Главная
страница 1
25.08.2011

Интервью Гуру "Цивилизация, культура, глобализация"

Вопрос. На праздновании в Дивья Локе Вы говорили о том, что здесь особое место на Земле, где создается такая новая смысловая матрица, ценностная матрица. Вы также упоминали то, что Арийско-ведическая культура адекватна вызовам времени. Поскольку может адекватно ответить на проблемы современности. Вот об одной такой проблеме я бы хотела просто услышать ваше мнение. Это касается вот чего, как известно современный мир он целиком основан на финансах. Все вокруг них вертится. И как бы все вроде бы ради этого и создано. И поскольку это так, то все время возникает вопрос рентабельности. Причем не только бизнеса, но и отдельно взятого человека рентабельность, рентабельность в целом страны.

Гуру. Человек рассматривается как проект, который может быть убыточным или рентабельным.

Спрашивающая. Да. Или приносящим прибыль. И вроде бы сейчас поскольку речь ведется о процессах глобализации, то логично становится то, что каждая страна начинает специализироваться на каком-то определенном продукте. То есть идет разделение труда вот такое. И к чему это приводит? Это приводит к очень сильной зависимости. Опять-таки, встает вопрос рентабельности уже населения. Это действительно проблема современности. Например, известно, что допустим Бразилия – это поставщик кофе, лучший в мире. Чтобы обслужить эту отрасль, нужно где-то пять миллионов населения. В Бразилии живет пятьдесят, допустим, миллионов. То есть сорок пять миллионов получается нерентабельное население. То же самое и о России говорят, поскольку у нас нефте-газовая труба, ее обслужить может, ну, пятнадцать миллионов человек, это с большим таким припуском. А все остальные более ста миллионов становятся нерентабельными. Этот вопрос будет обостряться, как говорят экономисты, если будет протекать дальше процесс глобализации. То есть я вроде бы говорю на совершенно земные темы.

Гуру. Но казалось бы, причем здесь Адвайта, Арийско-ведическая культура?

Спрашивающая. Причем здесь Адвайта, которая может ответить на все вопросы ведь на самом деле?

Гуру. Да, мы говорим, что арийско-ведическая культура может ответить на все вопросы. Это так. И вопрос: что делать.

Спрашивающая. С подобными проблемами это просто как пример. Политики и экономисты призывают к тому, что видимо не надо такого разделения труда, надо быть самодостаточными. Надо значит все у себя делать в стране и так далее, не зависеть от окружающих. Но пока мышление остается, вот этот принцип рентабельности, все упирается опять-таки в мировоззрение, получается так.

Гуру. Я думаю, что в каком-то смысле глобализация неизбежна. Человечество идет к тому, чтобы стать единым супер-разумом. Что такое Адвайта? Адвайта – это и есть глобализация во вселенском масштабе, когда все сводится к Одному. Человеческая цивилизация – это мета-организм, это мета-система. И сейчас эта мета-система переживает определенный системный переход к самоосознанию. Если человек как индивидуальный разум, у него бывают в жизни такие точки, когда он начинает осознавать себя, задумываться о чем-то. То по этим меркам человеческая цивилизация как мета-организм была ребенком долгое-долгое время. Сейчас она становится подростком. Как вы знаете, подростковый возраст – это такой кризисный период. Подросток начинает хамить родителям, хлопать дверью, у него появляются свои ценности и смыслы. Он начинает осознавать себя как личность, пытается самоутвердиться, искать что-то.

Наше человечество сейчас в подростковом периоде оказалось. Оно не готово оказалось. Оно сразу начало вступать в кризис. Оно вышло из детства, начало осознавать себя и внезапно старые системы, старые экономические институты, старые культуры, старые типы политических отношений, цивилизационных отношений, да и старая психология начали давать сбои, то есть это системный кризис по разным направлениям. В связи с тем, что человеческий организм – это мета-разум начал выходить на новый уровень, но он еще не нашел себя в этом. Ему неизбежно придется вырабатывать новый тип цивилизационных отношений, новую парадигму развития, новую парадигму эволюции, новые смыслы ценности и ставить новые цели. И этот организм неизбежно будет расти в сторону самоорганизации, в сторону повышения сложности самоорганизации, в сторону цветущей сложности. Он будет становиться системой более сложного порядка.

