Главная
страница 1
Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского


Кафедра нормальной анатомии человека



3.2. Методические разработки по учебным занятиям
для преподавателей



УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой




д.м.н., профессор В.С. пикалюк

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

“ ” 200 г.



Тема:
Введение в анатомию. Учение о костях и их соединениях



Дисциплина:

Анатомия человека с основами гистологии



Факультет:

Фармацевтический




Курс:

1

Семестр:

1

Специальность:

Клиническая фармация



Куратор темы:

к.м.н. доцент В.П. Шкуренко

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

г. Симферополь



  1. Актуальность темы.

Объяснить студентам, что при изучении остеологии и артросиндесмологии необходимо чётко представить, что кости скелета соединены с разной степенью подвижности в одно целое – аппарат движения. Изучение студентами аппарата движения необходимо врачу любого профиля для понимания морфофункциональных особенностей строения суставов и при необходимости оказания правильной медицинской помощи. Знание основ остеологии и артросиндесмологии необходимо для понимания работы мышц и функции опорно-двигательного аппарата человека в целом. Эти данные необходимы травматологам, терапевтам, рентгенологам и врачам других специальностей




  1. Цель обучения.

Рассказать общие данные строения и классификации костей, основные анатомические термины. Научить студентов находить, называть и показывать на скелете и отдельных препаратах основные элементы строения туловища и конечностей. Объяснить особенности анатомического строения крупных суставов (плечевой, локтевой, коленный, голеностопный) обратить внимание на формы суставных поверхностей, оси вращения, связочный аппарат; объяснить анатомические предпосылки, позволяющие выполнять различные функции.




    1. Учебно-целевые задачи.




      1. Студент должен знать:






Знать латинскую терминологию данной темы



Знать анатомию образования костей туловища и конечностей



Знать элементы общей и частной артросиндесмологии



Знать классификацию соединения костей по развитию, строению, форме и функции.



Особенности рентгенологического изображения костей и суставов.



Знать анатомические соединения костей туловища и крупных суставов верхней и нижней конечностей, функциональную характеристику суставов ,виды движения в них




      1. Студент должен уметь:






Называть основные анатомические термины, знать их перевод. Называть и показывать положения основных осей и плоскостей человеческого тела.



Называть и показывать части скелета, отделы позвоночного столба, определить правильное анатомическое положение костей свободной верхней конечности, различать кости правой и левой конечности, правильно ориентировать их в пространстве, определить правильное анатомическое положение костей таза и нижней конечности



Уметь находить, называть и показывать на препаратах элементы строения соединений костей туловища, конечностей, показать оси и движения вокруг них в этих суставах



Уметь находить, называть и показывать на препаратах элементы строения соединений костей туловища, конечностей, показать оси и движения вокруг них в этих суставах.



Описывать рентгенограммы отдельных костей и суставов.



    1. Учебно-воспитательные задачи.






Раскрывая содержание учебного процесса на кафедре анатомии человека, преподаватель подчёркивает необходимость развития каждым студентом навыков самостоятельной работы над препаратом и книгой, ответственности за порученное дело, бережного отношения к анатомическим препаратам.



При изучении остеологии и артросиндесмологии рассматриваются вопросы фило – и онтогенеза костей и суставов, влияние труда и спорта на формирование скелета и др., что способствует развитию у студентов диалектического мышления.



Обратить внимание студентов на клиническое значение тех или иных костно-суставных образований




  1. Междисциплинарная интеграция.




Дисциплина

Студент должен знать

Студент должен уметь


Рентгенология

1) рентгенологическое изображение видов соединения костей.

1) Находить на рентгеновских снимках изображения синартрозов, гемиартрозов, диартрозов.

2) Закономерности рентгенологического изображения костей и суставов скелета.

2) Находить на рентгеновских снимках рентгенологические просветления суставной щели всех соединений костей туловища и конечностей

Травматология и ортопедия

1) Варианты возможной патологии крупных суставов.

1) Уметь на рентгенограммах отличить функциональную патологию этих суставов (растяжение связок и капсул) от органической (переломы, трещины)



  1. Организационная структура занятия.






п/п

Этапы обучения

Время

в мин.

Уровень

усвоения

Методика проведения



Организационная часть:













постановка целей и мотивация

5




Устное изложение




контроль исходного уровня знаний

20

II


Устный, тестовый или компьютерный контроль.



Основная часть:













  1. Объяснение преподавателя

10

II

Устное изложение с демонстрацией препаратов




При рассмотрении данной темы в течение 20 минут проверяется готовность к данному занятию путем компьютерного, письменного тестового контроля или устного опроса для выявления исходного уровня знаний соединений костей.

Объяснение темы следует начать с четкого определения, что кости скелета соединены с разной степенью подвижности в одно целое – аппарат движения. Обращается внимание на общий план соединения костей и строение суставов, объясняются виды соединения костей, непрерывные соединения, их виды (примеры), полусуставы с особенностями строения, прерывные соединения с их основными и дополнительными элементами. Даётся классификация суставов по числу суставных поверхностей (примеры) классификация суставов (одноосные, двуосные, многоосные). Рассматриваются понятия о простом, сложном, комбинированном и комплексных суставах.

По каждому виду классификации суставов нужно привести соответствующие примеры. Рассматривается влияние внешнесредовых факторов на развитие, строение и функцию суставов.

