Главная
страница 1


На правах рукописи


САМАДОВА ИЛЬМИРА НАЗРИШОЕВНА

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ

ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ И ИХ ОСОЗНАННОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

ВЫБОРУ В ВУЗЕ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

(педагогические науки)


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Душанбе – 2010

УДК 37.062.3 :378(575.3)

Работа выполнена на кафедре культурологии, педагогики и психологии Российско-Таджикского (славянского) университета


Научные руководители: - доктор педагогических наук, профессор,

академик Академии образования Таджикистана,


Заслуженный работник Таджикистана Шарифзода Файзулло
- доктор философии и педагогики Зеки Пекташ
Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук

Кодиров Бахтиёр Розикович
- кандидат педагогических наук, доцент

Афзали Махбуба Камоловна
Ведущая организация: - Кулябский государственный университет имени Рудаки

Защита состоится « 12 » июня 2010 г. в 08 00 часов на заседании Диссертационного совета Д 047.016.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Академии образования Таджикистана (734024, г. Душанбе, проспект С.Айни, 45).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Научно-исследовательского института педагогических наук Академии образования Таджикистана.
Автореферат размещен на сайте Академии образования Таджикистана www.aot.tj
Автореферат разослан « 11 » мая 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор Негматов С. Э.

Общая характеристика работы
Актуальность проблемы исследования

Во все периоды жизни таджикского общества образование считалось надежной опорой государства. Поэтому сегодня система образования независимого Таджикистана видит свою задачу в воспитании строителей демократического, правового и унитарного государства.

Проблемы воспитания будущих специалистов в любых вузах, как оказалось, практически одинаковы. Подходы к их решению также во многом сходны. Но в то же время в каждом из вузов имеется ценный собственный опыт организации определенных направлений воспитательной работы, решения ее конкретных проблем.

Нами всесторонне изучена и проанализирована философская, социально-экономическая и психолого-педагогическая литература, посвященная вопросам подготовки молодежи к жизни и сознательному выбору профессии. Различные аспекты данной проблемы нашли свое отражение в работах Ю.П. Аверичева, А. Асророва, П.Р. Атутова,


А.Ф. Ахматова, Р.Х. Ахмеджанова, Ю.К. Васильева, Х. Джонназарова,
С.К. Кадырова, Н.Н. Конькова, Д.Н. Лазарева, А. Миралиева, Н. Сангова, П.М. Рузиева, М.И. Ниниашвили, Г.К. Нургалиевой, Ш.А. Шаропова,
Н. Шоева, Е.Н. Шиянова и др.

Несмотря на интенсивное исследование проблемы профориентационной работы и профвыбора в условиях вузовского образования, остается еще немало нерешенных вопросов.

На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы и изучения опыта работы вузов были выявлены следующие противоречиями между:


  • осознанным выбором профессии студентами вузов и потребностью организации соответствующей воспитательной и профориентационной работы со студентами-первокурсниками;

  • потребностью общества в совершенствовании процесса формирования готовности учащейся молодежи к профессиональному самоопределению и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических основ, обеспечивающих эффективность данного процесса.

С учётом состояния теории и практики организации воспитательной и профориентационной работы в высшей школе определена тема нашего исследования, которая требует проектирования системы интенсивной адаптации и разработки эффективной технологии деятельности кураторов по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.

Таким образом, актуальность исследования связана с потребностями общественной практики и предопределена следующими факторами:



  • неразработанностью избранной темы;

  • необходимостью в теоретическом осмыслении сущности деятельности куратора по обеспечению адаптации и осознанного профессионального выбора первокурсников в учебно-воспитательном процессе вуза;

  • потребностью вузовской практики в разработке эффективных технологий формирования устойчивых профессиональных качеств первокурсников;

  • усилением роли воспитательной работы в процессе адаптации первокурсников в вузе;

  • методологическим и научно-практическим значением разрабатываемой темы в условиях учебно-воспитательного процесса вуза.

Степень изученности проблем развития логического мышления в науке. Проблемы профессиональной ориентации подрастающего поколения в педагогической науке изучены достаточно глубоко.