В этом смысле глобализация неизбежна, этому организму придется осознать себя. Он не может быть разрозненным. Там одна сторона, а там другая, этнос. Сейчас коммуникации связи сделали земной шар маленьким для путешествий. Но эта глобализация не должна происходить в духе потребительской культуры. Это должна быть, скажем так, духовная глобализация. На тонком уровне она должна происходить. Экономические отношения, политические отношения – это не та платформа, на которой единый разум должен объединиться. Нужна новая идеология. И не идеология от ума, типа коммунистической или еще какой-либо, мы уже сыты этими идеологиями, достаточно. Я говорю в хорошем смысле, идеология как высокая идея, которая находится изнутри. И эта идея конечно – идея эволюции, идея духовного развития, идея осознанного духовного развития всего человечества как всеобщая парадигма.

Вот если такая глобализация будет происходить, то сменится тип экономических отношений, взаимоотношений между государствами. Никто никого не будет эксплуатировать. Специализация будет, но это не будет проблемой, появятся новые формы экономических отношений. Это приведет к повышению производительности труда, к новым открытиям, изменится просто логика.

Вот сейчас у нас доминирует дискретная логика Аристотеля. Четыре закона формальной логики, каждый изучал в институте. Понемногу ученые подбираются к нечеткой логике в квантовой физике, как бы электроны, иногда частица, иногда волна. Нельзя его четко определить, квантовые процессы, трудноопределимые Аристотелевой логикой. Дискретная логика не работает в квантовых состояниях, в квантовых системах. Нечеткая логика постепенно начинает набирать обороты. Выше нечеткой логики есть еще более высокая система мышления, это саттарка логика, Абхинавагупта ее описал. Это интуитивное мистическое постижение мира, это бытие человека в медитации. Это способность оценивать реальность через медитацию. Это мгновенный анализ многих вероятностей, минуя тяжелую умственную логику. И еще выше этого есть логика прямого оперирования реальности, которая доступна многим святым, божественным существам, но недоступна людям.

Этот процесс перехода к глобальному устройству мира, выработке новой эволюционной парадигмы, процесс преодоления кризиса человеческого, он должен сопровождаться переходом к новой системе мышления. Надо избавляться от старой, дуальной, дискретной логики, которая так нас ограничивает. Надо овладевать нечеткой логикой. Надо овладевать логикой прямого интуитивного постижения, мистической логикой, логикой мистиков, логикой святых. Потому что в новых условиях, когда все ускоряется, информационные процессы ускоряются, вычислительные системы в интернет-системах, нужно очень быстро оперировать реальностью, значит нужно очень быстро обрабатывать информацию. Старая логика, двойственная, дихотомичная, Аристотелева формальная логика, это подобно устаревшей операционной системе. Ее пора давно уже заменить. Надо поставить новую, более высокоскоростную, более высокую операционную систему. Вот здесь людям надо поменять мышление. Надо поставить передовое программное обеспечение. И что это за программное обеспечение для мозга?

Вопрос матаджи. Ну, надеюсь не микрочип.

Гуру. Нет. Это интуитивное осознавание. Это медитативное сознание. Это естественная осознанность, которая позволяет адекватно отвечать на все вызовы времени.

Если придут люди с медитативным сознанием, находящиеся в естественном созерцательном присутствии, они могут решать любые проблемы. Для них нет нерешаемых проблем в принципе. Они знают ответы на все вопросы. Я бы сказал так: это люди со сверхспособностями. И вызовы времени таковы, что нам не надо ждать, когда эти люди придут. Нам надо их выращивать. Нам надо самим ими становиться.

Вопрос. Вот известно, что культура вообще, если говорить о культуре, то это некий этический код, и часто это называют национальными особенностями и так далее. Ну, вообще религия имеет первостепенное значение в формировании этики.

Гуру. На чем ее восстанавливать? Как можно восстанавливать культуру, если были руины? Мы не можем восстановить ее на пустом месте. Нам надо брать священные тексты древних традиций, нам надо исследовать название рек, название городов, исконное российское. Анализировать, почему эти реки и города были здесь, такие как такие как Арья, Мокша и прочие? Откуда у нас взялись арийские названия? Нам надо возвращаться к своим корням, истокам, которые у нас когда-то были, к той высокой цивилизационной системе знаний, ценностей, мировоззрения, этике и морали, и перекладывать, экстраполировать на нынешнюю действительность. Этим мы и занимаемся.

В каком-то смысле такая культура уже создана. Вопрос только ее развития. Станет ли она массовой или будет ли она локальной, это другой вопрос. Но она всегда будет стремиться стать возвышенной, высокой.

