Главная
страница 1
Доступность высшего образования

в России
Название секции – обществознание (граждановедение)

Серегин Илья Олегович

Образовательное учреждение - МБОУ гимназия №18 г. Нижний Тагил

учащийся 10 Г класса

Руководитель:

Елфимова Татьяна Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ гимназии № 18

В данной работе, опираясь на критерии доступности высшего образования, проведен сравнительный анализ законодательства в сфере образования, прогноз перспектив получения высшего образования после принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).



Содержание

Введение. 2

Глава 1. История появления высшего образования в России

    1. История образования до конца XVIII века 5

    2. История образования от XIX века до 1917 года 8

    3. История высшего образования в СССР 10

    4. Высшее образование в постперестроечной России 13

    5. Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ) 15

Глава 2. Доступность высшего образования в России



    1. Критерии доступности высшего образования 18

    2. Тенденции развития высшего образования 21

    3. Перспективы поступления в вуз выпускника МБОУ

гимназии №18 в 2014г. 24

Заключение 26

Список использованных источников 28

Приложение 31



Введение.

На сегодняшний день тема доступности высшего образования актуальна для многих категорий населения: для школьников, учительского сообщества, работодателей. Россия уже двадцать лет реформирует свою систему образования и в обществе складывается мнение, что лучше не становится.

Право «на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» заявлено у нас в Конституции РФ [1. Ст.43.3]. Между тем, общество понимает, что «конкурсная основа» предполагает не только успехи в учении, но и материальный достаток. Могут ли не только талантливые или богатые люди получить высшее образование, или же государство заинтересовано в превращении нас в нацию рабочих? Какие будут требования при приёме в вузы и университеты, и сможем ли мы им соответствовать?

Актуальность нашего исследования обусловлена повышенным интересом общества к реформам образования, в т ч. принятым новым законом «Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ) [4]. Старый закон об образовании [2, 3], на взгляд правительства и Государственной Думы, выполнил свою миссию переходного периода в реформировании образования. Следовательно, сейчас закладываются основы будущей системы образования, и нам не безразлично: будет ли право на высшее образование доступно для всех, или это станет привилегией немногих.

Объект нашего исследования – высшее образование в России.

Предмет исследования: доступность получения высшего образования в Российской Федерации.

Цель - изучить доступность получения высшего образования в России.

Задачи:

1. Провести анализ правовых источников по данной теме

2. Рассмотреть историю появления высшего образования в России.

3. Определить критерии доступности высшего образования для нашей страны.

4. Изучить новый закон об образовании и выяснить его влияние на высшее образование в Российской Федерации.

5. Составить прогноз поступления в вуз выпускников Н. Тагила 2014 года.



Гипотеза исследования: предположим, что с развитием рыночных отношений возрастает доступность высшее образования.

Методы исследования: сравнительный анализ законодательства в сфере образования, прогноз перспектив получения высшего образования после принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

В работе использовались закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 [2], «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ) [4], "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-Ф З[3].

Проблема доступности высшего образования в РФ в научном сообществе начала освещаться сравнительно недавно. В рамках проекта «Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп», ряд исследователей рассмотрели социально-экономические факторы доступности высшего образования [8]. Мнения ученых разделяются. Рощина Я.М. отмечает, что прирост студентов за последние 10 лет во многом является результатом инвестиций в образовательную сферу не столько государства, сколько самого населения: численность студентов обучающихся за плату, все время растет [20]. Другие исследователи (Прахов И.А. и др.) считают, что высшее образование, благодаря ЕГЭ, стало доступным для всех слоев населения [18].
Глава № 1: История появления высшего образования в России

1.1. История развития образования в России до конца XVIII века

Школы появились на Руси уже в первой половине XI века. В качестве примера можно привести дворцовую школу князя Владимира в Киеве или же школу, которую Ярослав Мудрый основал в Новгороде, в 1030 году. Тогда школы были не только учебными заведениями, где молодое поколение учили уму-разуму, но и центрами культуры в городе, наравне с церквями и библиотеками, ведь именно в них делались первые переводы византийских авторов, переписывались рукописи. Естественно, всё образование опиралось на наследие Запада: образование восходило к античной системе обучения и состояло из семи свободных искусств: риторики, грамматики, арифметики, музыки, астрономии, диалектики и геометрии. По образцам киевских и новгородских школ открывались и другие учебные заведения при дворах князей – в Чернигове, в Переславле. Удивительно, но уже тогда и женщинам было доступно образование: в 1086 году в Киеве создали первое женское училище.

Распространенно мнение Милюкова П. Н., что в Древней Руси практически всё население было либо малограмотным, либо полностью безграмотными [14]. Однако, сохранились многочисленные свидетельства обратного. К примеру, надписи, оставленные явно случайными прихожанами на стенах Софийского собора, или же берестяные грамоты, найденные в районе Великого Новгорода.

В Древней Руси, согласно азбуковникам, обучаться могли все желающие, независимо от сословий. Учеников могло ограничивать нежелание родителей обучать своё чадо или же крайняя бедность семейства, не позволяющая оплатить услуги учителей.

