Главная
страница 1страница 2
Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005.

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 35 уроков.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.



Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:



  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

  • способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы» ,«Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:


  1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок) – 16 часов

  2. Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 20 часов

  3. Наблюдение за видимым миром (беседа) – 4 часа

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.



Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.



Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.

В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Формы организации образовательного процесса – урок смешанного типа

Технология обучения – наглядная форма обучения

Формирование ключевых компетенций обучающихся: познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность.

Виды и формы контроля – качественно выполненные работы

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года :

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;



- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Содержание программы

  1. 1. Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления (1 час – практ. работа, наблюдение)

Цели и задачи: определение уровня подготовки детей, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; вспомнить виды изобразительного искусства; познакомить учащихся с учебной и дополнительной литературой по предмету ИЗО; учить рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни, использовать законы композиции (выделение композиционного центра, передача светотени, пространства, гармония цветов); развивать объем зрительных представлений и впечатлений от натуры, графические навыки и умения, воображение, творческую фантазию, глазомер: воспитывать трудолюбие, усидчивость, товарищество, взаимопомощь.

Задание: анкетирование (ответить на вопросы и закончить фразу), решение кроссвордов, нарисовать то, что больше всего понравилось и запомнилось из летнего отдыха.

Материалы: журнал «Юный художник», методические таблицы «Виды изобразительного искусства», «Жанры живописи», «Последовательность работы над композицией», натуральный материал (осенние листья, цветы, плоды), графические материалы, тетради по ИЗО, ручки.

Зрительный ряд: 5-6 репродукций, отражающих тему: А.Рыков «В голубом просторе», А.Герасимов «После дождя. Морская терраса», А.Пластов «Сенокос летом», «Жатва», «На лужке», «Ужин трактористов», Т.Яблонская «Хлеб», «Лен», Ж.Милле «Сборщицы колосьев», А.Веницианов «Весна. На пасеке»

Литературный ряд: стихотворения о лете, загадки

2. Полный цветовой круг (1 час – практ.работа)

Цели и задачи: развивать графические умения и навыки; изучить свойства цветов и приемы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных материалов.

Материалы: акварель, гуашь(лучше), бумага, кисти, палитра, циркуль, линейка.

Задание: нарисовать полный цветовой круг, используя обе группы цветов: хроматические и ахроматические.

Литературный ряд: стихи о цветах (живописных).

3. Живописные и графические упражнения (1 час – практ. работа)

Цели и задачи: определить уровень подготовки детей; расширить знания о разнообразных возможностях художественных материалов; изучать основы цветоведения, графики; развивать графические умения и навыки, глазомер, аккуратность, усидчивость, внимание, аналитические способности, ассоциативное мышление

Задание: Выполнить графические упражнения: рассматривание рисунков, выполненных разными графическими материалами, заполнение формата для определения зрительного центра, творческое задание – рассечение формата пересекающимися линями, раскрашивание, составление композиции из пересекающихся линейных фигур, композиционное упражнение.

Материалы: альбом, краски, , линейка, методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Графические упражнения».

4. Осенний лист. Бабочка и фрукты (1 час – практ.работа).

Цели и задачи: развивать графические навыки: учить воспринимать и передавать пропорции, оттенки основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев, разных по форме бабочек; расширять знания о разнообразии художественных материалов и изобразительных средств; углубить знания о симметрии как одном из законов природы, окружающего мира; повторить навыки рисования симметричных предметов; освоить метод стилизации реальных форм в декоративные, упрощения ради художественной выразительности; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Задание: под руководством учителя выполнить живописную работу.

Материалы: акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, осенние листья, иллюстрации и открытки бабочек, листья разных деревьев, линейка, методические таблицы «Симметрия. Построение симметричных предметов», «Палитра осеннего леса».

