Главная
страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13

Объективными признаками существования политического лидера являются:

  • популярность или известность лидера среди широких слоёв населения или определённых социальных групп;

  • наличие у лидера понятной политической программы, отвечающей интересам соответствующих слоёв населения;

  • проведение лидером активных, последовательных, открытых политических действий, направленных на осуществление своей программы.

Процесс становления лидера в значительной степени зависит от способа получения власти. Типология политического лидерства по способам получения власти восходит к типологии господства, предложенной М. Вебером. Немецкий ученый выделил три основных типа господства: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. Поскольку принцип господства лежит в основе лидерства, то можно говорить о традиционном, харизматическом и легально-рациональном лидерстве.

Традиционное лидерство основано на получении власти в соответствии с традицией. Традиционное лидерство рассматривается как проявление нерушимой традиции, существующей испокон веков в обществе. На вопрос о том, почему власть принадлежит именно этому лидеру, следует ответ, что так было всегда.

Характерные черты традиционного лидерства:

  • люди подчиняются своему лидеру на протяжении многих поколений;

  • при получении власти в обществе действует принцип «традиция – это закон»;

  • если лидер выходит за рамки традиции, то он может потерять власть, а его действия могут трактоваться как «традиционалистская революция».

Формой традиционного лидерства является любая монархическая династия. Типичным традиционным лидером выступает наследный монарх, а политическим лидерством – монархия. Монарху подчиняются как наследнику, который провозглашает верность существующей традиции. Другими словами, традиционное лидерство – это механизм, позволяющий традиции навязывать свою волю. Но М. Вебер предупреждал, что превращение традиции в артефакт, по сути, является очень опасным, так как ведёт к отказу от нововведений, забвению истоков и сокрытию отклонений. Таким образом, традиционный лидер получает власть и возможность господствовать по традиции, что, в конечном счете, имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Харизматическое лидерство – это получение власти на основе веры в исключительные способности лидера.

Слово «харизма» в переводе с древнегреческого языка означает «божий дар». Харизматичный человек – это тот, кто обладает определенным даром в виде исключительных, неординарных, выдающихся качеств.



Харизматическое лидерство обладает следующими чертами:

  • оно носит сугубо личностный характер и отличается фанатичной преданностью последователей своему лидеру;

  • при харизматическом лидерстве можно наблюдать чрезмерное преклонение перед лидером и приказами, исходящими от него;

  • любовь людей к харизматическому лидеру иррациональна и практически необъяснима, она не знает границ и простирается вплоть до обожествления лидера и создания культа его личности.

Культ личности – это представление политического лидера в героическом, подчас даже богоподобном свете. Приписывая лидеру наиглубочайшую политическую мудрость и непогрешимость, культ личности порождает ситуацию, в которой любая критика или инакомыслие расцениваются либо как измена национальным интересам, либо как разновидность психического нездоровья. Преклонение перед лидером может доходить до ритуального идолопоклонничества. На практике всегда очень важно знать ту грань, за которой обычная пропаганда, имеющая место во всех режимах, перерастает в культ личности лидера, так как культ личности открывает возможность превращения харизматического лидера в беспощадного диктатора, наделённого исключительными полномочиями. Неслучайно говоря о харизматических лидерах, на ум приходят такие личности, как В.И.Ленин, И.С.Сталин, А.Гитлер, Мао Дзедун, Ш.де Голль и другие.

В современных условиях получение власти на основе выдающихся качеств должно быть свободным. Люди наделяют харизматического лидера властью не под действием угрозы и не с целью добиться вознаграждения, а потому, что испытывают на себе притяжение непреодолимой силы его личности. Харизма представляет собой форму лидерства, которая достигает максимальной эффективности власти, так как благодаря беспредельной любви сторонников, все начинания лидера встречают понимание и поддержку, что означает полное отсутствие сопротивления его власти. Вот почему современные амбициозные политики стремятся выглядеть как харизматические лидеры, способные решать любые вопросы.



Рационально-легальное лидерство основывается на получении власти по закону. Здесь лидер выступает носителем определённой политической функции, необходимой с точки зрения функционирования системы.

Типичным представителем рационального лидерства является чиновник (функционер), который подчиняется определённому закону и старается обеспечить его соблюдение. Поэтому рациональное лидерство часто называют законным. Законное лидерство может относиться как к узкой, так и к широкой группе людей, например, начальник небольшой организации или президент государства. Законное или рациональное лидерство, другими словами, это обезличенная власть закона.



