Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО МБОУ «Красноярская ООШ»

М. Ю. Романова

Протокол № ___ от «__»

__________________2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»

М. М. Глухова

«__»________________2012г.




«Утверждаю»

Директор МБОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»

В. Г.Архипов

Приказ № ___ от «__»_______________2012г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к учебному курсу «Литература»

8 класс

учителя русского языка и литературы

Романовой Марины Юрьевны

2012-2013 учебный год



Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературы для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.



Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, воспитание любви к русской литературе и культуре;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком при создании собственных устных и письменных высказываний.



Виды контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, рецензия на произведение;

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год. Реализуется в классе со средним образовательным уровнем.



Содержание учебного курса

Разделы

Количество часов

Уроки развития речи

Введение

1




Устное народное творчество

3




Древнерусская литература

2




Литература 18 века

4

1

Литература 19 века

33

4

Литература 20 века

20

1

Зарубежная литература

7



Итого

70

6

Введение (1 час)

Русская литература и история (1 ч).



Устное народное творчество (3 часа)

Лирические песни «В тёмном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, тёмная…», «Породила меня матушка…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Частушка (1 ч). Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён» (1 ч). Предания как исторический жанр русской народной прозы (1 ч).



Древнерусская литература (2 часа)

«Житие Александра Невского» (1 ч). Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века (1 ч).



Литература 18 века (4 часа)

Д. И. Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии (1 ч). Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума (1 ч). Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? (1 ч). Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1 ч).



Литература 19 века (33 часа)

И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа (1 ч). Внеклассное чтение. К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. «Смерть Ермака» и её связь с русской историей (1 ч). Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина. Замысел создания романа «Капитанская дочка (1 ч). Формирование характера Петра Гринёва (1 ч). Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1 ч). Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина (1 ч). Тема «русского бунта» и образ Пугачёва (1 ч). «Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы (1 ч). Уроки развития речи. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (2 ч). Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы (1 ч). Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» А. С. Пушкина (1 ч). Человек и природа в стихотворении А. С. Пушкина «Туча» (1 ч). Любовная лирика А. С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К…» («Я помню чудное мгновенье…» (1 ч). Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри» (1 ч). Судьба свободолюбивой личности в поэме (1 ч). Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы (1 ч). Урок развития речи. Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1 ч). Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и её первой постановки (1 ч). «Ревизор» как социальная комедия (1 ч). Хлестаков и хлестаковщина (1 ч). Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения (1 ч). Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии (1 ч). «Шинель» - одна из петербургских повестей (1 ч). Гуманистический смысл повести «Шинель» (1 ч). М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок) (1 ч). Сатирическая направленность «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1 ч). Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (1 ч). Л. Н. Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала» (1 ч). Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении (1 ч). Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» (1 ч). Урок развития речи. Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф. Тютчев «Осенний вечер», А. Фет «Последний ландыш», М. Лермонтов, А. Майков (1 ч). А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье (1 ч).



Литература 20 века (20 час)

И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ» (1 ч). А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст (1 ч). А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока (1 ч). А. А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». «Россия» (1 ч). С. А. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему (1 ч). И. С. Шмелёв. Рассказ «Как я стал писателем» (1 ч). Внеклассное чтение. М. А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне» (1 ч). Внеклассное чтение. Писатели улыбаются (1 ч). Художественное своеобразие рассказов Н. Теффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни» (1 ч). А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» (1 ч). Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов (1 ч). Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Героика и юмор в поэме (1 ч). Внеклассное чтение. А. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» (1 ч). Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», А. Фатьянов «Соловьи», Л. Ольшанин «Дороги» (1 ч). В. П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет» (1 ч). Урок внеклассного чтения. Б. Л. Васильев. Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе (1 ч). Урок развития речи. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне (1 ч). Урок внеклассного чтения. Испытание на истинную человечность в рассказе Г. К. Паустовского «Телеграмма» (1 ч). Русские поэты о родине, родной природе и о себе. Поэты русского зарубежья об оставленной Родине. И. Анненский «Снег». Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков». Н Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок». Н Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия». Н. Оцуп «Мне трудно без России». З. Гиппиус. И. Бунин. И. Бродский(2 ч).



Зарубежная литература (7 часов)

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды (1 ч). У. Шекспир. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский) (1 ч). Ж. Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». (1 ч). Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения (1 ч). Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (1 ч). Э.Т.А. Гофман «Золотой горшок» (1 ч). Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман (1 ч).



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений, основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, понятие о классицизме, историзм художественной литературы, поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет, фабула, психологизм художественной литературы, конфликт как основа сюжета, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции, герой-повествователь.



Учащиеся должны уметь:

видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и отличать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.



Перечень учебно-методического обеспечения

В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Литература: 8 класс»

В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Читаем, думаем, спорим…: 8 класс: Дидактические материалы по литературе»

В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM»

И. И. Аркин «Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика: Книга для учителя»

И. В. Золотарёва, Т. А. Крысова «Поурочные разработки по литературе: 8 класс»

Н. Е. Кутейникова «Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя»

А. М. Марченко «Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя»



Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол. час.

