Главная
страница 1 ... страница 11страница 12страница 13страница 14

Трудовые ресурсы

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.

По данным Приморскстат численность трудовых ресурсов на 01.01.2011г. составила 33,3 тыс. человек (73,9% от общей численности населения) и в сравнении с 2010 годом увеличилась на 0,6 процента. Численность занятых в экономике составила 21 тыс. человек (63,1% трудовых ресурсов), из них 11,9 тыс. человек (56,7%) работают в организациях различных форм собственности, в том числе 9,3 тыс. чел. работают на крупных и средних предприятиях. Численность свободных трудовых ресурсов составляет 12,3 тыс. человек.
Численность трудовых ресурсов в разрезе населенных пунктов на 01.01.2012 г. представлена в таблице (данные Администрации ЛГО)

Трудовые ресурсы за 2011 г.



Таблица2.5.2.3.13 чел.

Населенный пункт

Трудовые ресурсы

Всего работающих

в т.ч. занято в общественном пр-ве

в личном подсобном хозяйстве

Предприниматели и лица работающие по найму

г.Лесозаводск

21031

17650

12990

1810

2850

с. Буссе

25

25

16

9

11

с. Глазовка

177

48

38

21

-

с.Донское

167

115

7

73

35

с. Елизаветовка

63

49

16

22

11

с. Ильмовка

53

53

10

43

-

с. Иннокентьевка

353

242

171

35

36

с. Курское

417

250

188

50

20

с. Лесное

184

70

41

11

18

с. Марково

348

241

156

82

3

с. Невское

246

246

107

133

6

с. Орловка

17

10

5

3

2

с. Пантелеймоновка

459

459

278

116

22

с. Полевое

618

408

320

67

21

с. Ружино

307

288

91

99

98

с. Тамга

131

120

38

35

47

с. Тихменево

591

370

160

210

-

с. Тургенево

45

43

8

22

13

с. Урожайное

526

439

387

37

15

с. Филаретовка

200

125

70

42

13

ж-д. ст. Кабарга

25

22

17

5

-

ж-д. ст. Прохаско

9

9

5

4

-

ИТОГО

25992

21282

15119

2929

3221

По состоянию на 01.01.2012 г. численность безработных по сравнению с предыдущим годом снизилась на 17% и составила 743 человек.

В 2010 г. ситуация на регистрируемом рынке труда городского округа изменилась до наоборот, число заявленных вакансий превысило число граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. На 01.01.2012 г. число заявленных вакансий составило 1556 чел., а численность стоящих на учете граждан – 833 чел., таким образом, нагрузка не занятого населения на одну заявленную вакансию составила 0,54 чел., тогда как на соответствующую дату 2009 г. этот показатель составил 14,0 чел.

Одной из основных причин является то, что структура предлагаемых вакансий не соответствует профессионально-квалификационному составу граждан, обращающихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве, их фактической неконкурентоспособностью на рынке труда, узкой отраслевой специализацией (характерно для бывших работников железнодорожного транспорта), молодежной и женской безработицей, особенно после ликвидации швейного производства. Кроме того, предприятиями, ведущими строительство нефтепровода, заявлены вакансии в основном иностранной рабочей силы (ИРС) высокой квалификации. В структуре обратившихся в службу занятости по профессиональной принадлежности преобладают граждане, ранее работавшие по рабочим профессиям. Возросло количество граждан, ранее не работавших, т.е. ищущих работу впервые. В численности зарегистрированных безработных преобладают лица старшего и среднего возраста, доля которых составляет 63,5% к общему числу безработных. По-прежнему существует проблема женской безработицы. Количество женщин, обратившихся в центр занятости, постоянно увеличивается и составляет в настоящее время 62% от общего числа обратившихся в службу занятости. Женщинам по сравнению с мужчинами труднее конкурировать на рынке труда, поэтому они чаще трудоустраиваются на временную и неперспективную работу. Например, из общего числа участвующих в общественных работах 79% составляют женщины.

