Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ» ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ дистанционных курсов повышения квалификации по теме: «Комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» Анадырь, 2013 г. Цель реализации программы. Основная цель программы – оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики». В программе освещаются мотивационно-ценностные, теоретико-методологические, содержательные и методические вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях.
Программа способствует развитию творческого потенциала слушателей, реализуется с использованием активных методов и форм работы со слушателями. Основная форма работы со слушателями - обучающее взаимодействие с использованием приемов и техник интерактивного обучения. При реализации программы используются и иные формы работы – работа над проектом, анализ учебной ситуации, методическая разработка урока по одной из тем учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», согласно требованиям и учебно-методическим установкам. Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно решать следующие задачи:
Формализованные результаты обучения. В ходе образовательного процесса слушатели должны выполнить три контрольные выпускные работы, которые могут быть представлены в следующей форме:
Организация учебного процесса Повышение квалификации учителей проводится без отрыва от работы (дистанционно). Обучение учителей осуществляется с использованием электронных ресурсов, электронной почты и интернет ресурсов. Освоение образовательной программы слушателями проверяется методистами соответствующей профессиональной квалификации – гуманитарной направленности.
программы профессионального развития «Комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» Категория слушателей: учителя истории, обществознания, начальных классов. Продолжительность обучения – 72 часа. Форма обучения – дистанционная, без отрыва от работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы профессионального развития «Комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики»
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «Комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» Учебный модуль 1. Государственная политика в области духовно-нравственного развития и воспитания детей (4 часа) Тема 1.1. Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания (2 часа). Духовно-нравственное воспитание как приоритетная задача образовательных стандартов нового поколения. Государство, религия и образование: правовые аспекты взаимодействия. Нормативные основы реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения. Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года. Тема 1.2. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритеты и возможности (2 часа). Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования. Организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника. Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности. Учебный модуль 2. Концепция, содержание и методика преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (56 часов) Тема 2.1. Структура и основное содержание комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” (2 часа). Примерная программа и структура курса. Общие положения, цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Основная концептуальная идея, ее особенности и соответствие целям и задачам современного образования, ФГОС. Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС. Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС. Тема 2.2. Возрастно-психологические закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников (2 часа). 10-12-летний возраст – пограничный возраст между детством и отрочеством. «Чувство зрелости», не подкреплённое ещё реальной ответственностью, как особая форма самосознания, возникающая в переходный период: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, доверительного отношения со стороны взрослых. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Стремление экспериментировать, используя свои возможности. Стремление к сплочённости, быть командой, весомее и ярче представить окружающим своё «Я». Система мотивации для 10-12-летнего возраста. Тема 2.3. Правовые, методологические и методические принципы, лежащие в основе изучения религий (2 часа). Человек, его права и свободы. Послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 2007 и 2008 гг. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Нормативно-правовые документы, регулирующие введение курса ОРКСЭ. Критерии «полезности» изучения религий. Значение образованности школьника в религиозных вопросах. Религии и их роли в истории российской цивилизации. Стержневая роль религий, определяющая своеобразное лицо цивилизаций, стран или народов. Знания о религиях в сути мировых и региональных политических процессов, в современных конфликтах и войнах. «Скрытые пружины», определявшие и продолжающие определять движение истории и историческую судьбу различных человеческих сообществ. Методологические принципы выработки адекватного отношения к особенностям характера тех или иных этносов. Важнейшие проблемы человеческой нравственности, поставленные в рамках религиозных учений. Этическая составляющая религиозного наследия, ведущая к глубокому познанию самого человеческого феномена. Методологическая концепция работы учителя в изучении религий. Основные методические подходы и принципы к изучению религий. Оценка знаний учащихся. Тема 2.4. Что такое религия? Роль религии в жизни общества (2 часа). Происхождение слова религия. Возрастание роли знаний о религиях в наши дни. Религия и личные духовные искания человека. Роль религий в исторической судьбе стран и народов мира. Религии и современные военные конфликты. Полезность знаний о религии для гуманитарной сферы деятельности людей. Роль знаний о религиях в изучении культуры, понимании искусства. Знания о религии и проблема «религиозной безопасности». Общеобразовательная и практическая ценность знаний о религиях. Конфессиональный и внеконфессиональный подход. Апологетический подход. Светский (нецерковный) подход. Позитивистский и объективистский подход. Изучение религии и обучение религии. Проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа, организации современных мировых и нетрадиционных религий, положения религиозных организаций в современной России. Изучение религий - помощь в осуществлении свободного и сознательного самоопределения в собственной мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях. Необходимость в обучении учащихся грамотно вести мировоззренческий диалог, овладевать искусством понимания других людей с целью установления климата взаимопонимания и гармонизации межчеловеческих отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе.