К сожалению, во время монголо-татарского нашествия образованию был нанесён серьёзный удар. Как мы знаем, монголы уважительно относились к религии покорённых народов, поэтому они и не тронули наши церкви. Из-за этого, образование, бывшее в основном светским, стало исключительно духовным. Именно православные церкви и монастыри сыграли роль хранителей знаний и науки в России.

После снятия монголо-татарского ига, образование начало свой подъём. Стало возникать множество школа, а решением Стоглавого собора в 1551 году была создана и закреплена система православного образования.

С середины XVII века в Москве начали появляться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ, в которых давали и светское, и богословское образование. В 1687 году была основана Славяно-греко-латинская академия. Благодаря Симеону Полоцкому, Сильвестру Медведеву и греческим богословам Иоаникию и Софронию Лихудам, в России наконец-то появилось первое учебное заведение, соответствовавшие всем стандартам, принятым в Европе [23]. Только что созданная академия стала всесословным учебным заведением, а значит, что в её стенах обучалось множество учеников самых разных слоёв общества. Как говорил один из современников тех событий: «Сыновья кабального человека, солдата, конюха, купца соседствовали с детьми высших аристократических фамилий, таких как Одоевские или Голицыны» [23]. Авторитет академии был шаток, так как аристократии не нравилось обучаться вместе с простолюдинами. Количество учеников в академии колебалось от 200 до 600 человек.

Славяно-греко-латинскую академию основали с целью подготовки образованных людей для государственного и церковного аппаратов. Многих учеников даже после первого года обучения отсылали за границу, набираться знаний, либо они сами уходили в другие школы. Среди учеников Славяно-греко-латинской академии потом появились и греки, грузины, поляки, литовцы. Многие её выпускники внесли огромный вклад в российскую науку и искусство, такие как Михаил Васильевич Ломоносов, Пётр Постников, Василий Баженов.

Когда на престол взошёл Пётр Первый, в России появилась система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов, а так же университет. К 1722 году появилось около 40 циферных школ, делающих упор на обучение математике, в противовес прежнему гуманитарному образованию. Основным контингентом этих школ стали дети солдат и приказных. Гуманитарное же образование обеспечивалось духовными или епархиальными школами, где обучались в основном дети священников и дьяконов. В дальнейшем, и в них появились «средние» и «высшие» классы. Такие учреждения именовались семинариями.

К сожалению, Пётр не смог достигнуть своей цели создания единой внесословной системы образования. Однако именно при нём, в 1714 году, общее образование стало обязательным для детей всех сословий, кроме крестьян.

В 1755 году Михаилом Ломоносовым, не без помощи его друга И.И. Шувалова, был основан Московский университет, в будущем известный как МГУ. И хотя это и не первый открытый в России университет, он известен как самый демократический университет, в который принимали молодёжь практически всех сословий, за исключением крепостных крестьян, не зависимо от материального положения. Большое количество разночинцев и объясняет широкое распространение передовых научных и общественных идей.

Во времена правления Екатерины II за основу в России были взяты австрийская и прусская системы образования. Появилось разделение общеобразовательных школ на малые, средние и главные. К началу XIX века в Российской империи появилось около 300 школ с 20 000 учащихся и 720 учителями [17]. К сожалению, крестьянство до сих пор практически не имело доступа к образованию. Был разработан проект устройства деревенских школ, обязывающий детей мужского пола независимо от сословия получить начальное обучение, который, к сожалению, так и остался на бумаге.



    1. История образования от XIX века до 1917 года

Дальнейшим развитием образования мы обязаны в первую очередь М. М. Сперанскому. Он смог осуществить реформу российского образования, включающую в себя новую школьную систему, разделённую на учебные округа и подчинённую университетам. Вводились три вида школ: приходские училища, уездные училища и гимназии. Если первые два вида школ были бесплатными и бессословными, то в гимназиях обучались в основном дети дворян, либо же особо отличившиеся дети прислуги и мещан. Программа в школах была последовательной, учебный план следующего вида школы не повторял, а продолжал и дополнял предыдущий. Училища финансировались из государственного бюджета. Появились элитные образовательные учреждения, такие как Царскосельский лицей.

Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814 [17]. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи – Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба. Инженерная академия и Артиллерийская академия.

В мае 1826 года был основан Комитет устройства учебных заведений, целью которого было внесение в учебную систему единообразия. Он был частью проекта по борьбе с революционными и либеральными идеями, захватившими страну во время восстания декабристов. Системе образования вновь был возвращён сословный характер, следовательно, редким разночинцам удавалось получить высшее образование из-за отсутствия доступа к нему. Высшему образованию тоже приходилось несладко: тотальный контроль государства за деятельностью университетов, отмена выборности ректоров, проректоров и профессоров, ограничение приёма студентов, введение платы за обучение, исключение из учебных планов философии, сильный упор на богословие.

В 1839 году в уездных училищах и гимназиях открылись реальные училища, где преподавались химия, товароведение, счетоводство, механика, бухгалтерия и промышленно-естественная история. Что интересно, принимали туда исключительно разночинцев. Уваров С.С., министр народного просвещения, писал об этом: «Необходимо удержать низшие сословия государства в соразмерности с гражданским их бытом и побудить их ограничиться уездными училищами».

