Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10 ... страница 12страница 13 часть, то она теряет свое влияние в обществе. Организовать избирательную компанию, сформировать правительство, создать оппозицию
- это действия партии по реализации этой функции. Партия - это школа формирования и ротации кадров. В отличие от административного аппарата, который обезличен и закрыт, партия является открытой, проницаемой и персонифицированной системой. В ее деятельности большую роль играет личность политика. Кадры, воспитанные партией, являются универсализированными политиками. Партия обеспечивает ротацию кадров. В этом процессе велика роль конкуренции. Партия не может позволить, чтобы в ней действовали бездарные личности. Если партия не может обеспечить отбор и подготовку политических лидеров, то ей на смену приходит другая политическая сила. В современных условиях партии: 1.стимулируют активное участие граждан в политической жизни; 2. оказывают влияние на формирование общественного мнения; 3. развивают политическую культуру граждан и содействуют их политическому образованию; 4.обеспечивают постоянную связь между гражданским обществом и государством; 5.выдвигают кандидатов на выборах в органы власти и оказывают им всяческую поддержку; 6.участвуют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации; 7.оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения и позицию граждан. Через своих представителей они влияют на политическую деятельность парламента и правительства, представительных и исполни- тельных органов власти, нередко становятся своеобразными катали- заторами социальных процессов и деятельности властных политических структур. Можно выделить следующие признаки партии:
Партии обладают целым рядом самостоятельных черт. В отличие от организации, движения они имеют свою идеологическую доктрину, программу, устав, закрепляющий строение партии, четкость границ членства, центральные руководящие органы и местные организации. Борьба за власть является главным содержанием деятельности политических партий. Партия всегда стремится определить свой политико-правовой статус: отношение к государству, режиму, формам правления. Движение - образование гораздо менее формализованное и более свободное. Ему не требуется четкая идеология. Движение не нуж- дается в уравновешенных структурах, разветвленной и напряженно функционирующей сети местных отделений, в постоянной рутинной работе функционеров всех уровней. Основное его отличие от политической партии связано с участием партии в осуществлении государственной власти, в то время, как движение не стремится к непосредственному участию во власти и не выполняет ролей, с этим связанных. Партии имеют сложную внутреннюю структуру. Длительная история существования партий выявила следующие элементы:
Существенная роль в жизни партии и усилении ее политического веса принадлежит лицам, поддерживающим партию на выборах (партийный электорат), сочувствующим ее программным установкам, а также меценатам, ока- зывающим партии материальную поддержку. Все эти группы по-своему влияют на осуществление партией своих функций, усиливают или уменьшают ее авторитет, способность воздействовать на государственные органы. Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов привело к возникновению раз- личных партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функциями, характером деятельности. Современная типологиза- ция партий базируется на нескольких критериях. Ядром типологии партий остается разработанная французским ученым ХХ века - М. Дюверже - бинарная классификация. М.Дюверже в своем произведении «Политические партии» разделил все существующие партии на кадровые и массовые. Они различаются по типу связей, соединяющих гражданина с партией и по своей внутренней структуре. Кадровые партии - немногочисленные по составу, но их члены активны и влиятельны. Наверху такой партии находится группа бо- ссов – заслуженные деятели, лидеры, контролирующие работу партии. Организации на местах не упорядочены, слабы. Это элитарные, чисто электоральные партии. Их деятельность резко активизируется в период предвыборной компании и замирает между выборами. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. В финансировании партии велика роль спонсоров, пожертвований. В электоральной массе число сторонников такой партии может превышать в десятки раз ее численность. Стать членом такой партии - это значит, прежде всего, поддерживать ее на выборах. Примером кадровых партий является Республиканская и Демократическая партии США. Массовые партии имеют сложную организационную структуру и весьма многочисленных последователей. Главным источником финансирования являются членские взносы. Возможно коллективное членство. Внутреннее строение - формально-демократическое, имеет строгую организационную структуру, как на местах, так и в центре. Массовые партии отличаются высокой степенью идеологизирован- ности. Значительное внимание эти партии уделяют идейно- воспитательной работе. Идеология используется для массовой поли- тической мобилизации. Руководство в партии принадлежит профессиональным политикам, партийной бюрократии. Велика роль активистов партии, тех кто повседневно участвует в ее работе. Центр партийной власти находится в самой партии. Массовые партии пользуются реальным влиянием в политической системе. Это, как правило, левые партии коммунистической, социалистической и социал-демократической ориентации. Вот как схематично можно представить организационное строение этих