Методологические и теоретические основы профессиональной ориентации рассматриваются в исследованиях А.П. Вояковского, П.П. Захарова, А.Д. Сазонова, В.Д. Симоненко, С.Т. Щацкого, А.И. Щербакова, С.Н. Чистяковой и др. Методические основы профориентации раскрыты в трудах Л.В. Ботяковой, А.Е. Голомштока, В.И. Журавлева, Л.А. Йовайши, Л.Л. Кондратьева, В.Ф. Сахарова, А.Д. Сазонова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Чистякова, Т.А. Ахлиллоева,


Л.И. Бондарчук, К.Ж. Жубаева, И.Б. Мадина, А.М. Миралиева,
Л.М. Беляевой, В.М. Гусева, И.И. Саковича, В.Ф. Сахарова, Н. Шодыева, Ш.А. Шаропова, А.Ш. Шарипова, Н. Шоева, Л.М. Шмигириловой и др.

Социально-экономические и философские аспекты подготовки подрастающего поколения к социально-профессиональному самоопределению раскрыты в работах В.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, А.К. Муте, И.А. Сасовой, В.И. Шубкина, В.Я. Ядова, М.А. Хациевой и др.

Целесообразность профориентации школьников и формирование долговременных личных профессиональных планов на основе развития профессиональных интересов, предпочтений и намерений изучают И.Н. Загорец, Л.Ю. Ковалева, Э.Г. Костяшкин, Н.Ф. Остапенко, М.П. Пальянов, М.Н. Скаткин и др.

В российской науке накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это, в первую очередь, разработки таких ученых, как Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, П. А. Шавир, С. Н. Чистякова, Е. И. Головаха и многих других. Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения.

В работах К.А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопре-деление рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии. Эта идея поддерживается исследованиями Л. М. Митиной: «…развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности».

В условиях пересмотра многих традиционных форм обучения подростков и поиска новых образовательных моделей повышается необходимость научного исследования процессов адаптации личности в разнообразных жизненных условиях, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения).

В научной литературе широко представлена проблема адаптации первокурсника к условиям обучения в вузе (В.А. Абидов, Д.А. Андреева, З.В. Аустерс, Г.А. Балл, Р.Д. Блажене, В.И. Брудный, Н.В. Вязовец,
С.А. Гапонова, А.А. Гришанов, С.В. Дроздов, А.В. Комаровская,
В.В. Лагерев, М.К. Лисицин, Н.М. Пейсахов, В.А. Плотников,
В.В. Трофимова, К. Штарке и др.).

Объектом исследования является процесс адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.

Предмет исследования – содержание и технология деятельности куратора по осуществлению адаптации и формированию устойчивых профессиональных качеств студентов-первокурсников.

Целью исследования является теоретическое обоснование, проектирование системы интенсивной адаптации студентов-первокурсников и экспериментальная проверка технологии деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.

Анализ литературы по теме исследования, изучение опыта воспитательной работы вузов и предварительное исследование позволили сформировать следующую гипотезу: успешность адаптации первокурсников к обучению в вузе достигнет уровня, достаточного для осуществления их профессионального образования, если:



  • осуществить моделирование процесса адаптации и формирования устойчивых профессиональных качеств первокурсников;

  • спроектировать и внедрить в образовательный процесс вуза систему интенсивной адаптации студентов-первокурсников;

  • разработать и реализовать в образовательном процессе вуза технологию деятельности куратора, нацеленную на обеспечение адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора;

  • обеспечить концентрированное погружение первокурсников в среду активной познавательной деятельности на теоретическом и деятельностном уровне средствами специальных адаптивных курсов;

  • организовать педагогическую поддержку первокурсников в овладении навыками самостоятельной познавательной деятельности через внедрение инновационных педагогических технологий;

  • осуществлять систематический мониторинг за происходящей адаптацией для выявления, оценивания и корректировки педагогических воздействий.

В соответствии с целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы в научной, методической и психолого-педагогической литературе и передовой практике организации воспитательного процесса в высших учебных заведениях.

  2. Выявить и обосновать характер первичных адаптационных трудностей, возникающих у студентов первого курса в учебном процессе.

  3. Раскрыть пути, формы, методы и условия эффективного формирования устойчивых профессиональных качеств первокурсников на основе моделирования процесса адаптации и формирования устойчивых профессиональных качеств первокурсников.