При царствовании Александра II образование опять было подвергнуто перестройке. Курс был взят на либерализацию. В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», снова утвердившее общедоступность и всесословность начального образования, начали открываться, помимо государственных, частные и земские школы [17]. .

Школы стали делиться на гимназии и прогимназии. Первые делились на классические и реальные (преобразованные реальные училища). Что интересно, в те времена в гимназии принимали всех, кто смог выдержать приёмные испытания. Но университетское высшее образование могли получать лишь выпускники классической гимназии, то есть преимущественно дворяне. Разночинцы вновь оказались не у дел, однако и им тогда повезло. Выпускники реальных гимназий могли поступать в неуниверситетские вузы, с техническим и сельскохозяйственным уклоном.

Многое изменилось во время правления Александра III. С начала 70-ых годов в сфере образования опять восторжествовала реакция. Школа вновь становилась сословной. Министр народного просвещения И. Д. Делянов в 1887 году издал известный циркуляр «о кухаркиных детях», освобождающий гимназии и прогимназии «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В образовании снова сделался упор на принципы Уварова: «православие, самодержавие, народность» [17].

К счастью, к концу века положение изменилось к лучшему. В школах изменился учебный план, программы классических и реальных гимназий были приближены, а число учащихся возросло. Следует отметить, что процент детей дворян и чиновников упал до 35%, а процент детей крестьян, мещан и простых рабочих наоборот, возрос до 45%. Женщин стали допускать на некоторые факультеты в университетах, например, на медицинский.

В 1916-1917 годах, под присмотром П.Н. Игнатьева, был создан проект новых реформ в сфере образования, основные идеи которого выражались в дальнейшей либерализации образования, отмены всех сословных и национальных ограничений, всеобщее начальное образование. К несчастью, реформа не состоялась и осталась в головах мыслителей, как красивая задумка.




    1. История высшего образования в СССР

Как известно, после революции большое значение приобрело профессионально образование, оно стало частью системы народного образования. Стране нужны были рабочие руки, поэтому в обучении стал преобладать сильный технический уклон. Характерно сокращение общего образования, в те времена преобладала «семилетка». Появились фабрично-заводские училища, а в них - рабочие факультеты (рабфаки), которые готовили детей рабочих и крестьян, не закончивших среднего образования, к поступлению в вузы. Конечно же, технические, где они имели преимущество при поступлении. Рост количества промышленных предприятий и курс страны на индустриализацию повлёк за собой привлечение квалифицированных специалистов и перестройке образования.

Естественно, эти течения повлияли и на высшее учебные заведения. Повышение качества подготовки специалистов являлось главной задачей высшего образование. Советские вузы стали давать студентам широкие, фундаментальные знания, информацию о современных достижениях науки, техники и культуры, чтобы глубже понять изучаемый предмет. Программы строились по принципу развития правильной идеологии у студентов, усвоения марксистско-ленинского мировоззрения. Была усилена практическая подготовка студентов.

Нужно отметить, что высшее образование в СССР фактически начало развиваться только ближе к тридцатым годам прошлого века, а в двадцатых шла борьба с крестьянской безграмотностью и формирование у жителей Советского Союза нового, коммунистического, взгляда на действительность.

Советские лидеры боялись влияния старых, буржуазных идей, которые могут передать старые преподаватели. Поэтому вузовская профессура часто подвергалась «чистке». Создавался новый преподавательский корпус, чей уровень подготовки был, мягко скажем, низким. В то время в вузах стали закрываться юридические факультеты, кафедры философии, ликвидированы или же существенно ограничены академические свободы. Чтобы не отрывать студентов от производства, были созданы структуры вечернего и заочного высшего образования. Система высшего образования была перестроена в соответствии с «Положениями о высших учебных заведениях РСФСР» (1922 год). Несмотря на то, что образование в СССР было бессословным, к высшему образованию не допускались дети дворян, духовенства и буржуазии, по идеологическим соображениям.

Государство постоянно пыталось взять в свои руки бразды правления над высшим образованием. Ужесточалась система централизованного командно-административного управления: в 1929 году вновь были ликвидированы выборы ректоров и деканов в вузах, вместо этого их назначали сверху; в 1935 году создан Всесоюзный комитет по делам высшей школы, в ведение которого передавались все вузы. Однако государство всё равно не смогло контролировать бурный рост числа вузов и огромный приток студентов. К 1932 году планировалось иметь 196 тыс. студентов в приблизительно 250 вузах. Как оказалось, численность студентов возросла до 492,3 тыс. человек, а число вузов – до 832 [6]. После Великой Отечественной войны эти показатели снизились, однако уже к осени 1945 года в 789 вузах обучалось 730 тыс. студентов. К 1953 году в СССР появилось 890 вузов, в которых училось полтора миллиона человек. После этого число вузов практически не изменялось, но число студентов стабильно росло, достигнув пика в 1984 году (5 280 000 человек), а затем начало постепенно снижаться, до 3 000 000 студентов в 1994 году [6].