Джайнисты - предшественники буддизма. Исторические условия возникновения и идейные истоки буддийской религии. Жизнь Гаутамы - Будды и его «пробуждение в нирване». Учение буддизма. Четыре истины и “серединный путь” - ядро буддийской этики. Характер этики буддизма. Что есть бог в буддизме? Космогония и космология буддизма. Устройство мира и место человека в нем. Трансформация учения о сансаре и карме в буддизме. Возникновение буддийской общины. Монахи и миряне. Культ в раннем буддизме. Первые храмы. Изображения Будды. Буддийский священный канон, важнейшие письменные памятники буддизма. Разделение буддизма на северную и южную ветви и их различия. Распространение буддизма в Азии. Особенности, которые приобрела эта религия в различных странах. Тема 2.6. Возникновение христианства (2 часа). Исторические условия возникновения христианства. Ожидание Мессии в древнееврейском обществе. Географическая точка возникновения христианства. Святая земля. Жизнеописание Иисуса Христа согласно каноническим и апокрифическим версиям. О чем рассказывают Евангелия? Рождество. Детство Христа. Пророческая миссия Христа. Основы христианского учения. Страсти Господни и их религиозный смысл. Обзор внутренних и внешних письменных и археологических источников, свидетельствующих о Христе и христианах. Состав и структура Нового Завета. Проблема авторства новозаветных текстов. Апокалипсис. Проблема историчности Иисуса Христа (обзор основных точек зрения). Начало христианской церкви. Деятельность апостолов и различные взгляды на ее историчность. Понимание христианами сущности церкви. Гонения на христиан и возникновение культа святых. Отцы церкви, складывание чина богослужений. Литургия и ее евангельский смысл. Возникновение иерархии. Структура апостольской церкви. Зарождение монашества. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Борьба с язычеством. Первые Вселенские соборы. Складывание Символа веры. Борьба за утверждение единой догматики христианства. Гностики и христиане. Мани и манихейство. Влияние этого течения на религиозную жизнь средневековой Европы. Арианство и победа над ним. Несторианство - продолжение спора о Божественной сущности Христа. Монофизитство. Начало Армяно - Григорианской церкви. Монтанисты, антитринитарии, павликиане и другие напрвления и секты, признанные христианами еретическими.
Возникновение понятия православие, его смысл и историческая эволюция. Особенности православного вероучения. Основные догматы православия и формы их выражения. Вероучительные отличия от иных христианских течений. Священное предание православных. Святые и их канонизация. Типология житий. Богослужебные и вероучительные книги православных. Отношение к чтению и комментированию Библии мирянами. Устройство и организационная структура православной церкви. Автокефальные и автономные церкви. Традиционно православные страны и народы. Роль патриархов как управителей делами церквей. Организационная внутренняя структура церкви. Экзархаты, епархии, митрополии, благочиния и приходы. Степени священства и священнические чины. Иерархия. Монашество и его стадии - ступени. Монастыри. Участие мирян в церковных делах. Православный храм и богослужения. Суточный круг, литургия, всенощная. Требы. Проблема языка богослужения и современные взгляды на нее внутри самой церкви. Архитектура, типология и устройство храма. Иконостас и росписи. Музыка в храме. Особенности православного духовного и церковного искусства. Праздники, посты и памятные даты православных христиан.
Падение древнееврейских царств и начало диаспоры. Развитие теории о богоизбранности евреев. Возникновение христианства и вопрос о признании Иисуса Христа Мессией. Талмудический период в истории иудаизма. Появление Талмуда, его составные части и содержание. Синагога и раввинат. Расселение евреев в средневековой Европе и их жизнь в рассеянии. Необходимость сохранения национального и религиозного лица в условиях христианского и языческого окружения. Рационалистические и пантеистические учения иудаизма и их влияние на развитие европейской философии. Мистика и сакрализация в иудаизме. Каббала. Течения в иудаизме. Хасидизм. Религиозные традиции иудеев. Устройство синагоги. Бытовые традиции и пищевые ограничения. Памятные дни и праздники иудейской религии.
