Главная
страница 1страница 2страница 3
ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

Педагогический Интернет-клуб


Краснянский М.Н., Радченко И.М.



Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов
Учебно-методическое пособие



Тамбов

2006
В настоящем учебно-методическом пособии мы рассмотрим как и какими средствами можно самостоятельно создавать и редактировать компоненты мультимедиа, используемые в учебном процессе. При этом совершенно необязательно иметь базовое инженерное образование и профессионально работать с мультимедиа. Достаточно иметь компьютер; микрофон; динамики (наушники); фотоаппарат, снимающий ролики, или камеру, а также желание создавать и использовать на уроках собственные мультимедийные разработки.

Мы лишь обзорно расскажем о том, что собой представляют понятия «педагогический дизайн» и «мультимедиа», так как этому посвящено множество книг, дисков и ресурсов Интернет. А основное внимание сосредоточим на использовании программного обеспечения, позволяющего записывать и редактировать звук; создавать видеоролики на основе имеющихся видеоматериалов и изображений; создавать динамические флэш-ролики, демонстрирующие процесс работы с различными программными приложениями.


Наше учебно-методическое пособие, прежде всего, рассчитано на работников образовательных учреждений, имеющих первоначальный опыт работы с персональным компьютером и Интернет, а также стремящихся к освоению мультимедиа технологий с целью их использования на занятиях.
Учебно-методическое пособие, также включает 13 мультимедийных флэш-роликов, демонстрирующих процесс работы с приложениями Camtasia Studio и Macromedia Captivate.
Содержание

Раздел 1. Основы педагогического дизайна 5

1.1. Определение педагогического дизайна 7

1.2. Теории и модели 9

1.3. Модель ADDIE 10

1.4. Педагогический дизайн для мультимедиа продуктов 14

1.5. Модель обучения 16

1.6. Интеграция педагогического дизайна и проектирования ЭОР 19

Раздел 2. Понятие мультимедиа 26

2.1. Звук 27

2.2. Компьютерная графика 28

2.3. Видео 30

Раздел 3. Применение Camtasia Studio для создания мультимедийных
обучающих аудио/видео материалов 32

3.1. Описание монтажного стола Camtasia Studio 33

3.2. Создание ролика (Camtasia Recorder) 34

3.3. Монтаж видео/аудио материала 35

3.4. Запись и редактирование звуковых файлов (Camtasia Audio Editor) 40

3.5. Создание меню (Camtasia MenuMaker) 42

3.6. Создание меню для swf-файлов (Camtasia Theater) 43

Раздел 4. Применение Macromedia Captivate при создании мультимедийных обучающих материалов, используемых при изучении различного программного обеспечения 45

4.1. Инсталляция и запуск приложения 46

4.2. Создание ролика 47

4.3. Запись звуковых комментариев 48

4.4. Настройка режимов записи ролика 49

4.5. Редактирование ролика 51

4.6. Публикация ролика в сети Интернет 53

Литература 55

1. Основы педагогического дизайна
В 1998 г. один из ведущих идеологов использования информационных технологий в образовании Девид Меррилл (М. David Merrill) заявил о том, что «информация сама по себе еще не обучение» («Information is not instruction»). Это заявление явилось наиболее важ­ным и глубоким положением, обсуждаемым в педагогическом обществе в последние де­сять лет. Хотя Меррилл, профессор образовательных технологий Университета штата Юта, прокомментировал непригодность многих сетевых образовательных ресурсов, его утверждение отражает тот факт, что всегда очень легко увлечься «технологической» сто­роной обучения, основанного на новых информационных технологиях - в ущерб настоя­щим результатам обучения.

С появлением интерактивных мультимедийных технологий разработ­чики получили возможность использовать графику, анимацию, аудио и видео. Все эти эффекты могут хорошо удерживать внима­ние обучаемых, но все же, во многих таких образовательных ресурсах не прослеживаются педагогические принципы.

В последние годы произошел беспрецедентный переход к сетевым технологиям как средству обучения. Если в 1997 общие затраты на сетевое обучение оценивались в 197 млн. долларов, а в 2002 году уже тратилось 6 миллиардов долларов, что составляет 95% годовой прирост (International Data Corporation, 1998).

Большинство ранних программ сетевого обучения представляли собой не что иное, как он-лайн документы. Преподаватели создали электронные версии традиционных пе­чатных учебников, статей, инструкций и библиографических справочников. Хотя они и являются ценными и доступными ресурсами, результаты подобных преобразований нель­зя считать настоящими обучающими программами.

