Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

<[Введите текст]>


Международная научно-практическая конференция «Поиск»

Учебно – иследовательский проект

Глас колокола
Секция: Искусство
Антонычева Юлия Александровна

Нефедова Евгения Сергеевна.

студенты 4 курса ГБОУ СПО «МОКИТ»

Рогачева Александра Андреевна

Насонова Кристина Евгеньевна

учащиеся 9 класса МОУ СОШ №1

Руководители проекта -

Калинкина И. А.,

учитель музыки и МХК МОУ СОШ №1

Хохлова Г. Г.

Почетный работник среднего профессионального образования, Лауреат премии Губернатора Московской области, преподаватель педагогической практики Московского областного колледжа искусств и технологий
Егорьевск 2013
Актуальность проекта:

Колокольный звон – неотъемлемое достояние отечественной культуры. Исследование развития и возрождения искусства колокольного звона – огромный вклад в культурное наследие России и воспитание духовного мира подрастающего поколения.



Цель проекта:

изучение музыкального феномена русского колокольного звона для глубокого постижения музыкальной и духовной культуры России.


Задачи:

  • Исследование становления искусства колокольного звона в историческом аспекте;

  • Знакомство с местными традициями колокольного звона;

  • Изучение влияния колокольности на русское музыкальное искусство;

  • Создание учебного комплекта для уроков музыки, МХК, музыкальной литературы.


Гипотеза:

мы предполагаем, что формирование духовного потенциала молодого поколения будет проходить более успешно при освоении им особенностей русского колокольного звона как важнейшего пласта музыкальной культуры России.


Объект исследования:

русский колокольный звон.



Предмет исследования:

процесс становления и развития колокольного звона, его роль в русской музыкальной культуре.


Методы исследования:

изучение исторической и музыковедческой литературы, анализ музыкальных произведений, интервью с руководителем школы звонарей, беседы с звонарями, наблюдение, синтез и обобщение полученной информации.


Практическая значимость:

материалы проекта могут найти применение на уроках музыки, МХК, музыкальной литературы, могут быть использованы на классных часах, лекториях музыкального искусства.


Предполагаемая новизна:

Изучение колокола не только посредством информации из литературы и Интернет-ресурсов, но и учебно-исследовательская деятельность в центрах колокольного искусства.



Этапы работы:

1.Определение темы, проблемы и цели проекта.

2.Распределение направлений работы.

3.Изучение и анализ литературы и материалов Интернета по данной теме.

4. Исследовательская работа в центрах колокольного искусства - Московской школе звонарей И. Дроздихина и Храме Троицы Живоначальной с. Шарапово Шатурского района, принимавшем в 2011году I международный фестиваль колокольной музыки «Звоны Троицкие».

Проект разработан в рамках учебно - исследовательской работы Колледжа искусств и технологий и МОУ СОШ №1 г. Егорьевска по теме: «Духовно-нравственное развитие школьников в поликультурном славянском пространстве». Участники проекта благодарят руководство Школы Московских звонарей в лице И. М. Дроздихина и руководителя программ духовного просвещения Фонда «МЕТА» Д. Шурыгина за помощь в подготовке материалов проекта, предоставление научной литературы и видеофильмов о развитии искусства колокольного звона в России.



Результатом исследовательской работы над данной темой стало издание учебного комплекта, включающее учебное пособие для уроков музыки, МХК, музыкальной литературы, CD диска с записью музыки русских композиторов и DVD диск с видео - записями фильмов о колоколах.

Глас колокола

Учебное пособие для уроков музыки,

мировой художественной культуры,

музыкальной литературы


Данное учебное пособие составлено студентами 4 курса отделения «Музыкальное образование» МОКИТ и учащимися 9 класса МОУ СОШ №1 г. Егорьевска в рамках учебно – исследовательского проекта « Глас колокола». В пособии раскрывается история развития колокольного искусства, рассказывается об истории колоколов, жанровой природе русского колокольного звона, колокольных звонах в творчестве русских композиторов. Материалом, который использовался в качестве научной базы, являются статьи исследователей, писавших об истории колоколов в России в целом, учебное пособие Московской школы звонарей И.М. Дроздихина, литература общего характера, затрагивающая символическую проблематику. Кроме этого, были привлечены материалы учебных фильмов «Секреты колокольного звона» (автор И.М. Дроздихин – директор Московской школы звонарей), «Звоны Троицкие» (автор Д.Шурыгин – руководитель программ духовного просвещения Фонда просвещения «МЕТА»).

