Главная
|
страница 1
Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского
Кафедра нормальной анатомии человека
|
3.2. Методические разработки по учебным занятиям
для преподавателей
УТВЕРЖДАЮ:
|
Зав. кафедрой
|
|
д.м.н., профессор В.С. пикалюк
|
(Ф.И.О., звание)
|
|
(подпись)
|
“ ” 200 г.
|
Тема:
| Введение в анатомию. Учение о костях и их соединениях |
Дисциплина:
|
Анатомия человека с основами гистологии
|
Факультет:
|
Фармацевтический
|
Курс:
|
1
|
Семестр:
|
1
|
Специальность:
|
Клиническая фармация
|
Куратор темы:
|
к.м.н. доцент В.П. Шкуренко
|
(Ф.И.О., должность, подпись, дата)
г. Симферополь
-
Актуальность темы.
Объяснить студентам, что при изучении остеологии и артросиндесмологии необходимо чётко представить, что кости скелета соединены с разной степенью подвижности в одно целое – аппарат движения. Изучение студентами аппарата движения необходимо врачу любого профиля для понимания морфофункциональных особенностей строения суставов и при необходимости оказания правильной медицинской помощи. Знание основ остеологии и артросиндесмологии необходимо для понимания работы мышц и функции опорно-двигательного аппарата человека в целом. Эти данные необходимы травматологам, терапевтам, рентгенологам и врачам других специальностей
-
Цель обучения.
Рассказать общие данные строения и классификации костей, основные анатомические термины. Научить студентов находить, называть и показывать на скелете и отдельных препаратах основные элементы строения туловища и конечностей. Объяснить особенности анатомического строения крупных суставов (плечевой, локтевой, коленный, голеностопный) обратить внимание на формы суставных поверхностей, оси вращения, связочный аппарат; объяснить анатомические предпосылки, позволяющие выполнять различные функции.
-
Учебно-целевые задачи.
-
Студент должен знать:
-
|
Знать латинскую терминологию данной темы
| -
|
Знать анатомию образования костей туловища и конечностей
| -
|
Знать элементы общей и частной артросиндесмологии
| -
|
Знать классификацию соединения костей по развитию, строению, форме и функции.
| -
|
Особенности рентгенологического изображения костей и суставов.
| -
|
Знать анатомические соединения костей туловища и крупных суставов верхней и нижней конечностей, функциональную характеристику суставов ,виды движения в них
|
-
Студент должен уметь:
-
|
Называть основные анатомические термины, знать их перевод. Называть и показывать положения основных осей и плоскостей человеческого тела.
| -
|
Называть и показывать части скелета, отделы позвоночного столба, определить правильное анатомическое положение костей свободной верхней конечности, различать кости правой и левой конечности, правильно ориентировать их в пространстве, определить правильное анатомическое положение костей таза и нижней конечности
| -
|
Уметь находить, называть и показывать на препаратах элементы строения соединений костей туловища, конечностей, показать оси и движения вокруг них в этих суставах
| -
|
Уметь находить, называть и показывать на препаратах элементы строения соединений костей туловища, конечностей, показать оси и движения вокруг них в этих суставах.
| -
|
Описывать рентгенограммы отдельных костей и суставов.
|
-
Учебно-воспитательные задачи.
-
|
Раскрывая содержание учебного процесса на кафедре анатомии человека, преподаватель подчёркивает необходимость развития каждым студентом навыков самостоятельной работы над препаратом и книгой, ответственности за порученное дело, бережного отношения к анатомическим препаратам.
| -
|
При изучении остеологии и артросиндесмологии рассматриваются вопросы фило – и онтогенеза костей и суставов, влияние труда и спорта на формирование скелета и др., что способствует развитию у студентов диалектического мышления.
| -
|
Обратить внимание студентов на клиническое значение тех или иных костно-суставных образований
|
-
Междисциплинарная интеграция.
Дисциплина
|
Студент должен знать
| Студент должен уметь |
Рентгенология
|
1) рентгенологическое изображение видов соединения костей.
|
1) Находить на рентгеновских снимках изображения синартрозов, гемиартрозов, диартрозов.
|
2) Закономерности рентгенологического изображения костей и суставов скелета.
|
2) Находить на рентгеновских снимках рентгенологические просветления суставной щели всех соединений костей туловища и конечностей
|
Травматология и ортопедия
|
1) Варианты возможной патологии крупных суставов.
|
1) Уметь на рентгенограммах отличить функциональную патологию этих суставов (растяжение связок и капсул) от органической (переломы, трещины)
|
-
Организационная структура занятия.
№
п/п
|
Этапы обучения
|
Время
в мин.
|
Уровень
усвоения
|
Методика проведения
| -
|
Организационная часть:
|
|
|
|
|
постановка целей и мотивация
|
5
|
|
Устное изложение
|
|
контроль исходного уровня знаний
|
20
| II |
Устный, тестовый или компьютерный контроль.
| -
|
Основная часть:
|
|
|
|
| -
Объяснение преподавателя
|
10
|
II
|
Устное изложение с демонстрацией препаратов
|
|
При рассмотрении данной темы в течение 20 минут проверяется готовность к данному занятию путем компьютерного, письменного тестового контроля или устного опроса для выявления исходного уровня знаний соединений костей.
Объяснение темы следует начать с четкого определения, что кости скелета соединены с разной степенью подвижности в одно целое – аппарат движения. Обращается внимание на общий план соединения костей и строение суставов, объясняются виды соединения костей, непрерывные соединения, их виды (примеры), полусуставы с особенностями строения, прерывные соединения с их основными и дополнительными элементами. Даётся классификация суставов по числу суставных поверхностей (примеры) классификация суставов (одноосные, двуосные, многоосные). Рассматриваются понятия о простом, сложном, комбинированном и комплексных суставах.