В последние годы обучение через компьютер, преимущественно сетевое, принято обозначать e-Learning. Очевидно, даже из поверхностной оценки образования, предлагае­мого через Интернет, что существует слишком много веб-сайтов, утверждающих, что они предлагают e-learning, хотя на самом деле таковыми не являются. Простые в использова­нии программы подготовки материалов и недорогое размещение на серверах позволяет любому человеку с минимальными компьютерными умениями без разбора сложить ин­формацию в Интернет и назвать ее обучающим ресурсом. Существует даже хорошо финансирован­ные проекты, которые позволяют факультетам слепо переносить материалы своих курсов, эффективные или нет, на открытые сайты в Интернете в свободный доступ. Неужели та­кие хранилища текстов, ссылок, презентаций и видео действительно являются обучающим ресурсом? Наивно предполагать, что преподаватели и учителя знают, как создавать эффективные электронные ресурсы.

Слишком много так называемого «e-Learning» - это просто информация, перенесен­ная в Интернет без соответствующей демонстрации, практики, обратной связи и руково­дства обучением студентов. А как уже говорилось, информация, как таковая, обучением не является. В противопо­ложность таким электронным ресурсам, ресурсы, построенные на основе теорий обуче­ния, позволяют осуществлять настоящее е-learning - обучение, которое будет эффективным, результативным и увлекательным.

Чтобы гарантировать эффективность, результативность и увлекательность любой образовательной программы, следует помнить, что технологии меняются, а принципы, физиологические и психологические возможности человека к обучению - нет. Для того чтобы люди учились, необходимо обеспечить соответствующее наличие практики, пре­доставить структуры знаний, а также обеспечить правильное руководство обучением. Верное использование указанных подходов для организации обучения рассматривается в науке, называемой педагогический дизайн.
1.1. Определение педагогического дизайна

Эффективность, результативность и возможность применения любого ЭОР зави­сит от правильного планирования или дизайна, который на профессиональном языке на­зывается «педагогический дизайн».

Педагогический дизайн - относительно молодая дисциплина. Если разбираться в значении термина Instructional Design, он образован от двух слов, Instruction и Design. В буквальном значении Instruction означает ряд мероприятий, способствующих обучению. Слово Design - это общий термин, обозначающий любой «образец творчества». Сегодня мы читаем о дизайнерских наручных часах, дизайнерской одежде, и т.д. Это означает, что часы или платье специально созданные, то есть уникальные. Чтобы получить уникальный продукт процесса дизайна, мы используем знания, наблюдение и творческие способности. Цель педагогического дизайна заключается в планировании и создании ситуаций, которые расширяют возможности обучения для отдельных учащихся. Это означает, что обучение нужно планировать так, чтобы оно было эффективно и систематически спроектировано. В этом разделе предлагаются базовые понятия о теориях, моделях и применении педагоги­ческого дизайна.

Существует несколько слов и словосочетаний со словом «Instruction» (рус. - обуче­ние). Наиболее распространенные - Instructional Science (рус. — педагогическая наука), In­structional Technology (рус. - образовательные технологии), Instructional Design (рус. - пе­дагогический дизайн). Педагогическая наука обеспечивает теоретическое обоснование по­строения процесса обучения. Образовательные технологии - это прикладной аспект педа­гогической науки, в основе которого лежит педагогический дизайн.

Значение выражения Instructional Design/Педагогический дизайн определяется са­мим словом Design. Дизайн сам по себе считается наукой и означает «план действий, осуществляемых с определенной целью. В этом разделе педагогический дизайн рассмат­ривается как объективно существующая данность, отличная от педагогической науки и образовательных технологий. Педагогический дизайн - это учебная дисциплина, которая за последние сорок лет развилась в науку. Это новая профессия, теория и содержание ко­торой основываются на психологии, теории мультимедиа сред и т.д. Многие авторы дают свои, различные определения педагогического дизайна. Некоторые из них приведены ни­же:


  • Педагогический дизайн обозначает использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно сделать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения (McArdle, 1991).

  • Педагогический дизайн - это наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению (Richey, 1986).

  • Педагогический дизайн — это целостный процесс анализа потребностей и це­лей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетво­рения этих потребностей (Briggs, 1977).

Проще говоря, педагогический дизайн - это педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффектив­ными, результативными. Утверждение «в то время, как врачи проектируют здоровье, а ар­хитекторы - пространство, педагогические дизайнеры проектируют образование челове­ка» (van Patten, 1989) подчеркивает важность педагогического дизайна.


