Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() раннего возраста. Ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов произношения. Процент речевых нарушений, в том числе и дефектного произношения, год от года не уменьшается, а растёт. С чем это связано? Вероятно, с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к своим детям, не всегда слышат дефектную речь. Особенно искажения, которые наиболее трудны в коррекции. Наиболее часто встречающиеся дефекты: межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, горловое произношение звука [Р]. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей поведения. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частых психических процессов, которые могут себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении чтением и письмом. Существует несколько причин возникновения недоразвития речи:
Любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития. При минимальной мозговой дисфункции происходит задержка темпа развития функциональных систем мозга: речь, поведение, внимание, память, пространственно-временные представления и др. Своевременное выявление и ранняя диагностика нарушений могут в значительной степени улучшить речевой прогноз детей. Поэтому логопеду и психологу необходимо знать о ранних проявлениях синдрома М.М.Д. Признаки: - лёгкие нарушения мышечного тонуса; - не резко выраженные непроизвольные движения в виде тремора, общих вздрагиваний; - задержка зрительно-моторных координаций; - отставание в развитии движений пальцев рук; - задержка речевого развития. Дети с таким синдромом, находясь по интеллектуальному развитию в норме, испытывают значительные затруднения при усвоении некоторых школьных предметов. У детей отмечается повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, испытывают затруднения в запоминании нового материала, плохо переносят шум, яркий свет, жару, духоту. Возможны головные боли к концу рабочего дня. Родители должны внимательно относиться к своему ребёнку ещё в до речевой период. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание лепета (N- 4-6 месяцев) его необращённость к взрослому – всё это признаки и симптомы речевых нарушений. Первые слова появляются к 3-5 годам. Фраза поздно (N-1,5года). Её характеризует невнятность, скомканность, свёрнутость. Речь неразборчивая «каша во рту». Нельзя ждать пока ребёнок выговорится. Нужно воспользоваться периодом от3 до 5 лет. Проблема диагностики речевых нарушений в раннем возрасте является одной из актуальных в современной логопедии. Выявление, адекватная оценка и коррекционная помощь детям младшего дошкольного возраста, несомненно, помогут предотвратить усложнение структуры дефекта, нарушения социализации, вторичные отклонения в развитии. Исследование Вершининой О.М., Мануиловой В.А. (Моковский государственный областной университет) имело своей целью определение характера речевого развития 30 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Анализ документации выявил, что у половины матерей наблюдалась патология беременности и родов, многие дети перенесли более 2 различных соматических заболеваний в первый год жизни. У детей наблюдались отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата: х-образные голени, вальгусные стопы; основные группы здоровья детей – 2 и 3. У большинства была выраженная пищевая аллергия. Анализ медицинских карт показал, что у 18 детей психофизическое развитие в возрасте до года протекало нормально, у 2 детей поставлен диагноз «ММД», у 4 детей – «Темповая задержка психо-речевого развития», 6 детей подвержены частым соматическим заболеваниям, т.е 40% детей составили группу риска по возникновению речевых нарушений. В группу риска входят дети с недифференцированными задержками психофизического развития. Результаты многолетних диагностических исследований позволяют выделить особенности довербального развития детей группы риска:
- задерживаются сроки формирования двигательных функций (темповые задержки или первичный дефект в структуре ДЦП): - страдает произвольность мышечного напряжения и расслабления без обязательного нарушения мышечного тонуса, регуляции мышечного напряжения и расслабления; - качественная характеристика движений характеризуется неритмичностью (нарушением последовательности движений и несохранением постоянного темпа), нарушением координации движений, которые могут выполняться с различной амплитудой и направленностью отдельных элементов, персеверациями;
- уровень развития деятельности, как правило, низкий ( соответствует психологическому, а не физиологическому возрасту), что связано с несформированной системой потребностей; - изменяется характер деятельности (общение избирательное, инициируется извне, часто не поддерживается ребенком, самостоятельная деятельность непродолжительная); - содержание деятельности. По последним исследованиям, логопедическое обследование можно проводить с 6 месяцев. Объектом обследования базовые предпосылки: слух. 1 «Метод гороховых проб». 4 баночки из под пленки фотоаппарата. 1-я – манка 3/4 2-я – гречка 3/4 3-я – горох 3/4 4- я – пустая. Берутся 2 баночки (одна пустая). Выполняются колебательные движения на расстоянии 50 - 60см. Начинают с манки – проверка чувствительности высоко диапазонных частот, затем гречка горох (высоко частотные – ч, ц, ш, щ; средне частотные – б, п, в, ф; низко частотные – м, н, р, л). 2. Способность к локализации звука в пространстве. Звучащую игрушку помещают за спиной ребенка и фиксируют реакцию (должен оглянуться). Звучащую игрушку двигают в переднем направлении и фиксируют способность к локализации. Двигают верхнем и нижнем направлении. Каждый из элементов определяется отдельно (позвучали - убрали). 3. Оценка разницы восприятия речевых и неречевых звуков. Окликнули ребенка сзади (спереди, …). В норме ребенок дольше удерживает внимание. До года причинами отсутствия экспрессивной речи могут быть:
Черты: нет «комплекса оживления», ребенка трудно удерживать даже при кормлении.
Признаки: - трудности сосания в течении первых 7 дней жизни (не берет грудь, либо сосание не эффективно); - вытекает молоко из угла рта, заглатывание воздуха (не плотное прижимание губ); - гнусавый крик; - хриплое, шумное дыхание; - девиация языка (отклонение). Дифференцировать от У.О. – отсутствие внешней речи при сохранном понимании.
Литература: 1. Вершинина О.М., Мануилова В.А. Особенности речевого развития детей раннего возраста // Практическая психология и логопедия.- 2005.- №4.- с.5 2.Дедюхина Г.В. Рекомендации к организации и содержанию логопедических занятий с детьми группы риска (от 1,6 до 3лет) // Практическая психология и логопедия.- 2005.- №4.- с.14. Смотрите также: Причины проявления речевых нарушений, приемы логопедического обследования детей раннего возраста
63.61kb.
1 стр.
Консультация для родителей «Причины речевых нарушений у детей»
64.85kb.
1 стр.
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие моторной сферы у детей раннего возраста «Божьи коровки»
85.08kb.
1 стр.
«Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство»
138.35kb.
1 стр.
Вопросы к зачету по дисциплине «Специальная педагогика»
27.26kb.
1 стр.
Группа раннего возраста (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)
178.99kb.
1 стр.
Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006
72.99kb.
1 стр.
Особенности развития и состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы. 14. 00. 09- педиатрия
318.82kb.
1 стр.
Первые песенки
55.28kb.
1 стр.
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей
30.93kb.
1 стр.
Дипломная работа
925.03kb.
4 стр.
Конспект фольклорного досуга «Масленица, или вот уж зимушка проходит» 68.56kb.
1 стр.
|