5-6. Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко. Корзина с овощами. (2 часа – практ. работа)

Цели и задачи: расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области; учить анализировать выразительность изобразительных средств, форму сложных предметов; закрепить умение в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения; рисовать с натуры; уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой и исправить ошибки; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; использовать возможности цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита; развивать зрительную память в передаче впечатлений; пробудить фантазию, умение комбинировать детали

Задание: самостоятельно нарисовать с натуры группу предметов, провести анализ цвета предметов.

Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой, комнатный цветок с крупными выразительными листьями, корина с овощами, драпировка, чайник, яблоко, поднос, контрастный фон.

Зрительный ряд: таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры натюрморта», работы учащихся, репродукции: И.Машков «Яблоки и груши», «Бегонии», Ф.Толстой «Натюрморт с камелией», И.Крамской «Букет цветов. Флоксы», К.Коровин «Розы»

7. В осеннем лесу, парке (1 час – практ. работа).

Цели и задачи: проводить словесное и изобразительное описание осенней природы и учить использовать свойства линейной, воздушной перспективы; изучать строение деревьев, кустарников, передавать эти знания и наблюдения в рисунках; показать связь человека и природы; развивать экологическое мышление; обучать навыкам выделения и развития сюжетного центра композиции , создания определенного колорита, передачи настроения через цвет; продолжить освоение техники живописи «мазком»

Задание: создание художественного образа природы, передача настроения в рисунке с помощью цвета; сюжетный и смысловой центр рисунка – человек.

Материал: простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра, листья разных деревьев, методические таблицы «Палитра осеннего леса», детские рисунки, фотографии леса, отдельных деревьев..

Зрительный ряд: 5-6 репродукций из списка: И.Шишкин «Лесные дали», «Осень», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Перед грозой», ., Ф.Васильев «Мокрый луг», И.Левитан «Золотая осень», «Слободка», «Березовая роща», А.Саврасов «Проселок», В.Поленов «Осень в Абрамцеве».

Литературный ряд : стихи и загадки о деревьях, рассказ Г.Скребицкого «Художник-осень», отрывок из произведения С.Т.Аксакова «Осень».

Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года».

8. Наброски домашних животных (лошадь, крова, коза, собака, кошка)( 1 час – практ.работа)

Цели и задачи: формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве; ознакомить с творчеством художников –анималистов Ватагина, Чарушина, Лансере и др.; провести сравнительный анализ анатомии животных, сходных построению тела, связать особенности внешнего облика со средой обитания; развивать навыки композиции, владения графическими материалами и средствами художественной выразительности; воспитывать культуру поведения.

Задание: под руководством учителя сделать рисунок лошади, дать рисунку название.

Материал: карандаши простые, цветные, акварель, цветные мелки, тушь и др. графические материалы, игрушки с изображением животных.

Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей, фотографии животных, иллюстрации, репродукции картин: В.Серов «бегущая лошадь в упряжке», К.Коровин «зимой», А.Лаптев «Рисунки лошадей», К.Петров-Водкин «Купание красного коня», мини-скульптуры с изображением животных.

Литературный ряд: стихи, загадки о животных

9. На дне морском. (1 час – практ. работа).

Цели и задачи: закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисовать животных; углубить знания о размерах, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении тела животного; учить видеть общее и индивидуальное в строении тела животных (особенно родственных); повторить технику работы «по сухому», «по мокрому»; показать принцип работы с трафаретом; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность, коллективистские качества, экологическую культуру.

Задание: пд руководством учителя выполнить рисунок по теме с использованием трафаретов, прописать цветом.

Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра, учебные таблицы и пособия с изображением рыб, обитателей морского (речного) дна, ракушек, водорослей, игрушки, сувениры, шаблоны, трафареты, книги по теме..

Зрительный ряд: фотографии, иллюстрации книг, рисунки методического фонда.

Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений.

10. Невиданный зверь. (1 час – практ. работа).

