Главная
страница 1
6 февраля 1997 года З N 155-I


ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением

Палаты Представителей

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

от 06.02.1997 З N 156-I
(в ред. Законов РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III,

от 08.12.2005 302-З N 611-III, от 19.02.2009 659-З N 217-IV)


Настоящий закон регулирует отношения в области учета, охраны и использования памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия) в целях обеспечения их сохранности и использования в интересах граждан, общества и государства.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего закона используемые ниже понятия и термины имеют следующее значение:

- памятники истории и культуры - движимые и недвижимые объекты культурного наследия, зарегистрированные в государственном списке памятников истории и культуры, вне зависимости от степени сохранности, форм собственности и характера использования;

- государственный список памятников истории и культуры - учетный документ, содержащий перечень движимых и недвижимых памятников истории и культуры, находящихся под охраной государства;

- список выявленных памятников истории и культуры - учетный документ, содержащий перечень движимых и недвижимых объектов, предлагаемых государственным органом охраны памятников истории и культуры для включения в государственный список памятников истории и культуры;

- список учетных культурных ценностей - учетный документ, содержащий перечень недвижимых культурных ценностей, выявленных при обследовании объектов культурного наследия;

- особо охраняемые территории - территории музеев-усадеб, музеев-заповедников, историко-культурных заповедников, музеев под открытым небом, национальных историко-культурных парков и иных государственных организаций хранения недвижимых памятников культуры;

- исторический город (историческая зона города), историческое поселение - населенные пункты, обладающие выдающейся историко-архитектурной, ландшафтной и иной ценностью и включенные в список исторических городов и исторических поселений;

- объекты национального и культурного достояния - особо ценные объекты исторического и культурного наследия, включенные в перечень объектов национального и культурного достояния народов Республики Саха (Якутия);

- государственная охрана памятников истории и культуры - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Республики Саха (Якутия) с целью предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования, перемещения объектов культурного наследия и иных негативных воздействий на них.

(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)


Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) о государственной охране памятников истории и культуры
1. Настоящий закон регулирует отношения в области охраны и использования движимых и недвижимых памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия) (далее - памятники истории и культуры) в целях обеспечения их сохранности и использования в интересах граждан, общества и государства.

2. Законодательство Республики Саха (Якутия) о государственной охране памятников истории и культуры состоит из настоящего закона и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, касающихся вопросов охраны и использования памятников истории и культуры.


Статья 3. Государственная политика в области охраны памятников истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), являются неотъемлемым достоянием и национальным богатством народов Республики Саха (Якутия). Охрана памятников истории и культуры народов Республики Саха (Якутия) является одной из приоритетных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и долгом каждого гражданина Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)

2. Государство:

- создает необходимые условия для сохранения и эффективного использования памятников истории и культуры;

- осуществляет бюджетное финансирование мероприятий, направленных на учет, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры республиканского значения. При необходимости принимает долевое участие в финансировании указанных выше мероприятий по отношению к памятникам истории и культуры местного значения;

- абзац исключен. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.

- выступает гарантом неотъемлемости и неотчуждаемости прав народов Республики Саха (Якутия) на памятники своей истории и культуры.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
(в ред. Закона РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)
К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и контроль за их исполнением;

формирование государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в части расходов на сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия;

определение порядка принятия органом государственной власти Республики Саха (Якутия) решения о включении (об исключении) объекта культурного наследия республиканского значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

разработка и реализация республиканских программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

установление порядка изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия республиканского значения;

государственная охрана объектов культурного наследия республиканского значения;

установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы;

определение порядка включения объектов культурного наследия в реестр объектов культурного наследия Республики Саха (Якутия);

правовое регулирование отношений в области охраны и использования культурного наследия;

формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Саха (Якутия);

государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

порядок организации, определения границ, режима содержания историко-культурного заповедника республиканского назначения;

порядок определения границ, режима использования земель историко-культурного назначения регионального значения;

порядок определения границ, режима использования земель историко-культурного назначения республиканского значения;

иные вопросы, предусмотренные законодательством.
Статья 4.1. Полномочия специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), на который Правительством Республики Саха (Якутия) возложено государственное регулирование в области охраны памятников истории и культуры
(введена Законом РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)
К полномочиям специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), на который Правительством Республики Саха (Якутия) возложено государственное регулирование в области охраны памятников истории и культуры (далее - государственный орган охраны памятников истории и культуры), относятся:

организация и координация работ по выявлению, учету, охране и использованию памятников истории и культуры (в том числе памятников федерального значения) на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством;

разработка и утверждение типовых положений и других документов о государственном учете, об охране и использовании памятников истории и культуры;

сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).