Основные характеристики законного (рационально-легального) лидерства:

  • господство лидера не может распространяться на то, что не предусмотрено законом. Например, у министра, генерала, служащего - своя сфера господства;

  • поскольку рациональное лидерство неразрывно связано с изданием указов, приказов, как в устной, так и в письменной форме, постольку законное лидерство можно назвать бюрократическим, не придавая этому термину уничижительного смысла;

  • рационально-легальное лидерство становится неизбежным на индустриальной стадии развития общества.

Наглядно сопоставить три типа лидерства можно следующим образом:



Типы лидерства

Традиционное

лидерство



Харизматическое

лидерство



Рационально-легальное

способ получения власти

На основе традиции

На основе харизмы (выдающихся качеств лидера)

На основе закона

Наименование лидера

Господин

Вождь

Вышестоящий

начальник



Наименование подчиненных

Слуги или подданные

Сторонники и последователи

Граждане

Отношение подчиненных

Уважение

Эмоции (любовь, страсть)

Разум


Подводя итог типологии лидерства, необходимо отметить, что ни один тип господства не существует в чистом виде, а значит, ни один тип лидерства не существует автономно. Например, монарх, как традиционный лидер, может быть одновременно и харизматическим лидером, если он является яркой личностью, а также и законным лидером в стране, где монархия признана государственным строем. При определении типа лидерства нужно выделить главную движущую силу, основной способ получения власти лидером, который и позволит правильно идентифицировать тип лидерства.

Получив власть, политический лидер должен её осуществлять. Можно перечислять большое количество способов и методов осуществления власти лидером, которые составляют сущность понятия – стиль деятельности лидера.

Стиль деятельности – это типичная для лидера манера поведения и осуществления власти. Стиль деятельности лидера или как часто говорят, стиль руководства, зависит от многих причин, прежде всего от целей и задач лидера, от способа прихода к власти, от более широкой политической культуры общества. Традиционно в политологии принято выделять авторитарный и демократический стили.

Авторитарный стиль деятельности – это:


  • единоличное воздействие лидера на коллектив при использовании жестких мер руководства;

  • это всегда управление «сверху», при котором лидер действует без оглядки на общественное мнение;

  • использование лидером кратких деловых распоряжений и запретов без снисхождения;

  • четкий язык и неприветливый тон;

  • позиция лидера никогда не обсуждается, а его мнение всегда остаётся решающим.

Демократический стиль деятельности:

  • допускает других членов коллектива к процессу выработки и принятия решений;

  • учитывает мнение коллектива и его интересы;

  • распоряжения лидера звучат в форме предложений, сухая директивная речь сменяется товарищеским тоном;

  • позиция руководителя выносится на обсуждение.

Необходимо сказать, что сегодня предпочтение отдается демократическому стилю деятельности, а авторитарный стиль постепенно уходит в прошлое.

В 1978 году американский ученый Дж. Мак-Грегор Бёрнс в своей книге «Лидерство» выделил и обосновал еще три стиля деятельности лидера: стиль невмешательства, стиль координатора и стиль реформатора.



Стиль невмешательства основан на передаче многих властных полномочий нижестоящим организациям, заместителям и помощникам. Примером такого лидера может служить американский президент Р.Рейган, который мало интересовался повседневными делами своей администрации. Похоже, что и Дж.Буш-младший склонялся к такому же стилю руководства, делегируя большие полномочия своим ключевым советникам, пока так называемая «война с терроризмом» не заставила его принять более активный стиль лидерства.

Важно заметить, что стиль невмешательства не предусматривает полного отхода лидера от процесса руководства, наоборот этот стиль предполагает лидерство идеологического характера, разработку стратегического взгляда на вещи. У стиля невмешательства есть ещё одна сильная сторона - поскольку подчиненным дается большая самостоятельность, то легко возникает командных дух, сплоченный коллектив, коллективная ответственность, в то время как сам лидер, устранившись от повседневных забот, может сосредоточиться на решении более важных политических проблем. Слабой стороной этого стиля является то, что министрам и высшим государственным служащим предоставляется практически бесконтрольная свобода.