Цели и задачи: закреплять знания о жанре анималистки; анализировать, сравнивать анатомию разных животных, выделять общее и различное, уметь связать особенности внешнего вида животного (птицы, рыбы) со средой обитания, особенностями образа жизни; развивать графические навыки; совершенствовать способности образного мышления и представления; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, аккуратность, внимание, дисциплину

Материал: методические таблицы, книги с иллюстрациями, разрезная книжка игрушка «Чепуха», доска, мел, графические материалы, книги с иллстрациями

Зрительный ряд: методические таблицы с изображением диких и домашних животных, иллюстрации Е.Чарушина, В.Серова, Леонардо да Винчи, П.Клодта, Е.Лансера, П.Трубецкого, рисунки методического фонда

11. Наброски с куклы - игрушки. (1 час – практ. работа)

Цели и задачи: анализировать пропорции, конструктивно-анатомическое строение объемной формы (повторяющей фигуру человека); совершенствовать умение последовательного ведения работы; подготовить переход от рисования с натуры куклы к рисованию с натуры человека.

Задание: выполнить рисунок куклы под руководством учителя, используя графические художественные материалы.

Материалы: простой карандаш, ластик, сувениры, бумага, методические таблицы, объемные и бумажные куклы, «живая модель» ученики, кукла на шарнирах.

Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.репродукции картин: А.Дейнека «На просторе», «Раздолье», «Бег», Т.Яблонская «Утро», детские книги с иллюстрациями детей и кукол.

12. Наброски фигур человека, сидящего в профиль (в легкой одежде) ( 1 час – практ.работа)

Цели и задания: дать представление о портрете как жанре живописи; познакомить с произведениями выдающихся мастеров-портретистов; учить анализировать пропорции конструктивно-анатомического строения тела человека, объемной формы; формировать умение выполнять наброски с натуры фигуры человека различными способами, тоновую и цветовую разработку формы; совершенствовать умения последовательного ведения работы и передачи в рисунке выразительных средств разными приемами работы акварелью, тушью.

Материалы: графические материалы, бумага, гуашь, акварель, книги с иллюстрациями (где есть сидящий человек, методические таблицы, фотографии людей в легкой одежде, спортсменов.

Зрительный ряд: 5-6 репродукций: О.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», И.Крамской «Портрет художника И.Шишкина», «Портрет Л.Н.Толстого», Б.Кустодиев «Портрет Федора Шаляпина», П.Корин «Портрет маршала Г.Жукова».

13. Фигура человека в движении. Спорт (1 час – практ. работа).

Цели и задачи: закреплять знания о пропорции тела человека; совершенствовать умения и навыки в изображении фигуры человека с соблюдением анатомии тела разными изобразительными материалами и способами (аппликация., коллаж); развивать зрительную память, воображение, глазомер, творческое восприятие мира, наблюдательность.

Задание: под руководством учителя выполнить изображение спортсмена в технике аппликация..

Материалы: бумага цветная, вата, клей ПВА, ножницы, заготовки для аппликации, бумажная кукла с движущимися частями тела, пуговица, линейка

Зрительный ряд: методические таблицы «Скелет», «Мышечная система», схемы движений, репродукции: В.Мухина «Рабочий и колхозница», Мирон «Дискобол», Т.Яблонская «Утро», Ника самофракийская, А.Дейнека «Оборона Севастополя»

14. Две контрастные фигуры. (1 час– практ. работа).

Цели и задачи: ознакомить учащихся с понятием контраст в изобразительном искусстве, его разновидностями; закрепить навыки передачи пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека; совершенствовать умения последовательного ведения работы; развивать самоконтроль, дисциплину; уметь создавать выразительный художественный образ

Задание: придумать две контрастные человеческие фигуры, объединенные каким-либо действием (разговор, работа), использовать все возможные виды контраста в своей работе.

Материалы: книги с иллюстрациями, графические материалы, бумага, методические таблицы «Цветовой ургу», «Контрасты цвета, размеров» и т.п., «Пропорции человека»..