Остается сложной ситуация на рынке труда в селах Лесозаводского района. Сокращение производства, низкий уровень оплаты труда привели к увеличению безработных. Отдаленность от города затрудняет возможность их трудоустройства на предприятиях города.

По данным службы занятости в отчетном году за содействием в трудоустройстве обратилось 2558 чел., всего за год трудоустроено 1602 чел., уровень трудоустройства составил 62,6 %.


Численность зарегистрированных безработных

Таблица 2.5.2.3.14 (на конец года; человек)






2000

2002

2005

2006

2007

2009

2010

Численность незанятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службе занятости

681

1200

1813

1567

1066

1570

1092

в % к предыдущему году

101,9

121

81

86

68

147,3

69,5

Численность официально зарегистрированных безработных

599

1086

1697

1463

1001

1409

895

в % к предыдущему году

102,7

119

83

86,2

68,4

140,8

63,5

Численность безработных, получающих пособие по безработице

514

936

1306

1109

787

1125

680

в % к предыдущему году

98,7

131

107

85

71

142,9

60,4

Заявленная организациями потребность в работниках и нагрузка не занятого населения на одну заявленную вакансию

Таблица 2.5.2.3.15 (на начало года, человек)




2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Заявленная организациями потребность в работниках

141

58

89

157

499

112

1133

1556

в % к предыдущему году




41

153,4

176,4

317,8

22,4

1011,6

137,3

Нагрузка не занятого населения на одну заявленную вакансию

15,8

31,3

17,6

6,8

2,2

13,9

1,0

0,54

в % к предыдущему году




198

56,2

38,6

32,4

631,8

7,2



В настоящее время сложилась сложная ситуация с обеспечением работой экономически активного населения из-за банкротства предприятий, расположенных на территории городского округа. Потребность в квалифицированной рабочей силе испытывают в основном предприятия малого и среднего бизнеса и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников у которых невелика. Востребованными специальностями являются бухгалтеры, врачи, специалисты в области права, продавцы продовольственных и промышленных товаров, водители автобусов.

Динамика занятости населения в период 2006-2012 гг. приводится в нижеследующей таблице.
Динамика занятости населения по основным сферам деятельности

Таблица 2.5.2.3.16 человек на начало года



Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2010 г.

2012 г.

Темп роста 2012г. к 2006г.

1

2

3

4

5

6

7

Всего

9818

9572

7990

7522

9264

94,4

в том числе:



















сельское, лесное хозяйство, охота

571

419

58

51

68

11,9

обрабатывающие производства

411

384

907

922

1060

257,9

производство и распределение энергии, газа и воды

1260

1294

1251

1111

1467

116,4

строительство

185

209

168

76

285

154,1

оптовая и розничная торговля, ремонт авто и бытовой техники

179

172

102

122

77

43

гостиничное и ресторанное дело

54

43

32

51

33

61,1

транспорт и связь

2143

2092

244

172

1679

78,3

финансовая деятельность

45

36

37

49

69

153,3

операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг

340

271

288

321

248

72,9

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

871

1011

1036

964

1060

121,7

образование

1810

1708

1662

1555

1329

73,4

здравоохранение

1592

1572

1749

1695

1596

100,3

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

3578

361

456

433

293

8,2

За исследуемый период выросла занятость в обрабатывающем производстве, производстве и распределении энергии, газа и воды, в строительстве. Падение занятости отмечено в сельском и лесном хозяйстве, транспорте, в сфере образования.

В целях увеличения занятости в регистрируемом секторе экономики на территории Лесозаводского городского округа разработаны и приняты постановлениями главы администрации "Программа содействия занятости населения" и "Программные мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест на территории городского округа". Для профилактики безработицы среди выпускников высших, средне - специальных и начальных профессиональных учебных заведений ежегодно проводятся акции "Карьера", ярмарки вакансий рабочих мест.
Потребность в организации рабочих мест на первую очередь и

расчетный срок

Таблица 2.5.2.3.17




Численность населения, тыс. чел.

Трудовые ресурсы, тыс. чел. (74%)

Численность занятых в экономике (потребность в рабочих местах), тыс.чел.

