Главная
страница 1
Секция: экономика (обществознание)

Тема работы: «Западная концепция «человеческого капитала» и его инвестиции. Выбор России».

Участник: Кондрахина Александра

Научный руководитель: Учитель обществознания Гребенщикова Ирина Николаевна

Обоснование темы: Главное отличие «человеческого капитала» от вещественного капитала состоит в том, что человеческий капитал воплощен в человеке и не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности. Но он может использоваться во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений, что способствует активному развитию общества и цивилизации, где человек и его знания являются решающими факторами.

Объект и предмет исследования: экономическая теория, концепции «человеческого капитала».

Цель исследования: изучение современных концепций «человеческого капитала» и определение решающих инвестиций в данной сфере для России конца ХХ – начала ХХI века. Поэтому в работе ставятся следующие задачи: выделить западные концепции человеческого капитала, определив крупнейших исследователей в данной области; исследовать проблему человеческого капитала и распределения доходов; изучить формирование рынка квалифицированного и интеллектуального труда в России конца ХХ – начала ХХI века; определить виды инвестиций в человеческий капитал и эффективность их использования;

Ведущая идея: «Человеческий капитал» включает накопленные вложения в такие области деятельности, как образование, профессиональная подготовка, миграция. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас производительного капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут "арендовать" работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены. Нужно сказать, что проблема человеческого капитала сегодня стоит остро и пути ее решения не однозначны. Широко распространенными являются и представления, что человеческий капитал, воплощенный в людях, является продуктивным не только в рыночном смысле, т.е. в получении доходов от его применения, но и в производстве самого себя, при его использовании в свободное (личное) время человека. С другой стороны, полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником. Кроме того, чем более одарен человек, тем меньше затрачивает он усилий на приобретение новых знаний, т.е. тем меньшие издержки он несет и тем выше расположена кривая его спроса на услуги образования. В активы (имущество) семьи входят следующие компоненты: Экономический (воспроизводственный) потенциал семьи, включающий вещественные (финансовые) компоненты и компонент человеческого капитала, а также, возможно, демографический и духовный потенциал. Это показатели типа "запас", который можно использовать в ходе материального и нематериального производства. Оценки этих показателей могут даваться как в натуральных, так и в стоимостных единицах измерения, причем последние определяются рыночной конъюнктурой. Финансовая (вещественная) собственность, которая может передаваться по наследству; индивидуальный человеческий капитал в наследство по завещанию передаваться не может, но участвует в производстве человеческого капитала следующих поколений. Поэтому общая собственность семьи может рассматриваться как сумма стоимостей вещественных компонентов богатства (семейных и индивидуальных финансовых и вещественных активов) и сумма человеческих капиталов членов семьи.

План работы:

Введение


I глава Теория современной концепции «человеческого капитала»

    1. Основные положения концепции.

    2. Человеческий капитал и проблема распределения доходов.

    3. Формирование рынка квалифицированного и интеллектуального труда в России конца ХХ – начала ХХI века.

II глава Инвестиции в человеческий капитал

2.1 Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность.

2.2 Различия в заработках и спрос на образование. Паутинообразная модель.

Заключение.

Список используемой литературы

Основные результаты и выводы: Ускорение научно-технического прогресса, рост расходов на научные исследования и образование вызвали увеличение значимости экономических исследований эффективности вложений в человеческий капитал. В рамках неоклассического направления возникла "чикагская школа" теории человеческого капитала, развившая интересные подходы к анализу производства и использования рабочей силы. Подход "затраты-выгоды" является методологической основой такого анализа. Вокруг объяснений причин дифференциации заработной платы по группам работников с различными её уровнями возникла длительная дискуссия. Рационалистский подход "чикагской школы" пытались опровергнуть представители теории "фильтра", радикальные экономисты и сторонники других направлений теории человеческого капитала. Они акцентировали внимание на значении наследуемых способностей и характеристик социальной среды, в которой воспитывался человек, а также обучения на работе и всевозможных случайных факторов. Эмпирические исследования показали, что глубинные, биологические факторы, развитые образованием как посредником, имеют решающее влияние на дифференциацию заработков. На втором месте стоит само образование, способствующее развитию природных способностей людей. Третье и последующие места, по их влиянию на дифференциацию заработков, занимают социальное происхождение (воспитание, мотивации и т.п.), обучение в процессе работы и случайные факторы.

Информационные источники:

1.Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, СПбГУЭиФ, Высшая школа экономики, 1998.

2.Беккер Гэри С.Человеческое поведение: экономический подход: Избранные труды по экономической теории / Пер. с англ..- М.: ГУ ВШЭ, 2003.

3.История экономических учений: Учебное пособие для вузов / Под ред. Автономова В..- М.: Инфра-М, 2001.

4.Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: учебное пособие – Новосибирск: СибУПК, 2000.

5.Корчагин Ю.Н. Современная экономика России – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

6.Судова Т.Л. Человеческий капитал в наукоемкой экономике.- СПб.: НИИ химии СПбГУ, 2001.

7.Хрестоматия по экономической теории// Сост. Е.Ф. Борисов.- М.: Юрист, 1997.



8.Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие/ РА государственной службы при Президенте РФ; Под ред А.Л.Гапоненко.- М.: РАГС, 2006.







Смотрите также:
«Западная концепция «человеческого капитала» иего инвестиции. Выбор России»
45.5kb.
1 стр.
Человеческий капитал Республики Татарстан как потенциальный фактор устойчивого развития
60.68kb.
1 стр.
Ю. Н. Ковалева (Ургупс) основные подходы к оценке эффективности
36.48kb.
1 стр.
На Вершине Инвестиции в развитие индустрии альпинизма России: совместный крупномасштабный проект Федерации Альпинизма России и частного капитала по построению спасательной станции «eg 5300» на горе Эльбрус, 2008
49.69kb.
1 стр.
С. Г. Кошкарёва1 Роль европейского капитала в хозяйственном освоении советского Северо-Востока (1920-е годы)
199.01kb.
1 стр.
«Модернизация системы образования главный вектор качественного роста человеческого капитала»
122.19kb.
1 стр.
Валютное регулирование в международном инвестиционном праве
2421.97kb.
11 стр.
Трофименко Ольга Юрьевна
50.78kb.
1 стр.
Исследование бухгалтерского учета человеческого капитала в профессиональном спорте
44.05kb.
1 стр.
Президент Современной гуманитарной академии, д т. н., профессор М. П. Карпенко Национальное богатство страны включает три составляющих природный, произведенный и человеческий капитал
224.02kb.
1 стр.
«Иностранные инвестиции в России»
164.77kb.
1 стр.
Бакалаврская работа
817.56kb.
9 стр.