иные вопросы, предусмотренные законодательством.
Статья 4.2. Органы управления, на которых Правительством Республики Саха (Якутия) возложено государственное регулирование в области музейного, библиотечного и архивного дела
(введена Законом РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)
Органы управления, на которых Правительством Республики Саха (Якутия) возложено государственное регулирование в области музейного, библиотечного и архивного дела, осуществляют функции по охране и использованию культурного наследия в пределах своих полномочий.
Статья 5. Научно-методический совет органов охраны памятников истории и культуры
1. При государственном органе охраны памятников истории и культуры создается научно-методический совет. В состав научно - методического совета могут входить представители органов государственной власти и управления, научных, музейных, архивных, библиотечных учреждений, общественных организаций.

2. Научно-методический совет имеет совещательные функции и действует в соответствии с положением, утвержденным государственным органом охраны памятников истории и культуры.


Статья 6. Участие общественных организаций и граждан в мероприятиях по охране и использованию памятников истории и культуры
Общественные организации и граждане, участвующие в мероприятиях по охране и использованию памятников культурного наследия, осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и по согласованию с государственными органами охраны памятников истории и культуры.
Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ

И КУЛЬТУРЫ
Статья 7. Формы собственности на памятники истории и культуры
1. Памятники истории и культуры могут находиться в любой форме собственности, предусмотренной действующим законодательством.

2. Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной собственности, передаются в оперативное управление государственного органа охраны памятников истории и культуры.

(часть вторая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

3. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.

3. При продаже памятников культурного наследия государственные органы охраны памятников имеют право преимущественной покупки.
Статья 8 исключена. - Закон РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III.
Статья 9 исключена. - Закон РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III.
Статья 8. Охранные договоры на памятники истории и культуры
1. Права собственников памятников истории и культуры ограничиваются установлением режима содержания и использования памятников в целях их сохранения и обеспечения общественной доступности, что фиксируется в двусторонних охранных договорах.

Типовую форму и порядок заключения охранных договоров устанавливает государственный орган охраны памятников истории и культуры по согласованию с государственным органом управления имуществом и государственным органом управления землей.

2. В случае отказа или уклонения собственника от заключения охранного договора органы охраны памятников истории и культуры вправе обратиться в суд с иском о принуждении его к заключению договора.

3. При нарушении собственником охранного договора, нанесении вреда памятнику истории и культуры или отказе собственника включить его имущество в состав охраняемых государством памятников истории и культуры органы охраны памятников имеют право возбуждения иска об изъятии у собственника памятника истории и культуры в порядке, установленном законодательством.

(часть третья в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 9. Организация государственного учета памятников истории и культуры
1. Под государственным учетом памятников истории и культуры понимается:

- выявление объектов культурного наследия, определение их ценности;

- принятие общественно значимых объектов на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры;

- составление учетных документов на памятники истории и культуры, их изучение, графическая и фотофиксация;

2. Государственный учет памятников истории и культуры, входящих в состав архивных, музейных, библиотечных и иных фондов, производится в порядке, определяемом законодательством Республики Саха (Якутия) об архивных, музейных, библиотечных и иных фондах.

3. Государственный учет памятников истории и культуры является основой системы их государственной охраны и осуществляется на основании списков памятников истории и культуры.

4. Списки памятников истории и культуры подразделяются на:

- списки выявленных движимых и недвижимых памятников истории и культуры;

- единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Саха (Якутия);

(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

- государственный список объектов национального и культурного достояния народов Республики Саха (Якутия).
Статья 10. Порядок выявления, обследования объектов культурного наследия и определения их ценности
1. Выявление, обследование, фиксацию объектов (ценностей) культурного наследия проводят органы охраны памятников или привлекаемые ими юридические и физические лица.

2. Недвижимые культурные объекты (ценности) вносятся органами охраны памятников в списки учетных культурных ценностей и находятся под их наблюдением.