Далее даётся общая схема описания суставов:



        1. Русское и латинское название суставов

        2. Суставные поверхности

        3. Суставная капсула и её прикрепление

        4. Вид сустава

        5. Форма сустава

        6. Объём движения

        7. Вспомогательные элементы сустава, особенности сустава

        8. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток

Затем необходимо перейти к объяснению особенностей строения крупных суставов (плечевого, локтевого, коленного, голеностопного). Продемонстрировать образцы готовых учебных препаратов соединения костей туловища, головы, конечностей; обратить внимание на топографию связок и показать, как следует препарировать капсулу и связки суставов. Выдать анатомический материал (заготовки), из которых предстоит изготовить препараты соединений костей. В процессе выполнения работы дать индивидуальные консультации, а также оказывать практическую помощь в изготовлении препаратов. В конце занятия в течение 10 мин. проводится итоговый контроль качества изготовленных препаратов соединений костей. На препарате необходимо показать и назвать отпрепарированные связки и другие элементы суставов верхней и нижней конечности.

Далее даётся характеристика и оценка изготовленным препаратам, подводится итог занятию и задаётся на дом тему следующего занятия.






  1. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

40

II

Проконтролировать правильность восприятия материала по изучению костей и их соединений и правильность записей в рабочих тетрадях (правильность написания анатомических терминов, схем, рисунков и обозначений к ним).



Заключительная часть:













итоговый контроль уровня знаний

10

I

Устный опрос, письменный, тестовый или компьютерный контроль




подведение итогов занятия

3 мин.




        1. Объявить оценки исходного уровня знаний студентов.

        2. Объявить уровень усвоения текущего материала студентами (выставить оценки текущего контроля).

        3. Проверить правильность заполнения рабочих тетрадей.




задание по самоподготовке
к следующему занятию

2 мин.




  1. Объявить тему следующего занятия.

  2. Рекомендовать список дополнительной литературы по этому вопросу.




Итого:

90

минут или

2

академических часа

  1. Место проведения занятия.


Секционная комната


  1. Оснащение занятия.




    1. Таблицы






Соединения костей туловища и конечностей



Общей классификации суставов



Биомеханики суставов




    1. Слайды






Набор рентгенограмм туловища



Набор рентгенограмм верхней и нижней конечности




    1. Макро- и микропрепараты






Скелет (взрослый, детский), череп



Набор костей



Демонстрационные препараты – по 1 каждого изучаемого сустава.



  1. Источники информации.



Литература


Основная:

  1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. анатомия человека., СПб.: Гиппократ, 2001 – 704 с.

  1. анатомия человека в 2 томах. т. 1 // Под ред. М.Р. Сапина., М.: Медицина,

1996 – 544 с.

  1. Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников. Атлас анатомии человека. Учебное пособие в 4-х томах, т. 1, М..: Медицина, 1989 – 344с.

  2. Лекция.

Дополнительная:

  1. О.В.Федотов, О.М.Очкуренко, К.М.Фенчин. Морфологiчний словник медичноi термiнологii. Киiв: Вища школа, 1985 – 312 с.

  2. И.И. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. т. 1, Учебник для мед. вузов – СПб.: Спецлит, 2001 – 500 с.

  3. Р.П. Самусев, Н.И. Гончаров. Эпонимы в морфологии. Справочное пособие, М.: Медицина, 1989 – 352 с.

  4. Анатомия человека //Под ред. С.С. Михайлова. М.: Медицина, 1999 ­– 735 с.

  5. А. Андронеску. Анатомия ребенка. Бухарест: Меридиане, 1970 – 363 с.

  6. С.Ю. Кравчук. Анатомiя людини, в 2 томах, т. 1, Чернiвцi, 1998 – 296 с.

  7. Т.Г. Казаченок. Анатомический словарь. Минск: Высшая школа, 1984 – 400 с.

  8. Міжнародна анатомічна номенклатура //Під ред. І.І. Бобрика, В.Г. Ковешнікова. Київ; Здоров,я, 2001 – 328 с.


Смотрите также:
С. И. Георгиевского Кафедра нормальной анатомии человека Методические разработки
111.74kb.
1 стр.
С. И. Георгиевского Кафедра нормальной анатомии человека Методические разработки
95.86kb.
1 стр.
Методические разработки по анатомии человека для студентов 1-го курса Ставропольской медакадемии Ставрополь 2009
507.87kb.
3 стр.
Кафедра анатомии человека
131.01kb.
1 стр.
«Современные методы анатомического исследования в XXI веке», организованное кафедрами нормальной анатомии двух учебных заведений
24.23kb.
1 стр.
История кафедры анатомии человека волгму
1914.83kb.
7 стр.
Методические разработки по курсу «Домашнее чтение»
233.01kb.
3 стр.
Аннотации рабочих программ дисциплин Основная образовательная программа
852.49kb.
7 стр.
Методические разработки по учебным занятиям для студентов
64.38kb.
1 стр.
Методические разработки по учебным занятиям для преподавателей
134.91kb.
1 стр.
Методические разработки преподавателя: конспекты, планы и презентации уроков по мхк (музыка, живопись, культура, история); проверочные работы, тесты и задания; программа по музыке для 5-8 классов общеобразовательной школы
31.25kb.
1 стр.
Методические разработки внеклассных мероприятий по математике 2012 г. Печатается по решению редакционно-издательского совета
618.3kb.
3 стр.