  4. Спроектировать систему интенсивной адаптации студентов-первокурсников и разработать эффективную технологию деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора, нацеленную на повышение уровня готовности к обучению в вузе.

  5. Экспериментально апробировать разработанную технологию, выявить по результатам апробации недостатки, внести необходимые коррективы в образовательный процесс для последующей реализации.

  6. Разработать научно-обоснованные рекомендации для дальнейшего совершенствования деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.

Методологическую основу исследования составляют теория содержания профессионального образования (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина), теоретические основы взаимосвязи общего и профессионального образования (А.П. Беляева, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов, Ю.С. Тюнников), теоретические основы проектирования и функционирования системы подготовки специалистов высшего образования (В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, Н.В. Кузьмина, О.А. Абдуллина, Н.Е. Щуркова), теоретические исследования, посвященные сущности и специфике проблем адаптации (Н.Н. Мельникова, А.Г. Спиркин, Е.Н. Некрасова, М.С. Каган, Л.А. Петрушенко, М.В. Ромм, П.С. Кузнецов, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Д.А. Бирюков, В.П. Казначеев, Н.Н. Василевский и др.), системно-синергетический и информационный подход к вопросам адаптации студентов (Л. фон Барталанфи, Л.А. Петрушенко, И. Пригожин, И. Стенгерс, Р. Абдеев, М.В. Ромм и др.), системный подход к процессу адаптации (А.С. Границкий, Л.И. Долинер, Е.А. Ямбург, Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачев, Н.П. Капустин и др.), теоретические основы адаптации к обучению (Ж. Пиаже, Л.Ф. Бурлачук, К.А. Абульханова-Славская, А. Бандура, Л.Л. Шпак, С.М. Мадорская, М.С. Дмитриева и др.) и концепция непрерывного образования (А.Н. Тихонов, А.Г. Кинелев, К.П. Годин), а также директивные документы: Государственный стандарт образования Республики Таджикистан (1996), Концепция национальной школы (2002), Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004), Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан (2007)

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:



  • анализ философской, методологической, психолого-педагогической и методической литературы по теме с целью определения методологических основ исследования и обоснования теоретической концепции;

  • научно-методический анализ содержания ГОС высшего и среднего (полного) образования, нормативных документов Министерства образования Республики Таджикистан, учебников, пособий, специальной и научно-популярной литературы;

  • анализ готовности выпускников школ к обучению в вузе;

  • обобщение передового опыта вузов республики и зарубежного педагогического опыта;

  • интервьюирование, беседы, анкетирование;

  • педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, преобразующий, контрольный);

  • наблюдение;

  • математическая обработка статистических данных исследования для подтверждения достоверности результатов и обоснованности выводов.

Работа над исследованием осуществлялась в несколько этапов:

На первом этапе (2001-2004 гг.) проводилось изучение состояния изученности проблем адаптации в теории и практике образования. Анализировалась философская, психологическая и педагогическая, социологическая, научно-методическая литература, диссертационные исследования, государственные стандарты, рабочие программы и учебные планы высшего профессионального образования по исследуемой проблеме. Изучался актуальный уровень готовности первокурсников к обучению в вузе. Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе работы (2005-2008 гг.) разрабатывались основные элементы технологии деятельности куратора по формированию устойчивых профессиональных качеств первокурсников в процессе учебных и внеучебных занятий. Первичной проверке и уточнению была подвергнута рабочая гипотеза, выявлены условия, позволяющие обеспечить успешность и эффективность адаптации первокурсников к обучению в вузе. Внесены изменения в содержание деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора. Проводилось предварительное экспериментальное исследование, апробация элементов технологии.