Стиль координатора предполагает более активное и ревностное участие лидера в повседневном течении государственного управления, хотя при этом лидеры такого типа исходят из чисто прагматических соображений – сохранить единство в рядах своей партии, выдержать единую линию в правительстве, избежать столкновений и конфликтов. Образно таких лидеров можно назвать посредниками, которые постоянно примиряют оппонентов, ищут компромиссы, уравновешивают мнения. В таких лидерах всегда есть что-то от менеджера или технократа: для них важно только то, что происходит «здесь и сейчас» без формулирования глобальных представлений о том, каким должно быть общество в конечном итоге. Поэтому лидеры, использующие стиль координатора, часто выглядят беспринципными и политически аморфными. Так, Дж.Буш-старший на президентских выборах 1992 года заявил, что не понимает таких вещей как «стратегическое видение», чем нанес ощутимый ущерб своей репутации.

Стиль реформатора. Лидеры этого типа – вдохновители, преобразователи, вожди. Им присущи не только идеологические убеждения, но и политическая воля к тому, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Они не ищут компромиссов, они ведут за собой общество. Так генерал де Голль перевернул представления о политическом лидерстве, создав президентскую Пятую республику, и выступив роли «отца нации» и «лидера всей Франции». Аналогичный стиль руководства был присущ М.Тэтчер, которая пришла к власти под лозунгом «правительство убеждений». Сегодня частое использование таких понятий, как голлизм и тэтчеризм, свидетельствует о том, какой глубокий след оставили эти лидеры в политике.

С помощью реформаторского стиля легче проводить радикальные реформы социального, экономического и политического характера – и в этом его достоинство. Однако, он чреват тенденцией к авторитаризму и к жесткой идеологической бескомпромиссности.

К каким бы стилям ни прибегали политические лидеры сегодняшнего дня, понятно одно – перед ними стоят более сложные проблемы, чем когда-то перед их предшественниками. Современное развитие предъявляет к лидерам всё новые требования, которые принято называть вызовами эпохи. В зависимости от того, как лидеры реагируют на эти вызовы, так общество и относится к политике вообще.

Проблемы современного лидерства.

Первая проблема, с которой сталкиваются современные лидеры, состоит в том, что само общество стало более сложным, из общественного сознания уходят ясные и понятные традиционные представления, «придумать легенду», вдохновить людей и повести за собой сегодня намного сложнее, чем прежде.

Вторая проблема связана с тем, что общество становится всё более разнообразным и фрагментированным, поэтому лидерам всё сложнее предложить программу, основанную на общей культуре и общих ценностях, которая устраивала бы всех или хотя бы большинство.

Третья проблема – в глубоком разрыве между «политическим» и «неполитическим» мирами, ибо сегодня политические лидеры - это карьерные политики, по своему мироощущению, целям и задачам далекие от массы рядовых граждан. Для простых людей – политики «где-то там, далеко». А если в обществе нарастает отчуждение от политики, то и лидеров оно начинает искать совсем в иных сферах.

Тем не менее, лидерство остаётся одним из самых древних и важных институтов человечества. Политическое лидерство – это управление и руководство, движение во главе общественных интересов и событий. Общество не может существовать без политических лидеров так же, как оно не может существовать без власти и управления. Генерал де Голль в своё время говорил, что люди не могут жить без двух вещей: без пищи и политических лидеров. Такая высокая значимость деятельности лидеров связана с теми функциями, которые они выполняют в обществе.

Функции политического лидера.

1.Научно-практический анализ и оценка ситуации, сложившейся в регионе, стране, мире.

2.Инициирование обновления, генерирование новых идей, определение целей и задач развития.

3.Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать национальное единство, объединять граждан вокруг общей цели и ценностей.

4.Принятие оптимальных политических решений в интересах общества и государства.

5.Защита масс от беззакония и самоуправства, поддержание порядка и законности.

6.Коммуникация власти и масс, усиление политической и эмоциональной связи с обществом и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства. В условиях современного развития эта функция особенно значима.

7.Мобилизация масс на достижение политических целей и организация практической деятельности людей на выполнение принятых решений.

Все эти многочисленные функции можно разделить на три основные группы: диагностические, директивные и мобилизационные.