Содержание

Из истории колоколов в России ……………………..……………….... 4

О русских мастерах колокольного дела………………………………... 6

Архитектура колокола……………………………………………………. 6

Эстетический и богословско-литургический смысл

колокольного звона……………………………………………………… 7

Указ о «колокольной фамилии»………………………………………….8

Именной колокол – храму………………………………………………..10

Колокола – рекордсмены…………………………………………………11

Устремленные в небо …………………………………………………….12

Колокольное благозвучие……………………………………………… . 12

Исторический подбор колоколов………………………………………..13

Редчайшая профессия в мире – звонарь………………………………..14

Музыка сфер Константина Сараджева……………………………….. 16

К вопросу о колоколе как музыкальном инструменте……………….24

Колокольность - национальная особенность русского музыкального искусства……………………………………………………………………26

Заключение…………………………………………………………………32

Список литературы ……………………………………………………… 32

Приложение………………………………………………………………...34

Из истории колоколов в России
Колокола называют иконами в звуке. Их звон исстари величается в народе гласом архангела. Начало распространения колоколов во всём христианском мире связывают с именем святителя Павлина Милостивого епископа Ноланского. По преданию, епископ Павлин по дороге в монастырь устал и прилег отдохнуть в поле. Во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные цветы – колокольчики, которые издавали мелодичный звон. Вернувшись домой, святитель заказал отлить первые европейские колокола, взявшие для себя форму всем известного цветка. Официально церковный колокольный звон был введен папой Сабинианом (604- 606гг.) Вопрос, откуда пришли колокола на Русь, до сегодняшнего времени остается открытым. Одни считают, что колокольные звоны пришли из Западной Европы, другие родиной колокольного звона считают Византию, третьи говорят, что колокольный звон появился на Руси независимо ни от кого. Ряд исследователей полагает, что родина колоколов – Китай. Действительно, технология бронзового литья там была создана еще в эпоху Ся (XXIII-XVII века до Р. Х.). Из Китая колокольчики могли со временем достичь Запада по "Великому шелковому пути" и по маршрутам "Великого переселения народов", чтобы начать новую жизнь в европейских культурах.

И только русская верующая душа смогла увидеть в маленьком, совершенно чуждой формы, колоколе, пришедшем с запада, весь его глубокий смысл. Придя на Русь вместе с Православием, они соединились с русской народной культурой и приобрели своё национальное отличие и звучание.

О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная с самых древних источников. Первое упоминание о них в русской летописи под 1066 г. связано с Новгородом Святой Софией, с которой полоцкий князь Всеволод снял колокола. В «Слове о полку Игореве» говорится о колоколах полоцких, слышимых в Киеве. О колоколах есть упоминание в былинах киевского и новгородского циклов:

И повели-то Илью да ко виселице

И сопровождають Илью да как Муромца

Со всеми звонами-то церковными...

В "Слове о полку Игореве" упоминаются звучные колокола Полоцка, которые слышны даже в Киеве: "Тому (Всеславу) в Полотске позвониша заутрюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Киеве звон слыша». 1

А первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле относится к 1259 году, когда князь Даниил Галицкий перевёз из Киева в Холм колокола и иконы. До наших дней сохранились два древнерусских колокола домонгольского периода, ещё от тридцати девяти сохранились фрагменты. На некоторых есть надписи русскими, а на некоторых – латинскими буквами.

Латинское название колокола «кампан» объясняют названием провинции, где их начали отливать. Есть версия, что русское слово "колокол" произошло от немецкого "Glocke", которое и переводится как “колокол”. Но некоторые ученые полагают, что это название произошло от старинного русского слова "коло" (“круг, окружность”).

