Главная
страница 1
Урок – деловая игра «Мы выпускаем газету…»

Тема: Газета? Газета. Газета!

Цели: 1) дать учащимся новые для них сведения о газете; научить выделять основное содержание газетных рубрик; привлечь внимание собеседников к обсуждаемым проблемам;

2) поговорить о месте газеты среди средств массовой информации, о настоящем и будущем газеты, о профессии журналиста; обратить внимание на особенности газетно-публицистического стиля;

3) попытаться выпустить газету, опираясь на знания и умения учащихся по русскому языку; набрать на компьютере схему газеты и готовый вариант продемонстрировать на интерактивной доске.

Оборудование: таблицы, плакаты, газеты (разные издания на разных языках), интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютеры, диски, дискеты и т.п.

Ход урока:

1.Вступительная беседа.


    1. Что такое газета?

    2. Какова ее роль в жизни общества?

    3. Читаете ли вы газеты?

    4. На каком языке читаете вы газеты?

    5. Какие газеты вы читаете?

    6. Какие газеты и журналы выписывают у вас дома?

    7. Какие газетные рубрики представляют для вас особый интерес?

    8. Вырезаете ли вы из газет какие-нибудь интересные материалы?

    9. Знаете ли вы, когда начинается оформление подписки на газеты и журналы на следующий год?

2.Слово учителя:

- Свежий номер газеты… Мы рады ему всегда, нашему доброму советчику и помощнику. С каждым новым днем, открывая свежую газету, человек прежде всего искал, ищет и будет искать ответ на вопросы ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Во все времена люди хотят знать новости и прежде всего – новости.

- Откуда же произошло слово «газета»?

Давайте обратимся к этимологическому словарю

(На экране)



Газета. Заимствовано из итальянского языка в XYIII в. Итал. Gazzetta первоначально имело значение «мелкая монета» (за которую можно было сначала прочитать, а затем и купить газету: появившиеся впервые в Венеции в 1563 году газеты первоначально были рукописными и давались за плату для прочтения Итальянское слово восходит к греческому gaza – «сокровище»

Учитель: Итак, газетами называли поначалу рукописные, а затем и печатные листки с сообщениями о городской жизни, слухах, происшествиях (На экране):

«Газета – это каждодневное чудо»

Карел Чапек, чешский писатель.

Учитель: Неплохо было бы знать и факты из истории газеты. Давайте, ознакомимся с некоторыми из них.

(Чтение учащимися статьи, которая проецируется на экране)



Происхождение слова газета связывают с наименованием серебряной монеты gazzeta чеканки 1538 года. За такую цену жители Венецианской республики могли приобрести рукописный листок новостей.

Термин «газета» широко вошел в обиход с основанием в 1631 году в Париже еженедельного периодического издания La Gazette.

В России первоначально рукописные известия выходили под названием «Куранты». Наиболее древний экземпляр, который сохранился в архивах, относится к 1621 году.

Первая печатная газета в России – «Ведомости» - появилась при Петре I в 1702 году.

28 ноября 1814 года вышел номер английской газеты «Таймс» с заявлением: отныне газета будет печататься без помощи человеческих рук – 1000 листов в час изготовит машина .

XIX век – век рождения особых предприятий по сбору и пересылке информации. Это телеграфные агентства. В 1894 году было создано РТА (Российское телеграфное агентство).

Ежедневно ротационные машины всего мира выпускают миллионы экземпляров газет.

В словарь:

Ротационная машина – специальная высокопроизводительная печатная машина с вращающейся типографской формой.

Учитель: Много интересного можно узнать из прошлого и настоящего газеты. Послушайте сообщение «Знаете ли вы…»

(Сообщения учеников по итогам небольшой поисковой работы)

Сообщение 1.

День печати у нас (в нашей стране) установлен в ознаменование выхода первого номера массовой большевистской газеты «Правда» 5 мая 1912 года.

Сейчас в России издается около __________газет. Их разовый тираж составляет____________ . Газеты издаются на______ ,а журналы – на________ языках народов России.

На__________ языках народов зарубежных стран выходят газеты и на__________ языках – журналы.
Сообщение 2(об информационных агентствах России, как они называются, чемзанимаются и т. п.)
3.Вопросы на закрепление.

1)Когда появилась первая печатная газета в России?

2)Когда создано Российское телеграфное агентство?

