Главная
страница 1

Е.П. Маточкин




ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ – ХУДОЖНИК, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИСКУССТВА АЛТАЯ

2002-й год знаменателен не только 70-летним юбилеем Виталия Епифановича Ларичева, но и тем, что Россия отмечала 100 лет со дня рождения знаменитого востоковеда, великого путешественника и замечательного человека Юрия Николаевича Рериха. Надо сказать, что имена всех членов семьи Рерихов очень популярны у нас, в Сибири. Именно в Новосибирске впервые в нашей стране зародилась традиция проведения представительных Рериховских чтений – научных конференций, которые теперь так широко проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Первые же из них состоялись в 1976 году и были посвящены 50-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Рериха в Сибири, на Алтае [Рериховские Чтения. – Новосибирск: Комиссия по востоковедению при Президиуме СО АН СССР, ИИФиФ СО АН СССР, НКГ, 1976]. Надо отдать должное мужеству Председателя оргкомитета – академику Алексею Павловичу Окладникову, а также членам оргкомитета, в том числе и В.Е. Ларичеву – редактору трудов конференции, поскольку в те годы разработка научного наследия учёных, работавших какое-то время за границей, мягко говоря, не поощрялась.

Непросто было также впервые издать на русском языке к 80-летию Юрия Николаевича Рериха его главный труд – «По тропам Срединной Азии». Москва на такое решиться не смогла. Книга появилась в Хабаровске благодаря усилиям редактора В.С. Шевченко и наших смелых сибиряков – А.П. Окладникова и В.Е. Ларичева, написавших предисловие к книге. В.Е. Ларичевым был также написан для неё довольно значительный по объёму очерк о Ю.Н. Рерихе.

Ну а далее прошли ещё несколько Рериховских Чтений, в том числе в 1979 году, посвящённые 50-летию института «Урусвати», в 1982 году, посвящённые 80-летию Ю.Н. Рериха, в 1984 году, посвящённые 110-летию Н.К. Рериха и 80-летию С.Н. Рериха, появилась книга «Рерих и Сибирь» (1993), авторами текста которой были В.Е. Ларичев и Е.П. Маточкин. Готовятся следующие издания по рериховской тематике, вслед за этим Сборником, посвящённый 100-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха. Сегодня сибирское рериховедение является признанным научным направлением и в Новосибирске постоянно отмечаются памятные даты, связанные со всеми четырьмя представителями семьи Рерихов. Нынче в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге и Окуловке Новгородской области, где родился Ю.Н. Рерих, прошли юбилейные конференции, вскрывшие огромный вклад Ю.Н. Рериха в мировую науку и культуру.


Юрий Николаевич Рерих обладал талантом не только крупного учёного, исследователя, полиглота, но и вообще был богато-одаренной художественной натурой. Его способности в области искусства имели в детстве особо благоприятную почву для своего развития. Его родители Николай Константинович и Елена Ивановна были страстными коллекционерами и в их доме находилось большое собрание картин западноевропейских художников. Царившая же атмосфера творчества немало способствовала раннему проявлению эстетических влечений Юрия. Он был постоянным свидетелем того, как под кистью отца – великого русского живописца Н.К. Рериха создавались новые полотна, что пробуждало и в нем желание творить.

И Юрий, и его младший брат Святослав, ставший впоследствии профессиональным художником, в детстве очень любили рисовать. Елена Ивановна Рерих писала о своих сыновьях, что они «оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идет своим путем… Старший проявляет любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Стратегия – его конек, кровь прадедов сказывается в нем» [Рерих Е.И., 1994, с. 7].

Действительно, в ранних рисунках Юрия немало сюжетов, связанных со сражениями, рыцарскими турнирами, конными атаками. Его увлекал азарт боя, дух вольности, простор азийских степей. Ощущение бесконечности пространства сочетается в его работах с формами и линиями напряженными, острыми, динамичными. На одном из рисунков изображен всадник с копьем возле холма на фоне далекого горизонта. Можно представить, что вот так, наверное, выглядел скиф среди алтайских предгорий. По-видимому, его детское воображение было настолько сильным, что извлекало из глубин памяти образы далёкого прошлого, которые, созревая, просились быть выраженными кистью, пером, карандашом или ритмами стихов.