На третьем этапе (2008-2010 гг.) на основе данных, полученных в результате педагогического эксперимента, были произведены окончательная доработка и корректировка технологии деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора, нацеленной на повышение уровня готовности к обучению в вузе. Проверялась эффективность разработанной технологии, проводился анализ результатов эксперимента, было проведено внедрение полученных результатов в практику работы кураторов академических групп Российско-Таджикского (славянского) университета (РТСУ), Таджикского национального университета (ТНУ), Курган-Тюбинского государственного университета имени Н.Хисрава (КТГУ), систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, сформулированы общие выводы исследования, разработаны методические рекомендации, исследование было оформлено в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • научно обоснована и представлена универсальная модель процесса адаптации и формирования устойчивых профессиональных качеств первокурсников;

  • сконструированы целевой, организационный, содержательный, технологический компоненты модели процесса адаптации и формирования устойчивых профессиональных качеств студентов-первокурсников;

  • спроектирована и целостно представлена система интенсивной адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе;

  • представлены специальные адаптивные курсы, нацеленные на успешную и эффективную профессионально-направленную адаптацию первокурсников;

  • теоретически и экспериментально обоснована технология деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования вносят весомый вклад в дидактику высшей школы и реформирование системы высшего образования:

  • введена и определена «система интенсивной адаптации», уточнено понятие «адаптация первокурсника к обучению в вузе»;

  • представлена система базовых показателей адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе;

  • доказано, что системная организация адаптации первокурсников (проектирование, конструирование всех компонентов системы, технологический подход и своевременный мониторинг процесса адаптации) позволяет целостно, психологически комфортно повысить интеллектуальный потенциал первокурсника, уровень его адаптации к обучению в вузе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в условиях реформирования высшей школы, предусматривающей интенсивное введение технологий, ориентированных на более высокий уровень интеллектуальной подготовки первокурсников к обучению в вузе, резко возрастает проблема успешной и своевременной адаптации. Результаты нашего исследования могут быть использованы вузами для создания системы интенсивной адаптации, что позволит подготовить «качественного студента».

Спроектированная модель системы интенсивной адаптации универсальна, она может быть использована в вузе любого профиля. Представленная технология деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора может стать основой для организации профессионально-направленной адаптации личности, которая включает в себя довузовскую, вузовскую и послевузовскую профессиональную адаптацию.



Достоверность научных положений, выводов, рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологией системного, личностно-деятельностного подхода, научной концепцией профессиональной подготовки, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, анализом условий опытно-экспериментальной работы, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе. А также личным опытом автора работы в качестве куратора академической группы студентов.

Апробация и внедрение основных положений и выводов проводились в течение всего периода исследования в образовательном процессе факультета филологии Российско-Таджикского (славянского) университета (Душанбе, 2001-2010). Основные результаты докладывались на ежегодных «Славянских чтениях» Российско-Таджикского (славянского) университета (2002-2009 гг.), на республиканских и международных научно-теоретических и практических конференциях, а также на заседаниях кафедры педагогики ТНУ (2005-2009 гг.), кафедры культурологии, педагогики и психологии РТСУ (2004-2010 гг.).

Основной базой исследования являлись вузы Республики Таджикистан: Российско-Таджикский (славянский) университет (РТСУ), Таджикский национальный университет (ТНУ), Курган-Тюбинский государственный университет имени Н.Хисрава (КТГУ). Работа выполнена на кафедре культурологии, педагогики и психологии Российско-Таджикского (славянского) университета.

Всего в исследовании на различных этапах работы принимало участие более 1000 студентов первого курса и 24 куратора академических групп.



На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Система интенсивной адаптации рассматривается как специальная форма организации образовательного процесса на первом курсе, которая обеспечивает студенту педагогическую помощь в повышении его уровня готовности к обучению в вузе.

  2. Основные адаптационные трудности первокурсников вызваны слабой сформированностью ценностно-мотивационной, познавательной и социально-психологической сфер личности.

  3. Модель системы интенсивной адаптации предполагает выделение и конструирование целевого, организационного, содержательного и технологического компонентов.

  4. Содержательный компонент системы интенсивной адаптации предполагает единство учебных курсов: «Учись учиться», «Оптимизация учебно-познавательной деятельности», «Введение в специальность», «Психология делового общения» и программы адаптационных тренингов.

  5. Технология деятельности куратора по обеспечению адаптации и сознательного профессионального выбора первокурсников предполагает погружение студентов в адаптационную среду, которая пробуждает потребности и мотивы к самостоятельной познавательной деятельности, носит черты игры, состязательности, эмоционального воздействия, создает условия для активной коммуникации, выстраивания доверительных отношений сотрудничества.

