Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(подпись) ____________________ (дата утверждения) Регистрационный № УД-____________/баз.
2010
СОСТАВИТЕЛЬ: Ж.В. Малиновская – преподаватель кафедры теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины». РЕЦЕНЗЕНТЫ: И.Н. Пузенко – заведующий кафедрой белорусского и иностраного языков УО «ГГТУ им. П. Сухого», кандидат филологических наук, доцент С.И. Сокорева – заведующая кафедрой английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат педагогических наук, доцент РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (протокол № ___ от ____ ________ 2010); Методическим советом факультета иностранных языков УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (протокол № ___ от ____ ________ 2010). Ответственный за редакцию: Ж.В. Малиновская Ответственный за выпуск: Ж.В. Малиновская
Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, современная концепция организации самостоятельной работы студентов. Целями дисциплины вузовского компонента «Зарубежная литература» являются:
Достижение основных целей обучения предполагает решение следующих частных задач, направленных на формирование у студентов способности: - воспринимать художественный текст как совокупность историко-культурных лингвостилистических, литературных реалий, философских, эстетических и этических концепций; - различать литературные направления, роды, виды и жанры произведений; - выделять особенности сюжета, тему и идею произведения. В результате изучения дисциплины вузовского компонента «Зарубежная литература» студент должен:
Уметь использовать: - закономерности развития литературы Великобритании и США; - определения и признаки основных литературных жанров; - навыки тематического, композиционного и жанрового анализа художественного текста. - навыки интерпретации художественного произведения. На изучение учебной дисциплины отводится 110 часов, в том числе 76 аудиторных, из них на лекции – 52 часа, на семинарские – 24 часа. Курс «Зарубежная литература» состоит из разделов:
Изучение данной дисциплины связано с курсами «История английского языка», «Стилистика английского языка», «Практика устной и письменной речи» и «Аналитическое чтение». ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА РАЗДЕЛ 1 Литература Великобритании Тема 1.1 Английская литература средних веков Проблема национального своеобразия английской литературы в ее связях с особенностями исторического развития Великобритании. Роль народного творчества в развитии средневековой литературы. Кельтская традиция и ее роль в литературе Великобритании. Памятники англосаксонской литературы раннего средневековья (V – XI вв.). Поэма “Беовульф” как образец средневекового героического эпоса. Понятие об аллитерационном стихе. Творчество Чосера как переходное явление от литературы средних веков к эпохе Возрождения. Значение Чосера для становления английского литературного языка.
Понятие об эпохе Возрождения в западноевропейской литературе. Образ человека в культуре Ренессанса. Связь Ренессанса с народной культурой, обращение к античности. Понятия о раннем и позднем этапах в развитии культуры Возрождения. Томас Мор как представитель раннего этапа английского Возрождения. “Утопия” Т. Мора. Критика общественных порядков в современной писателю Англии и картина государственного устройства на фантастическом острове Утопия. Творчество Э. Спенсера. Аллегорическая поэма Э, Спенсера “Королева фей”. Понятие о “спенсеровой строфе”. Английский театр и рассвет драматургии в XVIв. Предшественники Шекспира – Т. Кид и К. Марло. Единство характера и действия в трагических драмах Т. Кида. Всемирное значение творчества великого английского писателя Уильяма Шекспира. Биография Шекспира и периодизация его творчества. Сонеты Шекспира. Исторические хроники Шекспира, источники их сюжетов и проблематика. Комедии Шекспира, их жизнеутверждающий, оптимистический характер. Источники сюжетных