3)Когда широко вошел в обиход термин «газета»?

4)Что вам известно о сегодняшней жизни газеты?

4. Словарная работа.

1)Какие слова мы используем, когда говорим о газете?

2)Знаете ли вы следующие слова и словосочетания?



Пресса – периодическая печать

Корреспондент – 1) лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь;

2) автор корреспонденций в газете, журнале



(-собственный;

-специальный;

-внештатный)

Корреспонденция –сообщения о текущих событиях.

Редакция – 1) см. редактировать

2) разновидность текста какого-нибудь произведения

3) та или иная формулировка, выражение мысли

4) группа работников, редактирующих какое-нибудь издание, а также отдел издательства, готовящий рукописи к печати

5) помещение, где редактируют какое-нибудь издание

Отсюда :

редакционная коллегия – члены редколлегии

редактировать – 1) проверять и исправлять текст при подготовке к печати;

2) руководить изданием чего-нибудь



редактор – лицо, которое редактирует что-нибудь

(редактор журнала,

ответственный редактор,

технический редактор)

подписываться на газеты и журналы –стать подписчиком

выписывать газеты и журналы – заказать доставку

оформлять подписку на газеты и журналы –выполнить необходимые формальности

обзор статей – обследование, рассмотрение, сжатое сообщение

опубликовывать – объявить, предавать гласности в печатном органе (публикация)

газетная полоса -- страница в наборе, в печатном издании

газетные рубрики – 1) заголовок раздела (в газете, журнале и т.п.)

2) раздел, подразделения чего-нибудь, графа (разнести по рубрикам)


3)Знаете ли вы жанры газетных материалов? (Ответы учащихся)

В словарь:



Жанр—род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками (лирический жанр)

(На экране)



Жанры газетных материалов:

информация – сообщение в газете о каких-либо событиях (дать информацию)

заметка – краткое сообщение в газете

репортаж – рассказ с места события для воссоздания живой картины (репортаж с футбольного матча)

фоторепортаж – рассказ о событии с помощью фотоснимков

интервью – предназначенная для печати беседа журналиста с кем-нибудь

рецензия – критический отзыв о книге, спектакле и т.п.

карикатура – рисунок, высмеивающий кого-нибудь

4)Какие газетные рубрики часто встречаются? (Ответы учащихся)

(На экране)

Газетные рубрики:


  • колонка комментатора;

  • мир сегодня;

  • зарубежная информация;

  • события дня;

  • панорама зарубежных событий;

  • международные заметки;

  • из редакционной почты;

  • командировка по просьбе читателей;

  • по следам выступлений;

  • на темы морали;

  • в кругу семьи и т.п.

5. Беседа «Скажите, пожалуйста…»

Вы согласны, что



  • быть собственным корреспондентом газеты почетно;

  • газетные рубрики отражают разные вкусы читателей;

  • статьи под рубрикой «Командировка по тревожному письму» часто касаются человеческих судеб;

  • прежде чем публиковать статью, надо тщательно проверить все факты;

  • искажение фактов противоречит профессиональной этике журналиста.

Свое мнение подтвердите примерами.

(Высказывания учащихся)

6.Учитель:

-Многие школьники мечтают о профессии журналиста. Почему?

- Что вы знаете о профессии журналиста?

(Высказывания учащихся)



Учитель: «Быть журналистом – значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать – это значит особым образом жить».

Это слова известного писателя, журналиста Михаила Кольцова, который однажды посоветовал молодой девушке стать журналистом. Послушаем рассказ журналистки Татьяны Тэсс о своей профессии.(Читает ученик)

(На экране)

«Весной, перед школьными экзаменами, я часто получаю письма от школьников девятых и десятых классов, письма, похожие одно на другое: «Я очень хочу быть журналистом. Мне нравится эта профессия, потому что можно много ездить, бывать за границей, встречать много необычных людей. Напишите, пожалуйста, что для этого надо делать?» Читаешь эти письма и думаешь: боже мой, какой простой и легкой они представляют себе профессию журналиста! Эти девочки и мальчики мало представляют себе, что стоит за каждым очерком, какое порой это мученье, подчас бессонные ночи, когда встаешь из-за стола еле живая, ходишь и думаешь все об одном и ищешь одно, единственное решение…

Сама я начала писать потому, что не писать не могла, и считаю, что без прямой, непреодолимой потребности в этом, без ощущения, что иной жизни для тебя сейчас быть не может, журналистикой, литературой заниматься нельзя. Это ощущение сильное и сложное, к его голосу надо уметь прислушиваться, не спутав ни с чем другим! Опасней всего потребительское отношение к профессии!