  6. Проектирование и реализация системы интенсивной адаптации способствует следующим достижениям студента:

  • в ценностно-мотивационной сфере – возникновению интереса к обучению, становлению у большей части первокурсников устойчивой мотивации к учебной деятельности, возможности влиять на профессиональное самосознание через рефлексивные умения.

  • в познавательной сфере личности – адаптации студентов к формам организации учебного процесса в вузе, совершенствованию приемов самостоятельной работы, в перспективе, при эффективной организации обучения, – самостоятельной познавательной деятельности.

  • в социально-психологической сфере – совершенствованию коммуникативных умений, установлению гибких межличностных отношений, овладению умениями работать в группе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 164 страницах компьютерного набора. В тексте имеется 19 таблиц и 7 рисунков. Список использованной литературы насчитывает 223 наименования.
Основное содержание диссертации

Во введении диссертации обосновывается актуальность проблемы, определяется цель, объект, предмет исследования, формулируется гипотеза, задачи и методология, описаны использованные методы, этапы и база исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность и апробация полученных результатов.

В первой главе «Теоретические положения взаимосвязи профориентационной работы в школе и профвыбора в вузе в психолого-педагогических исследованиях» описаны проблемы профориентационной работы в современной общеобразовательной школе, рассмотрены теоретико-практические положения профвыбора и адаптации первокурсников в вузе, проанализирована современная практика обеспечения взаимосвязи профориентационной работы в школе и профвыбора в вузе.

Практика показывает, что школьники испытывают при выборе профессии серьезные трудности, поскольку должны знать социально-экономические характеристики профессий, перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.

Для школьников решающим фактором при выборе специальности является ее престижность (35%) и собственное призвание (32%). Менее существенное влияние на выбор старшеклассниками будущей профессии оказывают рекомендации родителей (18%) и гарантия будущего трудоустройства (15%).

По результатам социологических опросов и исследований ведущих ученых-педагогов республики, 50% учащихся не связывают выбор профессионального будущего со своими возможностями и потребностями рынка труда, 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку родителей, родственников и знакомых. Только 4% опрошенных учащихся высказывают предположение, что в решении выбора профессии им поможет школа.

В настоящее время профориентационная работа приобретает особую актуальность в связи с реформой системы образования, ядром которой является гуманизация и демократизация образования, основанные на личностно-ориентированном и профильном обучении. Одним из возможных путей решения проблем профориентации и самоопределения школьников может стать перевод общеобразовательных учреждений на предпрофильное и профильное обучение с учетом особенностей регионального развития.

Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. Профильная ориентация способствует принятию старшеклассниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростка к профессиональному самоопределению.

Выбор профессии – сложный многоэтапный процесс, и происходит он чаще не так, как рекомендуется: сначала выбрать профессию, потом место обучения. Сегодня старшеклассник сначала выбирает уровень образования, потом место обучения, а потом уже конкретный факультет.

Основными проблемами в персональном самоопределении молодежи являются:



  • профвыбор связывается не с будущей профессией, а с учебным заведением;

  • недостаток информации и осведомленности о профессиях и профессиональных учебных заведениях;

  • проблема соотношения компонентов «хочу», «могу», «надо», совпадение которых гарантирует успешный выбор профессии.

Стремление к овладению профессией является одним из побуждающих факторов поступления выпускников школ в высшие учебные заведения. Поступление в вуз сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу.

Адаптация – процесс очень сложный, зачастую длительный, и на его успешность оказывают влияние большое количество факторов. Различают несколько форм социальной адаптации: дезадаптацию, пассивную и активную адаптацию. С целью выявления особенностей социальной адаптации студентов - первокурсников мы провели диагностический эксперимент на базе первого курса филологического факультета РТСУ. Экспериментом было охвачено 104 студента трех отделений факультета. В качестве основного метода было избрано анонимное анкетирование, дополненное целенаправленными наблюдениями в стенах университета и за его пределами. Основными показателями уровней адаптации стали: анализ успеваемости (промежуточные аттестации и зимняя сессия), степени активности первокурсников в общественной и научно-исследовательской работе.