В некоторых словарях – от общеславянского kolkolъ, восходящему к звукоподражательной основе kol. Некоторые учёные считают, что слово «колокол» имеет корень от греческого «колкун», что означает клепало или било. Очень интересные определения даны в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, впервые вышедшем в 1867 году:

«Колокол — звон, кампан; вылитый из меди (с примесью олова, серебра и пр.) толстостенный колпак; с развалистым раструбом, с ушами для подвески и с привешенным внутри билом или языком. Большие колокола употребляются почти только при церквах и потому зовутся также Божьим гласом».

О русских мастерах колокольного дела

Первые колокола на Руси производились иностранными мастерами, но уже в 1194 году в летописи сообщается о появлении русских мастеров. В России в результате многовековой практики сложилась традиция, когда большинство мастеров старались отливать колокола с «русским» профилем, который имеет определённые соотношения диаметра, толщины и высоты и даёт большой тембр (благозвучие) и большую длительность звучания (певучесть). Основным материалом для производства колоколов служит «колокольная бронза», состоящая из 80% меди и 20% олова. Ходящая в народе молва, что добавление серебра улучшает звон колокола, ошибочна и, скорее всего, связана с имеющими серебристый блеск кристаллами олова в местах изломов колокольной бронзы.

В середине XVII века мастера колокольного литья становятся настоящими исследователями-экспериментаторами. Они используют различные формы и размеры колокола, толщину стенок и рисунок с внешней стороны, пытаясь найти оптимальный вариант, позволяющий добиться наилучшего звучания колокола. Только голос колокола позволяет судить об успехе и мастерстве литейщика. В старину не догадывались, что эти опыты будут продолжаться и в начале XXI века. Ведь голос колокола неповторим, как и живая природа.

Архитектура колокола

Колокол может иметь самые различные размеры, форму и способы изготовления. Составные части колокола: хомут, корона, голова, поясок, талия, звуковое кольцо, губа, устье, язык и заплечики.

Важнейший элемент в колоколе – это язык, ударяющийся изнутри о его стенки.

Звук из колокола извлекают тремя способами. Самый древний и простой — удар по внешней стороне колокола. Он распространен и сейчас на Дальнем Востоке (Китай, Япония).

В западноевропейских странах раскачивают непосредственно колокол при свободно подвешенном языке. Любим мы на Руси сделать все по-своему. Даже у нашего колокола свой путь. Оказывается, в древности звонили не обычным способом, дергая язык, а раскачивали сам колокол с помощью шеста - «очепа», то есть путем качания самого колокола, такой способ сохранился в Свято-Успенском Псково - Печерском мужском монастыре. С XVI века в России используют особый «язычный» способ, при котором колокол неподвижно закреплен, а звук извлекают за счет удара языка по внутреннему краю колокола. Русские мастера колокольного литья пришли к выводу, что звучание колокола во многом зависит от его языка — из какого материала он сделан, его формы и веса.

Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона

Колокол на Руси всегда был особо почитаемым предметом, неся духовное и телесное исцеление. Колокольный звон трудно спутать со звоном чего-либо другого. Он представляет собой стройное и точное звучание, т.к. существует большое разнообразие составляющих тонов и звук колокола нельзя описать ни одной, ни даже тремя нотами. Человеческий слух, может разобрать требуемую для него гармонию в колокольном звоне, к которой постоянно добавляется особое сочетание отдельных звуков.

Колокольный звон на Руси возвещал людям о самых разных событиях. По нему они шли не только в церковь: с помощью специального колокола собирали крепостных на барщину; особые колокола звонили, когда преступника вели на казнь; колокола били тревогу, когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель.

Колокола напутствовали воинов на битву, приветствовали знатных гостей, созывали людей на богослужение, свадьбу (венчание), похороны. Звонили, чтобы помочь роженицам во время трудных родов. В корабельный колокол (рынду) звонили во время опасности.