Уже в конце XX веке видны тенденции понижения качества образования. Если в 50-60-ых годах СССР занимал одно из ведущих мест в мире и по качеству, и по числу студентов на 10 000 жителей, не в последнюю очередь из-за больших капиталовложений в сферу образования, то уже к концу 80-ых, мы находимся на 39-ом месте по числу студентов на 10 000 жителей [6], несмотря на проведения новых реформ, делающих упор на гуманизацию, рационализацию и децентрализацию управления вузами, подражая Западу.



    1. Высшее образование в постперестроечной России

Развитие новой системы образования и науки в постперестроечной России происходило в сложных условиях. Недофинансирование, отток кадров в те времена – обычное дело. Оно отличается несколькими чертами, выглядящими на фоне других стран аномальными. К примеру, после развала Советского Союза студентов из всего населения было примерно 2,5 млн. человек, тогда как ближе к концу нулевых это количество возросло до 7,5 млн. человек, при том, что численность школьников сокращается (с 21 млн. до 13,2 млн. человек). Серьёзно упал уровень качества предоставляемых преподавателями услуг и знаний.

В 1992 году был принят «Закон об образовании Российской Федерации», а 22 августа 1996 года – закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Высшее образование определяется как «верхний уровень профессионального образования, овладение практическими и теоретическими знаниями по выбранному профилю». Закон определял категории населения, которые пользуются льготами (т.е. вне конкурса при поступлении) [3]. К льготникам относились: дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы; граждане, которые уволены с военной службы; дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы; чемпионы и призеры Олимпийских игр, а так же победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам [2].

Иначе говоря, в тяжелое время реформ 90-х социально незащищенные слои населения могли на льготных условиях поступить в ВУЗ. Для тех же кто не входил в число льготников и не мог похвастаться глубокими знаниями , предлагался альтернативный вариант – получение высшего образования на коммерческой основе.

Конец ХХ века был отмечен резким ростом спроса на услуги высшей школы и ответным ростом предложения. Бывшая советская система высшего образования, переживавшая явный кризис, сумела за несколько лет (1995—2002 гг.) адаптироваться к переменам. В 2002 г. доля первокурсников,

обучавшихся в государственных и негосударственных вузах на платной основе, превысила половину (число студентов, принимаемых на платные отделения, составило в 2001/2002 учебном году 49%, в 2002/2003 — 54% всех принятых). Открывшиеся ресурсы коммерциализации образовательного процесса позволили вузовской системе резко увеличить численность принимаемых студентов: с 1995 по 2001 г. численность студентов выросла более чем вдвое (с 2 655,2 тыс. до 5 426,9 тыс. человек). Удельный вес студентов вузов в структуре населения поднялся со 190 до 332 человек в расчете на 10 тыс. населения [20, С.74].

Число самих вузов выросло весьма значительно: с 514 в 1990 г. до 1008 в 2001 г. (в том числе: государственных — 621, негосударственных — 387. При этом идет стремительное переопределение вузов в «университеты»: в 2001 г. их становится уже 304, т.е. почти 10-кратный рост за 20 лет). Преподавательский состав изменился в меньшей мере. Общая его численность с 1995—1996 гг. по настоящее время увеличилась лишь на 13% (хотя доля «остепененных» преподавателей чуть подросла — с 13 до 15%) [20 С.78]. Разрыв между общей численностью студентов и профессорско-преподавательского состава означает увеличение нагрузки на преподавателей, что при сохранении традиционных технологий обучения приводит к снижению качества предлагаемого вузами образования.

Таким образом, доступность высшего образования была обеспечена введением коммерческих мест и созданием негосударственных ВУЗов. В борьбе за абитуриента коммерческие учебные учреждения предлагали на региональном уровне сравнительно доступные цены. Работодатели стали отдавать предпочтение специалистам с высшим образованием. Многие абитуриенты стали поступать в ВУЗ, так как необходимы стали «корочки». В то же время, приток студентов снизил качество образования.


    1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

(от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

29 декабря 2012 года президентом был подписан и обнародован новый закон об образовании. С какой же целью его приняли? Расширяется круг субъектов, которые могут вести образовательную деятельность, ввелось новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность». Все образовательные учреждения разделят на общедоступные и бесплатные (дошкольные огранизации, школы, профессиональные образовательные организации) и на бесплатные на конкурсной основе (вузы) [ст.5.3]. Да, да, среднее профессиональное образование теперь объявлено бесплатным и общедоступным, что явственно говорит нам о нужде государства в рабочих руках. Закон гарантирует студентам-бюджетникам стипендию [ст.33.3] . При наличии жилищного фонда предоставляется студентам общежитие [ст.39.1]. Сохраняется целевой прием [ст.56.1]. Нужно отметить, что часть льготников (дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы) теперь будут приниматься на бюджетные отделения в пределах установленной квоты [ст.71.5]. Вводится понятие «контрольные цифры приема», которые будут устанавливаться по результатом публичного конкурса для образовательных учреждений. Также устанавливается, что «За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек (текст выделен нами) в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.» [ст.100.2].