Зрительный ряд: работы детей, репродукции: П.Пикассо» Девочка на шаре», «Силач и мальчик», Ф.Решетников «Опять двойка», М.Антокольский «Иван Грозный», О.Домье «Прачки»

15. Новогодняя открытка (1 час – практ. работа).

Цели и задачи: совершенствовать навыки рисования, аппликации, гармоничного сочетания разных техник.

Задание: выполнить эскиз, вырезать заготовки деталей из картона, наклеить (техника аппликации), изготовить макет открытки.

Материалы: новогодние открытки, плакаты, реклама, детские рабты, цветная бумага, мишура, фольга, ножницы, клей, трафареты

16. Зимние забавы, комиксы (развлечения, спорт) (1 час – практ.работа).

Цели и задачи: ознакомить учеников с комиксами как разновидностью современной книжной графики; найти общие корни с книгой и кино, компьютерной графикой; развивать графические умения и навыки, образное представление, фантазию, логику; направлять активность, внимание детей в творческую работу, воспитывать взаимную вежливость, товарищество, аккуратность, самодисциплину.

Задание: придумать возможные варианты зимних забав для комикса (игры на улице, игры у дома, елки, маскарад, зимние виды спорта, зимние сказки, мультфильмы. .

Материал: простой карандаш, ластик, бумага, гуашь, , детские книги-комиксы, книги о мультипликации

Зрительный ряд: реклама мультфильмов, детские работы, репродукции В.Суриков «Взятие снежного городка», П.Брейгель «Охотник на снегу», Л.Флоренкова «Новый год», А.Дейнека «Лыжники.

17-18. Мы рисуем инструменты (2 часа – практ. работа)

Цели и задачи: учить анализировать конструкцию предметов, расчленения ее до простейших составляющих их форм; передавать пространственное размещение отдельных частей предметов с учетом знаний линейной перспективы, светотень штриховкой; показывать перспективные сокращения плоскостей, граней, правильно определять углы перспективного сокращения; осуществлять межпредметные связи.

Задание: рисование натурной постановки

Материал: простой карандаш, бумага (цветная или тонированная), тушь, уголь, мелки.

Зрительный ряд: репродукции и фотографии с изображением натюрмортов с инструментами, методические таблицы, рисунки из методического фонда, натурная постановка (рубанок или стамеска, фуганок и т.п.)

19. Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга. (1 час – беседа)

Цели и задачи: ознакомить учащихся с ахитектурой как видом изобразительного искусства и наиболее значительными памятниками, воспитание интереса и любви к Все истории Отечества, Родине, творческое восприятие мира, творческий подход к работе, совершенствование графических навыков, развивать художественно-эстетический вкус учащихся.

Задание: викторина – угадать страну по ее архитектурной достопримечательности..

Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: видеозаписи, фотографии архитектурных памятников (Кремля, Дворцовой площади и др.); репродукции картин русских художников с изображением данных ансамблей (А.Васнецов, К.Юон, В.Алексеев), фотоальбомы, наборы открыток, путеводители

20. Наши новостройки. (1 час – практ. работа).

Цели и задачи: ознакомить с архитектурой как видом изобразительного искусства, архитектурными памятниками родного края, страны; учить рисовать постройки с натуры, по наблюдению и по памяти;, уметь анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах; передавать свои впечатления в рисунке; изучать основные закономерности наблюдательной , линейной, воздушной перспективы.

Задание: самостоятельно сделать наброски автомашины (основные формы кузова, колес, прорисовывание деталей).

Материал: иллюстрации книг, детали строительных конструкторов, игрушки домики, графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции картин: Ю.Пименов «Поездки», «Москва и москвичи», В.Попков «Строители Братской ГЭС», А.Чебаков «Космос», детские рисунки, методические таблицы «Последовательность выполнения рисунка», «Перспектива призмы с одной точкой схода, с двумя точками схода»

21-22. Красота народного костюма (русского). (1 час – беседа,1 час – практ.работа).

Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, техникой аппликации; укреплять межпредметные связи (лит-ра, история, география, технология)

Задание: выполнить эскиз праздничного народного костюма.

Материал: методические таблицы, фотографии, иллюстрации по народному костюму, детские работы, бумажная кукла, графические материалы, клей, ветная бумага, бусины, тесьма, пуговицы.

Зрительный ряд: репродукции картин: В.Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван царевич на Сером волке»

23. Русский быт в прошлые века (1 час – практ.работа)

Цели и задачи: ознакомить детей с творчеством выдающихся русских художников Х1Х века (И.Репин, В.Суриков, В.Васнецов, передвижники); учить выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу к ней (эскизы, наблюдение, наброски, зарисовки), пользоваться правилами композиции, перспективы, светотени, ознакомить с книжной графикой.

Задание: проиллюстрировать стихотворение одного из русских поэтов-классиков Х!Х века – Н.Некрасова, А.Кольцова, А.Майкова, И.Сурикова и др..

Материал: простой карандаш, ластик, бумага, , акварель, тушь, белила, методические таблицы «Как работать над композицией», детские рисунки, иллюстрации книг..

Зрительный ряд: репродукции В.Веницианова, В.Перова, З.Серебряковой, Г.Мясоедова, К.Савицкого, И.Репина, В.Сурикова.

24. Материнство («Рождество» или «Новорожденный». (1 час – практ. работа).

Цели и задачи: ознакомить с темой женской красоты, материнства в изобразительном искусстве, иконописи, показать взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов, общее и различное; ознакомить с историей праздника 8 Марта, развивать пространственное мышление, графические навыки, образное видение.

Задание: выбрать сюжет (светский иди библейский), выполнить работу в карандаше, затем в цвете, провести детальную проработку

Материал: бумага, карандаш, открытки, фотографии, иллюстрации книг.

Зрительный ряд: открытки по теме 8 марта, рождества; репродукции: икона «Владимирская богоматерь», Дюрер «Мадонна с младенцем», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», Рафаэль «Сикстинская мадонна», М.Савицки «Партизанская мадонна».

Литературный ряд: стихи, отрывки из рассказов о мамах, бабушках .

Музыкальный ряд: колыбельные песни .

24. Красота орнамента (1 час - практ. работа).

Цели и задачи: ознакомить с видами орнамента, освоить этапы работы от общего к частному, технику штриховки «по форме», знать и передавать закономерности конструктивного строения воображаемых предметов, основы линейной и воздушной перспективы, светотени; уметь пользоваться различными приемами работы карандашом, акварелью, гуашью, лепки из пластилина, добиваться точной и образной передачи действительных предметов; систематизировать знания о скульптуре

Задание: варианты: светотеневая разработка карандашом, работа акварелью в технике гризайль или лепка трилистника

Материал: графические материалы, акварель, палитра, кисти, пластилин, стеки, дощечки, банка с водой, тряпочки, натурная постановка , софит, драпировка, подставка подиум.

Зрительный ряд: разновидности орнамента и его использование в разных облстях искусства и в быту; методические таблицы «Построение и рисование трилистника», работы учащихся.

26-27. Иллюстрирование литературного произведения (1 час – беседа, 1 час – практ. работа)

Цели и задачи: познакомить с лучшими образцами русского деревянного и каменного зодчества, с принципами оформления интерьера избы, мелкой деревянной пластикой (прялки, утварь, игрушки и др.) в крестьянском быте; развивать навыки пользования перспективой, композиционными приемами; учить анализировать конструктивное строение изображаемых предметов с одной точкой схода в интерьере; уметь выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции; межпредметные связи (история, география, краеведение, литература)

Задание: нарисовать интерьер русской избы

Материал: альбом, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, мелки, банка, кисти, видеоматериалы с образцами русской и деревянной и каменной архитектуры, русских художественных промыслов