3. Государственный орган охраны памятников истории и культуры обязан организовать историко-культурную экспертизу обнаруженных культурных объектов (ценностей).

(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

Историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

4. Порядок определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия республиканского значения, объектов культурного наследия муниципального значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, устанавливается органом государственной власти.

(часть четвертая введена Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)


Статья 11. Порядок работы с объектами (ценностями), включенными в списки выявленных памятников истории и культуры
1. Объекты, включенные в списки учетных культурных ценностей и отнесенные по результатам экспертизы к объектам (ценностям), обладающим общественно-значимой культурной ценностью, включаются в списки выявленных памятников истории и культуры.

2. На объекты (ценности), включенные в списки выявленных памятников истории и культуры, распространяется статус памятника истории и культуры в соответствии с действующим законодательством.

3. Государственный орган охраны памятников истории и культуры ежегодно направляет в Правительство Республики Саха (Якутия) списки выявленных памятников истории и культуры, о чем в течение месяца извещает собственников и пользователей данных объектов (ценностей).
Статья 12. Порядок работы с объектами (ценностями), включенными в государственные списки памятников истории и культуры
1. Объекты, включенные в списки выявленных памятников истории и культуры, могут быть включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Саха (Якутия). Решение о включении объектов культурного наследия в государственные списки памятников истории и культуры принимается Правительством Республики Саха (Якутия).

(часть первая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

2. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Саха (Якутия) подразделяется на две категории:

(часть вторая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

- государственные списки памятников истории и культуры республиканского значения;

- государственные списки памятников истории и культуры местного (муниципального) значения.

3. Недвижимые единичные памятники истории и культуры подлежат постановке на государственную охрану вместе с их историческими территориями и находящимися в них движимыми культурными ценностями.

4. Объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Саха (Якутия), могут быть представлены Правительством Республики Саха (Якутия) для принятия их на государственную охрану в качестве памятников федерального и мирового значения.

(часть четвертая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

5. На объекты (ценности), включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Саха (Якутия), присваивается порядковый охранный номер, устанавливаются информационные надписи и обозначения, которые выполняются на государственных языках Республики Саха (Якутия) и содержат информацию об объекте культурного наследия. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Саха (Якутия) подлежит опубликованию в периодической печати и специальных изданиях, включаются в справочники и другие учетно-информационные материалы.

(часть пятая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

6. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия республиканского значения определяется нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия), на объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - муниципальным правовым актом.

(часть шестая введена Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III; в ред. Закона РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)

7. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

(часть седьмая введена Законом РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)

8. Памятники истории и культуры снимаются с государственной охраны только в случае их полной физической утраты соответствующим решением Правительства по представлению государственного органа охраны памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры, снятые с государственной охраны, исключаются из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Саха (Якутия) по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти Республики Саха (Якутия) (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).

(в ред. Законов РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III, от 19.02.2009 659-З N 217-IV)
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)


Статья 13. Государственное хранение памятников истории и культуры
1. В целях обеспечения оптимального режима содержания и использования могут создаваться особо охраняемые территории, историко-архитектурные заповедники, музеи или иные организации хранения памятников истории и культуры.

2. Учреждаются следующие организации государственного хранения памятников истории и культуры:

- организации хранения со статусом особо ценных объектов национального и культурного достояния - указами Президента Республики Саха (Якутия) по представлению государственного органа охраны памятников истории и культуры;

- республиканские организации хранения - решением Правительства Республики Саха (Якутия) по представлению государственного органа охраны памятников истории и культуры;

- Абзац исключен. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.

3. Памятники истории и культуры в целях обеспечения их сохранности и оптимального использования могут быть переданы собственником на государственное хранение.

4. Государственное хранение памятников истории и культуры производится музеями, архивами, библиотеками и другими организациями хранения памятников, осуществляющими свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

(часть четвертая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

5. Государственные организации хранения памятников не могут быть ликвидированы без согласия государственного органа охраны памятников истории и культуры, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

(часть пятая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)


Статья 14. Приостановление строительных и иных работ, представляющих опасность для памятников истории и культуры
1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством.

