Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 средняя общеобразовательная школа №6 Рабочая программа по биологии в 7 классе (базовый уровень) учителя Ильясовой Лилии Сахиповны Рассмотрено на заседании педагогического совета школы протокол № ____от «__»_______2010 г. 2010г.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, .И. Сонина, Е.Т. ЗахаровоЙ /Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. – 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М: Дрофа, 2006. - 138c.l/, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Цели обучения: - овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями; - формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; -установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; - подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения. Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.Б. Захаров, Н.И.. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М: Дрофа, 2006. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
В.Б. Захаров, НИ.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М: Дрофа, 2006. - 272с.; а также методических пособий для учителя: 1) Е. Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М: Дрофа, 2005-06гг.; 2) Программы .для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы. - М: Дрофа, 2005. - 138 с.; 3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. г., Аркадьев. М: Дрофа, 2006;
- общие признаки живого организма; -основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; Приводить примеры: - усложнения растений и животных в процессе эволюции; - наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, лишайника как комплексного организма; Сравнивать: - семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы. Применять знания: - о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; - о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов. Соблюдать правила: - приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; - наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных; - бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе. Содержание программы ВВЕДЕНИЕ 2ч. Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Общие представления о происхождении жизни на Земле и развитии живой природы. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Подразделение истории Земли на эры и периоды. Основные направления эволюции растений, животных и микроорганизмов. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы. I. ЦАРСТВА ПРОКАРИОТ И ГРИБОВ 4ч. МНОГООБРАЗИЕ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Подцарства Архебактерии и Оксифотобактерий; особенности организации и жизнедеятельности; распространенность и роль в биоценозах. Демонстрация строения клеток различных прокариот. МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения их клеток. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространение и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты; особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль. Демонстрация схемы строения представителей различных систематических групп грибов; различных представителей царства Грибы. Лабораторные работы Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей. Строение плодового тела шляпочного гриба. Лишайники Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль . Демонстрация схемы строения лишайников; различных представителей лишайников. Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные — прокариотические организмы; бактерии, цианобактерии, Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Умения. Объяснять особенности организации клеток прокариот; строение грибов и лишайников. Приводить примеры прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их распространение и роль в биоценозах. II. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ 17ч. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез. Систематика растений; низшие и высшие. Демонстрация рисунков учебника, отражающих особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства Растения; схема, отражающая основные направления эволюции растительных организмов. IIОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей; отделы: зеленые, бурые и красные водоросли. Распространение в водных и Наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Демонстрация схемы строения водорослей различных отделов Лабораторная работа Строение спирогиры. Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли. Умения. Объяснить особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространения водорослей и характеризовать их роль в биоценозах. IIОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Отдел моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. демонстрация схем строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов; различных представителей мхов, плаунов и хвощей. Лабораторные работы Строение мха кукушкин лен. Строение мха сфагнум. Строение хвоща. ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ Происхождение и особенности организации папоротников. Их жизненный цикл. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах. Демонстрация схем строения папоротника; древних папоротниковидных; схемы цикла развития папоротника; различных представителей папоротников. Лабораторная работа Строение папоротника. Основные понятия. Растительный организм. Высшие растения. Отделы растений. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Жизненный цикл; спорофит и гаметофит. Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности споровых растений и характеризовать их роль в биоценозах. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ — ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах. Демонстрация схем строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных. Лабораторная работа Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны. Основные понятия. Растительный организм. Высшие растения. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и двудольные; основные семейства. Лабораторные работы Строение шиповника. Строение пшеницы. Основные Понятия. Растительный организм. Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; спорофит и гаметофит. Умения. Объяснять особенности организации покрытосеменных растений. Приводить Примеры распространенности цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах. III. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ 39 ОВЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ Общая характеристика простейших, особенности организации клеток Простейших. демонстрация схем строения амебы, эвглены зеленой и инфузории-туфельки, представителей различных групп одноклеточных Лабораторная работа Строение инфузории-туфельки. Основные понятия Одноклеточные животные. Систематика животных; основные типы животных, их классификация. Умения. Объяснять особенности животного организма и способов поддержания гомеостаза. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах. 1ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ Происхождение и общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных с лучевой симметрией, Простейшие многоклеточные — Губки; их распространение и экологическое значение. демонстрация типов симметрии у многоклеточных животных; многообразие губок. Основные понятия. Животный организм. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация, Умения. Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ — КИШЕЧНОПОХIОСТНЫЕ Происхождение и особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Демонстрация схем строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов; биоценоза кораллового рифа. Лабораторная работа Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость и движение гидры. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ Происхождение и особенности организации плоских червей. Свободноживущие Ресничные черви. Многообразие и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Демонстрация схем строения плоских червей, различных представителей ресничных червей; схем жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня. ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ Происхождение и особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой. Демонстрация схемы строения и цикла развития аскариды человеческой; различных свободноживущих и паразитических форм круглых червей. Основные понятия. Лучевая и двусторонняя симметрия. Систематика червей; основные типы червей, их классификация. Умения. Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ Происхождение и особенности организации кольчатых червей; вторичная полость тел. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Лабораторная работа Внешнее строение дождевого черня. Основные понятия. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом). Систематика червей; основные типы червей, их классификация. Умения. Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах. ТИП МОЛЛЮСКИ Происхождение и особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Демонстрация схем строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков; различных представителей типа моллюсков. Лабораторная работа Внешнее строение моллюсков. Основные понятия. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом); смешанная полость тела. Систематика моллюсков. Умения. Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС РАКООВРАЗНЫЕ Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Демонстрация схемы строения речного рака; различных представителей низших и высших ракообразных. Лабораторная работа Внешнее строение речного рака. Основные понятия. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом); смешанная полость тела. Система- тика членистоногих; класс Ракообразные. Умения. Объяснять особенности организации ракообразных. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ Общая характеристика класса паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. демонстрация схемы строения паука-крестовика; различных представителей класса. Основные понятия. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом); смешанная полость тела. Систематика членистоногих; класс Паукообразные. Умения. Объяснять особенности организации паукообразных. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАССЫ НАСЕКОМЫЕ И МНОГОНОЖКИ Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Демонстрация схем строения насекомых различных Отрядов; различных Представителей классов насекомых и многоножек. Лабораторная работа Внешнее строение насекомого. ТИП ИГЛОКОЖИЕ Происхождение и общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские Звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и Экологическое значение. Демонстрация схемы Строения Морской звезды, морского ежа. ТИП ХОРДОВЫЕ, БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ Подтипы Бесчерепные, Оболочники и позвоночные. Общая характеристика типа. Демонстрация схемы Строения Ланцетника и асцидии. Внутренний осевой скелет. НАДКЛАСС РЫБЫ Происхождение рыб. Общая характеристика хрящевых и костных рыб. Основные группы костных рыб. Экологическая роль рыб. Демонстрация схем Строёния Хрящевых и Костных рыб. Умения. Объяснять Принципы организации рыб, связанные с водным образом жизни. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ Происхождение земноводных. Основные ароморфозы, сопровождавшие выход позвоночных на сушу. Общая характеристика земноводных; безногие, бесхвостые и хвостатые амфибии. Демонстрация стадий развития лягушки, многообразия земноводных. Основные понятия. Возникновение конечностей как системы рычагов, соединенных суставами. Возникновение органов воздушного дыхания, трехкамерного сердца и второго круга кровообращения. Умения. Объяснять особенности организации земноводных, связанные с выходом позвоночных на сушу и обитанием в наземных условиях. Лабораторная работа Внутреннее и внешнее строение представителей различных отрядов земноводных. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ Происхождение и общая характеристика класса. Важнейшие ароморфозы, сопровождавшие возникновение рептилий; возникновение приспособлений для размножения и развития в наземных условиях. Многообразие рептилий:, чешуйчатые(змеи, ящерицы, хамелеоны), крокодилы и черепахи. Экологическая дифференцировка пресмыкающихся. Вымершие группы рептилий. Демонстрация многообразия современных и вымерших рептилий. Основные понятия. Общие принципы организации пресмыкающихся; возникновение коры головного мозга, вторичной почки. Умения. Объяснять особенности организации рептилий и характеризовать их экологическую роль в биоценозах. Лабораторная работа Внутреннее строение ящерицы. КЛАСС ПТИЦЫ Возникновение птиц; первые птицы (археоптерикс). Общая характеристика класса. Приспособления птиц к полету. Основные группы птиц: летающие, бегающие, плавающие. Экологическая дифференцировка птиц; основные отряды. Демонстрация выводковых и птенцовых птиц, схем сезонных перелетов. Умения. Объяснять особенности организации птиц и значение приспособлений, обеспечивающих полет. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Происхождение и общая характеристика млекопитающих. Основные ароморфозы, сопровождавшие возникновение класса. Появление наружных и внутренних половых органов, обеспечивающих развитие плода в теле матери. Выкармливание детенышей молоком. Систематика млекопитающих: яйцекладущие, сумчатые, плацентарные. Основные отряды плацентарных. Экологическая роль млекопитающих. Демонстрация многообразия современных и вымерших млекопитающих. Основные понятия. Основные отряды плацентарных: насекомоядные, грызуны, зайцеобразные, хищные, парнокопытные, непарнокопытные, рукокрылые, ластоногие, китообразные, приматы. Умения. Объяснять особенности организации млекопитающих; значение внутриутробного развития и вскармливания детенышей молоком. Лабораторная работа Внутреннее строение кролика. Экскурсия по теме «Многообразие млекопитающих». ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ПРИМАТОВ Происхождение приматов. Основные ароморфозы, приведшие к возникновению отряда. Обезьяны Старого и Нового Света. Основные направления эволюции приматов, ведущие к появлению человека. Демонстрация многообразия обезьян Старого и Нового Света. Понятия. Развитие головного мозга и коры, хватательных конечностей и других приспособлений к древесному образу жизни. Основные направления эволюции. Умения. Сопоставлять строение приматов и человека, характеризовать основные направления эволюции приматов. IV ЦАРСТВО ВИРУСЫ 1ч. Краткая характеристика царства Вирусы и их практическое значение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4ч. Сообщества живых организмов; многообразие растений, животных, грибов и бактерий, необходимость их охраны. Тематическое планирование
Смотрите также: Рабочая программа по биологии в 7 классе (базовый уровень) учителя Ильясовой Лилии Сахиповны Рассмотрено на заседании
574.03kb.
2 стр.
Рабочая программа по информатике для 7 класса (базовый уровень) Рассмотрено на заседании
161.67kb.
1 стр.
Рабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны учителя высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании
431.83kb.
6 стр.
Рабочая программа по литературе для 11 «в» класса учителя Кудрявцевой Ю. В. Рассмотрено на заседании педагогического совета
152.77kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории в 6А классе учителя I квалификационной категории Яруллиной К. Л. Рассмотрено на заседании
3508.76kb.
18 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Рабочая программа по физической культуре (базовый уровень) Классы: 10 Учитель: Т. И. Кулешова
404.98kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
561.96kb.
4 стр.
Программа научно исследовательского общества «Исследователи природы»
587.35kb.
4 стр.
Рабочая программа по технологии. 4 класс. Рассмотрено на заседании
215.93kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе 5 класс Рассмотрено на заседании
440.36kb.
2 стр.
Рабочая программа по геометрии 11 класс базовый уровень 146.22kb.
1 стр.
|