В ходе диагностического эксперимента студенты распределились по трем группам: АА - активная адаптация; ПА - пассивная адаптация; ДА – дезадаптация.

Данные диагностического эксперимента представлены в виде круговой диаграммы (рис. 1).



Рис. 1. Распределение студентов первокурсников по уровням адаптации.


Результаты диагностического исследования вскрыли ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни:

  • знание студентов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей;

  • изменение условий обучения, увеличение доли практических занятий;

  • консультативная помощь психолога;

  • помощь кураторов в организации академической группы в целом;

  • помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов.

Профориентационная работа в школе является начальным этапом профессионального самоопределения учащихся. От ее содержания и организации зависит эффективность привлечения абитуриентов в вуз, обучение будущих студентов, трудоустройство и закрепление выпускников на рабочем месте. Поэтому сегодня целесообразным является создание в вузах системы «опережающей профессиональной ориентации молодежи», нацеленной на привлечение абитуриентов в вузы. При этом эта система, прежде всего, позволяет повысить знания выпускников школ в будущей профессиональной деятельности и, как следствие, обеспечить конкурентоспособность на рынке труда и реальную занятость после окончания учебы. Система профориентационной работы вуза дает возможность каждому поступающему осознанно и ответственно подойти к выбору будущей специальности.

Во второй главе «Теоретико-технологические особенности деятельности кураторов по осуществлению адаптации первокурсников и совершенствованию их профвыбора (формирующий эксперимент)» раскрывается содержание деятельности куратора по обеспечению адаптации и профвыбора первокурсников, а также исследуются мотивы, направленные на эффективное формирование профессиональных установок первокурсника. Вместе с тем проведено моделирование процесса адаптации и формирования устойчивых профессиональных качеств студентов-первокурсников и на этой основе спроектирована система интенсивной адаптации, а также разработана и экспериментально доказана эффективность технологии деятельности куратора по обеспечению адаптации и сознательного профессионального выбора первокурсниками.

С поступлением в высшее учебное заведение процесс профессионального самоопределения не прекращается и осуществляется на протяжении всех лет обучения. Но в этом процессе есть свои пики и «точки роста». Важнейший из них первый год обучения: в этот период происходят значительные изменения идеальных представлений о профессии, о ее целевых и смысловых составляющих.

Абитуриенты выбрали профессию, поступили в университет, а насколько стойким окажется интерес к профессии зависит во многом от процесса адаптации студентов-первокурсников, нуждающихся в действенной и всесторонней помощи.

Практика работы учреждений образования, история педагогики свидетельствуют о приоритетной роли куратора в воспитательном процессе. Куратор сегодня - это педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды воспитательной деятельности систему отношений в учебной и академической группе, создающий условия для творческого самовыражения каждого студента, сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса социализации. Следовательно, значительная роль в успехе адаптации студента к условиям вуза принадлежит именно куратору, функция которого заключается не только в предоставлении учащемуся объема знаний, навыков и умений, но и в формировании, прежде всего, определенного стиля мышления, мировоззрения.

Таким образом, особое значение на первом этапе адаптации приобретает работа куратора, оказывающего помощь студентам в освоении навыков учебного труда, решении их психологических проблем, знакомящего их с традициями и нормами жизни в учебном заведении. Задача кураторов на данном этапе заключается в том, чтобы процесс адаптации «вчерашних» школьников к обучению прошел как можно быстрее и эффективнее.

По данным проведенного нами опроса, потребность в кураторе испытывают около 53 % студентов-первокурсников. Это мнение сохраняется у 36 % студентов старших курсов. Куратор, в основном, помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью (7 %), со здоровьем (5 %), личные проблемы (5 %), помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками (11 %), приобщиться к общественной жизни учебного заведения (19%), помогает разрешить конфликт с преподавателем (3 %), улучшить бытовые условия (2%). В том случае, если бы не было куратора, было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни для 29% студентов, были бы лишены возможности общаться с интересным человеком 12 %, было бы сложно в первые месяцы обучения 32 % студентов. Куратор необходим студентам для того, чтобы рассказать об основных требованиях к учебе (14%), знать, что есть преподаватель, неравнодушный к студенческим проблемам (15,5 %), познакомить с правилами внутреннего распорядка и другими официальными документами (8%). Не испытывали потребность в кураторе 7 % студентов. Сами предпочитают решать проблемы 8 % студентов.

Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает количество физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Профессия играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие.

Мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок – что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль.

Проведенное нами исследование мотивов профессионального выбора показало, что у студентов различных курсов происходит явное изменение в мотивационной сфере. Оно напрямую связано с изменением длительности обучения, а именно: чем ближе студент к выпуску из высшего учебного заведения, тем больше он задумывается о более частных особенностях своей предстоящей профессиональной деятельности. Это размышления о материальном вознаграждении за свой будущий труд, об условиях работы, о том, сколько времени придется тратить на путь от дома до работы, о времени работы и т.д. Студенты младших курсов реже задумываются над данными проблемами, т.к. еще недостаточно ознакомлены со спецификой своей будущей профессии, во многом их сопровождает некоторый романтизм, с которым часто бывает связан выбор той или иной сферы обучения после средней школы.

Осуществляемая ныне реформа образования требует новых подходов к обучению студентов в вузах. Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания вуза во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде.

С целью успешной и эффективной организации процесса адаптации студентов-первокурсников нами разработана модель процесса адаптации и формирования устойчивых профессиональных ориентиров у студентов первого года обучения.

Наша модель включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующим компонентом модели процесса адаптации студентов-первокурсников является, на наш взгляд, мотивационно-ценностный компонент, который способствует становлению личности специалиста, ориентирует его на ценностное принятие профессиональной деятельности.

Для реализации педагогической модели процесса адаптации и формирования устойчивых профессиональных качеств первокурсников нами разработана система интенсивной адаптации первокурсников к обучению в вузе с использованием педагогических технологий и специальных средств организации самостоятельной работы.

Для оценки эффективности процесса адаптации нами был выбран обобщенный показатель адаптации, состоящий из суммарных показателей его компонентов:


  • самостоятельность студентов в принятии решений, выборе способов, достижений результатов;

  • мотивация к образовательному процессу;

  • активность освоения среды;

  • коммуникативные умения;

  • удовлетворенность средой.

Каждый из компонентов оценивается по уровню проявления (высокий, средний, низкий, отрицательный).

Исследование процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе осуществлялось нами в три этапа. На каждом этапе эксперимента мы проводили срезы уровней адаптации студентов-первокурсников вузов, результаты которых представлены в таблицах № 17, 18, 19 (см. стр. 139, 142, 143 диссертационной работы).

Сравнительный анализ результатов исходного, промежуточного и итогового среза (таблицы № 17, 18, 19) позволяет проследить динамику изменений уровней адаптации студентов-первокурсников (рис.2).

Рис. 2. Динамика изменений уровней адаптации студентов-первокурсников.


Как видно на графике (рис. 2) изменения в уровнях адаптации студентов-первокурсников в ходе экспериментальной работы происходят следующим образом:

Возрастает число студентов, имеющих высокий уровень адаптации, а именно 10 % имеют высокий уровень на начало 1-го семестра (исходный срез) против 33 % на момент окончания 1-го курса.

Аналогичная картина наблюдается и у студентов-первокурсников, имеющих средний уровень адаптации, т.е. число студентов со средним уровнем адаптации увеличивается с 20 % на момент исходного среза до 50 % на итоговом срезе, после окончания 1-го курса.

Обратная картина наблюдается у студентов-первокурсников с низким уровнем адаптации, число студентов уменьшается с 58 % на исходном срезе до 12% на итоговом срезе. А число дезадаптированных студентов-первокурсников (отрицательный уровень адаптации) снижается к концу 1-го курса с 12 % до 5 %.