партий. ![]() Второй критерий типологизации – это наличие идеологии. Здесь можно выделить консервативные партии, ориентирующиеся на традиции и респектабельность; либеральные - последовательно защищающие принципы экономического и политического либерализма; -религиозные партии, главный ориентир которых - религиозные постулаты; коммунистические, социал-демократические и ряд других. По месту в политическом спектре эти партии различают как левые, центристские, правые. Однако классифицировать партии по таким принципам в настоящее время трудно, так как по идеологическим взглядам многие из них мало, чем отличаются друг от друга. Сегодня широко обсуждается мнение, что западное общество идет к од- ной общенациональной идеологии . Классификация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму. По этому критерию выделяются правящие и оппозиционные партии, парламентские и внепарламентские партии, легальные и нелегальные партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции партии. По отношению к существующей действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные. В зависимости от того, намереваются ли они сохранить существующее положение дел, частично изменить его или радикально преобразовать. Партии различаются также по принципу внутренней организации: централизованные и децентрализованные, единоличного и коллективного руководства. Предложенные критерии классификации нельзя рассматривать в качестве застывших схем, тем более, что одна и та же партия может быть рассмотрена под различными углами зрения, классифицирована по разным основаниям. В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий, складывается партийная система. Партийная система - это способ взаимодействия различных партий в борьбе за власть. Важнейшим критерием, используемым при классификации партийных, систем является количественный критерий. Выделяют три основных вида партийных систем в демократическом государстве: двухпартийная система, система "двух с половиной партий" и многопартийная. Двухпартийная система (США, Австралия, Великобритания) обеспечивает одной из двух партий большинство мест в парламенте, избираемом прямым всеобщим голосованием. Такое парламентское большинство гарантирует устойчивость правительства и делает возможным наиболее полное представительство интересов граждан. При такой системе может существовать множество партий, но только две оказывают определяющее влияние на политическую жизнь страны и соревнуются между собой. Каждая из них имеет свой взгляд на власть и общественное развитие, но они сходятся в главном — каждая рассчитывает властвовать одна, не нарушая заведенный порядок. Система "двух с половиной партий" - заключается в том, что рядом с двумя основными партиями существует третья, без поддержки которой ни одна из них не может прийти к политической власти. Именно эта третья партия и определяет успех одной из конкурирующих политических сил, а также политическую ориентацию правительственной коалиции. Например, партийная система ФРГ действует по таким принципам. Многопартийная система характеризуется присутствием в политической системе нескольких партий, заключающих между собой правительственные коалиции, так как ни одна из этих партий, даже при наличии у нее приемлемой для значительной части избирателей программы, не способна выступить в качестве представителя всей на- ции и поэтому не может формировать правительство без привлечения поддержки представителей других партий. Нередко такая фр- агментарность обрекает парламентские коалиции на неустойчивость, а правительство на постоянную нестабильность. Примером может служить весьма нестабильная партийная система Италии. В такой системе всегда имеются партии, предпочитающие играть принципиальную роль в оппозиции. Сравнительный анализ достоинств и недостатков двухпартийной и многопартийной системы издавна занимает политологов. Большинство склоняется в пользу первой из них, так как она способствует постоянному смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постоянному переходу на более умеренные позиции. Двухпартийная система благоприятствует "управляемости" государства и политическому реализму, снимая в известном смысле налет демагогии с политики, так как является источником определенного общественного согласия. Несомненным преимуществом такой системы является также и то, что она облегчает избирателю выбор при голосовании. Двухпартийные системы продемонстрировали уровень стабильности и эффективности, которого в многопартийной системе добиться очень трудно. Однако, в качестве преимуществ многопартийной системы можно отметить ее многообразие и гибкость. Но самый весомый аргумент в ее защиту состоит в том, что во многих странах иная конфигурация партийной системы просто невозможна. Процессы радикального реформирования России вызвали к жизни новые общественно-политические движения, партии и их объединения. Перестройка способствовала развитию общественно- политического самодеятельного движения, которое определялось общим содержанием динамики политической ситуации. Она характеризовалась политизацией широких масс, усилением социальной напряженности, снижением влияния в массовом сознании коммунистической идеологии. Одновременно усиливается влияние социал-демократических и либеральных идей. Именно в этот период начинается процесс становления многопартийности, который проходит в три этапа. Первый приходится на 1985 - 1987 годы, когда возникают "неформальные движения", преимущественно в кружковой форме. Это были малочисленные