В то же время его произведения отличает поразительная художественная зрелость. Миниатюрная картина маслом «Благовещение» оригинальна и по своей иконографии, и по исполнению. Дева Мария с архангелом Гавриилом написаны на фоне городского пейзажа с пламенеющими вспышками. Им посылает луч Святого Духа Отец-Саваоф, восседающий на троне. Впечатляет экспрессия, с какой написана живопись небесных сфер.

Юношеские работы Юрия Николаевича 1917 – 1918-х годов отражают его романтическую взволнованность и философские размышления. В них он выступает уже почти сложившимся художником, которому доступны и различные виды техники, и различные жанры. Подчас его произведения довольно заметно отличаются друг от друга, но при всём при этом в них всегда есть ярко выраженная художественная идея. Они мене всего связаны с перипетиями окружающей действительности; в них проявляется богатая духовная жизнь и глубокие переживания автора.

Графическая серия из трёх листов «В замке»1 производит странное, противоречивое впечатление. С одной стороны, в них строгое построение интерьеров с безупречно решённой перспективой стен, арок, колонн. Однако весь этот величавый парад архитектурных форм сопровождается таинственными, нередко жуткими сценами. То здесь бродит, словно привидение, чья-то тень, быть может, жаждущая отмщения. То разыгрывается кровавая дуэль, напоминающая о библейском убийстве Авеля Каином. Персонаж же во власянице среди животных по внешнему облику близок Иоанну Крестителю; в то же время он подобен Даниилу во рве, окружённому львами. Внутренний диссонанс этих работ проявляется и в чисто изобразительной сфере, где торжественная и строгая линия сводов соседствует с нарочито свободной трактовкой объёмов в виде небрежной штриховки, а мягкие тени заменены зловещими пятнами туши совершенно абстрактных очертаний. Весь этот драматический контраст, видимо, отражал размышления автора над трагедийными началами жизни, его разочарованность в идеалах западной цивилизации.

Карандашный «Портрет Н.К. Рериха» исполнен в целом живописно с моделировкой форм в виде отдельных, чётко очерченных плоскостей определённой свето-тональной интенсивности. Примечательно, что все они композиционно увязаны авторским замыслом, вызывающим ассоциации с огненным цветком. Лепестки его уверенно лепят объём головы и в то же время являются символом пламенного озарения, охватившего портретируемого. Создаётся образ человека, охваченного всепоглощающим процессом творчества. И эта череда световых плоскостей – своего рода аллегория нагромождения мыслей, мощной интеллектуальной работы, в которую погружён его отец. Возможно, таким виделся юноше идеал современного человека, быть может, наставника и Учителя.

Пожалуй, самое исповедальное произведение Юрия Николаевича – «Девушка в саду», выполненное тушью на серой бумаге. Оно пронизано настроением грусти и печали. Архитектурные окружение подавляет своими жёсткими и холодными очертаниями. Героиня словно бы сторонится мира людей и тянется к природе. Но и тут, в резких силуэтах деревьев, в изломанных и колких по рисунку стволах с безжизненно свисающими ветвями, нет успокоения. Её фигура, почти бестелесная, застыла в немом оцепенении. Перед ней камень, а далее уходящий куда-то путь…

Полнее понять философию его искусства помогает написанная Юрием Николаевичем в 1921 году «Беседа с Наставником о дверях премудрости». В ней он с необычной для своего возраста глубиной выразил своё понимание жизни. Нельзя не увидеть в этом сокровенном литературном эссе тяготение к духовным традициям Востока. «Путь жизненный – путь скорби странника духа. Жизнь духовная в отрицании себя». И всё же, сколько бы ни было троп страданий, под руководством Учителя деяния могут обратиться в подвиг. Тогда радость победит скорбь и начнётся восхождение. Тогда исполнится заветная мечта – стать «совершенным в совершенстве» [Рерих Ю.Н., 1998, с. 8-9].

Юрий Николаевич не стал живописцем, однако его талант художника не исчез бесследно. Он помогал ему осознать красоту и значение искусства Востока, с которым он соприкасался во время Центрально-Азиатской экспедиции [Roerich G.N., 1931]. Так появились его путевые зарисовки, так рождались его искусствоведческие исследования «Тибетская живопись» (1925) и «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (1930).