Тема 2.9. Ислам и его роль в истории России (4 часа). Возникновение ислама. Природа и население Аравийского полуострова. Древнейшие религии и святыни жителей Аравии. Кааба и Черный камень. Начало религиозного объединения. Влияние иудаизма и христианства на религиозную жизнь Аравии. Мифологическая версия происхождения арабов. Жизнь пророка Мухаммеда. Детство и юность пророка. Путешествия Мухаммеда и его знакомство с христианством. Божественная миссия Пророка. Хиджра. Начало религиозных войн и объединение Аравии. Смерть Мухаммеда. Его роль как исторического деятеля и духовного лидера. Арабский халифат и распространение ислама. Коран: формирование канонического текста, его структура и содержание. Разделение ислама: сунниты и шииты. Особенности шиитского вероучения и культа. Течения в исламе. Характерные черты мусульманского вероучения и культа. Догматика ислама. Вера в Аллаха. Учение о рае и аде и его особенности. Учение о Страшном суде. Религиозные предписания ислама в отношении верующих. Праздники и памятные даты ислама. Мечеть, ее роль и устройство. Служители церкви. Шариат. Устои и быт исламского общества. Женщина в исламе. Мусульманская культура и ее значение в истории человечества. Некоторые современные нетрадиционные надконфессиональные культы на основе ислама: бабиты, ахмадины. Исламские страны (географический обзор). Тема 2.10. Современные религиозные течения (2 часа). Традиционные и нетрадиционные религии. Церковь, секта, традиционная, нетрадиционная, альтернативная религия – спор о терминологии и что за ним стоит. Предпосылки возникновения современных религиозных учений. Эзотерические учения XX века и их создатели: теософия, антропософия, Агни-Йога. Наиболее известные новые религии в современной России. Свидетели Иеговы. Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны). Церковь унификации. Церковь Христа. Общество Сознания Кришны. Аум Синрикё. Неоязычники и сатанисты. Религиозные сообщества российского происхождения: Белое братство, Церковь Виссариона, Богородичники и др. Псевдо или квазирелигиозные организации, сайентология. Понятие тоталитарной или деструктивной секты. Опасности, подстерегающие человека в религиозной сфере. Правила религиозной безопасности. Тема 2.11. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 часа). Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным? Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Этикет.
Особенности межэтнической коммуникации в образовании. Этническое самосознание и этническая идентичность как фактор коммуникации в образовании. Толерантность как условие межэтнической коммуникации. Принципы межэтнической коммуникации в полиэтнической образовательной среде. Отношение к детству в культурах разных народов. Этические, религиозные и мифологические основы этнопедагогики. Этнопедагогические основы воспитания. Поговорки и пословицы народов мира, их значение в передаче духовно-нравственного опыта подрастающего поколения. Роль народного фольклора в эстетическом воспитании детей. Самодельные игрушки и творчество детей. Значение общности в самобытных культурах. Значение диалога культур. Методы использования этнопедагогических средств воспитания в духовно-нравственном образовании. Тема 2.13. Методологические аспекты концепции изучения курса ОРКСЭ (4 часа). Формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. Метапредметные результаты учебной деятельности. Диалогическое взаимодействие. Субъект-субъектное построение учебного процесса. Взаимодополнение фактов, точек зрения, результатов индивидуальной деятельности. Создание личностно значимой учебной ситуации. Самостоятельная интеллектуальная деятельность по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности. Деятельностное обучение. Соблюдение баланса между теоретическим и эмпирическим способом познания. Основные подходы к преподаванию курса - культуроведческий, аксиологический, коммуникативный и деятельностный. Принципы отбора содержания. Психологические механизмы усвоения ценностей. Психологические механизмы усвоения ценностей. Последовательность усвоения понятий. Тема 2.14. Основы светской этики: методика преподавания, содержание обучения (4 часа). Понятие «этика». Понятие «культурный человек». Понятия «вежливость», «доброжелательность». Пути постижения нравственных основ отношений человека к окружающему миру, людям, природе и самому себе. День – это маленькая жизнь. Азбука простых истин. Методы обозначения сожалений. Творческая работа с текстами: шутливая мексиканская сказка «Вежливый кролик», сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк». Этика общения. Этика человеческих отношений. Понятие «душа», «духовность». Правила общения. Практические творческие задания по определению положительных и отрицательных действий. Творческая работа с текстом сказки «Волшебник изумрудного города», «Антошина сказка», «Стыдно перед соловушкой», «Мальчик и колокольчики ландышей».
