Главная
страница 1


Аналитический отчет

по результатам обследования рынка

сжиженного углеводородного газа

для заправки автомобилей

Анализ рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей (далее также – СУГ) проведен в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденным приказом ФАС России от 07.02.2011 №66 (далее – План работы ФАС).

Целью анализа рынка является оценка состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей, выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе для последующего включения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр);

Определение положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке СУГ, производилось в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа розничного рынка электрической энергии, утвержденными 19.11.2010 Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков (далее – методические рекомендации ФАС России).

При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной использовалась информация, представленная Северо-Уральским управлением Ростехнадзора сведения, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющие деятельность на товарном рынке.

Согласно методическим рекомендациям анализ носит ретроспективный характер, интервалом времени, за который произведено исследование рынка является 2010 год.

Исследование проведено в географических границах Тюменской области (без автономных округов) в соответствии с компетенцией Тюменского УФАС России. В пределах административных границ региона действуют также локальные рынки, ограниченные административными границами территории одного или двух муниципальных образований (сопредельные территории). Детальное изучение конкурентной среды в границах локальных рынках не производилось, так как рамками проведенного исследования не предусмотрено.

В целях исследования рынка реализации сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, продуктовыми границами рынка определен сжиженный углеводородный газ автомобильный (пропан-бутан автомобильный: код ОКПД 40.21.10.21).



Для заправки автомобилей используется сжиженный углеводородный газ (СУГ), производимый преимущественно из попутного нефтяного газа (ПНГ). СУГ получают как продукт переработки нефти  на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа. СУГ представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.

Состав СУГ для заправки автомобилей регламентирует ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия», предусматривающий две марки: зимнюю – ПА (пропан автомобильный) и летнюю – ПБА (пропан-бутан автомобильный).

В марке ПА содержится (85±10)% пропана, в марке ПБА – (50±10)% пропана, остальное бутан и не более 6% непредельных углеводородов

В качестве моторного топлива для автомобильного транспорта может использоваться СУГ, соответствующий ГОСТу 52087-2003. Данный стандарт также распространяется на газы, применяемые в качестве топлива для коммунально-бытовых нужд и для промышленных целей. Для заправки автомобильного транспорта используется газ (52087-2003) марки ПА (код ОКП 027293 0501) и газ марки ПБА (код ОКП 027293 0502). Нормы содержания компонентов (пропана и др.) данным стандартом предусмотрены аналогичные ГОСТу газа 27578-87.

Стандарт 52087-2003 допускает применение в качестве топлива для автомобилей сжиженные углеводородные газы марки ПБТ (пропан-бутан технический) и БТ (бутан технический). При этом применение газов марок ПБТ и БТ в качестве топлива для автомобильного транспорта имеет ограничения: массовая доля суммы предельных углеводородов не должна превышать 6%, а давление насыщенных паров должно быть менее 0,07Мпа для марок БТ и ПБТ при температурах минус 30°С и минус 20°С соответственно.

Свойства сжиженных газов для коммунально-бытового потребления регламентирует ГОСТ 20448-90. Данный ГОСТ имеет более широкие допуски на содержание компонентов, в том числе вредных для двигателя и топливной аппаратуры (сера, ее соединения, непредельные углеводороды и т. д.). По этим техническим условиям газовое топливо поступает двух марок: смесь пропан-бутановая зимняя (СПБТЗ) и смесь пропан-бутановая летняя (СПБТЛ).

Согласно информации ОАО «Научно–исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ), предоставленной в ФАС России по её запросу, сжиженный газ для коммунально-бытового потребления (ГОСТ 20448-90) по причине наличия в нем вредных для двигателя автомобиля компонентов, не является заменителем сжиженного углеводородного газа, согласно ГОСТу предназначенного для заправки автомобиля ((ГОСТ 27578-87) либо газа, параметры которого, при определенных условиях, позволяют его использовать как моторное топливо (ГОСТ 52087-200, марки: ПБА, ПА, ПБТ, ПТ)).
Потребителями сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей (далее также – автомобильный СУГ, СУГ) являются физические или юридические лица, владеющие автомобильным транспортом, двигатели, которого могут работать на сжиженном углеводородном газе (установлено дополнительное специальное оборудование или двигатели изначально сконструированы для работы на данном виде топлива).