мотивов и образов комедий Шекспира. Трагедии Шекспира. “Гамлет”. Конфликт между личностью и обществом в трагедии “Король Лир”. “Король Лир” как трагедия социальная. Своеобразие трагедии Шекспира. Историзм Шекспира. Творчество Шекспира последнего периода. Мечта о будущем прекрасном новом мире, воплощенная в форме фантастических элементом и аллегорий. (“Зимняя сказка”, “Буря”). Комедия нравов Бена Джонсона. Теория “юмора”. “Вольпоне” – сатира на пороки буржуазного общества. Джон Донн и проблема “метафизической” поэзии начала XVII веков. Тема 1.3 Литература английской буржуазной революции и периода реставрации. Буржуазная революция в Великобритании. Пуританство, нравственно-этическая и философская проблематика произведений XVII века. Джон Мильтон – певец английской буржуазной революции. Мильтон – поэт, мыслитель и общественный деятель. Идейно-художественная эволюция. Поэма … “Потерянный рай”. Тема 1.4 Литература эпохи Просвещения. XVIII век – век промышленного переворота, успехов в развитии науки. Особенности развития философской мысли 18 столетия. Основные литературные направления эпохи Просвещения. Понятие о просветительском реализме. Философские основы просветительской идеологии в Великобритании. Творчество Александра Попа и классицизм в литературе раннего Просвещения. Философско-дидактическая поэма “Опыт о человеке”. Ирония и сатира в поэзии Попа. Журналистская деятельность Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля, новаторский характер их нравоописательных очерков. Сатирико-нравоучительные журналы “Болтун”, “Зритель”. Даниэль Дефо – создатель просветительского реалистического романа. Роман “Робинзон Крузо”. Историко-литературное и философское значение романа. Аллегорический смысл романа. Воплощение просветительских представлений о “естественном человеке”. Тема труда. Джонатан Свифт – крупнейший сатирик XVIII века. Мировоззрение Свифта. Философско-политический характер его сатиры. Аллегорический способ изображения действительности. Реальная основа фантастических образов. “Путешествия Гулливера”. Жанровая природа и структура произведение, отражение в нем эволюции взглядов писателя. Сэмюэль Ричардсон – создатель семейно-бытового психологического романа. Эпистолярная форма и психологизм. Реализм Ричардсона, сентиментализм и морализаторская направленность его романов. “Памела”. Творчество Генри Филдинга – вершина просветительского реализма в Великобритании. Мировоззрение Филдинга. Жизнеутверждающий гуманизм и свободомыслие, сближающее Филдинга с писателями Возрождения. “Готический” роман Г. Уолпола (“Замок Отранто”). “Удольфские тайны” А. Радклиф. Значение “готического” романа в развитии романтического философского романа. Творчество Роберта Бернса как наиболее полное выражение народности в литературе XVIII века. Связь принципов просветительского реализма, элементов сентиментализма с фольклорной традицией. Прославление высоких нравственных качеств народа в поэзии Бернса, призыв к свободе. Жанровое многообразие стихотворений Бернса. Тема труда. Тема бессмертия народа (“Джон Ячменное зерно”). Тема 1.5 Литература XIX века. Основные закономерности развития литературного процесса XIX века. Романтизм в литературе XIX века. Отражение в романтической культуре процесса отчуждения личности. Неприятия романтиками современного им буржуазного общества. Отражение в романтической литературе противоречий эпохи. Повышенная роль эмоционального начала и воображения в романтическом искусстве. Пересоздание реальности с помощью поэтической фантазии. Особенности романтизма в Великобритании. Основные течения в английском романтизме. Роль "озерной школы" (У. Вордсворд, Т. С. Колридж, Р.