(часть первая в ред. Закона РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)

2. Юридические лица, в случае обнаружения при производстве хозяйственных работ археологических, архитектурных и других объектов, которые могут иметь историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны немедленно сообщить об этом государственному органу охраны памятников истории и культуры и приостановить дальнейшее проведение работ.

3. Указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи работы должны быть приостановлены немедленно после получения предписания (запрещения) государственного органа охраны памятников истории и культуры или органа местного самоуправления. Приостановленные работы могут быть возобновлены с разрешения государственного органа охраны памятников истории и культуры после устранения возникшей опасности или допущенного нарушения правил охраны и использования памятников истории и культуры.

(часть третья в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 15. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников истории и культуры
1. Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры, не соответствующие охранному или охранно-арендному договору, запрещаются. Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Правительства Республики Саха (Якутия).

2. В случаях получения разрешения на снос, изменение, перемещение памятника истории и культуры государственный орган охраны памятников истории и культуры или орган местного самоуправления обязан организовать до его сноса, перемещения или изменения работы по научному изучению и полной фиксации памятника. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических или физических лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника.

(часть вторая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

3. В случае получения разрешения на перемещение или изменение памятника истории и культуры производится страхование памятника за счет юридических или физических лиц, получивших соответствующее разрешение, на срок, согласованный с государственным органом охраны памятников истории и культуры или органом местного самоуправления.

(часть третья в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 16. Ограничение движения транспортных средств в зонах охраны памятников истории и культуры
Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим по их территориям, зонам охраны, а также по территориям музеев-заповедников, историко-культурных заповедников при угрозе порчи или разрушения памятников может быть ограничено или запрещено в соответствии с указаниями государственного органа охраны памятников истории и культуры или органа местного самоуправления в пределах их компетенции.

(статья 16 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)


Статья 17. Сохранение захоронений и связанных с ними памятников истории и культуры
Мероприятия по обеспечению сохранности исторических некрополей или отдельных захоронений и связанных с ними памятников истории и культуры (художественных надгробий) осуществляются только с разрешения государственного органа охраны памятников истории и культуры или органа местного самоуправления.

(статья 17 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)


Статья 18. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.
Статья 18. Обследование зданий
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Обследование зданий с целью выявления элементов архитектурно-художественного убранства может производиться только по специальным разрешениям, выдаваемым государственным органом охраны памятников истории и культуры или органом местного самоуправления по согласованию с владельцем или пользователем памятника.
Статья 19. Охрана археологических предметов и коллекций
1. Археологические объекты, выявленные в результате разведок и раскопок, являются государственной собственностью.

2. После камеральной обработки археологические объекты передаются на постоянное хранение в государственные организации хранения памятников. Место постоянного хранения археологических предметов определяется договором между организацией, производящей раскопки или разведки, государственным органом охраны памятников истории и культуры и государственной организацией хранения памятников.


Статья 20. Обязанности учреждений, организаций, иных лиц по обеспечению сохранности памятников истории и культуры при археологических раскопках
Юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке археологические раскопки, исследования археологических объектов и памятников, несут ответственность за сохранность памятников истории и культуры в процессе проведения раскопок и исследований, а также по завершению этих работ до принятия результатов работы заказчиком.
Статья 21. Земли историко-культурного назначения
1. Отнесение земельных участков к категории земель историко-культурного назначения регионального значения производится в порядке, установленном земельным законодательством.

(часть первая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

2. Земли историко-культурного назначения регионального значения включают в себя территории недвижимых памятников истории и культуры и зоны их охраны, особо охраняемые территории (музеи, музеи-заповедники, иные организации хранения памятников культуры) и зоны их охраны.

(часть вторая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

3. Земельные участки, отнесенные к категории земель историко-культурного назначения регионального значения, учитываются в соответствующих органах охраны памятников истории и культуры.

(в ред. Законов РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III, от 19.02.2009 659-З N 217-IV)


Статья 22. Определение границ земель историко-культурного назначения
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Границы земель (территорий) и зон охраны единичных недвижимых памятников истории и культуры определяются соответствующим органом охраны памятников истории и культуры на основании проектных разработок историко-архитектурных опорных планов.
Статья 23. Использование земель историко-культурного назначения
1. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них или в них памятников истории и культуры.

2. Деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель, запрещается.

