особенности эксплуатации А и РЭО в осенне-зимний период.

  • методы удаления инея, снега и льда с поверхностей воздушного судна, применяемые спецжидкости, меры безопасности.

  • зимняя маркировка аэродромов.


5. Действия экипажа при потере контроля за пространственным положением воздушного судна.


  • особенности аэродинамики воздушного судна;"

  • летные ограничения ВС согласно требований РЛЭ;

  • причины, факторы и неблагоприятные условия полета, приводящие к потере контроля членами летного экипажа пространственного положения ВС. Действия и рекомендации экипажу по выводу из него.


Рекомендации по летной подготовке для экипажей самолетов

4-го класса и вертолетов всех типов к полетам в ОЗП.
В авиапредприятиях эксплуатирующих вертолеты всех типов и самолеты 4-го класса, исходя из анализа аварийности в осенне-зимнем период за предыдущие годы и учитывая особенности выполнения полетов в ОЗП:

  • при изучении метеорологических условий перед вылетом учитывать высоту нахождения нулевой изотермы, заблаговременно, до входа в зону с отрицательными значениями температуры воздуха, включать ПОС, грамотно оценивать интенсивность обледенения и своевременно принимать решение на выход из зоны обледенения;

  • при подготовке ВС к выполнению полета особое внимание обращать на отсутствие льда, снега, инея на поверхности ВС, лопастях НВ, РВ и входных устройствах двигателей;

  • при выполнении руления учитывать состояние поверхности перрона, РД, ВИН. Руление выполнять на пониженной скорости. С особой осторожностью выполнять руление вблизи препятствий и стоящих ВС. При боковых значениях ветра в процессе руления по РД, ВПП при наличии на них снега или участков, покрытых льдом, выполняя развороты ожидать возможного появления юза и быть готовым к своевременным и грамотным действиям по его парированию;

  • в полете по ПВП и ОПВП при ведении визуальной ориентировки учитывать изменение визуальной картины местности, вызванное выпавшим снегом, скрывающим замерзшие водоемы, реки и озера;

  • при выполнении тренировочных полетов, полетов по санитарным заданиям и на выполнение поисково-спасательных работ, экипажам, допущенным к полетам по ОПВП и 111И1, в период предполетной подготовки выполнять расчеты безопасных высот для условий полетов по ПВП, ОПВП и ППП;

  • в период осенне-зимней навигации и, особенно в его переходные периоды особое внимание уделять состоянию аэродромов и посадочных площадок. В условиях короткого дня - наличию надежных запасных аэродромов и запасу необходимого для полета топлива;

  • при выполнении полетов и авиационных работ в отрыве от основного места базирования особое внимание обращать на кондиционность заправляемого топлива и проведение, в соответствии с требованиями формативных документов, его лабораторного анализа;

  • повторить рекомендации РЛЭ вертолетов и нормативных документов ГА по действиям экипажей при попадании в условия снежного вихря на взлете и посадке при их выполнении на площадках подцепки или укладки грузов, при выполнении вынужденных (аварийных) посадок и на площадках, подобранных с воздуха. Если на площадке предполагаемой посадки ожидается образование снежного вихря, то посадочную массу вертолета рассчитывать исходя из условий выполнения зависания над площадкой вне зоны влияния воздушной подушки.

  • исключить практику периодической тренировки и переподготовки летного состава на вертолеты МИ-8Т и МИ-8МТВ без прохождения тренажерной подготовки на тренажере соответствующего типа;

  • командно-летный и инструкторский состав самолетов 4-го класса и вертолетов всех типов, осуществляющий тренировку летного состава к полетам в ОЗП проводит летную подготовку согласно утвержденным программам

  • подготовки (ППЛС по типам ВС) с учетом методических рекомендаций и засчитывает летную тренировку как персональную;

  • тренажерную подготовку летного состава рекомендуется проводить на базе НП «Центр подготовки авиаперсонала» г.Тюмень и АУЦ «СПАРК» г. Санкт-Петербург на тренажере ТВ МИ-8; ТВ МИ-8МТВ командно-руководящего и командно-летного состава, летающих на вертолете МИ-8; МИ-8МТВ по упражнению с выключением двух двигателей (авторотация вертолета);

  • летную подготовку проводить согласно утвержденным Программам подготовки летного состава (ППЛС) по типам вертолетов и самолетов;