Зрительный ряд: иллюстрации, фотографии интерьеров крестьянских изб, Геогргиевский собор Юрьева Монастыря в Новгороде, Церковь Спаса Преображения в Новгороде, дворец в с.Коломенском, Москва

28-29. Космические дали (2 часа – практ. работа)

Цели и задачи: рассказать о достижениях в космонавтике, роли России в продвижении человека в космос,; способствовать патриотическому воспитанию детей, созданию у них праздничного настроения, гордости за страну; рассказать о красках космоса, о художнике-космонавте А.Леонове, о художнике А.Соколове, о новом виде пейзажа – космическом; развивать графические навыки, навыки ровной заливки цветом в пределах заданного контура, работы по «сухому», «по мокрому»; развивать творческую фантазию, эстетическое восприятие действительности; рассказать о процессе макетирования на производстве (журнал, марка, книга).

Задание: выполнить 3-4 эскиза марки в карандаше, проработать мелкие детали

Материал: альбомы, акварель, гуашь, палитра, кисти, банка с водой, иллюстрации к научно-фантастическим произведениям.

Зрительный ряд: фотографии, технические рисунки, иллюстрации из журналов «Юный техник», «Вокруг света» с изображением космической техники, предметы декоративно-прикладного искусства: памятные значки, марки об освоении космоса, репродукции картин Леонова и Соколова на космическую тему.

30. Разработка герба (1 час – практ. работа)

Цели и задачи: познакомить детей с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем, с гербами русских городов в разное историческое время, историей герба родного города; воспитывать чувство патриотизма, уважение истории и традициям своей Родины, к старшим поколениям; развивать графические навыки, владение композицией, эстетический кус.

Задание: придумать свой вариант герба для класса, кабинета..

Материал: книги по геральдике, значки с изображением гербов современных городов, марки, методические таблицы «Цветовая символика рыцарских гербов», Гербовые фигуры», изображение герба России, Новосибирска.

Литературный ряд: энциклопедия символов, знаков, эмблем ; государственные символы России.

31. Афиша цирка (1 час - практ. работа).

Цели и задачи: ознакомить с работой художника-графика в области плаката; учить понимать назначение, художественный язык плаката; уметь использовать художественные средства выразительности для создания образа плаката

Задание: выполнить 2- эскиза цирковой афиши, выбрать лучший (с учителем) и разработать его

Материал: графические материалы, акварель, палитра, кисти, банка с водой.

Зрительный ряд: плакаты военного времени, Тулуз Лотрека, фото с примерами клоунады, жонглирования, цирковыми номерами.

32. Человек и профессия. Поясной портрет (1 час - практ. работа).

Цели и задачи: развивать графические навыки; формировать художественный вкус; активизировать творческое воображение; содействовать формированию эстетического отношения к действительности; воспитывать уважение к людям труда.

Задание: варианты: светотеневая разработка карандашом, работа акварелью в технике гризайль или лепка трилистника

Материал: графические материалы, альбом, методические таблицы «Пропорции лица», «Мимика. Схемы настроения», «Положение головы», «Скелет и мускулатура человека».

Зрительный ряд: репродукции картин: В.Тропинин «Кружевница», «Пряха», «Золотошвейка», И.Фирсов «Юный живописец», С.Григорьев «Вратарь»

33. Портрет-шутка (1 час - практ. работа).

Цели и задачи: изучить пропорции и мимику лица; развивать зрительную память, глазомер, пространственное мышление, творческий склад ума, фантазию, художественный вкус, воображение, ассоциативное мышление; систематизировать знания учащихся по жанру портрета, его разновидностям; формировать умение найти координатные точки лица (опорные), ознакомит детей с творчеством художника Джузеппе Аргиимбольдо.

