Главная
|
страница 1
Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский физико-технический институт (государственный университет)»
МФТИ (ГУ)
Кафедра «Физика высокотемпературных процессов»
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
О. А. Горшков
2012 г.
.
Рабочая УЧЕБНАЯ Программа
по дисциплине: Теоретические и технические основы численного анализа
по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
профиль подготовки: Физика и химия плазмы
факультет: МБФ
кафедра: Физика высокотемпературных процессов
курс: 4 (бакалавриат)
семестры: 8 Экзамен: 8 семестр
Трудоёмкость в зач. ед.: вариативная часть – 3 зач. ед.;
в т.ч.:
лекции: 32 час.;
практические (семинарские) занятия: нет;
лабораторные занятия: нет;
мастер классы, индивид. и групповые консультации: нет;
самостоятельная работа: 32 час.;
курсовые работы: нет;
подготовка к экзамену: 1 зач. ед.
ВСЕГО часов 94
Программу составил: к.ф-м.н., Левашов П.Р.
Программа обсуждена на заседании кафедры физики высокотемпературных процессов
«____» _______________2012 г.
Заведующий кафедрой академик, д.ф.-м.н. В.Е. Фортов
ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.
Вариативная часть, в т.ч. :
|
__3__ зач. ед.
|
Лекции
|
_32_ часа
|
Практические занятия
|
__-__ часов
|
Лабораторные работы
|
__-__ часов
|
Индивидуальные занятия с преподавателем
|
__-__ часов
|
Самостоятельные занятия, включая подготовку курсовой работы
|
_32_ часа
|
Мастер- классы, индивидуальные и групповые
Консультации
|
__-__ часов
|
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
|
__-__ часов
|
Подготовка к экзамену
|
1 зач. ед.
|
ВСЕГО
|
94 часа (3 зач. ед.)
|
Итоговая аттестация
|
Экзамен: 8 семестр
|
-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью освоения дисциплины «Теоретические и технические основы численного анализа» является изучение основ работы с операционной системой UNIX, программирования и решения на компьютерах различных задач вычислительной физики, а также применение полученных знаний и навыков на практике.
Задачами данного курса являются:
-
изучение основ операционной системы UNIX,
-
формирование представлений о языках программирования, изучение особенностей языка программирования C;
-
редактирование, компиляция и линковка программ в операционной системе UNIX;
-
разработка алгоритма, написание программы, отладка и запуск программ для различных задач вычислительной физики;
-
изучение основ параллельного программирования.
-
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Теоретические и технические основы численного анализа» включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к вариативной части профессионального цикла Б.3.
Дисциплина «Теоретические и технические основы численного анализа» базируется на материалах курсов бакалавриата: базовая и вариативная часть кода УЦ ООП Б.2 (математический естественнонаучный блок) по дисциплинам «Высшая математика» (математический анализ, высшая алгебра, дифференциальные уравнения и методы математической физики), блока «Общая физика» и региональной составляющей этого блока и относится к профессиональному циклу. Освоение курса необходимо для разносторонней подготовки бакалавров к профессиональной деятельности, включающей как проведение фундаментальных исследований, так и постановку и решение инженерных задач с использованием современной компьютерной техники.
-
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Освоение дисциплины «Теоретические и технические основы численного анализа» направлено на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных интегральных компетенций бакалавра:
а) общекультурные (ОК):
-
способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей её достижения, к анализу последствий научной, производственной и социальной деятельности (владение культурой мышления) (ОК-1);
-
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию (ОК-2);
-
способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
-
способность к саморазвитию, повышению квалификации, устранению пробелов в знаниях и самостоятельному обучению в контексте непрерывного образования, способность осваивать новую проблематику, язык, методологию и научные знания в избранной предметной области (ОК-6);
-
способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
б) профессиональные (ПК):
-
способность формализовать и решать отдельные части нестандартной задачи в общей постановке (ПК-1);
-
способность к пониманию важности воздействия внешних факторов, и их учёта в ходе исследований и разработок (ПК-2);
-
способность применять основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии, других естественных и социально-экономических науках (ПК-3);
-
способность применять базовую лексику и основную терминологию по направлению подготовки, способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания на русском и английском языках (ПК-5);
-
способность представлять планы и результаты собственной деятельности с использованием различных средств, ориентируясь на потребности аудитории, в том числе в форме отчётов, презентаций, докладов на русском и английском языках (ПК-7);
-
способность планировать и проводить простые эксперименты и исследования, выполнять проекты и задания (ПК-9).