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Введение (1 час)

1

Русская литература и история

1

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Чтение вводной статьи «Русская литература и история». Составление тезисов лекции, плана статьи, пересказ

Знать понятие «художественная литература». Понимать характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества

Тезисы лекции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений

Повторить материал о жанрах устного народного творчества: сказках, былинах, пословицах и поговорках







Устное народное творчество (3 часа)


2

Лирические песни «В тёмном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, тёмная…», «Породила меня матушка…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Частушка

1

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Частушки как малый песенный жанр

Ответы на вопросы, выразительное чтение. Словарная работа (народность, гражданственность, историзм).

Знать виды народных песен, их тематику. Уметь объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, своеобразие поэтического языка

Придумать частушку на школьную тему

«Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён» прочитать







3

Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён»

1

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен

Чтение статьи учебника, исторических песен, ответы на вопросы, выразительное чтение, комментирование художественного текста

Знать определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, роль народной песни в русском фольклоре. Уметь определять жанровое своеобразие исторических народных песен, роль в них художественных средств

Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях

Предания

«О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» прочитать









4

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание

Чтение преданий, ответы на вопросы, устное словесное рисование, выразительное чтение, сопоставление преданий и народных сказок

Знать определение понятия «предание», его жанровые особенности. Уметь раскрывать особенности содержания и художественной формы предания. Сопоставлять предания с народными сказками, определять сходство и различие

Выразительное чтение

«Житие Александра Невского» прочитать







Древнерусская литература (2 часа)

5

«Житие Александра Невского»

1

История написания «Жития…». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Житие как жанр литературы

Чтение статьи учебника, осмысление сюжета, событий, характеров, ответы на вопросы, чтение по ролям отдельных фрагментов, комментирование текста, сопоставление с произведениями устного народного творчества

Знать определение понятий «летопись», «житие». Уметь объяснять смысл «духовная литература», раскрывать идейно- художественное своеобразие произведения через образ главного героя. Соотносить события далёкого прошлого с днём сегодняшним. Сравнивать «Житие…» с былинами

Найти в тексте традиционные житийные мотивы и эпизоды, характерные для воинской повести

Подготовить письменную характеристику князя Александра Невского, используя художественные средства повести







6

Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

1

Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, пересказ эпизодов, комментирование текста

Знать определение сатирической повести, её содержание, жанровые особенности. Уметь находить приёмы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести

Выразительное чтение

«Недоросль» прочитать. Подготовить инсценирование (явл. 1, 2 действия 1; явл. 8 действия 4), чтение по ролям (явл. 8 действия 3)







Литература 18 века (4 часа)

7

Д. И. Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии

1

Слово о писателе. Создание «Недоросля». «Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Чтение и восприятие художественного произведения, сообщение о писателе, ответы на вопросы, чтение по ролям

Знать автора, историю создания пьесы и её сценическую судьбу, определение понятий «классицизм», действующих лиц, сюжет комедии. Уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста. Объяснять основной конфликт. Находить в пьесе черты классицизма

Ответы на вопросы

Подготовить рассказ о судьбе Стародума, его взглядах на государственное устройство и обязанности истинного дворянина Выписать афоризмы Стародума







8

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума

1

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего

Рассказ о судьбе Стародума, чтение по ролям, сцены триумфа Правдина (явл. 4, д. 4), комментирование текста

Уметь анализировать текст. Называть персонажей, выражающих авторскую оценку, давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей. Оценивать новый, просветительский взгляд писателя на человека

Ответы на вопросы

Подобрать высказывания положительных персонажей о воспитании, перечитать сцены «Урок», «Экзамен», «Драка со Скотининым»«Отвержение Митрофанушкой матери»







9

Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

1

Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и её представления о жизни. Бессмертие комедии Фонвизина

Чтение монолога «Я ли не радела о Митрофанушке?», подбор реплик, характеризующих Простакову – хозяйку дома, жену, сестру, мать, анализ текста, ответы на вопросы

Уметь объяснять новаторство Фонвизина-драматурга. Объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в её изображении. Уметь анализировать ключевые сцены комедии

Ответы на вопросы

Подобрать цитатный материал к темам сочинений: «Вот злонравия достойные плоды», «Смысл названия комедии», «Положительный идеал Фонвизина», «Угнетать рабством себе подобных беззаконно»







10

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии

Д. И. Фонвизина «Недоросль»



1

Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме

Сочинение на одну из тем

Уметь отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей

Работа с черновым вариантом сочинения

Дописать сочинение







следующая страница >>
Смотрите также:
Романовой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
400.04kb.
4 стр.
Романовой Марины Юрьевны 2011-2012 учебный год пояснительная записка Статус документа Настоящая программа
319.36kb.
2 стр.
Романова Марина Юрьевна 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
443.22kb.
4 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе
732.52kb.
4 стр.
Пояснительная записка Статус документа
339.87kb.
1 стр.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год Русский язык 2 класс пояснительная записка рабочая программа курса
1293.51kb.
8 стр.
Смирновой Елены Леонидовны учителя информатики высшая категории г. Буй 2012 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
200.52kb.
1 стр.
Миннегареева Лилия Авхадиена 2011 2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
199.25kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
513.18kb.
3 стр.