3. Отнесение земель к землям историко-культурного назначения не влечет за собой прекращения прав собственности на землю, прав землевладения, землепользования и аренды.

4. Предоставление земельных участков в пределах зон охраны памятников истории и культуры производится только по согласованию с органами охраны памятников истории и культуры.

5. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.

5. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускается.


Статья 25. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.
Статья 24. Использование территорий единичных памятников истории и культуры
Территории единичных памятников истории и культуры могут быть использованы только в режиме реставрации или регенерации. Новое строительство на этих территориях запрещается.
Статья 25. Зоны охраны памятников истории и культуры

(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)


1. В целях обеспечения охраны недвижимых памятников истории и культуры регионального значения на примыкающих к ним землях устанавливаются три вида зон охраны:

(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

- охранная зона памятника истории и культуры с особо строгим режимом использования, исключением нового строительства, кроме носящего регенерационный характер;

- зона охраняемого ландшафта с особо строгим режимом использования территории, природных объектов, за исключением строительных работ по инженерному и регенерационно-восстановительному благоустройству;

- зона регулирования застройки с режимом регулирования реконструкции существующей и вновь создаваемой застройки по ее функциональному назначению, объемно-пространственным и другим характеристикам.

2. Режим использования каждого вида зон охраны памятников истории и культуры устанавливается соответствующим государственным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

(часть вторая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 26. Порядок проектирования и производства земляных, строительных и других работ, иной хозяйственной деятельности в зонах охраны
1. Проектирование, хозяйственная и иная деятельность в зонах охраны памятников осуществляется только по разрешению органа охраны памятников истории и культуры, согласованному с органами архитектуры и строительства.

(часть первая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

2. Проектирование, производство земляных, строительных и иных работ, градостроительная, хозяйственная деятельность в зонах музеев, музейных комплексов, а также памятников истории и культуры, входящих в состав особо ценных объектов национального и культурного достояния народов Республики Саха (Якутия), осуществляются только по разрешению Правительства Республики Саха (Якутия).

(часть вторая в ред. Закона РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III)


Статья 27. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных и других работ
1. В проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ, которые могут производиться только с разрешения органа охраны памятников истории и культуры, включается план мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников при производстве указанных работ, согласованный с соответствующим органом охраны памятников истории и культуры.

(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

в отношении объектов культурного наследия республиканского значения - органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном законом Республики Саха (Якутия);

в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальным правовым актом.

(в ред. Закона РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)

2. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ осуществляются юридическими и физическими лицами, производящими эти работы, с привлечением специализированных научных и научно-реставрационных организаций (или отдельных специалистов) и под надзором органов охраны памятников истории и культуры либо подведомственных им специализированных органов, служб и их полномочных представителей.

Указанные мероприятия включают: выявление, исследование и фиксацию памятников; передачу вещественных находок в музеи и другие государственные хранилища; археологические раскопки; реставрационные и иные работы, проводимые по указанию (предписанию) органов охраны памятников истории и культуры.

3. Финансирование указанных в данной статье мероприятий производится за счет юридических и физических лиц, являющихся заказчиками осуществляемых работ, если иное не предусмотрено договором между заинтересованными сторонами.
Статья 28. Статус исторического города (исторической зоны города) и исторического поселения
1. Статус исторического города (исторической зоны города) и исторического поселения предоставляется территориям, обладающим значительной историко-культурной ценностью планировки и застройки, в пределах административных границ этих территорий, и законодательно закрепляется в Уставе, утверждаемом соответствующим государственным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в срок не более двух лет с момента его внесения в список исторических городов или исторических поселений.

(часть первая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

2. Список исторических городов (исторических зон города) или исторических поселений утверждается соответствующим государственным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по представлению органа охраны памятников истории и культуры.

(часть вторая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

3. Города и поселения, включенные в список исторических городов (исторических зон города) и исторических поселений регионального значения могут быть представлены Правительством Республики Саха (Якутия) для включения их в список исторических городов и исторических поселений федерального значения.

(часть третья в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)


Статья 29. Государственная охрана исторических городов (исторических зон города) и исторических поселений
1. Под государственной охраной исторических городов (исторических зон города) и исторических поселений понимается комплекс мер, обеспечивающий их защиту, физическую сохранность памятников истории и культуры и историко-градостроительной среды, реставрацию, регенерацию, непрерывность развития, адаптацию к условиям современной жизни, включая новое строительство.