Сути), революционные романтики Байрон и Шелли. Национальное своеобразие английского романтизма. Творчество Уильяма Блейка как явление романтической поэзии на раннем этапе его развития. Идейно-художественная общность поэтических сборников "Песни невинности" и "Песни Опыта". Категория воображения и ее роль в эстетике и творчестве Блейка. "Озерная школа" в английской романтической поэзии. Поэтическое новаторство и характер эволюции творчества "лейкистов" - Вордсворта, Колриджа и Саути. Джордж Гордон Байрон. Основные этапы жизни и творчества. Революционные романтизм Байрона и национально-освободительные движения в странах Европы. Борьба против тирании как основа жизненных устремлений и творчества поэта. Идеал свободы. Поэма "Паломничество Чайльд Гарольда". Гражданский пафос поэмы. Соотношение лирического и эпического начала в поэме. Перси Биши Шелли. Основные этапы жизни и творчества. Особенности мировоззрения и эстетики Шелли. Лондонские романтики и поэзия Джона Китса. Сонеты Китса. Проблема романтического идеала Китса. Вальтер Скотт. Особенности мировоззрения и проблема метода. Творчество Скотта = движение от романтизма к реализму. Значение Скотта как создателя исторического романа. Поэзия Скотта и ее связь с народным творчеством. Критический реализм в английской литературе и его национально исторические особенности. Творчество Диккенса, Теккерея, сестер Бронте. Чарльз Диккенс и его роль в развитии социального реалистического романа. Демократический характер творчества Диккенса. Уильям Мейкпис Теккерей. Своеобразие и сила его сатирического таланта. “Ярмарка тщеславия. Роман без героя”. Смысл названия романа и его связь с аллегорической традицией Джона Беньяна. Социально-политические и эстетические проблемы в романе Творчество сестер Бронте. Пафос протеста против социальной несправедливости и неравноправного положения женщин в буржуазном обществе в романах Шарлотты и Эмилии Бронте. Традиции романтизма и воплощение принципов критического реализма в их творчестве. Новаторский характер романов “Джейн Эйр” Ш. Бронте и “Грозовой перевал” Э. Бронте. Английская поэзия 40-70-х гг. XIX в. Творчество Роберта Браунинга. Поэзия Альфреда Теннисона, Алджернона Чарлза Суинберна.
Основные литературные направления эпохи. Декаданс как идеология кризиса буржуазного общества. Идейно-художественное обогащение реализма на данном этапе его развития. Развитие социально-утопического, философско-фантастического, исторического романа. Проблема натурализма в литературе конца XIX в. Натурализм как метод и как течение. Явления “неоромантизма”. Томас Харди (Гарди) – автор романов о народной жизни, раскрывающих драматические конфликты эпохи. Трагическое звучание его произведений, пессимистические и фаталистические настроения. Социально-философская фантастика Герберта Уэллса. Проблематика и идейно-эстетическое новаторство ранних романов – “Машина времени” и “Война миров”. Осуждение империалистических захватнических войн. Творчество Бернарда Шоу как новый этап в развитии английской драмы. Шоу и фабианство. Новаторский характер “драмы-дискуссии” Шоу. “Неприятные пьесы”, “Приятные пьесы” и “Пьесы для пуритан”. Природа конфликта и смелость обличения. Социальная и этическая проблематика. Антивоенная и антиколониальная тема в пьесах Шоу. Неоромантизм в творчестве Роберта Льюиса Стивенсона. Интерес к нравственным проблемам. Обостренный психологизм, драматизм ситуаций, фантастические элементы и экзотизм обстановки. Проблема добра и зла в человеческой натуре (“Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”). Приключенческие романы Стивенсона и изображение романтических подвигов во имя добра и справедливости — “Остров сокровищ”. Нравственно-психологическая проблематика в приключенческих романах Джозефа Конрада. “Лорд Джим”. Проблема совести и человеческого достоинства. Оскар Уайльд, противоречия его взглядов и творчества. Эстетство и индивидуализм, сочетающиеся с критикой буржуазной Англии. Утверждение приоритета искусства над жизнью. Проблема красоты и нравственности в эстетике и творчестве Уайльда. Роман “Портрет Дориана Грея” и выявление в нем противоречивого характера взглядов писателя. Парадоксальность стиля Уайльда. Комедии Уайльда.