Розничная реализация сжиженного углеводородного газа, используемого потребителями в качестве моторного топлива, осуществляется через автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) или многотопливные автозаправочные станции (МАЗС). В качестве розничных продавцов на розничном рынке выступают организации, у которых в эксплуатации находятся данная категория автозаправочных станций (АГЗС (МАЗС)).

По данным, представленным Северо-Уральским управлением Ростехнадзора, а также информации полученной управлением в ходе обследования рынка, розничную реализацию СУГ потребителям региона осуществляют не менее 17 хозяйствующих субъектов, которым на праве собственности или на ином праве принадлежит 93 заправочные станции (АГЗС и МАЗС).

Размещены газозаправочные станций по территории региона не равномерно: 60% всех «заправок» региона находятся в городах, остальные расположены на территориях сельских муниципальных районов. Муниципальным образованием, лидирующим по количеству АГЗС (МАЗС) является административный центр региона - г. Тюмень (35 единиц, 7 операторов), за ним следует Тобольск (10 единиц, 6 операторов), г.Ишим (5 единиц, 2 оператора) и Заводоуковский городской округ (5 единиц, 3 оператора). Количество газовых заправочных станций, расположенных на территориях районов региона составляет от одной до трех единиц.

Большинство хозяйствующих субъектов осуществляющих розничную реализацию СУГ определяют данный вид деятельности как основной (код по ОКВЭД – 50.50). На товарном рынке также присутствуют поставщики, для которых деятельность по розничной продаже топлива является дополнительной.

Владельцы АГЗС в 2010 году приобретали СУГ в основном у поставщиков, расположенных за пределами Тюменской области (без автономных округов), топливо частично также покупалось в границах региона - у «местных» продавцов (Предприятие 1, Предприятие 2, Предприятие 3). Большинство розничных операторов (10 из 17) использовали комбинированную схему закупки СУГ, т.е. приобретали газ и на оптовом рынке (у производителей и у поставщиков, зарегистрированных в других регионах) и у перепродавцов, расположенных на территории региона.

Газонаполнительные станции имеют в собственности два хозяйствующих субъекта, зарегистрированные на территории Тюменской области (без АО).

Одно предприятие входит в число выявленных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации СУГ и, являясь собственником газонаполнительной станции (ГНС), расположенной в г. Тюмени, также осуществляет поставку СУГ в качестве мелкооптового поставщика.

Поставка СУГ в регион в 2010 году осуществлялась восемью поставщиками, зарегистрированными на территориях иных субъектов Федерации, т.е. за пределами географических границ исследуемого рынка.

Данные о закупке СУГ на оптовом рынке с разбивкой по поставщикам и по покупателям отражены в следующей таблице.



<….>

Основным поставщиком СУГ для заправки автомобилей, закупаемого зарегистрированными в регионе участниками регионального рынка, с целью его дальнейшей реализации мелким оптом и/или в розницу, является ХС№1 (на долю поставщика приходится более 70% суммарной закупки СУГ). При этом необходимо учесть, что объем топлива, закупленный на оптовом рынке, превышает объем реализации, так как часть СУГ через мелкооптовых поставщиков (предприятие 1, предприятие 2) поступает в реализацию на территориях иных регионов РФ (данные объемы не отражаются в товарной массе рассматриваемого товарном рынка).

Сведения о долях оптовых поставщиков в суммарном объеме закупки СУГ операторами товарного рынка указаны в следующей таблице.

