Главная
страница 1страница 2страница 3
УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

________________Т.Ф. Ожгибесова

КОНЦЕПЦИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ГИМНАЗИЯ №7» г. ПЕРМИ

1.Пояснительная записка

Важнейшими задачами, стоящими перед российским обществом и образованием в настоящее время, являются повышение конкурентоспособности страны на международной арене, в том числе в области образования, а также формирование в России среднего класса и представителей элиты российского общества, готовых взять на себя ответственность за будущее страны. Главным результатом модернизации школы на современном этапе должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, подготовке детей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире и предстоит это сделать учителю.

Результатом деятельности гимназии в современных условиях становится выпускник - разносторонне образованный, конкурентоспособный, социально интегрированный, способный к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности в условиях информационного общества. Формирование качеств конкурентоспособной личности традиционно возлагалось на гимназии, так как они всегда занимали особое место в системе образования. Именно в гимназиях формировалась и формируется интеллектуальная элита общества — люди творческие, яркие, мыслящие и действующие нестандартно. Получив адекватное способностям образование, они задают направление, определяют темп и масштабы прогресса общества. Гимназии призваны готовить интеллигенцию, обладающую конкурентоспособностью на внутри российской и международной арене.

Миссия гимназии - подготовить ребенка к успешной, полноценной жизни в обществе без границ. Культурный, интеллектуальный и творческий потенциал, сформированный в гимназии, помогает выпускнику становиться свободной, сильной, интересной личностью, способной оптимально адаптироваться к любым условиям и сохранить при этом собственную культурную самоидентификацию.

Мы видим выпускника, получившего гимназическое и высшее профессиональное образование, представителем российской интеллигенции, который ответственен за перспективы развития своего Отечества и участвует в решении глобальных проблем человечества.


Педагогический коллектив гимназии ориентируется на достижения отечественной и зарубежной педагогической науки, стремимся к созданию атмосферы сотрудничества учителей, учеников, родителей в гимназии, в которой интересно учить и интересно учиться, где в основе обучения лежит личность обучаемого и личность обучающего.

Гимназическое образование - это образование общекультурного направления. Гимназия ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей.

Гимназическая образовательная программа – это программа, имеющая повышенный уровень сложности, которая построена на принципах универсальности и фундаментальности, направлена на изменение качества образования – развитие компетентностей.

Основными принципами гимназического образования являются:

  • свобода выбора в изучении приоритетных образовательных областей и формировании индивидуальной образовательной траектории;

  • учет индивидуальных особенностей, личностных качеств учащихся в процессе обучения и воспитания;

  • направленность на развитие интеллекта, творческих способностей и физическое совершенство;

  • системность, обеспечивающая единство подходов в решении всех образовательных задач.

Исходя из определения специфики гимназии, можно дать определение понятию "гимназическое образование" как комплексное, содержание которого характеризуется уровнем теоретического представления, нормативным уровнем, уровнем реализации и личностным уровнем. В нем расширен ценностный элемент состава содержания. Специфика гимназического образования заключается в расширении опыта творческой деятельности при изучении всех учебных предметов и доминантой его является гуманитарная составляющая. Содержание гимназического образования характеризуется:

  • гуманитарностью (знание, связанное с человеком, его историческим прошлым, опытом деятельности);

  • открытостью внешнему миру (информации, новым тенденциям, технологиям);

  • динамичностью (диалогичностью, технологичностью, ценностно-смысловым потенциалом содержания);

  • осознанием учеником своего знания и себя в информационном пространстве, при этом содержание выступает как цель, средство и инструмент познания и оценки себя с выходом на самоидентификацию;

  • полифункциональностью в структуре деятельности учителя гимназии.

Содержание гимназического образования выполняет для ученика такие функции, как

  • интеллектуального развития;

  • профессионального самоопределения;

  • самопознания;

  • культурообразующую функцию.

Причем, их реализация ориентирована на развитие всех форм интеллекта и креативность. На основании понятия "гимназическое образование" можно выделить "гимназическое знание" — знание универсальное в единстве таких его инвариативных аспектов, как методологический, технологический, ценностный и синергический.

Методологический аспект гимназического знания характеризуется содержанием, имеющим системную структуру, адекватную структуре научной теории, которая предполагает осознание учеником структурно-функциональной связи от эмпирического понятия — к явлениям, закономерностям и научным фактам и далее - к теории и ее следствиям. При этом ученик осознает границы собственного знания.