Репродуктивный, эвристический, проблемный методы. Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методические рекомендации по реализации содержания курса. Использование различных видов уроков: урок-экскурсия, урок-образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Организация занятий с использованием словесного, наглядного, практического, проблемно-поискового методов и самостоятельной работы. Работа с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг. Особенности работы в группе: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность. Составление словаря терминов и понятий, создание образов, рисунков, фотографий, слайд-шоу.
Игровая культура как педагогическое явление. Воспитательный потенциал игры. Цели и задачи творческой игры. Методы создания игровой ситуации. Творческая игра, как способ проявления индивидуальных особенностей и взаимоотношений, организованный преподавателем способ взаимодействия детей. Игра, как урок жизни. Правила организации начала творческой игры и её завершения. Творческие игры, направленные на «познание себя»: «Древо жизни», «Интервью с самим собой», «Мир внутри меня», «Отгадай, кто такой», «Что я умею и не умею», «Самый страшный страх», «Заветное желание», «Сокровища сердца». Творческие игры на «понимание мира вокруг»: «Волшебная птица», «Совершенный человек», «Догадайся, кто пришёл», «Кого мы уважаем», «Дерево гармонии» и др. Игры на «сотрудничество друг с другом»: «Жажда», «Не урони другого», «Мост», «Музыкальный оркестр», «Строим город», «Лилипуты и великаны», «Театр теней» и др. Творческие экологические игры «Земля – наш Дом»: «Мудрые законы», «Гора жизни», «Страна любви и единства», «Солнечный язык», «Межпланетный Совет».
ИКТ - компетентность современного учителя. Мультимедийные средства обучения способствующие восприятию, усвоению и систематизации учебного материала. Методики включения мультимедийных средств обучения в учебный процесс. Место и роль ИКТ в системе средств обучения духовно-нравственной культуре. Дидактические возможности различных электронных ресурсов в процессе обучения. Интерактивные обучающие компьютерные системы, способствующие получению качественно нового образования независимо от места проживания учащихся и способов доступа к компьютеру. Системы интерактивных продуктов, призванные обеспечить доступность, непрерывность и высокое качество образования на основе перспективных компьютерных технологий (Интернет, проектирование, моделирование). Эффективные программные средства учебного назначения. Компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях. Учебный модуль 3. Проектирование методической разработки урока по курсу «Основы религиозных культур светской этики» (12 часов) Проектирование методической разработки проводится с целью актуализации знаний по основам религиозной культуры и светской этике: слушатели самостоятельно работают над собственной методической разработкой, знакомятся с опытом работы педагогов разных регионов, определяют наиболее эффективные приёмы и методы учебно-воспитательной деятельности по ОРКСЭ. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для организации и проведения курсов повышения квалификации в дистанционном формате слушателям необходим доступ к Интернет-сети, наличие электронного адреса для учебного взаимодействия с куратором курсов: получения контрольных работ, отправки выполненной работы на адрес куратора курсов и получения информации о результатах своей работы. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для выполнения контрольных работ слушателям курсов необходимы будут следующие учебно-методические материалы:
Интернет источники: http://191spb.edusite.ru/DswMedia/normat_osnovi.doc - Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/ - Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС http://www.potachca1.narod.ru/yhitel7.html - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. http://rudocs.exdat.com/docs2/index-574402.html?page=14 - Структура и основное содержание комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” http://his.1september.ru/2005/17/38.htm - Как знакомить школьников с религиями и религиозной жизнью – статья А.Е.Кулакова http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20392 – сайт ОРКСЭ http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00009769_0.html - Этнопедагогический подход в воспитании – статья http://www.proshkolu.ru/tag/30603/ - разработки уроков по ОРКСЭ http://900igr.net/prezentatsii/religii-i-etika/Urok-etiki/Urok-etiki.html - презентации по ОРКСЭ http://odt.orb.ru/orenik/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=42&Itemid=62 - Информационно-коммуникационные технологии в образовании. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00084009_0.html - Информационные технологии в образовании. http://k-piuu.ru/modina-e-a/38-2011-04-01-09-18-23.html - ИКТ - компетентность современного учителя. Электронные презентации:
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ Слушатель, освоивший программу, должен в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя: Профессиональную компетентность – качество действий, обеспечивающих решение педагогических задач, связанных с внедрением курса ОРКСЭ; владение современными технологиями образования; владение проектными технологиями. Коммуникативную компетентность – качество действий руководителя и педагога, обеспечивающих эффективное взаимодействие с родителями, общественностью в области практического внедрения курса ОРКСЭ. Информационную компетентность – умение работать с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющее проектировать и решать педагогические проблемы и практические задачи по внедрению курса ОРКСЭ. Итоговая аттестация слушателей будет проходить в виде контрольных работ и методической разработки урока по ОРКСЭ. Контрольная работа №1 1. Нормативно-правовая основа разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: … 2. Что относится к базовым национальным ценностям? 3. Какими базовыми компетенциями должен обладать современный школьник? 4. Каковы цели и задачи учебного курса ОРКСЭ? 5. Каковы требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики»? 6. Каковы возрастные особенности развития школьников 10-11 лет? 7. Что такое «светская этика»? 8. Назовите средства и методы воспитания народной педагогики. Какие из методов и средств народной педагогики являются, на ваш взгляд, наиболее подходящими для изучения основ светской этики? Обоснуйте свой ответ. 9. Назовите основные формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса ОРКСЭ. 10. О чём гласит Золотое правило нравственности (этики)? Опишите, каким образом, используя методы и средства народного воспитания, Вы преподнесёте (подведёте, поможете понять) это Правило учащимся 4-5 класса? 11. Что такое «притча»? Назовите способы использования притч в учебном процессе.
(Контрольные вопросы разработаны А.Е.Кулаковым, автором учебников по религиоведению) Задание 1.Почему знания о религии необходимы не только верующим, но и самому широкому кругу людей далеких от религии. Почему они нужны политикам, общественным деятелям, журналистам, юристам, педагогам, врачам и многим, многим другим? Что дают эти знания людям? Впишите кратко основные соображения на этот счет (последовательность перечисления значения не имеет). Итак, знания о религии помогают: 1. 2.
3. …
Задание 2.Из какого языка пришло к нам слово религия? … …
Какие версии его этимологии (происхождения) вам известны? … …
Кто впервые употребил слово «религия» в смысле «поклонение богу или богам» (обведите правильный ответ)? Впишите, в каком веке это было.
Задание 3.Распределите приведенные ниже рассуждения философов1 о религии в три группы, обозначив их буквами: Б – богословские, А – атеистические, К – нейтральные, феноменологические, культурологические). Если данные рассуждения нельзя строго отнести к одной из трех групп, поставьте букву Н. 1... Религия есть жизнь нас в Боге, это - система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение. 2... Религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом 3... Религия - выдумки, допущенные государством, а не допущенные им выдумки - это суеверия. 4... Религия - отражение неуверенности, страхов и колебаний человека. Религия - результат бессилия человека перед природой. 5... Религия это то, что «является предметом человеческих интересов и потребностей. Боги - воплощенные неосуществленные желания человека. 6... Религия - общественный феномен, порождаемый ограниченностью, недоразвитостью способа материальной жизнедеятельности людей и вытекающими из него недоразвитыми общественными отношениями. 7... Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. 8... Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью всех тех, кто признает эти верования и обряды. 9... Под религией я понимаю любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. К 10... Религия - система вероучительных положений, которая объясняет человеку его происхождение и полагает цель. Она будет вечно нужна индивиду, чтобы преодолеть предчувствие и страх смерти, несчастий и роковой судьбы. 11... Религия - преломление подлинного бытия в сознании людей. Подлинным является только то, что основано на вере в Сокровенную Божественную сущность мира. 12... Религия - универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями.
Задание 4.Заполните таблицу «Основные составляющие элементы религии»:
Внутри каждого из элементов обозначьте внутренние градации и дайте краткие пояснения-определения. Задание 5. Кратко поясните значение следующих терминов: Бог - Атеизм – Конфессия (конфессиональный)- Теология – Богословие – Этическое богословие – Иерархия – Догмат – Обряды – Задание 6. Слово Церковь (от греч. «дом Господень») можно понимать по-разному. Сформулируйте два понимания, в максимально краткой форме: 1… 2…
Задание 7.Продолжите пояснение значения и происхождения важнейших терминов и понятий, которые встретились вам при изучении темы: Фетишизм – Тотемизм – Анимизм – Культ - Магия – Мистика – Символ (символический) – Задание 8.Перечислите основные виды религиозной деятельности: 1...