-
конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины
-
основы устройства современной компьютерной техники и принципы работы современных операционных систем;
-
основные принципы работы и основные команды операционной системы UNIX;
-
классификацию языков программирования, требования к языкам программирования для их использования при моделировании задач вычислительной физики;
-
принципы структурного программирования;
-
основы процесса компиляции и линковки программ;
-
классификацию многопроцессорных вычислительных комплексов;
-
основные принципы создания параллельных программ для многопроцессорных вычислительных комплексов с распределенной памятью;
-
основные принципы создания параллельных программ для многопроцессорных вычислительных комплексов с общей памятью.
-
работать с файловой системой операционной системы UNIX в терминальном режиме;
-
редактировать файлы программ с помощью стандартных редакторов операционной системы UNIX;
-
уметь пересылать файлы между компьютерами различными способами;
-
программировать на языках C и/или FORTRAN;
-
компилировать и линковать программы, написанные с привлечением стандартных библиотек;
-
создавать собственные библиотеки подпрограмм и использовать их для написания и компиляции собственных программ;
-
использовать библиотеку GSL для решения стандартных задач вычислительной математики;
-
разрабатывать алгоритмы в соответствии с принципами структурного программирования;
-
разрабатывать простые параллельные алгоритмы, создавать простые параллельные программы для компьютеров с общей и распределенной памятью;
-
запускать параллельные программы на многопроцессорных вычислительных комплексах;
-
эффективно использовать информационные технологии и компьютерную технику для достижения необходимых теоретических и экспериментальных результатов.
-
навыками освоения большого объема информации;
-
навыками самостоятельной работы в лаборатории и Интернете;
-
культурой постановки и моделирования физических задач;
-
навыками грамотной обработки результатов экспериментов и сопоставления с теоретическими и литературными данными;
-
практикой исследования и решения теоретических и прикладных задач;
-
практикой работы в операционной системе UNIX, включая написание, редактирование, отладку и запуск последовательных и параллельных программ.
-
Структура и содержание дисциплины
-
Структура преподавания дисциплины
Перечень разделов дисциплины и распределение времени по темам
№ темы и название
|
Количество часов
|
1. Основы операционной системы UNIX и программирования в этой системе
|
24
|
2. Моделирование различных физических задач
|
28
|
3. Введение в параллельное программирование на современных суперкомпьютерных комплексах
|
12
|
ВСЕГО( зач. ед.(часов))
|
64 часа (2 зач. ед.)
|
Лекции:
№ п.п.
|
Темы
|
Трудоёмкость
(количество часов)
|
1
|
Основы операционной системы UNIX. История, принципы, влияние на другие операционные системы. Структура операционной системы UNIX.
|
2
|
2
|
Основные команды операционной системы UNIX. Работа в командной строке, командный процессор bash. Файловая система операционной системы UNIX, работа с файлами и каталогами, права на файлы и каталоги.
|
2
|
3
|
Процессы в операционной системе UNIX. Способы управления процессами с помощью сигналов, соответствие некоторых сигналов клавиатурным комбинациям. Понятия о потоках в рамках процесса.
|
2
|
4
|
Редактирование файлов, основы редактора vi. Классификация языков программирования, требования к языкам программирования для написания вычислительных программ. Особенности языков программирования FORTRAN и C.
|
2
|
5
|
Компиляция программ на языке C. Основные этапы компиляции, ключи компилятора gcc на каждом этапе компиляции. Ошибки компиляции на каждом из этапов. Понятие о библиотеках, способы создания и работы с библиотеками.
|
3
|
6
|
Система компиляции программ MAKE. Зависимости между файлами, цели, обработка зависимостей. Команда make.
|
2
|
7
|
Принципы структурного программирования. Способы объединения блоков, стандартные блоки. Примеры структурных и неструктурных программ. Отступления от принципов структурного программирования.