организации, объединявшие людей с самыми разными идеологическими взглядами, объединенные, в основном, на антибюрократической платформе. Второй этап: 1987 конец 1989 года характеризуется ростом влияния "народных фронтов", появлением многочисленных клубов, ассоциаций. Усиливается политизация самостоятельного движения, идет процесс размежевания и поляризации в самостоятельной среде. На третьем этапе с весны 1989 года и по настоящее время происходит бурный процесс образования политических партий различной направленности, создания партийных блоков, союзов, коалиций. Политические партии современной России пока что переживают период своего становления, поиска надежных социальных опор, привлекательных для масс целей, мотивов, лозунгов движения. Многие из вновь образовавшихся партий малочисленны, имеют элитарный характер членства, характеризуются отсутствием массовой базы, аморфностью организационных структур. Они не стали , как на Западе, основным политическим институтом самоорганизации общества. Способ образования российских партий отличается от западного образца. Для него характерно сочетание трех элементов: наличие популярного или имеющего хорошие шансы на популярность лидера; использование государственного финансового и информационного ресурса; действующая структурная основа в виде региональной власти и ее клиентелы. Формирование политических партий, начавшееся в России в конце 80-х годов ХХ века, продолжающееся и в настоящее время, вызвало появление на политической арене более пяти тысяч партий и движений. Это позволило оформиться многопартийной системе страны. Однако судьба многих партий оказалась недолговечной. Некоторые из них прекратили существование или резко ослабили свое влияние. Подтверждением этому являются результаты последних выборов в Государственную Думу 2003года. Только четыре парламентские партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и блок «Родина» по результатам выбороы смогли представить свои фракции в Государственной Думе. Они же сумели подтвердить свое влияние на выборах в законодательные собрания субъектов Федерации. Это стало возможным благодаря наличию разветвленной региональной сети и грамотно построенной избирательной кампании. Однако и здесь не обошлось без потерь. КПРФ уменьшила свое присутствие в законодательных собраниях страны и потеряла значительную часть своего электората образца 90-х годов. Ослабление влияния КПРФ в течение последнего времени определяет новую роль коммунистической партии. Коммунисты получают неформальный статус «партии номер два» в российской партийной системе. Она аккумулирует значительную часть протестных настроений, но при этом не поддерживает радикализма. Ограниченность влияния КПРФ в политической жизни России во многом объясняется невозможностью ее социал-демократизации, которая могла бы серьезно повлиять на омоложение электората этой партии, создание более привлекательного имиджа и становление двухпартийной системы . Значительную роль в окончательном оформлении партийной системы России играет ЛДПР, которая с 1993 года остается реальной политической силой. Переход к пропорциональной системе выборов на федеральном уровне может усилить позиции этой партии, что во многом объясняется высоким уровнем популярности ее лидера. Сюрпризом стало появление в Парламенте партии «Родина», возникшей незадолго до выборов с ярко выраженной националистической идеологией. Особое место в партийной системе занимает «Единая Россия», которя сумела вытеснить остальные партии и занять доминирующее положение . «Партия власти» - одна из самых обсуждаемых проблем в современной политической науке. Появление такой партии - это общее явление , затронувшее многие страны постсоветского пространства. «Партия власти» - это особое образование, которое участвует в электоральном процессе и решает специфические задачи, которые появляются у исполнительных структур в период демократических изменений. Однако, существует и другая точка зрения , которая утверждает, что природа данного явления не партийная, а властная, что самым непосредственным образом связано с природой власти в России. Последняя выступает доминирующим субъектом русской истории и политики. И только когда ресурс власти существенно уменьшается, она вынуждена допустить на историческую арену другие субъекты. Именно в это время как часть самой Власти возникает «партия власти», появление которой свидетельствует о способности Власти адаптироваться к изменяющимся условиям. Именно «партии власти» выполняют ряд таких важных и ответственных функций, как легитимация власти ее представительства. Она действует в рамках партийной системы страны, что позволяет власти добиваться электорального преимущества и поддерживать свое преобладающее положение в обществе. Власть заинтересована в максимальном влиянии этой партии в законодательной власти и партийной системе. Следует отметить, что «партия власти» выражает интересы не государства, а правящей части политической элиты. Смена политической элиты приводит к недолговечности таких образований и заставляет партийных функционеров плавно перетекать из одной «партии власти» в другую. Если же оценивать вид современной партийной системы России, то можно полностью согласиться с мнением ряда авторов, что у нас в настоящее время сложилась так называемая полуторапартийная система при доминировании «партии власти». Однако следует отметить, что процесс формирования многопартийной системы в России пока не завершен, он идет сложно и противоречиво. Вопросы для обсуждения
Литература
4.