<….>

В ходе изучения представленных от хозяйствующих субъектов сведений, не выявлено фактов, указывающих на то, что покупатель СУГ и его поставщик (производитель) образуют группу лиц, за исключением предприятия 1, входящее в группу лиц с обоими поставщиками сжиженного газа (организация 1, организация 2), а также Предприятия 2 , образующее группу лиц со одним из своих мелкооптовых покупателей газа.

Сведения, представленные операторами рынка о ценах на СУГ, позволяют оценить уровень оптовых закупочных цен 2010 года, который составил от 8,4 до 14 тыс. рублей за тонну и величину отпускных розничных цен, установленных продавцами регионального рынка в данный период, составляющий от 9 до 13 рублей за литр. Покупка тонны топлива на мелкооптовом рынке региона стоила для операторов без учета НДС и транспортных расходов 10-12 тысяч рублей, с НДС и транспортом 14 - 16 тысяч рублей. Сводная информация, предоставленная участниками рынка о ценах закупки и реализации, содержится в приложении 1 к отчету.

Только 10 процентов закупленного участниками рынка СУГ является специальным автомобильным газом соответствующим ГОСТу 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта». В основном для дальнейшей реализации в регионе операторы закупали сжиженный газ ГОСТа 52087-2003, допускающего использование его в качестве автомобильного топлива (более 80%). Около 4 процентов закупленного в 2010 году СУГ - это сжиженный углеводородный газ ГОСТа 20448-90, не предназначенный для использования его в качестве моторного топлива.


Хранение СУГ операторы, действующие на рынке розничных продаж, осуществляют в резервуарах заправочных станций. Услугами сторонних организаций по хранению приобретаемого топлива операторы не пользуются.

<…> - единственный, выявленный в ходе анализа хозяйствующий субъект, который действует в качестве поставщика услуги по хранению топлива (СУГ для заправки автомобилей). Собственник ГНС, расположенной на территории г. Тюмени в 2010 году оказывал услугу хранения товарных запасов <…> из основных поставщиков СУГ в регион. Данный поставщик хранил свое топливо также на ГНС <…>, которые в географических границах товарного рынка не находится.

Поставка СУГ в регион осуществляется как железнодорожным так и автомобильным транспортом. Большинство розничных операторов (10 из 17) для организации доставки СУГ на свои заправочные станции имеют собственный специализированный транспорт, три оператора использует арендованную технику, только один оператор (имеющих минимальную долю на рынке) указал, что имеет договор на оказание услуги по доставке СУГ.

Четыре оператора, использующих на праве аренды АГЗС, принадлежащие <…>, которое является для данных операторов единственным поставщиком топлива, также и организует его доставку операторам (на сдаваемые в аренду заправочные станции). Т.е. цена реализации топлива, установленная <…> включает расходы на доставку.
Объем розничной реализации СУГ на территории региона в 2010 году составил 42062 тонн. Расчёт общего объёма товарной массы в натуральном выражении на исследуемом рынке проводится по объёмам реализации СУГ всеми установленными розничными продавцами на территории Тюменской области (без АО).

Доли хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации автомобильного СУГ, применительно к установленному интервалу исследования и в определенных географических границах, распределились следующим образом: <…>.



<…>

Необходимо отметить, что в суммарный объем товарного включены объемы СУГ, реализуемые операторами через свои заправочные станции на основании договоров поставки, заключенных с покупателями (организациями, имеющие автомобили, приспособленные к работе на сжиженном газе). На рынке присутствуют несколько операторов, которые используют только такую схему реализации топлива. Свободная реализация топлива гражданам данными операторами не производится.


Коэффициент рыночной концентрации товарного рынка составил CR3 = 55%; индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составил HII = 1574. Указанные значения показателей указывают, что в 2010 году рассматриваемый рынок реализации СУГ для заправки автомобилей в рассматриваемых границах являлся умеренно-концентрированным, т.е. конкуренция на товарном рынке розничной реализации СУГ для заправки автомобилей развита недостаточно.
Характерным для розничного рынка розничной реализации СУГ для заправки автомобилей является отсутствие четких географических границ, ограниченных, например, территорией одного муниципального образования. Так как на территориях сельских районов региона количество АГЗС достаточно ограничено(1-3), географию рынка необходимо определять применительно к цели анализа в каждом конкретном случае с учетом месторасположения каждой АГЗС оператора.