Голоса их неизменно были значительными, поднимавшимися над будничной суетой, призывающими смертных обратиться к чему-то высшему, вечному.Если говорить об их церковной роли, то они служили таким же первостепенным атрибутом христианской религии, как и крест, недаром на Большом колоколе Александро-Невской Лавры патриарх Никон изображён с церковкой в одной руке и с колоколом в другой. Вот как о своих чувствах при посещении колокольни Ивана Великого (долгое время бывшей в Москве самым высоким зданием) в «Панораме Москвы» писал М.Ю.Лермонтов: «…Едва проснётся день, как уже со всех златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов…. О, какое блаженство внимать этой неземной музыке, взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого,… и думать, что весь этот оркестр гремит под вашими ногами, и воображать, что всё это для вас одних, что вы царь этого невещественного мира…. Какое блаженство разом обнять душою всю суетную жизнь, все мелкие заботы человечества, смотреть на мир с высоты!»2

Звон колоколов был завещанием предков, голосом родины. Он воспевал её силу и красоту, напоминал о долге перед ней. Русские люди традиционно отмечали наиболее важные события в своей жизни посадкой дерева, установкой памятного знака, креста, закладкой часовни, церкви, отливкой колокола. Они давали деньги на создание колоколов и безвозмездно передавали их в храмы.



Указ о «колокольной фамилии»

Народ считал колокол существом одушевлённым "Раз, - говорит народная легенда, - везли два колокола, вылитые на одном и том же заводе. При переправе один колокол утонул, не смогли вытащить. Повесили второй колокол. Но звуки его были печальны; в них ясно можно было расслушать слова: "Брат Кондрат на дне лежит, а мне Бог не велит". В России по указу патриарха Иоакима, в 1689 году, о так называемой «колокольной фамилии» колоколам, как и людям, стали давать имена.

Колокола называли в зависимости от положения заказчика — царский, боярский, купеческий, посадский, святительский; это были как бы фамилии, но были еще и имена: «Сокол», «Георгий», «Гавриил», «Неопалимая Купина», «Медведь», «Голодарь», «Гуд», «Переспор»…Но бывали и другие прозвища— не очень благозвучные: «Баран», «Беспутный», «Козел». Так называли колокол, если его звон диссонировал со звоном подобранных колоколов храма. Нередко его ждало незавидное будущее — безмолвное присутствие, но есть и исключения. Колокола «Баран» и «Козел», находящиеся на ростовской Успенской звоннице, были задействованы в звоне на протяжении более трех веков, звонят в них и сегодня. А еще на Руси известны были колокола пленные, ссыльные и даже лыковые. Лыковые (опальные) — это те, которые сначала были разбиты, а затем перевязаны лыком и сосланы. А отправляли их в обители, находящиеся на окраинах русской земли. «Корноухий» был назван так за то, что не имел медных отливных ушей; «Лебедь» - за то, что имел голос похожий на крик птицы; «Голодарь» был отлит в годы неурожаев и эпидемии и звучал в дни великого поста.

В древнем Новгороде на вече народ собирался ударами «вечевого» колокола

Прежде чем подняться на колокольню, колокол всегда освящается священником, то есть ему испрашивается Божие благословение и сила, для чего существует специальный чин освящения, после которого колокольный звон уже не может быть пуст и прост. Вот он и утешает, прекращает бури, освящает своим звоном воздух, а человека укрепляет в благочестии и вере, наставляет молитвою и славословием противостоять диавольским наветам. Слыша колокольный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая благодать Божию и благодаря за нее.

В Европе ситуация стоит совсем иначе. На Западе колокола крестят. Надевают на него крестильную рубашку, обливают святой водой и нарекают ему имя – все как у человека. Если сравнивать русские колокола и европейские, то одно из первых, что бросается в глаза являются надписи, символизирующие о месте и времени отливки того или иного колокола. Замечательно даже то, что на русских колоколах надпись пишется от третьего лица, по типу: «Отлит сей колокол в лето 2012 от РХ мастером Ильей Дроздихиным для храма Николая Чудотворца», а на европейских колоколах надпись пишется от лица колокола «Зовут меня Мария, лил меня мастер Илья Дроздихин, родился я в году 2012».



Именной колокол – храму

Самые разные события служили поводом для отливки колоколов: по обету, в поминовение умерших…. Наиболее распространённой причиной были акты благотворительности. Дарили не только цари и члены царской фамилии, но и купцы, зажиточные крестьян. Дары продолжают поступать и в наши дни.