5. Глебова И.И. Партия власти. //Полис. 2004, № 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, невозможно без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Известно, что в современном демократическом обществе основной формой политического участия большинства граждан является участие в выборах. Выборы - это поистине необходимое условие демократии. Во Всеобщей Декларации прав человека, провозглашенной и принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948года, говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» Выборы в органы политической власти являются важнейшей частью политического процесса при демократическом политическом режиме. Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов. Демократические выборы определяются целым рядом принципов, которые обеспечиваются избирательным правом.
Демократические принципы избирательного права включают:
Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах. Независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, образования, уровня дохода, конфессии или политических убеждений, все граждане имеют активное, в качестве избирателей, и пассивное, в качестве кандидатов, право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством избирательных цензов: возрастным, имущественным, моральным, цензом оседлости, цензом недееспособности. Цензы пассивного избирательного права обычно жестче права активного. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, при достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов в органы власти должен быть выше. Имущественный ценз в ряде стран предполагает обладание имуществом или доходом определенной ценности. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен так же ценз оседлости, предусматривающий проживание на данной территории не менее определенного законом срока в качестве условия допуска к выборам. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически нездоровых лиц, что должно быть подтверждено судебным решение. Равенство выборов реализуется в том случае, если обеспечена единая норма представительства. Каждый избиратель имеет только один голос. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные характеристики не должны влиять на положения гражданина как избирателя. Законодательство практически всех стран обязывает соответствующие органы образовывать равные избирательные округа, чтобы каждый депутат избирался равным числом избирателей. Только тогда избирательное право действительно является равным. Но на практике этот принцип легко нарушить, например, с помощью так называемой «избирательной географии». Органы уполномоченные производить разделение территории на избирательные округа способны и нередко делают это таким образом, чтобы увеличить представительство той или иной политической силы или партии в выборных органах власти. Смотрите также: Учебное пособие 28365942 Москва 2008 ббк 66. 0 П 50
2984.78kb.
13 стр.
Учебное пособие на английском языке Для студентов юридического факультета Москва
160.1kb.
1 стр.
Учебное пособие на английском языке Для студентов юридического факультета Москва
176.81kb.
1 стр.
Учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20 Л. Е. Балашов
4268.77kb.
44 стр.
Учебное пособие характеризует вклад в мировую культуру русских писателей XX века, который отличается своей трагичностью. Литературный процесс минувшего века раскрывается во всем его многообразии и развитии
49.46kb.
1 стр.
А. А. Андреев Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) (Часть 2) Москва, 2000 ббк 74. 00 А 49 Андреев А. А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика). Учебное пособие
2244.66kb.
12 стр.
Учебное пособие Москва, 2008 Оглавление
6752.53kb.
119 стр.
Учебное пособие для студ пед вузов: в 2-х кн. /М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2008. Кн. 1-2
145.36kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Под редакцией к ю. н профессора И. А. Горшеневой Москва Мосу мвд россии 2009 ббк кузнецова, Н. Н
1119.69kb.
10 стр.
Зло Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений москва 2008 Терроризм – зло
904.72kb.
4 стр.
Учебное пособие (Краткий курс) Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2003
2201.34kb.
16 стр.
Учебное пособие Москва • «Логос» • 2001 (091) ббк 87. 3 К19 Канке В. А 2922.03kb.
23 стр.
|