Главная
страница 1
Молчанова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
МОУ СОШ №4, г. Полярные Зори

Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом
Образовательный стандарт второго поколения в разделе «Требования к метапредметным результатам начального общего образования» предусматривает умение современного школьника осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации, т.е. формирование ключевых компетенций, одной из которых является познавательно-информационная.

Данная компетенция включает:



  • способность ставить и решать познавательные задачи;

  • осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации;

  • создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности (рефераты, доклады, сочинения, проекты).

Познавательно-информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

В своем докладе я хочу более подробно остановиться на проектной деятельности учащихся, которая, по моему мнению, способствует эффективному формированию познавательно-информационной компетенции, так как базируется на творческой самостоятельной деятельности ребят. Творчество в начальной школе является одним из приемов создания положительной мотивации учения, достижения успеха всеми детьми, без чего в полной мере не может развиваться личность.

Проектная деятельность предполагает разнообразные цели, наиболее значимыми из которых являются:


  • формирование познавательно-информационной компетенции (умение искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее).

  • развитие самостоятельности (умение ставить цели, прогнозировать результат, планировать работу);

  • развитие личности младшего школьника, формирование потребности к творческому самовыражению;

Все выше перечисленные цели наиболее полно достигаются в работе над исследовательским проектом.

Исследование – это вид деятельности, при котором устанавливается какой-либо факт или выдвигается предположение о возможности его существования.

Этапы исследования:


  • подготовительный (выбор темы);

  • работа с научной литературой;

  • обоснование актуальности исследуемой темы;

  • определение цели исследования;

  • выдвижение гипотезы;

  • выбор методов исследования;

  • постановка задач;

  • составление плана работы;

  • выполнение работы, анализ, обобщение;

  • отчет о работе (защита проекта)

Вашему вниманию исследовательский проект «Жила – была ворона.

О жизни серой вороны в неволе».

Подготовкой проекта стала экскурсия в Живой уголок Дома детского творчества, которым руководит В. Л. Чеботаева. Там ребята повстречали обыкновенную серую ворону с необыкновенной судьбой. Птенцом Каркуша, так прозвали ворону, попала в хищные лапы кошки. Ребята спасли ей жизнь. У вороны было сломано крыло, с тех пор она больше не летает и живет в Живом уголке. Ребята с интересом приняли предложение провести исследование особенностей образа жизни вороны в неволе. Из добровольцев сформировали исследовательскую группу в составе 7 человек. Судьба серой вороны по кличке Каркуша заставила ребят задуматься над проблемой - готовы ли они, ученики 3 класса, нести ответственность за тех, кто полностью от них зависит.

Определили цель исследования - установить особенности поведения и питания серой вороны в неволе.

Ребята предположили, что с изменением условий жизни Каркуши (жизнь в неволе) изменилось поведение и пищевые предпочтения вороны.

Осталось установить, так ли это на самом деле?

Определили два направления: сбор научной информации о вороне, исследование пищевых предпочтений вороны Каркуши с целью сравнения с научными данными.

Выбрали методы и приемы работы:



  • поиск научной информации;

  • наблюдение;

  • исследование.

Научная страничка включила следующие вопросы:

    • место вороны в царстве животных;

    • описание вороны;

    • питание вороны;

    • особенности поведения вороны;

Экспериментальная страничка велась в следующих направлениях:

    • основная пища (рыбу или мясо выбирает ворона);

    • лакомства (какие ягоды предпочитает ворона, хлеб или сухарики, яйца перепелиные или куриные);

    • как ворона реагирует на движущуюся пищу.

Сделали выводы.

Творческая группа класса присоединилась к исследователям с целью изучения литературного творчества о вороне (пословицы, сказки, стихи о вороне), создания рисунков. Так появились литературные странички о вороне и «вороний вернисаж».

Защита проекта состоялась в классе. В зависимости от направления работы ребята были поделены на группы: биологи, экологи, творческая мастерская (вернисаж и литературные сочинения). В группах четко была определена роль каждого участника: командир, ответственные за сбор информации, оформители, защита своего направления в проекте.

Данный проект мы заявили на участие в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», где проект 07.12.2008 года занял 1 место.

В результате работы над исследовательским проектом произошло формирование познавательно-информационных умений:


  • поиск научной информации;

  • анализ и отбор необходимой информации;

  • преобразование, систематизация и сохранение информации;

  • передача информации (презентация продукта познавательной деятельности – проведенного исследования);

Началось формирование гипотетико-дедуктивного мышления, т.е. способности самостоятельно строить гипотезы и делать выводы.

Таким образом, систематическое использование проектной деятельности создает условия и ведет к формированию познавательно-информационной компетенции.



А сейчас несколько приятных минут – фильм о вороне, созданный трудами наших родителей, которые с удовольствием работали в проекте «Жила- была ворона».

Список источников:



  1. Осмоловская И. М.Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования// Директор школы. № 8, 2006,С.64

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения).


4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Требования к личностным результатам формирование мотивации к творческому труду, работе на результат

4.2. Требования к метапредметным результатам


  • овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу
    в познавательную;

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • ;

  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;

  • освоение межпредметных понятий.

4.3. Требования к предметным результатам


С учетом специфики конкретного учебного курса требования к предметным результатам включают:

  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета данной ступени образования;

  • умение ориентироваться в базовых понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени;

  • умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию;

  • умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта, ориентируется на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, инициативность и создает образовательную среду, стимулирующую активные формы познания.


Смотрите также:
Образовательный стандарт второго поколения в разделе «Требования к метапредметным результатам начального общего образования»
76.2kb.
1 стр.
Информация дл родителей о фгос с 01 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения
94.78kb.
1 стр.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
5375.51kb.
21 стр.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
5450.66kb.
26 стр.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования
439.61kb.
1 стр.
Образовательный стандарт начального общего образования I. Общие положения
466.59kb.
3 стр.
Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»
6132.06kb.
32 стр.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования
484.87kb.
3 стр.
Образовательная программа: «Внеурочная деятельность учащихся на ступени начального общего образования»
993.19kb.
4 стр.
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования
3197.34kb.
21 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт
446.8kb.
5 стр.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования (фгос ооо)
49.18kb.
1 стр.