Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 139»
«Утверждаю»:
Директор МБОУ СОШ № 139
___________И.П.Башмакова
Приказ № ______
от «____» ______ 20__ г.
Рабочая программа
учебного курса «Основы регионального развития»
в 11 классе
Учителя Гущиной Марины Евгеньевны
2011г.
Основы регионального развития
Программа: «Основы регионального развития» Авторы: Молодцова И.В., ЛисинаС.А., Петрова Н.А.
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Закона Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» (от 20.12.05 №17-4256).
Назначение учебного предмета «Основы регионального развития» – содействовать развитию личности обучающегося – жителя Красноярского края, обладающего системными знаниями об обществе и окружающем мире, способного не только оценивать происходящие события, но и принимать решения.
Программа по учебному предмету «Основы регионального развития» обеспечивает преемственность по отношению к материалу, осваиваемому обучающимися на ступени основного общего образования в рамках предметов краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае, и углубленное изучение экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни Красноярского края.
Полученные знания, жизненный и политический опыт помогут старшеклассникам не только сформировать целостную картину мира на основе регионального материала, но и разобраться во всем его многообразии, сложностях и противоречиях.
Учебный предмет призван помочь обучающимся на ступени среднего (полного) общего образования ориентироваться в событиях общественно-политической жизни Красноярского края, направлен на формирование у них профессиональных интересов, навыков самостоятельного осмысления социально-экономической, политической и духовной жизни Красноярского края, становление активной гражданской позиции и развитие общей культуры.
Новизна предмета состоит в том, что его содержанием являются не понятия и представления социальных наук, а единство знаний и практических умений и навыков старшеклассников, направленное на понимание и решение проблем, реально существующих в обществе.
Курс является межпредметным: в его содержание включен материал по основам региональной политики, политологии, праву, истории, социологии.
Изучение учебного предмета «Основы регионального развития» направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, социального мышления и способности к успешной социализации в обществе;
-
воспитание приверженности к гуманистическим ценностям, положенным в основу законов Красноярского края;
-
освоение системы знаний о деятельности жителей Красноярского края, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений в Красноярском крае, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
-
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для позитивного участия в жизни Красноярского края;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сфере гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и народов, проживающих на территории Красноярского края, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Учебные занятия по предмету проводятся в различных формах: исследование, моделирование, работа в группах, деловые игры, дискуссии, создание и защита проектов и другие.
Итогом работы обучающихся станут социальные проекты, мультимедиа презентации, статьи и репортажи для средств массовой информации, научно-исследовательские работы, рефераты, сообщения.
В результате изучения учебного предмета «Основы регионального развития» обучающийся должен:
-
знать место и роль человека в системе общественных отношений Красноярского края;
-
знать тенденции политико-экономического и социального развития Красноярского края;
-
уметь анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни Красноярского края;
-
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;
-
успешной адаптации к социальной среде Красноярского края;
-
решения задач в области социальных отношений по типу «человек – человек», «человек – общество»;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции.
Основное содержание курса
11 класс (68 часов)
Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности в Красноярском крае. Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие (34 часов).
Стратегия социально-экономического развития Красноярского края. Основы рыночных отношений.
Социальная политика занятости. Особенности трудовых отношений в Красноярском крае. Требования к современному работнику. Рынок труда.
Предпринимательство в Красноярском крае. Политика развития малого и среднего бизнеса.
Особенности социальной структуры Красноярского края (14 часов).
Социальная структура Красноярского края. Основные тенденции развития социальной жизни общества. Социальное неравенство. Проблема бедности.
Демографические процессы в Красноярском крае.
Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в Красноярском крае.
Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае (10 часов).
Особенности культурной жизни Красноярского края. Образ жизни, особенности менталитета населения региона.
Развитие образования и науки в Красноярском крае.
Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края (6 часов).
Красноярский край в глобальном мире.
Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края (4 часа.)
Перспективы развития Красноярского края.