|
3
|
8
|
Моделирование случайных процессов. Понятие о методе Монте-Карло. Алгоритм Метрополиса. Задача о перколяции.
|
4
|
9
|
Одномерная модель Изинга. Аналитические формулы для энергии, магнитного момента и теплоемкости. Моделирование одномерной модели Изинга.
|
4
|
10
|
Двумерная модель Изинга. Понятие о фазовом переходе второго рода. Расчет теплоемкости в двумерном случае, зависимость результатов от параметров моделирования, оценка погрешности моделирования.
|
4
|
11
|
Понятие о параллельном программировании. Суперкомпьютеры с распределенной памятью. Библиотека MPI, межпроцессорные обмены. Написание, отладка и запуск параллельных задач.
|
2
|
12
|
Понятие о программировании с общей памятью, технология OpenMP. Краткое описание современных технологий, которые необходимо освоить для эффективного численного моделирования различных физических задач.
|
2
|
ВСЕГО (зач. ед. (часов))
|
32 часа (1 зач. ед.)
|
Самостоятельная работа:
№ п.п.
|
Темы
|
Трудоёмкость
(количество часов)
|
1
|
Основы операционной системы UNIX. История, принципы, влияние на другие операционные системы. Структура операционной системы UNIX.
|
2
|
2
|
Основные команды операционной системы UNIX. Работа в командной строке, командный процессор bash. Файловая система операционной системы UNIX, работа с файлами и каталогами, права на файлы и каталоги.
|
2
|
3
|
Процессы в операционной системе UNIX. Способы управления процессами с помощью сигналов, соответствие некоторых сигналов клавиатурным комбинациям. Понятия о потоках в рамках процесса.
|
2
|
4
|
Редактирование файлов, основы редактора vi. Классификация языков программирования, требования к языкам программирования для написания вычислительных программ. Особенности языков программирования FORTRAN и C.
|
2
|
5
|
Компиляция программ на языке C. Основные этапы компиляции, ключи компилятора gcc на каждом этапе компиляции. Ошибки компиляции на каждом из этапов. Понятие о библиотеках, способы создания и работы с библиотеками.
|
3
|
6
|
Система компиляции программ MAKE. Зависимости между файлами, цели, обработка зависимостей. Команда make.
|
2
|
7
|
Принципы структурного программирования. Способы объединения блоков, стандартные блоки. Примеры структурных и неструктурных программ. Отступления от принципов структурного программирования.
|
3
|
8
|
Моделирование случайных процессов. Понятие о методе Монте-Карло. Алгоритм Метрополиса. Задача о перколяции.
|
4
|
9
|
Одномерная модель Изинга. Аналитические формулы для энергии, магнитного момента и теплоемкости. Моделирование одномерной модели Изинга.
|
4
|
10
|
Двумерная модель Изинга. Понятие о фазовом переходе второго рода. Расчет теплоемкости в двумерном случае, зависимость результатов от параметров моделирования, оценка погрешности моделирования.
|
4
|
11
|
Понятие о параллельном программировании. Суперкомпьютеры с распределенной памятью. Библиотека MPI, межпроцессорные обмены. Написание, отладка и запуск параллельных задач.
|
2
|
12
|
Понятие о программировании с общей памятью, технология OpenMP. Краткое описание современных технологий, которые необходимо освоить для эффективного численного моделирования различных физических задач.
|
2
|
13
|
Подготовка к экзамену
|
1 зач. ед.
|
ВСЕГО (зач. ед. (часов))
|
32 часа (1 зач. ед.) + 1 зач. ед.
|
-
Содержание дисциплины
№
п/п
|
Название модулей
|
Разделы и темы лекционных занятий
|
Содержание
|
Объем
|
Аудиторная работа
(часы)
|
Самостоятельная работа
(часы)
|
1
|
I
основы операционной системы UNIX и программирования в этой системе
|
Основы ОС UNIX
|
Основы операционной системы UNIX. История, принципы, влияние на другие операционные системы. Структура операционной системы UNIX.
|
2
|
2
|
2
|
Работа в командной строке ОС UNIX.