Дополнительное количество тыс. рабочих мест


2015 год

47,2

35

21

14

2030 год

75,5

56

21

35

Для обеспечения населения данной территории условиями проживания на расчетный срок необходимо создание дополнительно порядка 14 тыс. рабочих мест, на первую очередь – 35 тыс. рабочих мест.


Статистика уровня жизни населения. Одним из основных вопросов социального характера является повышение уровня и качества жизни населения. Главным показателем, определяющим уровень жизни населения, являются денежные доходы на душу населения. Структура денежных доходов населения складывается из заработной платы, социальных трансфертов, доходов от собственной предпринимательской деятельности. Доходы от собственной предпринимательской деятельности крайне малы. Еще более плохим показателем является то, что собственные доходы существенно не растут даже в сравнении с глубоко кризисными 1990-ми годами. Среднедушевой денежный доход населения в 2009 году составил 8279 рублей. По этому показателю Лесозаводский городской округ занимает 16 место из 34 в крае. Среднемесячная зарплата одного работающего в 2010 году составила 16406,8 руб. – на 5,2 % больше, чем в 2009 году, её реальный размер остался на уровне прошлого года (100,7%). При этом среднедушевые потребительские расходы в 2009 году составили 5190 руб. – 14 место по краю.
Численность пенсионеров

Таблица 2.5.2.3.18 (на конец года; тыс.человек)






1990

1995

2000

2005

2007

2008

2009

2010

Всего пенсионеров

9,98

11,9

12,7

13,2

13,3

13,3

13,4

13,5

Численность пенсионеров на 1000 человек населения

0,173

0,21

0,239

0,256

0,264

0,264

0,267

0,3

Численность работающих пенсионеров

1,466

1,36

1,429

2,615

3,454

3,724

3,913

4,104

Численность занятых в экономике, приходящаяся на 1 пенсионера





1,8

1,58

1,59

1,58

1,57

1,54

Средний размер назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат) увеличился на 22,9% к уровню 2009 г. и составил 7378,3 рубля, её реальный размер вырос на 16,6%. В отчётном 2010 году уровень пенсий превысил величину прожиточного минимума пенсионеров на 36,9%, однако к среднемесячной заработной плате одного работающего пенсия составляет – 45%. Задолженности по выплатам пенсий нет. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения на 01.01. 2011 г. составила 6865 рублей, что на 7,2% выше соответствующего периода прошлого года.



Оценка социально-демографического потенциала территории

Позитивными моментами в оценке демографического потенциала можно считать:



  • некоторую стабилизацию численности населения;

  • рост рождаемости;

  • снижение естественной убыли;

  • в возрастной структуре доля трудоспособного населения достаточно высокая – 62,3%;

  • снижение безработицы.

Негативные стороны социально-демографического потенциала:



  • значительное снижение численности населения за последние два десятилетия;

  • сохраняющаяся высокая смертность населения, которая во многом обусловлена неблагоприятными социально-экономическими предпосылками и связанными с ними стрессовыми ситуациями;

  • низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (мужчины живут меньше женщин на 15 лет);

  • незначительны доходы от собственной предпринимательской деятельности;

  • низкий уровень оплаты труда;

  • сложная ситуация на рынке труда в селах Лесозаводского района.

Отдаленность от города затрудняет возможность их трудоустройства на предприятиях города.

Невозможность для большинства населения реализовывать свои социально-экономические притязания, повышать или хотя бы поддерживать сложившийся в предыдущий период уровень жизни, свой социальный статус, а также «неуверенность в завтрашнем дне» и др. - неблагоприятно сказываются на здоровье и продолжительности жизни населения, создают социально-экономические, психологические напряжения в традиционных местах расселения. Для преодоления этих неблагоприятных факторов необходимо формирование более емкого локального рынка труда за счет создания новых производственных объектов, объектов сферы услуг со сравнительно высоким уровнем оплаты труда, повышения транспортной доступности между рядом расположенными населенными пунктами, а также повышения привлекательности территории для мигрантов.