Набор и содержание функций зависит от множества общественных факторов. Так, наличие развитых социальных институтов, зрелое гражданское общество, высокий уровень гражданской активности в значительной степени ограничивают распространение деятельности политических лидеров. В то же время, роль политических лидеров всегда возрастает в обществах, осуществляющих радикальные преобразования, как, например, сегодня в России.



В нестабильных обществах деятельность политических лидеров обретает особый смысл и статус. Политические лидеры персонально олицетворяют политический курс развития общества, именно они предлагают варианты перспективного развития и возможные способы выхода из кризиса. Поэтому сегодня от российских политических лидеров всех уровней и типов требуется:

  • способность выявлять и формулировать жизненно важные интересы россиян, российского государства и общества;

  • умение обозначать новые политические цели и задачи, разрабатывать эффективные программы по выходу России из тяжелейшего системного кризиса, по возрождению экономики и утверждению политической демократии.

  • наличие политической воли и желания что-либо изменить в лучшую сторону.

  • умение вселять веру и оптимизм в россиян, на деле доказывать верность и правильность выбранного курса.

Подводя итог, можно сказать, что сегодня политическое лидерство представляет собой процесс взаимодействия, в ходе которого лидеры выражают интересы своих сторонников и в силу этого обладают властью и престижем, а их сторонники добровольно отдают им часть своих полномочий для реализации собственных интересов. Тем не менее, многие политологи и публицисты не перестают говорить о загадке или тайне лидерства, которая заключается в том, что именно лидеры, поднявшись над общей массой, способны нести в себе дыхание и биение пульса современной эпохи.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем сущность лидерства с точки зрения политологии?

  2. Какие теории происхождение лидерства принято выделять? Какая из теорий наиболее точно объясняет происхождение феномена лидерства?

  3. Какие типы лидерства можно классифицировать по способу получения власти?

  4. Стиль деятельности – это результат свободного выбора лидера или веление времени? Каковы достоинства и недостатки различных стилей деятельности лидера?

  5. Какие функции призваны выполнять политические лидеры в обществе? В чем специфика роли политических лидеров в современной России?


Литература

  1. Вебер М. Политика как призвание и профессия. – М., «Прогресс», 1990.

  2. Имидж лидера. Психологическое пособие для политика. – М., «Николо-Медия», 1994.

  3. Майроф Б. Лики демократии. Американские лидеры. – М., «Инфра – М», 2000.

  4. Пугачев В.П. Технологии скрытого управления в современной российской политике. // Вестник Московского университета, серия 12, политические науки, 2003, №3

  5. Фреик Н.В. Политическая харизма: версии и проблемы. //Социс, 2004, №12

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА
Теория элит изначально была направлена против идей демократии и социализма, утверждающих социальное равенство людей как основной принцип общественной жизни. Представители теории элит настаивают на том, что существует экономическое, политическое и культурное неравенство, которое является неизбежным и закономерным. В основе теории элит лежит принцип элитизма, согласно которому любое общество разделено на две неравные части: элиту и массы.

Сам термин «элита» происходит от французского «elite», что означает - лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века, он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а с XIX века – для обозначения в социальной структуре «избранных» людей, прежде всего высшей знати. Однако данный термин практически не использовался в общественных науках до конца XIX века, а в США и до 30-х годов ХХ века. Применительно к нашей стране, термину «элита» было отказано в существовании вплоть до середины 90-х годов прошлого века.

Теория элит имела глубокие теоретические и социальные предпосылки для своего возникновения. Ещё в древние времена появились взгляды, отражающие разделение общества на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Идеи элитизма можно найти у Конфуция, Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Г.Гегеля, Ф.Ницше и других.

Классические теории элит возникли на рубеже XIX-XX веков, когда назрела необходимость в объяснении способов взаимодействия высшего слоя общества и простого народа. Представителями классических теорий стали такие ученые, как Г. Моска, В.Парето и Р. Михельс.

Гаэтано Моска – итальянский экономист, социолог и политолог. Один из основоположников элитистского направления в политологии. В произведении «Правящий класс», написанном в 1896 году, Г. Моска показал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих и класс управляемых.

Класс управляющих обладает следующими чертами: всегда малочисленный; осуществляет все политические функции в обществе; концентрирует власть в своих руках; пользуется всеми преимуществами и привелегиями, а значит является правящим классом.

Класс управляемых: более многочисленный; управляется и регулируется правящим классом; обеспечивает общество материальными средствами существования.