В поисках единства, в попытках наведения новых мостов для объединения народов, как считал Юрий Николаевич, нам не следует забывать уроки прошлого. Эта идея уже начинает овладевать умами человечества и «на наших глазах возникает новая отрасль исторической науки, задачей которой станет нахождение законов, обусловивших возникновение кочевых государств, и изучение древностей великого позабытого прошлого» [Рерих Ю.Н., 1994, с. 110]. Служению этой новой отрасли науки он отдал немало своих духовных и физических сил. Его постоянно увлекал «вопрос об исторической роли и культурном влиянии кочевых племён Средней Азии» [Рерих Ю.Н., 1992, с. 22].

Важной для Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов была поездка "в чудесную страну Алтай, уникальный район и один из крупнейших центров древней кочевой культуры" [Рерих Ю.Н., 1999, с. 242]. Действительно, чем далее, тем более Алтай предстаёт сокровищницей древнего искусства с характерными историческими ландшафтами, в которых с далёких времён сохраняются и каменные изваяния, и святилища с петроглифами, и могильные курганы.

На интересные размышления навели Юрия Николаевича каменные человеческие фигуры, которые в изобилии встречались ему на степных просторах к северу от гор Тянь-Шаня. Эти изваяния он отнёс к категории надгробных памятников вождям. Немаловажную обязательную деталь – горящую чашу в руках – Юрий Николаевич расценил как символ, связанный с древним культом огня [Рерих Ю.Н., 1994, с. 174].

Определённую ценность представляют мысли Юрия Николаевича, связанные с изучением наскальных изображений. Он отмечал, что они «являются памятниками старины и связаны с древними формами шаманизма, повсеместно распространённого в высокогорных районах Азии». Его наблюдения над тем, «что их высекают на камнях и по сей день» являются важным научным свидетельством, поскольку бытует мнение, что в ХХ веке наскальное искусство прекратило своё существование. Что касается семантики петроглифов, то здесь им высказано интересное соображение по поводу изображения горных козлов, которые, как он считал, «играли важную роль в культе огня» [Там же, с. 47].

Юрий Николаевич констатировал, что «археологические раскопки в этом интересном районе находятся на начальной стадии» [Рерих Ю.Н., 1999, с. 242]. Он отмечал первые изыскания в Русском Алтае академика В.В. Радлова у деревни Катанда и работы профессора С.И. Руденко [Рерих Ю.Н., 1992, с. 22]. Действительно, их исследования известны тем, что дали начало изучению курганных захоронений на Алтае, раскрытие которых значительно обогатило представление об историческом прошлом Центральной Азии.

«Одной из задач нашей экспедиции, писал Юрий Николаевич, - была регистрация обнаруженных нами могильных курганов и других следов кочевой культуры, расположенных вдоль северной границы Тянь-Шаня, Джаировых гор и Алтая, ещё не описанных в научной литературе» [Рерих Ю.Н., 1994, с.110]. К сожалению, на сегодня мы не имеем сведений о могильниках, обнаруженных экспедицией Рериха на Алтае. Не исключено, что записи на этот счёт ещё где-то хранятся в каких-то архивах и, возможно, будут обнаружены в будущем. Во всяком случае, Юрий Николаевич констатировал, что «археологические раскопки в этом интересном районе находятся на начальной стадии» и полагал, что на Алтае «можно ждать крупных открытий в будущем» [Рерих Ю.Н., 1999, с. 242].

Предсказания Юрия Николаевича вполне оправдались. Раскопки пазырыкских курганов, проведенные С.И. Руденко и М.П. Грязновым, прославили Алтай на весь мир как район замечательных памятников скифской культуры. В последние годы значительные открытия в области изучения алтайских скифов были сделаны сибирскими учёными, в том числе В.Д. Кубаревым и Н.В. Полосьмак. Ими раскопаны курганы Уландрыка, Юстыда, Укока и других мест. Извлеченные из вечной мерзлоты предметы искусства дали в руки учёных новый материал, проливающий свет на культурное наследие пазырыкцев и семантику произведений, выполненных в «зверином стиле».