2. В исторических городах (исторических зонах города) и исторических поселениях охране подлежат все градоформирующие и художественные ценности: планировка, застройка, композиция, природный и культурный ландшафты, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и вид зданий и сооружений, определяемых масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции города, исторического места, приобретенные им в процессе развития.


Статья 30. Порядок регулирования проектирования и застройки исторических городов (исторических зон города) и исторических поселений
1. Проектирование и застройка исторических городов (исторических зон города) и исторических поселений производятся и регулируются на основе системы последовательных и взаимосвязанных мероприятий, проводимых органами охраны памятников истории и культуры.

Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны утверждаются соответствующим государственным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по представлению органа охраны памятников истории и культуры.

(часть первая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

2. Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны исторических городов и исторических поселений разрабатываются в составе генеральных планов исторических городов и исторических поселений, а также как самостоятельная стадия градостроительного проектирования, и являются обязательными исходными материалами для планов их развития и строительства, а также для принятия отдельных градостроительных и хозяйственных решений.

3. Органы охраны памятников истории и культуры совместно с органами архитектурно-строительного надзора, осуществляют контроль за разработкой предпроектной и проектной градостроительной документаций на всех стадиях, а также контроль за реализацией градостроительной документации, включая различные виды хозяйственной деятельности на исторических территориях.

(в ред. Закона РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)

4. Органы охраны памятников истории и культуры, согласующие материалы исследований и рекомендации, несут ответственность за достоверность сведений и обоснованность рекомендаций. При изменении оценок и рекомендаций историко-архитектурных исследований в процессе осуществления последующих стадий проектирования и выполнения работ затраты, связанные с изменением проектных решений, возмещаются органами охраны памятников истории и культуры.
Статья 31. Согласование с органами охраны памятников градостроительной документации исторических городов (поселений) и других поселений, имеющих памятники истории культуры
1. Градостроительная документация для исторических городов и поселений подлежит согласованию с органом охраны памятников истории и культуры.

(часть первая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

2. Соответствующие государственные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

(часть вторая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)


Глава VI. РЕСТАВРАЦИЯ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 32. Контроль за проведением реставрационных работ
1. Реставрация памятников проводится с разрешения органа охраны памятников истории и культуры и под его контролем.

(часть первая в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)

2. Реставрация движимых памятников регулируется специальным законодательством.

3. Реставрация недвижимых памятников осуществляется в соответствии с реставрационными нормами и правилами. Строительные нормы и правила применяются в реставрации только в случаях, не противоречащих интересам охраны памятников истории и культуры.


Статья 33. Мониторинг технического состояния недвижимых памятников истории и культуры
Органы охраны памятников истории и культуры обязаны проводить не реже одного раза в пять лет обследования технического состояния памятников с целью разработки текущих и перспективных программ реставрационных работ.
Статья 34. Воссоздание утраченных недвижимых памятников истории и культуры
Воссоздание утраченных единичных памятников истории и культуры как элементов исторических ансамблей, комплексов, градостроительных образований осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной общественной значимости утраченной культурной ценности.

Решение о воссоздании утраченного единичного памятника истории и культуры за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) принимается соответствующим государственным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по представлению органа государственной власти, на который возложена охрана памятников истории и культуры, основанному на заключении историко-культурной экспертизы.

(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 35. Производство реставрационных работ
1. Все работы по реставрации недвижимых памятников выполняются на основании задания, выдаваемого органом охраны памятников истории и культуры.

2. Лица, ведущие разработку научно-проектной документации для недвижимого памятника культуры, осуществляют научное руководство и авторский надзор по всем видам работ на этом памятнике до их завершения. После завершения реставрации лица, осуществляющие научное руководство, представляют в орган охраны памятников истории и культуры научный отчет.

3. Разрешения на производство реставрационных работ по недвижимым памятникам выдаются органом охраны памятников истории и культуры на основании согласованной и утвержденной научно-проектной документации.

4. Выполненные реставрационные работы принимаются органом охраны памятников истории и культуры.