  • летный состав вертолетов, подтвердивший в течение 12 месяцев минимум по ПВП, ОПВП, ППП, тренировку по упражнениям 1, 2, 4 ППЛС В-99 на вертолете Ми-8 и соответствующих задач ППЛС других типов ВС, может не проходить, а тренировку в снежном вихре проходит в полном объеме в два этапа согласно ППЛС;

  • экипажи, выполняющие АСР, ПСР, срочные санитарные задания и допущенные к таким полетам приказом командира летного подразделения, при подготовке к ОЗП должны проходить проверку готовности к выполнению таких полетов по зачетному упражнению соответствующих задач ППЛС по типам ВС;

  • командно-летному составу авиакомпаний и авиапредприятий при подготовке к ОЗП выполнить два полета с выключением и последующим запуском двигателя в полете, с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах МИ-8;

  • летную тренировку летного состава на вертолете Ми-26Т, к полетам в ОЗП 2005 - 2006 г.г. проводить в следующем порядке:

  • 1-й этап: выполнить 4-5 полетов для отработки техники пилотирования на площадки со свежевыпавшим снегом;

  • 2-й этап: выполнить 4-5 полетов на площадки со снежным покровом 30 см и более.

  • Примечание: тренировку на снег рекомендуется выполнять при 10-балльной облачности или в сумерках.

  • в подразделениях, выполняющих полеты в горной местности дополнительно провести подготовку экипажей в строгом соответствии с НПП ГА-85, главой 8, разделом 8.1.8.

Летную тренировку на самолетах 4-го класса выполнять в следующем объеме:

  • три полета по прямоугольному маршруту с двумя посадками в аэродромных или в производственных условиях при переходе к полетам с другим видом шасси;

  • четыре захода на посадку по системам ОСП, РСП (в облаках или ночью за шторкой) выполнять заблаговременно, но не раннее, чем за 6 месяцев до начала подготовки к ОЗП;

  • по остальным видам тренировки руководствоваться требованиями ППЛС по типам ВС.

Руководителям авиапредприятий в ходе подготовки к работе в ОЗП особое внимание обратить на качество проведения тренажей с летным составом на знание ими положений и требований РЛЭ ВС применительно к предстоящим полетам в ОЗП, особенностей климатических условий осенне-зимнего периода в районе полетов и авиационных работ, особенностей возникновения, развития и методики обнаружения опасных явлений погоды, действий экипажей при этом.

Занятия с летным составом организовывать исходя из требования реального повышения профессиональной подготовки экипажей, являющейся основой обеспечения безопасности полётов.



Рекомендации подразделениям

службы бортпроводников при подготовке к полетам

в осенне-зимний период 2005-2006 г.г.
В подразделениях службы бортпроводников провести теоретические и практические занятия в целях изучения:

  • особенностей работы в осенне-зимний период и отработки взаимодействия со смежными службами в случаях задержки воздушных судов;

  • техники безопасности и охраны труда личным составом служб бортпроводников в осенне-зимний период;

  • особенностей эксплуатации бытового, пассажирского буфетно-кухонного оборудования, сроков хранения и реализации продуктов питания и напитков в осенне-зимний период.

Провести предварительную подготовку, на которой уточняются вопросы эксплуатации внутреннего оборудования пассажирских кабин, аварийного оборудования и снаряжения воздушных судов в осенне-зимний период;

Заместитель начальника



Управления надзора за летной деятельностью В.В.Солдатов


Смотрите также:
Методические рекомендации по подготовке экипажей воздушных судов и выполнению полетов в осенне-зимний период 2005 2006 года
80.44kb.
1 стр.
Рекомендуемая тематика теоретической подготовки летного состава к полетам в осенне-зимний период 2010-2011 годов
58.36kb.
1 стр.
Профспілка працівників освіти і науки України Донецька обласна організація
225.58kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке к полетам в весеннее-летний период 2013 года. Рекомендации по подготовке к полетам авиакомпаниям
191.53kb.
1 стр.
Перечень российских ауц, рекомендованных для переподготовки и повышения квалификации членов экипажей воздушных судов коммерческой гражданской авиации на вс отечественного и иностранного производства
208.65kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению, оформлению и защите
420.57kb.
3 стр.
Программа первоначальной теоретической подготовки пилотов сверхлегких воздушных судов
493.51kb.
3 стр.
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ Санкт-Петербург 2005
380.5kb.
3 стр.
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине
234.06kb.
1 стр.
Метод построения и информационно-математическое обеспечение бортовой автоматизированной системы снижения риска выкатывания воздушных судов на пробеге
268.5kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; 3 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)
299.96kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.