Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 26- Примерная программа учебной дисциплины “Этика и психология” по специальности 0201 “Правоведение” Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 030503 (0201)
Целью преподаваемой дисциплины является ознакомление обучаемых с основами психологии и этики профессиональной деятельности, их месте в системе профессионального образования юриста-практика и роли в жизни общества. ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Полученные знания и умения в области “Этики и психологии профессиональной деятельности” обеспечат возможность рационально распределять свои силы и способности, получать оптимальные результаты деятельности. Знания и умения в области мотиваций и потребностей позволят юристу решить проблемы криминализации личности, выявить психологию индивидуального и преступного группового поведения. Знания и представления о разнообразных психических свойствах личности дадут возможность юристам найти решение проблем предварительного следствия и судебного разбирательства, психологии взаимодействия следователя с лицами, оказывающими противодействие следствию. Знания этики и психологии профессиональной деятельности помогут решить проблемы наказания, кары, раскаяния, исправления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Подготовка юристов, владеющих основами этики и психологии профессиональной деятельности, - актуальное требование времени. Такого специалиста должна отличать высокая правовая культура, четкая морально-нравственная позиция, способность принимать решения, руководствуясь профессиональной этикой и знанием психологии человека.
Учебная дисциплина “Этика и психология профессиональной деятельности” является общепрофессиональной в структуре основной профессиональной программы. Современное состояние психологической науки оценивается как период значительного подъема в ее развитии. Психология непрерывно обогащается новыми данными, формируются новые гипотезы и концепции, относящиеся ко всем основным областям ее проблематики. Психология все более активно включается в решение различных задач, возникающих в общественной практике. Психология в настоящее время представляет собой сложную, разветвленную систему дисциплин. Кроме общей психологии, изучающей общие закономерности психологической деятельности людей, существуют и развиваются частные, прикладные отрасли психологии. Сюда и относится юридическая психология, которая должна внести значительный вклад в решение сложных, многопрофильных задач укрепления правовой основы Российского государства, усиление борьбы с правонарушителями и преступлениями. Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, принадлежащих как психологии, так и юриспруденции. Без знания общих закономерностей и механизмов психической деятельности человека изучение юридических дисциплин невозможно, т.к. юристы решают судьбы людей и государства. Психологические и этические знания необходимы юристу не только для решения отдельных частных юридических проблем. Такие базовые условно-правовые понятия, как: вина, личность преступника, преступное поведение имеют комплексную психолого-юридическую сущность. Психологические и этические знания являются частью юридического образования. Современная правовая идеология базируется на основе сущностных особенностей человеческой жизнедеятельности. Все отрасли права все более ориентируются на общие закономерности человеческого поведения. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Раздел I. Введение в юридическую психологию Тема 1. Юридическая психология в системе научного знания. Ее предмет и задачи Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Юридическая психология как прикладная отрасль психологии. Ее специфика, предмет и задачи курса. История развития юридической психологии в России: разработка проблем судебной психологии в работах русского просветителя В.Н. Татищева, изучение социальных корней преступности в работе А.Н. Радищева “О законоположении”, Ф.В. Ушаков и его тракт “О праве и цели наказания”, роль судебной реформы 1864 г. Появление юридической психологии в системе юридического образования XIX в. Особенности развития юридической психологии в XX в.: развитие судебной психологии, роль и значение Государственного института по изучению преступности и личности преступника (организован в 1925 г.), лаборатории экспериментальной психологии Московского государственного института экспериментальной психологии. Развитие юридической психологии на рубеже 40-х г. Значение постановления ЦК КПСС 1964 г. “О дальнейшем развитии юридический науки и улучшении юридического образования в стране”. Вторая Всесоюзная конференция по юридической психологии (1986 г.). Тема 2. Развитие сознания и личности Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
Понятие о сознании и личности. Роль труда в развитии сознания и личности. Формы сознания – общественное, коллективное. Сознание и бессознательное. Разработка проблематики личностного бессознательного в работах З. Фрейда. Состояние сознания. Раздел II. Психологические процессы и состояния Тема 1. Система психических процессов Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь: - применять на практике методики по исследованию психических процессов и их коррекцию; Понятие о психических процессах, их виды: познавательные, эмоциональные, волевые. Процессы познавательной деятельности: сенсорные, перцентивные, интеллектуальные. Понятие об ощущениях. Восприятие, его виды и свойства. Внимание, определение внимания, его характеристика, развитие внимания. Психологические состояния.
Знать:
уметь: - применять на практике методики исследования мышления памяти и методы их тренировки; Память, типы памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная. Роль памяти в деятельности юриста–практика, развитие памяти. Мышление: анализ, синтез и обобщение в процессе мышления. Виды мышления. Интуиция и воображение в решении поставленных задач.
Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Классификация речи: устная, письменная, внутренняя, внешняя, обыденная, профессиональная. Речь юриста–практика. Тема 3. Эмоции и чувства в юридической работе
Иметь представление:
знать:
уметь:
Эмоции и чувства как психическое явление. Положительные и отрицательные эмоции. Настроение как эмоциональное состояние. Страсть. Аффект. Чувства, группа чувств: нравственные, эстетические, познавательные. Эмоции и чувства в практической деятельности юриста. Тема 4. Воля и эмоционально-волевая устойчивость Обучаемый должен знать:
уметь:
Волевые качества юриста-практика: целеустремленность, решительность, выдержка, самообладание, исполнительность, смелость, храбрость, дисциплина, стойкость, мужество. Раздел IV. Личность и юридическая деятельность Тема 1. Социально-психологическая характеристика личности Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Человек, индивид, личность. Психологический склад личности. Адаптация личности в обществе. Понятия толерантности, фрустрации. Ролевые разновидности. Классификация отношений. Самосознание как отношение человека к самому себе. Тема 2. Направленность личности, мотивация деятельности и поведения личности обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Направленность как свойство личности. Классификация направленности: морально-политическая, профессиональная, бытовая. Структура направленности личности. Понятие потребностей, иерархия потребностей – мотивация деятельности. Понятие мотивации. Виды мотиваций. Классификация интересов работников юридического труда: склонности, идеал, установки, цели, перспективы как необходимые элементы направленности личности. Тема 3 . Темперамент, характер, способности Обучаемый должен Иметь представление:
знать;
уметь:
Виды темперамента как проявление высшей нервной деятельности, свойства темперамента. Общие представления о характере. Типология характеров. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду. Экстраверсия и интроверсия как черты характера. Типология социальных характеров по Э. Фромму. Понятие способностей. Структура способностей. Доминантные способности юриста. Раздел V. Социально-психологические основы юридической деятельности Тема 1. Деловое общение как социально-психологический феномен Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Понятие делового общения. Тактика установления и развития психологических контактов в общении. Невербальные компоненты общения. Варианты использования невербального канала общения в юридической практике. Основные жесты и позы, используемые в юридической практике. Толкование жестов по теории А. Пиза. Тема 2. Методы юридической психологии при изучении личности Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Система методов изучения личности в юридической психологии. Схема изучения личности. Причины ошибок восприятия и оценки личности. Методы оценки личности: наблюдение, беседа, биографический метод, метод тестов, оценка данных о личности. Психологические аспекты ведения переговоров с преступниками. Тема 3. Коллектив, психологический климат коллектива Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Понятие коллектива, его отличительные признаки. Психологический климат в коллективе. Понятие конфликта. Виды, формы, способы и методы разрешения конфликтов. Раздел VI. Психологический анализ преступной деятельности Тема 1. Социально-психологические причины преступления Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Деятельность, поступок, преступление. Социальные причины и условия, приводящие к преступлению. Структура элементов преступного деяния, мотивация преступной деятельности, преступный умысел. Тема 2. Психологический анализ личности преступника и организованной преступности Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
Понятие “личность преступника”. Причины десоциализации. Типология личности преступника, программа изучения личности преступника и ее структура. Психология организованной преступности: характеристика преступного сообщества, причины активизации преступной деятельности. Признаки, характеризующие организационную преступность. Ее мотивация. Раздел VII. Профессиональная этика юриста Тема 1. Этика – учение о морали Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Мораль, ее функции и структура. Мораль и право. Категории этики: добро, зло, долг, справедливость, совесть, достоинство и честь. Тема 2. Юридическая этика – вид профессиональной этики Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Понятие и виды профессиональной этики. Особенности профессии юриста и её нравственное значение. Судебная этика, ее содержание и значение. Тема 3. Нравственные качества юриста Обучаемый должен Иметь представление:
знать:
уметь:
Система морально-нравственных качеств юриста. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности. Служебный этикет юриста. ЛИТЕРАТУРА НОРМАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Конституция РФ 1993 года. 2. Декларация прав и свобод человека и гражданина / Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91. // Ведомости РСФСР. 1991. № 52. 3. Закон РФ от 02.07.92 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” в ред. Федерального закона от 21.07.98 // СЗ РФ. 1998. № 30. 4. Постановление Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.90 № 5 “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность”, с изменениями. 5. Постановление от 19.10.71 № 9 “О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким”, с изменениями. Основная
Дополнительная
Тематический план
Смотрите также: Примерная программа учебной дисциплины "Этика и психология" по специальности 0201 "Правоведение"
221.33kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины маркетинг для специальности 2015 "Почтовая связь"
198.61kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
261.86kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины "статистика" для специальности 2015 "Почтовая связь"
104.76kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 1 Самостоятельная работа студента 20 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
534.7kb.
3 стр.
Примерная программа учебной дисциплины " организация почтовой связи" для специальности 2015 "Почтовая связь"
347.87kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 124 01 02 «Правоведение»
1630.59kb.
7 стр.
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» (наименование учебной дисциплины) для специальности «Педагогика и психология»
573.43kb.
2 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности «Педагогика и психология» заочной формы обучения сроком 6 лет 295.2kb.
1 стр.
|