Модернизм в английской литературе. Джеймс Джойс как один из “отцов модернизма”. Роман “Улисс”. Проблема мифотворчества в искусстве модернизма. Многозначность мифа в романе Джойса. Своеобразие структуры романа. “Поток сознания” в “Улиссе”. Экспериментальный характер творчества Вирджинии Вулф. Эстетические принципы Вулф. Проблема психологизма в ее творчестве. Импрессионизм прозы Вулф. Роман “Миссис Деллоуэй”. Творчество Д. Г. Лоуренса. Роман «Сыновья и любовники». Творческий путь и эволюция мировоззрения Грэма Грина. Противоречивость идейных позиций писателя. Драматизм характеров, острота психологических конфликтов, парадоксальность в решении трагической темы. Антиколониальная тема в романе “Тихий американец”. Творчество Дж. Оруэлла. Романы “1984” и “Скотный двор”. Значение творчества Дж. Р. Толкиена. Трилогия “Властелин колец”. “Сердитые молодые люди” (К. Эимс, Д. Уэйн, Д. Осборн, Джон Брейн) и их роль в литературном процессе 50-х годов. Пьеса Д. Осборна “Оглянись во гневе”. Компромисс с буржуазным обществом в романе К. Эмиса «Счастливчик Джим». Уильям Голдинг. Сочетание модернистских тенденций с реалистическими принципами в творческом метоле Голдинга. Влияние экзистенциализма на Голдинга и формы проявления этого влияния в философско-аллегорических романах писателя. Проблемы нравственной сущности прогресса в романах “Повелитель мух”, “Наследники”. Своеобразие романа-притчи Голдинга. Преломление трагических событий современности в аллегорических образах Голдинга. Проблема человеческой личности в романах Айрис Мердок. Экзистенциализм и неоплатонизм в творчестве Мердок. Роман «Черный принц». Творчество Дж. Фаулза. Роман “Женщина французского лейтенанта”. Место и значение в современной литературе романа Э. Бёрджеса “Заводной апельсин”. Драматургия Т. Стоппарда, Г. Пинтера. Английская поэзия 1950-1990-х годов.
Тема 2.1 Американское Просвещение. Проблема национального своеобразия американской литературы в связи с особенностями исторического развития США. Историческое развитие Америки в XVII – XVIII вв. Особенности становления и развития американской литературы в условиях английских пуританских поселений в Новой Англии XVII в. Литература периода Просвещения и буржуазной революции XVIII в. в Америке. Своеобразие литературы американского Просвещения. Просветительская журналистика. Американские просветители – Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн – как идеологи и политические вожди буржуазной революции. Бенджамин Франклин. Общественно-полтическая, научная и литературно-просветительская деятельность. “Автобиография ” Франклина и выдающееся литературное произведение эпохи. Томас Джефферсон – крупнейший деятель американской революции и писатель-публицист, автор Декларации независимости. Томас Пейн – просветитель-публицист. Памфлеты Пейна, их демократизм и широкая популярность. Отображение событий войны за независимость в публицистике Пейна. Поэзия Филипа Френо. Черты просветительского классицизма и сентиментализма. Сатирический характер политической поэзии Френо.
Основные особенности исторического развития США в период между войной за независимость и завершение гражданской войны между Севером и Югом. Романтизм в американской литературе. Творчество Вашингтона Ирвинга как переход от просветительской сатиры к романтизму. История, быт и фантастика. Поэтизация патриархального прошлого (“Рип Ван Винкль”). Ирвинг – создатель американской новеллы. Джеймс Фенимор Купер. Основные этапы творчества. Своеобразие романтического метода Купера. Многообразие романных форм в творчестве Купера (романы исторические, морские, авантюрные, социально-утопические, сатирико-аллегорические). Творчество Эдгара Аллана По – новый этап в развитии американского романтизма. Рационализм, аналитический подход к явлениям и интерес к мистическому, необычайному. Поэтика ужаса. Документальное начало и фантасмагория кошмара в приключенческой повести. Натаниел Готорн. Особенности нравственно-эстетического идеала и проблема личности в творчестве Готорна. Психологизм, интерес к моральной проблематике, дидактические тенденции. Роман “Алая буква”. Исторический колорит. Психологизм Готорна. Герман Мелвилл. Проблема романа “Моби Дик”. Писатели - “трансценденталисты”. Философская основа программы “трансценденталистов”. Ралф Уолдо Эмерсон. Общественно-политическая деятельность Эмерсона. Аболиционизм. Осуждение рабовладельческой системы США. Гарриет Бичер-Стоу и ее роман “Хижина дяди Тома”. Творчество Генри Уодсуорта Лонгфелло. Мировоззрение и творческая эволюция Лонгфелло. Демократизм и гуманизм Лонгфелло. Критика рабства и расизма. Индейская тема и образ индейского народа в поэме “Песнь о Гайавате”. Эпический склад поэмы. Использование фольклорных источников – легенд и сказаний североамериканских индейцев. Уолт Уитмен – крупнейший американский поэт XIX в. Особенности творческого метода. Проблематика творчества Уитмена. Тема 2.3 Литература конца XIX – начала XX в. Общественно-политическая ситуация в США после гражданской войны между Севером и Югом. Социально-политическое развитие США в конце XIX – начале XX века. Ведущие тенденции в американской литературе на рубеже XIX – XX вв. Натурализм в литературе США и его особенности. “Алый знак доблести” С. Крейна и его роль в развитии антивоенного романа. Трагическое и лирическое начала в творчестве Крейна. Марк Твен. Мировоззрение и творческая эволюция писателя. Связь ранних юмористических произведений с фольклорной традицией. Своеобразие сатирического мастерства Твена-романиста. Место романа “Приключения Гекльберри Финна” в американской литературе. Джек Лондон. Особенности творческого метода Лондона. Романтика в творчестве Лондона. Теодор Драйзер. Значение романа “Американская трагедия”. Социальная и этическая проблематика романа. Особенности творческого метода Ш. Андерсона. Сборник “Уансбургб Огайо”. Гротескные персонажи. Тема 2.4 Поколение писателей 20-30 годов XX века. Первая мировая война в литературе США и “потерянное поколение”. Эрнест Хемингуэй. Роль подтекста и “принцип айсберга”. Роман “Прощай, оружие!”. Тема войны, ее осуждение и дегероизация. Проблематика творчества Ф. С. Фитцжеральда. Роман “Великий Гэтсби”. Уильям Фолкнер. Проблематика романа “Сарторис”. Тема 2.5 Американская драматургия. Ю. О’Нил и его роль в становлении современной американской драматургии. Пьесы “Любовь под вязами”, “Долгий день уходит в ночь”. Драматургия Т. Уильямса. Пьесы «Трамвай желания», «Орфей спускается в ад». Драматургия А. Миллера и его критика американской мечты в пьесе «Смерть коммивояжера». Проблематика пьесы Т. Уайльдера «Наш городок». Э. Олби и др.
Гарлемский ренессанс. Творчество Л. Хьюза, К. Сэндберга. Творчество “битников”. Поэзия Р. Лоуэлла, Д. Ливертов. Карл Сэндберг и развитие демократических уитменовских традиций в американской поэзии XX века. Вклад Сэндберга в развитие американской поэзии 20 – 30-х годов. Прославление простых людей Америки и величия труда в стихах Сэндберга. Эпическое начало поэзии Сэндберга (“Чикаго”, “В холстэдском трамвае”, “Три слова”). Роберт Фрост. Этические и социальные проблемы стихотворений Фроста. Творчество афроамериканских поэтов: Н. Джиованни, Э. Уокер, Г. Брукс.
Воплощение идеалов контркультуры в творчестве “битников” Дж. Керуака. Роман “На дороге” Дж. Керуака и “Пролетая над гнездом кукушки” К. Кизи. Социально политические и духовные проблемы в романах Дж. Сэлинджера, Дж. Апдайка. Научная фантастика. Гуманистические идеи в творчестве Р. Брэдбери. Роман “451о по Фаренгейту”. Будущее человечества в романах К. Воннегута. Антивоенный роман. Проблематика романа Дж. Хеллера «Уловка 22», романа «Нагие и мертвые» Н. Мейлера и «Молодые львы» И. Шоу. Творчество писателей юга США. Роман Р. П. Уоррена «Вся королевская рать». Роман К. Маккалерс «Сердце одинокий охотник». Романы Ю. Уэлти. Социальные и расовые проблемы в романах У. Фолкнера. Феминистское движение в американской литературе. Поэзия Н. Джовании. Творчество афро-американских писателей. Дж. Болдуина, Р. Райта, Э. Уокер, Т. Моррисон. Мультикультурализм современной американской литературы. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Примерный перечень семинаров Литература Великобритании
Американская литература
Рекомендуемые формы контроля 1. Контрольные работы. 2. Терминологические диктанты. 3. Рефераты. Рекомендуемые темы контрольных работ 1. Английская драма 80-х – 2000 годов. 2. Американская драма 80-х – 2000 годов.