Вопрос. А тут недавно был проведен опрос немецкими социологами, участвовало четырнадцать стран. Вопрос был таким:, пятнадцать тысяч человек было опрошено, чувствуют ли они себя счастливыми. И если да, то почему? Так вот самыми счастливыми оказались датчане. Девяносто шесть процентов сказало, что они счастливы. Также греки итальянцы и французы восемьдесят процентов сказали счастливы. Самая несчастная нация оказались россияне, конечно. Тридцать семь процентов сказали, что они счастливы.

Гуру. Сколько стран опрашивали?

Матаджи. Четырнадцать стран. Ну, в основном в этих странах. Ну, и вот счастливым датчанам был задан вопрос, как и грекам, и итальянцам. А собственно, что вы так счастливы, почему вы счастливы, что делает вас счастливыми? Вот и ответ оказался вполне предсказуемым. Они сказали, что нас счастливыми делают деньги. Вот. Так что это кое о чем говорит вообще. Ну и те же самые социологи установили, что вообще, чем младше человек, тем он счастливее. Самыми счастливыми себя ощущают школьники. Ну и соответственно пенсионеры, то есть с возрастом убывает ощущение счастья. Но оно базируется на деньгах. Вот так вот, такой показатель.

Гуру. Думаю, что русские не могут быть счастливыми так же как счастливы датчане или греки по простой причине, что русским присуще искать глобальные смыслы, великие ценности. Их убогим материальным счастьем нельзя накормить, нельзя удовлетворить. Это просто особенность нации, особенность этноса. И вот эта неудовлетворенность, я бы сказал, она не материальный характер носит. Все считают, что она носит материальный характер. Но это не так, она носит экзистенциональный характер, духовный характер, потому что нет великих целей, нет великих смыслов, нет глобальных сакральных ценностей, некуда приложить огромный невостребованный потенциал. У русского народа огромный невостребованный потенциал. Но если ты что-то имеешь, но его не используешь, оно выливается в какую-то деструктивность, тоску, негатив или оппозиционность, неудовлетворенность, в общем. И в русских деревнях это мы можем наблюдать. Ребенок счастлив потому, что у него много энергии. С годами энергия убывает. И если не выработаны высшие ценности, то когда его тело стареет, энергия убывает, то его счастье тоже уменьшается.

Но если вырабатываются высокие ценности, смыслы, человек открывает медитативное сознание независимо от того, как ведет себя его тело, он соприкасается к Брахма-ананде, великому источнику счастья. Он соприкасается с внутренним божественным Я. И это внутреннее божественное Я дарует ему счастье, которое не зависит ни от денег, ни от политических ситуаций, ни от чего.

Поэтому думаю, что те, кто счастливы просто из-за денег, они сделали ставку не на ту лошадь. Потому что когда тебе за семьдесят и твое тело начинает разваливаться, какая разница сколько у тебя денег. Это не имеет значения. Семидесятилетние, восьмидесятилетние миллиардеры и восьмидесятилетний бедняк испытывают одни и те же проблемы с телом. Если бы люди направили свое сознание на поиски бессмертия, я думаю, они бы обрели великий смысл, великую цель в жизни.

Вопрос: Но также подтверждение этому, когда Россия, еще Советский Союз, завоевывали космос, русские люди могли делать лучшие в мире ракеты, космические аппараты. Но при этом не могли сделать приличный, хороший автомобиль, а вот ракеты могли. Именно потому, что возможно, это была тяга к чему-то неизведанному. То есть воплощение мечты.

Гуру. У каждого этноса есть свои склонности. Надо использовать эти склонности. Это сильные стороны. Сильная сторона русского этноса – это стремление к запредельным далям, стремление к фантастическим, футуристическим проектам. Это обусловлено нашей кармой. Каждая страна находится под определенным астрологическим знаком. И этот астрологический знак оказывает длительное время влияние на всю нацию. Если мы возьмем страны Западной Европы, то она находится под знаком материальной культуры. Там есть ряд астрологических знаков и планет, которые обуславливают в ней повышенный уровень элемента земли, который дает такую стабильность, материалистичность, основательность.

Россия находится сразу под несколькими знаками, это пространство, воздух и вода, земля, это сочетание множества. И сделать довольным русского человека – нужно удовлетворить все эти астрологические знаки.

Матаджи. То есть сложно это сделать довольно?

Гуру. Нужно что-то очень великое, что-то очень глобальное, что-то переворачивающее мир и цивилизацию. Потому что русский народ где-то всегда себя считал то богоносцем, то вершителем судеб мира, то искателем каких-то новых смыслов. И те же коммунисты были, прежде всего, искателями нового счастья. Другой вопрос, что у них это не получилось.