Интеллектуально-технологический аспект гимназического знания характеризуется гибкостью мыслительных процедур, способностью человека к творческой деятельности на основе методологических ориентиров.

Ценностный аспект гимназического знания опирается на специфические черты гуманитарного мышления, рефлексию человека, способность к идентификации, ориентацию в ценностях культуры как совокупности высших достижений человечества в области социальной, духовной и материально-практической деятельности.

Синергический подход ориентирует на такой отбор знаний, который обеспечивал самостоятельность, самоопределение, самоорганизацию, саморефлексию, саморазвитие гимназиста, воспитывал качество лидера, умение видеть проблему (противоречия) и ее решение.

Учитывая назначение гимназического образования, нами выделен стратегический комплекс путей (подходов) формирования гимназического знания как логическую последовательность:



  • развитие умения читать (как показателя образованности человека) - сквозного умения; формирование умения работать с информацией путем овладения технологией "таксономии целей обучения", включающей восприятие, понимание, применение, анализ, синтез, оценку, диалоговый подход в обучении;

  • ориентация на развитие всех форм интеллекта (по X. Гарднеру): лингвистической, пространственной, логико-математической, музыкальной, двигательной межличностной и внутриличностной;

  • развитие черт творческого мышления и деятельности: точности, правильности, быстроты, семантической гибкости, интегрирующей силы (обобщающей силы ума);

  • обеспечение фундаментальности знания, т.е. системности, прогностичности;

  • ориентация на активизацию рефлексии с выходом на саморазвитие.

Исходя из концептуальных основ содержания гимназического образования, определены главные доминанты:

  • приоритет умений информационно-интеллектуальных над объемом знаний (информацией): в этом случае формируются такие качества ума, как креативность, творчество;

  • владение интеллектуально-познавательными функциями научного знания (описательной, объяснительной и предсказательной).

Овладение гимназическим компонентом образования означает соответствие полученных всеми учащимися (одного выпуска) знаний определенному "целостно-смысловому полю" (содержанию, информации), в котором формируется поколение людей.

В этом состоит методологическая сущность гимназического компонента образования его значение для общества и смысл деятельности учителя и ученика.

В 2000 году в рамках работы экспериментальной площадки по теме «Развитие способностей к построению понятий и интерпретации текстов у учащихся гимназических классов» нами доказано, что гимназический компонент образования не является надстройкой к общеобразовательному стандарту или комбинацией других образовательных компонентов. Он опирается на методологию гимназического образования. Гимназия дает возможность освоить базовый компонент содержания образования, расширяя его за счет введения в учебный план гимназического компонента.

Гимназический компонент представлен в предметах инвариантной части расширением предметного содержания и использованием новых образовательных технологий (проектной, исследовательской).

Общая целевая установка предметов гуманитарного цикла заключается как в формировании у учащихся целостного представления языковой картины мира, так и в формировании коммуникативной компетенции, в развитии интерпретационных способностей на русском и иностранном языках. С этой целью и в соответствии с видом образовательного учреждения - гимназией - для обеспечения углубленной подготовки обучающихся по предметам гуманитарного профиля в 5-11 классах увеличено количество часов на изучение русского языка по основной программе для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования, за счет изучения спецкурса «Уроки словесности: от слова к тексту», по авторизованной программе, рецензированной д.ф.н. доцентом кафедры общего языкознания ПГПУ С.С. Шляховой.



  1. «Уроки словесности: от слова к тексту» (с 5 по 11 класс) 34 часа в неделю. Общее количество - 231). В 5 -7 классах изучается этимология русских слов разных тематических групп.

  • Этимология разных слов» - 5 класс;

  • «Лексическое богатство русского языка» - 6 класс;

  • «Стилистика синтаксических средств» 7 класс;

  • Стилистика использования синтаксических средств языка, функциональные стили являются предметом изучения в 8-9 классах.

  • «Функциональная стилистика» - 8 класс;

  • Основы коммуникативной стилистики»- 9 класс;

  • В 10-11 классах актуальным становится анализ художественного текста и его интерпретация. Однако первоначальное знакомство с анализом отдельных уровней текста начинается уже в 5 классе.

  • «Анализ художественного текста» 10 класс;

  • «Интерпретация художественного текста» - 11 класс.

