Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4 «Красноярская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебному курсу «Литература» 8 класс учителя русского языка и литературы Романовой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературы для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Виды контроля: промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, рецензия на произведение; итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода. Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год. Реализуется в классе со средним образовательным уровнем. Содержание учебного курса
Введение (1 час) Русская литература и история (1 ч). Устное народное творчество (3 часа) Лирические песни «В тёмном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, тёмная…», «Породила меня матушка…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Частушка (1 ч). Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён» (1 ч). Предания как исторический жанр русской народной прозы (1 ч). Древнерусская литература (2 часа) «Житие Александра Невского» (1 ч). Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века (1 ч). Литература 18 века (4 часа) Д. И. Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии (1 ч). Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума (1 ч). Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? (1 ч). Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1 ч). Литература 19 века (33 часа) И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа (1 ч). Внеклассное чтение. К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. «Смерть Ермака» и её связь с русской историей (1 ч). Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина. Замысел создания романа «Капитанская дочка (1 ч). Формирование характера Петра Гринёва (1 ч). Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1 ч). Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина (1 ч). Тема «русского бунта» и образ Пугачёва (1 ч). «Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы (1 ч). Уроки развития речи. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (2 ч). Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы (1 ч). Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» А. С. Пушкина (1 ч). Человек и природа в стихотворении А. С. Пушкина «Туча» (1 ч). Любовная лирика А. С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К…» («Я помню чудное мгновенье…» (1 ч). Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри» (1 ч). Судьба свободолюбивой личности в поэме (1 ч). Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы (1 ч). Урок развития речи. Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1 ч). Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и её первой постановки (1 ч). «Ревизор» как социальная комедия (1 ч). Хлестаков и хлестаковщина (1 ч). Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения (1 ч). Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии (1 ч). «Шинель» - одна из петербургских повестей (1 ч). Гуманистический смысл повести «Шинель» (1 ч). М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок) (1 ч). Сатирическая направленность «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1 ч). Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (1 ч). Л. Н. Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала» (1 ч). Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении (1 ч). Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» (1 ч). Урок развития речи. Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф. Тютчев «Осенний вечер», А. Фет «Последний ландыш», М. Лермонтов, А. Майков (1 ч). А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье (1 ч). Литература 20 века (20 час) И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ» (1 ч). А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст (1 ч). А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока (1 ч). А. А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». «Россия» (1 ч). С. А. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему (1 ч). И. С. Шмелёв. Рассказ «Как я стал писателем» (1 ч). Внеклассное чтение. М. А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне» (1 ч). Внеклассное чтение. Писатели улыбаются (1 ч). Художественное своеобразие рассказов Н. Теффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни» (1 ч). А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» (1 ч). Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов (1 ч). Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Героика и юмор в поэме (1 ч). Внеклассное чтение. А. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» (1 ч). Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», А. Фатьянов «Соловьи», Л. Ольшанин «Дороги» (1 ч). В. П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет» (1 ч). Урок внеклассного чтения. Б. Л. Васильев. Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе (1 ч). Урок развития речи. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне (1 ч). Урок внеклассного чтения. Испытание на истинную человечность в рассказе Г. К. Паустовского «Телеграмма» (1 ч). Русские поэты о родине, родной природе и о себе. Поэты русского зарубежья об оставленной Родине. И. Анненский «Снег». Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков». Н Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок». Н Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия». Н. Оцуп «Мне трудно без России». З. Гиппиус. И. Бунин. И. Бродский(2 ч). Зарубежная литература (7 часов) У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды (1 ч). У. Шекспир. Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский) (1 ч). Ж. Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». (1 ч). Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения (1 ч). Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (1 ч). Э.Т.А. Гофман «Золотой горшок» (1 ч). Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман (1 ч). Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений, основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, понятие о классицизме, историзм художественной литературы, поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет, фабула, психологизм художественной литературы, конфликт как основа сюжета, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции, герой-повествователь. Учащиеся должны уметь: видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике; определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении; сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и отличать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом; видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов; находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра; сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией; редактировать свои сочинения и сочинения сверстников. Перечень учебно-методического обеспечения В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Литература: 8 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Читаем, думаем, спорим…: 8 класс: Дидактические материалы по литературе» В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин «Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM» И. И. Аркин «Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика: Книга для учителя» И. В. Золотарёва, Т. А. Крысова «Поурочные разработки по литературе: 8 класс» Н. Е. Кутейникова «Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя» А. М. Марченко «Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя» Календарно-тематическое планирование
Древнерусская литература (2 часа)
Литература 18 века (4 часа)
Смотрите также: Романовой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
400.04kb.
4 стр.
Романовой Марины Юрьевны 2011-2012 учебный год пояснительная записка Статус документа Настоящая программа
319.36kb.
2 стр.
Романова Марина Юрьевна 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
443.22kb.
4 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе
732.52kb.
4 стр.
Пояснительная записка Статус документа
339.87kb.
1 стр.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год Русский язык 2 класс пояснительная записка рабочая программа курса
1293.51kb.
8 стр.
Смирновой Елены Леонидовны учителя информатики высшая категории г. Буй 2012 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
200.52kb.
1 стр.
Миннегареева Лилия Авхадиена 2011 2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
199.25kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа 513.18kb.
3 стр.
|