Матаджи. И как они это делали?

Гуру. И как они это делали?

Матаджи. Вот хотелось бы спросить, как по-вашему, каковы наиболее вероятные сценарии развития цивилизации, каким будет человек будущего? Я понимаю, что сценариев может быть несколько, по-вашему, как будет?

Гуру. На эту тему я размышлял немножко и писал немножко. Я считаю, что неизбежно такое будущее, когда человек станет бессмертным, мультителесным, обладать множеством тел, будет жить в нескольких реальностях одновременно, то есть в мультиреальности. Вселенная вокруг него будет все более и более управляема силой мысли, пси-компьютеры и пси-резонансная среда и так далее, все более, более управляемы. Его мышление будет становиться все более парадоксальным. Он перейдет все-таки когда-нибудь на более высокую логику, уйдет от примитивной дискретной логики, придет к осознанию медитации, на интуитивную неконцептуальную осознанность. И он станет творческим, он не будет делателем, действующим. Он будет игроком, бессмертным, божественным игроком. И этот игрок будет создавать свою персональную вселенную, свой персональный тоннель реальности, вырабатывать персональную этику, персональную культуру, даже персональную науку, если кому-то захочется, персональную религиозность, он будет в центре находиться вот этой мандалы. Но эта персональность не будет заключать его в кокон эго, индивидуалистичного сознания. Он будет связан со всей вселенной, со всеми живыми существами. Это будет мета-человек. И этот мета-человек будет осознавать себя частью универсума и частью человеческого сообщества, частью коллективного разума. Но это не значит, что он будет винтиком в большой машине. Он будет богом среди целой плеяды других богов. Вот так.

Поэтому я считаю, что эволюционное будущее человечества прекрасно. Но в том случае, если сейчас в настоящем мы сделаем правильные выборы. Если эти выборы будут осознанны, потому что будущее закладывается сейчас. Если мы построим позитивные модели эволюционного развития, позитивные сценарии будущего, создадим прекрасные тоннели реальности будущего. Но как это сделать? Нужно опираться на осознанность, на божественное сознание в себе. Не надо опираться на ум, на эго, нужно опираться на самые высокие контуры сознания. Именно они знают ответ. Логика, ум, эго ответ не знают, они заводят человечество в тупик. А как опираться на них? Нужно их искать. Такой процесс поиска называется вичара – исследование. Нужно заняться исследованием, например, Атма-вичарой. Исследовать, что такое «Я», какова природа моего сознания, что такое мой ум, что собой представляет мое глубинное сознание.

Недостаток рассудительности всегда доставляет проблемы, так говорит багаван Даттатрейя, излагая учение «Трипура Рахасья» своему ученику Парашураме: «Асурам, людям всегда недостает рассудительности». Термин рассудительность немного не совсем точно переведен. Я бы сказал так, это не рассудочность, это исследование. Недостаток исследования.



Исследование (вичара) позволяет открыть глубокие уровни своего сознания. И эти глубокие уровни сознания знают ответы на все вопросы, в том числе на самые материальные. Как вывести любую страну из кризиса, как решить продовольственную проблему в странах третьего мира, как решить проблемы глобализации, как развивать генетику, можно ли достичь бессмертия, что делать со спутниками, которые падают. Оно все знает это сознание. Надо просто до него добраться. Пробудить, активировать.


Смотрите также:
Интервью Гуру "Цивилизация, культура, глобализация"
107.33kb.
1 стр.
Гуру Брахма, Гуру Вишну, Гуру Дэво Махешвараха Гуру сакшат Парабрахма, Шри Нирмала Ма
61.13kb.
1 стр.
План Термин
280.39kb.
1 стр.
Шри Гуру Гита Песнь Гуру Ом асья шригуругита-стотра-мантрасья багаван садашива риши
491.29kb.
3 стр.
Д. Уилкинсон центральная цивилизация I
926.63kb.
4 стр.
С. А. Никольский Глобализация и культура России: классическая
306.72kb.
2 стр.
Настольная игра Цивилизация Сержа Лаже («Mare Nostrum») Об игре Перед вами новая редакция игры «Цивилизация»
207.91kb.
1 стр.
3. Глобализация «Глобализация» представляет собой
448.36kb.
1 стр.
I. Глобализация: что это такое?
849.28kb.
6 стр.
Диалог культур: о преемственности в сфере культуры между востоком и западом
138.05kb.
1 стр.
Реферат Глобализация и регионализация экономики
626.4kb.
4 стр.
Культура Древнего Китая
263.6kb.
1 стр.