В 1994 г. Александр Новиков совместно с лучшими уральскими мастерами разработал макеты и отлил на собственные средства колокола в дар для Храма на месте расстрела семьи Романовых. Колокола являются уникальными не только по звучанию и внешней отделке, но и замечательными произведениями искусства, и могли бы быть выставлены для показа в любом музее. Каждый колокол имеет имя - по именам членов царской семьи. Самый маленький - цесаревич Алексей, самый большой (вес около 400 кг) - Николай II.

Дальний родственник династии Романовых, английский принц Майкл Кентский, был настолько потрясён мастерством костромских звонарей, что решил подарить им колокол. Так в Ипатьевском монастыре г. Кострома появился «Царь Михаил», весом в 500 пудов, отлитый в 2007 г. в память предстоящего 400-летия со дня избрания на престол государства Российского царя Михаила Фёдоровича Романова. 2005 году дар Валаамской обители передан самый большой благовестный колокол "Апостол Андрей».

В том же году семь колоколов, отлитых в Воронежских художественных мастерских, переданы в дар Михайло-Архангельскому храму в г. Грозный «в память о погибших и во здравие живых». Колокола отлиты на средства рядовых граждан

В 2008 году в Россию были возвращены старинные колокола Данилова монастыря из гарвардского университета, среди которых 12 –тонный колокол производства знаменитого завода Финляндского.В 2007 году семь колоколов переданы в дар храму Брестской крепости, на каждом из которых отлита надпись: "В память защитников Отечества» – дар от тех, кто понимает, что сила России в достижении межнационального согласия.



Колокола – рекордсмены

До конца 16 века размеры русских колоколов по европейским меркам были, если можно так выразиться, "нормальными". В 16 веке, появляются русские колокола-рекордсмены.

На протяжении 17-18 вв. шло нарастание массы отливавшихся главных российских колоколов - благовестников, размещавшихся в Московском Кремле. Звучащие колокола кроме слышимых человеческим ухом частот излучают ультра- и инфразвуковые волны. Низкие тона колоколов влияют на человека более благоприятно, чем высокие (чаще всего это 129Гц, 258Гц или 321 Гц). Например, Успенский колокол на колокольне Ивана Великого — самый большой звучащий колокол. Конечно, при изготовлении самых тяжеловесных колоколов присутствовал и элемент престижности: чем больше вес колокола, тем выше значение самого храма Отливка церковных колоколов сложный процесс для него требуется немалое мастерство, хитроумные приспособления и специальные правила. Если нарушить их, то колокол получается с неверным дребезжащим звоном.

При Иване Грозном в 1551 году отливается колокол "Лебедь" массой 2.200 пудов (35,2 тонн). В 1600 году Борис Годунов, продолжая это "колокольное состязание" приказал отлить новый главный российский благовестник весом в 3.233 пуда (51, 7 тонн). Колокол мастера Емельяна Данилова, отлитый в 1652 году уже весил 8.000 пудов (130 тонн) - этот колокол в том же году был разбит во время благовестного звона и мастер Александр Григорьев вновь отливает в 1655 г. 10.000-пудовый колокол (160 тонн), известный так же как Царь-колокол. Нынешний Царь-колокол унаследовал его имя. Всего в России к началу 20 века было 39 колоколов весом 1.000 пудов и более. История сохранила около 500 имен русских литейщиков XV-XVII веков. Конечно, не все из них лили колокола, но многие. Самые известные из них: Андрей Чохов, Емельян Данилов, Александр Григорьев, династия Моториных. Именно продолжатель моторинской династии Михаил в 1735 году в Москве отлил 200-тонный Царь-колокол (1200 пудов), так никем до сих пор и не превзойденный по весу. К сожалению, в 1737 году "Царь", находившийся тогда еще в литейной яме, жестоко пострадал во время большого пожара: от него откололся большой кусок, поэтому колокол никогда не звонил. После десятилетий большевизма до наших дней дошло лишь пять из них: два в Ростове Великом, остальные три - Царь-колокол, Большой Успенский и Реут - в Московском Кремле.