Выбирая своей профессией журналистику, надо прежде всего думать о том, что можешь ей дать, а не о том, что она может дать тебе. Это правило, на мой взгляд, относится и к людям другой профессии.

В моем родном городе Одессе почти каждый мальчик, едва ему исполнилось семь-восемь лет, говорил, что обязательно будет капитаном дальнего плавания: капитаны видят удивительные страны, сказочные рифы и острова, ведут в далекие океанские странствования огромные мощные суда…

Капитанами дальнего плавания становятся лишь очень немногие из них, те, кто не представляют своей жизни без моря, те, чей характер, способности и воля совпадают с потребностями их прекрасного и трудного дела…

Одним из первых и главных качеств журналиста я считаю острое чувство ответственности: перед читателем, перед газетой, перед самим собой – за каждое написанное слово. Речь идет не только об элементарной ответственности за точность факта, цифры, изложения событий. Есть еще сложная ответственность перед своим героем, перед человеком, о котором пишешь.

Еще острей становится чувство ответственности, когда журналист сталкивается со сложным человеческим конфликтом, от правильного решения которого порой зависит чья-то судьба.

В таких случаях журналисту приходится быть судьей, иногда обвинителем, иногда защитником и обязательно терпеливым, объективным исследователем.

Многое, ох многое надо выяснить, узнать, проверить и с самим собой не раз обдумать, прежде чем сделать вывод и поставить в конце очерка точку».

Учитель: А сейчас послушаем письмо одного школьника в газету.

(На экране)

«Почему сегодня многим хочется писать? Может, этим многим кажется, что писать легче, чем стоять у станка или добывать руду? А может, этим многим просто хочется запечатлеть свою фамилию и инициалы на газетной полосе; или у них работа журналиста ассоциируется с богатыми гостиницами в различных городах мира и с возможностью завести многочисленные знакомства?

Все эти вопросы беспрестанно преследуют меня… Ведь я хочу стать журналистом».



Учитель:

- К какой мысли приводят эти два высказывания?

- Каким должен быть настоящий журналист?

(Высказывания учащихся)



Учитель: Журналист – это очень ответственная, трудная профессия. Не каждый журналист может похвастаться тем, что он нашел свое место в жизни, как Василий Песков, известнейший русский журналист нашей эпохи.

Давайте познакомимся с его рассказом «Моя профессия».



( Текст на экране)

Я люблю свою профессию. Это, наверное, самое главное, когда мы говорим о профессии и человеке.

Я выбрал профессию, когда отец, позванивая солдатскими медалями, вернулся с войны. Он не мог указать сыну дорогу, потому что сын рос без отца и был для него загадкой.

Главное, я все-таки узнал от отца: «Счастье – это когда свой хлеб человек добывает любимым делом».

Поначалу казалось, что любимое дело – возиться с мальчишками. Работал пионерским вожатым. Потом был киномехаником, фотографом. В газету зашел скорее из любопытства. Заметку, к моему ужасу, напечатали и попросили что-нибудь еще принести. Через месяц высокий молодой редактор позвал меня в кабинет. Не хочу ли я работать в газете? Мне показалось, что редактор смеется…

Через неделю мне объявили первый выговор за ошибку в газете. Еще через месяц у меня было шесть выговоров. Больше объявлять их уже не было смысла. Я пришел к редактору с заявлением: «По собственному желанию…». Редактор порвал бумажку и сел рядом.

- Слушай, я тебя очень прошу, не делай ошибок…

Очень важно на поворотах жизни встретить человека, который может порвать бумажку и сесть рядом.

Мать не могла поверить, что равную отцовской зарплату можно было получать за «писанье». Мать и теперь говорит: «У тебя работа нетрудная – тяжелей карандаша ничего не поднимаешь».

Недавно в отпуске я перелистывал старый «Курьер ЮНЕСКО». Подсчитано, что среди людей разных профессий самый короткий срок жизни у журналистов.

«Трое суток шагать, трое суток не спать…» Это в песне или на самом деле? На самом деле.