1.2. Теории и модели

Рассмотрим несколько теорий и моделей педагогического дизайна. Но сначала давайте определим различие между теорией и моделью.

Теория дает общее объяснение наблюдениям и объясняет поведение, тогда как модель - это мысленное представление (мысленная картина) того, что нельзя увидеть или испытать напрямую.

Теория педагогического дизайна предлагает ясное и четкое руководство, как помогать людям учиться и развиваться. Выделяются различные виды обучения: когнитивное/понятийное, эмоциональное, социальное, физическое и духовное.

Существуют различные теории и модели педагогического дизайна, разработанные разными авторами. Reigeluth выявил три основных черты, характерные для всех теорий педагогического дизайна:


  • ориентация/направление дизайна,

  • определение методов обучения и учебных ситуаций,

  • педагогические методы, которые можно разложить на приемы и отдельные методики.

Теории дизайна важны, так как помогают разработать видение педагогического процесса на ранних этапах проектирования. Это видение результатов (каким образом обучаемые изменятся) и средств (как способствовать этим изменениям). Эти теории также важны, поскольку ими можно руководствоваться на трех уровнях, а именно:

  • Методы, способствующие осуществлению обучения в различных ситуациях.

  • Инструменты обучения, обеспечивающие множество доступных обучаемым методов.

  • Системы, обеспечивающие возможность создавать качественные инструменты обучения.

Все модели педагогического дизайна имеют некоторые общие характеристики:



  • Определение и анализ целей обучения,

  • Планирование и проектирование способов достижения целей обучения,

  • Осуществление запланированных действий,

  • Оценка и пересмотр целей, стратегий, и т.д.


1.3. Модель ADDIE

Хотя существует много моделей, понять их использование можно на «ADDIE». типичной модели педагогического дизайна (рисунок 1.1).



Analysisсреды обучения, обучаемых и задач обучения

Design – составление плана разработки педагогической деятельности

Development - разработка педагогической деятельности

Implementation - внедрение проекта

Evaluation - оценка работы обучаемых и эффективности данного проекта.

Эти фазы, «ADDIE», работают по принципу замкнутой цепи и должны постоянно повторяться, чтобы привести к улучшению процесса. Можно, и часто целесообразно, сокращать фазы педагогического дизайна, но это следует делать только после анализа потребностей обучаемых. Процесс «ADDIE» особенно важен при разработке дистанционного обучения, когда преподаватель и студенты имеют мало личных контактов, или не имеют их совсем.





Рисунок 1.1. Модель ADDIE
Некоторые положения, которые педагогический дизайнер должен учитывать при использовании общего подхода ADDIE, изложены ниже:

Анализ

Кто Ваши обучаемые? Как их можно охарактеризовать? Как их можно мотивировать? Что они уже знают? Что им нужно узнать? Какие есть трудности?



Дизайн (составление плана)

Общие вопросы: Каковы Ваши цели? Измеримы ли Ваши цели? Какие навыки/знания Вы пытаетесь развить? Какое должно быть взаимодействие? Какие стратегии Вы будете использовать? В какой последовательности Вы изложите содержание обучения? Как Вы оцените уровень понимания обучаемых?

Для обучения он-лайн: Какая сетевая среда наиболее уместна? Выберите общий подход и примите решение, как должен выглядеть конечный продукт и какую учебную среду он должен создавать. Разработайте содержание обучения интерактивного характера, учитывая преимущества, даваемые особенностями работы в режиме он-лайн. Включите элементы совместной учебной деятельности и избегайте статичных веб-страниц и имитации перелистывания страниц.

Разработка

Общие вопросы: Какие ресурсы Вы используете? Как Вы будете управлять процессом разработки и координировать его? Содержит ли Ваш проект различные стили обучения?

Для обучения он-лайн: Представьте материал в различных форматах, чтобы обучаемый мог выбирать по своему предпочтению. Интерактивность должна быть творческой и полезной. Подумайте, как материал будет стимулировать интерес и взаимодействие. Среда должна дать возможность обучаемым создать свою «виртуальную индивидуальность» и стимулировать изыскания и взаимодействие друг с другом.

Внедрение

Общие вопросы: Каков самый эффективный способ внедрения проекта? Как преподаватели и обучающиеся смогут получить наибольшую пользу от проекта?

Для обучения он-лайн: Подумайте, как часто передаваемая информация будет обновляться. Всегда имейте запасной вариант на случай возникновения технический проблем. Заранее сообщайте о технических проблемах обучаемым. Учебная деятельность не должна зависеть от работы техники.