(статья 35 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 36. Допуск к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия
(в ред. Закона РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Статья 37. Ответственность за производство реставрационных работ на памятниках истории и культуры
1. Исполнитель реставрационных работ несет ответственность за сохранность памятника истории и культуры на протяжении всего периода производства работ.

2. Юридические и физические лица, осуществляющие работы на памятниках истории и культуры, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

(часть вторая в ред. Закона РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III)
Глава VII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 38. Ограничения использования памятников истории и культуры
Использование памятников истории и культуры допускается при обеспечении их сохранности и общественной доступности. Использование памятников по прямому назначению, в том числе культовых, допускается, если это не наносит ущерба их сохранности и культурной ценности.
Статья 39. Права собственников и пользователей памятников истории и культуры
1. Собственники и пользователи памятников истории и культуры имеют право на компенсацию органами охраны памятников ущерба, возникшего вследствие их использования в интересах государства, не предусмотренных в охранном или охранно-арендном договоре, кроме случаев, когда ущерб нанесен вследствие проведения обследования технического состояния, консервационных, реставрационных, археологических работ, иных мероприятий по технической защите памятника.

2. Бюджетные организации - пользователи памятников истории и культуры имеют право на возмещение произведенных ими затрат на реставрацию арендуемых ими памятников за счет вносимой ими арендной платы по согласованию с органами охраны памятников истории и культуры.


Статья 40. Обязанности собственников и пользователей памятников истории и культуры
Собственники и пользователи памятников истории и культуры обязаны:

- соблюдать порядок и правила охраны, использования и реставрации памятников, предусмотренные действующим законодательством;

- заключать охранные и охранно-арендные договоры в установленном порядке;

- содержать памятники в надлежащем состоянии, производить их ремонт, реставрацию, принимать в установленном порядке другие меры по сохранению памятников истории и культуры;

- своевременно уведомлять органы охраны памятников о своих намерениях по отчуждению, перемещению, разделу, ремонту, реставрации и иному изменению состояния принадлежащих или используемых ими памятников истории и культуры;

- выполнять указания и предписания органов охраны памятников истории и культуры;

- обеспечивать в установленном порядке доступ представителей органов охраны памятников и специалистов к памятникам с целью осмотра и обследования, для проведения консервационных и реставрационных работ и иных мероприятий по технической защите памятников истории и культуры;

- хранить и предоставлять органам охраны памятников документацию на принадлежащие или используемые ими памятники истории и культуры.


Статья 41. Охранно-арендные договоры на использование памятников истории и культуры, находящихся в государственной собственности
1. Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной собственности, в том числе культовые, используются при условии обязательного заключения их пользователями охранно-арендных договоров.

2. Типовая форма и порядок заключения охранных и охранно-арендных договоров на использование памятников истории и культуры устанавливается государственным органом охраны памятников истории и культуры по согласованию с государственным органом управления имуществом.


Статья 41.1. Прекращение права собственности на объект культурного наследия и на земельный участок, на котором расположен данный объект
(введена Законом РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)
Право собственности на объект культурного наследия и на земельный участок, на котором расположен данный объект, прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Статья 42. Заключение охранных и охранно-арендных договоров органами охраны памятников истории и культуры
1. Пользователи памятников истории и культуры, находящихся в оперативном управлении органов охраны памятников истории и культуры, заключают с соответствующими органами охраны памятников охранно-арендные договоры и платят арендную плату в соответствии с установленным порядком.

2. Конфессиональные организации и объединения освобождаются от арендной платы за культовые постройки, используемые по прямому назначению и заключают охранно-арендные договоры с органами охраны памятников истории и культуры на особых условиях.

3. Собственники объектов культурного наследия заключают охранные договоры с государственным органом охраны памятников истории и культуры или местной администрацией муниципального образования.

(часть третья в ред. Закона РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)


Статья 42.1. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия
(введена Законом РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)
1. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:

государственным органом охраны памятников истории и культуры - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия республиканского значения;

местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

2. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.

3. В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.


Статья 43. Изменение и расторжение охранно-арендных и охранных договоров
Лицо, отчуждающее или сдающее в аренду памятник, обязано уведомить приобретателя, арендатора о наличии охранно-арендного или охранного договора и об условиях использования памятника.

