Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13


Материалы к заседанию Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям

«О повышении эффективности использования средств, направляемых на инновационную деятельность»

Минэкономразвития России, 2010



Содержание



Введение 4

1. Поддержка спроса на инновации 7

2. Поддержка предложения инноваций 10

3. Развитие инфраструктуры инноваций 18

4. Поддержка развития приоритетных технологий и наукоемких, высокотехнологичных секторов экономики 28

5. «Инновационные» карты проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства 36

6. «Инновационные» расходы федерального бюджета: динамика параметров в среднесрочной перспективе 38

Приложение 1. 46

Приложение 2. 59

Приложение 3. 66

Приложение 4. 85

Приложение 5. 91

Приложение 6. 104




Введение

Несмотря на увеличение за последние годы государственного финансирования сферы исследований и разработок сложившаяся система поддержки науки и инноваций характеризуется сравнительно низкой эффективностью. Результативность сектора науки и уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в сфере инноваций. Расходы на НИОКР в России оцениваются в 1,04% ВВП (2008 г.) против 1,42% ВВП в Китае (2007 г.) и 2,3% в странах ОЭСР


(2007 г.). Индексы цитирования российских ученых, интенсивность патентной активности, доля на мировом рынке наукоемкой продукции многократно уступает показателям других стран, и этот разрыв усиливается (Приложение 2).

Поставленные в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года целевые показатели, особенно по увеличению частного финансирования НИОКР и коммерциализации технологических разработок, не достигнуты. Усиливается зависимость российской экономики от импорта технологий и know-how («ноу-хау»), т.е. преобладает импорто-ориентированная модернизация при ослаблении собственной оригинальной инновационной компоненты развития (см. Приложение 2).

Наступивший кризис привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы. Вместе с тем решение задачи послекризисного восстановления и перехода к устойчивому росту требует резкого повышения уровня инновационной активности в экономике и конкурентоспособности отечественного сектора исследований и разработок.

Это повышает требования к государственной инновационной политике, которая должна в сложившихся условиях не только обеспечивать эффективную реализацию мер в «сфере ответственности» государства (поддержка фундаментальной науки, образования и т.д.), но и стимулировать вовлечение частного бизнеса и предприятий с госучастием в инновационные процессы, соответствующие требованиям глобальной конкуренции.


Цели и задачи инновационной политики сформулированы в целой серии стратегических документов разного уровня. Во-первых, в Концепции долгосрочного социального экономического развития (КДР) и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Во-вторых, в «специализированных» стратегических документах – Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Комплексной программе научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года, которые разрабатывались и принимались в 2005-2006 годах. Не полностью встроены в эту систему Долгосрочный научно-технологический прогноз, Перечень критических технологий и Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации, которые постоянно обновляются, но слабо влияют на проводимую политику. Между критическими технологиями и приоритетами основных направлений развития науки и техники и президентскими технологическими приоритетами нет достаточной согласованности. Они, частично пересекаясь, конкурируют друг с другом за государственное финансирование.

Действует несколько центров координации инновационной политики, что мешает повышению ее эффективности.

В целом надо отметить, что основное внимание в стратегических документах, и соответствующие действия государства до недавнего времени были сосредоточены на укреплении научного сектора, прежде всего в сфере фундаментальных исследований и высшего образования. В то же время, значительно меньше внимания и финансовых средств было направлено непосредственно на поддержку инновационного бизнеса, в основном, косвенным способом, – путем создания отсутствующих элементов инновационной инфраструктуры.

Слабо развита система поддержки инновационных проектов частных компаний, за исключением ряда мероприятий в рамках федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и «Национальная технологическая база», а также программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Поддержка же предприятий в высокотехнологичных секторах, особенно увеличившаяся в условиях кризиса, в основном была направлена на решение краткосрочных финансовых проблем предприятий и имела слабый инновационный эффект. Такая противоречивость в стратегическом планировании поддержки науки и инноваций пока не позволяет обеспечить полноценный системный эффект от использования созданных инструментов и механизмов поддержки.

В настоящий момент предпринимаются усилия по «горизонтальной» взаимоувязке созданных инструментов и институтов (пример – создание «инновационного лифта» для малых инновационных компаний). В то же время, необходимо поставить вопрос о разработке достаточного краткого, но системного документа, определяющего на основе положений КДР основные принципы и направления государственной политики в сфере науки и инноваций, увязывающего в единую систему все существующие элементы национальной инновационной системы, определяющего долгосрочные ориентиры финансирования сектора науки, исследований и разработок.

Один из основных инструментов государства в проведении такой инновационной политики – расходы бюджета. Причем важен не только сам объем таких расходов, но и механизмы доведения бюджетных средств до экономики, эффективность создаваемых институтов, необходимых для «восприятия» инноваций со стороны экономики.

В настоящее время поддержка из средств государственного бюджета развития науки и инновации с разной степенью эффективности осуществляется в рамках следующих направлений:




  1. Поддержка спроса на инновации;

  2. Поддержка предложения инноваций;

  3. Поддержка инфраструктуры инноваций;

  4. Поддержка развития технологий и наукоемких, высокотехнологичных отраслей и компаний.

По каждому из данных направлений есть как положительный опыт в реализации соответствующих мер, так и проблемы, требующие принятия дополнительных решений.




следующая страница >>
Смотрите также:
«О повышении эффективности использования средств, направляемых на инновационную деятельность»
1973.78kb.
13 стр.
Рекомендуемые количественные показатели, характеризующие цель и результаты реализации инвестиционного проекта
96.53kb.
1 стр.
Закона от 23. 11. 2009 г. №261-фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
40.52kb.
1 стр.
Айтмуханбет есдаулетов экологическая тематика на страницах периодической печати Казахстана в годы перестройки
139.84kb.
1 стр.
О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций
34.72kb.
1 стр.
Закона №261-фз от 23. 11. 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
24.2kb.
1 стр.
Информация о ходе реализации Республиканской целевой программы энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года и эффективности использования финансовых средств за 2010 год
995.27kb.
5 стр.
Контрольно-счетная палата
23.66kb.
1 стр.
Российская федерация ростовская область мартыновский район
128.58kb.
1 стр.
Информация о результатах проверки целевого и эффективного использования средств
43.22kb.
1 стр.
Информация по результатам контрольного мероприятия «Проверка использования средств республиканского бюджета, направленных Министерством образования
41.6kb.
1 стр.
Лекция №19 Оценка эффективности использования мировых ресурсов Учебные вопросы
142.89kb.
1 стр.