1. Old English Literature. 2. Middle English Literature. G.Chaucer. 3. The Renaissance Literature. 4. XVII c. English Drama. 5. W. Shakespeare. 6. Late Renaissance poetry. 7. The literature of English bourgeois revolution. John Milton. John Dryden 8. Restoration Comedy. 9. Poetry and publicism in the Age of Reason. 10. Satirical novel ( D. Defoe, J. Swift ). 11. XVIII c. novel. 12. XVIII c. Drama. 13. Pre - romanticism. The 1st stage of Romanticism. 14. The 2nd stage of Romanticism. Poetry and novel. 15. The Victorian Age. Ch. Dickens. 16. Victorian novel. 17. Victorian poetry and drama. 18. Early XX c. Literature. 19. Early XX c. Drama. 20. Early XX c. Novel. 21. The novel of the 30s - 40s. 22. The novel of the 50s. "The Angry Young Men". 23. Modem English philosophical novel (I. Murdoch, W. Golding). 24. Modern English drama. 25. Modern English poetry. American Literature 1. Early American literature. 2. American Enlightenment. B. Franklin. 3. The poetry of American Enlightenment. T. Pain. F. Freneau 4. Early Romanticism. 5. The second stage of American Romanticism. 6. The third stage of American Romanticism. 7. The poetry of American Romanticism. 8. Abolitionist motives in American literature. 9. W. Whitman. "Leaves of Grass". 10.Transcendentalism in American literature. 11 .Late XIX-early XX c. American literature. 12.M.Twain. Novels. Pamphlets. 13. Late XIX-early XX c. Novel. 14. Early XX c. Poetry. 15. The "Lost Generation" writers. 16. Early XX c. Novel. Depression realism. 17. War novel;, 18. E. O'Neil - the reformer of American theatre. 19. XX c. American drama. 20. Post - war realism and naturalism. 21. American science - fiction. 22. The Southern writers. 23. The "The-Generation" writers. 24.American literature of ethnic minorities. 25.Amencan poetry of the 50s - 80s. Рекомендуемая литература Основная а) учебники и пособия
б) Обязательные художественные произведения English Literature
American Literature
Дополнительная
Смотрите также: Литература стран изучаемого языка
235.12kb.
1 стр.
Литература стран изучаемого языка
211.58kb.
1 стр.
Литература стран изучаемого языка Вопросы к экзамену
145.67kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины литература страны изучаемого языка Квалификация учитель иностранного языка и
151.17kb.
1 стр.
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по английскому и немецкому языкам «Евролицейская волна»
106.95kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине искусство страны изучаемого языка Пенза 2007 Данная программа «Искусство страны изучаемого языка»
362.33kb.
4 стр.
Внеклассное мероприятие Класс: 5 Учитель: Любимова Ксения Юрьевна Тема: British Holidays (Halloween). Форма проведения: конкурс
63.8kb.
1 стр.
Шаблон «Визитной карточки» проекта
60.89kb.
1 стр.
О. Н. Науменко культура, литература и религия изучаемого региона
660.69kb.
8 стр.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
190.88kb.
1 стр.
Кулинарное шоу «Блюда стран изучаемого языка» Цели мероприятия
16.46kb.
1 стр.
Викторина «Знаете ли Вы обычаи и традиции стран изучаемого языка ?» 58.59kb.
1 стр.
|