По каждому виду классификации суставов нужно привести соответствующие примеры. Рассматривается влияние внешнесредовых факторов на развитие, строение и функцию суставов.
Далее даётся общая схема описания суставов:
-
Русское и латинское название суставов
-
Суставные поверхности
-
Суставная капсула и её прикрепление
-
Вид сустава
-
Форма сустава
-
Объём движения
-
Вспомогательные элементы сустава, особенности сустава
-
Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток
Затем необходимо перейти к объяснению особенностей строения крупных суставов (плечевого, локтевого, коленного, голеностопного). Продемонстрировать образцы готовых учебных препаратов соединения костей туловища, головы, конечностей; обратить внимание на топографию связок и показать, как следует препарировать капсулу и связки суставов. Выдать анатомический материал (заготовки), из которых предстоит изготовить препараты соединений костей. В процессе выполнения работы дать индивидуальные консультации, а также оказывать практическую помощь в изготовлении препаратов. В конце занятия в течение 10 мин. проводится итоговый контроль качества изготовленных препаратов соединений костей. На препарате необходимо показать и назвать отпрепарированные связки и другие элементы суставов верхней и нижней конечности.
Далее даётся характеристика и оценка изготовленным препаратам, подводится итог занятию и задаётся на дом тему следующего занятия.
|
| -
Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя
|
40
|
II
|
Проконтролировать правильность восприятия материала по изучению костей и их соединений и правильность записей в рабочих тетрадях (правильность написания анатомических терминов, схем, рисунков и обозначений к ним).
| -
|
Заключительная часть:
|
|
|
|
|
итоговый контроль уровня знаний
|
10
|
I
|
Устный опрос, письменный, тестовый или компьютерный контроль
|
|
подведение итогов занятия
|
3 мин.
|
| -
Объявить оценки исходного уровня знаний студентов.
-
Объявить уровень усвоения текущего материала студентами (выставить оценки текущего контроля).
-
Проверить правильность заполнения рабочих тетрадей.
|
|
задание по самоподготовке
к следующему занятию
|
2 мин.
|
| -
Объявить тему следующего занятия.
-
Рекомендовать список дополнительной литературы по этому вопросу.
|
Итого:
|
90
|
минут или
|
2
|
академических часа
| -
Место проведения занятия.
Секционная комната
-
Оснащение занятия.
-
Таблицы
-
|
Соединения костей туловища и конечностей
| -
|
Общей классификации суставов
| -
|
Биомеханики суставов
|
-
Слайды
-
|
Набор рентгенограмм туловища
| -
|
Набор рентгенограмм верхней и нижней конечности
|
-
Макро- и микропрепараты
-
|
Скелет (взрослый, детский), череп
| -
|
Набор костей
| -
|
Демонстрационные препараты – по 1 каждого изучаемого сустава.
|
-
Источники информации.
Литература
Основная:
-
М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. анатомия человека., СПб.: Гиппократ, 2001 – 704 с.
-
анатомия человека в 2 томах. т. 1 // Под ред. М.Р. Сапина., М.: Медицина,
1996 – 544 с.
-
Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников. Атлас анатомии человека. Учебное пособие в 4-х томах, т. 1, М..: Медицина, 1989 – 344с.
-
Лекция.
Дополнительная:
-
О.В.Федотов, О.М.Очкуренко, К.М.Фенчин. Морфологiчний словник медичноi термiнологii. Киiв: Вища школа, 1985 – 312 с.
-
И.И. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. т. 1, Учебник для мед. вузов – СПб.: Спецлит, 2001 – 500 с.
-
Р.П. Самусев, Н.И. Гончаров. Эпонимы в морфологии. Справочное пособие, М.: Медицина, 1989 – 352 с.
-
Анатомия человека //Под ред. С.С. Михайлова. М.: Медицина, 1999 – 735 с.
-
А. Андронеску. Анатомия ребенка. Бухарест: Меридиане, 1970 – 363 с.
-
С.Ю. Кравчук. Анатомiя людини, в 2 томах, т. 1, Чернiвцi, 1998 – 296 с.
-
Т.Г. Казаченок. Анатомический словарь. Минск: Высшая школа, 1984 – 400 с.
-
Міжнародна анатомічна номенклатура //Під ред. І.І. Бобрика, В.Г. Ковешнікова. Київ; Здоров,я, 2001 – 328 с.
Смотрите также:
С. И. Георгиевского Кафедра нормальной анатомии человека Методические разработки
111.74kb.
1 стр.
С. И. Георгиевского Кафедра нормальной анатомии человека Методические разработки
95.86kb.
1 стр.
Методические разработки по анатомии человека для студентов 1-го курса Ставропольской медакадемии Ставрополь 2009
507.87kb.
3 стр.
Кафедра анатомии человека
131.01kb.
1 стр.
«Современные методы анатомического исследования в XXI веке», организованное кафедрами нормальной анатомии двух учебных заведений
24.23kb.
1 стр.
История кафедры анатомии человека волгму
1914.83kb.
7 стр.
Методические разработки по курсу «Домашнее чтение»
233.01kb.
3 стр.
Аннотации рабочих программ дисциплин Основная образовательная программа
852.49kb.
7 стр.
Методические разработки по учебным занятиям для студентов
64.38kb.
1 стр.
Методические разработки по учебным занятиям для преподавателей
134.91kb.
1 стр.
Методические разработки преподавателя: конспекты, планы и презентации уроков по мхк (музыка, живопись, культура, история); проверочные работы, тесты и задания; программа по музыке для 5-8 классов общеобразовательной школы
31.25kb.
1 стр.
Методические разработки внеклассных мероприятий по математике 2012 г. Печатается по решению редакционно-издательского совета
618.3kb.
3 стр.
|
|