Главная
страница 1страница 2

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен



знать/понимать

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;

- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;

- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);

- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;

- искусств и памятники родного края;

- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

- ведущие художественные музеи России и других стран;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью



уметь

  • Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

  • Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);

  • Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.

  • Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;

  • Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

  • Создать художественный образ в композициях;

  • Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;

  • Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Литература и средства обучения

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.

а) основная литература:

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. – 186 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,2008. – 136 с.



б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.



в) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

Тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классе




п\п

Тема урока

Тип урока

Вид учебной деятельности

Вид контроля. Измерители.

Планируемые результаты

освоения материала

Дата проведения




План

факт




1.

Что нужно знать для грамотного рисования.

Летние впечатления.



Введение новых знаний

Беседа

тематическое рисование;



анкетирование

определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИПЗО;

4.09







2.

Полный цветовой круг.

Введение новых знаний

Учебное задание по живописи; основы цветоведения и изобразительной грамоты

смешанные, тёплые, холодные, контрастные, сближенные цвета.

система требований к работам основные

11.09







3.

Живописные и графические упражнения

Введение новых знаний

Работа графическими и живописными материалами;

цветовая растяжка

графические упражнения (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.)

18.09







4.

Осенний лист, бабочка и фрукты.

Введение новых знаний

Рисование с натуры, по памяти, по представлению с таблиц; палитра осенних цветов;

вопросы

симметрия и её роль в природе, в изображении; окраска в природе; декоративность, тёплый и холодный колорит, сближенные цвета.

25.09







5 –

6


Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами.

Введение новых знаний

Рисование с натуры; анализ натуры, её конструкции, цвета, светотени; беседа «Натюрморт в живописи»;


вопросы

карандаш, линейное изображение, конструкция; определение цветовых сочетаний;

подбор цветов, близких натуре, использование палитры, живопись «по мокрому», «по сухому».



2.10

9.10








7.

В осеннем лесу, парке.

Введение новых знаний

Тематическое рисование;

элементы композиции, перспективы; фигура человека в пейзаже; выбор положения листа в зависимости от сюжета;



вопросы

жанр пейзажа, его виды, беседа «Пейзаж в живописи»; «работа «по сухому», «по мокрому».

16.10







8.

Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)

Введение новых знаний

Рисование с натуры, по памяти, с таблиц, иллюстраций, реальных объектов.

Отгадывать

загадки


Анималистика в ИЗО; беседа о художниках (Ватагин, Чарушин и др.); сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения; элементы композиции; графические материалы.

23.10







9.

На дне морском

Введение новых знаний

Тематическое рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов;

вопросы

работа с трафаретом (рыба); маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных; композиция, сюжет; живопись «по мокрому» (фон, рыба 1й слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба).

30.10







10.

Невиданный зверь

Введение новых знаний

Тематическое рисование рисунок – фантазия;

рисунок – тест;

анализ и синтез в изображении художника; анималистика.

13.11







11

Наброски с куклы – игрушки


Введение новых знаний

Рисование с натуры, живопись;

вопросы

анализ формы, светотени, цвета.

20.11







12

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложения).

Введение новых знаний


Рисование с натуры:

1й урок – мальчик, графика;




вопросы

пропорции фигуры, модель; знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой;

27.11







13

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложения)

Закрепить знания


беседа «Портрет в творчестве русских художников»; 2й урок – девочка, живопись;

вопросы

рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы.

4.12







14

Фигура человека в движении. Спорт.

Введение новых знаний


декоративная работа на основе наблюдений за натурой – человеком;

Вопросы

аппликация;



человек и движение с атрибутами спорта; составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; анализ произведения искусства.

11.12







15

Две контрастные фигуры.

Введение новых знаний


Рисование по памяти, с натуры реальных объектов;

вопросы

контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост..

18.12







16

Новогодняя открытка, приглашение на бал

Введение новых знаний


Графика, её виды, прикладная графика

вопросы

язык графики; элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; промграфика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе – конструирование макета открытки.

25.12







17

Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы.

Введение новых знаний


Тематическое рисование; разновидность современной книжной графики-комиксы;

вопросы

общие корни с книгой (литературная основа, текст, развитие сюжета) и кино («покадровое » построение, «мультяшность»);

15.01







18

Мы рисуем инструменты

Введение новых знаний


Наброски с натуры столярных, слесарных строительных и др. инструментов;

Отгадать загадки

анализ формы, пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные сокращения; техника работы графическими материалами.

22.01







19

Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, санкт – Петербурга.

Введение новых знаний


Беседа – видеоэкскурсия;

вопросы

архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт – Петербурга.