Устремленные в небо

Специальные сооружения для подвески колоколов разделяют на звонницы и колокольни. Для того чтобы звуки благовеста были слышны издалека, строили высокие звонницы и колокольни. Чем выше расположены колокола, тем дальше их слышно, особенно, когда нет препятствий для распространения звука. Лучше всего он распространяется над водой.

Самые первые, еще совсем примитивные звонницы представляли собой перекладину, концы которой закреплялись на опорах. К горизонтальной перекладине-брусу крепились колокола. Их суммарный вес зависел от прочности перекладины. В случае необходимости для увеличения несущей способности перекладины можно было увеличивать количество опор. Так появились многопролетные звонницы.

Нередко встречались звонницы, у которых один край размещали на деревянном столбе, а второй был встроен в стену храма. Раскачивали колокола звонари, стоящие на земле.

Колокольный церковный звон — это искусство, и создает его не один колокол, а целый ансамбль. Чем больше размещали колоколов, тем больше они занимали места, да и управлять ими становилось все труднее. Тогда возникла идея размещать колокола ярусами. Так и стали строить колокольни. Со временем колокольни стали символом Православия, являя органичную связь жизни и зодчества. И это объяснимо: в них привлекали независимость, простота и прочность, а это свойственно русскому характеру. Народ видел в них посредников в общении земли с небом.

Колокольное благозвучие

Колокольная звонница – это своеобразный “мини-оркестр”, который по православной традиции условно делится на 3 группы колоколов: малые (зазвонные), средние (подзвонные), большие (благовестники). На открытом пространстве колокольный звон слышен за 60 и более километров (дальше всех раздаются звуки большого колокола – благовестника).

Набор колоколов, располагающийся на колокольне, в прежние времена обозначался термином "звон". Наименьшее количество колоколов в звоне — три: один большой и два поменьше. Чем больше колоколов участвуют в звоне, тем разнообразнее и интереснее он бывает. Хороший, полный звон предполагает участие 9–16 колоколов. Прежде всего, для звона необходим большой колокол, на практике именуемый благовестником. Естественно, чем тяжелее благовестник, тем мощнее будет и звон. К большому благовестному колоколу подбирают второй колокол. Сочетание их как одновременно, так и попеременно будет хорошо совместимо, если их звучание подобрано с интервалом в большую или малую терцию. Второй колокол в звоне зачастую именуют полиелейным. С таким же интервалом к полиелейному колоколу подбирают третий большой колокол — «славословный».

В. И. Даль отмечал, что большие колокола употребляются почти только при церквах, и потому зовутся также Божьим гласом. При православных церквях обычно бывает несколько колоколов разной величины, и у каждого из них своя роль. Колокольный звон — это целая наука. Нужно отметить, что русский православный звон значительно отличается от звонов других концессий. У звонов Западной Европы – мелодические основы. В основе православного звона лежит ритм, темп и характер. Владимир Николаевич Ильин, (философ)писал о том, что мелодия в собственном смысле слова… отступает на задний план или же совершенно исчезает. Отсюда главное достоинство русского колокола – его «благозвучие». «Звонящей молитвой» называл наши колокола американский кампанолог Эдвард Вильямс.



следующая страница >>
Смотрите также:
Международная научно-практическая конференция «Поиск» Учебно – иследовательский проект Глас колокола
774.97kb.
5 стр.
Международная научно-практическая конференция V международные Гольшанские чтения
32.59kb.
1 стр.
I международная научно-практическая конференция «поиск» Фольклорное наследие Владимира Даля. Особенности сказок
206.1kb.
1 стр.
Iii международная научно-практическая конференция «Современные проблемы уголовной политики»
27.56kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования V международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции»
41.13kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования XV международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы медицины»
57.64kb.
1 стр.
Международные конференции, в которых приняли участие преподаватели Удгу в 2006 г. II международная научная конференция «Феномен творческой личности в культуре»
50.58kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования VIII международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии»
43.12kb.
1 стр.
Xi международная научно-практическая конференция «Проблемы и тенденции развития современного общества»
158.57kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования IV международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы физики, математики, информатики»
59.52kb.
1 стр.
Международная научно-практическая конференция
45.02kb.
1 стр.
Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция Международная научно-практическая конференция
138.22kb.
1 стр.