Оптовый и мелкооптовый рынок СУГ для заправки автомобилей территорией одного субъекта Федерации не ограничивается.


К барьерам, затрудняющим хозяйствующим субъектам начало деятельности на данном рынке можно отнести экономические ограничения, которые связаны со значительными первоначальными капиталовложениями на строительство АГЗС или переоборудование АГЗС в МАЗС. Организация доставки топлива также связана со значительными вложениями.

Сжиженный углеводородный газ можно рассматривать в качестве альтернативного вида топлива только при условии получения потребителем выгоды (снижения расходов на заправку автомобиля) при его использовании вместо автомобильного бензина, даже с учетом дополнительных затрат на установку необходимого оборудования на транспортное средство. Таким образом, основным условием такой замены является наличие существенной разница в стоимости данных видов топлива. Развитие рынка (приход на рынок новых участников) может быть только следствием роста спроса на СУГ, как на более экономичный по сравнению с бензином вид топлива. При сложившейся на рынке в настоящее время разнице в цене на СУГ и бензин, а также достаточно высокая стоимость переоборудования транспортного средства (установка ГБО) переход потребителя на использование СУГ вместо бензина может иметь место, в случае если потребитель осуществляет деятельность, связанную с большим объемом перевозок. Большинство автовладельцев используют для заправки автомобилей традиционный бензин и на сегодняшний день не рассматривают СУГ в качестве альтернативы. Использование СУГ, не соответствующего качества негативно влияет на техническое состояние автомобиля, что также ограничивает возможность его использования.

Низкий спрос населения на данный вид моторного топлива также является одним из ограничений для развития товарного рынка, особенно, локальных районных рынков, расположенных в границах районных муниципальных образований региона. Более высокий спрос на СУГ в границах крупных городов стимулирует более активное его развитие.

К барьерам относится также присутствие на рынке вертикально-интегрированного хозяйствующего субъекта, а также наличие на рынке поставщиков, имеющих значительные преимущества перед потенциальными участниками, в частности по затратам на единицу товара за счет возможности реализации СУГ через имеющуюся сеть собственных заправочных станций.



Административные ограничения связаны с длительностью процедуры отведения, либо предоставления в аренду, земельных участков под строительство АГЗС, необходимость проведения различного рода экологических, санитарных и природоохранных экспертиз.

Таким образом, данный анализируемый товарный рынок является потенциально конкурентным, но барьеры для входа на рассматриваемый рынок для его новых участников, особенно малых хозяйствующих субъектов, являются труднопреодолимыми.


Смотрите также:
Отчет по результатам обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей
107.8kb.
1 стр.
Отчету о реализации Государственным
58.9kb.
1 стр.
Современное положение дел в мировой морской транспортировке сжиженного природного газа (lng) и его последствия для квалифицированных трудовых ресурсов
113.34kb.
1 стр.
Тенденции и перспективы развития мирового рынка сжиженного природного газа
258.64kb.
1 стр.
Что важно знать родителям Вдыхание газа из баллончиков для заправки зажигалок получило название
101.18kb.
1 стр.
Рекомендуемые горюче-смазочные материалы и спецжидкости для заправки автомобилей камаз
23.64kb.
1 стр.
Рынок сжиженного газа: передышка перед новым рывком?
91.19kb.
1 стр.
Инструкция для заправки Q5949A принтера hp. Данная инструкция подойдет для следующих аппаратов
37.36kb.
1 стр.
Требования производителей автомобилей (oem)
454.12kb.
15 стр.
Исследование Маркетинговое исследование рынка запасных частей для легковых автомобилей г. Минска
139.75kb.
1 стр.
Автоматический переключатель
37.02kb.
1 стр.
Тенденции. Накопление сил
38.89kb.
1 стр.