Углубленное изучение иностранного языка обеспечивается за счет интеграции основной программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и элективного курса по английскому языку «Reading, thinking, creating» по авторизованной программе, рецензированной доцентом кафедры методики преподавания иностранных языков ПГПУ Е.И. Нельзиной, а также в 7-9 классах за счет второго иностранного языка (немецкого), на изучение которого отведено 2 часа в неделю.

2. «Reading, thinking, creating» (с 5 по 11 класс 1 час в неделю, всего 224 часа, реализуется в рамках элективного курса. Программа «Reading, thinking, creating», представляющий модули и базовый курс взаимно обогащают и дополняют друг друга. Цели и задачи гимназического образования в области иностранного языка – формирование интерпретационных способностей учащихся и развитие когнитивно-коммуникативной компетенции чтения, стимулирование поисково-исследовательской деятельности в процессе чтения. Программа «Reading, thinking, creating» призвана помочь учащимся овладеть всей системой умений, характеризующих зрелого чтеца, имеющего критическую позицию к прочитанному.

Программа базируется на целостной технологии обучения чтению, включающей в себя конкретные упражнения по формированию навыков и умений на начальной, средней и старшей ступенях обучения языку, критерии контроля и оценки читательской деятельности учащихся.

Программа направлена на достижение следующих целей:


  • развитие иноязычной когнитивно-коммуникативной компетенции чтения, в том числе

  • речевой компетенции;

  • социокультурной компетенции;

  • языковой компетенции;

  • учебно-познавательной компетенции;

  • компенсаторной компетенции;

  • развитие и использование приобретенной в гимназии компетенции в личных и профессиональных целях.

3. Предметная область «Обществознание» обеспечивается через интеграцию образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ и авторских курсов «Философия для детей» и «Введение в философскую антропологию», рецензированных доктором философских наук С.В.Поросенковым.

4. Спецкурс «Эффективные технологии» является условием формирования культуры диалога, обучения технологии исследования и проектирования. Универсальность таких знаний заключается в том, что они применимы в любой области знаний и способствуют формированию метапредметных компетентностей. Структура программы спецкурса представляет модули, которые разработаны с учетом возрастных особенностей интересов обучающихся:

- «Культура диалога» 5-7 классы (0,5 час.);

- «Технологии самоопределения» 8-9 классы. Для организации предпрофильной подготовки с целью развития способностей учащихся к самоопределению в 8 и 9 классах отводится дополнительно по 1 часу в неделю на изучение модуля «Технологии самоопределения» в рамках курса «Эффективные технологии».

Предпрофильное подготовка также реализуется через свободный выбор учащимися курсов из вариативной части учебного плана.

Вариативная часть плана реализует цели гимназии и отражает особенности гимназической программы. Курсы по выбору создают условие расширения гуманитарной составляющей гимназического компонента.

Расширению представления о содержании предметных областей способствуют элективные курсы:

«Коммуникативная грамматика», «В Великобритании принято так», «Введение в мир английских реалий», «Игровой английский», «Волшебный мир сказки», «Занимательное литературоведение», «В мире поэтического слова», «Учимся читать художественный текст», «Пространственное проектирование и моделирование на ПК», «Техническое моделирование», «Теоретические методы решения задач по физике».

Креативному развитию способствуют курсы «Вкусные истории», «Букеты из конфет», «Подружись с выпечкой», «Фелтинг - технология мокрого валяния».

С целью изучения природы родного края, воспитания патриотизма и формирования гражданской активности предлагаются на выбор учащихся курсы «Решение задач по географии», «География Пермского края», «Русские Колумбы», «Практическое природоведение», «Решение задач по географии», «Основы правовой культуры».

С целью развития способностей к построению математических понятий, формирования практических умений и навыков в соответствии с концепцией преподавания математики предлагаются курсы на выбор: «Математика – скорая помощь при решении трудных задач», «Наглядная геометрия», «Считай, смекай, отгадывай», «Модуль», «Квадратный трёхчлен и его приложения». С целью создания условий для формирования каждым учеником своей индивидуальной образовательной траектории обучение ведётся по индивидуальным учебным планам.

Гимназический компонент на старшей ступени представлен расширением области знаний в рамках предмета, изучаемого на профильном уровне, спецкурсами, элективными курсами предметного и метапредметного характера, и курсами, способствующими личностному развитию.