|
Основные команды операционной системы UNIX. Работа в командной строке, командный процессор bash. Файловая система операционной системы UNIX, работа с файлами и каталогами, права на файлы и каталоги.
|
2
|
2
|
3
|
Процессы в ОС UNIX
|
Процессы в операционной системе UNIX. Способы управления процессами с помощью сигналов, соответствие некоторых сигналов клавиатурным комбинациям. Понятия о потоках в рамках процесса.
|
2
|
2
|
4
|
Языки программирования для численного моделирования
|
Редактирование файлов, основы редактора vi. Классификация языков программирования, требования к языкам программирования для написания вычислительных программ. Особенности языков программирования FORTRAN и C.
|
2
|
2
|
5
|
Компиляция программ в ОС UNIX
|
Компиляция программ на языке C. Основные этапы компиляции, ключи компилятора gcc на каждом этапе компиляции. Ошибки компиляции на каждом из этапов. Понятие о библиотеках, способы создания и работы с библиотеками.
|
3
|
3
|
6
|
II
моделирование различных физических задач
| Система компиляции программ MAKE
|
Система компиляции программ MAKE. Зависимости между файлами, цели, обработка зависимостей. Команда make. Пример компиляции реального проекта.
|
2
|
2
|
7
|
Принципы структурного программирования
|
Принципы структурного программирования. Способы объединения блоков, стандартные блоки. Примеры структурных и неструктурных программ. Отступления от принципов структурного программирования.
|
3
|
3
|
8
|
Моделирование случайных процессов
|
Моделирование случайных процессов. Понятие о методе Монте-Карло. Алгоритм Метрополиса. Задача о перколяции.
|
4
|
4
|
9
|
|
Одномерная и двумерная модели Изинга
|
Одномерная модель Изинга. Аналитические формулы для энергии, магнитного момента и теплоемкости. Моделирование одномерной модели Изинга.
|
4
|
4
|
10
|
| Методы расчета твердой фазы
|
Двумерная модель Изинга. Понятие о фазовом переходе второго рода. Расчет теплоемкости в двумерном случае, зависимость результатов от параметров моделирования, оценка погрешности моделирования.
|
4
|
4
|
11
|
III
введение в ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ На СОВРЕМЕННЫХ СУПЕРКОМПЬЮТЕРНЫХ КОМПЛЕКСАХ
|
Параллельное программирование с распределенной памятью
|
Понятие о параллельном программировании. Суперкомпьютеры с распределенной памятью. Библиотека MPI, межпроцессорные обмены. Написание, отладка и запуск параллельных задач.
|
2
|
2
|
12
| Параллельное программирование с общей памятью |
Понятие о программировании с общей памятью, технология OpenMP. Краткое описание современных технологий, которые необходимо освоить для эффективного численного моделирования различных физических задач.
|
2
|
2
|
-
Образовательные технологии
№ п/п
|
Вид занятия
|
Форма проведения занятий
|
Цель
|
1
|
лекция
|
изложение теоретического материала
|
получение теоретических знаний по дисциплине
|
2
|
лекция
|
изложение теоретического материала с помощью презентаций
|
повышение степени понимания материала
|
4
|
самостоятельная работа студента
|
подготовка к экзамену и зачету с оценкой
|
повышение степени понимания материала
|
-
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Контрольно-измерительные материалы
Перечень контрольных вопросов для сдачи экзамена в 8-ом семестре.
-
Основные принципы, положенные в основу операционной системы UNIX.
-
Структура операционной системы UNIX.
-
Файловая система операционной системы UNIX.
-
Понятие о процессе, способы управления процессами.
-
Основные этапы компиляции программ на языке C.
-
Ключи компиляции компилятора gcc на этапе препроцессирования, практический пример.
-
Ключи компиляции компилятора gcc на этапе компилирования, практический пример.
-
Ключи компиляции компилятора gcc на этапе линковки, практический пример.
-
Статическая и динамическая линковки. Продемонстрировать на примере.
-
Технология компиляции MAKE. Продемонстрировать на примере.
-
Принципы структурного программирования. Понятие о блоках, способы их комбинирования.
-
Привести примеры алгоритмов, написанных в соответствии/без соответствия с принципами/принципам структурного программирования.
