Главная
страница 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Мещерское медицинское училище»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

На заседании Педагогического Совета Директор училища

Протокол № от «31 » августа 2011 г. ____________ Радько Ю.В.

« 03 » сентября 2011 г.



КОНЦЕПЦИЯ

осуществления воспитательного процесса в

Мещерском медицинском училище

на 2011- 2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

О Концепции осуществления воспитательного процесса в училище… 3 стр.

I. Введение……………………………………………………………………………………………...3 стр.

II. Обоснование целесообразности разработки и реализации Концепции осуществления воспитательного процесса в училище ………………….3стр.

III. Нормативно- правовое обеспечение разработки и реализации Концепции……………………………………………………………………………………………….4 стр.
IV. Концептуальные основы организации воспитательного процесса….4стр.

V. Основные разделы и механизмы реализации Концепции

воспитательного процесса в училище …………………..………………………………6 стр.

VI. Глоссарий………………………………………………………………………………………… 12 стр.

Заместителю директора по воспитательной работе, классным руководителям групп ( кураторам) , преподавателям, сотрудникам училища.



О Концепции осуществления воспитательного процесса в училище.

Настоящая Концепция разработана в целях повышения эффективности образовательной и воспитательной работы среди студентов Мещерского медицинского училища .

Заместителю директора по воспитательной работе предлагается довести Концепцию до сведения классных руководителей, преподавателей и сотрудников училища и обеспечить деятельность по реализации различных аспектов воспитательного процесса в училище в рамках их компетенции.

I. Введение

Концепция осуществления воспитательного процесса в Мещерском медицинском училище предназначена для реализации в училище .

Концепция содержит основные положения, касающиеся организации и проведения воспитательного процесса в студенческой среде. Внедрение указанных положений позволит эффективнее использовать воспитательные ресурсы, вовлечь в работу весь коллектив училища для активизации учебно- воспитательного процесса.

II. Обоснование целесообразности разработки и реализации Концепции осуществления воспитательного процесса в училище

«Национальная доктрина образования Российской Федерации» декларирует обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации.

Современная медицинская сестра (медицинский брат) – это творческая личность, активно участвующая в рациональной организации лечебно-диагностического процесса, систематизирующая и индивидуализирующая уход за больными, она – как активный член лечебной бригады, должна грамотно и самостоятельно оказывать помощь пациентам с использованием современных технологий сестринского процесса.

Искусство сестринского дела заключается в гармоничном сочетании творческого подхода и научной обоснованности процедур, пособий, словесных воздействий и бесед в процессе ухода за больным; в умении порой защитить пациента от обуревающих его негативных мыслей и чувств, как известно, существенно затягивающих выздоровление.

Долг медсестры ( медбрата) заключается не просто в освоении сестринского дела, а в постижении всех его граней; не просто в выполнении своих должностных обязанностей, а в стремлении их выполнения наилучшим образом; не просто в выполнении врачебных назначений, а в приложении всех сил, знаний и умений для их реализации .
III. Нормативно- правовое обеспечение разработки и реализации Концепции.
В основу воспитательной работы педагогического коллектива училища положен Закон РФ «Об образовании», Международная конвенция о правах и основных свободах человека, Федеральная программа развития образования в России, Программа воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001 – 2005 гг.

IV. Концептуальные основы организации воспитательного процесса

В ГОУ СПО МО «Мещерское медицинское училище» выделяют следующие концептуальные основы организации воспитательного процесса:

- воспитание нового жизнеспособного поколения на основе гармонизации общественно-ориентированного и индивидуалистического типов личности;

- ориентация на становление и развитие ключевых компетенций и профессионально–личностных компетентностей студентов;

- понимание сущности воспитания как создания условий для развития личности и саморазвития личности студента, т.е. конструирование соответствующей среды, воспитательного пространства;

- плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно–деятельностная и социокультурная направленность воспитания.



1. Цели воспитательного процесса в училище .

Целью является обеспечение условий для нравственного становления, развития и саморазвития личности студента - будущего специалиста сферы здравоохранения, обладающего гуманистическим мировоззренческим потенциалом, культурой и гражданской ответственностью, ориентированного на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество.

 2. Принципы воспитательного процесса в училище .


Воспитание осуществляется на основе следующих принципов:

- преемственности воспитательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей обучаемых - студентов училища;

- целенаправленного управления развитием личности студента как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей, а также профессиональной специфики;

- личностного подхода, признающего интересы личности обучаемого и его семьи;

- гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства;

- вариативности воспитательных систем, предполагающих различные модели воспитательной деятельности;

- компетентного использования педагогическим коллективом училища обоснованных психолого-педагогической теорией и практикой подходов, методов и приемов.
3. Задачи воспитательного процесса в училище .