На космодроме мы не спали четверо суток. Некогда было спать. Днем – событие. Потом лихорадка писания. Потом диктовка на телеграфную ленту. Потом тревога: все ли попало в газету? Потом заготовки на завтра. Для сна оставалось один-два часа, но спать все равно не могли: слишком велико было возбуждение.

На целине я прошел по талому снегу тридцать пять километров, время от времени выливая из сапог воду.

В Антарктиде репортаж приходилось писать в самолете и передавать из самолета в Москву.

Может быть, это только в поездках, может быть, отдыхаешь, когда вернешься в редакцию? Нет! Если вы ночью проходили мимо редакции, вы не могли не заметить: здесь долго светятся окна. Журналисты работают!

Моя газета. Ночью наш дом похож на огромный корабль. Светятся окна. Моя палуба на шестом этаже. Тут мой рабочий стол, мои друзья. Сюда я приношу все, что узнал и увидел. Тут меня критикуют и говорят доброе слово. Отсюда уезжаю и сюда возвращаюсь. Эта палуба дала мне все, что я имею за душой. Моя газета – это как первая любовь.

Газета утверждает высокие нравственные идеалы, учит бороться за правду, воспитывает чувства прекрасного, зовет к труду. Это и мои идеалы. Поэтому любовь взаимна.

Именем моей «Комсомольской правды» названы дальние острова на Севере и горы в Антарктиде. Это счастье – работать в газете, именем которой названы дальние земли и острова.

7. Практическая работа (устная).

Краткий обзор газет

(На экране)

1) Используйте следующую лексику:


    • в газете сообщается, опубликованы, напечатаны;

    • газета сообщает, публикует;

    • передовица (передовая статья) посвящена, озаглавлена;

    • на страницах газеты выступают, освещаются;

    • широко представлены в газете;

    • значительное место, ведущее место на страницах газеты занимают;

    • статьи, обзоры, посвященные вопросам внутренней и международной жизни;

    • под крупным заголовком сообщается;

    • из сообщений печати видно, следует;

    • зарубежные новости;

    • отклики читателей;

    • обзор писем читателей.

2) Выберите из газеты публикацию, заинтересовавшую вас, и расскажите о проблеме, поднятой в ней.

3) Что такое «желтая пресса»? Каково ваше мнение о ней?

8. ( На экране)

«Ваше мнение»

Прочитайте и скажите: газета, радио и телевидение соратники или соперники.

а) « Радио сообщает, что происходит в мире в данный момент.

Телевидение в наглядных картинах демонстрирует, как это происходит.

На следующее утро газеты дают обстоятельный анализ того, почему это произошло» (Э.Багиров)

б) «Радио может привлечь миллионы людей; телевидение может потрясти их до глубины души некоторыми фактами, но ничто не заменит им чтение газет и книг. Учитывая быстрый темп, с каким происходит сегодня на нашей планете развитие науки, каждый превратился в соседа любого другого человека на Земле. Это приводит к мысли, что людям будет еще полезнее, чем сейчас, размышления над событиями, о которых сообщают им газетные страницы, и что они еще больше, чем сегодня, будут чувствовать потребность в печатном слове»(К.Алликметс)



В словарь:

Соратник - (высок.) испытанный, надежный боевой товарищ, а также вообще товарищ по борьбе, деятельности.

Соперник – человек, который соперничает с кем-нибудь, состязается, добиваясь той же цели.

Учитель:

1) Каково Ваше мнение по поставленному вопросу?

2) Найдите в газете какую-нибудь публикацию и расскажите, как об описываемом в ней событии передали бы по радио и телевидению.

3) А теперь прочитайте текст, сформулируйте основные проблемы, поднятые в нем.

(На экране)

Какой будет служба информации через 50 лет? Сохранится ли газета?

Почти все журналисты, которые принимали участие в обсуждении этой проблемы, считают – да, сохранится. Сохранится, несмотря ни на что.

- Печатное слово – наш верный слуга. Оно никогда не покидает нас. Если оно появляется в газете, оно несет знание, дает анализ. И оно удобно. Я достаю его и читаю, когда хочу: когда еду куда-нибудь или перед сном. Оно мое. Я могу помечтать над ним, изучать его, могу поразмыслить над ним. Оно принадлежит мне,- говорил один журналист.

Вместе с тем есть все основания утверждать, что газеты и журналы будущего должны технически видоизменяться, стать привлекательнее для глаза и разума или, вернее, для разума посредством глаза. Цвет, например, будет играть в газете гораздо более важную роль, чем теперь. Возможно, что, испытывая конкуренцию цветного телевидения, все газеты и журналы станут цветными.