Для этого в первую очередь, должны быть решены вопросы о создании ряда новых привлекательных (по уровню оплаты, условий труда) сфер занятости, обеспечении населения современным жильем.

Увеличение демографического потенциала возможно лишь при условии придания дополнительного импульса развития, который может быть связан лишь с созданием стратегически важных для края или Дальневосточного региона производственных или крупных транспортных, энергетических объектов.
Прогноз численности населения

Статистические расчеты численности населения, выполненные местными органами, как правило не охватывают продолжительный период и постоянно корректируются в зависимости от текущей демографической ситуации (рождаемость, смертность). Такие расчеты, независимо от колеблющихся показателей, дают стойкие пессимистические прогнозы, т.е. численность населения по ним обречена на постоянное сокращение.

Настоящий проект учитывает то, что такая ситуация не может быть принята на длительный срок, так как означает вырождение нации. Проектом принимается в основу расчета перспективной численности населения неизбежность проведения мероприятий, направленных на повышение рождаемости и общее улучшение демографической обстановки.

Численность населения в основном будет зависеть от меры участия государства, краевых, городских управленческих структур, инвестиционных компаний в развитии города и села.

Данным проектом при анализе ресурсов и потенциальных возможностей развития территории с регулированием миграционных процессов принят оптимальный вариант прогнозируемой численности населения Лесозаводского городского округа на первую очередь составит 47,2 тыс. чел., из них: городское население (г. Лесозаводск) 37,4 тыс. чел., сельское - 9,8 тыс. чел., на расчетный срок -75,5 тыс. чел, из них: городское население –42 тыс. чел., 33,5 тыс. чел. – сельское. При этом села Буссе, Донское, Орловка, Тургенево и ж-д. ст. Кабарга, Прохаско подлежат сохранению.

Следовательно, для достижения расчетной численности населения на уровне 75, 5 тыс. чел., миграционный прирост должен составить:

в период 2012-2017 гг. – 1,6 тыс. чел.;

в период 2018-2032 гг. – 28,3 тыс. чел.;

Суммарный миграционный прирост за весь прогнозный период должен составить порядка 30 тыс. чел., или 1,5 тыс. чел. в среднем в год.
Прогнозируемая численность населения Лесозаводского

городского округа

Таблица 2.5.2.3.19 тыс.чел.

Населенный

пункт


Существующее положение

I очередь

Расчетный срок

Прирост

населения



2012 г.

2017 г.

2032 г.




1

2

3

4

5

г. Лесозаводск

36,92

37,4

42,0

5,08

с. Буссе

0,04

0,04

0,04

-

с. Глазовка

0,38

0,40

1,0

0,62

с.Донское

0,28

0,28

0,28

-

с. Елизаветовка

0,11

0,20

1,0

0,89

с. Ильмовка

0,12

0,20

1,0

0,88

с. Иннокентьевка

0,71

0,80

1,0

0,29

с. Курское

0,66

0,70

3,00

2,34

с. Лесное

0,31

0,40

1,0

0,69

с. Марково

0,58

0,70

3,00

2,42

с. Невское

0,41

0,50

3,00

2,59

с. Орловка

0,04

0,04

0,04

-

с. Пантелеймоновка

0,84

0,9

3,00

2,16

с. Полевое

0,95

1,1

3,00

2,05

с. Ружино

0,57

0,6

3,00

2,43

с. Тамга

0,25

0,3

1,00

0,75

с. Тихменево

1,0

1,1

3,00

2,0

с. Тургенево

0,11

0,11

0,11

-

с. Урожайное

0,93

1,0

3,00

2,07

с. Филаретовка

0,35

0,4

3,00

2,65

ж-д. ст. Кабарга

0,04

0,04

0,04

-

ж-д. ст. Прохаско

0,02

0,02

0,02

-

Всего

45,61

47,23

75,53

30,0

Кардинальное улучшение демографической ситуации возможно в следующих случаях:



  1. Будет успешно реализовываться активный вариант социально-экономического развития, который учитывает и ожидающиеся позитивные изменения здесь в связи со строительством нефтепровода ВСТО Сибирь - Тихий океан, газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток и созданием новых производственных объектов на территории городского округа на основе собственных природных ресурсов или выгодного транспортно-географического положения, иных возможностей.

