Главная
страница 1
Уральский государственный педагогический университет

Программа учебной дисциплины


ОПДР – 16 МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ


Основная образовательная программа

подготовки бакалавра по социально-экономическому направлению.

Профиль – социология




Утверждено на заседании кафедры

социологии

Протокол № от 2002 г.

Зав. кафедрой




Утверждено на заседании Совета

Института ГСЭО

Протокол № от 2002 г.

Председатель Совета




Направление: социально-экономическое, профиль - СОЦИОЛОГИЯ

Курс: 3

Форма обучения: очная

Семестр: 5

Количество часов на дисциплину: 80

Количество аудиторных часов на дисциплину: 40

В том числе:

Лекций - 20

Семинаров - 20
Цель и задачи дисциплины

Цель курса – дать систематические знания о познавательных возможностях социологического исследования и сформировать практические навыки проектирования эмпирического социологического исследования. Реализация цели предполагает решение следующих задач:



  • Рассмотреть специфические особенности социального познания;

  • Анализ основные социологические парадигмы с точки зрения моделей объяснения социальной реальности, которые они предлагают;

  • Практическое освоение подготовки проекта социологического исследования, составления программы исследования.

Студент должен знать:

  • Требования к научному познанию, основные принципы доказательного и логического научного исследования.

  • Эвристические возможности основных социологических парадигм.

Студент должен уметь:

  • Самостоятельно подготовить проект социологического исследования, сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования, разработать выборку.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание курса распределяется между лекционной и практической частями на основе принципа дополнительности: в лекционном курсе рассматриваются теоретические темы, семинарские занятия посвящены практическому освоению навыков подготовки проекта социологического исследования.

Кроме того, при отборе материала учитывается то, что курс – начало серии курсов по методологии и методике подготовки, проведения и обработки данных социологического исследования, поэтому обеспечивается преемственность курсов.
Текущая аттестация

Текущая аттестация осуществляется в виде самостоятельного проекта исследования, который поэтапно защищается на семинарских занятиях.



Итоговая аттестация


Вопросы к зачету

  1. Основные принципы научного познания. Отличие научного и обыденного познания.

  2. Методология социологического исследования, связь с теорией.

  3. Номотетический и идеографический подход в социологии.

  4. Дискуссия о предмете и методе социологии.

  5. Цели и этапы социологического исследования.

  6. Научные и обыденные предубеждения в социологии.

  7. Программа социологического исследования: задачи, основные разделы.

  8. Качественная и количественная стратегии исследования.

  9. Формулировка цели и задач исследования.

  10. Объект и предмет исследования.

  11. Интерпретация понятий: цели и этапы.

  12. Эмпирическая интерпретация понятий, правила поиска переменных.

  13. Методы сбора социологической информации, их познавательные возможности и ограничения.

  14. Формулировка гипотез.

  15. Выборка в социологическом исследовании: принципы конструирования.

  16. Виды выборки в количественном исследовании.

  17. Репрезентативности выборки, расчет ошибки, доверительного интервала.

  18. Построение случайной выборки и кластерной выборки. Территориальный отбор.

  19. Виды выборки при качественной стратегии исследования.

  20. Анализ и интерпретация социологических данных. Множественность интерпретаций.


Основное содержание

Тема 1. Научное познание.

Научное и обыденное познание. Основные принципы научного познания. Универсализм, всеобщность, бескорыстие, организованный скептицизм (Г.С. Батыгин). Методология. Роль методологии в научном познании. Эмпирический и теоретический уровни знания. Взаимосвязь теории и метода. Что есть методология. Специфика социального познания. Круг проблем решаемых методологией социологического исследования.


Тема 2. Логика развития науки. Смена парадигм в социологии.

Борьба парадигм. Концепция научных революций Томаса Куна. Основные социологические парадигмы и их смена. Дискуссия о предмете и методе социологии. Модели объяснения в социологии. Дж. Ритцер: «образцовые» исследования в рамках основных социологических парадигм.


Тема 3. Социологическое исследование: цели и логика.

Цели, этапы, логика социологического исследования. Общество как объект познания: специфические проблемы. Источники тем социологических исследований. Прикладное и теоретико-прикладное исследование (В.А. Ядов). Взаимосвязь теоретической модели и логики социологического исследования. Этапы социологического исследования. Проблемы, которые необходимо решить на этапе подготовки. Социологический проект. Программа социологического исследования.


Тема 4. Цели и задачи исследования.

Формулировка проблемы исследования. Актуальность исследовательской проблемы. Этапы фокусировки темы исследования. Научные и обыденные предубеждения в социологии. Цель и задачи социологического исследования. Классификация исследований по типам исследовательских задач. Исследовательские вопросы, их типы. Формулировка объекта и предмета исследования. Проблема границ познавательных возможностей социологии.


Тема 5. Выбор стратегии исследования.