Несомненно, что все люди предъявляют повышенные требования к качеству информационной службы. Человек захочет сам сопоставлять полученные им сведения.

Центральная печать будет стремиться различными путями убыстрять появление своей продукции. Набор на расстоянии станет обычным явлением. Многие убеждены, что такие газеты через 50 лет будут печататься на дому у читателя. Достаточно будет нажать на кнопку специальной аппаратуры, как вы получите готовую газету.

Возникает вопрос: а какова будет при всей этой электронной технике роль журналиста? Не будем пессимистами. Журналист необходим прежде всего как гид и селекционер, помогающий человеку не захлебнуться в бурном потоке информации, который хлынет на него при нажатии кнопки. Журналист – тот, кто скажет людям: «Это – новость». Журналист призван, так сказать, конденсировать событие, чтобы экономить время читателя и телезрителя. Журналист – это личность, это стиль и манера; он по-своему толкует события, окрашивает их. Никакая электронная машина не в состоянии написать яркий комментарий, памфлет, фельетон.

Журналистика будет жить, пока в людях живет стремление к познанию нового.

4)Выскажите свое мнение относительно того, какую роль в жизни людей будет играть газета в будущем и изменятся ли функции журналиста.

IX.Подготовка к домашней практическаой работе «Мы выпускаем газету».

1)Создать в классе 3 редакции (по рядам).

2) Избрать: - редакторов

- корреспондентов

- художников

- фотокорреспондентов

- членов редакции

3) Провести оргзаседание редколлегии:

- определить заголовок газеты

- ее девиз

- составить макет ближайшего номера

- определить ее рубрики

- назначить ответственных за них.

(На доске)

Макеты газет (образцы)

Макет №1

Заголовок Девиз

Рубрики

1

2

3

4

Новости из школы (информация)



С этим человеком я хотел бы встретиться и спросить (интервью)


Недавно я прочитал книгу (рецензия)


Без слов (карикатура)

Номер выпустили:

Макет №2



Заголовок Девиз

Рубрики

1

2

3

4

Проблемы, которые в нашей школе пока не разрешены (заметка)


Недавно я был свидетелем такого события (репортаж)



Прочитай: это интересно (информация)


На этой фотографии (фоторепортаж)


X. Рекомендации учителя.

Можно включить и другие рубрики. Например:

- наше творчество (стихи)

- прошу слова ( письмо в газету)

- о русском языке – занимательно

- знаете ли вы…

- юмор и т.п.

Памятка

Готовя номер газеты, учтите, что газета – вещь серьезная; она должна быть не только содержательной, интересной, но и грамотно, красиво оформленной; все материалы к газете должны быть внимательно прочитаны, проверены корреспондентами и редактором.

В ходе работы обратите внимание на название, девиз, эмблему. Возьмите интервью, составьте репортажи о событиях дня. Проведите заседание редакторского (редакционного) совета, оцените материал газеты и представьте на суд читателей (жюри).

В добрый путь!



XI. Подведение итогов урока.


Смотрите также:
Номер: 1 (8) Дата выхода: 9 января 1998 г
21.13kb.
1 стр.
Газета? Газета. Газета!
146.67kb.
1 стр.
Инновационный центр «Сколково» в сми и блогосфере
62.12kb.
1 стр.
«Рабочая газета» (Всероссийская газета трудящихся) «Рабочая газета»
45.2kb.
1 стр.
Газета Областная газета, тираж 4500 экз., Иркутск город дипломатический, Людмила Шагунова
26.23kb.
1 стр.
Газета «Российская газета» 05. 10. 2011 Пост преткновения
371.14kb.
1 стр.
Резюме магистерской диссертации Иванова Сергея Алексеевича издательская деятельность
37.46kb.
1 стр.
Российская газета
41.64kb.
1 стр.
Информация по документу
863.23kb.
3 стр.
Памятка для финских туристов Газета «Компаньonline», 16. 05. 2012 Пермская таможня: Как не испортить себе отпуск Газета «Красноярский рабочий»
236.53kb.
1 стр.
Информация по документу
3296.15kb.
10 стр.
Подарок для мамы. Источник: Российская газета Бэби-гам. Источник: газета ru
101.47kb.
1 стр.