1. Модуль «Интерпретация текста» в рамках спецкурса «Уроки словесности: от слова к тексту» (0,5 час в неделю) введен с целью развития глубокого понимания и собственной интерпретации текстов любого характера, восприятия текста художественной литературы как языкового факта, культурологического явления.

2. Спецкурс «Эффективные технологии» - 0,5 часа в неделю в 10 классе, 17 часов в год представлен модулями:

«Технология дебатов» - 6 часов,

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность»- 4часа,

«Публичные выступления» - 7часов.

В 11 классе Спецкурс «Эффективные технологии» 0,5 часа в неделю, 17 часов в год представлен модулем «Технология трудоустройства. Профсамоопределение учащихся». Введение данного курса обусловлено необходимостью создания условий для формирования коммуникативной, информационной и проектной компетентности.

3. Учебные (социальные) практики представлены модулем в объёме 17 часов в год в 10 классе с целью создания условий профессиональных проб.

4. Свободный выбор учебно-исследовательской или проектной деятельности, а именно: области знаний, формы выполнения, руководителя.

5. Элективные учебные предметы по выбору, которые выполняют следующие функции:

а) «надстройка» профильного учебного предмета:

Курс «Введение в философскую антропологию», «Особенности развития «Российской цивилизации VI-XX вв.», «Практикум по решению нестандартных задач по математике», «Трудные вопросы школьного курса математики», «Задачи с параметром и модулем», «Теоретические методы решения физических задач», «Компьютерное моделирование природных процессов и систем», «Научная химия», «Биофизика человека», «Генетика и медицина», «За страницами учебника географии», «Политическая картина мира», «Основы правовой культуры»,«Пространственное многообразие России»;

б) формирование гуманитарного типа мышления:

«Сравнительный анализ поэтических текстов», «Современная русская литература», «Сочинение - рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности», «Английский для карьеры», «Трудные вопросы английской грамматики», «Немецкий язык как второй иностранный»;

в) развитие интереса к познанию и творческих способностей учащихся: «Пространственное проектирование и моделирование на ПК», «Решение задач по экономике».

Планируемый результат:

1. Интеллектуальная деятельность:

- высокий уровень развития мыслительных способностей

- ученик должен уметь находить и обрабатывать нужную информацию;

- владеть проектной и исследовательской деятельностью;

- готовность к непрерывному образованию;

- владение высоким уровнем основами изучаемых предметов (мышление в понятиях, способность к построению понятий, интерпретация и моделирование).

2 . Способность к самоопределению, утверждению собственной позиции в проблемной ситуации.

3. Владение способами достижения целей.

Наряду с направленностью образования на формирование УУД, обобщенных способов деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности изменения в содержании образования будут заключаться в следующем:



  • оптимизация содержания для нормализации учебной нагрузки учащихся;

  • устранение перегрузок;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;

  • обеспечение свободы выбора в образовании;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся: экономики, истории, права, литературы, русского, иностранного языков;

  • усиление воспитательного потенциала содержания образования.


2. Содержание гимназического образования

2.1. Концепции образовательных областей. Образовательная область «Филология»

Современное общество нуждается в профессионалах, отлично владеющих родным языком и способных овладеть иностранным языком как средством устногои письменного общения между представителями разных народов и культур. Вот почему повышение образовательных возможностей школы видится в целенаправленном билингвистическом развитии школьников средствами родного и английского языков. При соответствующей стратегии обучения оба языка должны стать для учащихся инструментами познавательной коммуникации, средствами образования и самообразования, способствовать развитию личности каждого ученика и освоению им различных культурных феноменов.

Билингвистическое образование предполагает согласованное и взаимосвязанное обучение родному и иностранному языкам. О важности согласованного обучения языкам писал Я.А. Каменский в «Великой дидактике», конкретные рекомендации взаимосвязанного обучения давали К.Д.Ушинский, Л.В. Щерба, Л.С.Выготский. На единый подход к предметам языкового цикла указывают А.А. Леонтьев, Ш.А. Амонашвили. По мнению А.А. Леонтьева взаимосвязанное обучениеязыкам имеет общую основу, которая связана с:

1. общей целью обучения этим предметам - формированием коммуникативной компетенции;

2. наличием универсальных психологических, психолингвистических и дидактических закономерностей процесса обучения языкам;

3. наличием ряда общих задач, принципов обучения, критериев отбора со' держания, общего построения некоторых методик обучения;

4. наличием универсалий в системе европейских языков;

5. учетом целостности личности обучаемых, их страноведческого и жизненного опыта.