Таким образом, обобщенные результаты экспериментальной работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу, что успешность адаптации первокурсников к обучению в вузе достигнет уровня, достаточного для осуществления их профессионального образования, если спроектировать и внедрить в образовательный процесс вуза систему интенсивной адаптации студентов-первокурсников, а также разработать и реализовать технологию деятельности куратора, направленную на обеспечение адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.
Общие выводы и рекомендации

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты дают нам основание сделать следующие выводы:



    1. на основании теоретического анализа уточнено содержание понятий: «система интенсивной адаптации»; «адаптация первокурсника к обучению в вузе» с выделением базовых показателей адаптации;

    2. выявлены и определены концептуальные основания проектирования системы интенсивной адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе;

    3. научно обоснована и представлена универсальная модель процесса адаптации и формирования устойчивых профессиональных качеств первокурсников, с выделением и конструированием целевого, организационного, содержательного и технологического компонентов;

    4. в ходе педагогического эксперимента доказана эффективность технологии деятельности куратора, нацеленной на успешную адаптацию студентов-первокурсников к обучению в вузе;

    5. обработка, анализ и интерпретация полученных количественных и качественных экспериментальных данных подтвердили достижение цели нашего исследования.

Результаты нашего исследования позволяют нам сформулировать ряд практических рекомендаций для дальнейшего совершенствования процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе:

  • необходимо создать условия для познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, её требованиям, своим обязанностям;

  • целесообразно на первом курсе знакомить с содержанием профессиональной подготовки в вузе для формирования положительного отношения к выбранной специальности;

  • всесторонне способствовать процессам внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и объединению этих групп со студентами других курсов факультета и института;

  • особое внимание уделить дидактической подготовке студентов-первокурсников к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что цель исследования достигнута и задачи, поставленные в диссертации, решены. Вместе с тем, диссертационное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе. Дальнейшую перспективу деятельности мы видим в совершенствовании системы интенсивной адаптации студентов-первокурсников, основанной на решении дидактического аспекта проблем адаптации, а также внесение корректировок в педагогическую модель процесса адаптации, улучшающих качество подготовки специалистов в целом.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

I. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК МО РФ:

  1. Самадова И.Н. Взаимосвязь школы, семьи и вуза в вопросах профориентации молодежи // Вестник таджикского национального университета. – 2010. - №4 (61). – С. 201-205.

  2. Самадова И.Н. Кураторство как программа адаптации // Вестник таджикского национального университета. – 2010. - №4 (61). – С. 232-235.

  3. Самадова И.Н. Некоторые подходы к решению проблемы адаптации студентов к условиям обучения в вузе // Вестник Российско-таджикского (славянского) университета. – 2010. - №1 (27). – С. 171-175.

  4. Самадова И.Н. Мотивационные компоненты учебно-воспитательного процесса по формированию профессиональных установок первокурсников // Вестник Российско-таджикского (славянского) университета. – 2010. - №2 (28). – С.141-145.

II. Статьи, опубликованные в других научных журналах и изданиях:

5. Самадова И.Н. и др. Методическое пособие для кураторов академических групп. – Душанбе: Сират, 2010. – 64 с. (в соавторстве). – 4 п. л. / 1 п. л.

© Издательство РТСУ

Сдано в набор 26.03.2010. Подписано в печать 14.05.2010

Зак. № 032 Объем 5 п.л. Тираж 200 экз.

Отпечатано в типографии РТСУ.

734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе,

ул. Мирзо Турсун-заде, 30





Смотрите также:
Особенности деятельности кураторов по адаптации первокурсников и их осознанному профессиональному выбору в вузе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
271.29kb.
1 стр.
Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
1016.34kb.
4 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
262.61kb.
1 стр.
Развитие отечественной педагогики музыкального образования в ХIХ-ХХ веках 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
703.73kb.
4 стр.
Активизация познавательной деятельности старшеклассников в системе профильного обучения 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
403.19kb.
3 стр.
Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной Деятельности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
376.01kb.
1 стр.
Педагогические условия подготовки будущих учителей к творческой деятель но сти в школе 13. 00. 01-общая педагогика, история педагогики и образования
448.46kb.
3 стр.
Развитие общего образования в Республике Таджикистан в период независимости (1991-2005 гг.) 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования
461.83kb.
2 стр.
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
794.76kb.
4 стр.
Педагогические условия формирования ценностных ориентаций старших подростков во внеклассной деятельности общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
293.07kb.
1 стр.
Педагогическая эффективность творческого подхода к инновационной технологии в активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
329.54kb.
1 стр.
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего образования (на примере нефилологических специальностей вузов Республики Таджикистан) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
464.78kb.
2 стр.