Основные задачи воспитательной работы:
1.- формирование и привитие социально-благотворительных убеждений и принципов через активную благотворительную деятельность, шефскую помощь (поддержка ветеранов, участие в благотворительных акциях, работа в подшефных школах, детских домах, встречи с ведущими деятелями науки, культуры и искусства и др.).;

2.- формирование коллективизма и товарищеской взаимопомощи, гуманизма и взаимного уважения, общественной активности и самостоятельности, интереса к большим и малым общественным делам и умения управлять ими, развитие моральной ответственности каждого за своё поведение и за действия своих товарищей;

3.- формирование активной гражданской позиции ( гражданского самосознания, осознание прав и свобод человека, правовая культура, правовое поведение, способность к диалогу, толерантность, ответственность за свои поступки, свой выбор, социальная справедливость), воспитание культуры межнационального общения;

4. – формирование информационной культуры студентов (гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации);

5- развитие органов самоуправления в группе и соуправления училища с учетом мнения студентов;

развитие творческого потенциала студента через самоуправление;



6.- формирование здорового образа жизни и экологической культуры, борьба с курением, алкоголизмом, наркоманией;

7.- организация и участие в соревнованиях разного уровня;

8.-продолжение традиций училища и их укрепление, пополнение материалов музея истории училища ( электронные носители),изучение истории медицинских учреждений района;

9.-организация молодежного досуга( посещение театров, музеев и пр. культурных заведений, внутригрупповые и общеучилищные мероприятия).

10.- налаживание контактов с СПО и молодежными организациями района и области с целью обмена опытом, организации досуга и др.
V. Основные разделы и механизмы реализации Концепции

воспитательного процесса в училище .

  1. Разделы воспитательной работы:

Исходя из вышеизложенных целей и задач воспитательная работа в училище проводится согласно следующим разделам:

I.Нравственное и профессионально-трудовое воспитание.

II.Правовое воспитание.

III. Патриотическое воспитание.

IV.Культурно-этическое и эстетическое воспитание.

V.Спортивно-оздоровительное воспитание.




Разделы и задачи

Формы, средства, мероприятия

Сроки выполнения

Исполнители

I. Нравственное и профессионально-трудовое воспитание

Задачи :

-создание условий для нравственного развития и развития самосознания студентов, благотворительности и милосердия,

-формирование моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни.

-готовить не просто квалифицированных специалистов для некой узкой сферы здравоохранения, а личность, способную профессионально и нравственно действовать в различных областях медицинской деятельности


• Формирование актива группы, вовлечение студентов в общественную работу коллектива училища

• Знакомство студентов первого года обучения с историей и традициями училища. Посвящение в студенты.

•Привлечение студентов в работу Совета соуправления училища. Воспитание самостоятельности и навыков управления и организации, повышение ответственности и активности.

• Привитие студентам навыков самоанализа, самовоспитания, моральных и волевых качеств , умения прислушиваться к мнению других , умения отстаивать свои убеждения.

• Совершенствование рейтинговой системы оценки студента и студенческой группы.

•Развитие мотивационной сферы личности ( определение своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание).

• Создание условий для осуществления и развития благотворительной, шефской работы и привитие навыков этих видов деятельности .

•Организация, проведение и оказание помощи в благоустройстве, озеленении аудиторий и территории училища , базовых больниц, шефских учреждений.

•Проведение работы по воспитанию хозяйственного отношения к материально-технической базе училища и санитарному состоянию его аудиторий и рекреаций.


Сентябрь

В течение года

Сентябрь

В течение уч.года

В течение года

Сентябрь


Октябрь

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года


Кураторы групп

Кураторы групп, ЗДВР


Кураторы групп,ЗДВР

IV курс,ЗДВР


Кураторы групп,ЗДВР
Кураторы групп,ЗДВР,совет соуправления

Кураторы групп,ЗДВР


Кураторы групп,ЗДВР

Кураторы групп,ЗДВР


Преподаватели дисциплин, кураторы групп,ЗДВР

II. Правовое воспитание.

Задачи:


1. Способствовать более глубокому изучению:

-Конституции РФ, законов и нормативно-правовых актов РФ

-профессиональных прав и обязанностей

2. Формировать умение практического использования профессиональных прав и выполнения обязанностей



•Установить связь и наладить работу с органами прокуратуры и охраны правопорядка. Проведение встреч с работниками этих органов.

• Включение в планы классных часов обсуждения правовой тематики на практических примерах из жизни, бесед об ответственности медработников, их правах и обязанностях.

• Углубление правовых знаний в процессе обучения по общественным и правовым дисциплинам.