Оценка

Общие вопросы: Как проверить проект на соответствие педагогическим стандартам и нормам? Как можно обогатить учебную деятельность? Какие улучшения Вы можете сделать?

Работа с ADDIE

Анализ. Хотя не всегда можно сделать полный анализ обучаемых, даже поверхностный анализ позволит сделать выводы, помогающие в выборе педагогических стратегий. Выделяются три направления для анализа:

Общая характеристика (очники, заочники, взрослые, школьники, студенты университета, и т.д.) Для сбора таких данных можно использовать простую анкету.

Начальный уровень умений и навыков (уровень компьютерной грамотности,


уже приобретенная квалификация и/или опыт работы, и т.д.) Можно протестировать или представить удостоверяющие документы.

Стили обучения. Существует много диагностических тестов, выявляющих


профиль обучаемых и предлагающих соответствующие методы изучения. Некоторые даже предлагают план действий для лучшего достижения сбалансированного подхода к обучению.

Дизайн и разработка. Четко сформулированные цели обучения являются


стартовой точкой стадии дизайна. Они должны быть детально описаны и измеримы.
Анализ должен дать достаточно информации о типах учебной деятельности, которая
наиболее полезна обучаемым, о средствах обучения и ресурсах, которые будут использоваться. Порядок, способ подачи и усиление всего этого образуют разрабатываемые стратегии и тактику. Стадия разработки - это подготовка ресурсов и создания механизмов для внедрения.

Внедрение. Эта стадия подразумевает интеграцию результата предыдущей стадии в учебную аудиторию и может заключаться в обучении способам наилучшего использования учебных ресурсов, координировании взаимодействия и помощи в учебной деятельности.

Оценка - этот шаг часто пропускается. Однако очень важно проверять и
оценивать: уровень достижений обучающихся, используя методы оценивания, соответствующие целям обучения (письменные или устные тесты, портфолио, проектная работа, эссе, и т.д.), общий педагогический дизайн, а также используемые методы и средства обучения.

И хотя это последняя стадия модели, она должна рассматриваться не как окончание процесса, а как начальная точка цикла ADDIE. Оценка преподавателями, обучаемыми и педагогическими дизайнерами дает основание для пересмотра и улучшения учебной деятельности. Педагогический дизайн - повторяющийся процесс, и оценка должна проводиться постоянно.

Польза моделей педагогического дизайна заключается в том, что они выполняют функции коммуникационных инструментов. Модели педагогического дизайна позволяют индивидуальным разработчикам и мультидисциплинарным командам пользоваться одними и теми же терминами и осуществлять связанные процессы. Педагогическим дизайнерам нужно знать различные модели педагогического дизайна. В зависимости от обстоятельств можно использовать несколько элементов из разных моделей, чтобы выработать сбалансированный подход. Компьютерные дизайнеры должны уметь подбирать модель к ситуации, а не притягивать ситуацию к модели.
1.4. Педагогический дизайн для мультимедиа продуктов

Основная проблема педагогического дизайна с использованием мультимедиа заключается в выборе набора медиа-компонент и интсрактива и их применении для оптимизации обучения в соответствии с поставленными целями. Следовательно, мы должны рассмотреть различные компоненты педагогического дизайна мультимедийных учебных систем, такие как цели, содержание, информационные средства, и оценка (рисунок 1.2).



Цели: первая проблема - это определение целей мультимедийного обучения. Цели должны быть измеримыми. Они могут ранжироваться от простых к сложным, от более низкого уровня обучения до более высокого. Цели могут относиться к понятийному плану, психомоторному и эмоциональному.
Рисунок 1.2. Компоненты педагогического дизайна мультимедийных учебных систем
Содержание: содержание любого педагогического дизайна должно соответствовать поставленным целям обучения. В зависимости от целей обучения содержание также ранжируется от простого к сложному. Выбор содержания должен гарантировать адекватное и правильное достижение целей.

Медиа компоненты: мультимедиа включают в себя несколько типов медиа-компонент: - текст, аудио, видео, графику, анимацию и т.д. Важно чтобы цели обучения соответствовали выбранным мультимедиа средствам, чтобы синхронизировать дизайн и обучение. Все медиа-компоненты могут обеспечить содержание обучения полностью или частично, иметь ссылки и связи друг с другом или обходиться без них. Например, препарирование лягушки можно показать с помощью анимации или видеопрограммы. Но, так как мультимедиа предполагает интерактивность, обучаемые могут прочувствовать весь процесс препарирования, если он показан с помощью анимационной модели, поскольку мультимедийная программа создает впечатление настоящего реального препарирования. Таким же образом, аудирование является важным компонентом для изучения языка с помощью мультимедиа.