  2. В стране в целом будет успешно реализовываться национальная демографическая программа, и территориями приоритетного развития будут определены стратегически важные регионы Тихоокеанской России.

Поэтому, учитывая демографическую ситуацию в целом в Дальневосточном регионе, в Лесозаводском городском округе следует проводить политику по сохранению и развитию человеческих ресурсов по трем направлениям:

1) прежде всего, необходимо остановить миграционный отток местного населения. Сделать это можно, лишь создав условия жизни, соизмеримые с условиями европейской части страны;

2) следующим направлением (и этапом) должно стать максимально возможное увеличение уровня рождаемости у местных жительниц и сохранение здоровья молодого и зрелого поколения в целях снижения уровня смертности среди постоянного населения;

3) другим направлением должно стать привлечение специалистов из других районов и регионов, мотивом для приезда которых в Лесозаводский округ может стать долгосрочное участие в крупных амбициозных проектах. Привлечь квалифицированных специалистов можно уникальностью их нового места жительства в сочетании с развитостью инфраструктуры жизнедеятельности, а также недостижимыми в обычных условиях перспективами работы.


Наконец, с учетом напряженной геополитической ситуации в этом регионе мира, при любом, даже самом благоприятном сценарии не избежать необходимости в привлечении миграционного потока. Привлечение возможно на различных условиях и на различные периоды - на постоянное жительство, на период выполнения трудового контракта, на сезонные работы и пр. Будет необходимо выработать и реализовать комплекс мер по приобщению приезжающих в этот район из других стран к ценностям и традициям русской культуры - через сеть лингвистических и языковых центров, квалификационных служб, центров натурализации и др.

Необходимо, чтобы доступ к природным ресурсам был дополнен доступом к нормальным и комфортным условиям жизни здесь. Даже устойчивое экономическое развитие еще не обеспечивает закрепление приезжего населения, не означает роста качества жизни местного и приезжего населения и, как следствие, - накопления человеческого капитала. Экономическая мощь еще должна быть конвертирована в качество среды (экономическое, социальное, экологическое) и в долгосрочные жизненные стратегии людей, живущих на этой территории.

Назрела необходимость изменить основные подходы к принципам пространственного расселения. Базовым принципом данной стратегии является привлечение трудовых ресурсов не на основании расчетов средней плотности, естественного миграционного притока/оттока, средней заработной платы и т.д., а исходя из потребностей конкретных инвестиционных проектов, объединенных по функциональному и территориальному признакам в опорные зоны развития и освоения, и которые либо уже имеют инвестора, либо имеют соответствующую поддержку на федеральном, региональном и краевом уровне, имеют высокие шансы на успешную реализацию.


      1. Оценка обслуженности территории основными объектами жизнеобеспечения территории



        1. Обеспеченность территории объектами инженерной инфраструктуры



          1. Обеспеченность территории объектами водоснабжения

Оценка проводится с целью определения обеспеченности территории водными и поверхностными водными ресурсами, создающими предпосылки для размещения промышленных зон и узлов, водоемких предприятий, развития города.

С целью определения наиболее рациональной ширины зоны влияния водотоков и водоемов на промышленно-гражданское строительство с точки зрения из водообеспечения было проанализировано пространственное расположение современных приречных городов и существующих систем их водоснабжения. Было выявлено, что наиболее интенсивно городами осваиваются полосы вдоль водотоков и водоемов нириной до 5–10 км с подачей питьевой воды до 10–15 км и более. Учитывая это, а так же уменьшение трудозатрат на строительство водоотводов и насосных станций большой мощности, благоприятной по условиям водоснабжения принята зона вдоль водотоков и водоемов шириной до 10 км, ограниченно благоприятной – до 30 км и неблагоприятной – свыше 30


          1. Обеспеченность территории объектами электроснабжения

По этому фактору оценивается уровень электроснабжения территории. Оценивание5 осуществляется путем определения удаленности отдельных участков территории от существующих или строящихся сооружений, имеющих определенный радиус рационального присоединения новых потребителей.