• Подключение к правовому воспитанию студентов, имеющих юридическое образование ( лекции, диспуты и др. формы работы)


В течение года

Сентябрь

В течение года

В течение года

Кураторы групп, ЗДВР

Кураторы групп

Преподаватели дисциплин




III. Патриотическое воспитание.

Задачи:


-формирование гражданской позиции студентов, их готовности проводить значимые изменения в собственной жизни и жизни окружающих людей;

-повышение интереса и живого участия в возрождении музея училища и его пополнения материалами;




•Организация встреч и бесед, тематических вечеров по истории училища и родного края с приглашением интересных людей (выпускников, ветеранов, работников музеев г.Чехова, священнослужителей ).

•Посещение музеев с. Мещерское, Троицкой больницы, Музея Памяти г.Чехова, музеев г.Москвы

•Проводить исследовательско- поисковую работу по истории училища , истории края и лечебных учреждений г. Чехова и района ( сбор материалов о выпускниках и династиях училища, о преподавателях, ветеранах-медиках, систематизация и оформление собранного материала в виде альбомов, стендов , CD и DVD дисках).

•Организовывать и проводить традиционные общеучилищные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы и историческим датам.

•Ежегодно организовывать и проводить вечера встречи выпускников училища, обеспечивая связь и преемственность поколений, сохраняя лучшие традиции училища.

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года



Преподаватели дисциплин, кураторы групп, ЗДВР
Преподаватели дисциплин, кураторы групп, ЗДВР
Преподаватели дисциплин, ЗДВР

Преподаватели дисциплин, кураторы групп, ЗДВР




IV.Культурно- этическое и эстетическое воспитание.

Задачи:


-развитие духовной культуры студента;

-гармонизация личного и общественного;

- воспитание готовности к самопожертвованию, великодушию;

- формирование и развитие способности студента к эстетическому восприятию действительности и переживанию, способности к творчеству по законам красоты;

-прививать общечеловеческие ценности(Жизнь Добро Истина Красота Милосердие Сострадание) и

профессионализм ( познание, разум, понимание сущности бытия и мироздания)



• Посещение театров, выставок, музеев.

•Проведение классных часов в форме бесед, диспутов, игр, «круглых столов» и др. по проблемам культуры, этики и эстетики.

•Участие студентов в агитбригадах, художественной самодеятельности, городских конкурсах, фестивалях.

•Формирование информационной культуры и культуры общения.



В течение года

Преподаватели дисциплин, кураторы групп, ЗДВР


V.Спортивно-оздоровительное воспитание.

Задачи :


- формировать навыки здорового образа жизни;

-сохранять и укреплять здоровье студентов и преподавателей;

- формировать мотивацию к регулярным занятиям физкультурой и спортом


•Показывать студентам связь физической культуры и спорта со здоровьем и успехом.

• Пропагандировать здоровый образ жизни (на классных часах, проводить Дни здоровья, спортивные общеучилищные мероприятия,участвовать в общерайонных спортивных мероприятиях).

•Поощрять победителей спортивных мероприятий.

•Создать условия для занятий физической культурой (оснастить спортзал инвентарём и спортивными снарядами)



В течение года

Преподаватели физической культуры, кураторы групп, ЗДВР, преподаватели дисциплин




  1. Комиссии соуправления и обязанности членов комиссий .

В рамках реализации целей и задач воспитательной работы назначаются следующие комиссии по соуправлению училища:



1) Учебно-административная комиссия.

Обязанности членов комиссии:

• планирует деятельность комиссии на год;

•следит за успеваемостью студентов и посещаемостью , проводит воспитательные беседы с отстающими студентами;

•ежемесячно подводит итоги конкурса на звание «Лучшая группа»;

•ежемесячно подводит итоги посещаемости, проверяет рапортички, результаты отражаются на стенде;

•подводит итоги успеваемости и посещаемости по результатам аттестации и семестра и предоставляет данные в стипендиальную комиссию;

•организует действенную помощь группе по успеваемости и посещаемости, рассматривает этот вопрос на заседании Совета;

•систематически поддерживает связь с родителями , сообщая им об успеваемости и пропусках занятий;

•ведет работу по профилактике правонарушений, ПАВ, организует мероприятия по профилактике правонарушений, ПАВ.

2) Комиссия по социальным вопросам

Обязанности членов комиссии:

•планирует деятельность комиссии на год ;

•занимается благотворительными акциями, (ведет учет и оказывает помощь студентам из малообеспеченных семей, неполных семей, опекаемым студентам, студентам-инвалидам, беженцам, переселенцам, чернобыльцам, студентам из неблагополучных семей; организовывает и проводит работу с детскими домами района, храмами в с. Мещерское и Троицкое и т.п.)