Задание: составить шуточный портрет из овощей, фруктов, травы и прочей флоры. Должны хорошо просматриваться основные черты лица, одновременно зритель должен угадать, из каких элементов составлен портрет

Материал: графические материалы, акварель, палитра, кисти, банка с водой, Зрительный ряд: репродукции портретов в прямом положении лица, снерезким контрастом светотени, хорошо просматриваемыми деталями: Ж.Гудн «Статуя Вольтера», «Портрет Нефертити», С.Коненков «Нике», В.Серов «Девочка с персиками», «Миша Мрозов». Д.Аргимбольдо, работы цикла «Времена года» - «Зима», «Осень», «Огонь».

34. Весенний букет (1 час - практ. работа).

Цели и задачи: учить рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на листе, зрительного равновесия форм, цвета, ритма; уметь выбирать точку зрения и формат для изображения натюрморта.

Задание: нарисовать натуры натюрморт из цветов в вазе и фруктов (карандаш, акварель)

Материал: графические материалы, акварель, палитра, кисти, дощечки, банка с водой, натурная постановка , софит, подставка подиум.

Зрительный ряд: репродукции: Ф.Толстой «Ветка липы в цвету», «Стрекоза», «Букет цветов, бабочка и птицы», И. Хруцкий «Цветы и фрукты», «Цветы и плоды», Ван Гог «Подсолнухи», А.Герасимов «После дождя».

35. Итоговый урок. Выставка работ.(1ч)

Вид занятия: Свободное рисование.

Обобщение изученного.

Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе.

п/п

Тема урока.

Кол-во часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

знать

уметь

1

Что нужно знать для грамотного рисования.

1

-основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

-основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);

-выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

-наиболее крупные художественные музеи России и мира;

-значение изобразительного искусства в художественной культуре.

-национальные традиции в изобразительном искусстве, архитектуре;

-центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);

-искусство и памятники культуры родного края; традиционность и новаторство.

-виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;


-применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

-анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция);

-ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению) в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).



2

Летние впечатления. Полный цветовой круг.

1

3

Живописные и графические упражнения.

1

4

Осенний лист, бабочка и фрукты.

1

5

Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко.

1

6

Рисование натюрморта: корзина с овощами.

1

7

В осеннем лесу, парке.

1

8

Наброски домашних животных ( лошадь, корова, коза, собака, кошка).

1

9

На дне морском.

1

10

Невиданный зверь.

1

11

Наброски с куклы- игрушки.

1

12

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение).

1

13

Фигура человека в движении. Спорт.

1

14

Две контрастные фигуры.

1

15

Новогодняя открытка, приглашение на бал.

1

16

Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы.

1

17

Мы рисуем инструменты.

1

18

Мы рисуем инструменты.

1

19

Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга.

1

20

Наши новостройки.

1

21

Красота народного костюма ( русского).

1

22

Красота народного костюма ( русского).

1

23

Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению.

1

24

Материнство (« Рождество» или «Новорожденный»).

1

25

Красота орнамента. Гипсовый трилистник.

1

26

Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры.

1

27

Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры.

1

28

Космические дали.

1

29

Космические дали.

1

30

Разработка герба.

1

31

Афиша цирка.

1

32

Человек в профессии. Поясной портрет.

1

33

Портрет – шутка

1

34

Весенний букет.

1

35

Итоговый урок. Выставка работ.

1

следующая страница >>
Смотрите также:
Изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству
477.49kb.
2 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9 классы
1327.41kb.
6 стр.
Программа по искусству «Изобразительному искусству» для 5-го класса составлена на основе следующих документов
99.02kb.
1 стр.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
776.1kb.
3 стр.
Программа по изобразительному искусству для 4 класса
193.73kb.
1 стр.
Рабочая программа по искусству (музыка, изо) Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 класс) Количество часов: 66
98.74kb.
1 стр.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования
439.61kb.
1 стр.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса
599.06kb.
3 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
1 стр.
Программа основного общего образования по физике часть 1
1027.4kb.
5 стр.
Рабочая программа по искусству 8-9 класс учитель: А. Р. Будаева
337.14kb.
1 стр.
Рабочая программа по Изобразительному искусству и черчению для классов скк (VII вида)
389.71kb.
3 стр.