Главная
страница 1
Игра «Литературное казино» в 5 классе. ( Х К. Андерсен. Сказки. Д. Свифт. «Приключения Гулливера»)

Егорова Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Абагинская СОШ им.А.Г.Кудрина-Абагинского»

Олёкминского района Республики Саха (Якутия)

Идея игры заимствована из газеты «Литература» (приложение к газете «Первое сентября», №27, 1996 год - Елизавета Волкова, Светлана Колесникова, «Литературное казино «Интеллект», стр. 4-5). В правила игры, предложенные авторами указанной статьи, внесены некоторые поправки. Игру обычно проводим после изучения большой темы по нескольким произведениям одного автора, а также по произведениям, которые были предложены учащимся для самостоятельного чтения.



Реквизит – вопросы на карточках и фишки. Для игры в 5 классе достаточно 20-25 вопросов разной степени сложности, и в зависимости от этого начальная цена вопроса составляет от 1 до 3 баллов. Вопросы написаны на карточках трёх цветов, например, вопросы «стоимостью» в 1 балл – на голубых, 2 балла – жёлтых, 3 – зелёных.

Количество участников любое: весь класс; учащиеся, отобранные в результате каких-либо конкурсов по предмету; по желанию и т.д.- по усмотрению организатора игры. В нашем случае участвуют все желающие, но есть возможность получить дополнительные фишки.

Перед игрой участники получают или одинаковое количество фишек, или то количество фишек, которое они «заработали» в течение определённого учителем времени, участвуя в викторине, разгадывании кроссвордов, ребусов, вывешенных за неделю до урока, за иллюстрации по теме и т.д. Кроме этого, ведущий имеет достаточное количество фишек, которые он будет выдавать за правильные ответы в ходе игры.



Ход игры. Ведущий объявляет ставку, читает вопрос. «Стоимость» вопросов определяет учитель в зависимости от того, насколько произведение, о котором идёт речь, изучено в классе и от степени сложности конкретного вопроса для данного класса. Участник, знающий ответ, «поднимает» цену. Игрок, который тоже знает ответ, старается «перебить» цену. Чья ставка выше, ответ того и заслушивается. За правильный ответ выдается игроку заявленное им количество фишек. Если ответ неверный, то эта сумма уходит от игрока в банк ведущего и заслушивается ответ другого участника. Вопросы, на которые участники игры не дали ответа, предлагаются зрителям или после игры учитель сам даёт ответы.

Подведение итогов. Победителем становится игрок, у которого наибольшее количество фишек. Он получает приз. Участники получают оценки. При этом учитель должен заранее оговорить, за какое количество фишек какую оценку он будет ставить.

Сказки Г. Х. Андерсена.

  1. Мы говорим «Здравствуйте!» обычно в начале разговора, урока, а какая сказка Андерсена заканчивается этим словом - «Здравствуйте!»? («Соловей»)

  2. Свадьба - обычный финал многих сказок. А в сказке «Свинопас» наоборот – бедный принц хотел жениться на императорской дочке, и ради этого даже стал свинопасом, но не женился. Почему? («Я презираю тебя! Ты не захотела выйти замуж за честного принца, не поняла толку в соловье и розе, а свинопаса целовала за игрушки!)

  3. Сколько раз императорская дочка поцеловала свинопаса? (За горшочек -10, за трещотку должна была поцеловать 100 раз, но успела поцеловать 86 раз)

  4. Какой способ проверить, настоящая ли принцесса, придумали герои одной из сказок Андерсена? (Спать на горошине)

  5. Сколько было тюфяков и пуховиков у принцессы на горошине? (20 и 20)

  6. Женихи в сказках Андерсена самые разные. Вот один из них, по словам его друга, очень богат, имеет огромный дом и роскошную чёрную бархатную шубу. Но, к сожаленью, слеп. Кто это? (сказка «Дюймовочка», Крот)

  7. У крота зимой и летом шуба, а у короля в сказке «Новое платье короля» не было ничего. Он вышел на улицу своего города совсем голым, но никто не сказал ему об этом, кроме мальчика. Почему? (чтобы не признаться, что он не глуп или сидит не на своём месте)

  8. Дюймовочка получила такое имя из-за своего роста, дюйм – всего 2,5 сантиметра. Её колыбелька – скорлупка грецкого ореха, вместо матраса и одеяла 2 лепестка. Каких цветов? (голубая фиалка и роза)

  9. Чьи слова: «Лишь раз в год позволено нам прилетать на родину, мы можем оставаться здесь 11 дней и летать над этим большим лесом. Откуда нам виден дворец, где мы родились и где живёт наш отец. И колокольню церкви, где покоится наша мать…»? (лебеди)

  10. Кем была мама 25 оловянных солдатиков? (старая оловянная ложка)

  11. Главы какой сказки Андерсена называются «Понедельник», «Вторник», «Среда», «Четверг», «Пятница», «Суббота», «Воскресенье»? («Оле-Лукойе»)

  12. Что это за место: «Он был в огромных трещинах, из которых вылетали вороны и вороны, откуда-то выскакивали огромные бульдоги и смотрели так свирепо, точно хотели всё съест; но лаять не лаяли – это было запрещено. Посреди огромной залы с полуразвалившимися, покрытыми копотью стенами и каменным полом, пылал огонь, дым поднимался к потолку и сам вынужден был искать себе выход; над огнём кипел в огромном котле суп, а на вертелах жарились зайцы и кролики»? (замок разбойницы, «Снежная королева»)

  13. Кто из героев Андерсена носил воинское звание «обер-унтер-генерал-адмирал-сержант»? (Козлоног, «Пастушка и трубочист»)

  14. Сказка «Пятеро из одного стручка» - о пяти горошинах. Маленький мальчик положил их в бузинную трубочку, дул изо всей силы - и они оказались в разных местах: та, что летела. Куда хотела, попала в голубиный зоб, двух других тоже проглотили голуби, четвёртая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и разбухла. А что случилось с пятой горошиной? (Она попала в щель у окна чердачной каморки, где жила бедная женщина с больной дочерью. Горошина под теплым весенним солнцем пустила ростки и зацвела. И этот бело-розовый цветок помог поправиться больной девочке).