2… 3...
4… Задание 9. Что из нижеперечисленного не свойственно для религиозной жизни буддистов? (обведите соответствующие цифры кружками) 1. Принесение в жертву животных. 2. Строительство храмов в виде уступчатых башен – ступ. 3. Поклонение неживой природе: рекам, камням, горам. 4. Почитание всех животных и растений, окружающих человека. 5. Использование ритуальных танцев в храмовом богослужении. 6. Чтение молитв и возжигание благовоний. Задание 10.Какие из нижеперечисленных функций обычно не свойственны для религии? Обведите соответствующие номера кружками.
Задание 11. Вспомните важнейшие термины и понятия, встретившиеся вам при изучении буддизма, и впишите их в отведенные места: 1. Название религиозного течения в Индии, возникшего около VI века до нашей эры в среде кшатриев. Оно отличалось крайним аскетизмом, твердо следовало идее непричинения зла другим и отвергало любые формы насилия. Монашество делилось в нем на два течения: светамбаров (одетых в светлое) и дигамбаров (одетых сторонами света, то есть требующих ходить нагими). В современной Индии около 10 миллионов человек исповедуют эту религию. … …
… … 3. Состояние просветления, характеризующееся угасанием страсти, ненависти, заблуждения (букв. с санскр. «отсутствие паутины желаний»). … … 4. Полный свод священных текстов буддизма. По преданию был записан на пальмовых листьях и помещался в трех корзинах. 5. Учитель - наставник в Тибете (букв с тиб. высший) … …
6.Титул руководителя тибетского теократического государства, духовного лидера буддистов Тибета и всего северного региона. Все 14 носителей этого титула считаются реинкарнациями (перевоплощениями) одного и того же человека (с тиб. «океан - учитель»). … …
Задание 12. Какие характеристики из нижеперечисленных не относятся к национальной религии евреев иудаизма или изложены с ошибками? Обведите соответствующие номера кружками. 1. Последовательное и строгое единобожие. 2. Представление о Боге, как высшем и всемогущем творящем начале, не имеющем конкретного материального облика и месторасположения. 3. Отсутствие кратко и однозначно сформулированных положений веры (Символа веры). 4. Человек – вершина творения. Он состоит из двух начал: грешного материального и божественного – духовного. 5. Еврейский народ – богоизбранный, то есть особо одаренный, справедливый и мужественный народ, который имеет больше возможностей, прав и обязанностей на земле. 6. В центре религии стоит история народа, который погряз в грехе, за что и понес суровую небесную кару – рассеяние. Смысл истории состоит в движении людей к божественной истине, к совершенству. 7. Земная история человечества вечна и бесконечна. 8. В будущем, когда народ искупит свои грехи, на землю явится еврейский Мессия из рода Давида. 9. Еврейский народ произошел от праотца Авраама. Бог заключил с Авраамом, а затем всем народом договор (завет), символом которого стал обряд обрезания. 10. Иудаизм стремится привлекать в свои ряды новых верующих, используя миссионеров, действующих в разных странах. 11. Иудаизм был и остается религией единственного храма. Синагоги считаются иудеями временным явлением.
Один из древнейших городов на земле - Иерусалим называют «Вечным городом» или «Городом трех религий». Судьбы каких религий навечно переплелись в этом городе? (Впишите)1. 2.
3. Впишите названия их главных святынь, находящихся в Иерусалиме: 1.
2. 3.
Объясните происхождение слова «Ислам», что оно означает?