Добавим, что с этого года срок действия ЕГЭ увеличен с 18 месяцев до 4-х лет, а также то, что бесплатное высшее образование можно получить и в негосударственных университетах.

Пока что ещё рано судить, как глубоко изменит этот закон образовательную систему, и как сильно он повлияет на жизнь общества.

Но уже сейчас из заявленных цифр видно, что обучение на бюджетной основе будет доступно 8% населения, что размер стипендии в законе не привязан ни к прожиточному минимуму, ни к минимальной заработной плате, а значит это может быть символическая сумма.

Таким образом, мы видим, что опасения общественности по поводу доступности высшего образования не беспочвенны.

Выводы к первой главе

Высшее образование в России берет свое начало с 1687 года, когда была основана Славяно-греко-латинская академия. Попытки вводить принцип бессословности заканчивались уменьшением количества студентов из «простолюдинов». XVIII и XIX век не был «урожайным» на создание университетов в нашей стране.

В советское время идет активное открытие институтов, университетов. Образование становится доступным для рабочих, крестьян. Прием идет на основе сдачи экзаменов в выбранный ВУЗ. Абитуриент мог подать документы в один институт. В случае не поступления, приходилось ждать следующий год.

В постперестроечной России растет число коммерческих вузов, увеличивается вдвое количество студентов. Абитуриент получил право сдавать документы сразу в несколько учебных заведений, что увеличивало шансы поступления. В то же время, намечается тенденция к снижению качества образования (кол-во преподавателей увеличилось незначительно, прибавились студенты, мотивом которых было просто получение диплома).

Новый закон об образовании устанавливает конкурентную среду между ВУЗами в условиях демографического кризиса (количество выпускников снижается). Таким образом, будет намечаться тенденция к сокращению высших образовательных учреждений и увеличение платного высшего образования.
Глава № 2: Доступность высшего образования в России

    1. Критерии доступности высшего образования

Изучив исследования по данной проблеме, мы можем утверждать, что единых критериев доступности высшего образования нет. Одни ученые, опираясь на сильную дифференциацию населения, ставят на первое место критерий «доход семьи» [20, 22].; другие, учитывая, что в последние годы идет зачисление по результатам ЕГЭ, выводят на первое место критерий «качество школьного образования (гимназии, лицеи, углубленное изучение ряда предметов) [18].

Мы попробуем выделить свои критерии, исходя из того, что проживаем в регионе.

На доступность высшего образования в России влияют:

  1. количество вузов в стране;

  2. наличие и число филиалов вуза по стране;

  3. количество мест в вузах (как бюджетных, так и коммерческих), заочных и очных отделений;

  4. проходной балл ЕГЭ;

  5. наличие или отсутствие дополнительных вступительных испытаний;

  6. цена коммерческих мест в вузе (цена за год обучения);

  7. престижность вуза;

  8. удалённость от места жительства;

  9. наличие общежития у вуза;

Для студентов, учащихся в вузах родного города, важнее всего окажутся требования, предъявляемые к их знаниям. Соответственно, чем проходной бал ниже, тем образование доступнее. Для иногородних, остро встаёт ещё и вопрос наличия жилья (общежития или съемная квартира), в дополнение к предыдущему пункту, ведь, как мы знаем, не ко всем вузам приписаны собственные общежития. Цена обучения в высших учебных заведениях – это важный вопрос, касающийся уже всех групп выпускников школ.

Таблица 1.

Сравнительный анализ доступности высшего образования:

Критерии

доступности:

1946 - 1991 гг.

1992 – 2012 гг.

  1. гг.

1.Количество вузов в стране;

приблизительно 880-890 вузов;

1134 вуза

(на 2008 год);

планируется сокращение числа вузов на 20% в ближайшие 3 года;

2.Количество филиалов вузов по стране;

Число филиалов вузов было незначительным, ввиду отсутствия коммерческих и частных вузов;

1163 филиала (на 2008 год);

планируется сокращение числа филиалов на 30% в ближайшие 3 года;

3.Количество мест в вузах;

высшее образование было полностью бесплатным, отсутствие коммерческих мест в вузах;

число бюджетных мест – 351,8 тыс. мест, из них 288,6 тыс. – очные;

количество бюджетных мест сохраниться на уровне 2012 года - по заявлению директора департамента Минобрнауки А. Соболева;

4.Проходной бал ЕГЭ;

к высшему образованию имели доступ те, кто смог сдать вступительные вузовские экзамены;

как эксперимент, в 2002 году был введён Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ), целью которого было унифицировать стандарты образования в стране. В 2010 году он был официально принят во всех субъектах РФ.