  15. Старуха мать морского царя в сказке «Русалка» носила на хвосте целую дюжину … Чего? (устриц)

  16. Сколько было сестёр – русалочек? (шесть)

  17. Когда разрешалось русалкам всплывать на поверхность моря и сидеть при свете месяца на скалах и смотреть на плывущие мимо корабли? (когда им исполнялось 15 лет)

  18. (Вариант предыдущего вопроса) Какой подарок получали русалки, когда им исполнялось пятнадцать лет?

  19. Одна андерсеновская героиня пишет письмо на сушёной треске. Кто это и в какой сказке? («Снежная королева», лапландка, отправляя Герду к своей родственнице).

  20. Что подарили Дюймовочке эльфы? (крылья)

  21. Почему ласточка в сказке «Дюймовочка» не улетела в тёплые края? (поранила крыло о терновый куст)

  22. Какой породы была самая знатная птица на птичьем дворе в сказке «Гадкий утёнок»? (испанская утка, носила красный лоскуток на лапке)

  23. От оловянного солдатика в печке остался комочек олова, похожий на сердечко. А что осталось от танцовщицы? (чёрная брошка)

  24. Кто и как спас замерзающего гадкого утёнка? (крестьянин, разбив деревянным башмаком лёд)

Д. Свифт. «Приключения Гулливера».

  1. Первый корабль, на котором Гулливер исполнял обязанности хирурга. («Ласточка»)

  2. Размер каравая, которым лилипуты кормили Гулливера. (Не больше ружейной пули)

  3. Как называли Гулливера в Лилипутии? («Человек-гора»)

  4. Сколько лет Гулливер пробыл в стране великанов? (Больше двух лет)

  5. Какие языки знал Гулливер? (английский, испанский, голландский, итальянский, турецкий, латынь, греческий, французский)

  6. Что было в потайном кармане Гулливера, куда он не пустил лилипутских чиновников? (очки, подзорная труба, компас)

  7. Что решил привезти Гулливер в подарок своей родной школе из страны великанов? (4 убитых им ос)

  8. Катаясь в изготовленной для него лодке по наполненному водой корыту. Гулливер выдерживает настоящий морской бой. С кем? (с лягушкой)

  9. Какие предметы любил в школе Гулливер? (географию и математику)

  10. Как писали дети в школах Лилипутии? (по-лилипутски, вкось, от одного угла в другой)

  11. Насколько был выше своих подданных император Лилипутии? (На ноготь Гулливера)

  12. Как наказали королевского карлика за то, что тот бросил Гулливера в серебряную чашку со сливками? (больно высекли, заставили выпить чашку сливок, в которых искупался Гулливер)

  13. При помощи каких инструментов изготовляли одежду Гулливеру Лапутянские портные? (квадрант, линейка, циркуль)

  14. Какое приспособление помогало Летучему острову летать? (огромный магнит)

  15. Какими способами жители Лапуты подавляли восстания и мятежи, вспыхивавшие на земле? (остров помещали над тем местом, где началось восстание, не давая светить солнцу и лить дождям, сверху сбрасывали большие камни, Летучий остров опускался на головы восставших)

  16. Как объяснял Гулливер то, что у дикарей обычно лицо плоское, широкое, нос приплюснутый, огромный рот, толстая губа? (матери кладут детей ничком на землю, носят их за спиной – дети постоянно тыкаются в материнские плечи)

  17. Как называется гостиница, в которой показывал Гулливера его хозяин-великан? («Зелёный Орёл»)

  18. Какие партии существовали в Лилипутии? (высоких и низких каблуков)

  19. Что удивило Гулливера в фигурах и выражении лиц жителей Лапуты? (Их головы были скошены направо или налево, один глаз смотрел внутрь, второй – вверх)

  20. Какое домашнее животное держали гуинглы? (кошек)


Смотрите также:
Игра «Литературное казино» в 5 классе. ( Х к. Андерсен. Сказки. Д. Свифт. «Приключения Гулливера») Егорова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы мбоу «Абагинская сош им. А. Г. Кудрина-Абагинского»
59.54kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
Муниципальный конкурс педагогов «Мой лучший урок» Тема родовой и исторической памяти в повести И. С. Шмелёва «Лето Господне»
111.24kb.
1 стр.
2. Команда "Лунтик" класс Руководитель команды Андреева Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы мкоу новосельцевская сош томской области слово
67kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Урок по культуре народов Ямала «Звучащая книга поэта»
79.84kb.
1 стр.
Влияние творчества М. Лермонтова на творчество М. Врубеля. Интегрированный урок 9 класс. Учитель: Васильева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы моу «Среднекибечская сош»
307.44kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Языкознание. Русский язык Слово не воробей…
63.38kb.
1 стр.
«Энциклопедия ушедших деревень» Название секции форума Историческое краеведение
213.54kb.
1 стр.
Урок литературы в 5 классе Догадкина Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы. Образовательные
31.89kb.
1 стр.
Информация о результатах открытой предметной олимпиады «Эрудит» по русскому языку, математике и окружающему миру для учащихся начальных классов 2
309.26kb.
3 стр.