Объясните следующие термины и понятия, укажите, по возможности, что они означают в буквальном переводе: Аллах – Кааба – Черный камень – Хиджра – Коран - Сура - Рамадан (рамазан) – Задание 16. Какие правила и запреты существуют в исламском мире? Задание 17. Какие праздники, памятные даты и посты, отмечаемые большинством христиан, установлены в память описанных ниже евангельских событий? (Впишите, расставив их в том хронологическом порядке, в котором они происходили.) 1. Христос рождается в Вифлееме, а в небе загорается новая звезда.. … …
2. Будущей матери Иисуса - деве Марии является архангел Гавриил, возвестивший, что у нее родится божественный сын - первенец. … …
3. Младенца Христа на сороковой день после рождения приносят в Иерусалимский храм для ритуального посвящения Богу. (Как рассказывает Евангелие, на пороге храма Марию с младенцем встретили пророчица Анна и глубокий старец Симеон (Богоприимец), которому Богом было завещано не умереть, пока он не увидит родившегося Мессию.) … …
4. Иоанн Креститель совершает крещение Христа, которое, по евангельскому рассказу, сопровождается голосом Божьим, раздавшимся с неба: “Се есть Сын Мой возлюбленный!”. … …
7. Взойдя на гору с тремя апостолами, Христос чудесным образом приобретает у них на глазах божественный облик, представ в блистающей как снег одежде и с сияющим ликом. … …
8. На последней неделе земной жизни Иисуса Христа совершаются драматические события, наполненные для всякого христианина глубочайшим внутренним смыслом. … …
9. После своих чудесных посмертных явлений ученикам, произошедших после воскрешения, Иисус окончательно возносится на небеса. … …
10. На пятидесятый день после Пасхи во время молитвы на апостолов снисходит Святой Дух в виде языков пламени. От этого момента, как утверждают православные и католические богословы, началась христианская церковь. … …
11. После снятия с креста и погребения Иисуса ко Гробу Господню приходят женщины - мироносицы (от греческого слова миро - ароматическое масло), чтобы помазать тело покойного благовониями. Но пещера оказывается пуста, а сидящий у входа ангел сообщает, что Христос воскрес. … …
Задание 18. Чему учил Иисус Христос в знаменитой Нагорной проповеди? Выпишите эти заповеди, ставшие основой христианской нравственности и вдумайтесь в смысл каждой из них: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Контрольная работа №3 Проектирование методической разработки урока по курсу «Основы религиозных культур светской этики» Для выполнения работы Вам необходимо выбрать тему урока. Примерные темы уроков по курсу «Основы светской этики»:
Примерные темы уроков по курсу «Основы мировых религиозных культур»:
Воспользовавшись интернет ресурсами и предложенными Вам для работы методическими материалами, подготовьте методическую разработку урока. Разработка должна содержать стандартные положения: титульный лист (с указанием составителя) тема, цель, задачи урока, план работы учителя, предполагаемый метод проведения урока, условия проведения, оборудование, конспект его рассказов, задания для учащихся и описание алгоритма их выполнения, список литературы и электронных образовательных ресурсов. Объем работы не должен превышать десяти страниц машинописного текста. Одним из критериев оценки будет умение использовать разные методы и технологии работы с учащимися, включая организацию самостоятельной поисковой работы, выполнение творческих заданий, решение различных образовательных задач. При проверке будут учитываться следующие критерии: 1. Актуальность и современность работы. 2. Наличие связи теории с педагогической практикой. 3. Самостоятельный отбор литературы и источников, включая наиболее современную и актуальную. 4. Учет специфики конкретного региона. 5. Самостоятельность и оригинальность работы.
Данная программа предназначена для учителей, руководителей ОУ, методистов. В рамках повышения квалификации учителей целесообразно включение отдельных тем или компонентов тем программы в зависимости от целей и задач курсов. В программе указано минимальное количество часов по каждой теме, которое может быть расширено в зависимости от целей курсовой подготовки и от категории слушателей. 1 Цитаты адаптированы и сокращены. Смотрите также: Разработка урока по одной из тем учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»
420.65kb.
1 стр.
Уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
539.4kb.
4 стр.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания общая характеристика учебного курса цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
115.61kb.
1 стр.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1500.66kb.
6 стр.
Программа «Основы религиозных культур и светской этики»
707.59kb.
5 стр.
«Актуальные вопросы введения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Проблемы и пути их решения»
52.04kb.
1 стр.
Курса «Основы религиозных культур и светской этики» «Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
95.87kb.
1 стр.
Учебное пособие для учащихся "Основы мировых религиозных культур" комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики.»
34.4kb.
1 стр.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
377.18kb.
1 стр.
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей
82.94kb.
1 стр.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
33.93kb.
1 стр.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» иметодикам преподавания 223.36kb.
1 стр.
|