Минимальный проходной балл на бюджет – не ниже 180 б. за 3 экзамена

Система ЕГЭ останется, но будет дорабатываться

5.Наличие дополнителных вступительных испытаний;

выпускники были обязаны сдавать вступительные экзамены в выбранный вуз;

пока не ввели ЕГЭ как общеобязательный экзамен, сохранялась система XX века. В 2010 году, после официального введения ЕГЭ, дополнительные испытания предлагаются в основном людям творческой профессии;

система ЕГЭ сохраняется, значит, требования остаются примерно теми же;

6.Цена коммерческих мест в вузах;

Высшее образование было бесплатным, что означает отсутствие платы за обучение и коммерческих мест;

Цены варьируются. Обучение в таких известных столичных вузах, как МГУ и МГИМО стоит примерно до 250 тыс. рублей в год. В областных вузах цена составляет около 60-70 тыс. рублей в год;

Российское высшее образование идёт в сторону повышения цен на коммерческие места, что в свою очередь может сильно ограничить круг желающих поступить в вузы;

7.Престижность вуза;

особым уважением пользовались областные университеты и столичные институты;

престиж и особый статус до сих пор сохранили такие вузы, как МГУ, СпбУ, РУДН, МИФИ;

8.Удалённость от места жительства;

студентам хватало стипендии для поездок в другие города, цены были им посильны;

Стипендии символические. Студенты либо живут за счет родителей, либо ищут возможности подработать.

9.Наличие у вузов общежития.

Отнюдь не каждый вуз может обеспечить своих учеников не только качественным, но и вообще каким-либо жильём.

Вывод: высшее образование было наиболее доступным в период с 1992 по 2012 года. Во времена СССР, несмотря на полное отсутствие платы, вступительный порог в вузы был очень высок и не каждый смог совладать с ним. В 2013 и последующих годах высшее образование подорожает, а количество бюджетных мест, несмотря на заявления Министерства образования и науки, всё же уменьшится.




    1. Тенденции развития высшего образования

Справедливо будет полагать, что для рассмотрения перспектив поступления учеников в вузы, нужно, прежде всего, разобрать, как же в дальнейшем будет развиваться образование. Чтобы этого достичь, мы считаем необходимым провести анализ последних тенденций в этой области.

Во всём мире попытки перестройки высшего образования стремились к доступу высшего образования для всех. Новая образовательная политика – это политика равных возможностей доступа граждан к получению образования, как необходимое условие социального и личностного развития. Не обошли эти веяния и Россию, но если в ведущих странах мира на 10 тыс. человек приходится около 350-400 студентов, то у нас этот показатель в конце 90-ых годов едва достиг 220 студентов на 10 тыс. человек (Приложение №2). Даже в развивающихся странах примерно 25% населения – это люди с высшим образованием. В России же этот показатель несколько ниже [24].

Сейчас, в начале XXI века высшее образование стало конкурирующим. Во многих странах студенты должны конкурировать за дефицитные места в университетах, и практически везде поступление в лучшие вузы стало более сложным. Университеты борются за статус и рейтинг, а также за финансирование из государственных или частных источников, что может отрицательно повлиять на качество предоставляемого образования. Особенно это касается государственных и негосударственных вузов. На одно место в государственных вузах приходится 2,3 человека, а в крупных городах даже выше, что ещё раз говорит о высокой востребованности высшего образования в стране [12]. . Но государственные вузы слабо следят за новыми течениями в сфере образования. Они получают достаточно большие инвестиции из государственной казны, а значит им нет смысла постоянно идти в ногу со временем; деньги как шли, так и будут идти к ним. В негосударственных вузах всё несколько иначе. Уже сейчас заметен бурный рост материальной базы этих заведений. Чтобы оставаться конкурентоспособными, им необходимо следить за всеми инновациями, приобретать лучших педагогов, повышать им зарплату и предоставлять больший спектр услуг, чем государственные вузы. Однако сейчас, в соответствии с реалиями нового закона об образовании, деньги выделяются государственным вузам в зависимости от количества студентов, чтобы избежать данной проблемы. Это особенно важно для государственных учреждений, так как признанные неэффективными вузами, согласно недавно проведённой аккредитации, будут закрываться, а в ближайшие 3 года правительство планирует закрыть 20% государственных вузов и 30% их филиалов.

Так как мы живём в информационном обществе, нельзя забывать и о влиянии глобализации. Глобализация – это характерное явление XXI века, процесс стремительной унификации множества сфер общества, стирание национальных различий в угоду эффективности. Конечно же это коснулось и высшего образования. Интернационализация – это различные меры и программы, осуществляемые университетами и правительствами в ответ на глобализацию. Они обычно включают в себя отправку студентов на учебу за границу, создание филиала – кампуса за рубежом или участие в некотором межведомственном, или даже международном, партнерстве. Интернационализация открывает множество новых и интересных возможностей для сотрудничества в рамках академической сферы и может быть мощным инструментом совершенствования качества и инновационной деятельности по разным направлениям. В то же время дорогостоящая, быстро меняющаяся, конкурентная глобальная среда высшего образования чревата различными серьезными рисками и проблемами, нуждающимися в разрешении. Несмотря на все положительные стороны обмена опыта с другими странами, имеет место опасность так называемой «утечки умов». Студенты многих востребованных специальностей зачастую отправляются искать лучшей жизни в более развитых странах, вроде стран Евросоюза и Америки. Это приводит к упадку отечественной науки, что, несомненно, скажется на всех сферах нашего общества. Важно, чтобы правительство предоставляло комфортные условия работы для педагогов и профессоров и соответствующие им условия обучения для студентов.