Календарно-тематическое планирование
Основы регионального развития
11 класс (68 часов)
Дата
|
№ п/п
|
Тема урока
|
Тип занятия
|
Д/з
|
Требования к уровню подготовки обучающегося
|
ЦОРы
|
Тема 1: Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности в Красноярском крае. Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие. (34 ч.)
|
03.09
| -
|
Стратегия социально-экономического развития края.
|
лекция
|
Подготовить сообщения о заводах
|
Умеет объяснять социальные последствия рыночной экономики, осуществлять поиск необходимых экономических показателей региона, выделять основные направления стратегии социально-экономического развития края.
Имеет представление о значении рыночной инфраструктуры для функционирования рынка региона. Понимает тенденции развития края в интересующих выпускника отраслях экономики.
|
Презентация «Красноярский край в экономике страны»
|
03.09
| -
|
Стратегия социально-экономического развития края.
|
лекция
|
10.09
| -
|
Стратегия социально-экономического развития края.
|
практика
|
10.09
| -
|
Стратегия социально-экономического развития края.
|
практика
|
17.09
| -
|
Основы рыночных отношений в крае
|
лекция
|
Таблица «Краевые проекты»
|
Презентация
|
17.09
| -
|
Основы рыночных отношений в крае
|
лекция
|
24.09
| -
|
Основы рыночных отношений в крае
|
практика
|
24.09
| -
|
Социальная политика занятости
|
Лекция
|
Выделить проблемы трудоустройства молодежи
|
Презентация «Социальная политика занятости»
|
01.10
| -
|
Социальная политика занятости
|
Лекция
|
01.10
| -
|
Социальная политика занятости
|
Практика
|
08.10
| -
|
Социальная политика занятости
|
Практика
|
08.10
| -
|
Особенности трудовых отношений в крае
|
Лекция
|
Составить примерный вопросник для проведения интервью при собеседовании
|
15.10
| -
|
Особенности трудовых отношений в крае
|
Лекция
|
15.10
| -
|
Особенности трудовых отношений в крае
|
Практика
|
22.10
| -
|
Особенности трудовых отношений в крае
|
Практика
|
22.10
| -
|
Требования к современному работнику края
|
Лекция
|
29.10
| -
|
Требования к современному работнику края
|
Лекция
|
29.10
| -
|
Требования к современному работнику края
|
Практика
|
Написать резюме
|
12.11
| -
|
Требования к современному работнику края
|
Практика
|
12.11
| -
|
Рынок труда в крае
|
Лекция
|
Презентация «Рынок труда»
|
19.11
| -
|
Рынок труда в крае
|
Лекция
|
19.11
| -
|
Рынок труда в крае
|
Практика
|
26.11
| -
|
Рынок труда в крае
|
Практика
|
26.11
| -
|
Предпринимательство в крае
|
Лекция
|
Составить бизнес-план
|
Презентация «Предпринимательство в крае»
|
03.12
| -
|
Предпринимательство в крае
|
Лекция
|
03.12
| -
|
Предпринимательство в крае
|
Практика
|
10.12
| -
|
Предпринимательство в крае
|
Практика
|
10.12
| -
|
Политика развития малого и среднего бизнеса в крае
|
Лекция
|
Презентация «Основы бизнеспланирования»
|
17.12
| -
|
Политика развития малого и среднего бизнеса в крае
|
Лекция
|
17.12
| -
|
Политика развития малого и среднего бизнеса в крае
|
Практика
|
24.12
| -
|
Политика развития малого и среднего бизнеса в крае
|
Практика
|
24.12
| -
|
Политика развития малого и среднего бизнеса в крае
|
Практика
|
31.12
| -
|
Политика развития малого и среднего бизнеса в крае
|
Практика
|
31.12
| -
|
Повторение
|
Практика
|
|
Тема 2: Особенности социальной структуры Красноярского края (14 ч.)
|
14.01
| -
|
Социальная структура края
|
Лекция
|
Составить сложный план.
|
Умеет объяснять социальные последствия рыночной экономики для края. использовать метод сравнительного анализа в различных проявлениях социальной жизни края, подбирать источники информации.
