Главная
страница 1
Причины проявления речевых нарушений, приемы логопедического обследования детей

раннего возраста.

Ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов произношения. Процент речевых нарушений, в том числе и дефектного произношения, год от года не уменьшается, а растёт. С чем это связано?

Вероятно, с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к своим детям, не всегда слышат дефектную речь. Особенно искажения, которые наиболее трудны в коррекции.

Наиболее часто встречающиеся дефекты: межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, горловое произношение звука [Р]. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей поведения. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частых психических процессов, которые могут себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении чтением и письмом.

Существует несколько причин возникновения недоразвития речи:



  • Поражение головного мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения (заболевания матери, лекарства, родовая травма, токсикоз, асфиксии)

  • Неблагоприятное влияние окружающей среды (отсутствие эмоционально-положительного окружения, сверх шумное окружение и т.д.)

  • Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания за расставания с близкими, длительная психическая травма)

  • Общая физическая ослабленность, незрелость, заболевания внутренних органов, нарушение обмена веществ.

  • Речевое окружение ребёнка (речь развивается по подражанию, поэтому если у взрослых есть недостатки речи, то и у детей возможно проявление этих же дефектов.

Любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

При минимальной мозговой дисфункции происходит задержка темпа развития функциональных систем мозга: речь, поведение, внимание, память, пространственно-временные представления и др. Своевременное выявление и ранняя диагностика нарушений могут в значительной степени улучшить речевой прогноз детей. Поэтому логопеду и психологу необходимо знать о ранних проявлениях синдрома М.М.Д.

Признаки:

- лёгкие нарушения мышечного тонуса;

- не резко выраженные непроизвольные движения в виде тремора, общих вздрагиваний;

- задержка зрительно-моторных координаций;

- отставание в развитии движений пальцев рук;

- задержка речевого развития.

Дети с таким синдромом, находясь по интеллектуальному развитию в норме, испытывают значительные затруднения при усвоении некоторых школьных предметов. У детей отмечается повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, испытывают затруднения в запоминании нового материала, плохо переносят шум, яркий свет, жару, духоту. Возможны головные боли к концу рабочего дня.

Родители должны внимательно относиться к своему ребёнку ещё в до речевой период. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание лепета (N- 4-6 месяцев) его необращённость к взрослому – всё это признаки и симптомы речевых нарушений.

Первые слова появляются к 3-5 годам. Фраза поздно (N-1,5года). Её характеризует невнятность, скомканность, свёрнутость. Речь неразборчивая «каша во рту». Нельзя ждать пока ребёнок выговорится. Нужно воспользоваться периодом от3 до 5 лет.

Проблема диагностики речевых нарушений в раннем возрасте является одной из актуальных в современной логопедии. Выявление, адекватная оценка и коррекционная помощь детям младшего дошкольного возраста, несомненно, помогут предотвратить усложнение структуры дефекта, нарушения социализации, вторичные отклонения в развитии.

Исследование Вершининой О.М., Мануиловой В.А. (Моковский государственный областной университет) имело своей целью определение характера речевого развития 30 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Анализ документации выявил, что у половины матерей наблюдалась патология беременности и родов, многие дети перенесли более 2 различных соматических заболеваний в первый год жизни. У детей наблюдались отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата: х-образные голени, вальгусные стопы; основные группы здоровья детей – 2 и 3. У большинства была выраженная пищевая аллергия.

Анализ медицинских карт показал, что у 18 детей психофизическое развитие в возрасте до года протекало нормально, у 2 детей поставлен диагноз «ММД», у 4 детей – «Темповая задержка психо-речевого развития», 6 детей подвержены частым соматическим заболеваниям, т.е 40% детей составили группу риска по возникновению речевых нарушений.

В группу риска входят дети с недифференцированными задержками психофизического развития. Результаты многолетних диагностических исследований позволяют выделить особенности довербального развития детей группы риска:


  • трудности усвоения схемы тела и лица в связи с неспособностью или ограничением вычленения собственного «Я» из окружающего и слабой ориентировки в пространстве;

  • специфика формирования и опознавания зрительных, слуховых, двигательных и др.образов. Неполноценность первичных образов обусловлена особенностями восприятия и нарушением функций активного внимания;

  • особенности двигательной сферы (общей, ручной и артикуляционной моторики), когда:

- задерживаются сроки формирования двигательных функций (темповые задержки или первичный дефект в структуре ДЦП):

- страдает произвольность мышечного напряжения и расслабления без обязательного нарушения мышечного тонуса, регуляции мышечного напряжения и расслабления;

- качественная характеристика движений характеризуется неритмичностью (нарушением последовательности движений и несохранением постоянного темпа), нарушением координации движений, которые могут выполняться с различной амплитудой и направленностью отдельных элементов, персеверациями;


  • особенности деятельности (коммуникативной, манипулятивной, предметно-практической, игровой):

- уровень развития деятельности, как правило, низкий ( соответствует психологическому, а не физиологическому возрасту), что связано с несформированной системой потребностей;

- изменяется характер деятельности (общение избирательное, инициируется извне, часто не поддерживается ребенком, самостоятельная деятельность непродолжительная);

- содержание деятельности.