3) Комиссия культуры

Обязанности членов комиссии:
•планирует деятельность комиссии с учетом общеучилищных мероприятий на год;

•выявляет талантливых студентов, привлекает их к деятельности;

•отвечает за досугово-развлекательную деятельность студентов и экскурсионную работу;

•ежемесячно предоставляет сведения о ходе соревнования в училище;

•руководит планируемыми культурно-массовыми мероприятиями;

•распределяет между группами (студентами) поручения по подготовке этих мероприятий;

•организует оформление училища к вечерам и праздникам, отвечает за содержание и готовит программу художественной части;

•принимает заявки и пожелания групп и студентов о коллективных походах и экспедициях, организует их и ведёт учет;

•устанавливает связи с кинотеатрами, клубами, театрами: договаривается о проведении лекций, вечеров, киносеансов для студентов;

•предоставляет заметки в училищную газету о наиболее интересных культурно-массовых мероприятиях и делах;

•организует проведение конкурсов и смотров художественной самодеятельности среди студентов;

•участвует в работе библиотечного актива;

•предоставляет в стипендиальную комиссию ( из старост групп) списки студентов, достойных премиальных поощрений.

4) Информационная комиссия

Обязанности членов комиссии:

•оформляет , обновляет информационный стенд;

•выпускает газеты, информирует студентов о жизни училища при помощи статей, информационных листовок, рекламы;

•организует оформление плакатов для участия групп в конкурсах, викторинах и т.д.;

•подводит итоги конкурсов тематических газет и плакатов.

5) Комиссия спорта, здравоохранения и труда

Обязанности членов комиссии:

•планирует деятельность комиссии с учетом общеучилищных мероприятий на год;

•организовывает и проводит спортивные мероприятия : День здоровья, туристические эстафеты и т.п.;

•помогает готовить команду училища для участия в городских и районных спортивных мероприятиях;

•предоставляет в информационную комиссию заметки о наиболее интересных спортивных соревнованиях;

•следит за дежурством в аудиториях, за уборкой училища и территории , прилегающей к училищу;

•организовывает помощь в косметическом ремонте аудиторий и рекреаций училища;

•предоставляет в стипендиальную комиссию список наиболее активных спортсменов для их поощрения.



6) Стипендиальная комиссия ( старосты групп)

Обязанности членов комиссии:

•рассматривает заявления студентов об оказании социальной помощи , списки комиссий на поощрение активных студентов.

•заседания комиссии проводятся в начале месяца по итогам прошедшего

•рассматривает решения учебной комиссии по увеличению, уменьшению или лишению студентов академических стипендий .

•вносит свои предложения по работе комиссий, поощрению и наказанию студентов .

VI. Глоссарий.

Концепция — это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.

Учебно-воспитательный процесс – это комплекс взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования и единством управления.

Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе молодого человека из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.



Воспитание – двуединая деятельность преподавателя и студента.

Воспитательные цели - мысленное (идеальное) предвосхищение результатов воспитательной деятельности.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.



Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.
«Патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [В.И. Даль; 3, т. 3, с. 24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [5, с. 185].
Патриотизм - это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.
Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность в образовательном учреждении по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга; формированию духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Правовое воспитание- это составная часть всего воспитательного процесса, целью которого является формирование социально активной личности. Правовое воспитание нельзя рассматривать изолированно от других видов воспитания: политического, нравственного, трудового, эстетического, физического.



Смотрите также:
Закону Московской области «О бюджете Московской области на 2012 год»
828.33kb.
4 стр.
Закон московской области о выборах губернатора московской области в ред законов Московской области
2225.16kb.
6 стр.
Закон Московской области от 01. 07. 2007 №243/2006-оз «О наградах Московской области»
39.92kb.
1 стр.
Московской области
99.39kb.
1 стр.
Отчёт о работе общественных приёмных Губернатора Московской области в 2009 году
401.04kb.
3 стр.
Решение Коллегии Министерства транспорта Московской области от 09. 02. 2011г. №3 паспорт программы
336.27kb.
1 стр.
Отчет о выполнении «Основных направлений развития архивного дела в Московской области»
390.35kb.
2 стр.
Приказ №22/1-о по моу «сош№2» от 04. 09. 2007 г
25.7kb.
1 стр.
Московской области Б. В. Громов
98.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации для органов местного самоуправления Московской области «Порядок хранения и формирования архивных документов мест захоронений в Московской области»
325.43kb.
1 стр.
Отчет о реализации «Основных направлений развития архивного дела в Московской области»
464.57kb.
2 стр.
Программа московской области "развитие транспортно-логистической системы в московской области в 2011-2015 годах"
841.34kb.
4 стр.