К предметам языкового цикла относятся: русский язык, английский язык.Общая целевая установка предметов языкового цикла видится в формировании у учащихся целостного представления языковой картины мира, в формировании коммуникативной компетенции на родном и иностранном языках. Общая цель складывается из набора связанных между собой целей-направлений:

1. приобретение обучаемыми определенных ценностных ориентации, обеспечивающих мотивационную базу изучения предметов языкового цикла;

2. развитие когнитивной и коммуникативной сфер личности школьника;

3. формирование у обучаемых специальных навыков и умений (см. целиобучения РЯ, ИЯ, тематические планы);

4. формирование, расширение и углубление содержательных знаний средствами РЯ и ИЯ.

5. развитие у обучаемых общеучебных умений, помогающих им не только в освоении содержания обучения предметов языкового цикла школьного образования в целом, но и в продолжении образования в дальнейшей жизни.

Данные цели реализуются через содержание обучения, включающее: определенные темы предметов языкового цикла; языковой и речевой материал на родном иностранном языках; специфичные навыки и умения; общеучебные умения.

Тематика предметов языкового цикла представлена в тематических планах по предметам. Языковой и речевой материал на родном и иностранном языках согласован таким образом, чтобы обеспечить у школьников формирование общих лингвистических понятий, создать целостное представление о языковых системах родного и иностранного языков, побудить учащихся к осмыслению того, что те или иные мысли могут быть оформлены по-разному в различных языках к осознанию своеобразия языковых средств, особенно восприятия мира представителями разных культур.

Наиболее полно лингвистический компонент содержания обучения родному и иностранному языкам представлен в тематических планах.

При формировании навыков и умений, связанных с владением коммуникативной компетенции на родном и иностранном языках целевой доминантой является развитие умений работы с русскоязычными и иноязычными текстами, овладении всеми стратегиями чтения и отработки текста, развитию речи на основе прочитанного. Это обусловлено большими возможностями чтения как на РЯ, так ина ИЯ для его реального практического использования, его большой общеобразовательной социокультурной значимостью.

Исходя из сказанного, особое значение приобретают общеучебные умения. В процессе обучения предметам языкового цикла формируются и развиваются следующие общеучебные умения:

1. умение работать с книгой, текстами разных жанров;

2. умение реконструировать текст;

3. умение составлять тезисы, план;

4. умение делать выборки на определенные темы;

5. умение использовать разные стратегии чтения текстов;

6. умение работать со словарем и справочной литературой;

7. умение рассказывать, описывать, рассуждать, последовательно и логично развивая свою мысль;

8. умение при изложении материала связывать причину со следствием;

9. умение аргументировать;

10. умение аннотировать, делать краткие записи;

11. умение вести беседу, спор, дискуссию;

12. умение публично выступать.

Реализация единого подхода к обучению предметам языкового цикла и стратегия обучения осуществляется на основе следующих принципов:

1) обучение языкам должно быть взаимосвязанным и взаимообусловленным; основные понятия, способы действия вначале усваиваются на материале русского языка;

2) обучение языкам системно, ориентировано на создание целостного представления о строении и функционировании системы языка, коммуникации;

3) обучение языкам коммуникативно направлено и ориентировано на достижение. практического результата в различных видах речевой деятельности;


следующая страница >>
Смотрите также:
Концепция гимназического образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения
499.92kb.
3 стр.
Образовательная программа начального общего образования в контексте фгос муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразова
3926.15kb.
20 стр.
Положение о педагогическом совете Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №147 г. Челябинска
50.18kb.
1 стр.
Положение о сайте муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр эстетического воспитания детей
85.38kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия» г. Боровичи 2013
2531.4kb.
19 стр.
Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия №115
48.08kb.
1 стр.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
742.65kb.
4 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения
2328.28kb.
11 стр.
Приказ № от 2013 год умк (по умс «Школа России») Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Березовской средней общеобразовательного школы №10
148.07kb.
1 стр.
Департамента образования Кировской области А. М. Чурин 2012 года
371.24kb.
4 стр.
Коллективный договор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения города таганрога
422.06kb.
4 стр.
Правила приема воспитанников в дошкольную группу муниципального общеобразовательного учреждения
81.6kb.
1 стр.