Главная
страница 1
СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО (1978) 1

Это сочинение необычайно трудное. Написано оно по просьбе Леонида Борисовича Когана и посвящено, естественно, тоже ему.

– Вы были близко знакомы с ним?

– Нет, никогда не был с ним близок, никогда не бывал в их доме. Но не это имело значение при выполнении заказа. Мне просто очень хотелось выполнить просьбу этого большого музыканта, не говоря уже о том, что здесь была, конечно, надежда и на соответствующее художественное исполнение. А я, как и каждый нормальный композитор, всегда желаю этого своим сочинениям. Но, наверное, что со мной иногда и раньше было, и позже, я здесь написал материал, который в чем-то оказался нереальным для исполнения именно Леонидом Борисовичем Коганом. Я явно переоценил его возможности, потому что как раз в это время ему становилось всё труднее играть что-либо новое. Но сочинение ему нравилось: он не раз при наших встречах и в консерватории, и на улице, не раз говорил мне, что он очень хочет сыграть Сонату, что она ему нравится, но что пока он этого сделать не может, потому что она, как он именно сам говорил, для него слишком трудна. И так вот он и умер, не сыграв её ни разу, что, конечно, очень жалко, – я очень высоко ценил этого выдающегося музыканта. И только вот после его смерти, в октябре 78 года премьеру этой Сонаты сыграла японская скрипачка Йошико Накара2.

Я не слышал этого исполнения. А в дальнейшем Сонату играли очень мало.

Вообще для скрипки соло писать безумно трудно. Это намного труд­­нее, чем например, писать для кларнета соло или флейты соло. И надо сказать, что вообще все такие сочинения, за исключением, может, только одного Баха, они очень мало играемы. Очень мало кто играет, например, Сонату Бартока для скрипки соло, хотя это очень хорошее сочинение.

Моя Соната написана с полной ответственностью за каждую ноту.

Я даже думаю, что это сочинение всегда будет мало играться, потому что технически и особенно ритмически оно даже еще более трудное, чем мой Скрипичный концерт. Единственный из наших скрипачей, кто взял на себя эту задачу и, кстати говоря, очень хорошо сыграл Сонату, правда, опять же не у нас, а в Норвегии, в Ставангере, – это был Сергей Стадлер – скрипач с очень хорошей профессиональной базой, человек, который достаточно свободно владеет скрипкой, чтобы играть многие новые сочинения. Я не знаю, будет он еще играть эту Сонату или не будет, но в Ставангере он сыграл её хорошо. И публика, судя по записи, прекрасно слушала.

В Сонате три части и всё сочинение написано без единой тактовой черты. Первая часть по своей ломаной, я бы даже сказал, очень изощренной ритмике и некоторым таким достаточно отдаленным аллюзиям со Стравинским, близка к первой части моего Скрипичного концерта. Вторая – довольно длинная, развернутая по материалу, очень серьезная по характеру – это такое медленное Lento. Здесь много настроения связано с использованием четвертитоновых довольно напряженных интонаций и здесь много письма довольно сложного в психологическом плане. В основном вся драматургия связана с первой и второй частями. В особенности с первой. А финал – это скорее большая кода, буквально летящая на сплошных стремительных пассажах.

Сочинение виртуозное в самом настоящем смысле слова. И играть его смогут только скрипачи, для которых технических трудностей не существует, потому что здесь нужна абсолютная свобода в исполнении – скрипач ни в коем случае, ни на миг, не должен думать о пальцах, смычке и так далее – только тогда здесь и получится то, что заложено в психологии материала – абсолютная свобода самовыражения, но свобода обязательно настоящего музыканта-виртуоза.





1 Фрагмент из первого издания книги «Признание Эдисона Денисова». М., 1998 ISBN 5-85285-183-3. © Шульгин Дмитрий Иосифович. По материалам бесед. Монографическое исследование, 1985-1997 гг. (полный вариант книги см. на сайте Д.И. Шульгина: http://dishulgin.narod.ru).

Второе издание – М., 2004 г. ISBN 5 – 85285 – 717 – 3. Издательский Дом «Композитор».



2 19 октября 1978 года, Гамбург.





Смотрите также:
Сочинение необычайно трудное. Написано оно по просьбе Леонида Борисовича Когана и посвящено, естественно, тоже ему
27.86kb.
1 стр.
Сочинение небольшое, примерно на двенадцать минут, тихое, одночастное и невиртуозное. Написано оно достаточно просто, и немножко похоже на те мои концерты, которые можно назвать "концертами-моноло­га­ми"
32.05kb.
1 стр.
Рыжков, Вадим Днепропетровской филармонии хотят присвоить имя Леонида Когана // День(укр), 2012.№188(18. 10). С. 11 Вадим рыжков, «День» Днепропетровск
17.43kb.
1 стр.
Урок представление по теме
57.76kb.
1 стр.
Сочинение это, конечно, не столь значимое, но у него есть и свое лицо, и очень важная для меня музыкальная самостоятельность
25.69kb.
1 стр.
-
61.06kb.
1 стр.
За что я люблю Президента Украины Леонида Кучму
29.71kb.
1 стр.
Сострадание и бессердечие в рассказе Леонида Андреева
176.86kb.
1 стр.
Кто и шутя, и скоро пожелаетъ "Пи" узнать число ужъ знаетъ
35.58kb.
1 стр.
«Толерантность – это язык добрых дел и слов»
87.58kb.
1 стр.
Сочинение, посвященное 65 годовщине победы над фашистской Германии
43.28kb.
1 стр.
Он удивительно похож на нашего Леонида Даниловича просто брат-близнец. И тоже экс-президент, правда, Словакии. Дипломат, политик, путешественник и замечательный фотохудожник это Рудольф Шустер
24.77kb.
1 стр.