|
Презентация «Социальная структура края»
|
14.01
| -
|
Социальная структура края
|
Лекция
|
21.01
| -
|
Социальная структура края
|
Практика
|
21.01
| -
|
Основные тенденции развития социальной жизни общества
|
Лекция
|
Написать эссе.
|
Презентация «Система социальной защиты»
|
28.01
| -
|
Основные тенденции развития социальной жизни общества
|
Лекция
|
28.01
| -
|
Социальное неравенство: проблемы бедности
|
Практика
|
Презентация «Социальное неравенство: проблема бедности»
|
04.02
| -
|
Социальное неравенство: проблемы бедности
|
Практика
|
04.02
| -
|
Социальное неравенство: проблемы бедности
|
Практика
|
11.02
| -
|
Демографические процессы в крае
|
Лекция
|
Ответить на вопросы
|
11.02
| -
|
Демографические процессы в крае
|
Лекция
|
18.02
| -
|
Демографические процессы в крае
|
Практика
|
18.02
| -
|
Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в крае
|
Лекция
|
Подготовить презентацию «Конфессии Красноярского края»
|
Презентация «Межнациональные отношения»
|
25.02
| -
|
Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в крае
|
Практика
|
25.02
| -
|
Повторение
|
Практика
|
|
Тема 3: Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае (10ч)
|
03.03
| -
|
Особенности культурной жизни Красноярского края.
|
Лекция
|
Подготовить презентации по культуре края
|
Объясняет влияние рыночной экономики на тенденции развития культуры, характеризовать особенности материальной и духовной культуры края.
|
Презентация «Материальная и духовная культура Красноярского края»
|
03.03
| -
|
Особенности культурной жизни Красноярского края.
|
Лекция
|
10.03
| -
|
Материальная и духовная культура Красноярского края
|
Практика
|
10.03
| -
|
Материальная и духовная культура Красноярского края
|
Практика
|
17.03
| -
|
Материальная и духовная культура Красноярского края
|
Практика
|
17.03
| -
|
Образ жизни, особенности менталитета красноярцев
|
Практика
|
07.04
| -
|
Образ жизни, особенности менталитета красноярцев
|
Практика
|
07.04
| -
|
Развитие образования и науки в регионе
|
Практика
|
14.04
| -
|
Развитие образования и науки в регионе
|
практика
|
14.04
| -
|
Повторение
|
Практика
|
Тема 4: Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края (6ч)
|
21.04
| -
|
Наш край в глобальном мире.
|
Лекция
|
Подготовить материал по экологическим проблемам края.
|
Умеет характеризовать особенности взаимодействия общества, природы на территории края и экологическую политику органов местной власти.
|
|
21.04
| -
|
Наш край в глобальном мире.
|
Лекция
|
|
28.04
| -
|
Наш край и глобальные проблемы современности
|
Практика
|
|
28.04
| -
|
Наш край и глобальные проблемы современности
|
Практика
|
|
05.05
| -
|
Наш край и глобальные проблемы современности
|
Практика
|
|
05.05
| -
|
Повторение
|
Практика
|
|
|
Тема 5: Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края(2ч.)
|
12.05
| -
|
Перспективы развития Красноярского края
|
Лекция
|
Эссе «Будущее Красноярского края»
|
|
|
12.05
| -
|
Перспективы развития Красноярского края
|
Практика
|
|
|
19.05
| -
|
Обобщающий урок
|
Практика
|
|
|
19.05
| -
|
Обобщающий урок
|
Практика
|
|
|
Учебно-методический комплекс по предмету
-
Пособие для учителя по учебному предмету НРК «Основы регионального развития» для 11 кл. (авторы Молодцовой И.В., Лисиной С.А, Петровой Н.А., Мамонтовой Л.П.)
Сайты:
-
Сайт КК ИПК РО по НРК
-
Все о Красноярске http://www.yarsk.ru
-
Информационный портал Красноярского края http://www.24rus.ru
-
Красноярский городской сайт http://www.kgs.ru
-
Мой Красноярск: народная энциклопедия http://www.region.krasu.ru
-
Сайт администрации города Красноярска http://www.admkrsk.ru
-
Сайт администрации Красноярского края. http://www.krskstate.ru