-
Привести примеры, в которых нарушение принципов структурного программирования оправдано. Привести примеры нарушения принципов структурного программирования в языке C.
-
Понятие о датчике случайных чисел, свойства датчиков, критичные для задач численного моделирования.
-
Алгоритмы генерации случайных чисел с заданным распределением.
-
Марковские процессы, алгоритм Метрополиса.
-
Понятие о методе Монте-Карло, метод численного интегрирования с использованием метода Монте-Карло.
-
Понятие о перколяции и бесконечном кластере.
-
Алгоритм нахождения бесконечного кластера на прямоугольной решетке. Порог перколяции в двумерном случае.
-
Задача о случайных блужданиях в одномерном и двумерном случаях.
-
Одномерная модель Изинга, формула для вычисления энергии, магнитного момента и теплоемкости.
-
Алгоритм моделирования ферромагнетика в модели Изинга в каноническом ансамбле с помощью алгоритма Метрополиса.
-
Расчет средней энергии и магнитного момента в одномерной модели Изинга.
-
Расчет теплоемкости в двумерной модели Изинга. Фазовый переход второго рода (ферромагнетик-парамагнетик).
-
Суперкомпьютеры с распределенной памятью. Технология программирования для компьютеров с распределенной памятью, библиотека MPI. Практический пример параллельного алгоритма для задачи численного интегрирования.
-
Суперкомпьютеры с общей памятью. Потоки, технология программирования OpenMP. Практический пример параллельного алгоритма для задачи численного интегрирования.
-
Практическая задача: численное решение задачи Коши для обыкновенного дифференциального уравнения с заданной точностью с помощью библиотеки GSL.
-
Практическая задача: вычисление определенного интеграла с помощью библиотеки GSL с заданной точностью.
-
Практическая задача: вычисление несобственного интеграла с помощью библиотеки GSL с заданной точностью.
-
Практическая задача: вычисление суммы ряда с заданной точностью с помощью библиотеки GSL.
-
Практическая задача: интерполяция заданного множества точек функции кубическим сплайном и вычисление производной интерполяционной функции в заданной точке с помощью библиотеки GSL.
-
Практическая задача: нахождение всех корней алгебраического уравнения с помощью библиотеки GSL.
-
Практическая задача: решение системы линейных уравнений с помощью библиотеки GSL.
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины
-
Необходимое оборудование для лекций и практических занятий: компьютер и мультимедийное оборудование (проектор), доступ к сети Интернет
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
-
Основная литература
-
Юрий Магда. UNIX. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2006.
-
Дейтел Х.М., Дейтел П.Дж. Как программировать на C. М.: Бином, 2009.
Дополнительная литература
-
Стен Келли-Бутл. Введение в UNIX. М.: «Лори», 1997.
-
Керниган Б., Ритчи Д. Язык программирования C. Санкт-Петербург: Финансы и статистика, 2001.
-
Гулд Х., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике. М.: Мир, 1990.
-
Хеерман Д.В. Методы компьютерного эксперимента в теоретической физике. М.: Наука, 1990.
-
Воеводин В.В., Воеводин Вл.В. Параллельные вычисления. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2002.
Электронные ресурсы, включая доступ к базам данных и т.д.
-
Библиотека GSL, http://www.gnu.org/software/gsl/
-
Компиляция программ на языке C/C++, http://www.firststeps.ru/linux/
Программу составил
__________________ (Левашов П.Р., к.ф.-м.н.)
«_____»_________2012 г.
Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине: Теоретические и технические основы численного анализа по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
177.82kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Теоретические основы беспроводной связи По направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
259.81kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Основы газодинамики по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
153.42kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Основы статистического моделирования и исследование зависимостей По направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
161.36kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физика высоких плотностей энергии по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
183.34kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Магнитная гидродинамика по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
174.49kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физические свойства плазмы по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
186.9kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Экспериментальная магнитная гидродинамика по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
183.76kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Термодинамика конденсированного состояния по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
197.99kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Нестационарная аэродинамика летательных аппаратов по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
39.4kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газодинамике по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
183.07kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Электрофизические процессы в импульсной энергетике по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
174.64kb.
1 стр.
|
|