(статья в ред. Закона РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III)


Статья 44. Использование изображения памятников истории и культуры или их символики в коммерческих целях и в целях популяризации памятников истории и культуры
Использование третьими лицами изображений памятников истории и культуры или их символики в коммерческих целях осуществляется по согласованию с государственными органами охраны памятников истории и культуры с разрешения собственников памятника.
Статья 45. Вывоз и ввоз памятников истории и культуры
1. Исключена. - Закон РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III).

1. Если международным договором, в котором участвует Республики Саха (Якутия), установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе и иных законодательных актах о государственной охране и использовании памятников истории и культуры, то применяются правила международного договора.


Глава VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ,

ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

(в ред. Закона РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)


Статья 46. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
(в ред. Закона РС(Я) от 19.02.2009 N 659-З N 217-IV)
1. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

субвенции из федерального бюджета, переданные органам государственной власти Республики Саха (Якутия) на осуществление полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

государственный бюджет Республики Саха (Якутия);

внебюджетные поступления;

местные бюджеты;

иные источники, не запрещенные законодательством.

2. Средства, поступающие из указанных в части 1 настоящей статьи источников, зачисляются на счета государственного органа охраны памятников истории и культуры и расходуются на реализацию программ по учету, охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры, а также на содержание, подготовку и переподготовку кадров органов охраны памятников истории и культуры и развитие их инфраструктуры.

3. Республика Саха (Якутия) вправе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.


Статья 47. Средства собственников, пользователей памятников истории и культуры
1. Собственники и пользователи памятников истории и культуры обязаны в установленном законом порядке содержать, ремонтировать и реставрировать памятники истории и культуры за свой счет.

2. Органы охраны памятников истории и культуры имеют право, с согласия собственников (пользователей), принимать долевое участие в финансировании работ по сохранению памятников. Функции заказчиков в этих случаях сохраняются за собственником (пользователем) либо по соглашению сторон переходят к органам охраны памятников истории и культуры.


Статья 48. Финансирование исследований и реставрации памятников истории и культуры, культурных ценностей при проведении земляных, строительных и иных работ
При проведении всех видов земляных, строительных и иных работ финансирование археологических раскопок, натурных и документальных исследований, обеспечения сохранности, реставрации памятников истории и культуры, вновь выявленных культурных ценностей производится за счет юридических и физических лиц, выступающих заказчиками этих работ.
Глава IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства об охране памятников истории и культуры
Лица, виновные в нарушении законодательства об охране памятников истории и культуры, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 50. Возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране памятников истории и культуры
1. Юридические и физические лица, нанесшие ущерб памятникам истории и культуры, зонам охраны памятников, обязаны восстановить памятники, зоны охраны памятников, а при невозможности этого - возместить убытки собственникам в соответствии с действующим законодательством.

2. Методика экспертных оценок стоимости памятников культуры и нанесенного им ущерба разрабатывается и утверждается органом охраны памятников истории и культуры.

3. Восстановление памятников истории и культуры осуществляется с соблюдением установленного порядка производства всех видов работ за счет лиц, причинивших ущерб памятнику.

4. Незаконно построенные на землях историко-культурного назначения здания и сооружения подлежат сносу за счет заказчика этих работ.


Заместитель Председателя

Палаты Представителей

А.ВЛАСОВ

г. Якутск



6 февраля 1997 года

З N 155-I


Смотрите также:
Закон республики саха (якутия) о государственной охране памятников истории и культуры республики саха (якутия)
368.44kb.
1 стр.
Закон республики саха (якутия) о финансах местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)
166.36kb.
1 стр.
Инструкция по использованию почтового сервиса органов государственной власти Республики Саха (Якутия) Общие положения
28.56kb.
1 стр.
Республики саха (якутия) саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин
45.99kb.
1 стр.
Министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
75.71kb.
1 стр.
Закон республики саха (якутия) о конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве
726.46kb.
4 стр.
Статья Счетная палата Республики Саха (Якутия)
288.44kb.
1 стр.
Конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)
79.59kb.
1 стр.
Закон Республики Саха (Якутия) от 26. 12. 2007 525-з n 1095-iii
2961.71kb.
12 стр.
Республики саха (якутия) саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин
14.17kb.
1 стр.
О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения деятельности специальных
101.11kb.
1 стр.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
1058.4kb.
6 стр.