По последним исследованиям, логопедическое обследование можно проводить с 6 месяцев. Объектом обследования базовые предпосылки: слух.



1 «Метод гороховых проб».

4 баночки из под пленки фотоаппарата.

1-я – манка 3/4

2-я – гречка 3/4

3-я – горох 3/4

4- я – пустая.

Берутся 2 баночки (одна пустая). Выполняются колебательные движения на расстоянии 50 - 60см. Начинают с манки – проверка чувствительности высоко диапазонных частот, затем гречка горох (высоко частотные – ч, ц, ш, щ;

средне частотные – б, п, в, ф; низко частотные – м, н, р, л).



2. Способность к локализации звука в пространстве.

Звучащую игрушку помещают за спиной ребенка и фиксируют реакцию (должен оглянуться). Звучащую игрушку двигают в переднем направлении и фиксируют способность к локализации. Двигают верхнем и нижнем направлении. Каждый из элементов определяется отдельно (позвучали - убрали).



3. Оценка разницы восприятия речевых и неречевых звуков.

Окликнули ребенка сзади (спереди, …). В норме ребенок дольше удерживает внимание.

До года причинами отсутствия экспрессивной речи могут быть:


  1. - нарушение слуха (при грубых нарушениях слуха лепет отсутствует вообще, при более легких – гуление не переходит в лепет, а преобразуется в отдельные локализации (а, м, …); при легких нарушениях слуха лепет носит однообразный примитивный характер (нет ритмизированных компонентов ба-ба..).

  2. - ранний детский аутизм / грубое нарушение социально-эмоционального развития, отсутствие коммуникабельности, зрительного контакта, трудности удержания позы контакта, элементы завороженности.

Черты: нет «комплекса оживления», ребенка трудно удерживать даже при кормлении.

  1. - интеллектуальная недостаточность (пробы «свой – чужой» 6-8 месяцев). Ребенок с двух месяцев должен реагировать на комфорт и дискомфорт.

  2. - нарушение артикуляционной моторики.

Признаки:

- трудности сосания в течении первых 7 дней жизни (не берет грудь, либо сосание не эффективно);

- вытекает молоко из угла рта, заглатывание воздуха (не плотное прижимание губ);

- гнусавый крик;

- хриплое, шумное дыхание;

- девиация языка (отклонение).

Дифференцировать от У.О. – отсутствие внешней речи при сохранном понимании.
Своевременная и правильная диагностика безречевого ребенка обеспечивает развитие речи и личности ребенка, способствует расширению его социального опыта.

Литература:



1. Вершинина О.М., Мануилова В.А. Особенности речевого развития детей раннего возраста // Практическая психология и логопедия.- 2005.- №4.- с.5

2.Дедюхина Г.В. Рекомендации к организации и содержанию логопедических занятий с детьми группы риска (от 1,6 до 3лет) // Практическая психология и логопедия.- 2005.- №4.- с.14.


Смотрите также:
Причины проявления речевых нарушений, приемы логопедического обследования детей раннего возраста
63.61kb.
1 стр.
Консультация для родителей «Причины речевых нарушений у детей»
64.85kb.
1 стр.
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие моторной сферы у детей раннего возраста «Божьи коровки»
85.08kb.
1 стр.
«Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство»
138.35kb.
1 стр.
Вопросы к зачету по дисциплине «Специальная педагогика»
27.26kb.
1 стр.
Группа раннего возраста (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)
178.99kb.
1 стр.
Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006
72.99kb.
1 стр.
Особенности развития и состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы. 14. 00. 09- педиатрия
318.82kb.
1 стр.
Первые песенки
55.28kb.
1 стр.
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей
30.93kb.
1 стр.
Дипломная работа
925.03kb.
4 стр.
Конспект фольклорного досуга «Масленица, или вот уж зимушка проходит»
68.56kb.
1 стр.