29.01







20

Наши новостройки

Введение новых знаний


Тематическое рисование; рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти, с таблиц призматические формы в окружающей жизни;

вопросы

перспектива с одной, двумя точками схода; работа от эскиза; анализ произведения искусства.

5.02







21


Красота народного костюма (татарского)

Введение новых знаний


Декоративное рисование, аппликация, использование шаблонов, трафарета; 1й урок – эскиз костюма на основе фигуры (куклы), цвет;

вопросы

части одежды, виды, традиции разных областей; костюм – наследие культуры;

12.02






22


Красота народного костюма (русского)

Введение новых знаний



беседа о социально – историческом значении русского народного костюма, его символике;

2й урок деталирование,



вопросы

элементы из аппликации (узоры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы).

19.02







23

Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению.

Введение новых знаний


Беседа о творчестве русских художников 19 века;

вопросы

Репин, Суриков, передвижники; тематическое рисование – иллюстрация к литературному произведению, близкому по теме к анализируемым живописным произведениям (Н.Некрасова, А. Кольцов, А. Майков и др.); работа от эскиза.

26.02







24

Материнство («Рождество» или «Новорождённый»)

Введение новых знаний


Тематическое рисование;

вопросы

тема женской красоты, материнства в изобразительном искусстве; взаимосвязь светской темы и библейских сюжетов, общее и различное; анализ произведений живописи.

5.03







25

Красота орнамента. Гипсовый трилистник

Введение новых знаний



Рисование с натуры гипсового орнамента.

вопросы

карандаш, светотеневая разработка;

работа акварелью в технике «гризайль»;

лепка.

Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме.




12.03







26


Красота орнамента.


Введение новых знаний



Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества,

вопросы

искусства плотников и каменщиков, об интерьере крестьянской, боярской избы; символике; о художественных промыслах; анализ произведений искусства

19.03







27

Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры

Введение новых знаний



тематическое рисование – иллюстрация к произведениям С. Аксакова «Аленький цветочек»,

вопросы

А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»; сбор материала по теме; композиция, перспектива.

2.04







28

Космические детали

Введение новых знаний



Тематическое рисование

вопросы

Декоративное конструирование – макет марки (аппликативное оформление рисунка). Космонавтика: новая разновидность пейзажа.

Филателия как разновидность прикладной графики





9.04







29

Космические детали

Закрепление знаний

рисунок-фантазия


вопросы

Работа от эскиза (3 варианта) к большому формату. Элементы марки: год, страна, название и пр.

16.04







30

Разработка герба


Геральдика её история; условность изображений

вопросы

символика в композиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба (личного, школы, класса, кабинета, города); декоративное рисование; принципы композиции.

23.04







31

Афиша цирка

Введение новых знаний

Беседа о разновидности графики – плакате: плакат и его виды;

вопросы

средства художественной выразительности плаката; анализ произведений искусства; декоративное рисование.

30.04







32

Человек и профессия.

Поясной портрет.



Введение новых знаний

Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о портрете как жанре живописи

вопросы

о знаменитых портретистах (О. Кипернкий, К .Брюллов, И. Репин, и др.); разновидности портрета; пластика и анатомия тела человека, головы, мимика; униформа, профессиональные предметы и орудия труда

7.05







33

Портрет - шутка

Введение новых знаний

Рисунок-фантазия; Беседа о художнике 16 века Д.Аргимбольдо, гримёрах в театре;

вопросы

реальность и фантазия в творчестве; анализ и синтез; символика.

создание портрета из овощей и фруктов, сохранив пропорции лица.



14.05







34

Весенний букет

Введение новых знаний

Рисование с натуры натюрморта: цветы в вазе, фрукты;

вопросы

анализ произведений художников; выбор точки зрения, компоновки в формате;

21.05







35

Итоговый урок. Выставка работ.

Подведение итогов.




вопросы




28.05







<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству
477.49kb.
2 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9 классы
1327.41kb.
6 стр.
Программа по искусству «Изобразительному искусству» для 5-го класса составлена на основе следующих документов
99.02kb.
1 стр.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
776.1kb.
3 стр.
Программа по изобразительному искусству для 4 класса
193.73kb.
1 стр.
Рабочая программа по искусству (музыка, изо) Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 класс) Количество часов: 66
98.74kb.
1 стр.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования
439.61kb.
1 стр.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса
599.06kb.
3 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
1 стр.
Программа основного общего образования по физике часть 1
1027.4kb.
5 стр.
Рабочая программа по искусству 8-9 класс учитель: А. Р. Будаева
337.14kb.
1 стр.
Рабочая программа по Изобразительному искусству и черчению для классов скк (VII вида)
389.71kb.
3 стр.