Количественная и качественная стратегии социологического исследования. Истоки разделения. Идеографический и номотетический подходы в социологии. Дискуссия о методе. Сравнение теоретических оснований, методологических принципов, целей исследования и методов исследования качественной и количественной стратегий. Проблема выбора исследовательской стратегии. Возможности сочетания разных стратегий в одном исследовательском проекте. Специфика подготовки и организации исследования для каждой из стратегий.


Тема 6. Выбор метода сбора информации.

Обзор методов сбора социологической информации, их познавательных возможностей и ограничений. Чем определяется выбор методов исследования. Цели и ресурсы исследования. Влияние специфики объекта.


Тема 7. Проблема взаимодействия научного и обыденного языков.

Количественная стратегия: интерпретация понятий, поиск переменных и их эмпирических индикаторов. Цели интерпретации понятий. Проблема «перевода» научных определений в обыденные. Этапы интерпретации понятий: теоретическая, эмпирическая и операциональная. Коммуникативная природа теоретических определений. Социологические переменные. Явные и латентные переменные. Эмпирическая интерпретация как поиск явных показателей для латентных переменных. Качественная стратегия: концептуализация обыденных определений. Развитие теории из неформализованных наблюдений.


Тема 8. Выборка в социологическом исследовании.

Понятие выборки, ресурсные ограничения сплошного обследования. Генеральная и выборочная совокупности. Единицы отбора и единицы наблюдения. Принципы выборки при количественной и качественной стратегиях исследования. Выборка в количественной стратегии исследования. Принцип репрезентативности. Принцип рандомизации. Ошибки выборки: случайные и систематические. Проблема основы выборки. Виды отбора: простой случайный (вероятностный), систематический (псевдослучайный, пошаговый). Стратифицированная выборка. Кластерная выборка. Территориальная выборка. Квотная выборка. Многоступенчатый отбор. Расчет ошибки выборки. Проблема объема выборки.

Выборка при качественной стратегии исследования. Принцип содержательной насыщенности выборки. Целенаправленный отбор. Типы выборок: максимальной вариации, типического случая, экстремального случая, стратифицированная и пр. Теоретическая выборка (Глезер и Стросс). Метод снежного кома.
Тема 9. Анализ результатов, развитие теории, проблема интерпретации.

Анализ и интерпретация социологических данных. Множественность интерпретаций социологических данных. Проблема границ интерпретации в социологии.

Значение гипотез в социологическом исследовании. Гипотезы в качественном и количественном проектах. Требования к формированию гипотез.

Развитие теории. Проблема дистанцирования. Структура теории. Соотношение теории и фактов.


Рекомендуемая литература

Обязательная


  1. Батыгин Г.С.. Лекции по методологии социологических исследований. — М.: Аспект-пресс, 1995.

  2. Девятко И.Ф.. Модели объяснения и логика социологического исследования. — М., 1996.

  3. Ядов В.А.. Методология социологического исследования. — М., 1999.

  4. Ядов В.А.. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара: изд-во «Самарский университет», 1995.



Дополнительная


  1. Бороноев А.О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Социс —1999. №1

  2. Бурдье П. Оппозиции современной социологии // Социс —1996. №5

  3. Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социс — 1997. №1

  4. Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология // Социс — 2000. №9

  5. Давидюк Г.П. Социологические законы // Социс — 2001. №6

  6. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. // Социс — 1991. №2

  7. Здравомыслов А.Г. принцип рациональности в современной социологической теории. // Социс — 1990. №12

  8. Зуй М.И. Социология – мифология – философия (типы сознания). // Социс — 1996. №12

  9. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы. // Социс — 1996. №10

  10. Качанов Ю.Л. Теоретические предпосылки эмпирического исследования социологической теории. // Социс — 2000. №10

  11. Коэнен-Хуттер Ж. Актуальные проблемы социологии и их развитие // Социс — 1998. №6

  12. Лазарсфельд П. Измерение в социологии. // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. — М.: Прогресс. — 1972.

  13. Лакутин О.В. Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социс — 1992. №8

  14. Лассуэл Г.Д. Принцип тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов // Социс — 1994. №1.

  15. Метод генерализации гипотез на основе принципа транзитивности // Социс — 2001. №1

  16. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социс — 1998. №3

  17. Прохоров Е.П. Методология – предмет новой «парадигмы» социологического знания. // Социс — 1994. №3.

  18. Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле. // Социс — 2000. №10

  19. Шенгра Ф. Теория и смысл исследований. // Социс — 1995. №11

  20. Шматко Н.А. Плюрализация социального прядка и социальная топология. // Социс — 2001. №9

  21. Штомпка П. Много социологий для одного мира. // Социс — 1991. №2


Смотрите также:
Программа учебной дисциплины опдр 16 методология социологического исследования
77.38kb.
1 стр.
Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных отношений в российском обществе: методология социологического анализа
359.89kb.
2 стр.
Программа дисциплины «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования»
274.04kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования»
294.21kb.
4 стр.
Программа учебной дисциплины сдм. В. 01-05 «Упругие волны в твердых телах» Магистерская программа 510414/38
49.88kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.