Проблема так называемого «звериного стиля» в искусстве и его распространения по всей Центральной Азии была постоянно в поле внимания Юрия Николаевича. Его открытия в Тибете предметов, выполненных в канонах звериной орнаментики, продвинули границу бытования этого стиля далеко на юго-восток [Рерих Ю.Н., 1930]. Учёный пришёл к мысли, что «центр этой культуры кочевников, которая так сильно повлияла на искусство более цивилизованных соседей, находился в Алтайских горах – области, изобилующей золотом и металлической рудой, и фауна которой часто отображается в предметах в «зверином стиле» [Рерих Ю.Н., 1999, с.337].

Юрий Николаевич проницательно отмечал, что в наши дни возрождается народное творчество, иногда в виде пророчеств, легенд или напутствий. «Не следует недооценивать значения этой разбуженной силы, таящейся в юртах кочевников…» [Рерих Ю.Н., 1994, с. 138]. События последних лет на Алтае убеждают в правоте его слов.

В 1993 году на плато Укок новосибирскими археологами было сделано сенсационное открытие. Ими исследовалось погребение незаурядной пазырыкской женщины, чье мумифицированное тело сохранилось в древнем льду в погребальной камере кургана №1 могильника Ак-Алаха-3. Весть эта быстро облетела весь Горный Алтай, что привело к возникновению среди алтайцев совершенно самостоятельной мифологии вокруг этой женщины. В газетах появились сообщения, что археологи работали «на месте древнего святилища, которому поклоняются народы Алтая, и откопали саму «княжну Кадын» – прародительницу алтайцев…» [Молодин, 2000, с. 84].



Наследие скифской культуры в последние годы активно возрождается к современной жизни алтайцев, а «новый звериный» стиль, как и в Тибете, о чём писал в своё время Юрий Николаевич [Рерих Ю.Н., 1999, с. 43], остаётся и поныне любимой орнаментацией предметов декоративно-прикладного искусства у мастеров Горного Алтая.

Список литературы
Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. Рерих и Сибирь. - Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1993. – 192 с.

Молодин В.И. Древности плоскогорья Укок: тайны, сенсации, открытия: Научно-популярные очерки. – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. – 192 с.

Рерих Е.И. Цит. по: Орловская И.В. Страницы жизни // Ю.Н. Рерих: материалы юбилейной конференции. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. - С.7-14.

Рерих Ю.Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета, - Прага, 1930.

Roerich G.N. Trails to Inmost Asia. – London, 1931.

Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. – Хабаровск: Кн. изд., 1982. – 304 с.

Рерих Ю.Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. – М.: Международный Центр Рерихов, 1992. – 40 с.

Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. – Самара: Агни, 1994. – 480 с.

Рерих Ю.Н. Беседа с наставником о дверях премудрости // Звезда героя. – Львов: оргкомитет конференции «Звезды Гор», 1998. – С. 8-10.

Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. - Самара: Издательский дом «Агни», 1999. – 368 с.

Юбилейная выставка произведений Рерихов из частных собраний. Каталог. – М.: МЦР, 1999.

Республиканский краеведческий музей,

Горно-Алтайск

1 Описываемые в статье художественные работы Ю.Н. Рериха см.: [Юбилейная выставка, 1999].


Смотрите также:
Е. П. Маточкин юрий николаевич рерих – художник, исследователь искусства алтая
103.03kb.
1 стр.
Рерих художник-ученый, художник-литератор, художник-философ. Его творчество явление исключительное в истории русского и мирового искусства
187.99kb.
1 стр.
Е. П. Маточкин образ богатырки на скалах алтая
77.15kb.
1 стр.
Владимир Львов-Соловьев Артур Мезенцев со временем современников становится больше…
35.79kb.
1 стр.
I история находок прикладного искусства Алтая и их изучения
160.28kb.
1 стр.
Юрий Николаевич
344.99kb.
1 стр.
Павел корин: художник-реставратор и коллекционер 17. 00. 09 Теория и история искусства
321.3kb.
1 стр.
Малая рериховская библиотека
1083.27kb.
13 стр.
Приказ № от рабочая учебная программа история культуры алтая
142.08kb.
1 стр.
Николай Константинович Рерих Сердце Азии Пути благословения
1306.05kb.
7 стр.
Фрезия – доверие. Е. И. Рерих: Фризии
32.62kb.
1 стр.
3курс Оптические приборы доцент, к ф. м н., Пырков Юрий Николаевич Спектроскопия
27.33kb.
1 стр.