Г.Моска утверждал, что правящий класс всегда имеет возможность манипулировать массами и держать их под контролем.

К чертам правящего класса Г. Моска отнёс: способность к управлению людьми, военную доблесть, богатство, знатное происхождение, а также моральное и интеллектуальное превосходство – все те исключительные качества, которые отсутствуют у большинства народа и позволяют правящему классу господствовать. Причем стоящий у власти правящий класс всячески стремится закрепить свое господство и передать его по наследству, если не законно, то фактически.

Необходимо отметить, что Г.Моска не оценивает деятельность правящего класса с точки зрения морали и справедливости, ученый лишь последовательно доказывает наличие этого класса в структуре общества и выполнение им правящей функции.

Независимо от Г. Моски, примерно в это же время, теорию политических элит разрабатывал В.Парето.

Вильфредо Парето – выдающийся итальянский ученый, внесший большой вклад в развитие политической науки. Исходный тезис В.Парето гласит, что люди не равны между собой физически, морально и интеллектуально. Индивиды, добивающиеся высоких результатов в любой области, составляют элиту. В.Парето впервые разделил политическую элиту на правящую и неправящую.

Правящая элита – это те группы, которые прямо или косвенно участвуют в управлении; осуществляют власть в обществе; захватывают все командные высоты.

Неправящая элита, по мнению ученого, обладает всеми характерными качествами элиты, но не имеет доступа к власти в силу своего невысокого статуса и различных социальных барьеров.

Вступив в борьбу за власть, неправящая элита превращается в контрэлиту. Если ей удастся получить поддержку масс, то контрэлита может стать правящей элитой.



Залогом жизнеспособности правящей элиты является циркуляция элит – закон, сформулированный В.Парето, согласно которому необходимо постепенное и постоянное отторжение из рядов элиты людей, утративших способность к управлению, и привлечение в её состав новых талантливых представителей из неправящей элиты. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты и открывает возможность её радикальной смены. Однако даже полная замена лиц правящей элиты не приводит к исчезновению самой элиты как социального слоя.

Согласно В.Парето, существует два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип – «львы» - характеризуются консерватизмом и силовыми методами правления. Второй тип – «лисы» - мастера обмана и политических интриг. Общество, в котором господствует элита «львов» - стабильно, но склонно к застою. Элита «лис» придает обществу динамизм, но характеризуется опасным неравновесием. Общество функционирует оптимально, если в элиту обеспечен приток, как людей первой, так и второй группы.

Новые идеи в теорию элит внёс немецкий социолог и политолог, ученик М.Вебера - Роберт Михельс. Он предложил совсем другой подход к рассмотрению элит, утверждая, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит её.

Законом любой организации является концентрация власти в руках небольшой группы людей, способных доминировать, организовывать, принимать решения в противовес остальным членам организации, зачастую совершено пассивным.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебное пособие 28365942 Москва 2008 ббк 66. 0 П 50
2984.78kb.
13 стр.
Учебное пособие на английском языке Для студентов юридического факультета Москва
176.81kb.
1 стр.
Учебное пособие на английском языке Для студентов юридического факультета Москва
160.1kb.
1 стр.
Учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20 Л. Е. Балашов
4268.77kb.
44 стр.
Учебное пособие характеризует вклад в мировую культуру русских писателей XX века, который отличается своей трагичнос­тью. Литературный процесс минувшего века раскрывается во всем его многообразии и развитии
49.46kb.
1 стр.
А. А. Андреев Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) (Часть 2) Москва, 2000 ббк 74. 00 А 49 Андреев А. А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика). Учебное пособие
2244.66kb.
12 стр.
Учебное пособие Москва, 2008 Оглавление
6752.53kb.
119 стр.
Учебное пособие для студ пед вузов: в 2-х кн. /М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2008. Кн. 1-2
145.36kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Под редакцией к ю. н профессора И. А. Горшеневой Москва Мосу мвд россии 2009 ббк кузнецова, Н. Н
1119.69kb.
10 стр.
Зло Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений москва 2008 Терроризм – зло
904.72kb.
4 стр.
Учебное пособие (Краткий курс) Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2003
2201.34kb.
16 стр.
Учебное пособие Москва • «Логос» • 2001 (091) ббк 87. 3 К19 Канке В. А
2922.03kb.
23 стр.