Оценка: оценка - это часть педагогического дизайна. Без оценки практически невозможно понять, достигнуты ли цели обучения, что является главной задачей педагогического дизайна. Оценка должна быть как обобщающей, так и определяющей дальнейшее развитие. Однако в обоих случаях следует определиться с формой тестирования - он-лайн, оф-лайн, письменная форма.

Педагогический дизайн для мультимедиа образовательных продуктов должен представлять собой документ, в котором обозначены цели, содержание обучения с описанием уровней трудности, педагогические методы и информационные средства, и стратегии оценки. Этот документ должен также включать педагогический дизайн для компонент мультимедиа продукта.


1.5. Модель обучения

Модель обучения - это описание теорий, принципов и процессов, целью которых является стандартизация, или унификация, процессов обучения.

Как видно, процесс определения модели обучения состоит из трех стадий (рисунок 1.3):

– определение характеристик обучающегося,

– определение образовательных целей,


определение педагогических стратегий.
Рисунок 1.3. Процесс определения модели обучения
Целью определения характеристик обучающегося является формирование модели каждого обучающегося, то есть собираются данные о каждом обучающемся - такие как, его/ее стиль обучения, его/ее умения и навыки. Причина необходимости этого процесса относительно проста. Выбор подходящей модели обучения требует знания индивидуальных характеристик каждого обучающегося, чтобы осуществить индивидуализированное обучение. Фактически, составление модели обучающегося имитирует процесс, осуществляемый обычным преподавателем, который опрашивает своих обучающегося и делает заключения на основании того, как они ему отвечают во время первых уроков.

Одновременно происходит определение образовательных целей. Они зависят главным образом от вида и темы учебного материала и от того, какие способности и навыки обучающиеся должны развить и приобрести.

Образовательные цели:

– специальные, то есть учебный предмет (т.е. область знаний),


тематический раздел и особенности учебного материала;

– общие, то сеть тип навыков, которые мы хотим развить у обучающихся, например, навык решения проблем, и т.д.

Наконец, когда определена модель обучающегося, и очерчены образовательные цели, мы выбираем наиболее подходящую педагогическую стратегию. Чтобы получить наиболее эффективную модель обучения, мы выбираем теорию обучения, совместимую с моделью каждого обучающегося. И на основе этой образовательной модели осуществляется курс обучения.

Формирование модели обучения.

Первый и основной шаг - это определение символов для описания используемых педагогических и учебных моделей. Введем определения и семантические описание компонентов, необходимых для проектирования схем представления моделей, а также для обеспечения и широкого использования.

Определим первичные компоненты, которые присутствуют в каждой модели преподавания, и их основные характеристики. С учетом модели преподавания (рисунок I) и всего, что описано выше, основные компоненты - это:

– модель обучающегося

– педагогические стратегии

– образовательные цели.

Для формирования каждого компонента необходима информация; комбинирование этих компонентов дает конечный результат, который представляет собой модель преподавания.

В таблице 1 представлены компоненты модели преподавания, правильно сочетающиеся с их характеристиками.


следующая страница >>
Смотрите также:
Педагогический Интернет-клуб
400.74kb.
3 стр.
Морские кишечнополостные
101.4kb.
1 стр.
Программа кружка «Музееведение»
116.71kb.
1 стр.
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы
27.38kb.
1 стр.
Имени героя советского союза м. П. Константинова города усмани липецкой области
263.44kb.
1 стр.
Урок усвоения новых знаний, посвящённый 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова
131.23kb.
1 стр.
Отчет по спортивно-массовым мероприятиям му «Спортивный клуб Гребнево»
57.51kb.
1 стр.
Социально-педагогический потенциал сельской школы: историко-педагогический анализ 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
883.75kb.
5 стр.
В Монтре, Лейзин, Нашатель Возраст студентов: от 10 лет
48.14kb.
1 стр.
Программа занятий драматического кружка «Развитие творческих и индивидуальных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием сценических методов»
449.75kb.
3 стр.
Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: Звездные узоры. Кострыкина Галина Алексеевна, учитель начальных классов моу «Александровская сош»
59.55kb.
1 стр.
Всероссийскую благотворительную акцию
52.01kb.
1 стр.