Максимальная рациональная дальность электроснабжения с помощью ЛЭП 10 кВ составляет 3 км, ЛЭП 35 кВ – 18 км, ЛЭП 110 кВ – 80 км.

Учитывая это в качестве благоприятной удаленности от подстанций 220/110 кВ и 110/35 кВ приняты соответственно расстояния до 100 и 20 км, ограниченно благоприятной – 100–180 и 20–50 км и неблагоприятной – более 180 и более 50 км.


        1. Обеспеченность территории объектами транспортной инфраструктуры. Транспортная доступность основных центров МО

Оцениваются транспортная обслуженность территории и транспортная доступность основных центров района.

Обеспеченность территории транспортом. Степень обеспеченности территории транспортом оценивается в зависимости от вида транспорта, технической категории и ширины зоны влияния транспортной магистрали.

Благоприятным для промышленного и гражданского строительства приняты железнодорожные магистрали и автомобильные дороги I и II категории, ограниченно благоприятными – автомобильные дороги III и IV категории, неблагоприятными – автомобильные дороги V категории.

Анализ плотности железных и автомобильных дорог показывает, что благоприятными по уровню обслужности этими видами транспорта можно считать территории, где плотность железных или автомобильных дорог I – II категории составляет более 5 км на 100 км2, ограниченно благоприятными – при плотности 2–5 км на 100 км2 и неблагоприятными – при плотности менее 2 км на 100 км2.

Учитывая это, а так же то обстоятельство, что наиболее рациональная с экономической точки зрения длинна внеплощадочных подъездных путей большинства примышленных предприятий составляет 2–15 км, благоприятной принята зона вдоль транспортной магистрали шириной до 10 км, ограниченно благоприятной – до 25 км и неблагоприятной – свыше 25 км по обе её стороны.

Транспортная доступность основных центров района. В качестве основных центров района, транспортная доступность которых оказывает существенное влияние на современный и перспективный характер использования территорий, приняты наиболее крупные города (областные, межрайонные и районные центры). Именно в этих городах находятся основные центры трудового тяготения, межселенного и культурно-бытового и административно-хозяйственного обслуживания, а также проживает основная масса городского населения, выезжающего в пригородную зону.

Исходя их характера основных функциональных связей этих городов с прилегающей территорией было признано считать территории с затратой времени на их достижение в одном направлении до одного часа благоприятными, от одного до двух часов – ограниченно благоприятными, и боде двух часов – неблагоприятными по их транспортной доступности.





Материалы по обоснованию генерального плана ОАО ''Приморгражданпроект''

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
1103-птп. Пз. Генеральный план Лесозаводского городского округа
2954.18kb.
14 стр.
Ооо «Урбан-План» Генеральный план Партизанского городского округа Том Сводные материалы по обоснованию проекта генерального плана Партизанского городского округа мк-08-0604
1945.46kb.
9 стр.
Генеральный план городского округа муниципального образования город новороссийск
1801.21kb.
10 стр.
Книга Положения о территориальном планировании Екатеринбург 2012 Положения о территориальном планировании
385.23kb.
4 стр.
Книга Положения о территориальном планировании Екатеринбург 2011 Положения о территориальном планировании
424.58kb.
4 стр.
Генеральный план
1709.3kb.
9 стр.
Муниципальное автономное учреждение «архитектура и градостроительство»
790.51kb.
10 стр.
Об информации мэрии о выполнении долгосрочной целевой
10.62kb.
1 стр.
Отчет Главы городского округа Чапаевск о результатах его деятельности и деятельности администрации городского округа Чапаевск
1459.59kb.
8 стр.
Заключение контрольно-ревизионного отдела Думы Арамильского городского округа по результатам проведения экспертизы проекта бюджета Арамильского городского округа на 2012 год
311.7kb.
1 стр.
Генеральный план городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
3563kb.
18 стр.
Генеральный план р п. Старожилово
831.76kb.
7 стр.