    1. Перспективы поступления в вуз выпускника МБОУ гимназии №18 в 2014 году.

В качестве практической части исследования мы решили сделать прогноз, каковы шансы моего поступления в высшее учебное заведение.

Во-первых, мы рассматриваем шансы выпускников гимназии. А этого типа учебные заведения по статистику дают более серьезную подготовку к ЕГЭ, чем общеобразовательные учреждения (Приложение №1).

Оценив свои интеллектуальные возможности (учеба на «4» и «5», призер городской олимпиады по французскому языку). Мы определились с вузом. В качестве примера возьмем Уральский Государственный Педагогический Университет (сокращённо УрГПУ), институт иностранных языков.

Согласно правилам приёма в УрГПУ на 2012-2013 учебный год, пункту 1.5, по программе бакалавра принимают по результатам ЕГЭ по общеобразовательным предметам. В случае с институтом иностранных языков это: русский язык, иностранный язык (французский) и обществознание. На бюджетные отделения принимают согласно Положению о целевом приёме, суммарное число баллов по трём дисциплинам должно быть не меньше 180 баллов. На коммерческой основе год обучения на очном отделении стоит 75 тысяч. Общежитие студентам предоставляется.

При основательной подготовке у нас есть шансы поступить на бюджетное отделение факультета иностранных языков. Также, если органы местного самоуправления дадут целевое направление и экзамены будут сданы не ниже, чем на 180 баллов (3 экзамена), то тоже есть шанс получить бюджетное место. Иначе, родителям придется оплачивать высшее образование (для семьи сумма 75 тысяч в год посильная, но существенная).

Таким образом, при сохранении количества бюджетных мест, у нас есть все шансы поступить на бюджет, в то же время, если количество мест уменьшится, то получение высшего образования доступно только на коммерческой основе.



Выводы ко второй главе

При создающейся тенденции сокращения вузов, главными критериями становятся «доход семьи» и «успешная подготовка к ЕГЭ». Опять же, для успешной подготовки к экзаменам, родители уже несут материальные расходы на репетиторов. Получается, что при сокращении бюджетных мест в вузах мы возвращаемся к ситуации, когда человек, не имея достаточных средств к обучению, будет вынужден идти в среднее профессиональное училище, расставшись с мечтой о высшем образовании.

Не можем обойти внимание и еще один факт. В 2012 году рождаемость резко увеличилась. Если сейчас 30% вузов закроют, то где будут учиться родившиеся дети?
Заключение

Результаты теоретического анализа литературы показали, что высшее образование в России всегда считалось привилегией, доступной лишь действительно талантливым, либо состоятельным членам общества. Этот принцип сохранялся до начала XX века. После 20-ых годов, в связи с взятым курсом на индустриализацию, круг лиц, способных получать образование, резко увеличился за счёт людей из «пролетариата», и эта тенденция красной линией проходит через весь XX век. Благодаря тому, что высшее образование стало доступно для большего количества людей, в стране произошёл подъём науки и уровня образования.



После развала СССР уровень доступности образования подскочил чуть ли не в два раза. Однако, поводов для радости немного. Да, высшее образование стало доступным для многих категорий лиц. Коммерческие вузы «росли как грибы», предлагая обучать на востребованные, на то время экономические и юридические профессии. Однако не стоит забывать про то, что именно в те времена наметилась тенденция падения качества образования, как среднего, так и высшего, последствия чего мы можем наблюдать и сегодня.

Введение ЕГЭ увеличило шансы поступления талантливых детей из регионов в престижные вузы страны, но в тоже время, в условиях демографического кризиса, падает уровень обученности абитуриентов в региональных вузах. Экономический и демографический кризисы подвели правительство к мысли о сокращении количества государственных вузов, об уменьшении числа бюджетных мест, и перехода, по сути, к коммерческой основе высшего образования.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. В условиях рыночной экономики, вузы частично лишаются поддержки государства, что приводит к увеличению коммерческих мест и закрытию «непопулярных» образовательных учреждений, а это, в свою очередь, делает доступным высшее образование, в основном, для обеспеченных слоев населения.

Подводя итог можно сказать, что радужных перспектив ждать не стоит. После резкого взлёта доступности высшего образования в XX веке, особенно в 90-ых годах, ожидается падение возможности его получения. Наблюдая за тем, что число вузов сокращается, цена обучения увеличивается, а рождаемость в стране, по последним данным, растёт, возникает ситуация, при которой огромное количество людей не сможет получить высшее образование вы ближайшем будущем. Высшее образование в России вновь становиться элитарным.

Результаты исследования могут быть использованы выпускниками и родителями для планирования выбора профессионального учебного заведения, после окончания школы.
Список использованных источников:

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации.//Российская газета, 1993, 25 декабря.

  2. Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. От 12.11.2012) «Об образовании»/Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. №30, ст.1797.

  3. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»// Российская газета, 1996, 29 августа.

  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета. 31 декабря 2012 г. -Федеральный выпуск №5976



Электронные ресурсы:

  1. Байденко В.И. Основные тенденции развития высшего образования. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/ uploadfiles/npo/20120409000614.pdf

  2. Высшее образование в СССР. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/12/27/1048

  3. Демидов А., Бурматов В., Иванцов М., Рачевский Е., Лобанов М. Закон об образовании ведёт к коммерциализации.[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/12/121218 education law_experts.shtml

  4. Доступность высшего образования в России // Отв. ред.С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики.— М., 2004.— 500 c.

  5. Ивойлова И. Определено количество бюджетных мест в вузах. [Электронный ресурс]/Режимдоступа:http://www.rg.ru /2012/06/01/byudjet-site.html.

  6. Иноземцев В.Хорошее образование в России – миф. [Электронный ресурс]/Режим доступа:http://www.vedomosti.ru/opinion/ news/1381026/zlokachestvennoe_obrazovanie

  7. История закона «Об образовании» [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/spb/law/history

  8. Количество бюджетных мест в российских вузах в 2013 году не сократиться / РИА Новости [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://ria.ru/society/20121218/915284219.html

  9. Коростелкин Б.Г. Ведущие тенденции развития современной системы образования. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/140509/65.html

  10. Леонтьев А.А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103304; http://rus.1september.ru/2001/34/10_11.htm

  11. Официальный сайт института иностранных языков УрГПУ. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://ifl.uspu.ru/sitemap

  12. Официальный сайт УрГПУ. [Электронный ресурс]/Режим доступа:http://www.uspu.ru/

  13. Образование в Российской империи. [Электронный ресурс]/Режим доступа:http://www.ru.wikipedia.org…Образование в Российской империи

  14. Прахов И.А. Влияние института ЕГЭ на образовательные стратегии абитуриентов и доступность высшего образования. [Электронный ресурс]/Режим доступа: hse.ru/data/2012/09/20/12448873..

  15. Рейтинг вузов в России на 2012 год. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: ttp://www.uchsib.ru/articles/88

  16. Рощина Я.М. Кому в России доступно высшее образование? / Доступность высшего образования в России // Отв. ред.С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики.— М., 2004.— С.72- 104.

  17. Савицкая Н. Закон – да не тот! [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://netreforme.org/news/zakon-da-ne-tot-2/

  18. Сколько стоит высшее образование? [Электронный ресурс]/Режим доступа:http://www.facultet.ru/2006/07/22/skolko_stoit_vysshee_obrazovanie.html

  19. Славяно-греко латинская академия. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.mir-slovo.ru/text/11767.html

  20. Тенденции развития высшего образования в России. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.college-training.ru/higher/161/

  21. Число российских вузов в ближайшие 3 года сократят на 20%// РИА Новости. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://ria.ru/edu_higher/20120711/697100039.html

  22. Шеламонова М.Д. Система высшего образования – проблемы и перспективы развития./ [Электронный ресурс]/Режим доступа:http://www.ibl.ru/konf/140509/65.html

Приложение 1

Рис.1. Зависимость вероятности поступить в вуз (иметь или получать высшее образование) от типа школы, которую окончил респондент. [20, с.81]


Приложение 2



Таблица 2. Данные, характеризующие численность студентов
на 10 тыс. населения в сентябре 2010 г. (по странам) [http://www. novainfo.ru.]



Страна

Численность студентов, млн.

Численность
населения, млн.


Студентов на 10 тыс. населения

США

19,1

312,2

612

Польша

2,1

38,1

551

Румыния

1,1

21,4

514

Турция

2,9

72,7

399

Испания

1,8

46,1

390

Великобритания

2,4

62,2

385

Франция

2,1

65,3

321

Италия

2,0

64,5

310

Япония

3,9

127,4

306

Германия

2,4

81,8

293

 










Россия

7,05 *

141,75

497 *

* Примечание: для России в таблице 1 приводится абсолютное число студентов, а также отнесенное к 10 тыс. населения с учетом заочного обучения 21


Смотрите также:
Название секции обществознание (граждановедение)
319.22kb.
1 стр.
Отчет секции геодезии о работе в 2009 г
51.51kb.
1 стр.
Название секции
424.63kb.
2 стр.
Отчет секции сейсмологии и физики недр Земли о работе в 2012 г
42.51kb.
1 стр.
Название секции (клуба)
64.59kb.
1 стр.
Секции Наименование научной секции
66.52kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа по предмету «Обществознание»
545.92kb.
4 стр.
«Энциклопедия ушедших деревень» Название секции форума Историческое краеведение
213.54kb.
1 стр.
Бланк оформления заявки (кафе, бары, рестораны) на размещение в каталоге «Путеводитель» на сайте Proezd by: Название
17.78kb.
1 стр.
Отчет Российской секции вулканологии и химии недр Земли (мавхнз) о работе в 2012 г
105.64kb.
1 стр.
Отчет о работе секции №2 "Звезды" в 2011 г
33.22kb.
1 стр.
Отчет секции сейсмологии и физики недр Земли о работе в 2008 г
37.99kb.
1 стр.